Сюжетно - ролевая игра "Невероятные приключения на необитаемом острове"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) на тему
Конспект сюжетно – ролевой игры «Невероятные приключения на необитаемом острове». Проблемная ситуация. Во время игры с воздушными шарами дети находят записку со странным письмом. Они расшифровывают за¬писку с рисунком: «цветик - семицветик» с оторванными лепестка¬ми, от последнего лепестка стрелка к рисунку острова с паль¬мой и человечком, а от него — стрелка к человечку, просящему помощи. Что нужно сделать герою в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Удивительные свойства воздуха»
Программное содержание.
- Способствовать расширению знаний детей о свойствах воздуха: прозрачность, невидимость, легкость, сила.
- Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы.
- Продолжать учить детей во время опытов соблюдать правила безопасности.
- Развивать мышление, память, речь, интерес к познавательной деятельности.
- Вызвать интерес к совместному выполнению заданий, создать доброжелательный настрой.
- Воспитывать любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде.
Материалы и оборудование: волшебная палочка, шапочки по количеству детей, стаканы, миски с водой, веер, листы бумаги, картон, полиэтиленовые пакеты, трубочки для коктейля, мыльные пузыри.
Предварительная работа: проведение серии занятий о воздухе, элементарных опытов с целью знакомства со свойствами воздуха, прогулок-исследований, наблюдений, экскурсий, рисование на тему ''Как человек использует воздух", заучивание стихов, чтение сказок.
Ход занятия.
Дети стоят полукругом в групповой комнате.
- Дыхательная гимнастика.
- Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох и выдох.
В. – Что вы, дети, вдохнули? Чем человек дышит? (Воздухом).
- Скажите, есть ли в комнате воздух? (Есть)
В. - Что вы знаете о воздухе? (Он невидим, прозрачный, бесцветный)
В. - Откуда же вы тогда узнали, что в комнате находится воздух? /Если бы не было воздуха, мы не смогли бы дышать/.
В. – Ребята, а вы хотели бы на некоторое время стать волшебниками и совершать чудеса?
В. – А чтобы вы почувствовали себя настоящими волшебниками, мне поможет волшебная палочка. (Взмахивает волшебной палочкой, достает колпачки, дети одевают их)
В. – Итак, сейчас мы будем совершать чудеса.
Воспитатель показывает детям стакан.
В. – Есть ли в нем что – нибудь? (дети рассматривают и высказывают свои предположения).
В. – Давайте проверим. (Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в миску с водой, обращая внимание на то, что стакан нужно держать очень ровно).
В. – Попадает ли вода в стакан? Почему? (Выслушивают все ответы, обсуждают их).
Вывод. В стакане есть воздух, поэтому он не пускает туда воду. Мы его не видим, потому что он прозрачный, невидимый.
В. – А теперь вы попробуйте узнать, в каждом ли стакане есть воздух. (Дети самостоятельно проводят данный опыт).
В. – Давайте совершим еще какое – нибудь волшебство с воздухом. А как вы думаете, можно ли почувствовать воздух? С помощью каких предметов?
(Дети высказывают свои предположения).
В. – Давайте проверим (На столе лежат различные предметы – веер, лист бумаги, картонка и т.д. Каждый ребенок выбирает один предмет.)
В. – Данил, ты ничего не выбрал, что ты планируешь сейчас делать, чтобы почувствовать воздух? (Подуть, помахать рукой).
Вывод. Создавая колебания воздуха, мы приводим его в движение, которые ощущаем.
В. – А как называется движение воздуха? (Ветер.)
В. - Вот мы и увидели воздух, и смогли его почувствовать. Но на этом наши чудеса не заканчиваются.
В. – Теперь я вам предлагаю поймать воздух. (Предлагает каждому ребенку полиэтиленовый пакет. Дети его рассматривают и определяют, что там внутри – пакет плоский, пустой).
В. – Попробуйте с помощью этого пакета поймать воздух. Как это можно сделать? (Надуть пакет или побегать, держа его раскрытым в руке).
Дети выполняют опыт.
В. – Что мы чувствуем, когда сжимает плотно закрытый пакет с воздухом? (Он упругий, как мяч, как воздушный шар).
В. – А когда выпускаем воздух? (Становится как прежде).
Вывод. Значит воздух упругий.
