как помочь птицам перезимовать
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Воспитывать любовь к природе.Закрепить знания детей о птицах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_po_oznakomleniyu_s_okruzhayushchim.doc | 44 КБ |
kak_nam_pomoch_pticam_perezimovat.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим.
«Путешествие по улицам Солнечного города»
Программное содержание: закреплять знания детей об элементарных правилах дорожного движения, о правилах поведения в общественном транспорте, о различных видах транспорта; формировать умение ориентироваться в пространстве по схеме; развивать внимание, логическое мышление, память и речь детей; формировать положительное эмоциональное настроение детей; воспитывать умение общаться в коллективе.
Материалы и оборудование: восковое изображение автобуса; предметные картинки с изображением наземного и воздушного транспорта; билеты - геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники на каждого ребенка); рули разного цвета (на каждого ребенка); карточки со схемой маршрута (на две команды); (круги красного, желтого и зеленого цветов для игры «Светофор»;
Ход занятия.
(Дети сидят полукругом на стульчиках перед воспитателем).
Воспитатель: Сегодня я предлагаю отправиться в путешествие по улицам Солнечного города. Вы хотите, ребята? А как вы думаете, на чем можно отправиться в путешествие? (на машине, автобусе, самолете и т.д.) Сейчас мы и узнаем, на чем же отправимся в путешествие. Для этого нужно сказать, какие - нибудь волшебные слова (дети говорят слова, на листе бумаги появляется изображение автобуса (восковое)).
А вот и наш автобус (построенный из стульчиков), на котором мы отправимся в Солнечный город. Нужно занять свои места согласно билетам (в руках у детей разные геометрические фигуры, на спинках стульчиков точно такие же фигуры, каждый ищет свою пару и занимает свое место в автобусе).
Вдруг неожиданно вбегает Незнайка, запрыгивает в автобус, толкается, кричит.
Воспитатель: Ребята, а вы узнали кто это? (ответы детей).
Незнайка: Да я же Незнайка, я опаздываю в Солнечный город (ходит по автобусу, затем начинает, есть конфеты и кидать фантики на пол).
Дети делают ему замечание и объясняют правила поведения в общественном транспорте:
- заходить в автобус нужно спокойно;
- в автобусе не толкаться;
- разговаривать спокойным голосом, не кричать быть вежливым;
- не отвлекать водителя во время езды;
- не ходить по автобусу во время езды;
- уступать место пожилым людям;
- не мусорить.
Незнайка: Понял! Теперь буду соблюдать все правила поведения в автобусе.
Воспитатель: Вот мы и приехали в Солнечный город. Ребята приглашайте Незнайку погулять вместе с нами.
Воспитатель: Нам нужно пройти на улицу «Загадок и отгадок», но для этого нужно перейти проезжую часть. Ребята давайте спросим у Незнайки, где и как нужно переходить дорогу? (Незнайка показывает все неправильно)
Воспитатель: Да ты что, Незнаечка, так ты попадешь в аварию! Ребята, давайте научим Незнайку правильно переходить дорогу.
Один из детей показывает и рассказывает, как правильно переходить улицу.
- переходить нужно в специальном месте – по пешеходному переходу (зебре);
- рядом с пешеходным переходом располагается дорожный знак «Пешеходный переход»;
- перед тем как переходить дорогу нужно посмотреть по сторонам (налево и направо), нет ли по близости машин;
- убедившись, что машин нет, можно переходить улицу, быстрым, но спокойным шагом и только с взрослыми.
Затем все дети парами переходят проезжую часть по пешеходному переходу.
Воспитатель: Теперь Незнайка ты знаешь, как правильно переходить дорогу?
Незнайка: Да, спасибо вам ребята.
Воспитатель: Вот мы и пришли на улицу «Загадок и отгадок».
(Дети стоят полукругом, напротив наборного полотна, где по очереди выставляются картинки - отгадки).
Воспитатель: Ребята, я буду загадывать вам загадки, а вы попробуйте их отгадать:
Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней?
(Машина)
Воспитатель: Правильно, ребята. А какие бывают машины? (легковые – перевозят людей, грузовые – перевозят различные грузы).
