Методическая разработка "Использование ТРИЗ - РТВ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка по окружающему миру на тему
В настоящее время педагоги особенно остро ставят для себя вопрос: «Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания, умения и навыки дать ему в дорогу, чтобы ребенок мог активно развиваться, а в будущем легко овладел профессией? Что дать малышу универсального и в какой форме для обеспечения таких качеств как умение творчески мыслить, всюду и везде искать новые и нестандартные пути решения задач, которые ставит жизнь?». Ответ прост: надо направить свою работу на активизацию творческих процессов ребенка. Грамотное использование методов и приемов ТРИЗ – РТВ технологии позволит приблизиться к решению этой задачи.
Методическая разработка «Использование ТРИЗ-РТВ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми дошкольного возраста». Одной из важнейших задач определяет формирование таких качеств мышления, как :
-системность – способность воспринимать любой предмет, проблему всесторонне, во всем многообразии связей;
-диалектичность – способность видеть в любых ситуациях противоречия и разрешать их.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.doc | 167.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад № 29 общеразвивающего вида»
Методическая разработка
Использование ТРИЗ – РТВ технологии на занятиях
по ознакомлению с окружающим миром
с детьми дошкольного возраста
Воспитатель: Хрящева Лариса Вячеславовна
2009 г.
Пояснительная записка.
В настоящее время педагоги особенно остро ставят для себя вопрос: «Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания, умения и навыки дать ему в дорогу, чтобы ребенок мог активно развиваться, а в будущем легко овладел профессией? Что дать малышу универсального и в какой форме для обеспечения таких качеств как умение творчески мыслить, всюду и везде искать новые и нестандартные пути решения задач, которые ставит жизнь?». Ответ прост: надо направить свою работу на активизацию творческих процессов ребенка. Грамотное использование методов и приемов ТРИЗ – РТВ технологии позволит приблизиться к решению этой задачи.
Методическая разработка «Использование ТРИЗ-РТВ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим». Одной из важнейших задач определяет формирование таких качеств мышления, как :
-системность – способность воспринимать любой предмет, проблему всесторонне, во всем многообразии связей;
-диалектичность – способность видеть в любых ситуациях противоречия и разрешать их.
Для разрешения этих задач предлагаю использовать различные методы и приемы ТРИЗ – РТВ:
1. Морфологическая дорожка (волшебная дорожка) – для формирования понятий изменяемости объекта по возрасту (личинка – кокон - гусеница - бабочка), то есть подведение к пониманию генетического подхода.
2.Морфотаблица, Кольцо Луллия – для классификации и установления взаимосвязей между природным объектом, местом его обитания, способом питания, внешним видом, способах защиты от врагов.
3.Схема структурного подхода – для развития классификационных умений и навыков, накопления объема видовых понятий, подведение к пониманию обобщающих понятий.
4.Системный оператор (волшебный экран –9-тиэкранка ) – для формирования понятия что у объекта есть части и сам он часть чего – то.
5.Эмпатия – для умения прочувствовать проблемную ситуацию, взяв на себя образ какого – либо объекта.
Все это позволяет организовать работу с ребенком таким образом, чтобы он умел работать с любыми информационными полями, обладал способами мышления, позволяющими строить свои классификационные структуры, систематизировать объекты материального и духовного мира, решать задачи творческого характера.
1- ая младшая группа
Задачи:
1. Формировать умение соотносить предметы сюжетной картины с изображением отдельных предметов /карточек/.
2 Ввести Волшебную дорожку /ВД/ с 2-4 показателями по горизонтали /откладываются предметы быта, живые существа, цвет и др. /. 1-2 показателя по вертикали – это Герои, которые путешествуют по ВД /картинка, объемная игрушка или сам ребенок/. Игры на ВД «Поручения», «Путешествие кубика», «Что везет паровоз?», «Путешествие Петушка» /утро, день, ночь/ и др.
3.Учить удерживать в памяти последовательность произведенных действий и с помощью карточек выкладывать на ВД. Использовать эту последовательность как рассказ – описание.
4. Учить детей выделять функции предмета. Воспитатель называет объект: цветок, котенок. Палочка, платье и т.д. Дети говорят или показывают, что он умеет делать или что делают с его помощью.
5. Познакомить:
1/ с моделью- действием /зайчик. Котенок, курица и т.д./, /мытье посуды, шитье в ручную, разговор по телефону, полив цветов и т.д./. Игры «Что умеет делать?», «Бабушка и внучата» и др.
2/ с моделью – слова «Угадай про кого с говорю». Игра «Раз, два, три ко мне беги» и др.
