Занятие средней группы:«Мы живём в Хакасии»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Знакомство с хакасской национальной одеждой, народыми загадками, сказками, играми детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_sredney_gruppy.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие средней группы.

Тема: «Мы живём в Хакасии»

Цель: расширение представлений детей о республике Хакасия,  её

коренных жителях - хакасах, их национальных костюмах.

Задачи:

Образовательные:

  1. познакомить детей с хакасским национальным костюмом;
  2. познакомить детей с хакасским национальным фольклором;
  1. формировать у детей интерес и уважение к хакасской культуре через национальные загадки, игры и сказки;
  2. обогатить словарь детей новыми словами (вышивка, пого, чибек-хур, бурундук, кедровка, хакасский костюм).

Развивающие:

  1. развивать у детей внимание, слуховое восприятие.
    Воспитательные:
  2. воспитывать у детей любовь к республике, в которой мы живём.
    Методы и приёмы:

Словесный: беседа, рассказ воспитателя, повторение, загадывание загадок, чтение сказки, вопросы.

Наглядный: рассматривание кукол в национальной одежде, иллюстраций с изображением природы, игрушек.

Практический: игровой, сюрпризный момент, показ движений.

Технологии:

Педагогические:  игровая технология;

Здоровьесберегающие: динамическая пауза, подвижная игра.

Материал и оборудование: иллюстрации природы, куклы в национальных костюмах, рукавица, картинки с изображением животных и предметов, игрушки: сова, лодка, свинья, лошадь, медведь, бурундук, птицы.

Художественное слово: загадки хакасские, сказка хакасская «Медведь и бурундук».

Предварительная работа: знакомство с правилами хакасской игры «Спрячь рукавицу».

Ход занятия:

 I.

Дети заходят в группу , здороваются с гостями. Воспитатель просит их встать в круг .

Игра «Назови ласково».

После игры дети садятся на стульчики. Воспитатель обращает внимание на иллюстрации, висящие на доске.

-        Сегодня, ребята. Я вам принесла очень красивые картинки, давайте их,  рассмотрим (воспитатель показывает иллюстрации с изображением леса).

  - Что это? (лес)

- Как вы догадались, что это лес? (много разных деревьев)

- Названия, каких деревьев вы знаете? (берёза, ель).

- А кто из вас был в лесу? (ответы детей)

 - Красиво в лесу? Вам там понравилось? Давайте встанем и представим, что мы с вами деревья. Руки высоко поднимем и слегка покачаем ими, как будто подул ветерок. Вот какой красивый лес у нас получился.

 - А что это? (иллюстрации с изображением реки) (река). Да, это река. Посмотрите, какая она длинная, даже не видно конца. А как красиво по берегам реки! Кто из вас был на речке? (ответы детей)

-Красиво на речке? (Да) давайте с вами покажем, как течёт река. (Воспитатель и дети изображают реку волнообразными движениями руки).

 - А что это? (иллюстрации с изображением поля) Да, это поле. Полей в нашей республике много. Люди выращивают рожь, пшеницу, из которой делают муку и пекут хлеб, хлеб мы с вами едим каждый день.

 - Какого цвета поле? (желтое, золотистое) Поле огромное, у него не видно другого края. Поэтому говорят, что поле - бескрайнее. Давайте покажем поле - оно широкое, широкое, (воспитатель и дети широко разводят руки в стороны, изображая поле)

- А вот здесь вряд ли кто-нибудь из вас был? Что это? (иллюстрация с изображением гор) Это горы. Какие они, что вы можете о них сказать? (высокие, красивые) Что лежит на вершине гор? (снег) Правда, очень красиво? (да)

- Давайте изобразим горы. Покажем, какие они высокие, какие острые у них вершины, (воспитатель и дети поднимают руки вверх, соединяют кисти над головой — изображая горы)

 - Ребята, посмотрите, как красивы и лес, и река, и горы, и поля. Всё это наша
с вами республика. Как она называется?
(Хакасия)

 - А как называется столица Хакасии? (Абакан)

 - Как называется город, в котором мы с вами живём? (Саяногорск)

 - А на берегу, какой реки стоит наш город Саяногорск? (Енисей)

П.

-Хакасия богатая и красивая страна. И живут в ней талантливые люди-хакасы. И чего только хакасский народ не умеет делать - и сказки сочинять,  и загадки, и разные красивые предметы делать.

Раздаётся стук в дверь. Воспитатель заглядывает за дверь и вносит в группу кукол в национальных хакасских костюмах.

-        Ребята, посмотрите, к нам пришли гости, (показывает кукол) Это Хулатай и Алтын-Кёк. Какие необычные у них имена - это хакасские имена.

