как помочь птицам перезимовать
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме

Риязутдинова Лариса Семеновна

Воспитывать любовь к природе.Закрепить знания детей о птицах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.

 «Путешествие по улицам Солнечного города»

Программное содержание: закреплять знания детей об элементарных правилах дорожного движения, о правилах поведения в общественном транспорте, о различных видах транспорта; формировать умение ориентироваться в пространстве по схеме; развивать внимание, логическое мышление, память и речь детей; формировать положительное эмоциональное настроение детей; воспитывать умение общаться в коллективе.

Материалы и оборудование: восковое изображение автобуса; предметные картинки с изображением наземного и воздушного транспорта;  билеты -  геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники на каждого ребенка); рули разного цвета (на каждого ребенка); карточки со схемой маршрута (на две команды); (круги красного, желтого и зеленого цветов для игры «Светофор»;  

Ход занятия.

(Дети сидят полукругом на стульчиках перед воспитателем).

Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по улицам Солнечного города. Вы хотите, ребята? А как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (на машине, автобусе, самолете и т.д.) Сейчас мы и узнаем, на чем же отправимся в путешествие. Для этого нужно сказать, какие - нибудь волшебные слова (дети говорят слова, на листе бумаги появляется изображение автобуса (восковое)).

А вот и наш автобус (построенный из стульчиков), на котором мы отправимся в Солнечный город. Нужно занять свои места согласно билетам (в руках у детей разные геометрические фигуры, на спинках стульчиков точно такие же фигуры, каждый ищет свою пару и занимает свое место в автобусе).

Вдруг неожиданно вбегает Незнайка, запрыгивает в автобус, толкается, кричит.

Воспитатель: Ребята, а вы узнали кто это? (ответы детей).

Незнайка: Да я же Незнайка, я опаздываю в Солнечный город (ходит по автобусу, затем начинает, есть конфеты и кидать фантики на пол).

Дети делают ему замечание и объясняют правила поведения в общественном транспорте:

- заходить в автобус нужно спокойно;

- в автобусе  не толкаться;

- разговаривать спокойным голосом, не кричать быть вежливым;

- не отвлекать водителя во время езды;

- не ходить по автобусу во время езды;

- уступать место пожилым людям;

- не мусорить.

Незнайка: Понял! Теперь буду соблюдать все правила поведения в автобусе.

Воспитатель: Вот мы и приехали в Солнечный город. Ребята приглашайте Незнайку погулять вместе с нами.

Воспитатель: Нам нужно пройти на улицу «Загадок и отгадок», но для этого нужно перейти проезжую часть. Ребята давайте спросим у Незнайки, где и как нужно переходить дорогу? (Незнайка показывает все неправильно)

Воспитатель: Да ты что, Незнаечка, так ты попадешь в аварию! Ребята, давайте научим Незнайку правильно переходить дорогу.

Один из детей показывает и рассказывает, как правильно переходить улицу.

- переходить нужно в специальном месте – по пешеходному переходу (зебре);

-  рядом с пешеходным переходом располагается дорожный знак  «Пешеходный переход»;

- перед тем как переходить дорогу нужно посмотреть по сторонам (налево и направо), нет ли по близости машин;

- убедившись, что машин нет, можно переходить улицу, быстрым, но спокойным шагом и только с взрослыми.

Затем все дети парами переходят проезжую часть по пешеходному переходу.

Воспитатель: Теперь Незнайка ты знаешь, как правильно переходить дорогу?

Незнайка: Да, спасибо вам ребята.

Воспитатель: Вот мы и пришли на  улицу «Загадок и отгадок».

(Дети стоят полукругом, напротив наборного полотна, где по очереди выставляются картинки - отгадки).

 Воспитатель: Ребята, я буду загадывать вам загадки, а вы попробуйте их отгадать:

Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней?

                      (Машина)

Воспитатель: Правильно, ребята. А какие бывают машины? (легковые – перевозят людей, грузовые – перевозят различные грузы).

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга зацепились,

И помчались, в путь далек,

Лишь оставили дымок.

                (Поезд, вагоны)

Что за чудо – едет дом!

Пассажиров много в нем,

Носит обувь из резины

И питается бензином.

