Как помочь птицам перезимовать?
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Комплексное занятие для старшей группы детского сада.
Занятие «Как нам помочь птицам перезимовать?» актуально для зимнего периода времени, а также способствует привлечению дошкольников к оказанию помощи птицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_pomoch_pticam_perezimovat.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №62 «Золотой улей»
КАК НАМ ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ПЕРЕЗИМОВАТЬ?
(комплексное занятие для старшей группы детского сада)
Воспитатель старшей группы:
Журавлева Елена Геннадьевна
2011 год.
Понимая важность экологического воспитания дошкольников, воспитатели старшей группы № 8 проводят занятия кружка «Тропинка в природу». На этих занятиях дети знакомятся с растениями, животными и птицами, явлениями природы, проводят различные опыты и наблюдения.
Разработанное в рамках этого кружка занятие «Как нам помочь птицам перезимовать?» актуально для зимнего периода времени, а также способствует привлечению дошкольников к оказанию помощи птицам.
На занятии решались следующие задачи:
- формирование экологического представления детей об окружающем мире, обобщение и расширение представления детей о зимующих птицах, закрепление и обобщение представлений детей о сочувствии, сопереживании, доброте, милосердии;
- развитие у детей потребности общения с природой и окружающим миром, чувство ответственности;
- воспитание чувства сострадания, помощь в осознании главных этических законов жизни человека – любви, добра.
Занятие разработано для детей старшей группы детского сада (5-6 лет).
Вид занятия: комплексное занятие.
Основной метод проведения: эвристическая беседа, в ходе которой педагог ставит перед детьми проблему, при обсуждении дети сами приходят к нужному выводу. Кроме того, применяются наглядный и практический методы.
Оборудование: фонограмма птичьих голосов, картинки с изображениями зимующих и перелетных птиц, проигрыватель CD-дисков, бросовый материал для изготовления кормушек.
Методические советы на подготовительный период: изучение справочной литературы о птицах, чтение рассказов, заучивание стихов, наблюдение и беседы на прогулках и в свободное время о зимующих и перелетных птицах, приготовление корма, заготовка бросового материала.
План занятия:
- Организационный момент: настраивает детей на тему занятия.
- Основной этап: содержит чтение стихотворений о птицах, беседу о зимующих птицах и о том, как им помочь перезимовать, изготовление различных видов кормушек.
- Подведение итогов, развешивание кормушек, рефлексия.
Сценарий занятия:
Воспитатель предлагает детям зарыть глаза. Звучит запись голосов птиц.
Воспитатель: Что вы, ребята, представили сейчас? (выслушиваются мнения детей).
- В какое время года можно услышать голоса птиц?
- А как вы думаете: сейчас, зимой, можно услышать такое чудесное птичье пение?
- Почему?
- Когда поют птицы? (Кода им тепло, они сыты).
- А что с птицами происходит зимой?
- Где они находят себе пропитание?
Воспитатель: Правильно, ребята, голодно зимой в лесу и зверям и птицам. Особенно когда после оттепелей наступают морозы и деревья, кустарники, остатки сухой травы и даже снег покрываются ледяной коркой. Лёд прочно закупоривает укрытия, где прячутся личинки насекомых. Птицам приходится туго. Не помогают ни цепкие лапки, ни длинный клюв. Нелегко в такую погоду прокормиться. Многие из птиц, так и не дождавшись весны, гибнут.
(подготовленное чтение стихов наизусть)
1. Бывают птицы разными:
Одни боятся вьюг
И улетают на зиму
На добрый, тёплый юг.
2. Другие - те народ иной:
В мороз над лесом кружат.
Для них разлука с родиной
Страшнее лютой стужи.
3. К их перышкам взъерошенным
Не пристают снежинки,
Они и под порошами
Резвятся для разминки.
4. Но если долго снег идёт
И долго длится вьюга,
Тогда, друзья, приходится
Пичугам нашим туго.
5. Сугробами засыпаны
Бугры, дворы, дорожки.
Не могут пташки отыскать
Ни зёрнышка, ни крошки.
И вот летают всё слабей
Ворона, галка, воробей.
6.Скорей на помощь, дети!
Вот в этот самый трудный час
Спасенье птицы ждут от нас.
Кормите их! Согрейте!
7. Повесьте домик на суку!
Рассыпьте крошки на снегу,
А то и манной кашки…
И оживут бедняжки!
8. По небу весело скользя,
Взлетят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
"Спасибо вам великое!".
(К. Мухаммади)
Воспитатель: А каких зимующих птиц мы с вами, ребята, знаем? Давайте, отгадаем про них загадки. (На доску вывешиваются картинки с этими птицами)
Ищет целый день он крошки,
Ест букашек, червячков.
Зимовать не улетает,
Под карнизом обитает. (воробей)
Зимой на ветках яблоки!
Скорее собери!
И вдруг вспорхнули яблоки…
Да это ж…(снегири)
Чёрный жилет, красный берет,
Нос, как топор, хвост, как упор. (Дятел)
Спиною зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
Верещунья, белобока,
А зовут ее ….. (сорока)
Воспитатель: Молодцы, отгадали всех зимующих птиц. Может, мы каких-нибудь не назвали? Давайте вспомним! (дети называют зимующих птиц, воспитатель вывешивает картинки)
- Клест, свиристель, оляпка, ворона, тетерев галка.
