Как помочь птицам перезимовать?
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Журавлева Елена Геннадьевна

Комплексное занятие для старшей группы детского сада. 

Занятие «Как нам помочь птицам перезимовать?» актуально для зимнего периода времени, а также способствует привлечению дошкольников к оказанию помощи птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kak_pomoch_pticam_perezimovat.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида №62 «Золотой улей»

КАК НАМ ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?

(комплексное занятие для старшей группы детского сада)

Воспитатель старшей группы:

Журавлева Елена Геннадьевна

2011 год.


Понимая важность экологического воспитания дошкольников, воспитатели старшей группы № 8 проводят занятия кружка «Тропинка в природу». На этих занятиях дети знакомятся с растениями, животными и птицами, явлениями природы, проводят различные опыты и наблюдения.

Разработанное в рамках этого кружка занятие «Как нам помочь птицам перезимовать?» актуально для зимнего периода времени, а также способствует привлечению дошкольников к оказанию помощи птицам.

На занятии решались следующие задачи:

  • формирование экологического представления детей об окружающем мире, обобщение и расширение представления детей о зимующих птицах, закрепление и обобщение представлений детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии;
  • развитие у детей потребности общения с природой и окружающим миром, чувство ответственности;
  • воспитание чувства сострадания, помощь в осознании главных этических законов жизни человека – любви, добра.

Занятие разработано для детей старшей группы детского сада (5-6 лет).

Вид занятия: комплексное занятие.

Основной метод проведения: эвристическая беседа, в ходе которой педагог ставит перед детьми проблему, при обсуждении дети сами приходят к нужному выводу. Кроме того, применяются наглядный и практический методы.

Оборудование: фонограмма птичьих голосов, картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, проигрыватель CD-дисков, бросовый материал для изготовления кормушек.

Методические советы на подготовительный период: изучение справочной литературы о птицах,  чтение рассказов, заучивание стихов, наблюдение и беседы на прогулках и в свободное время о зимующих и перелетных птицах, приготовление корма, заготовка бросового материала.

План занятия:

  1. Организационный момент: настраивает детей на тему занятия.
  2. Основной этап: содержит чтение стихотворений о птицах, беседу о зимующих птицах и о том, как им помочь перезимовать, изготовление различных видов кормушек.
  3. Подведение итогов, развешивание кормушек, рефлексия.

Сценарий занятия:

Воспитатель предлагает детям зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц.

Воспитатель: Что вы, ребята, представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).

- В какое время года можно услышать голоса птиц?

- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?

- Почему?

- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).

- А что с птицами происходит зимой?

- Где они находят себе пропитание?

Воспитатель:  Правильно, ребята, голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.  

(подготовленное чтение стихов наизусть)

1.  Бывают птицы разными:

Одни боятся вьюг

И улетают на зиму

На добрый, тёплый юг.

2. Другие - те народ иной:

В мороз над лесом кружат.

Для них разлука с родиной

Страшнее лютой стужи.

3. К их перышкам взъерошенным

Не пристают снежинки,

Они и под порошами

Резвятся для разминки.

4. Но если долго снег идёт

И долго длится вьюга,

Тогда, друзья, приходится

Пичугам нашим туго.

5. Сугробами засыпаны

Бугры, дворы, дорожки.

Не могут пташки отыскать

Ни зёрнышка, ни крошки.

И вот летают всё слабей

Ворона, галка, воробей.

6.Скорей на помощь, дети!

Вот в этот самый трудный час

Спасенье птицы ждут от нас.

Кормите их! Согрейте!

7. Повесьте домик на суку!

Рассыпьте крошки на снегу,

А то и манной кашки…

И оживут бедняжки!

8. По небу весело скользя,

Взлетят пернатые друзья

И пропоют, чирикая:

"Спасибо вам великое!".

(К. Мухаммади)

Воспитатель: А каких зимующих птиц мы с вами, ребята, знаем? Давайте, отгадаем про них загадки. (На доску вывешиваются картинки с этими птицами)

Ищет целый день он крошки,

   Ест букашек, червячков.

   Зимовать не улетает,

   Под карнизом обитает. (воробей)

Зимой на ветках яблоки!

Скорее собери!

И вдруг вспорхнули яблоки…

Да это ж…(снегири)

Чёрный жилет, красный берет,

Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)

Спиною зеленовата,

Животиком желтовата.  