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга зацепились,
И помчались, в путь далек,
Лишь оставили дымок.
(Поезд, вагоны)
Что за чудо – едет дом!
Пассажиров много в нем,
Носит обувь из резины
И питается бензином.
(Автобус)
Летит, как стрела,
Жужжит, как пчела.
(Самолет)
Воспитатель: Молодцы, ребята, отгадали все загадки. А как вы думаете, что здесь лишнее? И почему? (Самолет, потому что это воздушный вид транспорта, а все остальные – наземный транспорт).
Воспитатель: Ну что же, двигаемся дальше. Нам нужно пройти на улицу «Автомобильную» в гараж к Винтику и Шпунтику.
Незнайка: Это мои друзья.
Воспитатель: А вот и наша улица, и гараж Винтика и Шпунтика.
(Дети располагаются сидя на стульчиках полукругом перед воспитателем).
Воспитатель: «Гараж, ребята, это то место, где в свободное от работы время отдыхают автомобили, там же их чинят, моют, готовят к поездкам. Вот водитель меняет у машины колесо. Он взял молоток и тихонечко стучит по колесу: «тук-тук, тук-тук» (произнося звукоподражания, сопровождаем их движениями: стучим правым кулаком по левому). А вот водитель берет отвертку, откручивает винты на колесе и снимает его. Затем он ставит на место другое колесо, тихонько стучит по нему: «тук-тук-тук», снова берет отвертку и закручивает на колесе винты: «так-так, так-так» (одновременно со звукоподражаниями совершаем вращательные движения кулаком правой руки). А вот другая машина, у нее проколота шина. Надо поставить заплатку. Для этого намажем заплатку клеем (правой ладонью несколько раз, как кисточкой, провести по левой ладони); подуем (сложив губы в легкую улыбку, подуть на ладони), прижмем крепко-крепко (соединить ладони перед грудью). Все в порядке. Приклеилась заплатка. Теперь можно колесо накачать. Возьмем «насос» (широко улыбнувшись – так, чтобы были видны зубы, и несколько раз подряд длительно произносим звук «с», одновременно поднимая и опуская руки со сжатыми кулаками). Мы накачали колесо. Вот какое большое.
Далее детям предлагается дидактическая игра «Водители». Ребята делятся на две команды (кто сидит на красных стульчиках – одна команда, кто на сиреневых – другая), у каждой команды своя схема маршрута, предлагается задание: «Вы шоферы автомобиля, вам нужно отвезти зайчика в больницу. Подумайте и скажите, как правильно проехать, чтобы не нарушить правила дорожного движения. А потом мы вместе посмотрим, правильно ли вы выбрали путь».
Дидактическая задача – продолжать учить детей ориентироваться в пространстве по схеме.
Материал – игровое поле (рисунок – схема разветвленной дороги, дорожный знак «Въезд запрещен»).
Игровые правила – выбрать правильный маршрут, соблюдая правила дорожного движения.
Игровые действия – обсуждение и выбор правильного маршрута.
Воспитатель: Молодцы ребята, вы были хорошими водителями. Пора двигаться дальше.
на улицу «Игровую».
(Дети выходят в центр группы, перед воспитателем).
Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь.
Я машинам помогаю
И тебе могу помочь.
Воспитатель: Что это? (светофор) Незнайка попробуй правильно расположить цвета светофора. (Делает все не правильно).
Воспитатель: Ребята правильно выполнил Незнайка задание? (нет)
Кто нибудь из детей исправляет ошибку.
Воспитатель: А теперь поиграем в игру «Светофор».
Водящий (Незнайка) показывает цвета светофора, а дети выполняют движения: красный – присесть, желтый – стоять, зеленый – бегать врассыпную.
Воспитатель: Хотите поиграть еще? (Да), тогда играем в игру «Цветные автомобили» вместе с Незнайкой. (У каждого ребенка в руках руль красного, зеленого, желтого или синего цвета, по определенному сигналу дети занимают место в своих гаражах, тоже красного, зеленого или желтого цвета).
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. Ребята давайте напомним Незнайке правила дорожного движения, которые мы уже знаем:
Движеньем город наш бурлит,
Такси бежит, трамвай спешит.