- Ребята, ведь не все птицы остаются зимовать, многие улетают в теплые края. Как мы называем таких птиц?
- Перелетными.
- А каких перелетных птиц мы с вами знаем? Давайте перечислим.
- Соловей, грач, ласточка, кукушка, скворец, аист, жаворонок, журавль, утка.
Физкультминутка:А теперь поиграем в игру «Не ошибись». Я буду называть птиц, а вы должны будете присесть, если это зимующая птица, а если перелетная, то замахать руками, как крыльями.
- Соловей, дятел, клёст, грач, ласточка, утка, синица, свиристель, кукушка, скворец, оляпка, воробей, аист, жаворонок, снегирь, ворона, сорока, журавль, тетерев, галка.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на блюдо с угощениями для наших пернатых друзей, что же они у нас любят?
(На блюде лежат семечки, ягоды шиповника, белый хлеб, яблоко, пшено, гречневая каша, свежее сало.)
- Кто из птиц любит семена подсолнечника?
- Почти все птицы.
- А кого мы будем угощать ягодами калины и рябины?
- Кому по вкусу гречневая каша и пшено?
А чтобы все наши догадки проверить, нам с вами надо изготовить кормушки и пригласить птиц. Мы за ними понаблюдаем и узнаем предпочтения наших друзей.
- Давайте подумаем, из какого материала можно изготовить кормушку?
- Из дерева, пластика.
- А можно ли из картона? Почему?
- Нет. Он от снега промокнет и потеряет свою прочность.
- Что должно быть обязательно у кормушки? Можно ли просто подвесить дощечку и на нее насыпать пшена?
- Нет, ветром весь корм сметет на снег. У кормушки должны быть бортики, чтобы корм не просыпался.
- А всегда ли нужна крыша?
- Да, она защищает корм от снега.
- Посмотрите, какой материал есть у нас для кормушек (рассматривание пластиковых бутылок и пакетов из-под сока). Подойдет ли он?
- Да. Этот материал прочный и влагостойкий.
Изготовление кормушек совместно с воспитателем из бросового материала.
Висит кормушка на окне на радость нам и птицам.
И каждый день по сто друзей в окно мое стучится.
Синицы, галки, воробьи – тихони и задиры –
Стучатся дружно по утрам в окно моей квартиры.
Какая радость видеть птиц и слышать трель синичек!
Я каждый раз встречаю их, как дорогих сестричек.
В конце занятия дети с воспитателем выходят на участок и вешают свою кормушку, наполняют ее кормом.
Рефлексия:
Воспитатель задает детям вопросы:
- Что нового вы узнали сегодня на занятии?
- Почему зимующим птицам нужна наша помощь?
- Как мы можем им помочь?
- Как вы считаете, могут ли птицы выжить зимой без помощи человека?
- Что вам больше всего запомнилось на занятии?
Воспитатель: Я думаю, что теперь у каждого из вас, ребята, около дома, у окна будет висеть своя кормушка. Птицы быстро привыкают к такой столовой и станут частыми гостями в ней. А вы сможете наблюдать за ними. Конечно, птицы не умеют разговаривать. Но они обязательно отблагодарят вас и красивой весенней песней (включается фонограмма записи голосов птиц) и богатым урожаем, спасённым птицами, от вредителей вашего огорода. Но самое главное, как я считаю, вы добрее и бережнее будете относиться ко всему живому.
Занятие рекомендуется проводить в два этапа: первый в группе, второй — на участке во время прогулки.
При подведении итогов педагог отметил участие в занятии каждого ребенка, предложил дома вместе с родителями изготовить и повесить кормушку.
По итогам занятия и для ознакомления родителей с деятельностью группы была выпущена стенгазета «Как мы кормили птиц!».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
- Волчкова В.Н., Степанова Н.В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ЧП Лакоценин С.С., 2008. – 128 с.
- Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007. – 496 с.
- 500 загадок для детей/ Сост. И.А. Мазнин. 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2007. – 96 с.
- Материалы сайтов: www. festival.1september.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
как помочь птицам перезимовать
Воспитывать любовь к природе.Закрепить знания детей о птицах....
Как помочь птицам зимой
Тип: творческий. Вид: краткосрочный.Целевая аудитория: дети 6 – 7 лет, педагоги, родители....
Как помочь птицам пережить зиму
Как помочь птицам пережить зиму- материал для родителей и детей...
как помочь птицам
как помочь птицам в зиму...
Конспект НОД для среней группы. Презентация "Как помочь птицам зимой? Птичья столовая"
Создание условий для ознакомления детей с зимующими птицами.Изготовление кормушек для птиц: аппликация «Птичья столовая»....
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ ТЕМА:ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ПО СЕРИИ СЮЖЕТНЫХ КАРТИН «КАК ПОМОЧЬ ПТИЦАМ ЗИМОЙ» ЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую...
Как помочь птицам зимой? "Чем можно и чем нельзя кормить птиц зимой в кормушке"
Человек часто испытывает желание заботиться о «братьях наших меньших». Если вы не можете позволить себе работу волонтера в приютах для животных или ежемесячно отсылать суммы в добровольные...