Экологический проект "Зеленый доктор"
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) по теме
Наш экологический проект "Зеленый доктор"способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь дошкольникам осознать себя "маленькими волшебниками", спасающими и оберегающими растительный мир.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskiy_proekt_zelenyy_doktor.doc | 283 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
«ЗЕЛЕНЫЙ ДОКТОР»
Автор проекта: воспитатель МБДОУ детского сада№18 г.о.Самара
Трусова Инна Владимировна
Цель:
- подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительное царство – мир растений;
- формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу;
- развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, поисковую деятельность,
- развивать познавательную активность, интеллектуальную инициативу в процессе формирования представлений о флоре родного края
- развивать умение видеть красоту окружающей природы и бережно относиться к ней
Задачи:
- Дать детям знания о растениях родного края, с их целебными свойствами, познакомить с их разнообразием и лечебными возможностями, о правилах сбора, хранения и применения;
- подвести детей к пониманию особого отношения к лекарственным растениям человека, к осознанию их ценности для жизни и здоровья людей
- Привлечь детей к посильному участию в уходе за растениями участка.
- Дать возможность детям, педагогам, родителям проявить творческие способности.
Вид проекта: долгосрочный, комплексный, межгрупповой, исследовательский
Сроки реализации: в течение учебного года
Участники проекта: дети всех возрастных групп, педагоги, родители
Возраст детей: от 3 до 7 лет
Основные направления работы педагогов в рамках проекта:
Старший воспитатель:
- знакомство участников с проектом, с целью, с задачами;
- проведения консультаций, подбор методической, справочной, энциклопедической и художественной литературы по выбранной тематике проекта;
- составление перспективного плана проектной деятельности;
- составление схемы взаимодействия педагогов в процессе работы над проектом;
- составление и обсуждение со всеми участниками проекта поэтапного плана работы;
- подбор необходимого оборудования, наглядных пособий и материалов;
- осуществление контроля за ходом осуществления этапов проекта всеми его участниками;
- анализ проведенной работы по реализации проекта, подведение итогов, обобщение опыта работы.
Воспитатель:
- проведение прогулок, экскурсий, походов;
- разработка и проведения занятий ;
- организация наблюдения, исследований
- чтение художественной литературы природоведческого и экологического содержания;
- организация и проведения экологических праздников;
- привлечения родителей к проекту;
Музыкальный руководитель:
- подбор песен, танцев к экологическим праздникам и проведение их.
Инструктор по физкультуре:
- организация и проведения прогулок – походов;
- проведения подвижных игр;
- участие с воспитателем в проведении экскурсий.
Методы, используемые для реализации проекта:
Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок ( педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
- проведение разнообразных игр ( малоподвижные, сюжетно – ролевые, дидактические, игры - драматизации и др.);
- загадывание загадок;
- проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформить гербария растений, коллекции семян, плодов;
- постановка сказок, отрывков литературных произведений;
- изготовление с детьми наглядных пособий.
1 этап
Выявление проблемы: в природе есть удивительное царство – мир растений, а мы так мало знаем о их целебных свойствах.
Деятельность детей: | Деятельность педагогов |
- осознают и личностно воспринимают проблему (старший дошкольный возраст) - принимают задачи проекта - вживаются в игровые ситуации | - определяют цели и задачи проекта - формулируют проблему - вводят детей в игровую ситуацию |
2 этап
Организация работы над проектом
Перспективный план работы с дошкольниками
по реализации экологического проекта «Зеленый доктор»
младший и средний дошкольный возраст
Занятия познавательного цикла | Изобразительная деятельность | Игровая деятельность |
СЕНТЯБРЬ | ||
Занятие №1 «Знакомство с морковью и репкой» П.С. - учить различать морковь и репу, знать названия корнеплодов, их сенсорные характеристики; -развивать различные ощущения детей, их речь; - познакомить детей с вкусовыми качествами овощей. Стр 11-13 С.Н.Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников» Москва 2002г | Рисование «Морковка большая и маленькая» П.с.учить рисовать продолговатую форму моркови; - отражать в рисунке характерный цвет- оранжевый Лепка «Сладкая репка» П.с. учить лепить круглую форму репки. Аппликация «Морковка и репка» П.с. учить наклеивать на бумагу готовые вырезанные формы( мл.гр) , разрезать прямоугольник на треугольники ( морковки) –ср.гр | Подвижные игры 1«Собери морковки в одну корзинку, а репки в - другую» 2. «1,2,3. к репке подбеги.» Дидактические игры 1.«Угадай на вкус» 2.«Найди по описанию» 3.«Овощное домино» 4.«Какого цвета» 5 «Что за форма?» 6 «Подбери по форме 7 «Чудесный мешочек» |
ОКТЯБРЬ | ||
Занятие №2 «Знакомство с помидором и огурцом» П.С. - учить различать овощи по сенсорным признакам; - закрепить их названия; - развивать сенсорные ощущения детей Стр 17-18 С.Н.Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников» Москва 2002г | Рисование «Засолили помидоры» П.с.учить рисовать круглую форму томата, располагая их в силуэте банки; - Лепка «Огуречик» П.с. учить лепить овальную форму огурца Аппликация «Огурцы и помидоры» П.с. учить наклеивать на бумагу готовые вырезанные формы ( мл.гр) , вырезать округлые формы | Подвижные игры 1«Собери огурцы в одну корзинку, а помидоры в - другую» 2. «Огуречик, огуречик..» 3.«1,2,3. к огуречку подбеги.» Дидактические игры 1.«Угадай на вкус» 2.«Найди по описанию» 3.«Овощное домино» 4.«Какого цвета» 5 «Что за форма? |
НОЯБРЬ | ||
Занятие №3 «Знакомство со свеклой и капустой» П.С. - учить различать и обобщать овощи по сенсорным признакам; - закрепить их названия, особенности формы; - развивать сенсорные ощущения детей; - дать понятие, что овощи съедобны и полезны для здоровья Стр 15-16 С.Н.Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников» Москва 2002г | Рисование «Свекла» П.с.учить рисовать форму свеклы. - Лепка «Свекла» П.с. учить лепить форму свеклы , вытягивая хвостик овоща. Аппликация «овощи на блюде» П.с. учить наклеивать на бумагу готовые вырезанные формы ( мл.гр) , разрезать прямоугольник на треугольники ( морковки) , срезать углы у квадрата и прямоугольника ( огурцы и помидоры / ср.гр/ | Подвижные игры 1«Собери овощи в корзинки» 2.«Варим борщ» 3.«1,2,3. к репке побеги.» Дидактические игры 1.«Угадай на вкус» 2.«Найди по описанию» 3.«Овощное домино» 4.«Придумай загадку |
ДЕКАБРЬ | ||
Занятие №4 «Знакомство с фруктами» П.С. - познакомить детей с фруктами, ( яблоко и груша), учить различать их по сенсорным признакам; - закрепить их названия, особенности формы; - развивать сенсорные ощущения детей, - дать понятие, что фрукты съедобны и полезны для здоровья Стр 26-27 С.Н.Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников» Москва 2002 | Рисование «Спелое яблочко» П.с.учить рисовать круглую форму яблока, подбирая цвет фрукта. Лепка «яблоки на блюде» П.с. учить лепить круглую форму яблока, груши- средняя группа Аппликация «Наливные яблочки» П.с. учить наклеивать на бумагу готовые вырезанные формы( мл.гр) , вырезать округлые формы ( яблоки)–средняя группа | Подвижные игры 1«Собери овощи в корзинки» 2.«Варим борщ» 3.«1,2,3. к репке побеги.» Дидактические игры 1.«Угадай на вкус» 2.«Найди по описанию» 3.«Овощное домино» 4.«Придумай загадку |
ЯНВАРЬ | ||