Шоферы правилам верны,
Все едут справой стороны.
Ты знай дружок, что мостовая
Для всех машин и для трамвая! Артем.
Для пешеходов тротуары
Давно придуманы недаром.
Решил дорогу перейти
Налево сразу погляди,
Ну а потом еще направо, Полина.
Знай, это лишь одно из правил.
Для пешехода – переход,
Тебе он друг на сто дорог.
Поможет светофор в пути Сережа.
Тебе дорогу перейти.
Три огонька он зажигает,
Он желтым, красным нам мигает, Лиза.
Но ты зеленый подожди,
Горит зеленый – ты иди.
Когда мы будем соблюдать
Все правила движения,
То избежать аварий сможем
Мы все без исключения.
Незнайка: Спасибо вам ребята! (предлагает сюрприз, и дети возвращаются в детский сад.)
Предварительный просмотр:
КАК НАМ ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?
(комплексное занятие для старшей группы детского сада)
Воспитатель старшей группы:
Журавлева Елена Геннадьевна
2011 год.
Понимая важность экологического воспитания дошкольников, воспитатели старшей группы № 8 проводят занятия кружка «Тропинка в природу». На этих занятиях дети знакомятся с растениями, животными и птицами, явлениями природы, проводят различные опыты и наблюдения.
Разработанное в рамках этого кружка занятие «Как нам помочь птицам перезимовать?» актуально для зимнего периода времени, а также способствует привлечению дошкольников к оказанию помощи птицам.
На занятии решались следующие задачи:
- формирование экологического представления детей об окружающем мире, обобщение и расширение представления детей о зимующих птицах, закрепление и обобщение представлений детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии;
- развитие у детей потребности общения с природой и окружающим миром, чувство ответственности;
- воспитание чувства сострадания, помощь в осознании главных этических законов жизни человека – любви, добра.
Занятие разработано для детей старшей группы детского сада (5-6 лет).
Вид занятия: комплексное занятие.
Основной метод проведения: эвристическая беседа, в ходе которой педагог ставит перед детьми проблему, при обсуждении дети сами приходят к нужному выводу. Кроме того, применяются наглядный и практический методы.
Оборудование: фонограмма птичьих голосов, картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, проигрыватель CD-дисков, бросовый материал для изготовления кормушек.
Методические советы на подготовительный период: изучение справочной литературы о птицах, чтение рассказов, заучивание стихов, наблюдение и беседы на прогулках и в свободное время о зимующих и перелетных птицах, приготовление корма, заготовка бросового материала.
План занятия:
- Организационный момент: настраивает детей на тему занятия.
- Основной этап: содержит чтение стихотворений о птицах, беседу о зимующих птицах и о том, как им помочь перезимовать, изготовление различных видов кормушек.
- Подведение итогов, развешивание кормушек, рефлексия.
Сценарий занятия:
Воспитатель предлагает детям зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц.
Воспитатель: Что вы, ребята, представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?
- Почему?
- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).
- А что с птицами происходит зимой?
- Где они находят себе пропитание?
Воспитатель: Правильно, ребята, голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.
(подготовленное чтение стихов наизусть)
1. Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
2. Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
3. К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
4. Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
5. Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
6.Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
7. Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
8. По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
"Спасибо вам великое!".
(К. Мухаммади)
Воспитатель: А каких зимующих птиц мы с вами, ребята, знаем? Давайте, отгадаем про них загадки. (На доску вывешиваются картинки с этими птицами)
Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (воробей)
Зимой на ветках яблоки!
Скорее собери!
И вдруг вспорхнули яблоки…
Да это ж…(снегири)
Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Верещунья, белобока,
А зовут ее ….. (сорока)
Воспитатель: Молодцы, отгадали всех зимующих птиц. Может, мы каких-нибудь не назвали? Давайте вспомним! (дети называют зимующих птиц, воспитатель вывешивает картинки)
- Клест, свиристель, оляпка, ворона, тетерев галка.
- Ребята, ведь не все птицы остаются зимовать, многие улетают в теплые края. Как мы называем таких птиц?
- Перелетными.
- А каких перелетных птиц мы с вами знаем? Давайте перечислим.
- Соловей, грач, ласточка, кукушка, скворец, аист, жаворонок, журавль, утка.
