МБДОУ города Кургана «Детский сад № 118 «Мишутка»
Панасенко Венера Сергеевна
воспитатель первой квалификационной категории
Викторина «Знатоки родного края»
подготовительная к школе группа
Цель: Расширять знания детей о родном крае.
Задачи:
Уточнить представления о родном крае и понятии «малая родина», о символике и достопримечательностях города Кургана.
Расширять знания о знаменитых людях Зауралья и их профессиях.
Развивать мышление, память.
Совершенствовать грамматически правильную речь детей, умение четко выражать свои мысли.
Продолжать воспитывать любовь к малой родине.
Предварительная работа: чтение и разучивание стихов, пословиц и поговорок, рассматривание иллюстраций с изображением города, экскурсия в библиотеку им. Лермонтова, беседа о знаменитых людях Зауралья, слушание песни о Зауралье.
Оборудование: картинки с изображением зданий города; слайды с фото Илизарова, Травников, Куликова, Витебского; 3 конверта с частями флага и герба города; три разрезные открытки; фишки; фонарик; магнитофон, аудиозапись с песней о Зауралье; чудесный мешочек, предметы - пакетик из-под молочного напитка, яйцо, танк (игрушка), батон (муляж), мост (картинка), витамины, дрожжи в пакетиках, автобус (игрушка), колбаса (муляж), медали с гербом города, микрофон.
Словарная работа: малая родина.
Ход:
Дети стоят полукругом.
В.: - Дети, давайте пожелаем нашим гостям доброго утра и улыбнемся. На каком языке мы разговариваем? Почему? Ответы детей: Потому что мы - русские, россияне, мы живем в России.
В.: - Послушайте отрывок из песни и скажите о чем она? О Зауралье. Зауралье - часть нашей большой Родины. (Можно показать на карте)
В.: - Что же такое Зауралье?
Ребенок: (Чтение стихотворения Леонида Куликова «Зауралье»)
Что такое Зауралье?
Скажет вам любой земляк:
Левым боком я – уралец,
Правым боком – сибиряк.
На зеленом разнотравье
Между колками озер
Развернуло Зауралье
Золотых ночей ковер.
В.: - Ребята, скажите, с чего начинается родина? Ответы детей: с семьи, со слова «мама», с нашего города; с того места, где ты родился.
В.: - Эти места мы называем «малая родина». Это тот уголок земли, где мы родились, где находится наш родной дом.
Ребенок: Малая родина – островок земли.
Под окном смородина,
Вишни расцвели,
Яблоня кудрявая,
А под ней скамья.
Ласковая милая
Родина моя!
В.: - Сегодня мы проведем викторину «Знатоки родного края».
Для этого вам надо сложить части открытки. Получилось три разных открытки, значит, у нас три команды. Выберите название команд. Будьте внимательны, слушайте вопросы. За каждый правильный ответ вы будете получать фишки. Если команда не отвечает на вопрос, то право ответа переходит другой команде. А при подведении итогов выявим команду «Знатоков родного края».
Ребенок: На берегу реки широкой
Стоит наш город молодой.
Живут в нем взрослые и дети.
Все очень любят город свой.
Воспитатель по очереди задает вопросы детям:
- Как называется наш город?
- А люди, живущие в нем?
- Почему наш город носит такое название?
- Сколько лет нашему городу?
- Кто был основателем нашего города?
- Какая река протекает через наш город?
Задание 1:
«Собери символ»: флаг составить из отдельных частей, а герб из разрезных частей картинки – для каждой команды.
- Что у вас получилось? Ответы детей: герб и флаг нашего города.
- Какие основные цвета и что они обозначают? Ответы детей: Зеленый – символ надежды, свободы, радости и изобилия, соответствует траве, растительности.
Белый – означает мир, чистоту совести, люди миролюбивые, честные, справедливые). За правильные и полные ответы - фишки.
В.: - Чтобы перейти к следующему заданию, проследим глазами за лучом света.
Игра «Поймай зайку» (упражнение для укрепления мышц глаз) Воспитатель пускает фонариком солнечного зайчика, дети сопровождают его взглядом. Не поворачивая головы. Продолжительность 20-30 сек.
В.: - Глаза ловили солнечного зайчика, а теперь он вам укажет место, где лежит «секретик». Дети достают «чудесный» мешочек.
Задание 2: Игра «Секретик». Воспитатель подходит к каждой команде по очереди, дети достают из волшебного мешочка предметы и вспоминают, на каких предприятиях их могли изготовить:
- вопрос - - ответ –
- Что это? - Где произвели, изготовили?
