Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми 3го года жизни
статья по логопедии (младшая группа)

Фролова Светлана Владимировна

Важным достижением ребенка от 2ух до 3ех лет является овладении слушанием речи: значительно увеличивается способность концентрации. Дети охотно воспринимают рассказы, сказки, стихи, что значительно обогащает детей познавательной информацией, вызывает эмпатийные переживания, знакомит с первичными нравственными ценностями. Слово начинает отражать для малыша сложные стороны окружающей действительности: взаимоотношение людей, их личные переживания, поступки, различные стороны социальной жизни. Активно развивается восприятие, воображение и память ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми 3го года жизни

Учитель-логопед ОКУЗ «Дом ребенка Специализированный»

Фроловой С.В

Иваново 2024

Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми 3го года жизни

        Важным достижением ребенка от 2ух до 3ех лет является овладении слушанием речи: значительно увеличивается способность концентрации. Дети охотно воспринимают рассказы, сказки, стихи, что значительно обогащает детей познавательной информацией, вызывает эмпатийные переживания, знакомит с первичными нравственными ценностями. В норме к концу 2го года жизни ребенок использует около 300, а в конце третьего года – уже 1200-1500 слов.

        Слово начинает отражать для малыша сложные стороны окружающей действительности: взаимоотношение людей, их личные переживания, поступки, различные стороны социальной жизни. Активно развивается восприятие, воображение и память ребенка. Возрастает устойчивость внимания, продолжает формироваться наглядно-действенное мышление, которое затем даст основу для развития образного мышления. Таким образом, знания, полученные детьми на эмоционально-чувственной основе, начнут переходить в образный план. Именно развитие образного мышления помогает детям 3го года жизни овладевать такими видами продуктивной деятельности, как рисование, лепка, аппликация. Малыши начинают понимать более сложные по своему содержанию сказки, рассказы, стихи, музыкальные произведения.

        Если дети 1го – 2го года жизни больше откликаются на ритм, рифму, игровые приемы потешек, песенок, сказок, то на 3ем году их больше увлекает содержание художественного произведения и, если у ребенка возникает потребность обратиться к взрослому с вопросом по поводу прочитанного, взрослый долен в доступной форме, обстоятельно ответить малышу. Главное, чтобы дети улавливали причинно-следственные связи между предметами, явлениями, описываемые в произведении событиями. Только при таком подходе, художественная литература становиться средством познания ребенком окружающего мира.

        Малыш уже начинает представлять предложенную ситуацию. При инсценировании произведения, сознательно реагирует на описываемые события. Он «включается» в игру со взрослым, легко откликаясь на любое действие в ролях. Он может себя представить «кисонькой-мурысонькой», «собачкой», «петушком», «зайчиком» и т.д.

        Художественное произведения помогают ребенку почувствовать реализм повествования, например: «как у котика усы удивительной красы, глаза смелые, зубки белые». Дети учатся прогнозировать поведение героев, предполагать конечный результат их действий.

        Сказки становятся понятными ребенку, так как герои, в основом, животные, разговаривают, действуют как люди, выполняют трудовые, бытовые или игровые действия. Через художественную литературу, расширяются знания ребенка о человеке, его жилище, о результатах труда человека и многое другое. Стихи, песенки, рассказы помогают ребенку накопить представление и о животным мире. Новом является то, что ребенок начинает усваивать и в условии жизни, более детально воспринимать внешние особенности и повадки. Например, ребенок в 3 года ребенок уже знает, что «петушок рано встает, голосисто поет – всех будет».

        Малыши в элементарной форме познают роль, место, значение животных в жизни человека, его отношение к ним. Например:

Ты, коровушка, ступай,

В чисто поле погуляй.

А вернешься вечерком,

Напоишь нас молоком.

(Р. н. песня)

        На 3ем году дети начинают знакомится не только с животными и птицами, но и с их детенышами:

Вышла курочка гулять,

Свежей травки пощипать.

А за ней ребятки-

Желтые цеплятки.

(Т. Волгина)

        Взрослые животные – «Мамы», «Папы», а их детеныши – «Детки».