Физкультминутка:А теперь поиграем в игру «Не ошибись». Я буду называть птиц, а вы должны будете присесть, если это зимующая птица, а если перелетная, то замахать руками, как крыльями.
- Соловей, дятел, клёст, грач, ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка, скворец, оляпка, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, тетерев, галка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на блюдо с угощениями для наших пернатых друзей, что же они у нас любят?
(На блюде лежат семечки, ягоды шиповника, белый хлеб, яблоко, пшено, гречневая каша, свежее сало.)
- Кто из птиц любит семена подсолнечника?
- Почти все птицы.
- А кого мы будем угощать ягодами калины и рябины?
- Кому по вкусу гречневая каша и пшено?
А чтобы все наши догадки проверить, нам с вами надо изготовить кормушки и пригласить птиц. Мы за ними понаблюдаем и узнаем предпочтения наших друзей.
- Давайте подумаем, из какого материала можно изготовить кормушку?
- Из дерева, пластика.
- А можно ли из картона? Почему?
- Нет. Он от снега промокнет и потеряет свою прочность.
- Что должно быть обязательно у кормушки? Можно ли просто подвесить дощечку и на нее насыпать пшена?
- Нет, ветром весь корм сметет на снег. У кормушки должны быть бортики, чтобы корм не просыпался.
- А всегда ли нужна крыша?
- Да, она защищает корм от снега.
- Посмотрите, какой материал есть у нас для кормушек (рассматривание пластиковых бутылок и пакетов из-под сока). Подойдет ли он?
- Да. Этот материал прочный и влагостойкий.
Изготовление кормушек совместно с воспитателем из бросового материала.
Висит кормушка на окне на радость нам и птицам.
И каждый день по сто друзей в окно мое стучится.
Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры –
стучатся дружно по утрам в окно моей квартиры.
Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек!
Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.
В конце занятия дети с воспитателем выходят на участок и вешают свою кормушку, наполняют ее кормом.
Рефлексия:
Воспитатель задает детям вопросы:
- Что нового вы узнали сегодня на занятии?
- Почему зимующим птицам нужна наша помощь?
- Как мы можем им помочь?
- Как вы считаете, могут ли птицы выжить зимой без помощи человека?
- Что вам больше всего запомнилось на занятии?
Воспитатель: Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.
Занятие рекомендуется проводить в два этапа: первый в группе, второй — на участке во время прогулки.
При подведении итогов педагог отметил участие в занятии каждого ребенка, предложил дома вместе с родителями изготовить и повесить кормушку.
По итогам занятия и для ознакомления родителей с деятельностью группы была выпущена стенгазета «Как мы кормили птиц!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Как помочь птицам перезимовать?
Комплексное занятие для старшей группы детского сада. Занятие «Как нам помочь птицам перезимовать?» актуально для зимнего периода времени, а также способствует привлечению дошкольников к оказанию...
Познавательный, творческий проект по экологическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста: «Поможем птицам перезимовать!»
В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм ...
Детская книжка малышка " Поможем птицам перезимовать"
Эта книжка была создана детьми и воспитателями старшей группы, в неё были добавлены детские рисунки зимующих птиц, стихи известных поэтов и воспитателя группы Косаревой Е. А.. А так же загадки и фотог...
ООД "Как помочь птицам перезимовать?" (окружающий мир)
Цель:Научить детей узнавать разных зимующих птиц. Научить детей изготавливать кормушки для зимующих птиц и пояснить, почему так важно заботиться о живой природе....
Как помочь птицам перезимовать
Консультация, папка-передвижка на тему"Как помочь птицам пережить зиму" ...
как помочь птицам перезимовать
В деревне зимой возле дома не только этих птиц увидеть можно. Сюда и синицы, и овсянки, и даже осторожные сороки прилетают. Голодно им зимой в лесу, вот они и летят поближе к жилью человека, чтобы пок...
ООД "Как помочь птицам перезимовать"
laquo;Как помочь перезимовать птицам?»Цель: Научить детей узнавать разных зимующих птиц. Научить детей изготавливать кормушки для зимующих птиц и пояснить, почему так важно заботиться о жи...