Занятие №5 «Оранжевые фрукты» П.С. - познакомить детей с фруктами оранжевого цвета: апельсин, мандарин, хурма; - учить различать их по сенсорным признакам; - закрепить их названия, особенности формы; - дать понятие, что фрукты съедобны и полезны для здоровья | Рисование «Апельсины» П.с.учить рисовать круглую форму апельсина. - Лепка «Мандаринчики» П.с. учить лепить круглую форму мандарина. Аппликация «Оранжевые фрукты» П.с. учить наклеивать на бумагу готовые вырезанные формы( мл.гр) ,) вырезать округлые формы ( мандарины и апельсины)–средняя группа | Подвижные игры 1«Собери овощи в корзинки» 2.«Варим борщ» 3.«1,2,3. к репке побеги.» Дидактические игры 1.«Угадай на вкус» 2.«Найди по описанию» 3.«Овощное домино» 4.«Придумай загадку |
ФЕВРАЛЬ | ||
Занятие №6 «Посадка лука и чеснока» П.С. уточнить представления детей о репчатом луке и головках чеснока, из которого можно вырастить зеленые перышки, полезные для здоровья; - учить различать лук и чеснок х по сенсорным признакам; - закрепить их названия, особенности формы; - развивать сенсорные ощущения детей; - учить сажать головки лука и чеснока в землю; - познакомить с тем, что для роста растениям нужна вода Стр 52-53 С.Н.Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников» Москва 2002 | Рисование «Зеленый лучок» П.с.учить рисовать прямые линии-перышки зеленого лука. Лепка «Зеленый лук» П.с. учить лепить палочки – перышки зеленого лука Аппликация «Зеленый лук» П.с. - учить правильно держать и пользоваться ножницами; - учить резать по прямой, делая несколько «шагов» ножницами - развивать аккуратность при наклеивании готовых вырезанных форм | Подвижные игры 1«Собери овощи в корзинки» 2.«Варим борщ» 3.«1,2,3. к репке побеги.» Дидактические игры 1.«Угадай на вкус» 2.«Найди по описанию» 3.«Овощное домино» 4.«Придумай загадку |
МАРТ | ||
Занятие №7 «В гостях у доктора Айболита» П.С. - продолжать воспитывать понимание ценности здоровья, формировать желание, укреплять здоровья, особенно весной с помощью пищи, богатой витаминами; - упражнять в различении плодов овощей и фруктов по названиям и характерным сенсорным признакам. Стр 62-64 С.Н.Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников» Москва 2002 | Рисование «По замыслу» Учить задумывать содержание своей работы и воплощать задуманное в работе ( средние группы) Лепка «Слепи любой овощ, какой хочешь» П.с. учить лепить круглую и овальную форму овощей. Аппликация «По замыслу» П.с. учить наклеивать на бумагу готовые вырезанные формы( младшие группы) Учить задумывать содержание своей работы и воплощать задуманное в работе (ср.гр) | Подвижные игры 1«Собери овощи в корзинки» 2.«Варим борщ» 3.«1,2,3. к репке побеги.» Дидактические игры 1.«Угадай на вкус» 2.«Найди по описанию» 3.«Овощное домино» 4.«Придумай загадку |
АПРЕЛЬ | ||
Наблюдение №1 «Одуванчик -желтый сарафанчик» П.С. - познакомить детей с новым растением, сообщить его название; - выделить его основные признаки и особенности - воспитывать эмоциональный отклик на красоту весеннего цветка. Стр 62-64 С.Н.Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников» Москва 2002 | Рисование «Одуванчик -желтый сарафанчик» П.с.учить рисовать цветок одуванчика на длинном стебле. - Лепка «Одуванчик» П.с. учить, размазывая пальчиками пластилин на картоне, создавать изображение цветка. Аппликация «Одуванчик» П.с. учить срезать углы у прямоугольника ( листья одуванчика), вырезать округлую форму ( цветок одуванчика) | Подвижные игры
Дидактические игры
«Корень, стебель, листья, цветы» |
МАЙ | ||
Наблюдение №2 «Сравнение одуванчика и мать-и мачехи» П.С. - показать сходство и различие растений, обратить внимание детей на отличительные признаки листьев и цветков первоцветов - учить отвечать на вопросы воспитателя об итогах сравнительного наблюдения Стр 62-63; 79 С.Н.Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников» Москва 2002 | Рисование «Цветы на траве» П.с.учить рисовать круглую форму томата, располагая их в силуэте банки; - Лепка «Цветы на траве» П.с. учить, размазывая пальчиками пластилин на картоне, создавать изображение цветка и зеленой травы Аппликация «Одуванчик» П.с. учить наклеивать на бумагу готовые вырезанные формы, резать бумагу на короткие полоски (травка) – младшие группы, вырезать округлую форму одуванчика ( средние группы) | Подвижные игры 1. «1.2,3 к одуванчику беги» 2.«Пчелы и цветы» 3.«Кто быстрее до цветка?» Дидактические игры 1.«Составь узор» 2.«Придумай загадку» 3.«Что где растет?» 4.«Найди о чем расскажу» 5.«Цветочная мозаика» 6.«Что сначала, что потом?» 7.«Разложи правильно» «Корень, стебель, листья, цветы» |
ИЮНЬ | ||
Наблюдение №3 «Разные и красивые одуванчики» П.с. - привлечь внимание детей к превращению одуванчиков в пушистые белые шары - учить замечать красоту полянки, на которой много зеленой травы и белых пушистых цветов Стр 83-84 С.Н.Николаева «Экологическое воспитание младших дошкольников» Москва 2002 | Рисование «Красивые цветы» П.с.учить задумывать содержание своей работы и воплощать задуманное в работе Лепка «Зеленая травка» П.с. учить лепить мелкие травинки пальчиками рук Аппликация «По замыслу» П.с. учить наклеивать на бумагу готовые вырезанные формы( младшие группы) Учить задумывать содержание своей работы и воплощать задуманное в работе ( средние группы | Подвижные игры 1«1.2,3 к одуванчику беги» 2«Пчелы и цветы» Дидактические игры 1.«Составь узор» 2.«Придумай загадку» 3.«Что где растет?» 4.«Найди о чем расскажу» 5.«Цветочная мозаика» 6.«Что сначала, что потом?» 7.«Разложи правильно» «Корень, стебель, листья, цветы» |
ИЮЛЬ | ||
Наблюдение №4 «Белые платьица ромашек» П.с. - познакомить детей с новым цветком, его названием, внешним видом; - рассказать о том, что ромашка – лекарственное растение, которое помогает при болях в горле; - продолжать воспитывать понимание ценности здоровья, формировать желание не болеть. | Рисование «Ромашка» П.с.учить использовать прием примакивания при рисовании цветка; - Лепка «Ромашка» П.с. учить, размазывая пальчиками пластилин на картоне, создавать изображение цветка Аппликация «Ромашка» П.с. учить срезать углы у прямоугольника (листья), вырезать округлую форму середины цветка, наклеивать вырезанные лепестки вокруг серединки цветка | Подвижные игры 1.«1.2,3 к одуванчику беги» 2.«Пчелы и цветы» 3.«Кто быстрее до цветка?» Дидактические игры 1.«Составь узор» 2.«Придумай загадку» 3.«Что где растет?» 4.«Найди о чем расскажу» 5.«Цветочная мозаика» 6«Что сначала, что потом?» 7«Разложи правильно» «Корень, стебель, листья, цветы» |
АВГУСТ | ||
Наблюдение №5 «В гостях у доктора Ромашкина» П.с. - познакомить детей с птичьем горцем и его другими названиями: трава-мурава, гусятница, заячья травка - расширять знания детей о лекарственных растениях, которые помогают зверюшкам, когда они больны | Рисование «Заюшкина травка» П.с.учить рисовать травку, используя прием примакивания Лепка «Зайчонок» П.с. учить лепить предмет из нескольких частей, соединяя части , прижимая их друг к другу Аппликация «Зайчик» П.с. учить наклеивать на бумагу готовые вырезанные формы, составляя изображение из нескольких частей, средняя группа – самостоятельно вырезать голову и туловище зайчика | Подвижные игры 1.«1.2,3 к одуванчику беги» 2.«Пчелы и цветы» 3.«Кто быстрее до цветка?» Дидактические игры 1.«Составь узор» 2.«Что где растет?» 3.«Найди о чем расскажу» 4.«Цветочная мозаика» 5.«Что сначала, что потом?» 6.«Разложи правильно» «Корень, стебель, листья, цветы» |
Перспективный план работы с дошкольниками
по реализации экологического проекта «Зеленый доктор»
старший дошкольный возраст
Занятия познавательного цикла | Изобразительная деятельность | Игровая деятельность |
СЕНТЯБРЬ | ||
Занятие №1 «Царство растений» Программное содержание: - подвести детей к пониманию того, что в природе есть удивительное царство – мир растений; - познакомить с его разнообразием; - ввести и обосновать классификацию растений на дикорастущие и культурные. | Рисование «Царство растений» Аппликация «Волшебный цветок» | Подвижные игры
