Проект "Мир времени" (комплекс занятий)
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Данный проект позволит расширить кругозор старшего дошкольника и успешно подготовить его к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_mir_vremeni_.docx | 14.15 КБ |
zachem_nuzhno_vremya.doc | 29.5 КБ |
istoriya_sozdaniya_chasov.doc | 32 КБ |
znakomstvo_s_intervalom_1min._3min._5min..doc | 28.5 КБ |
konsultaciya_dlya_roditeley.doc | 44.5 КБ |
mir_vremeni.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ НАДО ЗАРАНЕЕ ГОТОВИТЬСЯ И ДЕТЯМ И РОДИТЕЛЯМ. ДАННАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПОЗВОЛИТ РАСШИРИТЬ КРУГОЗОР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКА, ПОЗВОЛИТ УСПЕШНО ПОДГОТОВИТЬСЯ В ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ.
Пояснительная записка
С проблемой времени, человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и ребенок, поэтому программой воспитания и обучения в детском саду предусмотрено развитие у детей ориентировки во времени. Введение этого раздела обусловлено рядом причин. Детей знакомят с окружающим миром, в котором все события протекают во времени. Временные характеристики реальных явлений, их длительность, порядок следования друг за другом, скорость протекания, частоту повторений и ритм необходимо показывать и объяснять дошкольникам.
Детям уже в дошкольном возрасте жизненно необходимо научиться, самим ориентироваться во времени: определять, измерять время (правильно обозначая в речи), чувствовать его длительность (чтобы регулировать и планировать деятельность во времени), менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Умение регулировать и планировать деятельность во времени создает основу для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.
Вместе с тем специфические особенности времени как объективной реальности затрудняют его восприятие детьми. Время всегда в движении, течение времени всегда совершается в одном направлении — от прошлого к будущему, оно необратимо, его нельзя задержать, вернуть и «показать». Поэтому даже старшие дошкольники иногда сомневаются в существовании времени.
В процессе разнообразных видов деятельности на детей воздействует весьма сложный комплекс раздражителей, в котором временные отношения являются попутным компонентом. Поэтому время, чередование его определенных отрезков необходимо сделать предметом специального внимания детей, для чего надо организовать соответствующую деятельность, направленную на измерение времени при помощи приборов, демонстрирующих те или иные промежутки времени и их взаимосвязь. Такая деятельность создает наиболее благоприятные условия для формирования четких представлений о времени.
Участники проекта:
Подготовительная к школе группа
Продолжительность проекта:
Два месяца
Цель: Формировать у детей первоначальные представления об основных единицах времени и дать правильное толкование этих мер; элементарное понятие о текучести и непрерывности времени, о его необратимости.
Задачи: Научить детей ориентироваться во времени, развивать у детей чувство длительности времени, воспитывать у детей чувство удовлетворение от умения правильно планировать свою деятельность во времени, понимание его ценности.
Ход проекта
1. Беседа: «Зачем нужно время?» цель: раскрыть значимость и актуальность темы
2. Беседа о создании часов (история) цель: с помощью иллюстраций показать, как и почему изменялись приборы измеряющие время
3. Просмотр сказок и мультфильмов о времени цель: научить детей ценить своё личное время
4. Занятия о знакомстве детей с интервалом 1мин., 3мин., 5мин. цель: формирование навыка определять объем работы с заданным интервалом
5. Аппликация часов цель: закрепить строение часов и их разнообразие
6. Работа с родителями ( беседы, консультации ) Принятие активного участия в выставке
цель: дать родителям информацию о важности изучаемого материала, закрепление его дома. Создание совместной выставки «Мир часов
7. Игры «Было – будет», «Части суток» цель: закрепление изученного материала
8. Игра "Найди ошибку", задания такие как 9.00ч. + 30мин. = 9.30 цель: развитие внимания, смекалки, логики
9. Заключительный этап (открытое занятие с экспертной комиссией) цель: подведение итога проделанной работы
Предварительный просмотр:
Цель: формировать «чувство времени», понимания значения его в жизни людей, его необратимости.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам на занятие хочет прийти Незнайка. Но вот наше занятие началось, а его что-то нет, наверное, он передумал, начнем без него. Сегодня я хочу с вами поговорить (стук в дверь). Кто там? Это, наверное, Незнайка, пойду, посмотрю.