В. – Ребята, сегодня мы с вами создали много чудес, но на этом они еще не заканчиваются. Я вам предлагаю еще раз увидеть воздух.
В. – Аккуратно возьмите стакан и трубочку для коктейля и подуйте в стакан с водой.
В. – Что вы видите? (Пузырьки).
В. – А что это за пузырьки? (Это воздух. Он находится на дне стакана и поднимается вверх).
Вывод. Воздух легче воды, он всегда поднимается на ее поверхность.
В. – Дети, что мы узнали сегодня о воздухе, совершая чудеса? (Ответы детей).
В. – Вот видите, сколько интересного было в нашем волшебном царстве. А за то, что мы так чудесно и легко со всем справились, жители этого царства приготовили нам подарки.
Чтение отрывка из стихотворения С. Маршака «Мыльные пузыри»
Воды обыкновенной
В стаканчик набери –
Пускать из мыльной пены
Мы будем пузыри.
Соломинку простую
Сейчас возьму я в рот,
Воды в нее втяну я,
Потом слегка подую
В соломинку - и вот,
Сияя гладкой пленкой,
Растягиваясь вширь,
Выходит нежный, тонкий,
Раскрашенный пузырь.
Горит, как хвост павлина,
Каких цветов в нем нет!
Лиловый, красный, синий,
Зеленый, желтый цвет.
Взлетает шар надутый,
Прозрачнее стекла.
Внутри его как будто
Сверкают зеркала.
Огнями на просторе
Играет легкий шар.
То в нем синеет море,
То в нем горит пожар.
Он, воздухом надутый,
По воздуху плывет,
Но и одной минуты
На свете не живет.
(Воспитатель раздает детям мыльные пузыри. Игры с мыльными пузырями).
Конспект непосредственно образовательной деятельности для детей 6 года жизни «Удивительные свойства воздуха», область «Познание». Занятие построено на основе элементарных опытов. Интеграция областей «Коммуникация», «Безопасность», «Здоровье» |
Предварительный просмотр:
«Невероятные приключения на необитаемом острове»
Цель. Способствовать развитию умения свободно владеть ролью, реализующими ее предметными действиями, активно пользоваться ролевой речью. Продолжать учить самостоятельно создавать предметно – игровую обстановку под свой замысел или изменять ее по ходу игры. Развивать поисковую деятельность детей: способность находить нестандартные решения выявленных проблемных ситуаций, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей; умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор. Совершенствовать уровень накопленных практических навыков: создания предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями, элементами, ассоциациями. Совершенствовать стиль партнерских отношений.
Оборудование. Воздушные шары, записка, модули, ракушки, баночки, дорожки, предметы – заместители, бумага, карандаши и т.д. в соответствии с развертываемым сюжетом.
Приемы руководства игрой детей.
1. Создание проблемной ситуации, ставящей детей перед выбором замысла и роли, перед необходимостью последовательно решать игровые задачи, воспроизводить те или иные стороны действительности или воображаемой ситуации.
2. Помощь в организации предметно – игровой среды.
3. Участие в игре.
4. Индивидуальная работа (напоминание, указание, помощь).
Ход игры.
1. Во время игры с воздушными шарами дети находят записку со странным письмом. Дети расшифровывают записку с рисунком: «цветик - семицветик» с оторванными лепестками, от последнего лепестка стрелка к рисунку острова с пальмой и человечком, а от него — стрелка к человечку, просящему помощи.
Примерный текст записки: «Нашел цветик - семицветик, загадывал разные желания и не заметил, как с последним лепестком загадал желание — оказаться на необитаемом острове. Больше лепестков не осталось. Спасите!!!»
2. Уточнение проблемы. Постановка задач. (Диалоговая беседа)
Воспитатель: Что такое остров? (Это суша, со всех сторон окруженная водой.)
Воспитатель: Если вокруг нет людей, то как вы думаете, на какой остров попал герой? (На необитаемый.)
- А как вы думаете, какой климат на этом острове? (Жаркий, т.к. нарисована пальма.)
Воспитатель: Что нужно сделать герою в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей? (Найти воду для питья; найти пищу; построить жилье.)
Дети выбирают роли по желанию, если затрудняются, воспитатель предлагает детям взять на себя ту или иную роль. После распределения ролей воспитатель еще раз уточняет, кто из детей, за что будет отвечать.