        Таким образом, у детей формируються социальные представления об окружающем мире. Заботливые отношения мамы к своему малышу можно проследить, например, в художественном произведении «Кошечка»:

Серенькая кошечка

Села у окошечка,

Хвостиком махала,

Деток поджидала:

«Где мои ребятки,

Серые котятки?

Спать пора ребяткам,

Сереньким котяткам».

        Через художественные произведения у детей формируются представления о диких животных:

-Что же ты, ёж, такой колючий?

-Это я, на всякий случай.

Знаешь, кто мои соседи?

Лисы, волки и медведи!

(Б. Захадер)

Или:                                              Заинька, зайка,        

Маленький зайка,

Деток боиться

Зайка – трусишка!

(Р. н. песня)

        Воспитывая собственным примером, взрослые ставят задачу заложить в душе ребенка первые ростки человеколюбия, гуманного отношения ко всему живому, отличать «доброе» от «злого», проявлять заботу к «братьям меньшим» и, конечно, к друг другу.

Кто мяукнул у двери?

- Открывайте побыстрее!

Очень холодно зимой,

Мурка проситься домой.

(О. Высотская)

        Произведения художественной литературы помогают усвоить социальные нормы поведения. Дети понимают, что не надо быть жадным, повторяя слова потешки «Кисонька-мурысонька», «Не ешь одна!».

        В данным возрастной период у малышей активно развиваются и бытовые навыки: одевание, раздевание, прием пищи, кипение и т.д. Ребенок стремится выполнять действия самостоятельно и произведения, в которых рассказывается об обыкновенных бытовых ситуациях, находят живой отклик.

Мы не можем рано спать,

Дочку надо нам купить.

Тёплую водичку

Льем на нашу птичку.

(Е. Благинина)

-Давай будем одеваться…

-Я сама, я сама!

-Пойдем будем умываться…

-Я сама, я сама

(И. Муравейка)

        Произведения литературы помогают взрослым расширить представления детей о родной природе, временах года, состояния погоды (З. Александрова «Весна», А. Высотская «Зима», А. Барто «Снег», Е. Благинина «Дождик» и пр.).

        Чтение стихов, пение песенок, целесообразно сочетать с восприятием ребенком родной природы во время прогулок. Например:

Осень наступила,

Высохли цветы

И глядят уныло

Голые кусты.

(Н. Плещеев)

        Таким образом, уже в ранние годы, в детях необходимо воспитывать чувство сопричастности со всем, что их окружает и в природе, и в жизни.

        Учитывая индивидуальные возможности детей, уровень их развития, взрослый сеет в душах своих воспитанников «разумное, доброе, вечное», то, что является благодатной почвой для воспитания всех высоких человеческих начал.

Список используемой литературы

  1. Л. Павлова «Познания окружающего мира детьми 3го года жизни» - методическое пособие ФГОС ДО, Издательство «Сфера» 2015 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технология познания предметного мира детьми пятого года жизни средствами моделирования

Овладение детьми  с нарушениями опорно-двигательного аппарата высоким уровнем познания окружающего предметного мира и приемами наглядного моделирования....

Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни.

Ознакомление ребенка с окружающим миром, очень важно начинать через художественную литературу. С помощью художественной литературы взрослый сеет в душе ребенка "разумное, доброе, вечное"....

Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни.

На третьем году жизни ребенка начинается дошкольный период детства. Его называют младшим дошкольным потому, что ребенок третьего года сохраняет черты, присущие детям раннего возраста: действенный хара...

Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни

Художественные  произведения  помогают ребёнку  закрепить представления не только о бытовых процессах, но и  о многих предметах, явлениях взаимосвязях  окружающего мира ...

Методическая разработка по теме «Художественная литература как средство познания окружающего мира детьми дошкольного возраста»

Целью данной методической разработки является повышение познавательного интереса детей к окружающей действительности через художественную литературу. Методическая разработка может быть реком...

Роль природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира

Роль природоведческой художественной литературы в познании окружающего мира...

Статья "Роль художественной литературы в познании окружающего мира детьми третьего года жизни"

Дошкольное детство как период в человеческой жизни играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложеннные в до...