Конспект занятия на тему: "Кто в Москве не бывал - красоты не видал".
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stolica.docx | 304.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия.
Тема: «Кто в Москве не бывал – красоты не видал».
Программное содержание:
Воспитывать у детей любовь к Родине. Уточнять и систематизировать знания детей о столице России, формировать представление о Москве, как о главном городе нашей страны.
Продолжать знакомить детей с достопримечательностями Москвы, ее памятными местами, памятниками архитектуры и древности.
Расширять словарный запас, умение отвечать на вопросы, строить предложения. развивать мышление, память.
Материал:
Карта России, слайды: «Памятник Юрию Долгорукому», «Театр кукол», «Останкинская башня», «Красная площадь». «Царь-пушка», «Царь-колокол», «Собор Василия Блаженного», «Московский Кремль», «Спасская башня Кремля», «Могила неизвестного солдата». Детские стулья для постройки «автобуса», микрофон.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций альбомов «Моя Родина-Россия», «Моя Москва». Разучивание пословиц, поговорок о Родине, Москве, дружбе. Чтение и заучивание стихов В. Степанова, З. Александровой.
Ход занятия.
- Ребята, сегодня мы с вами будем говорить о нашей Родине.
На карте мира не найдешь
Тот дом, в котором ты живешь,
И даже улицы родной
Мы не найдем на карте той.
Но мы всегда на ней найдем
Свою страну – наш общий дом.
В. Степанов.
- Как вы думаете, что же такое Родина?
Ребенок: Если скажут слово «Родина»,
Сразу в памяти встает
Старый дом, в саду смородина,
Толстый тополь у ворот.
Ребенок: У реки березка – скромница
И ромашковый бугор…
А другим, наверно, вспомнится
Свой родной московский двор…
Ребенок: В лужах первые кораблики,
Над скакалкой топот ног,
И большой соседней фабрики
Громкий, радостный гудок.
Ребенок: Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина бывает разная,
Но у всех она одна!
З. Александрова.
- Давайте с вами подойдем к карте. Посмотрите, пожалуйста, какая она, наша Родина?
- Верно, попробуйте представить себе, какая она огромная, необъятная: на севере идет снег, трещит мороз, люди ходят в шубах, северные моря скованы льдом, а на юге в это же время цветут цветы, летают бабочки, можно купаться в море и загорать на солнышке. Правда, все это похоже на сказку? Вот такая она удивительная и необыкновенная, наша Родина!
- А кто знает, как называется наша Родина?
- Верно, Россия. Мы живем с вами в стране, у которой удивительно красивое имя:
За ясные зори, умытые росами,
За русское поле с колосьями рослыми,
За реки разливные в пламени синем
Тебя по-славянски назвали Россия.
- В каждой стране мира есть главный город-столица.
- Как называется столица России?
- Верно, ребята, Москва.
В России городов не счесть,
У них особенные лица,
И самый главный город есть:
Москва - прекрасная столица.
Москвы – красавицы наряд
Из многих выполнен узоров,
На солнце золотом блестят
Кресты и маковки соборов.
Девятый век Москва живет,
Столица славная России,
И расцветает каждый год
Пышнее, ярче и красивей.
- Кто из вас бывал в Москве?
- Чем она знаменита?
- Ребята, вы уже знаете, что Москва – древний город. По древней Москве мы с вами уже путешествовали, знакомились с историей возникновения города, с историей Кремля.
А сегодня я предлагаю вам отправиться на экскурсию по памятным местам столицы, познакомимся с ее достопримечательностями. А я буду вашим экскурсоводом.
Элемент ролевой игры: построен автобус из детских стульчиков.
- Проходите, пожалуйста, в автобус. Мальчики, позаботьтесь о девочках. Занимайте свои места, устраивайтесь поудобнее. Ведет наш автобус водитель I класса.
- Итак, дорогие гости нашей столицы, отправляемся в путь.
Москва – древний и старый город. Много веков трудились люди, чтобы сделать его таким красивым. Есть в Москве и прекрасные старинные памятники архитектуры, и современные здания. Очень много храмов, площадей, парков, музеев, театров.
Слайд: «Памятник Юрию Долгорукому».
- Посмотрите, пожалуйста, направо. Перед нами памятник Юрию Долгорукому.
- Может быть, кто-то из вас знает, что это был за человек и почему ему в Москве поставили памятник?
- Верно, Юрий Долгорукий признан основателем Москвы. Москвичи очень чтят память о нем, и в благодарность ему воздвигнут в столице этот памятник.
Слайд: «Театр кукол».
- А вот и наша первая остановка.
- Мы с вами находимся у театра. Кто из вас догадался, что это за театр?
