Этикет
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему
ОБРАЩЕНИЕ
К ВЗРОСЛОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
Задача - закрепить обращение к взрослому по имени и отчеству, соединить прямое обращение с выражением радости.
Некоторые установки
При обращении к знакомому учитывают пол, возраст, степень родства или знакомства.
Нюша обращается к Анне Ивановне по имени и отчеству_
В русском языке это обращение считают уважительным.
При встрече бабушка и Анна Ивановна используют слова, выражающие радость: Как я рада! Сколько лет, сколько зим! Последнее восклицание выражает радость по поводу встречи с человеком, которого давно не видели.
Разыграйте диалог, в котором необходимо употребить обращение по имени и отчеству.
Текст для чтения
- Аннушка! Как я рада! Сколько лет, сколько зим!
- И я рада тебя. Видеть. А это кто? Внучка?
Здравствуй-здравствуй! Меня зовут Анна Ивановна.
А тебя как зовут?
Здравствуйте, Анна Ивановна. Бабушка мне рассказывала, что вы вместе учились, а потом Вместе работали.
Я Нюша. А еще у меня есть брат. Его зовут Федя.
- Очень хорошо, что мы Встретились, - сказала бабушка.- Погода хорошая. Давайте вместе пойдем в зоопарк.
ЗНАКОМСТВО.
Задача - изучение правил речевого поведения во время знакомства с взрослым.
Некоторые установки
Ребенок должен составить представление о правилах знакомства, об этикетных выражениях, принятых в этих случаях: разрешите представиться, позвольте представиться кому - кого и др.
Важно обратить внимание на то, что взрослые и дети по-разному ведут себя во время знакомства. Взрослые называют свою фамилию, имя и отчество, а дети – фамилию иполное имя. Когда люди знакомятся, они должны быть приветливы и дружелюбны. Поэтому, услышав фамилию имя нового знакомого, говорят Очень приятно; Очень рад(-а). Взрослые пожимают друг другу руки, а дети чуть-чутьнаклоняют голову и сразу поднимают ее. Это этикетныe движения и этикетные жесты.
Уяснению всех этих правил поможет предлагаемый для чтения текст и беседа по его содержанию. Прочитайте текст несколько раз, пока ребенок не освоит правильные этикет выражения. Он может запомнить и неправильные, неэтикетные выражения, но при этом знать, что они не являются общепринятыми.
Текст для чтения
ЗНАКОМЬТЕСЬ, ПОЖАЛУЙСТА!
В одном большом городе на улице Чехова стоял девятиэтажный дом. В квартире номер десять жила-была одна дружная семья.
Однажды в гости пришла мамина подруга Нина Михайловна.
Что сказал папа?
- Разрешите представuться - Муратов И представить моего старшего брата. Меня зовут Александр Ильич.
Брата зовут Николай Ильич.
А это отец наш - ИЛЬЯ Фомич. позвольте представить, будем знакомы, Самую старшую в нашем доме:
Муратова Мария Донатовна .
Нина Михайловна:
- Очень рада! Очень приятно! Бабушка:
- Мы тоже гостям всегда очень рады. Нина Михайловна:
- Гостеприимство для гостя награда.
Папа помогает Нине Михайловне снять паль"'10. Все проходят в комнату. Нина Михайловна садится в кресло. В это время распахивается дверь. 3бегает Федя, за ним входит Нюша. Что сказал Федя?
- Тетя, знакомьтесь со старшим братом. Я главный в доме - Федька Муратов. А та, что развесила ушки-хлопушки, плакса, сестра моя Нюшка.
Нина Михайловна очень удивилась, но ничего не ответила. Николай Ильич взял Федю за руку ушел с ним в другую комнату.
Вот что сказал Федя, когда вернулся:
- Простите, пожалуйста, мне нездоровится, Да я и не знал, как надо. знакомиться ...
Я - Федор Муратов, а это - Нюша Девочка умная и послушная.
Нина Михайловна:
- Рада знакомству с Федей и Нюшей.
Хочу угостить вас душистыми грушами.
Федя схватил сразу две груши и стал, есть с боль_-1М аппетитом.
