Игра - путешествие "Доктор Айболит и экологический патруль"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Вспомним ураганы, смерчи, засуху, пожары и наводнения в России. Перечислить можно много. В нашем Ханты - Мансийском автономном округе - Югре, где добывается «черное золото», поражают экологические последствия «покорения» Югорской земли. Экологическую опасность представляют продукты сгорания в результате порывов трубопроводов и сжигания попутного нефтяного газа на факелах. Ситуацию усугубляют аварии и разливы. Не проклянут ли наши потомки за безалаберность и бесхозяйственность предков? Просить прощения придется не столько у природы, сколько у детей и внуков.
Содержанием нашей игры являются отношения: человек – природа, человек – человек. Игра моделирует социальное содержание экологической деятельности. Воображаемые ситуации, определенные роли из жизни способствуют тому, что дети проникаются важностью заботы и бережного отношения к окружающей природе, к миру.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igra_puteshestvie_zkologicheskiy_patrul.docx | 33.66 КБ |
Предварительный просмотр:
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 5 – 7 ЛЕТ
«ДОКТОР АЙБОЛИТ И ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПАТРУЛЬ»
г. Нижневартовск воспитатель МАДОУ № 88 Хасанова Зилина Юнусовна
Актуальность:
В настоящее время экологическая проблема взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Вспомним ураганы, смерчи, засуху, пожары и наводнения в России. Перечислить можно много. В нашем Ханты - Мансийском автономном округе - Югре, где добывается «черное золото», поражают экологические последствия «покорения» Югорской земли. Экологическую опасность представляют продукты сгорания в результате порывов трубопроводов и сжигания попутного нефтяного газа на факелах. Ситуацию усугубляют аварии и разливы. Не проклянут ли наши потомки за безалаберность и бесхозяйственность предков? Просить прощения придется не столько у природы, сколько у детей и внуков.
Планету может спасти лишь деятельность людей, совершаемая на основе глубокого понимания законов природы, учет многочисленных взаимодействий в природных сообществах, сознания того, что человек – это всего лишь часть природы. Это означает, что экологическая проблема встает сегодня не только как проблема сохранения окружающей среды от загрязнения и других отрицательных влияний хозяйственной деятельности человека на Земле. Она вырастает в проблему предотвращения стихийного воздействия людей на природу, в сознательно, целенаправленно, планомерно развивающееся взаимодействие с нею. Такое взаимодействие осуществимо при наличии в каждом человеке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с детства и продолжается всю жизнь.
При многообразии разработанных стратегий экологического образования сторонники различных точек зрения едины в необходимости формирования, развития экологической культуры. И начинать формирование этих основ необходимо с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте воспитание через природу развивает личность. Познание красивого в природе, в самом себе, утверждение человеческого достоинства, доброты порождают сопереживание всему живому. Переживание, тревога и радость за окружающую природу порождают заботу о ней.
В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Сюжетно - ролевая игра обеспечивает трансляцию определенного элемента культуры как сюжета. Роли предусматривают обучающий и воспитательный эффект совместных действий, а действия – это основа первоначальных знаний. Содержанием нашей игры являются отношения: человек – природа, человек – человек. Игра моделирует социальное содержание экологической деятельности. Воображаемые ситуации, определенные роли из жизни способствуют тому, что дети проникаются важностью заботы и бережного отношения к окружающей природе, к миру.
Цель игры: через игру развивать у детей основы экологического мышления и экологическую культуру, формировать основы активной жизненной позиции, осознания единства и взаимосвязи природы и человека, воспитывать ценностное отношение к природе, умение сопереживать, сочувствовать и содействовать в решении экологических проблем в окружающей природе.
Правила игры: из воспитанников детей старшего возраста 5 – 7 лет создается команда Экологического патруля. В разных помещениях детского сада создаются островки: «штаб», «лес», город», «озеро». Получив задание от доктора Айболита, патруль отправляется в путь и устраняет все экологические проблемы по пути своего путешествия.