Дидактические игры
|
ОКТЯБРЬ | ||
Занятие №2 «В гостях у синьора Помидора…» Программное содержание - уточнить и расширить знания детей об овощах, их сенсорных признаках, о месте произрастании; - учить классифицировать и группировать ; - расширить знания о лекарственных свойствах овощей в лечении разных болезней. | Рисование «Овощи» Лепка «Овощи» Аппликация «Огород» «Овощи» | Подвижные игры 1«Собери овощи в корзинки» 2.«Варим борщ» 3.«1,2,3. к репке побеги.» Дидактические игры 1.«Угадай на вкус» 2.«Найди по описанию» 3.«Овощное домино» 4.«Придумай загадку» 5. «Что где растет?» |
НОЯБРЬ | ||
Занятие №3 «Сладкие и вкусные …» Программное содержание - уточнить и расширить знания детей о фруктах их сенсорных признаках, о месте произрастании; - учить классифицировать и группировать ; - расширить знания о лекарственных свойствах фруктов в лечении разных болезней. | Рисование «Фрукты» Лепка «Фрукты» Аппликация «Фруктовый сад» «Натюрморт из фруктов» | Подвижные игры 1«Собери фрукты в корзинки» 2.«Варим компот» 3. «.Арбуз растет» Дидактические игры 1.«Угадай на вкус» 2.«Найди по описанию» 3.«Фруктовое домино» 4.«Придумай загадку» 5. «Что где растет? |
ДЕКАБРЬ | ||
Занятие №4 «Зимой и летом одним цветом?» Программное содержание - уточнить знания детей о хвойных растениях; - учить устанавливать сходство и различие между их основными представителями: сосной и елью; - познакомить с лекарственными свойствами хвои. | Рисование 1.«Сосны в небо высотой» 2.«Зимняя красавица» Лепка «Елка» Аппликация «Маленькая елочка в лесу » | Подвижные игры 1«Карлики и великаны» 2.«1,2,3 к елочке беги» 3. «У Мороза во бору» Дидактические игры 1.«Угадай по описанию» 2. «Знайкины загадки» 3.«Лесное домино» 4. «Что растет на елке?» 5.«Составь из частей» |
ЯНВАРЬ | ||
Занятие №5 «В гостях у Неболейки» Программное содержание - - продолжать воспитывать понимание ценности здоровья, формировать желание, укреплять здоровья, особенно зимой с помощью пищи, богатой витаминами; - познакомить с растениями, помогающими справиться с простудой: лук, чеснок, лимон | Рисование 1.«Неболейка, какой он?» 2.«Апельсины и лимоны» Лепка «Лимон» Аппликация «Зеленый лук на окне » | Подвижные игры 1«Собери быстрей в корзинки» 2.«Варим компот и щи» Дидактические игры 1.«Угадай на вкус» 2.«Найди по описанию» 3.«Фруктовое домино» 4.«Придумай загадку» 5. «Что где растет?» 6 «Расскажи, а мы отгадаем» |
ФЕВРАЛЬ | ||
Занятие №6 «Витаминный калейдоскоп» Программное содержание - продолжать воспитывать понимание ценности здоровья, формировать желание, укреплять здоровья, особенно весной с помощью пищи, богатой витаминами - формировать первоначальные знания и умения приготовления витаминных салатов | Рисование «Как мы помогаем маме» Аппликация «Где прячутся витаминки?» | Подвижные игры 1«Что нам нужно для салата / эстафета/» 2.«Варим компот» Дидактические игры 1.«Угадай на вкус» 2.«Найди по описанию» 3.«Фруктовое домино 4. «Какой витамин спрятался во фрукте?» 5. «Придумай загадку» |
МАРТ | ||
Занятие №7«Комнатный Айболит» Программное содержание - продолжать знакомить детей с разнообразием лекарственных растений - уточнить знания детей о лекарственных свойствах комнатных растений: алоэ, золотой ус | Рисование «Алоэ» Аппликация «Золотой ус» | Дидактические игры 1.«Угадай на вкус» 2.«Найди по описанию» 3. Цветочный магазин 4. «Путаница» 5. «Придумай загадку» 6 «Что нужно растениям?» |
АПРЕЛЬ | ||
Занятие №7 «Письмо от первоцветов» Программное содержание - расширять представления и знания детей о лесных первых первоцветах, о растениях, занесенных в Красную книгу природы Занятие 8«Весенние первоцветы» Программное содержание - расширять представления и знания детей о лесных первых первоцветах.Стр 214-216 Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» | Рисование 1.«Первые цветы» 2.«В гости в первоцветам» Лепка ба-рельеф «Удивительный цветок» Аппликация «Весна в лесу» | Сюжетно- дидактическая игра «Путешествие в лес к первоцветам» Цель: дать более полные представления о первоцветах, научить определять их по описанию, обогащать словарь Стр 131-133 Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» Москва 2003 г Дидактические игры 1.«Найди по описанию» |
МАЙ | ||
Занятие №8 «Одуванчик- желтый сарафанчик» Программное содержание - воспитывать бережное отношение к одуванчику и другим лекарственным растениям - закрепить знания о строении и назначении, лекарственных свойствах одуванчика Стр 107-108 Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Москва «ВАКО» 2005г Занятие №9 «Семена - парашютики» Программное содержание - уточнить знания детей о последовательности роста и развития растения, о его строении - познакомить с новым способом размножения растений- с помощью ветра и семян-парашютиков Стр 55-58 Н.А.Рыжова «Воздух -невидимка» Москва 1998г | Рисование 1. «Одуванчик» 2. «Мать - мачеха» Лепка ба-рельеф «Цветок-маленькое солнышко» Конструирование из бумаги «Одуванчик» Аппликация «Одуванчик» | Подвижные игры
Дидактические игры
|
ИЮНЬ | ||
Занятие №10 «Зеленая недотрога- крапива» Программное содержание - расширять знания о лекарственных растениях
Занятие №11 «Полынь и тысячелистник» Программное содержание - продолжать знакомить детей с царством лекарственных растений - познакомить с полынью, тысячелистником, с легендами о них | Рисование 1.«Лесная недотрога» 2.«Серебристая полынь» Лепка «Зеленый ежик» Аппликация «Недотрога» | Дидактические игры
«Корень, стебель, листья, цветы»
|
ИЮЛЬ | ||
Занятие №12 «Ромашка – белое платьице» Программное содержание - закрепить и расширить знания детей о диких лекарственных растениях - познакомить с лекарственными свойствами ромашки, с правилами сбора цветов Занятие № 13 «Подорожник – трава…» Программное содержание - закрепить и расширить знания детей о диких лекарственных растениях - познакомить с лекарственными свойствами ромашки, с правилами сборА | Рисование 1. «Узор из ромашек» 2.«Подорожник у дороги» Лепка (ба-рельеф) «Ромашки» Аппликация 1.«Узор на платке» 2.«Узор для платья» | Дидактические игры 1.«Составь узор»
«Корень, стебель, листья, цветы»
|
АВГУСТ | ||
Занятие №11 «Встреча с Красной шапочкой» Программное содержание - формировать умение узнавать, рассказывать и называть лекарственные растения - обобщить знания о правилах сбора и использования в лечении разных болезней Стр 54-55 Л.Г.Горькова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» Москва «ВАКО» 2005г Занятие №12 «Лекарственные растения – средства оздоровления человека» Программное содержание - формировать умение узнавать, рассказывать и называть лекарственные растения - обобщить знания о правилах сбора и использования в лечении разных болезней / отдельный конспект/ | Рисование «Встреча с Красной шапочкой» «По замыслу» Лепка «Мой зеленый друг» Аппликация «По замыслу» | Дидактические игры 1.«Составь узор»
«Корень, стебель, листья, цветы»
10 «Кто больше назовет лекарственных растений?» 11. «Знатоки Красной книги природы» 12. «Ядовитый или неядовитый» |
3 этап
Презентация проекта «Зеленый доктор»
Деятельность детей | Деятельность педагогов |
- делают вывод о решении проблемы - представляют и готовят презентацию блюд, - составляют краткие рассказы о том, что они узнали в ходе проекта | - подводят детей к формулировке вывода о решении проблемы - помогают детям организовать праздник-презентацию |
Презентация проекта «Зеленый доктор»
(вторая младшая и средняя группа)
Программное содержание:
- учить детей использовать ранее полученные знания при решении познавательных и практических задач;
- обобщить знания об овощах и фруктах, их оздоровительном значении для растущего детского организма;
- развивать художественный вкус при оформлении блюд и сервировке стола.