А вот как поступила Нюша глядя на гостью, сказала грустно:
- Спасибо. И Вы угощайтесь. Вкусно. Нина Михайловна улыбнулась:
- у Вас хорошо и уютно; как дома!
Приятная Встреча. Будем знакомы!
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА
Задачи - познакомить детей с формами выражения просьбы, адресованной старшему незнакомому, старшему близкому, а также ровеснику в разных ситуациях: дома, на улице, в общественных местах. Heкоторыe установки
Пожалуй, это самая трудная ситуация - попросить, но не потребовать, не отобрать! Доброе слово всегда действует безотказно. Повторите с детьми выражения просьбы. Следите, чтобы тон был ровный, вежливый (не льстивый, но и не грубый, не приказной).
Важно убедить ребенка в том, что вежливая просьба поможет ему получить желаемое. Просьба должна быть адресована конкретному человеку: ровеснику - сестре или брату, подруге или другу; взрослому близкому человеку отцу или матери, бабушке или дедушке; взрослому знакомому- воспитателю, учителю, медсестре или соседке; взрослому незнакомому - продавцу или прохожему и т.д. В каждом конкретном случае следует смотреть человеку в лицо. Слова просьбы желательно произносить негромко.
В материалах к занятиям вы найдете грубые выражения, приняты е в среде дошкольников: «Отвали»; «Ну дай мне»; «Твой отец стекольщик» (в значении « ты прозрачный?») Эти выражения портят речь, ожесточают детей. Важно, чтобы дети это поняли, оценили и выбрали формы вежливой просьбы добровольно.
Текст для чтения
РАЗРЕШИТЕ, ПОЖАЛУЙСТА ...
Сегодня папа вернулся из горнолыжного похода.
Федя вошел в комнату и увидел: сидит папа, а рядом с ним - Нюша. Лапа подает слайд, Нюша аккуратно вставляет его в диапроектор, и на экране появляются высокие вершины гор, покрытые пушистым снегом.
Федя подбегает к Нюше, отталкивает ее от проектора и выхватывает слайд.
- А ну дай мне!
Мои слайды!
Папа очень рассердился. Он строго сказал сыну: Сначала научись вежливо просить, а потом приходи!
Федя пошел к дедушке.
---- Дедушка, научи меня просить. Я так обрадовался папе, мне было так весело, так интересно! А Нюшка разревелась. Вот папа меня и прогнал. Велел научиться вежливо просить.
- Нет ничего проще,- ответил дедушка.- Ты должен выучить несколько слов.
Повторяй за мной: пожалуйста; будь добра; разреши мне; позволь мне, очень прошу; если можно, дай мне, пожалуйста, посмотреть слайды.
Федя:
Вот еще нежности!
Никогда! Пусть раньше вырастет борода,
Чем буду я кланяться этой девчонке!
Уж лучше я постою в сторонке ...
Беседа (опорные .материалы)
- Как вы думаете, разрешили ли Феде посмотреть слайды?
- Что значит «вежливо просить»? Попробуйте повторить за дедушкой несколько вежливых слов.
Текст для чтения.
Мама купила большие красные яблоки. Нюша подошла к маме и попросила:
- Мамочка, пожалуйста, дай мне яблоко.
- Съешь после обеда, ответила мама.
--- Я очень прошу. Даю слово, что, съем Весь-весь обед. Так хочется попробоватькрасивое яблочко. Пожалуйста, разреши мне съесть его до обеда.
Вбежал Федя. Он увидел яблоки и без спросу схватил самое большое.
Беседа
(опорные материалы)
Как вы думаете, получила ли Нюша яблоко до обеда почему?
Как, по-вашему, мама отнеслась к Фединому поступку? - Как бы вы поступили на месте Нюши и Феди?
-Когда вам хочется что-то попросить у мамы, как вы
это делаете?
- Повторим еще раз вежливые слова, с помощью которых мы просим о чем-либо. Нужно ли говорить эти слова только взрослым или детям тоже? (Вежливым нужно быть не только со взрослыми, но и с ровесниками - на это следует обратить особое внимание детей.)