-У каждого народа существует своя национальная одежда. Давайте, рассмотрим куклу — хакаску Алтын Кёк в национальной одежде. В такой одежде раньше ходили женщины - хакаски. Это праздничное платье. Оно длинное и широкое. Рукава длинные, широкие и заканчиваются манжетам.  Платье сиреневого цвета с отделкой зелёного цвета. Широкое платье необходимо было женщинам - хакаскам, потому, что они, как и мужчины ездили верхом на лошади по степи. Часто плечи украшали вышивкой. В праздник женщины надевали украшения, которые сшили сами. Нагрудное украшение из бисера, перламутровых пуговиц, ракушек, называется пого. На голове женщины носили черный платок, который завязывали назад. Они заплетали много косичек. (Воспитатель проходит мимо детей и даёт им потрогать куклу).

Кукла мальчик - хакас Хулатай одет в свободного покроя мужскую рубаху. Мужская

рубаха опоясывается поясом «чибек-хур». Мужские брюки шьют из тёмной хлопчатобумажной ткани. На голове одета шапка, сшита из меха. Хакасы ходили в чёрных длинных сапогах. (Воспитатель проходит мимо детей и даёт им потрогать мужской костюм)

III. Физкультминутка.

- Ребята, а теперь, давайте поиграем в хакасскую народную игру «Спрячь рукавицу».

(Выбирается водящий. Дети садятся на полу в круг с вытянутыми, слега согнутыми ногами. Водящий стоит в кругу. По знаку воспитателя сидящие быстро и не заметно для водящего передают под ногами рукавицу. Он должен угадать у кого она. Если водящий угадает, они меняются местами. А если не угадает, ребёнок, у которого рукавица, показывает её и говорит: «Чик-чик сусличинок». Игра продолжается).

IV.

- Ребята, куклы Хулатай и Алтын Кёк хотят загадать нам хакасские загадки. А чтобы легче было отгадывать загадки, на доску поставлю картинки-отгадки и просто картинки. Внимательно слушайте загадку и отгадывайте её.

Хоть у неё провалилась спина

Лебедью ходит по речке она.

                                                             (лодка)

Небес не видит — зрячая она

И при ушах глуха во время сна.

                                                            (свинья)

В будни и в праздники

Она людям бывает нужна.

                                                           (лошадь)

Уши как у кошки

И глаза как плошки.

                                                           (сова)

Не крута и не полога

Семицветная дорога.

                                                            (радуга)

После каждой отгаданной загадки — воспитатель достаёт игрушку — отгадку и даёт её потрогать всем детям.

V.

- Ребята, наши гости принесли нам новую хакасскую сказку «Сказка, о том, как спина

Бурундука полосатой стала». Хотите, узнать, почему у Бурундука полосатая спина, (да) Тогда слушайте. (Воспитатель читает сказку и одновременно показывает настольный театр).

После прочтения сказки воспитатель даёт детям рассмотреть героев сказки (медведя, бурундука, кедровку), даёт потрогать их.

Посмотрите, какой лохматый и густой мех у медведя, а какие большие лапы с когтями. Что же случилось с медведем весной? (ответы детей)

Посмотрите, какая кедровка, - какие мягкие у неё перышки и какой крепкий клюв. О чём попросил медведь кедровку? (ответы детей)

Что ответила кедровка медведю? (ответы детей)

Вот посмотрите, какой маленький красивый бурундук, какой пушистый у него хвостик и полосатая спинка. А чем помог бурундук медведю? (ответы детей)

Как же медведь отблагодарил бурундука за его доброту? (ответы детей)

Ну вот, ребята, теперь вы знаете, почему у бурундука полосатая спинка. Понравилась вам сказка? (да)

VI.

- Сегодня, ребята, мы рассмотрели с вами хакасский национальный костюм, поиграли в хакасскую народную игру, отгадывали хакасские народные загадки, прослушали хакасскую народную сказку. А на других занятиях я познакомлю вас с другими хакасскими народными сказками, загадками, играми.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия средней группы детского сада по программе «Детство». Тема: Развитие мелкой моторики на занятиях ИЗО деятельности.

Конспект открытого занятия средней группы детского сада по программе «Детство» Тема: Развитие мелкой моторики       на занятиях ИЗО деятельности Воспитатель дошкол...

Занятие средней группы:«Мы живём в Хакасии»

Знакомство с хакасской национальной одеждой, народыми загадками, сказками, играми детей средней группы...

План-конспект занятия (средняя группа) по теме: НОД в средней группе по обучению татарскому языку. Тема: "Бабай күчтәнәче"

Бурычлар:  1. Сүз байлыгы булдыру, сөйләмдә активлаштыру.                      2.Тәрбияче ...

Конспект НОД в средней группе «Мы живём во рту у вас, берегите дети нас»

Формировать начальные знания о своём организме: у человека есть зубы, они нужны для того, чтобы пережёвывать пищу. Чтобы зубы не болели, их надо беречь, ухаживать за ними, есть больше овощей и ф...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в средней группе «Мы живём в Карелии»

Конспект интегрированного занятия        по познавательному развитию в средней группе «Мы живём в Карелии»...