Ход досуга:
Воспитатель- Ребята! Посмотрите , как много гостей пришли на нашу встречу в зале. Среди них есть и необычные гости. давайте с ними познакомимся. Это малыши – Нехочуха и Привередница.
Нехочуха
Не хочу я есть салат,
Дайте лучше мармелад!
Не хочу я винегрет!
Дайте булочек, конфет!
Привередниуца
Приносите в сад и школу
Фанту, спрайт и пепси-колу!
А из фруктов разных соки
доведут нас до мороки.
Воспитатель
Ай!ай! Посмотрите-ка на них! Что за внешний вид! Что же здесь не так?
Дети
Да они же больные6 бледные, худые. слабые, уставшие.
Воспитатель
Если что у них болит, тут поможет Айболит.
Айболит
Чтоб здоровым, сильным быть,
надо овощи любить,
Все без исключенья –
В этом нет сомненья!
Здравствуйте, дорогие ребята!
Воспитатель
Дорогой, Айболит, а почему надо есть овощи и фрукты?
Айболит
Потому что в них содержатся такие волшебные вещества, которые сразу вылечат Нехочуху и Привередницу, они станут здоровыми, румяными и сильными. Как же называютс эти волшебные вещества?
Дети- Витамины…
Айболит
Дорогие родители! назовите какие витамины есть в овощах и фруктах. помогите детям /родители называют/
Воспитатель
Ребята, давайте расскажем Нехочухе и Привереднице , как полезны витамины для здоровья.
Ребенок
В каждом овоще и фрукте
Польза есть и вкус,
А решать я не берусь:
Кто из них вкуснее,
Кто из них нужнее.
Ребенок
Чтоб здоровым, сильным быть
Надо овощи любить
Все без исключенья-
В этом нет сомненья!
Айболит
Нехочуха и Привередница1 А вы поняли совет детей, что надо любить и овощи , и фрукты?
Нехочуха
Подумаешь? Ничего в этом хорошего нет!
Воспитатель
Ребята, а как сделать так, чтобы они полюбили овощи и фрукты, научились пить соки? Родители помогайте / надо, чтобы малыши сами выбирали, какой салат им съесть, салатов должно быть много. они должны быть разнообразными../
Воспитатель
А что для этого нужно? / разные овощи и фрукты/
появляются дети с тележкой , в которой лежит большая тыква, корзинка с овощами
Ребенок
Чистим овощи в салат – весь в заботах детский сад
Перец, репу и морковку режем для салата ловко / родители нарезают овощи для салатов/
Ребенок
Ну а тыква просто чудо, вес ее почти два пуда!
В ней земли родимой соки, солнца свет веселый в ней!
Ребенок
Уплетай за обе щеки-
будешь всех ребят сильней!
Девочка
Киви, яблоко, гранат принесла я вам в салат.
Ну а груша – словно мед!
Будет сок, коктейль, компот!
В ней живые витамины для детей незаменимы!
Воспитатель
Видите, сколько овощей у нас и фруктов – значит можно сделать много разных салатов! А какими они должны быть, чтобы Нехочуха с Привередницей захотели их съесть? /красивыми и вкусными/
Воспитатель
Чудесно! Все должно вызывать аппетит. А что нам поможет приготовить вкусные напитки и салаты? Помогайте родители!
/родители перечисляют кулинарные приспособления, кулинарные книги, красивая скатерть для стола, необычная сервировка, красива посуда/
Родители объединяются в небольшие группы, придумывают свои салаты. оформляют их, а дети помогают. одевают фартучки, моют руки, отбирают необходимые фрукты или овощи, помогают их чистить, смешивать , добавлять соль, сахар по вкусу…Сервируют стол, украшают блюдо…
Привередница
Ух, какая красота! Как все ярко, необычно! Даже слюнки потекли!
Нехочуха
Ой, как хочется есть!
Воспитатель
Подождите, не спешите! Мы поможем вам выбрать, что вкуснее и полезней. Сейчас ребята и их родители. раскроют секрет своих блюд…
Призентация
Дети дают названия блюдам, рассказывают , из чего они приготовлен и чем полезны. рассказы детей записываются на диктофон. Рецепты записываются в «Большую Кулинарную Книгу». Дети приглашают гостей к дегустации.
Презентация проекта «Зеленый доктор»
(старшая и подготовительная группа)
«Путешествие в царство лекарственных растений»
Программное содержание:
- развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, о правилах сбора, хранения и применения;
- развивать экологическое мышление в процессе исследовательской деятельности, творческое воображение;
Развивающая среда:
- иллюстрации с изображением лекарственных растений: одуванчик, крапива, подорожник, тысячелистник, валериана, ромашка;
- засушенные растения;
- отвары трав;
- картинки с изображением зверей;
- гербарий «Растения нашего края».
Ход:
1.Воспитатель предлагает детям отправиться в царство растений, загадывает загадки, отгадав которые дети узнают, какие это растения:
- Ах, не трогайте меня,
Обожгу и без огня. /крапива/
- Рос шар бел, дунул ветер –
Шар и улетел…/ одуванчик/
- Нарядные платьица,
Желтые брошки,
Ни пятнышка нет
На красивой одежке. / ромашка/
- Каждый лист мой любит тропки
У обочины дорог.
Он однажды людям добрым
Раны вылечить помог. / подорожник/
2.Вопросы к детям:
- Как называются эти растения?
- Для чего они нужны людям?
- А хотите побольше узнать об этих лекарственных растениях? Послушайте мой рассказ:
Издавна люди заметили, что больные животные уходят, когда заболеют, чтобы найти какую-нибудь травку, съев которую , они выздоравливали. Так и человек стал искать помощи у разных растений.
- Посмотрите на это растение /показ картинки или засушенного тысячелистника/. Его можно встретить на лугах и лесных опушках, и называется оно-тысячелистник. Посмотрите на его листья и подумайте: почему он так называется? / каждый его листик состоит из множества крохотных листочков и у каждого листика ажурные края/. Тысячелистник – лекарственное растение, его используют для остановки кровотечения, для улучшения аппетита.
- А теперь посмотрите на другое растение /. Кто знает как оно называется?
/ подорожник/ Почему оно так называется? Подорожник растет вдоль дорог. Листья его упругие, с прочными прожилками, густой пучок корней, которые прочно и надежно укрепляются в почве, стебелек с соцветием. Они тоже жесткие и упругие. Вот и не боится подорожник вытаптывания, от которого страдают другие растения. Подорожник – великий путешественник, приклеившись к ногам людей, он без труда перебирается в другие места. Подорожник часто называют зеленым бинтом. Если разобьешь коленку, сорви листик подорожника, очисти его от пыли, затем немного поцарапай поверхность листа, чтобы выделился сок, и приложи его к ране.