Появляется Незнайка (игрушка)
Воспитатель: Незнайка, ты почему опоздал? Ребята, он мне говорит, что просто не знал когда приходить.
- Незнайка, как же ты мог не знать, когда я тебе сказала, во сколько у нас начинается занятие. (как будто шепчет на ухо воспитателю) Ребята, Незнайка не знает времени и говорит ему его знать и не зачем он и так проживет.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, зачем нужно время, давайте расскажем Незнайке.
Дети: Чтобы не опаздывать на работу и в детский сад, чтобы узнавать, когда ложиться спать и вставать, чтобы узнавать, когда придут мама и папа с работы,
чтобы узнать, когда заберут из детского сада, узнавать, когда начнутся занятия, игры, тихий час.
Воспитатель: Правильно. Незнайка теперь ты понял, зачем нужно время? Если бы ты мог узнавать время, ты бы не опоздал сегодня к нам на занятие. (А что, только для этого?) Дети тебе рассказали о многом, но время нужно не только для этого. Сегодня я как раз хотела поговорить о времени поэтому присаживайся и слушай.
Воспитатель: Ребята, время, это не только часы, но и день, неделя, месяц, год и век. Люди придумали разный счет времени чтобы удобней было ориентироваться в нем. Например: с помощью часов можно узнать сколько в данный момент времени, а с помощью недели можно узнать, какой сегодня день. Если ваши мамы и папы не пометили когда, вы родились, то не смогли бы посчитать, сколько вам сейчас лет. Знать время нужно для того, когда вы вырастите и пойдете в школу, вам придется самостоятельно без родителей приходить на уроки, успевать во время урока выполнять все задания которые задаст учительница.
Воспитатель: Люди все лучше и доступней придумывают различные календари изобретают все новые часы для того чтобы было удобней пользоваться, но об этом если вам интересно мы поговорим в следующий раз.
Дети отвечают (Да)
Воспитатель: Незнайка, теперь тебе понятно, что знать время очень важно.
(Да)
Воспитатель: Если хочешь, приходи к нам, и ты вместе с детьми научишься узнавать время. А сегодня наше занятие закончилось, всем большое спасибо за активное участие.
Предварительный просмотр:
Цель: с помощью иллюстраций показать детям, как и почему менялись приборы, измеряющие время.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, усаживайтесь по удобнее сегодня, я расскажу историю создания часов. История часов достаточно длинная, она насчитывает много столетий. За свою историю изобретения и развития часов, они (часы) были самых разнообразных и причудливых форм. Само слово «часы» вошло в обиход очень давно в 14 веке. Это слово произошло от другого слова, означавшего звонок. Впервые люди стали определять время, смотря на солнце, а также наблюдая за его движением по небосклону в течение дня. Когда солнце находилось в самой высокой точке небосклона, значит, в это время был полдень, то есть середина дня. Когда солнце находилось ближе к горизонту, значит, это было либо утро, (солнце всходило), либо вечер (закат). Конечно же, такое определение времени нельзя назвать точным. Поэтому люди начали изобретать часы. Самая старая из, когда-либо существовавших форм часов – это солнечные часы. Посмотрите на картинку. Принцип «работы» солнечных часов, основан на тени, которая образуется при свете солнца, так как в разное время суток, длина тени и её положение различно. Солнечная тень указывала на число на круглом диске, таким образом, определялось время. Например, если тень, указывает на цифру девять, значит время – девять часов утра. Конечно же, у солнечных часов были и свои недостатки, прежде всего это то, что ими можно пользоваться только в течение светового дня.