- Верно, это театр кукол.
Визитной карточкой этого театра стали большие металлические часы на фасаде здания. Каждый час поочередно открываются дверцы в домиках – ящичках вокруг циферблата часов, и двенадцать животных – сказочных персонажей – приветствуют зрителей под музыку «Во саду ли, в огороде». Все вместе животные появляются лишь дважды в сутки – в полдень и в полночь.
- А теперь, продолжим нашу экскурсию.
- Дорогие гости нашей столицы, посмотрите налево.
Слайд: «Останкинская башня».
- Может быть, кто-то знает, что это за башня?
- Верно, это Останкинская башня – телевизионная и радиовещательная. Ее высота 540 метров, она самая высокая в Европе. Останкинская башня является одним из символов Москвы и России.
- А вот наша остановка. Давайте выйдем из автобуса.
Слайд: «Красная площадь».
- Дорогие гости столицы! Мы с вами находимся на главной площади Москвы. Кто из вас знает, как она называется?
- Верно, Красная площадь. А откуда такое название?
- Да, в старину слово «красное» значило красивое, главное. Какие еще образные выражения с этим словом вы знаете?
Дидактическое упражнение «Подбери образное выражение».
- Красна девица, красно солнышко, весна - красна, лето красное и т.д.
- Ребята, вы знаете, что в старые времена на Красной площади оглашали царские указы, люди узнавали новости, проводили народные гуляния. Вот и я вам предлагаю поиграть в русскую народную игру: «Гори, солнце, ярче».
Игра: «Гори, солнце, ярче».
Дети водят вокруг «Солнца» хоровод, подходят ближе к «Солнцу», сужая круг, кланяются и говорят:
Гори, солнце, ярче-
Летом будет жарче,
А зима теплее,
А весна милее.
Гори, гори. Ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо-
Птички летят,
Колокольчики звенят.
Динь – дон, динь – дон.
Убегай скорее вон.
Дети подходят ближе к «Солнцу», сужая круг, кланяются ему, отходят. Ведущий кричит: «Горю». Дети разбегаются, «Солнце» догоняет детей.
- А какие мероприятия проходят на Красной площади в наши дни?
- Верно, здесь проводятся демонстрации трудящихся. Проходят военные парады с участием военной техники, показывающей мощь нашей страны. В дни больших праздников в небо над Красной площадью взлетает салют, проходят народные гуляния, организуются концерты, а зимой работает один из самых больших открытых катков.
Слайд: «Царь - пушка».
- Ребята, а кто из вас знает, что это за памятник?
- Верно, это знаменитая Царь – пушка. Так уж повелось на Руси, все самое большое и удивительное называлось словом «царь».
Царь – пушка установлена на лафете, а возле нее лежат ядра.
Новая информация для детей: отлита она была мастером Андреем Чоховым более четырехсот лет назад. Царь – пушка эта, ребята, не стреляла никогда, хоть и предназначалась для стрельбы камнями весом до 800 кг. Чтобы ее зарядить потребовались бы целые сутки.
Слайд: «Царь - колокол».
- Неподалеку от Царь – пушки находится другой памятник. Кто знает, что это?
- Верно, это знаменитый Царь – колокол. Нет на целом свете колокола больше его. Он весит двести тонн. Отлили его великие русские мастера: отец и сын Маторины.
У Царь – колокола трагическая судьба. В него так ни разу и не звонили, потому что во время пожара от него отвалился большой кусок.
Никто сегодня не собирается стрелять из Царь – пушки или звонить в Царь – колокол. Но все, глядя на эти исторические памятники, с гордостью и уважением думают об удивительно талантливых русских мастерах.
Слайд: «Собор Василия Блаженного».
- А теперь вместе с вами давайте пройдем к Храму Василия Блаженного. Это один из самых ярких памятников древнерусской архитектуры. Расположен он в самом центре Москвы на Красной площади. Воздвигнут он был в честь победы войск царя Ивана Грозного над татарами.
Храм Василия Блаженного самый многоглавый из русских храмов. Состоит он из нескольких церквей, установленных на общем постаменте и соединенных в одно целое. В центре мы видим с вами купол золотой, остальные же церкви увенчаны яркими многоцветными фигурными куполами. Интересно, что церкви вокруг центральной, ориентированы по сторонам света. Так, что находясь на Красной площади, можно выяснить в какой стороне, например, север. Туда смотрит церковь с бело – голубой головой.
- На Красной площади находится еще одна главная достопримечательность нашей страны.
Слайд: «Московский Кремль».
- Что же это?
- Верно, это Кремль.