- А о каком растении говорят, что оно жжет? Правильно , это крапива. Но почему же крапива все-таки обжигает? Да потому что на листиках этого растения имеются особые волоски. Каждый волосок- как игла крошечного шприца. Внутри волоска – едкая жидкость, дотронулся - получай уколы. Листья крапивы богаты разными полезными солями и витаминами. Из крапивы готовят великолепные щи, крапивное пюре с яйцом, можно даже заквашивать крапиву, как капусту. В крапиве содержатся вещества, убивающие микробы, она хорошо останавливает кровь. А еще она укрепляет волосы. Из нее делают бумагу, мешковину – в стеблях этого растения очень прочные волокна.
Все эти лекарственные растения произрастают в нашем крае, еще в нашем крае растут другие лекарственные растения: душица обыкновенная, зверобой, мать-и-мачеха, пастушья сумка, подорожник, ландыш.
- Есть много трав полезных
На земле страны родной.
Могут справиться с болезнью
Ромашка, мята, крапива,
Подорожник, ландыш, зверобой…
3.Физкультминутка «Дождик, лей веселей!»
Дождик, лей веселей!
Теплых капель не жалей
Для лесов, для полей,
И для маленьких детей,
И для мам, и для пап
Кап-кап, кап-кап.
4.Как вы думаете, где и когда собирают лекарственные растения? Как правильно их сушить?
- Цветы собирают, когда растение цветет. Корневища – поздней осенью, когда плоды уже осыпались. Собирают в сухую погоду, сушат над навесом. Нельзя собирать растения вблизи заводов и автотрасс, потому что с выхлопными газами автомобилей в воздух попадают многие опасные вещества, растения впитывают в себя вредные вещества. Собранные в таких местах лекарственные растения принесут больше вреда, чем пользы. Да и дышать в таком месте опасно для здоровья.
- А теперь давайте поиграем в больницу. Так как доктор Айболит занят на вызовах, то лечить зверей будете вы.
* У нашего Мишки заболело горло, давайте посоветуем ему, чем ему полечиться? /дети советуют/
Очень полезен при больном горле полоскание отваром календулы или ромашки.
* У нашей лисички простуда и сильный кашель. Чем ей полечится? Очень полезно попить отвар чабреца или мать –и- мачехи.
* Посмотрите, какая бледный зайчик, у него нет сил. Что же делать? Ей поможет отвар шиповника, зверобоя и боярышника.
Давайте поможем зверюшкам приготовить отвары из лекарственных трав и им станет намного легче , они быстро поправятся. А вам я предлагаю попробовать витаминный чай.
Итог работы над экологическим проектом «Зеленый доктор»
В ходе проведения проекта использовались разные виды детской деятельности
Игры.
Подвижные игры. Их можно провести в качестве физминуток, на прогулке, на экскурсии, прогулке- походе.
Дидактические игры Их можно провести в утреннее и вечернее время, на прогулках, экскурсиях, включить в занятия познавательного характера для закрепления знаний, полученных детьми.
Музыкальная деятельность:
На музыкальных занятиях можно дать детям прослушать разные произведения со звуками природы: (шум листьев, пение птиц и т.д.). Пения песен о цветах, растениях, хороводы.
Изобразительная деятельность:
Дети с огромным удовольствием выражают свои впечатления об окружающем мире через рисунки. В процессе работы по проекту дети очень много рисовали, лепили, делали поделки из природного материала. Можно создайте вместе с детьми « Жалобную книгу» в которой растения высказывают свои жалобы. Дети придумывают рассказы и рисуют иллюстрации.
Литературная деятельность:
При чтении художественных произведений у детей накапливаются знания о природе, художественное описание уже знакомых растений делает восприятие детей ярче, вызывает интерес к наблюдению.
Проведения праздников и досугов по теме экологического проекта.
Экологические праздники и развлечения несут в себе определенную нагрузку в соответствии с особым содержанием. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включенность детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, достигнутых пониманию детей. По ходу сюжета разыгрываемой сказки отдельного ее эпизода следует вызвать у детей переживание гуманных чувств, сочувствия, острого желания помочь героям или решить возникшую проблемную ситуацию.
С целью закрепления знаний о растениях участка были проведены праздники и развлечения : «Я сам», «Что? Где? Когда?», «Мы - друзья природы», « Юные любители природы».
ВЫВОД:
Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей:
1. Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом.
2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.
3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.
4.Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими растительный мир.
Приложение №1
Конспекты наблюдений и занятий
с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
Наблюдение №1
«Знакомство с одуванчиками»
Программное содержание:
- показать новое растение, сообщить его название;
- выделить его характерные признаки: желтый пушистый цветок, стебель длинный, гладкий)
- воспитывать эмоциональный отклик на красоту весеннего растения.
Ход наблюдения:
Воспитатель подводит детей к распустившемуся одуванчику. Предлагает полюбоваться им, спрашивает, какого он цвета, просит притронуться к нему сверху ладошкой и ощутить пушистую поверхность. Сообщает название растения, предлагает хором повторить его, затем присесть и посмотреть, какой стебель у цветка ( воспитатель сам, не срывая одуванчик, демонстрирует стебель, называет его особенности, дети повторяют). Затем все вместе ищут другие одуванчики в траве, останавливаются у 2-3 из них , повторяют название, любуются.
Наблюдение №2
«Сравнение одуванчика с мать-и-мачехой»
Программное содержание:
- показать различие и сходство растений ( одуванчик высокий. Пушистый, имеет гладкий стебель; мать-и–мачеха – ниже, не такая пушистая, стебель весь в чешуйках; оба цветка – желтого цвета.
Ход наблюдения:
Воспитатель выносит на прогулку любимую куклу , у которой есть имя и одежда для прогулки по погоде. Предлагает детям показать кукле цветы на участке. Все вместе подходят к цветам, разглядывают их, сравнивают. Первые два растения воспитатель, обращаясь к кукле, называет сам, определяя признаки, по которым они отличаются. Затем дает возможность детям самим определить растения. Говоря от имени куклы, воспитатель иногда «ошибается, путает» растения, позволяя детям исправить допущенные ошибки. В конце наблюдения кукла выражает радость – цветы красивые. Их много, как хорошо, что взяли мы куклу Катю на прогулку.
Наблюдение №3
«Сравнение листьев одуванчика и мать-и-мачехи»
Программное содержание:
- показать детям листья первоцветов, их отличительные особенности ( у одуванчика листья длинные, с зубчиками. Растут они вокруг цветка; у мать-и – мачехи листья широкие, снизу светлые, теплые и мягкие, а сверху – они темно-зеленые , гладкие и прохладные)
Ход наблюдения:
Воспитатель опять берет на прогулку куклу Катю и с ее помощью проводит наблюдение, аналогичное предыдущему.
Конспект занятия во второй младшей группе «Знакомство с фруктами»
Программное содержание:
- учить различать яблоко, грушу, знать названия плодов, их сенсорные характеристики ( яблоко круглое, красное, желтое или зеленое, имеет кисло-сладкий вкус. А груша круглая и чуть вытянутая вверх, желтая, мягкая , сочная , сладкая;
- развивать различные ощущения детей- тактильные. зрительные, вкусовые, обонятельные
- активизировать знания детей об овощах – вспомнить и назвать знакомые плоды
Ход занятия:
Воспитатель сажает детей и спрашивает, а помнят ли они сказку «Репка»? Напоминает им: Дед и бабка уже приходили к нам в гости, приносили разные овощи со своего огорода. Вопросы к детям:
- Что приносили?
- Какими овощами угощали?
Если дети затрудняются , сам называет и показывает картинки с изображением овощей. затем сообщает, что сегодня дедушка опять обещал к нам прийти.
Раздается стук в дверь, приходит дедушка с корзиной и картиной. Здоровается с каждым ребенком по очереди, сообщает, что принес новые гостинцы, которые выросли у него в саду. Рассказывает детям, что кроме огорода у них с бабушкой есть еще и фруктовый сад.