Потом люди придумали водяные часы. Подойдите к стенду и рассмотрите картинку. Водяные часы были сделаны из двух емкостей, наполненные водой, причем уровень воды в одной из емкостей был выше, чем в другой. Вода перетекала из более высокой емкости в более низку по трубе, которая соединяла эти емкости. Емкости были промаркированы, в зависимости от уровня воды, именно по этим маркировкам и можно было определить время. Конечно же, появление водяных часов было значительным прогрессом, во-первых, потому что водяные часы могли показывать время не только днем, но и ночью, а во вторых, водяные часы были более точными в сравнении с солнечными часами.
Дальше были изобретены маятниковые часы, это часы с маятником, который раскачивался из стороны в сторону. Посмотрите на картинку.
Следующее изобретение это кварцевые часы. Посмотрите. Кварц – это определенный тип кристалла, который по внешнему виду напоминает стекло. Эти кварцевые часы показывают точное время.
С тех пор корпуса часов стали всё больше и больше совершенствоваться и дошли до такого уровня, который мы имеем возможность сейчас наблюдать и даже применять в своей повседневной жизни. Посмотрите, сколько разных картинок с различными часами я для вас принесла.
Предварительный просмотр:
Цель: познакомить детей с длительностью 1мин., 3мин., 5мин. интервала; сравнить длительность интервалов; учить контролировать время по песочным часам, в процессе выполнения разнообразной деятельности; формировать чувство удовлетворения от умения выполнять задание на время.
Ход занятия
Воспитатель: У меня песочные часы. Посмотрите и сами решите, за сколько времени в них пересыплется весь песок?
Дети переворачивают часы и следят за ними
Воспитатель: Сколько прошло времени?
Дети: 1 минута
Воспитатель: Вы знаете, сколько длится 1минута?
Дети отвечают
Воспитатель: Правильно, минута это 60 секунд. Ребята, что можно успеть за 1минуту?
Дети отвечают
Воспитатель: Молодцы, а теперь встаньте возле своих стульчиков и посчитаем, сколько спортивных упражнений можно сделать за 1 минуту.
Дети выполняют различные задания
Воспитатель: Как вы думаете, что больше – 1минута или 3 минуты?
Дети отвечают
Воспитатель: Да, 3 минуты больше, чем 1 минута. Покажите, пожалуйста, на 1-минутных песочных часах 3 минуты.
Дети выполняют задание
Воспитатель: Как вы думаете, что можно успеть сделать за 3 минуты?
Дети отвечают
Воспитатель: Посмотрим, что мы успеем сделать за 3 минуты.
Вот вам первое задание.
Из листа бумаги сложить лодочку. Следить за песочными часами и закончить работу с окончанием 3 минут.
Дети выполняют задание
Второе задание
3минуты рисовать на листе бумаги в клетку круги по строчкам. Следить за часами. Сосчитать, кто, сколько строчек кругов успел нарисовать за 3 минуты.
Дети выполняют задание
Третье задание
Рисовать, кто, что хочет 3 минуты. Следить за часами. Рассказать, кто, что успел нарисовать за 3 минуты.
Дети выполняют задание
Четвертое задание
Посидеть 3 минуты, когда покажется, что 3 минуты прошли, поднять руку.
Воспитатель: Молодцы, почти все справились, но мы и дальше будем упражняться определять время на различных заданиях и в играх. А на сегодня наше занятие закончилось всем большое спасибо за активное участие.