Действующие лица (взрослые): Айболит. Мальчик Андрейка. Командир экологического патруля. Зайчик. Ежик. 2 сотрудника МЧС
Дети: экологический патруль – старший дошкольный возраст дети 6-7 лет; бабочки, жуки, божьи коровки и т.д. – дети 5 – 6 лет.
Оформление: «Штаб» (групповое помещение, мультимедийное оборудование), повязки галстуки, рюкзаки.
«Лес» (музыкальный зал): елки, деревья, пеньки, гнезда, костер. Цветы, грибы, бревна, мусор, пакеты от сока, бутылки, бумага.
«Город» (спортивный зал): плакаты с изображением грязного и задымлённого города.
«Озеро» (бассейн): сачки, бутылки, мешки для мусора. Игрушки - рыбы, птицы, кувшинки, морские животные. Принадлежности для опыта по очистке воды.
Музыкальный репертуар:
1. Песня «Никого не обижай» муз. В.А. Кеворков
2 .Вальс из балета «Коппелия» муз. Лео Делиб
3.«Песенка о разных языках» муз. О. Юдахиной
4. Музыкальное сопровождение для игр по выбору музыкального руководителя.
Ход игры:
1 часть «Штаб» (групповое помещение). Звучит звуковой сигнал (громкая связь): «Внимание, внимание! Экологическому патрулю срочно собраться в штабе»-2-3 раза.
Услышав сигнал, дети надевают повязки, галстуки зеленого цвета, берут рюкзаки с необходимым снаряжением, выстраиваются за командиром и идут в штаб. В штабе их встречает встревоженный доктор Айболит. На экране высвечивается мигающий сигнал: «SOS». Дети останавливаются лицом к экрану в шеренгу.
Айболит: Здравствуйте, здравствуйте! Как хорошо, что вы уже здесь, мне срочно нужна ваша помощь!
Дети: Спешим на помощь мы природе, кто оказался вдруг в беде,
- Не огорчайся, добрый доктор, сейчас поможем мы тебе!
- Знают все взрослые, знают все дети, что вместе с нами живут на планете…
- Лев и журавль, попугай и лисица. Волк и медведь, стрекоза и куница
- Белые рощи, лесные дубравы, реки, речушки, деревья и травы.
- Синее море, лесной ручеек, все доверяют тебе, человек!
- Ты - самый умный, а значит в ответе за все живое, что есть на планете!
Командир: Уважаемый доктор Айболит, что случилось?
Айболит: Беда, беда! (показывает на экран) На мою электронную почту со всех сторон летят телеграммы с просьбой о помощи (мечется по сторонам)
Командир: Так, давайте успокоимся и во всем разберемся. Для начала нам нужно понять, кому нужна наша помощь.
Айболит: Вот посмотрите! (на экране появляются изображения леса в плачевном состоянии, задымленного и грязного города, моря с разлитой нефтью, выброшенными на берег и погибающими животными) Дети и командир рассматривают изображения.
Командир: Экологический патруль! Больше нельзя терять ни минуты! Мы отправляемся на помощь нашей природе! (включает мигающий сигнал)
Патруль: Природа плачет и зовет, патруль на помощь к ней идет!
Айболит: Я буду ждать вашего возвращения! (Экологический патруль отправляется в музыкальный зал)
2 часть. «Лес» (музыкальный зал). На лесной поляне гуляет мальчик Андрейка, стреляет из рогатки, шумит, кричит, рвет цветы, собирается разжечь костер.
Командир: Патруль, нужно немедленно остановить этого мальчишку! (дети берут в кольцо Андрейку)
Дети: Ты что, совсем не знаешь правил? Тебя мы штраф платить заставим!
Андрейка: Что за дела, какой- то штраф? Я не пойму тебя никак!
Командир: Да, видно, плохо ты воспитан! Таких простых не знаешь истин!
Тебе поможет поучиться «Экологический устав» (показывает на костер)
Пожар в лесу ведь мог случиться, вот что в уставе говориться:
Дети: Огонь – враг леса, он хитер! Не разводи в лесу костер!
