Конспект занятия
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Откуда взялись буквы в букваре.Конспект занятия по познавательному рвзвитию в подготовительной группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkuda_vzyalis_bukvy.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Откуда взялись буквы в букваре»
Конспект занятия в подготовительной группе.
Программное содержание:
Познакомить детей с историей букв, с процессом их преобразования человеком.
Побудить к пониманию их назначения, функции и необходимости для жизни человека. Объяснить что человек создал буквы для облегчения общения между людьми, для передачи информации, активизировать познавательную деятельность, вызвать интерес к истории человечества.
Оборудование:
Азбука, букварь, карточки с буквами, изображение наскального рисунка, дорожные знаки.
Содержание занятия:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие. Давайте представим, что вот этот ковёр – РАКЕТА, сядем на него и отправимся в полёт.
- Вот мы и прилетели. Здесь живут буквы. Вот и азбука. Посмотрите, как на ней хорошо изображены буквы и рисунки. Очень удобно для детей.
- Что это за буква? Если не знаешь, то стоит только посмотреть на картинку. Нарисована «ракета», какой первый звук в этом слове? – «Р». Значит, буква называется «Р». Посмотрите на эту картинку – «Жёлудь». Значит эта буква «Ж». И так в азбуке изображены все буквы, их может прочесть даже тот, кто совсем не знает букв. А книжка с буквами и картинками, по которой дети учатся читать, называется – «БУКВАРЬ».
- А зачем нам нужны буквы?
- Но было время, когда о букварях никто не слышал. Не было ни машин, ни дорог, ни электричества, ни радио, не было даже букв.
- Но людям нужно было общаться между собой, и люди умели передавать друг другу сообщения.
- А как же они это делали? Как вы думаете?
- Они передавали друг другу информацию картинками. Вот, посмотрите, однажды учёные обнаружили скалу с рисунками. Древний художник выбил на камне вот что: лодка с гребцами, над ней серп-месяц и три кружочка – солнца, а пониже – пронзённые стрелами олени и дикие гуси. Что это значит?
- Да, эту картинку не сразу расшифруешь, учёные потрудились над этой картинкой и выяснили – эти рисунки говорят: « Мы плыли на лодке месяц и три дня, мы нашли место богатое дичью, добыли много оленей и гусей. Плывите за нами».
- Похожим карточным письмом пользуются и сегодня. На улице часто можно увидеть картинку – знак. (Показываю детям дорожный знак…) Водитель увидит знак и сразу поймёт: рядом школа, дети, поэтому надо быть особенно внимательным и осторожным.
- Другое письмо-картинка. (Показываю детям картинку…) Говорит коротко и ясно – «Груз боится сырости»! Можно встретить много разных картинок-писем. Как вы думаете ими изобразить можно всё на свете?
- Попробуйте изобразить рисунками «кончил дело- гуляй смело». Сможете? Нет. Задание это невыполнимо. Здесь одним рисунком не изобразишь. Поэтому древние Египтяне составили из рисунков что-то вроде азбуки. В которой каждый рисунок обозначал одно какое-нибудь слово, как картинки в нашем букваре. Но когда нужно было изобразить какое-нибудь действие, то получалось не очень понятно. Один и тот же рисунок, например, НОГИ – означал: иду, пришёл, ушёл, быстро. Как хочешь, так и понимай: толи быстро уходили, толи быстро приходили. А рисунками действие никак не изобразишь. Нужны буквы и они появились. Правда на первых порах не совсем обычные – буквы картинки. Нарисуют, например, ЛЬВА – это слово начинается на «Л» - значит читай «Л». Нарисуют ДЕРЕВО – читай «Д». Попробуйте – прочитайте, что здесь написано (даю детям задание прочитать слово, написанное картинками).
- Но и здесь была сложность. Если писать картинками письмо, то оно получится очень длинное. Да и не все умели красиво рисовать.
Физминутка:
Раз, два – стоит ракета. (руки вытянуты вверх)
Три, четыре – самолёт. (руки в стороны)
Раз, два – хлопок в ладоши. (хлопаем в ладоши)
А потом на каждый счёт. (шагаем на месте)
Раз, два, три, четыре. (хлопаем в ладоши)
Руки выше, плечи шире. (руки вверх – вниз)
Раз, два, три, четыре. (хлопаем в ладоши)
И на месте походили. (шагаем на месте)
- Прошло много веков и картинки, некоторые сложные рисунки, стали заменять значками. И давно-давно первой буквой была «А» - называлась она «алеф» - «бык». Взгляните, если нашу «А» перевернуть, то она будет похожа на рогатую голову быка. Но прежде, чем «А» стали писать рогами вниз – прошли тысячелетия. «М» - была морской волной, «Р» - головой лошади, «Г» - угол. Прежде, чем попасть к нам, буквы много путешествовали. Всего тысяча лет назад буквенное письмо добралось до России.
«А» из «алефа» стало «аз», «Б» - не «бета», а «буки», «В» - «веди», «Г» - «глаголь», «Д» - «добро»…
- А из первых букв нашей азбуки «АЗ» и «БУКИ» - получилась хорошо знакомое слово – «АЗБУКА».
- Ну вот, на этой станции мы с вами выяснили откуда пришли буквы и зачем они.
А теперь садимся на ковёр и отправляемся в обратный путь, в детский сад.
- Что это такое? На наш корабль летят метеориты, мы попали под метеоритный дождь. Метеориты похожи на буквы.
Игра «метеоритный дождь».
- Ну, вот от метеоритов мы избавились, показался наш детский сад, готовимся к приземлению.
- Ну, вот мы с вами вернулись из путешествия. Давайте вспомним, что нового вы узнали?
Подводим итог занятия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия учителя - логопеда Туровской С. В.Конспект занятия" Звук "У""
Тема. Звук У. Цель. Закрепить навыки четкого произношения звука . Задачи образовательные: 1. Познакомить детей со звуком ...
Конспекты занятий По математике Конспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий) Программные задачи: Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в про
Конспекты занятийПо математикеКонспект занятия по математике в средней группе Тема: План (карта путешествий)Программные задачи:Формировать умение ориентироваться по элементарному плану, правильно...
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?» план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Конспект занятия «Путешествие в Африку. Как помочь удаву?»Программное содержание: 1. Образовательные: учить пользоваться условной меркой при определении величины предметов....
Конспект занятие по развитию речи с детьми старшей дошкольной группы по теме «Транспорт» с использованием интерактивной доски (на основе конспектов логопедических занятий Нищевой Н.В.) + Игры для ИД к занятию.
В современном обществе интерактивные технологии прочно вошли в нашу жизнь. Мы уже на представляем себя без компьютеров и геджетов. А как же иначе, ведь они так облегчают жизнь, дают неогранниченный ис...