Рассматривание картинны «Фруктовый сад»
Вопросы к детям:
- Что нарисовано на картине?
- - Может быть это растут березки в саду?
Это не березки, это яблони, на них выросли красивые яблоки. А на березках растут яблоки?
Дедушка рассказывает, что в саду растут разные фруктовые деревья кроме яблонь, есть еще и груши. дедушка показывает плоды грушевого дерева.
Дети обследуют плоды вместе с воспитателем. Им предлагается понюхать. погладить, нажать на яблоко и задается вопрос «Какое?». Следует добиваться ответов детей – яблоко гладкое, твердое, хорошо пахнет. детям предлагается понюхать яблоко, насладиться блочным ароматом., потом дать его попробовать на вкус ( твердое, хрустит на зубах, кисло-сладкое, очень вкусное)
Физкультминутка «Яблонька»
детям предлагается встать и изобразить, как растет яблонька ( присесть, постепенно вставать, подняв руки вверх) Повторить упражнение 2-3 раза, воспитатель приговаривает «растет яблонька вверх, веточками к солнышку тянется. Выросла яблонька! Яблочки на ней созрели, (дети изображают руками круглые яблоки) и собрали мы их в корзину ».
Затем аналогично обследуется груша. делается вывод: груша мягкая, гладкая, пахнет вкусно. на вкус сочная. сладкая, на зубах не хрустит.
В конце занятия воспитатель благодарит дедушку за то, что он пришел в гости, принес угощение. Все прощаются с дедом, приглашают приходить еще.
Конспект занятия в средней группе
«В гостях у доктора Айболита»
Программное содержание:
- начать воспитывать понимание ценности здоровья, формировать желание не болеть, укреплять здоровье, особенно весной с помощью пищи, богатой витаминами.
- упражнять в различении плодов моркови, к. лука-репки, лимона по названиям и характерным признакам
- развивать речь детей, учить отвечать на вопросы.
Материал к занятию:
Кукла доктора Айболита, корзина с овощами и лимонами на машине с красным крестом, ручное зеркало, разделочная доска, 2-3 тарелки, нож, терка.
Ход занятия:
В группу приезжает доктор Айболит на машине с крестом скорой помощи, здоровается с детьми.
Воспитатель рассказывает я, что доктор Айболит приехал в детский сад осмотреть детей, выяснить: здоровы ли они? Знают ли как надо беречь свое здоровье, укреплять его. Воспитатель с Айболитом и зеркалом обходит детей, каждого ребенка доктор просит посмотреть на себя в зеркало: на свои румяные щечки, веселые глазки, улыбку. Доктор гладит детей по голове, по руке, хвалит за то, что они не болеют, советует беречься весной от простуды, для этого нужны витамины, а их много в овощах и фруктах. Айболит рассказывает детям, что привез ребятам корзину с овощами и фруктами.
Воспитатель предлагает вспомнить, что дети недавно уже знакомились и рассматривали овощи и фрукты: «Садись, доктор Айболит , и посмотри, как дети будут узнавать и называть то, что ты привез»
Из корзины достается по одному овощ или фрукт и задаются вопросы:
- Что это?
- Как вы узнали морковку?
- Какого она цвета7
Каждый раз , когда ответ правильный, обращается педагог к Айболиту «Видишь, доктор Айболит, дети знают морковку, лимон, лук. Свеклу только забыли.»
Затем все плоды чистятся и режутся для того, чтобы дети съели их перед обедом, в них много витаминов.
Далее рассматривается зеленый лук, который дети сами посадили и вырастили. Зеленый лук очень полезен, в нем много полезных витаминов, которые помогают детям не заболеть. Доктор Айболит удивляется и хвалит детей. Воспитатель ножом срезает зелень, моет и режет также к обеду.
занятие незаметно переходит в обед, доктор Айболит смотрит, как хорошо кушают дети суп с зеленым луком, морковку и свеклу. В компот кладут лимон.
Доктор Айболит все время говорит о том, как полезно есть овощи и фрукты.
Приложение №2
Конспекты наблюдений и занятий
с детьми младшего и среднего дошкольного возраста
ЭКСКУРСИЯ НА ЛУГ
/ старшая, подготовительная группа/
Программное содержание:
- познакомить детей с разнообразием растений на летнем лугу;
- научить различать самые обыкновенные цветущие травы: ромашка, фиалка
- научить ценить и беречь красоту природы, используя художественное слово, вызвать у детей чувство благодарности за то, что мир прекрасен.
Ход экскурсии:
Воспитатель начинает экскурсию с чтения стихотворения С.Вургуна «Здравствуй»
Давай пройдемся медленно по лугу
И «Здравствуй» скажем каждому цветку.
Я должен над цветами наклониться
Не для того, чтоб рвать или срезать,
А чтоб увидеть добрые их лица
И доброе лицо им показать.
Педагог спрашивает детей, понравилось ли им стихотворение? Для чего они пришли на луг? Предложить поздороваться с лугом, наклониться к каждому цветку, заглянуть в его доброе лицо…, поблагодарить луг за такую яркую красоту.
Рассказать ребятам, что даже животные –коровы обходят стороной яркие пестрые цветы, как будто понимают, что они созданы для пчел и бабочек, что им нужно отцвести и оставить семена. Скот больше любит сочные зеленые травы, мелкие цветы которых опыляет ветер. Их всегда много на лугах. Показать и назвать детям эти цветы: тимофеевка, мятлик, лисохвост, овсяница, пырей, полевица, колосок душистый.
Затем воспитатель обращает внимание детей на цветущие растения.
Гвоздика.
Гвоздики весело цветут, алея в травах луговых, рассмотреть невысокое стройное растение –гвоздику травянку
Фиалка
Фиалка на лугу одна росла безвестна и скромна, то был цветочек кроткий. Обратить внимание, что фиалок много или мало на лугу?
Ромашка
Педагог загадывает загадку «на лугу стоят сестрички-золотые глазки, белые реснички? Кто же там? / ромашки/»
На каждом лугу можно увидеть цветы, которые называют ромашками. Ромашки бывают разными и имеют свои названия: персидская, римская, немецкая, кавказская и т.п. Всего известно более 350 видов ромашек. Самая известная крупная ромашка в России – нивяник с крупными бело-желтыми соцветиями. В народе ее называют по-разному: поповник, белюшка, лесная марьяша, белоголовник, невесточка, солнечник и т.п.
А чуть мельче ее аптечная ромашка -лекарственное растение. Она не очень высока, стебель у нее тонкий, извилистый, листья рассеченные, узкие, похожи на морковные. Она имеет приятный запах. Ромашка славится своими целебными свойствами: хорошо заживляет раны, лечит воспаление. Ее используют в кулинарии и косметике для изготовления крема, пасты, краски для волос. Ромашка – милый обаятельный цветок, как береза – символ русской природы, по народному преданью говорится: ромашка вырастает там. Где с неба упадет звезда.
Ромашка помогает человеку не только поправить здоровье, если ее посадить вдоль капусты или яблони, то она спасет эти растения от гусениц и плодожорок и даже от полевых мышей.
Заучите с детьми стихотворение М.Авдеевой «Ромашка»
Ромашка, ромашка
Душистый цветок.
Желтая серединка,
Белый лепесток.
Колокольчик
Рассмотреть с детьми колокольчик, очень нежный луговой цветок.
Стихотворение Е.Серовой «Колокольчик»
Колокольчик голубой, поклонился нам с тобой.
Колокольчики цветы очень вежливы, а ты?
Клевер
На лугу синеют колокольчики, рядом с колокольчиком, с ромашкой
Клевер весело цветет, и его шмелиной кашкою называет наш народ…
- Почему его так прозвали? Да потому, что клевер это ценное кормовое растение, его опыляют шмели, пчелы не могут достать нектар в глубокой клеверном венчике.
Вывод:
Красота цветущего луга обусловлена тем, чтобы привлекать внимание насекомых. И их здесь великое множество: жжужат пчелы и шмели, порхают бабочки, перелетают с цветка на цветок мухи-журчалки. Стрекочут кузнечики, сверчки. Звуки, краски, ароматы луга создают необычайную красоту, оставляют память на всю жизнь.