                  (Автобус)

Летит, как стрела,

Жужжит, как пчела.

        (Самолет)

Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали все загадки. А как вы думаете, что здесь лишнее? И почему? (Самолет, потому что это воздушный вид транспорта, а все остальные – наземный транспорт).

Воспитатель: Ну что же, двигаемся дальше. Нам нужно пройти на улицу «Автомобильную» в гараж к Винтику и Шпунтику.

Незнайка: Это мои друзья.

Воспитатель: А вот и наша улица, и гараж Винтика и Шпунтика.

              (Дети располагаются сидя на стульчиках полукругом перед воспитателем).

Воспитатель: «Гараж, ребята, это то место, где в свободное от работы время отдыхают автомобили, там же их чинят, моют, готовят к поездкам. Вот водитель меняет у машины колесо. Он взял молоток и тихонечко стучит по колесу: «тук-тук, тук-тук» (произнося звукоподражания, сопровождаем их движениями: стучим правым кулаком по левому). А вот водитель берет отвертку, откручивает винты на колесе и снимает его. Затем он ставит на место другое колесо, тихонько стучит по нему: «тук-тук-тук», снова берет отвертку и закручивает на колесе винты: «так-так, так-так» (одновременно со звукоподражаниями совершаем вращательные движения кулаком правой руки). А вот другая машина, у нее проколота шина. Надо поставить заплатку. Для этого намажем заплатку клеем (правой ладонью несколько раз, как кисточкой, провести по левой ладони); подуем (сложив губы в легкую улыбку, подуть на ладони), прижмем крепко-крепко (соединить ладони перед грудью). Все в порядке. Приклеилась заплатка. Теперь можно колесо накачать. Возьмем «насос» (широко улыбнувшись – так, чтобы были видны зубы, и несколько раз подряд длительно произносим звук «с», одновременно поднимая и опуская руки со сжатыми кулаками). Мы накачали колесо. Вот какое большое.

Далее детям предлагается дидактическая игра «Водители». Ребята делятся на две команды (кто сидит на красных стульчиках – одна команда, кто на сиреневых – другая), у каждой команды своя схема маршрута, предлагается задание: «Вы шоферы автомобиля, вам нужно отвезти зайчика в больницу. Подумайте и скажите, как правильно проехать, чтобы не нарушить правила дорожного движения. А потом мы вместе посмотрим, правильно ли вы выбрали путь».

Дидактическая задача –  продолжать учить детей ориентироваться в пространстве по схеме.

Материал – игровое поле (рисунок – схема разветвленной дороги, дорожный знак «Въезд запрещен»).

Игровые правила – выбрать правильный маршрут, соблюдая правила дорожного движения.

Игровые действия – обсуждение и выбор правильного маршрута.

Воспитатель: Молодцы ребята, вы были хорошими водителями. Пора двигаться дальше.

на улицу «Игровую».

                      (Дети выходят в центр группы, перед воспитателем).

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе могу помочь.

Воспитатель: Что это? (светофор) Незнайка попробуй правильно расположить цвета светофора. (Делает все не правильно).

Воспитатель: Ребята правильно выполнил Незнайка задание? (нет)

Кто нибудь из детей исправляет ошибку.

Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Светофор».

 Водящий (Незнайка) показывает цвета светофора, а дети выполняют движения: красный – присесть, желтый – стоять, зеленый –  бегать врассыпную.

Воспитатель: Хотите поиграть еще? (Да), тогда играем в игру «Цветные автомобили» вместе с Незнайкой. (У каждого ребенка в руках руль красного, зеленого, желтого или синего цвета, по определенному сигналу дети занимают место в своих гаражах, тоже красного, зеленого или желтого цвета). 

Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята давайте напомним Незнайке правила дорожного движения, которые мы уже знаем:

Движеньем город наш бурлит,

Такси бежит, трамвай спешит.

Шоферы правилам верны,

Все едут справой стороны.

Ты знай дружок, что мостовая

Для всех машин и для трамвая!      Артем.

Для пешеходов тротуары

Давно придуманы недаром.

Решил дорогу перейти

Налево сразу погляди,

Ну а потом еще направо,         Полина.