- С историей Кремля вы уже знакомы. Знаете, что у Московского Кремля двадцать башен и все они разные, двух одинаковых нет. У каждой башни свое имя и своя история. Сегодня мы с вами полюбуемся одной из них.
Слайд: «Спасская башня Кремля».
- Кто из вас знает, как она называется. Чем знаменита эта башня?
- Верно, ребята, это Спасская башня Кремля.
- А почему она получила такое название?
- Да, над ее воротами висела икона Спаса, и проездные ворота Спасской башни в народе считались «святыми».
- А что еще интересного о Спасской башне вы можете рассказать?
- Да, ребята, в 1851 году на Спасской башне установили часы, которые мы видим до сих пор. Курантами называют большие часы, у которых есть музыкальный механизм. У Кремлевских курантов музыку исполняют колокола, их одиннадцать. Один большой, он отличает часы, десять поменьше, их мелодичный перезвон раздается каждые 15 минут.
Кремлевские куранты – самые главные часы в России. По ним сверяет время вся наша страна.
А еще ребята, на пяти Кремлевских башнях: Спасской, Никольской, Боровицкой, Троицкой, Водовзводной были установлены рубиновые светящиеся звезды.
- Вдоль одной из стен Кремля располагается Александровский сад.
- Ребята, а кто из вас знает, что находится в этом саду, из-за чего Александровский сад знают многие люди?
Слайд: «Могила Неизвестного солдата».
- Правильно, ребята. В Александровском саду находится Могила Неизвестного солдата. На ней всегда, в любое время года, горит вечный огонь в память о погибших воинах. Сюда люди приносят цветы.
За страну родную люди
Отдавали жизнь свою,
Никогда мы не забудем
Павших в доблестном бою.
- Давайте и мы с вами почтим память павших солдат и споем песню.
Пение песни «Вечный огонь» сл. К. Чибисова.
- Ребята, а кто работает в Московском Кремле?
- Верно, здесь работает наше правительство и президент. Поэтому здесь развивается Государственный Флаг России.
- Наша страна, ребята, великая, сильная и красивая. Но страна это не только леса, поля, реки и города. Страна – это прежде всего люди, которые в ней живут. В России живут люди разных национальностей: русские, армяне, украинцы, осетины, черкесы и др. каждый народ говорит на своем языке, имеет свою историю, культуру, традиции. Но все они живут в мире и дружбе.
- А какие пословицы о дружбе вы знаете?
Дети называют пословицы, выученные ранее.
- Друг за дружку держаться – ничего не бояться.
- Человек без друзей, что дерево без корней.
- Там где дружат – живут, не тужат.
Начался разлад – и друзьям не рад.
- Хорошая дружба крепче каменных стен.
- Новых друзей наживай, а старых не забывай.
- Доброе братство, дороже богатства.
- Нет друга – ищи, а нашел – береги.
- Молодцы, ребята, вы очень много пословиц знаете.
- Ребята, сегодня мы посмотрели лишь маленькую часть города. Наша экскурсия заканчивается, но мы обязательно продолжим знакомство со столицей. А сейчас пришла пора возвращаться в детский сад.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад присмотра и оздоровления № 52
Конспект занятия
Для воспитанников ДОУ подготовительной к школе группы.
Тема: «Кто в Москве не бывал – красоты не видал».
Разработала: Бакумова Л.И.
г. Армавир 2011г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие на тему "Мой город Москва"
Подготовила воспитатель Кружкова Галина РудольфовнаЗанятие с целью обогащения кругозора детей старшего дошкольного возраста о своем городе. Занятие проводится в форме путешествия по Москве: Кремль, Кр...
Конспект занятия по теме "Столица России - Москва" с использованием ИКТ (презентация по теме)
Конспект познавательной беседы на тему "Столица России - Москва" с использованием ИКТ (для детей 6-7 лет)...
Конспект занятия на тему: "Дорогая моя столица - золотая моя Москва".
Знакомство со столицей нашей Родины - Москвой и её историей возникновения....
Конспект занятия по теме: «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»
Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о Красной площади Москвы.Программное содержание:Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Кр...
Конспект занятия по теме: «Москва-Столица России. Красная площадь Москвы»
Цель: учить составлять короткий описательный рассказ о Красной площади Москвы.Программное содержание:Расширять и обогащать знания детей о Столице России городе Москве и достопримечательностях Кр...
Конспект занятия по теме недели: "Мебель бывает разная..."
Данное занятие направленно на развитие лексической стороны речи, умение детей выстраивать ответы поным предложением, на обогащение активного словаря детей, на пополнеие и расширение их знаний по данно...
Конспект занятия по теме "Москва- столица России"
Беседа с детьми подготовительной группы...