Во время экскурсии можно провести подвижные игры «Цветы и бабочки», «1,2,3 к названному цветку беги!» , «Кузнечики и бабочки» и другие.
Конспект прогулки «Травушка-муравушка»
Цель: Познакомить с народными названиями птичьего горца: спорыш, птичья гречишка, гусятница, трава – мурава; показать пищевые связи в природе; учить видеть необычное в обычном.
Ход прогулки.
Педагог. Как вы думаете, что делают воробьи в траве?
Дети. Ищут корм. Они едят какую – то травку!
Педагог. Возьмите ее в руки, внимательно рассмотрите. Воробьи клюют вот эти маленькие зернышки – семена. А что мама готовит из крупы, т . е. зерен?
Дети. Кашу.
Педагог. Как же мы назовем растение, зерна которого так охотно клюют воробьи?
Дети. Воробьиная каша.
Педагог. А в народе ее называли птичьей гречишкой, почти гречкой. Потрогайте травку, поласкайте ее ладошками. Видите, какой чудный зеленый коврик из нее получился. Назвал ее народ ласково: травушка – муравушка, трава - мурава.
Дети. Она низкая, маленькая. Маленькая, как муравьи. Может, поэтому ее так назвали?
Педагог. В деревне эту траву еще называют гусятницей. Как вы думаете, почему?
Дети. Наверное, ее гуси щиплют.
Педагог. Да, ее любят щипать и не только гуси, но и куры, телята, козлята. Вот какая эта травка. Всем нужна. Итак, она называется …
Дети. Трава – мурава, птичья гречишка, гусятница.
Педагог. А еще эта трава весной быстро растет. Вот и четвертое название этой травки — от слов «скоро, быстро, споро» — «спорыш». Рассмотрите ее стебли, листочки. Давайте нарвем этой травки, высушим, чаю попьем . А я вам сказку расскажу. Только сначала скажите, какая же травка – муравка?
Дети. Мягкая , как коврик, хочется ее гладить. Листочки маленькие, гладкие. Стебли небольшие, тонкие, изогнутые.
Педагог. Послушайте, как маленьких детей по утрам мамы будят: «Травка – муравка со сна поднялась, птица – синица за зерно взялась». А какое название этой травки вам больше всего понравилась?
Дети. Травка – муравка — название красивое и ласковое. Птичье гречишка гречневая каша у птиц и у нас. Гусятница, ее гуси любят.
Педагог. Придумайте свои названия травушке – муравушке.
Дети. Птичий завтрак! Маленькая травка. Трава – малышка.
Педагог. Эту травку в народе еще называют топтун – трава. Она растет вдоль тропинок, у колодцев, по ней все ходят. А она не боится, стебелек свой прижмет к земле и вновь поднимется. По – научному ее называют птичий горец.
Педагог предлагает детям поискать эту травку около дома, нарисовать ее, подписать свой рисунок.
Педагог. Теперь поиграем в догонялки. Я вас посчитаю:
«Ходит свинка по бору, рвет траву – мураву,
Она рвет, и берет, и в корзинку кладет.
Этот выйдет, вон пойдет».
Через некоторое время педагог угощает детей чаем из птичьего горца. А затем читает ( или рассказывает) им сказку о нем из книги М. А. Кузнецовой, А. С. Резниковой «Сказание о лекарственных растениях» ( М., 1992). После чтения сказки дети рассматривают засохшие былинки птичьего горца. Находят его на открытках среди лекарственных трав.
Конспект прогулки в старшей группе «Рябина и рябинка»
Цель. Расширить представление о растениях ближайшего окружения; учить сравнивать, находить общее и отличие и делать обобщение.
Ход прогулки
Педагог. Я очень люблю рябину. Вы тоже полюбите ее, когда узнаете о ней много интересного. Где чаще всего можно встретить рябину?
Дети. Рябина растет в лесу, около домов, вдоль улиц, в парке.
Педагог. Почему люди сажают рябину около дома так, чтобы ее из окна было видно?
Дети. Чтобы ягоды есть. Чтобы любоваться её красотой.
Педагог. Посмотрите на дерево, на его крону. Кудрявая рябина – так о ней поётся в песнях. Красивы и её листья, причём в разное время года. Сейчас они зелёные, скоро будут жёлтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. А ещё за что любят рябину?
Дети. Из её ягод варенья варят, чай заваривают.
Педагог. Кто ещё любят ягоды рябины?
Дети. Птицы: снегири, свиристели, вороны.
Педагог. Рябине в народном календаре посвящен праздник - 23 сентября. С этого дня разрешается собирать и заготавливать ягоды на зиму. Но нельзя обрывать все гроздья - надо оставить и для птиц. Рябина, как считают в народе, оберегает от бед. Вот почему её сажали под окнами. Давайте сорвем небольшую веточку рябины с гроздьями, обвяжем её ленточкой: пусть она оберегает наш дом. ( Срывает веточку с гроздьями рябины, даёт попробовать ягоды на вкус. Ведёт детей к зарослям пижмы.) Как называется это растение? В народе оно известно как дикая рябинка. Посмотрите внимательно на неё и на веточку рябины. Чем они похожи?
Дети. Листья такие же.
Педагог. А какого цвета их листья? Сверху? Снизу? Цветы?
Дети. Сверху темно – зеленые, снизу у пижмы - сероватые. А цветы похожи на ярко – желтые пуговки, собранные вместе. Так же, как ягоды у рябины.
Педагог. А теперь понюхайте пижму и рябину. Запахом пижмы люди отпугивают мух и моль. Известно, что моль любит все шерстяное: варежки, кофты, меховые шапки, шубы. Вот и перекладывают пижмой одежду, чтобы защитить ее от моли. Почему пижму назвали дикой рябинкой?
Дети. У нее листья похожи на листья рябины. И цветки расположены так же, как ягоды у рябины, - в виде зонтика.
Педагог предлагает сорвать несколько кустиков пижмы, засушить их и поставить в группе, чтобы еще раз внимательно рассмотреть пижму и сравнить ее с рябиной – оберегиней.
Приложение №3
РАССКАЖИТЕ ДЕТЯМ – ЭТО ИНТЕРЕСНО!
ОДУВАНЧИК
Одуванчик растет везде: вдоль дороги и на лесной полянке, в огороде и на пустыре, на городском газоне. Его можно встретить на севере и на юге страны, он растет в любом месте земного шара. В жизни одуванчика несколько страничек:
Первая – зеленая страничка, когда растение еще не успело зацвести. Затем открывается желтая страничка . радостные огоньки желтых одуванчиков – маленькие солнышки. Рассмотрите с ребенком цветок. Это не один цветок, а целое соцветие-корзиночка. Как веселые желтенькие братья и сестрички, прижавшись плотно друг к другу, они радуют каждого, кто их видит. На ночь и в сырую погоду они закрываются. И все золотое семейство оказывается в домике из зеленых листочков.
Но проходит время и одуванчику надоедает быть ярко-желтым, цветки отцветают, корзинка закрывается. И в ней, как в куколке, начинается чудесное превращение. Пройдет какое-то время, и она развернется белым волшебным шаром. Он еще хрупок, чем самая тонкая елочная игрушка…
Недолго длится белая страничка жизни цветка. Дунет ветерок, и разлетаются сестрички и братцы. Начинается жизнь пушистых малышей с воздушного путешествия, летят они плавно, не перевертываясь, не раскачиваясь. Множество парашютиков летит во все концы. В одной корзинке созревает до 200 семян, поэтому и вся земля – дом для одуванчиков.
Одуванчик – лекарственное растение. Его применяли от разных болезней еще в древности. Сейчас люди используют корни одуванчика, которые выкапывают в конце осени. Из корней делают целебный настой, пьют его для повышения аппетита и при разных желудочных заболеваниях. Молодые листья одуванчика люди используют для салатов, в них много витаминов. А еще из одуванчиков варят вкусный душистый мед, очень вкусный!