- Не обижай в лесу зверей,
- Вести себя достойно просим,
- В лесу, запомни, мы лишь гости!
- Не рви цветы и не топчи траву,
- Не обрывай с кустов листву,
- Не мни зеленую былинку,
- В лесу ходи лишь по тропинке!
Командир: Много правил есть в природе, знать их надо наизусть.
В лесу красиво будет пусть патруль, за дело!
«Наведи порядок в лесу». Дети расходятся по полянке, звучит легкая музыка, каждый занимается своей работой (поднимают поваленные пеньки, деревья, елки, расправляют ветки, раскладывают цветы, грибы, 2-3 мальчика достают из рюкзаков огнетушители и тушат костер, собирают мусор в пакеты, поднимают гнезда на ветки и т.д.) Андрейка наблюдает со стороны. (Подумаешь, все так делают.) На полянке появляются Зайчик и Ежик с больными лапками.
Зайчик и Ежик: Ай-ай-ай! Ой-ой-ой! (показывают на Андрейку)
Что за слон пришел к нам в лес, только шум стоит да треск!
Все цветочки затоптал, даже лапки нам сломал!
Ежик: наступил на червяка, чуть не задавил жука!
Зайчик: Как теперь я поскачу, нужно мне скорей к врачу!
Командир: Вот видишь, что ты натворил - в лесу, где хочешь ты ходил!
Давайте мы зверькам поможем, на лапки шины им наложим!
Игра «Перевяжи лапку». Дети делятся на две группы, 4 девочки достают из рюкзаков бинты, вату, палочку, зеленку, витамины, лечат Зайчика и Ежика. Во время перевязки Андрейка начинает помогать детям.
Командир: что за чудо - наш Андрей стал умнее и добрей!
Дети: поступок твой мы одобряем, в наш патруль тебя принимаем.
Песня «Не обижай» муз. В.А. Кеворков
Командир: Патруль, на месте не стоим, природе мы помочь хотим!
Включает световой сигнал, дети строятся парами, идут вместе с Андрейкой дальше (в спортивный зал).
3 часть «Город» (спортивный зал) Грязный и задымленный город. В стороне оборудована стоянка, гараж для машин (плакаты).
Командир: А вот и город, которому срочно требуется помощь. Как вы думаете, чем мы можем помочь городу?
Патруль: убрать весь мусор, очистить воздух от вредных газов, дыма,
- на заводах и фабриках должны работать очистительные сооружения, чтобы не загрязнять воздух, которым мы дышим, заводы и фабрики строить за пределами жилой зоны,
- машины должны находиться в гараже или на специально отведенных и оборудованных стоянках, нельзя ставить машины на газоны и клумбы,
- нельзя оставлять машины заведенными около домов, детских площадок, больниц и т.д.,
- озеленить город.
Командир: Экологический патруль, немедленно приступить к спасению города. Задание первое «Очистить воздух». Звучит пожарная сирена. Выходят двое взрослых, представляются сотрудниками МЧС, надевают противогазы и накрывают очаг задымления полотном.
Задание «Такой разный мусор»: Команды рассказывают о том, из каких материалов изготавливают упаковки, и объясняют, какие надписи помогают об этом узнать. (Р. – бумага, К. – стекло, Р. – металл, К. – пластик). Мальчики увозят машины в гараж, на стоянку, девочки надевают матерчатые перчатки и собирают мусор в мешки.
Задание «Посадить цветы»: Дети делятся на две команды. В (обручи) «клумбы» «сажают» по цветку, выкладывая разными рисунками.
Танцевальная композиция «Бабочки». Звучит вальс или полька, на клумбы вылетают бабочки, птички, танцуют, приседают на цветочки.
Командир: Посмотрите, наш город стал чистым, цветущим, красивым. Теперь важно сохранить и поддерживать чистоту в нашем городе. Об этом должны помнить и взрослые, и дети.
Командир: Патруль, на месте не стоим, природе мы помочь хотим! Включает световой сигнал, дети строятся парами, идут вместе с Андрейкой дальше (в бассейн).