Чёрненькая шапочка

И полоска шарфика. (синица)

Верещунья, белобока,

А зовут ее ….. (сорока)

Воспитатель: Молодцы, отгадали всех зимующих птиц. Может, мы каких-нибудь не назвали? Давайте вспомним! (дети называют зимующих птиц, воспитатель вывешивает картинки)

- Клест, свиристель, оляпка, ворона, тетерев галка.

- Ребята, ведь не все птицы остаются зимовать, многие улетают в теплые края. Как мы называем таких птиц?

- Перелетными.

- А каких перелетных птиц мы с вами знаем? Давайте перечислим.

- Соловей, грач, ласточка, кукушка, скворец, аист, жаворонок, журавль, утка.

Физкультминутка:А теперь поиграем в игру «Не ошибись». Я буду называть птиц, а вы должны будете присесть, если это зимующая птица, а если перелетная, то замахать руками, как крыльями.

- Соловей, дятел, клёст, грач, ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка, скворец, оляпка, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, тетерев, галка.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на блюдо с угощениями для наших пернатых друзей, что же они у нас любят?

(На блюде лежат семечки, ягоды шиповника, белый хлеб, яблоко, пшено, гречневая каша, свежее сало.)

- Кто из птиц любит семена подсолнечника?

- Почти все птицы.

- А кого мы будем угощать ягодами калины и рябины?

- Кому по вкусу гречневая каша и пшено?

А чтобы все наши догадки проверить, нам с вами надо изготовить кормушки и пригласить птиц. Мы за ними понаблюдаем и узнаем предпочтения наших друзей.

- Давайте подумаем, из какого материала можно изготовить кормушку?

- Из дерева, пластика.

- А можно ли из картона? Почему?

- Нет. Он от снега промокнет и потеряет свою прочность.

- Что должно быть обязательно у кормушки? Можно ли просто подвесить дощечку и на нее насыпать пшена?

 - Нет, ветром весь корм сметет на снег. У кормушки должны быть бортики, чтобы корм не просыпался.

- А всегда ли нужна крыша?

- Да, она защищает корм от снега.

- Посмотрите, какой материал есть у нас для кормушек (рассматривание пластиковых бутылок и пакетов из-под сока). Подойдет ли он?

- Да. Этот материал прочный и влагостойкий.

Изготовление кормушек совместно с воспитателем из бросового материала.

Висит кормушка на окне на радость нам и птицам.

И каждый день по сто друзей в окно мое стучится.

Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры –

Стучатся дружно по утрам в окно моей квартиры.

Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек!

Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.

В конце занятия дети с воспитателем выходят на участок и вешают свою кормушку, наполняют ее кормом.

Рефлексия:

Воспитатель задает детям вопросы:

  1. Что нового вы узнали сегодня на занятии?
  2. Почему зимующим птицам нужна наша помощь?
  3. Как мы можем им помочь?
  4. Как вы считаете, могут ли птицы выжить зимой без помощи человека?
  5. Что вам больше всего запомнилось на занятии?

Воспитатель: Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.

Занятие рекомендуется проводить в два этапа: первый в группе, второй — на участке во время прогулки.

При подведении итогов педагог отметил участие в занятии каждого ребенка, предложил дома вместе с родителями изготовить и повесить кормушку.

По итогам занятия и для ознакомления родителей с деятельностью  группы была выпущена стенгазета «Как мы кормили птиц!».


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
  2. Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008. – 128 с.
  3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 496 с.
  4. 500 загадок для детей/ Сост. И.А. Мазнин. 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
  5. Материалы сайтов: www. festival.1september.ru

                www.berdsk-city.ru

        www.gazeta.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

как помочь птицам перезимовать

Воспитывать любовь к природе.Закрепить знания детей о птицах....

Как помочь птицам зимой

Тип: творческий.         Вид: краткосрочный.Целевая аудитория: дети 6 – 7 лет, педагоги, родители....

Как помочь птицам пережить зиму

Как помочь птицам пережить зиму- материал для родителей и детей...

как помочь птицам

как помочь птицам в зиму...

Конспект НОД для среней группы. Презентация "Как помочь птицам зимой? Птичья столовая"

Создание условий для ознакомления детей с зимующими птицами.Изготовление кормушек для птиц: аппликация «Птичья столовая»....

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ

Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...

Как помочь птицам зимой? "Чем можно и чем нельзя кормить птиц зимой в кормушке"

Человек часто испытывает желание заботиться о «братьях наших меньших». Если вы не можете позволить себе работу волонтера в приютах для животных или ежемесячно отсылать суммы в добровольные...