ПОЛЫНЬ
У этой травы приятный сильный запах. Это трава с певучим названием – «Полынь» Кто-то назвал полынь – вечной травой. Иногда говорят «Горькая. Как полынь» и это правда. Полынь на вкус очень горька, самая горькая из всех трав. Она и называется полынь горькая. Это не очень высокое растение , листья покрыты небольшим пушком и кажутся серебристыми. У нее маленькие цветочки, они невзрачны и почти незаметны. Растетполынь на свалках, в канавах , на пустырях Еще эту траву, согласно древней легенде называют травой Артемиды. Однажды Артемида, дочь Зевса, сестра Апполона, отправилась на охоту и повстречала траву, которую раньше никто не встречал, у нее был необычный сильный запах и горький вкус. Потом богиня обнаружила ее лекарственные свойства. Она лечит потерю аппетита и заболевания желудка и кишечника.
ТЫСЯЧЕЛИСТНИК.
Свое название растение получило за изрезанные узорные листья. Кажется, что их тысячи. Стебель высокий, а на нем - белая цветочная шапка. Цветы очень мелкие и собраны в соцветия-корзиночки. Увидеть это растение можно везде: на лугу, у дороги, на лесной опушке. Но не всегда цветы его бывают белого цвета, иногда это светло-розовые шапочки. В народе эту траву уважают. И давно. Тысячелистник хорошо заживляет раны и останавливает кровь. В давние время, когда в битвах проливалось много крови, им лечили раны. Это лекарственное растение, настой этой травы пьют при внутренних кровотечениях, при заболеваниях желудка и кишечника. Он улучшает аппетит.
ПОДОРОЖНИК.
Люди о подорожнике говорят уже давно. Запомнили они его не только за внешний вид и свойства. Его высоко ценили за лекарственные свойства, ведь не всякая трава так хорошо и быстро заживляет раны. С его помощью лечат расстройство живота, болезни органов дыхания. Много лет прошло с древних времен, но люди не разочаровались в этом растении.
Это замечательное растение, тем, что мы его топчем, топчем, а ему хоть бы что. Плотно прижал он к земле свои упругие листья, с прочными капроновыми жилками. Надежно укрепился в земле своим густым пучком корней. Вверх поднял только стебель с соцветием., но даже оно- жесткое и упругое. Не боится подорожник вытаптывания, от которого так страдают многие растения.. Если приглядеться к цветкам подорожника – они маленькие, а когда цветет эта трава, то цветы красуются мягким пухом на хвостике соцветия. От влаги семена становятся клейкими и липкими, поэтому легко прикрепляются к подошве людей и переносятся на другие места, где начинают прорастать.
Подорожник называют великим путешественником, прикрепившись к подошве , подорожник перебрался на другой континент , за океан, в Америку. Он вырастал там везде, где проходили европейцы, индейцы стали его называть «след бледнолицых»
ПУСТЫРНИК
Эта трава называется так, потому, что любимым местом ее произрастания являются пустыри. Густые, высокие заросли его с растопыренными листьями делают вместе с крапивой эти места непроходимыми. Пчелы любят пустырник, летят к нему в любую погоду, это склад нектара, сладкого и вкусного. Пчелы любят мелкие розовые его цветы. На латинском языке его называют более красиво- львиный хвостик, потому что растение покрыто густыми волосками, на ощупь мягкими. Цветы пустырника пускают к себе только пчел, потому что открыть дверцу в цветок могут только пчелы. На месте цветов позднее образуются твердые чашечки –плоды с колючками. Они , цепляясь за одежду людей распространяются в другие места .
В народе пустырник называют сердечной травой, он способен успокаивать биение сердца. Сейчас он считается ценным лекарственным растением , соперником знаменитой валерианы.
КРАПИВА
Это очень интересно и необычное растение. Колючка-недотрога обжигает своими листьями каждого, кто к ним притронится. Листья ее покрыты волосками, каждый волосок, как маленький шприц, внутри которого едкая жидкость. Прошел неосторожно мимо, коснулся листочков, получай сотню уколов. Крапива - это многолетнее высокое растение, цветы ее мелкие и некрасивые, соцветия висят словно кисточки. Это ценное лекарственное растение, она быстро останавливает кровь, улучшает свойства крови. Она облегчает боли при ревматизме, укрепляет волосы. Из нее готовят салаты, варят щи, в ней много витаминов, особенно весной, когда мы так в них нуждаемся.
ЩАВЕЛЬ
Весною, когда не хватает витаминов, нам на помощь приходит щавель, с пирогами, салатами, щами … Отовсюду слышны слова благодарности в его адрес.
Растет щавель быстро, вместо оборванных листьев, быстро отрастают новые. Листья щавеля похожи на стрелы в виде розетки, это многолетняя трава, корни у нее длинные, ползущие под землей. Уже в мае щавель зацветает, у него вырастает длинный побег с зелеными или красноватыми цветками. Они невзрачны и опыляются ветром. Есть еще разновидность щавеля – конский щавель . Это удивительное растение, высотой выше метра, листья длиной до 20 см, а шириной до 10 см. Корневище щавеля обладает лекарственными свойствами.
МАТЬ И МАЧЕХА
Удивительное растение –первоцвет. Появляется рано весной, как только сойдет снег. Оно встречается везде, на каждом шагу и радует глаз своими ярко-желтыми соцветиями, похожими на одуванчики. Листьев в это время у них нет, вместо них на стебле сидят буроватые чешуйки. В пасмурную погоду и вечером цветы закрываются. А в солнечную снова светят нам своими желтыми огоньками. Позже, в июне появляются листья мать-и – мачехи. Одна сторона которых гладкая прохладная – мачеха, а другая пушистая теплая – мать. Отсюда и народное название цветка «мать –и-мачеха» Это растение лекарственное, используется в медицине, как средство от кашля.
Список
используемой литературы
- Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003 год
- Н.А.Рыжова «Воздух - невидимка» / пособие по экологическому воспитанию/ Москва LINKA – PRESS 1998 г.
- Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005 год
- Л.П.Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001 год
- Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002 год
- Программа экологического воспитания дошкольников «Тропинка в природу»
- Программа экологического воспитания дошкольников «Юный эколог»
- В.А.Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу»Москва «Просвещение» 2002 год
- С.Я.Соколов, И.П. Замотаев «Справочник по лекарственным растениям» Москва «Металлургия» 1989 год
- Р.Т.Богомолова «Огород на славу Божью» из серии «Дача кормит, дача лечит» Москва 2002 год
- Н.В.Васильева «Рецепты детского питания от 4 до 7 лет» Москва. АЙРИС ПРЕСС 2004.
- Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией М.В. Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С. Комаровой Москва МОЗАИКА –СИНТЕЗ 2005 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игра - путешествие "Доктор Айболит и экологический патруль"
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Вспомним ураганы, смерчи, засуху, пожары...
Экологическая сказка: "Уроки доктора Айболита"
Изучая факультатив "Основы экологии", ребята часто слышали фразу, что экологическое воспитание ныжно начинать чуть ли не с пеленок, вот ребята и решили сами написать сказку "Уроки доктора Айболита", к...
Сценарий экологического спектакля "Друзья доктора Ромашкина"
Представлен сценарий совместной деятельности - экологического спектакля "Друзья доктора Ромашкина"...
Конспект интегрированного занятия по экологическому воспитанию детей с элементами нетрадиционного рисования и театрализованной деятельности" В гостях у доктора Айболита"
Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы....
Видеоурок "Доктора- детям, дети - докторам!"
https://www.youtube.com/watch?v=KNtmtNeAarM...
Учебно-методическое пособие "Ростовая кукла "Доктор Айболит". Картотека дидактических игр и бесед с доктором Айболитом для младшего, среднего и старшего дошкольного возраста
Ростовая кукла «Айболит» Цель: формирование представлений детей дошкольного возраста о ЗОЖ через различные виды деятельности посредством театрализации.Задачи:- развивать игровые, познавате...
Комментарии
Экологический проект "Зеленый доктор"