Предварительный просмотр:
«Учимся чувствовать время»
Очень важно приучать ребенка чувствовать время. Есть даже исследования, в которых утверждается, что чувство времени связа но с интеллектуальным развитием. Категорию времени ребенок осваивает долго. Пожалуй, о сформированности временных пред ставлений можно говорить только к 10 годам. Тем не менее, про блемой временных представлений заниматься надо. Ощущение времени тесно связано с умением планировать свою деятельность, контролировать результаты. Следовательно, оно связано с произ вольностью. Время — это цепь событий, выражение их последова тельности. Формирование ощущения времени развивает «после довательные» виды деятельности: чтение, письмо. Дошкольник видит мир как бы вне времени, целиком. Для него несущественно, где начало и где конец. При освоении чтения или письма ребенок может, как при рисовании, начать читать или писать в обратном порядке, а может и в прямом. Для него этот порядок пока не важен. Только с освоением элементов времени усваивается строгий по рядок чтения и письма. Поэтому, развивая способность ребенка чувствовать время, вы развиваете его лево-правую ориентировку, а также способность следовать поставленной цели. Кроме того, ос воение категории времени связано с формированием абстракт ных моделей реальности: обратите внимание на то, что у взрослых за понятиями «минута» или «час» стоит некая обобщенная кар тинка, неподвижная или движущаяся. Формировать у ребенка чув ство времени можно на любых занятиях (представление о време нах года, месяцах, сутках). Скажите, например, что играть в ком пьютерные игры он может ровно полчаса: это половина круга, который пройдет большая минутная стрелка. Пусть ребенок сам скажет вам, прошли полчаса или нет. Проверьте его. При выполне нии домашнего задания (чтение) объявите ребенку, что читать надо 15 (20) мин. Покажите ему на часах, как изменит свое поло жение стрелка. Во время игр на улице, когда уже пора домой, ска жите ему, что он должен идти домой через 5 минут — это ровно столько, сколько времени ему надо, чтобы обойти дом. Помните, чем большее пространство самостоятельно освоил ребенок, тем легче ему представить длительный временной промежуток.
Предварительный просмотр:
Цель: закрепить у детей первоначальные представление об основных единицах времени; элементарное понятие о текучести и непрерывности времени о его необратимости.
Предварительная работа: беседы, просмотр сказок и мультфильмов, задания на определения длительности временного интервала, дидактические и подвижные игры, аппликации, задания на смекалку, логику.
Ход занятия
Воспитатель: Посмотрите ребята, какой у меня сундук, а хотите узнать что там?
Дети: да!
Воспитатель: Сейчас покажу, посмотрите какой тут клад. Но заметили конфеты здесь разные, сесть большие и маленькие. Кто хорошо будет заниматься на занятие, получат большие конфеты, а кто плохо маленькие конфеты. Мы пока закрываем сундук, чтобы он нам не мешал заниматься.
А говорить мы с вами будем сегодня о времени. Скажите ребята, зачем нужно время?
Дети отвечают
Воспитатель: Молодцы! Вы всё правильно говорите и именно поэтому люди решили изобрести часы. Назовите самые первые часы?
Дети: солнечные
Воспитатель: Покажите на картинке. Правильно! После солнечных люди изобрели, какие часы?
Дети: водяные
Воспитатель: Кто хочет показать их на картинке? (дети поднимают руки) Иди Эля покажи водяные часы. А следующие часы, которые изобрели люди?
Дети: огненные
Воспитатель: Затем появились
Дети: песочные, маятниковые, механические, кварцевые, электронные…
Воспитатель: Молодцы, правильно! А зачем люди изобретали всё новые и новые часы?
Дети: потому что часы были не точные и не удобные.
Воспитатель: Конечно, и поэтому люди все изобретали более точные и удобные в обращении.
Ребята, назовите мне, пожалуйста, единицы измерения времени с самой маленькой до самой большой.
Дети: секунда, минута, час, день, неделя, месяц, год, век
Воспитатель: Правильно! А сейчас мы с вами поиграем в игру «Части суток». Но для этой игры нужно поделиться на две команды.
Дети делятся
Воспитатель: Каждая команда подойдите к своим столам и получите по четыре карточки. Задание такое, надо разобраться, что на этих карточках изображено и разложить их последовательно. Кто быстрей сделает.