пакетик из-под молочного напитка - на молочном комбинате
яйцо - на птицефабрике
танк (игрушка) - на машиностроительном заводе
батон (муляж) - на хлебозаводе
мост (картинка) - на заводе «Стальмост»
витамины – на комбинате «Синтез»
дрожжи в пакетиках – на дрожжзаводе
автобус (игрушка) - на автобусном заводе
колбаса (муляж) - на мясокомбинате
Задание 3: «Улицы города»
Дети сидят на стульчиках полукругом.
- Какая улица главная в городе? (улица Гоголя)
- На какой улице находится площадь им. Ленина? (улица Гоголя)
- Что находится на площади? (администрация, памятник Ленину, возле площади: драмтеатр, кинотеатр Россия, Главпочтамт, церковь Александра Невского, памятник родителям, дом детского творчества и т.д.)
- Какие улицы вы еще знаете, назовите их?
За правильные и полные ответы - фишки.
Физкультминутка:
На ладони Зауралья показ ладони, потом другой
Город мой навеки встал. хлопок руками, «замок», вывернуть над головой
Он блестит стеклом и сталью спрятать одну руку, потом другую за спину,
И растет что твой кристалл. повороты в стороны
Здесь избушки, как старушки руки по очереди вверх, в «домик», свернуть
в «платок» под подбородок
В окруженье молодцов, вокруг себя, выставит ногу как «молодцы»
Молча смотрят на верхушки смотреть из-под руки вправо вверх
- влево вверх (как смотреть в даль)
Подрастающих домов. махи руками через стороны (качалочка)
В.: - Это стихотворение написал Леонид Куликов. Некоторые улицы тоже названы в честь знаменитых людей. Прекрасна земля зауральская и ее вдохновенные люди.
Задание 4: «Известные люди Зауралья».
После каждого правильного ответа демонстрация слайдов.
- Этот человек изобрел аппарат, который помог встать людям на ноги. (Гавриил Абрамович Илизаров). Чем ещё был награжден Г.А.Илизаров? Кем был по профессии? (награжден Орденом Улыбки)
- Этот человек изображает на плоскости листа природу и передает ее жизненную силу через акварель. (Герман Травников) Кем был по профессии?
- Этот человек писал стихи о родном городе, сказки в стихах, его именем названа библиотека. (Леонид Иванович Куликов) Уточнить профессию.
- Этот человек гордость нашего города и области, известен благодаря медицине. На главном корпусе областной больницы установлена мемориальная доска с его именем. (Яков Давыдович Витебский) Уточнить профессию.
- Каких ещё известных людей вы знаете? (Терентий Семенович Мальцев – хлебороб. Юрий Гальцев – юморист, артист. Юлия Савичева – певица. Светлана Капанина - летчик).
Задание 5: «Назови, что находиться в городе»
Дети стоят в кругу, передавая - волшебный микрофон друг другу, называют достопримечательности города. За ответы – фишки.
В.: - Представьте, что я московская журналистка. Приехала по заданию редакции сделать репортаж о городе Кургане. Куда бы вы посоветовали сходить, на что в городе у вас можно посмотреть?
Дети называют, что находиться в городе - театры, филармония, учебные заведения, парки, вокзалы, музеи и т.д.
Задание 6: Игра «Закончи предложение». Пословицы и поговорки о родном крае. Дети сидят на стульях. Воспитатель начинает, а дети продолжают.
- Родимая сторона – мать, а чужая – мачеха.
- Человек без Родины, что соловей без песни.
- Где жить там и слыть.
- В каком народе живешь, того обычая и держись.
- Глупа та птица, которой гнездо не мило.
- Всякому мила своя сторона.
- Где родился, там и пригодился.
- Всякому мила родная сторона.
- Своя сторона не бывает холодна.
- Родная землица и во сне сниться.
В.: - Подведем итоги викторины «Знатоки родного края».
Проводится подсчет фишек у каждой команды.
Награждение медалями «Знаток родного края».
В.: - Спасибо вам, дети, что вы оказались хорошими знатоками. Знаете улицы, известных людей Зауралья, достопримечательности. С помощью вас наши гости тоже узнали что-то новое о родном городе, о родном крае.
И в завершении нашей викторины послушайте стихотворение Константина Сульдина о Кургане:
…С тобой, Курган,
Столько связано в жизни моей!
С тобой, Курган,
Разделю я тепло своих дней.
И где бы я ни был,
В каком бы далеком краю,
К тебе, мой Курган,
Я вернусь, эту песню спою…