Описание опыта работы по обучению детей БПД
план-конспект занятия по обж (средняя группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opisanie_opyta_raboty_po_obucheniyu_detey_pbpd.docx | 19.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Описание опыта работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и работы с родителями по профилактике ДДТТ
Проблема обеспечения безопасного поведения человека в дорожном движении возникла одновременно с появлением первого автомобиля и обострилась в процессе интенсивной автомобилизации. Высокая скорость движения, плотность транспортных потоков на дорогах нашей страны быстро возрастают, и будут прогрессировать в дальнейшем. Обеспечение безопасности, сохранение жизни и здоровья участников дорожного движения является задачей государственной важности.
Учитывая, что участниками дорожного движения дети становятся намного раньше, чем учениками школы, необходимо целенаправленно организовать работу по подготовке детей к безопасному поведению на дорогах, начиная с дошкольного возраста.
Анализ дорожно-транспортных происшествий показывает, что почти половина из них происходит по вине детей. Наиболее уязвимыми участниками дорожного движения являются слабовидящие дети. Важнейшей и неотъемлемой частью социальной защиты слепых и слабовидящих детей дошкольного возраста является обучение навыкам поведения на дорогах города. Мыслительная и познавательная деятельность мозга таких детей базируется на слуховом, двигательном, тактильном восприятии, то есть любых сохранных анализаторах.
Для слабовидящих детей характерна острота зрения с очками от 0,05 до 0,2. Даже при таком нарушении зрение остается основным средством восприятия. Зрительный анализатор является ведущим в учебном процессе, другие анализаторы его не замещают, как у слепых. Обзор окружающей действительности сужен, замедлен и неточен, поэтому для слабовидящих детей характерны ограниченность и искажение представлений; замедлены процессы запоминания, мыслительные операции, затруднена ориентация в пространстве. У многих слабовидящих нарушено цветоощущение. Характерны также раздражительность, замкнутость, негативизм, связанные с неудачами. При обучении слабовидящие дети испытывают ряд трудностей: трудности узнавания характерных внешних признаков предметов из-за нечеткости и замедленности восприятия; трудности в различении строк, сходных по написанию букв и цифр, ведущие к невозможности овладения счетом и чтением. На занятиях слабовидящие дети не видят написанного на доске, изображений на таблицах. При зрительной работе такие дети быстро утомляются, что способствует дальнейшему снижению зрения, а также снижению умственной и физической работоспособности.
Поэтому педагогам дошкольных учреждений при обучении слабовидящих детей ПДД особое внимание необходимо уделять формированию сенсорных эталонов, предметных представлений, развитию восприятия глубины пространства, развитию навыков ориентировки, развитию предметной деятельности, развитию восприятия сюжетных картин, развитию у детей таких качеств, как внимание, наблюдательность, координация движений, гибкость мышления, что способствует развитию психологических качеств, обеспечивающих его безопасность в процессе дорожного движения.
Опираясь на возможности дошкольного детства, особенно актуально проводить работу по обучению правилам безопасного поведения ребенка на дорогах. Именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется у него навсегда.
Основными целями подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах являются снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста, формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Важнейшими задачами воспитания и обучения детей в детском саду является подготовка ребенка к безопасному участию в дорожно-транспортном процессе, обеспечение личной безопасности в условиях ускоряющегося жизненного ритма на дорогах.
Обучение детей безопасному поведению на дорогах рассматривается, как одна из важных сторон, общего развития ребенка дошкольного возраста. Только интегрированное обучение даст желаемый результат, если обучение с ПДД прочно будет связано со всеми образовательными областями. И поэтому на занятиях непосредственно образовательной деятельности по родному языку, формированию элементарных математических представлений, изобразительной деятельности, развитию речи, ознакомлению с окружающим, физической культуре, на музыкальных занятиях, на примере родителей в повседневной жизни у детей сформируются необходимы навыки и умения культуры безопасного поведения на дороге.
Непрерывность процесса овладения культурой поведения на дорогах обеспечивается поэтапным и планомерным усвоением понятий и правил на специальных занятиях: во время бесед, игр, чтения книг, заучивания стихов, прогулок, экскурсий и в повседневных реальных жизненных ситуациях. В детском саду ребенок получает систематизированную информацию о безопасном поведении в быту, на улице, в общественном транспорте и приобретает навыки безопасного поведения в окружающей его действительности.
Воспитатель знакомит детей с правилами дорожного движения, последовательно постепенно усложняя программные требования от занятия к занятию и от группы к группе.