Знай, это лишь одно из правил.

Для пешехода – переход,

Тебе он друг на сто дорог.

Поможет светофор в пути        Сережа.

Тебе дорогу перейти.

Три огонька он зажигает,

Он желтым, красным нам мигает,         Лиза.

Но ты зеленый подожди,

Горит зеленый – ты иди.

Когда мы будем соблюдать

Все правила движения,

То избежать аварий сможем

Мы все без исключения.

Незнайка: Спасибо вам ребята! (предлагает сюрприз, и дети возвращаются в детский сад.)



Предварительный просмотр:

КАК НАМ ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?

(комплексное занятие для старшей группы детского сада)

Воспитатель старшей группы:

Журавлева Елена Геннадьевна

2011 год.

Понимая важность экологического воспитания дошкольников, воспитатели старшей группы № 8 проводят занятия кружка «Тропинка в природу». На этих занятиях дети знакомятся с растениями, животными и птицами, явлениями природы, проводят различные опыты и наблюдения.

Разработанное в рамках этого кружка занятие «Как нам помочь птицам перезимовать?» актуально для зимнего периода времени, а также способствует привлечению дошкольников к оказанию помощи птицам.

На занятии решались следующие задачи:

  1. формирование экологического представления детей об окружающем мире, обобщение и расширение представления детей о зимующих птицах, закрепление и обобщение представлений детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии;
  2. развитие у детей потребности общения с природой и окружающим миром, чувство ответственности;
  3. воспитание чувства сострадания, помощь в осознании главных этических законов жизни человека – любви, добра.

Занятие разработано для детей старшей группы детского сада (5-6 лет).

Вид занятия: комплексное занятие.

Основной метод проведения: эвристическая беседа, в ходе которой педагог ставит перед детьми проблему, при обсуждении дети сами приходят к нужному выводу. Кроме того, применяются наглядный и практический методы.

Оборудование: фонограмма птичьих голосов, картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, проигрыватель CD-дисков, бросовый материал для изготовления кормушек.

Методические советы на подготовительный период: изучение справочной литературы о птицах,  чтение рассказов, заучивание стихов, наблюдение и беседы на прогулках и в свободное время о зимующих и перелетных птицах, приготовление корма, заготовка бросового материала.

План занятия:

  1. Организационный момент: настраивает детей на тему занятия.
  2. Основной этап: содержит чтение стихотворений о птицах, беседу о зимующих птицах и о том, как им помочь перезимовать, изготовление различных видов кормушек.
  3. Подведение итогов, развешивание кормушек, рефлексия.

Сценарий занятия:

Воспитатель предлагает детям зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц.

Воспитатель: Что вы, ребята, представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).

- В какое время года можно услышать голоса птиц?

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?

- Почему?

- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

- А что с птицами происходит зимой?

- Где они находят себе пропитание?

Воспитатель:  Правильно, ребята, голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.  

(подготовленное чтение стихов наизусть)

1.  Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

2. Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

3. К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

4. Но если долго снег идёт

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

5. Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

6.Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

7. Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

8. По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

"Спасибо вам великое!".

(К. Мухаммади)

Воспитатель: А каких зимующих птиц мы с вами, ребята, знаем? Давайте, отгадаем про них загадки. (На доску вывешиваются картинки с этими птицами)

Ищет целый день он крошки,

   Ест букашек, червячков.

   Зимовать не улетает,

   Под карнизом обитает. (воробей)

Зимой на ветках яблоки!

Скорее собери!

И вдруг вспорхнули яблоки…

Да это ж…(снегири)

Чёрный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)

Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.  

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

Верещунья, белобока,

А зовут ее ….. (сорока)

Воспитатель: Молодцы, отгадали всех зимующих птиц. Может, мы каких-нибудь не назвали? Давайте вспомним! (дети называют зимующих птиц, воспитатель вывешивает картинки)

- Клест, свиристель, оляпка, ворона, тетерев галка.

- Ребята, ведь не все птицы остаются зимовать, многие улетают в теплые края. Как мы называем таких птиц?

- Перелетными.

- А каких перелетных птиц мы с вами знаем? Давайте перечислим.