Воспитатель подводит детей к пониманию того, что сначала необходимо обследовать остров, соблюдая осторожность, и поискать предметы, выброшенные на берег штормом, которые могут пригодиться в дальнейшем. Дети перечисляют правила безопасного поведения. Затем расходятся по группе и начинают оборудовать свои игровые места. Воспитатель включается в игру, в случае необходимости помогает разыграть сюжет и поворачивать события в нужное направление, создавая ситуации, побуждающие детей проявлять творческую инициативу.
Одна группа детей изготавливает примитивные орудия труда. Они выбирают острые ракушки, камни, крышки от консервных банок, пробуют заточить палку камешком.
Другие придумывают и строят жилье.
Третья группа изготавливает из найденных на побережье пластиковых бутылок, половинок кокоса, листьев и т.д. посуду для пищи.
Обсуждают проблему поиска воды. (Морская вода не пригодна для питья, нужно поискать родниковую или озерную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи? Предлагают варианты: собрать дождевую воду или снег на вершине горы. «Можно ли такую воду сразу пить?» — «Нет. Она грязная». Делают вывод, что ее надо процедить и обязательно прокипятить.)
Некоторые дети отправляются на поиск пищи - знакомых съедобных растений. Предложения детей: бананы, апельсины, орехи и т.п., ловля рыбы (руками, рубашкой или палкой с заостренным концом), сбор моллюсков, крабов, сбор птичьих яиц.
Еще одна группа добывает огонь и готовит пищу. Предложения детей - можно питаться вымытыми фруктами, знакомыми съедобными растениями, можно сварить рыбу в воде на костре или запечь в углях или песке, заварить чай, используя листья знакомых ягод и фруктов.
Предположения и действия детей по разведению костра: найденная зажигалка, спички — просушить, через линзы очков направить солнечный луч на сухие травинки, добыть огонь трением, высечением искры с помощью кремня; собирать сухие ветки и растения для костра.
После того, как дети проиграют роли, воспитатель может сказать: «Пока мы с вами помогали выжить нашему герою на необитаемом острове, уже приплыли спасатели. И в честь такого радостного события на острове устраиваются танцы». В заключении воспитатель включает аудиозаписи с детским репертуаром, приглашает всех танцевать.
Конспект сюжетно – ролевой игры «Невероятные приключения на необитаемом острове». Проблемная ситуация. Во время игры с воздушными шарами дети находят записку со странным письмом. Они расшифровывают за писку с рисунком: «цветик - семицветик» с оторванными лепестка ми, от последнего лепестка стрелка к рисунку острова с паль мой и человечком, а от него — стрелка к человечку, просящему помощи. Что нужно сделать герою в первую очередь, чтобы выжить и дождаться спасателей?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие " Невероятные приключения на необитаемом острове" Подготовительная группа
МДОУ «Детский сад п. МолодежныйПрелюбского муниципального районаСаратовской области». Занятие " Невероятные приключения на необитаемом острове". Подготовительная группа...
Проект занятия «Невероятные приключения на необитаемом острове»
Проблема: «Как выжить на необитаемом острове».Игровая мотивация: «Помочь выжить маленькому Робинзону, попавшему на необитаемый остров»....
Проект занятия «Невероятные приключения на необитаемом острове» (старший дошкольный возраст)
Проблема: «Как выжить на необитаемом острове».Игровая мотивация: «Помочь выжить маленькому Робинзону, попавшему на необитаемый остров»....
Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему:"Приключения на необитаемом острове"( с использованием интерактивных технологий) в старшей группе №8
Закрепить умения самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры...
Конспект познавательно-исследовательского занятия "Невероятные приключения на необитаемом острове".
Цель: Активизация мышления детей в процессе разрешения специально создаваемых проблемных ситуаций....
Опытно-экспериментальная деятельность с элементами программы по социально-эмоциональному развитию "Я, ты, мы" в старшей группе детского сада "Приключения на необитаемом острове".
Использование игры-фантазирования для развития положительных межличностных взаимоотношений в проблемной ситуации. Знакомство со способами очистки воды от механических примесей. Развитие умений планиро...
Конспект сюжетно – ролевой игры «Невероятные приключения на необитаемом острове»
Проблемная ситуация. Во время игры с воздушными шарами дети находят записку со странным письмом. Они расшифровывают записку с рисунком: «цветик - семицветик» с оторванными лепестками, от последн...