Наиболее значимые, устойчивые результаты при обучении слабовидящих детей дает систематическое повторение всего комплекса элементов обучающей программы.
В рамках социально-бытового ориентирования проводится практическая и экскурсионная работа, сюжетно-ролевые игры, чтение художественной литературы, тематические беседы. Обучение приемам и навыкам продолжается вплоть до возникновения четкой и осознанной последовательности действий в той или иной ситуации. Руководствуясь этим и в результате многолетней работы по данной теме я решила разработать программу «История возникновения ПДД». Благодаря которой, дети в увлекательной форме знакомятся, осознавая последовательность фактов, с правилами безопасного поведения на дороге.
Дети должны научится:
- ориентироваться на звуковые и (или) световые сигналы светофора;
- вести себя корректно в автобусе, трамвае, троллейбусе и на дороге;
- переходить дорогу в установленных местах;
- анализировать ситуацию, определять потенциальную опасность и корректировать поведение.
Первоначально проводится диагностика. Выявляется наличие знаний, определяется план работы с учетом анамнеза, уровня физического, психического и умственного развития каждого ребенка. Затем детей знакомят с историей возникновения понятий используемые в дорожной лексике. Вводным этапом, дающим представление о правилах и нормах безопасного поведения на дорогах, становится устное обучение и обсуждение в группе с детьми в условиях детских дошкольных учреждений. Важным условием – комфортная психолого-педагогическая атмосфера и максимальная концентрация внимания воспитанников во время образовательного процесса. Для запоминания и вовлечения в процесс обсуждения неактивных детей проводят занятия в форме вопросов-ответов или игры. Закрепление пройденного материала рекомендуем родителям проводить в непринужденной форме в семейном кругу. Именно поэтому одной из значимых задач педагога становится работа с родителями.
На втором этапе выстраиванию причинно-следственных ситуационных связей и реакций помогают дидактические полисенсорные материалы:
- объемные пособия и макеты;
- интерактивные стенды и доски;
- сюжетные и предметные картины;
- плакаты, выполненные двумя видами шрифтов – плоским и рельефно-точечным и другие тифлотехнические средства.
Пособия дают возможность развивать не только логику и память, но произвольное внимание, воссоздающее воображение, наблюдение, анализ, играющие огромную роль в развитии компенсаторных способностей сознания.
Накоплению опыта способствуют:
- целевые прогулки по улицам;
- экскурсии на площадки с дорожной разметкой для обучения правилам безопасного поведения слепых и слабовидящих дошкольников.
- тренировка координации и ориентирования в пространстве.
Завершающим и закрепляющим этапом обучении слепых и слабовидящих детей навыкам безопасного поведения на дороге являются проводимые совместно с родителями практические опыты, проговаривание происходящего на дороге, объяснение действий родственников, окружающих людей. Пример родителей, отрицательный или положительный, формирует соответствующий стереотип поведения у дошкольников-инвалидов. Создание базы навыков и умений, позволяющих безопасно существовать в социуме, определяется уровнем ответственности и готовностью соблюдать правила дорожного движения в семье.
Проверка знаний осуществляется путем устного разбора дорожной ситуации, анализа точности, аргументированности ответов дошкольников, тестирования, моделирования действий, ролевых игр, сравнения начального и конечного объема информации, усвоенной детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОПИСАНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ С РОДНЫМ ГОРОДОМ
Основываясь на «Программе воспитания, обучения и развития в детском саду», в своей практике использую программу «Детство», по которой работает наш детский сад и в которой содержится раздел социально-н...
доклад из опыта работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах
доклад из опыта работы...
Описание опыта работы "Особенности обучения дошкольников риторике"
ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ РИТОРИКЕ Выполнил:...
Представление опыта работы по обучению детей ПДД и их пропаганда родителям
рекомендации родителям...
Из опыта работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Из опыта работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и работы с родителями по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма Обучение детей дошкольного возраста правилам до...
Описание опыта работы. Тема: «Обучение связной речи детей с ОРН с применением наглядности и моделирования».
Актуальной эту тему считаю потому что, при подготовке детей к школьному обучению формирование и развитие связной речи имеет особую важность и является одним из условий знаний, развития творческих спос...
Описание опыта работы по обучению детей безопасному поведению на дорогах и работы с родителями по профилактике ДДТТ
Наша главная задача – научить правилам жизни во взрослом мире, мире спешащих машин и людей.Основными целями подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах являются снижение дорожно-т...