ВЕЖЛИВАЯ ПРОСЬБА
( продолжение)
Задачи - повторить и закрепить знания детей о речевых формулах вежливой просьбы. Для закрепления этих знаний используются игровые ситуации.
Текст для чтения
Дедушка взял Нюшу за руку и пошел с ней в магазин.
- Дедушка,
- попросила Нюша,
- я хочу сама купить печенье.
Дай мне, пожалуйста, чек, а я попробую обратиться к продавцу.
- Что ж, внучка, попробуй.
- Будьте добры, Взвесьте, пожалуйста, один килограмм печенья ...
Беседа
(опорные материалы)
- В прошлый раз мы говорили о том, что такое вежливая просьба. Вежливо ли обратилась Нюша к продавцу?
- Если вам нужно купить три карандаша, как вы скажете об этом продавцу?
Текст для чтения
игровая ситуация с элементами беседы
Папа пришел с детьми в магазин «Спорттовары». Он обещал купить Нюше скакалку, а Феде мяч. Федя обратился к продавцу:
- Покажите это. Мне папа купит ...
Как вы думаете, правильно ли обратился Федя к продавцу? Научите Федю беседовать с продавцом. Пусть Вера будет продавцом, а Коля покупателем. Разыграйте сценку.
Текст для чтения.
игровая ситуация с элементами беседы
У прилавка мама с сыном. Мальчик громко плачет:
- Ой, хочу клюшку! Купи-и-и!
- Но у тебя уже есть клюшка, уговаривает его мама,
- успокойся, пожалуйста, не кричи ...
- А я эту хочу! Купи-н-и!
Как вы думаете, хорошо ли ведет себя мальчик? Научите этого плаксу вести себя по правилам. Пусть Инна будет мамой, а Вова сыном. Вова, попроси 4маму'" купить клюшку. Побеседуйте вежливо, тихо, не обращая на себя внимание окружающих.
Лиля и Петя, попросите маму купить тененный мячик.
Какие вежливые слова вы ей скажете?
Игровые ситуации
Давайте поиграем в детский магазин. Валя - продавец, а другие дети - покупатели. Разложим на прилавке игрушки.
(Каждый ребенок выбирает себе покупку и обращается к продавцу, а тот вежливо ему отвечает. Кроме слов просьбы, дети должны помнить о словах благодарности и отзыва на них - «пожалуйста»...)
Вы в незнакомом городе. Вам нужно пройти к зоопарку, но вы не знаете дороги. Навстречу идет прохожий. Пусть им будет Петя. Галя, подойди к прохожему и спроси у него дорогу к зоопарку. Как ты это сделаешь?
Мама велела прийти домой в 3 часа. Но у вас нет часов. Вам придется обратиться к кому-нибудь из старших. Как вы это сделаете?
Придумайте случаи, в которых необходимо употреблять слова просьбы. Следите за тем, чтобы вы сами и ваши друзья никогда о них не забывали - ни дома, ни на улице, ни в детском саду, ни в магазине.
ЗНАКОМСТВО
Задача - ознакомить детей с содержанием и этикетными правилами знакомства с взрослым человеком.
Педагог читает текст:
В группу вошла Елена Николаевна. Но кто это рядом с ней? Незнакомый человек с плоским фанерным чемоданчиком.
- Ребята, позвольте Вам представить Юрия Ивановича Горелова
- Здравствуйте, друзья. Рад с Вами познакомиться. Я художник. Хотел бы вести у вас кружок рисования. Кто хочет заниматься в кружке?
Федя соскочил со своего места:
- Дяденька, запишите меня в кружок.
- Меня зовут Юрий Иванович. Буду рад познакомиться с тобой. Представься, пожалуйста.
- Извините... Меня зовут Федя. Фамилия моя Муратов.
Очень приятно. Ты любишь рисовать?
- Да. Мне нравится рисовать фломастерами.
А вот красками я не умею.
- Ничего, научишься. Кто еще хочет записаться в кружок?
Педагог: Скажите, ребята, что значит познакомиться с человеком? Что нужно сказать при этом?
Да, знакомясь, люди называют друг другу свое имя.
А почему они делают это? (Чтобы знать, как обращаться друг к другу.)