4 часть «Море» (помещение бассейна детского сада): в воде плавают бутылки, на берегу лежат рыбы, дельфины, киты, акулы, водоплавающие птицы, изображение фабрики с трубой, по которой сливается грязная вода, рядом емкость с грязной водой, принадлежности для опыта по очистке воды.
Командир: Патруль, перед нами море, которому срочно требуется помощь. Обратите внимание на фабрику, которая сливает загрязненную воду прямо в море, поэтому вся рыба, морские животные, водоплавающие птицы гибнут. Как мы сможем помочь?
Патруль: очистить воду от мусора, не сливать промышленные отходы в реки, моря, озера,
- фабрикам и заводам иметь очистительные сооружения, бороться с браконьерами, которые истребляют редкие породы рыб, животных, птиц.
Задание «Собрать мусор с поверхности водоема». Опыт «Как можно очистить воду». Эстафета «Запустим рыбок в чистое море».
Дети делятся на две команды. С двух сторон бассейна лежат рыбы, птицы, кувшинки, морские животные. По команде дети берут по одной игрушке и опускают ее в воду.
Командир: Посмотрите, какая красота! Как радуется природа! Ну а нам пора отправляться в штаб. Доктор Айболит уже заждался нас.
Дети строятся парами и за Командиром идут в штаб (мультимедийный зал)
5 часть «Штаб». Командир: Доктор Айболит! Экологический патруль вернулся с задания!
Айболит: Да, да, да! Я все знаю! Вы большие молодцы! Полюбуйтесь, посмотрите, какую пользу вы принесли нашей природе! Слайды с изображением пейзажей природы (лес, город, поля, луга, водоём и животные).
Командир: Вся природа ликует, радуется и поет! А вместе с ней поем и мы!!!
Композиция «Дети и природа» « Песенка о разных языках» муз. О. Юдахиной
Айболит: В благодарность о проделанной работе, я хочу вручить вам «Экологический устав». Он будет напоминать всем взрослым и детям правила бережного отношения к окружающей нас природе (вручает «Экологический устав») и подарить подарки (вручает игры «Я живу в Нижневартовске», «Экологическое лото», «Я живу в Югре»).
Литература:
- Гончарова Е.В. Современные технологии экологического образования периода дошкольного детства. Ростов – на - Дону, 2001
- Грехова Л.И. В союзе с природой: Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. 5-е изд. - «ЦГЛ», «Сервисшкола», Москва – Ставрополь, 2003.
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве: Методика работы с детьми подготовительной группы детского сада: Пособие для воспитателя дополнительного образовательного учреждения / М. Просвещение, 2002
- Николаева С.Н. Ознакомление дошкольников с живой и неживой природой. Природопользование в детском саду. Методическое пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие / под ред. Л.Н. Прохоровой. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2004 .
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра «Экологический патруль»
Методическая разработка сюжетно-ролевой игры «Экологический патруль» для детей подготовительной группы...
Сценарий экологического мини - спектакля"Экологический патруль"
Сценарий экологического мини- спектакля для старших дошкольников....
Сюжетно-ролевая игра "Экологический патруль"
Конспект сюжетно-ролевой игры по экологическому воспитанию в старшей группе...
Конспект НОД сюжетно - ролевой игры в старшей группе «Экологический патруль»
Цель: формирование предпосылки экологического сознания путем обогащения знаний детей о проблемах окружающей среды через сюжетно-ролевую деятельность. Образовательные задачи:1. Формировать предста...
Игра – ходилка по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста «Экологический патруль»
Игра – ходилка по экологическому воспитанию для детей старшего дошкольного возраста«Экологический патруль»Цель. формирование экологического воспитания дошкольни...
Организация сюжетно – ролевой игры «Экологический патруль»
Цель игры: создание условий, способствующих формированию у детей экологической культуры и знаний в области экологической деятельности....
Конспект сюжетно - ролевой игры в старшей группе «Экологический патруль»
формирование предпосылки экологического сознания путем обогащения знаний детей о проблемах окружающей среды через сюжетно-ролевую деятельность....