Дети работают
Воспитатель: Молодцы! Ребята, скажите какое сейчас время года?
Дети: весна
Воспитатель: Правильно, а после весны наступит.
Дети: лето
Воспитатель: Дальше будет
Дети: осень
Воспитатель: А затем
Дети: зима
Воспитатель: А какой сейчас месяц?
Дети: май
Воспитатель: Правильно, а день недели?
Дети: четверг
Воспитатель: Правильно, а завтра какой день недели будет?
Дети: пятница
Воспитатель: Молодцы! Скажите, какой день недели был вчера?
Дети: среда
Воспитатель: Назовите мне, первый день недели
Дети: понедельник
Воспитатель: Назовите второй день недели?
Дети: вторник
Воспитатель: Назовите следующий день недели?
Дети: среда
Воспитатель: Следующий (четверг), дальше (пятница), дальше (суббота), дальше (воскресенье)
Воспитатель: Ребята, наступило время игры. Вставайте в кружок. Игра называется «Было – будет» Я буду называть фразу и тому, у кого окажется мяч нужно будет ответить настоящее это, прошлое или будущее.
Проводится игра «Было – будет»
Воспитатель: Молодцы! Поиграли, садимся на стульчики и посмотрите что это?
Дети: часы
Воспитатель: Сколько времени они показывают?
Дети отвечают
Воспитатель: Скажите, что обозначает большая стрелка?
Дети: минуты
Воспитатель: Правильно! А маленькая стрелка что обозначает?
Дети: часы
Воспитатель: Молодцы! А теперь я хочу чтобы они показывали 4ч.оомин., 7ч.оомин., 9ч.оомин.
Дети ставят время на часах по просьбе воспитателя.
Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, если занятие началось в 9часов, а будет оно идти 30минут. Сколько будет времени, когда занятие закончится?
Дети: 9ч.30мин.
Воспитатель: Молодцы! Правильно!
Вот наше занятие подошло к концу. Скоро вы пойдете в школу и эти знания, вам обязательно пригодятся. Теперь настало время клада. В начале занятия я обещала конфеты кто хорошо будет заниматься большие, а кто плохо маленькие.
Воспитатель раздаёт конфеты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий Занятия по развитию речи Конспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»
Конспекты занятийЗанятия по развитию речиКонспект итогового занятия по развитию речи «В гости к бабушке»...
Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми
Дата проведения: 21 февраля 2012 г. Участники: дети подготовительной группыПроводит: педагог-психолог Панова М.М.Цель:способствовать формиров...
Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку" Интегрированное комплексное занятие в первой младшей группе "Путешествие в сказку"
Цель: Напомнить детям содержание знакомой сказки, побуждать их к проговариванию и повторению вслед за воспитателем отдельных слов и фраз, воспитывать любовь к художественной литературе.Задачи:·...
План-конспект занятия по физкультуре (средняя группа) по теме: Занятия с детьми в средней группе: «В здоровом теле – здоровый дух» Физкультурно-познавательное занятие.
«В здоровом теле – здоровый дух»Физкультурно-познавательное занятие...
Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект комплексного занятия по математике и конструированию во второй младшей группе Конспект занятий
Познакомить детей с числом и цифрой 6.Совершенствовать навыки счета и сравнения совокупностей предмета.Формировать умение детей различать понятия вчера, сегодня, завтра.Закреплять знания о геоме...
Планирование занятий педагога - психолога. Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.
Планирование занятий для родительского клуба или адаптационной группы. Формат занятий Я + мама.ДатаNТема и Название встречиЦельСодержаниеМатериал и оборудованиесентябрь1Консультация для родителе...
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Опубликовано 18 апреля 2016 - 19:36 пользователем admin занятия детский сад математика, занятия по математике в детском саду, занятие в детском саду гео
Занятие для детей младшего дошкольного возраста: «Путешествие Колобка по стране геометрических фигур» Цель:формировать у дошкольников умение находить различия и общие признаки г...