Можно ли ребенку обращаться к взрослому человеку, тем более учителю, с помощью слова «дяденька»?
Конечно, нет, нужно обратиться по имени и отчеству.
Этого требуют правила нашею русскою этикета. Например, англичане, немцы, французы называют даже пожилых людей только по имени или фамилии, добавляя специальное вежливое слово: мистер Смит; сэр Томас; месье Ширак; мадам Ширак; мадемуазель Жизель. Такие вежливые слова-добавки были когда-то приняты и в России. После революции их забыли. В наши дни эти слова постепенно возвращаются. Я вам их назову:
Господин Анненков; сударь (обращение к взрослому мужчине или к лицу мужского пола - независимо от возраста).
Госпожа Анненкова; сударыня (обращение к взрослой женщине или к лицу женского пола - независимо от возраста).
Барышня (обращение к девушке или девочке).
Господа гимназисты; господа (общее обращение).
Этикетные задачи
Обратитесь к своему соседу (соседке) в группе так, как обращались друг к другу в старину.
Представьте себе, что встретили на улице Федину бабушку. Обратитесь к ней вежливо с вопросом. Узнайте, пойдет ли сегодня Федя в бассейн.
Педагог: А почему при знакомстве люди говорят друг другу: «Очень рад» или «Очень приятно» - и при этом улыбаются? Да, они наказывают, что им приятно познакомится с человеком, и так проявляют свою вежливость.
Вы поняли, что есть правила культуры речи при знакомстве.
Сейчас проверим, как вы умеете их соблюдать. Давайте поиграем в знакомство.
Этикетные задачи
-Вова, представь себе, что ты не знаком со своей соседкой, что она только сегодня появилась в группе. Познакомься с ней.
-Таня, представь себе, что ты пришла в гости к своей подруге. Дома у нее бабушка и дедушка. Что ты скажешь им?
(Войдя, нужно поздороваться и представиться, назвав свое имя.)
-Миша, к тебе в гости пришел Федя. Как ты познакомишь с ним свою маму?
-Ира, ты идешь с бабушкой по улице, навстречу вам иду я. Как ты представишь меня бабушке?
Педагог: Иногда при знакомстве люди подают друг другу руки. Помните, что первым подает руку старший;
женщина - мужчине.
Когда мальчик знакомится с девочкой, он не должен первый протягивать руку. Но рукопожатие совсем не обязательно.
Можно при знакомстве, называя свое имя, слегка наклонить голову, поклониться.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «День рожденье» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.
Разлечение по этикету "Как вести себя в гостях" с инсценировками, песнями, стихами по Г.Остеру....
«Уроки по этикету». Сценарий урока по этикету «Взрослые и дети» по произведениям Г.Остера для детей старшего дошкольного возраста.
Развлечение по этикету "Взаимоотношение детей и взрослых"...
Консультация для воспитателей на тему: «ЭТИКЕТ В ПРОЦЕССЕ ОВЛАДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКАМИ СОЦИАЛЬНОЙ РОЛЬЮ. СТОЛОВЫЙ ЭТИКЕТ»
Приступая к изучению этикета, необходимо выяснить сущность основных понятий поведенческой культуры. Само понятие поведенческой культуры весьма разностороннее и включает в себя обычаи, традиции, нравы,...
Транспортный этикет, словарь этикета
Правила поведения в общественном транспорте, словарь терминов для родителей и воспитателей...
Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета.
Консультация для родителей "Что такое детский этикет, и как научить наших детей определенным правилам этикета"....
конспект непосредственно-образовательной деятельности с детьми по речевому развитию в старшей группе на тему: Обогащение представлений детей о правилах речевого этикета и развитие умений соблюдать этику общения - "Путешествие в страну этикета"
Конспект по речевому развитию в старшей группе "Путешествие в страну этикета"...
«Его величество Этикет» в подготовительной группе, беседа об этикете
Цель: Сформировать у воспитанников этическую культуру, нравственные ценности и нормы, дружелюбие и вежливость. Уважение и чуткость по отношению к другим людям.Задачи:1. Учить детей нормам поведения, к...