- Соловей, грач, ласточка, кукушка, скворец, аист, жаворонок, журавль, утка.

Физкультминутка:А теперь поиграем в игру «Не ошибись». Я буду называть птиц, а вы должны будете присесть, если это зимующая птица, а если перелетная, то замахать руками, как крыльями.

- Соловей, дятел, клёст, грач, ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка, скворец, оляпка, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, тетерев, галка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на блюдо с угощениями для наших пернатых друзей, что же они у нас любят?

(На блюде лежат семечки, ягоды шиповника, белый хлеб, яблоко, пшено, гречневая каша, свежее сало.)

- Кто из птиц любит семена подсолнечника?

- Почти все птицы.

- А кого мы будем угощать ягодами калины и рябины?

- Кому по вкусу гречневая каша и пшено?

А чтобы все наши догадки проверить, нам с вами надо изготовить кормушки и пригласить птиц. Мы за ними понаблюдаем и узнаем предпочтения наших друзей.

- Давайте подумаем, из какого материала можно изготовить кормушку?

- Из дерева, пластика.

- А можно ли из картона? Почему?

- Нет. Он от снега промокнет и потеряет свою прочность.

- Что должно быть обязательно у кормушки? Можно ли просто подвесить дощечку и на нее насыпать пшена?

 - Нет, ветром весь корм сметет на снег. У кормушки должны быть бортики, чтобы корм не просыпался.

- А всегда ли нужна крыша?

- Да, она защищает корм от снега.

- Посмотрите, какой материал есть у нас для кормушек (рассматривание пластиковых бутылок и пакетов из-под сока). Подойдет ли он?

- Да. Этот материал прочный и влагостойкий.

Изготовление кормушек совместно с воспитателем из бросового материала.

Висит кормушка на окне на радость нам и птицам.

И каждый день по сто друзей в окно мое стучится.

Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры –

стучатся дружно по утрам в окно моей квартиры.

Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек!

Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.

В конце занятия дети с воспитателем выходят на участок и вешают свою кормушку, наполняют ее кормом.

Рефлексия:

Воспитатель задает детям вопросы:

  1. Что нового вы узнали сегодня на занятии?
  2. Почему зимующим птицам нужна наша помощь?
  3. Как мы можем им помочь?
  4. Как вы считаете, могут ли птицы выжить зимой без помощи человека?
  5. Что вам больше всего запомнилось на занятии?

Воспитатель: Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.

Занятие рекомендуется проводить в два этапа: первый в группе, второй — на участке во время прогулки.

При подведении итогов педагог отметил участие в занятии каждого ребенка, предложил дома вместе с родителями изготовить и повесить кормушку.

По итогам занятия и для ознакомления родителей с деятельностью  группы была выпущена стенгазета «Как мы кормили птиц!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь птицам перезимовать?

Комплексное занятие для старшей группы детского сада. Занятие «Как нам помочь птицам перезимовать?» актуально для зимнего периода времени, а также способствует привлечению дошкольников к оказанию...

Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!»

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм ...

Детская книжка малышка " Поможем птицам перезимовать"

Эта книжка была создана детьми и воспитателями старшей группы, в неё были добавлены детские рисунки зимующих птиц, стихи известных поэтов и воспитателя группы Косаревой Е. А.. А так же загадки и фотог...

ООД "Как помочь птицам перезимовать?" (окружающий мир)

Цель:Научить детей узнавать разных зимующих птиц. Научить детей изготавливать кормушки для зимующих птиц и пояснить, почему так важно заботиться о живой природе....

Как помочь птицам перезимовать

Консультация, папка-передвижка на тему"Как помочь птицам пережить зиму" ...

как помочь птицам перезимовать

В деревне зимой возле дома не только этих птиц увидеть можно. Сюда и синицы, и овсянки, и даже осторожные сороки прилетают. Голодно им зимой в лесу, вот они и летят поближе к жилью человека, чтобы пок...

ООД "Как помочь птицам перезимовать"

laquo;Как помочь перезимовать птицам?»Цель: Научить детей узнавать разных зимующих птиц. Научить детей изготавливать кормушки для зимующих птиц и пояснить, почему так важно заботиться о жи...