6. Используя структурный подход, совершенствовать способность детей к обобщению.
Учить группировать знакомые предметы по общему признаку. Познакомить с обобщающим понятием «овощи», «фрукты», «посуда», «мебель», «транспорт».
7. Познакомить с Волшебным экраном /Системный оператор – СО/. Учить рассматривать объект на СО только в настоящем времени.
Система – это сам объект.
Надсистема – ближайшее окружение объекта, /где он находится или в состав чего входит/
Подсистема – из чего объект состоит /части объекта/.
8. Познакомить детей с эмпатией /метод синекции/ - личностное уподобление кому-либо. Учить детей сопереживать Герою, выражать это в словах и действиях.
Занятие № 1 «Огород».
Цель: дать понятие о том, как растут овощи. Научит узнавать морковь, репу, капусту, помидор, огурец. Продолжать знакомит детей с ВД. На ВД появляются овощи, котовые дети рассматривали на огороде. Те, что растут на земле – на верхней дорожке; те, что растут в земле – на нижней.
Занятие № 2 «Поручения»
На ВД по горизонтали выкладываются карточки: красная чашка, маленький кубик, синяя чашка, большой кубик. По вертикали – Герои - большой мишка, матрешка, неваляшка, маленький мишка. Герои путешествуют по ВД и отыскивают каждый свой предмет.
Занятие № 3 «Кто что делает?»
На ВД карточки: барабан, бочонок меда, щетка, леечка, расческа, кубики. У детей карточки – Герои: зайчик, медвежонок, лисичка, девочка, мальчик, машина.
Воспитатель показывает картинку с изображением действия: лисичка поливает цветы. Ребенок, у которого карточка с лисичкой, путешествует по ВД и останавливается у своего предмета – леечки. И так каждый из героев.
Занятие № 4 «Путешествие морковки».
На ВД картинки с изображением леса, сада, огорода. Морковка путешествует по ВД, ищет свой домик. При встрече с лесом, садом и лугом, воспитатель сама объясняет, почему это не ее домик.
Игра «Определи на вкус»
Из предложенных овощей: капуста, огурец, морковь, помидор, дети с закрытыми глазами определяют – морковь.
Занятие № 5 «Какой»
На ВД поселились цвета: красный, желтый, зеленый. Герои: красный флажок, желтый одуванчик, зеленая травка путешествуют по ВД и останавливаются каждый у своего цвета.
Занятие № 6 «Варим суп»
На столе перед детьми лежат карточки, с изображением овощей /морковь, помидор, репа, огурец, свекла, капуста, картофель, лук/. На ВД дети выставляют только те овощи, из которых варили суп.
Занятие № 7 «Найди такой же»
На ВД поселились цвета: зеленый, красный, оранжев, желтый. У детей карточки с изображением овощей: огурец, помидор, морковь, репа. Каждый овощ путешествует по ВД и ищет свой цвет.
Занятие № 8 Рыбка – это не игрушка»
Смотри конспект занятия.
Занятие № 9 «Оденем куклу на прогулку»
Цель: учить запоминать последовательность одевания на прогулку. Учить действовать по определенному плану, в соответствии с картинками.
На ВД в определенной последовательности выставлены картинки с изображением одежды куклы Кати. Дети смотрят на ВД и в соответствии с картинками одевают куклу.
Занятие № 10 «Научим куклу раздеваться»
Смотри занятие № 9. На ВД последовательность раздевания куклы Кати.
Занятие № 11 «Что за форма?»
Цель: учить видеть кубик, кирпичик, ша в предметном окружении.
На ВД карточки с изображением домика из кубиков, дорожки из кирпичиков, мяч или Лошарик. Герои /кубик, кирпичик, шарик/ путешествуют по ВД – ищут, где они спрятались.
Занятие № 12 картина «Таня и голуби»
Дети рассматривают картину с помощью волшебных трубочек. Ребенок называет, что он видит. На ВД появляются карточки с изображением отдельных фрагментов картины.
По опорным карточкам воспитатель вместе с детьми составляет рассказ. Воспитатель спрашивает детей, что бы ты сделал, если бы попал в картину?
Занятие № 13 «Отгадай и назови»
Структурный подход.
Воспитатель кладет карточку с изображением утюга и просит выложить те карточки, на которых изображены предметы, которые можно гладить /фартук, платок, платье и т.д./
Воспитатель выкладывает карточку, с изображением ножа. Просит выложить то, что можно резать ножом.
Занятие № 14 «Петушок»
Цель: продолжать знакомить детей с моделью слова. Используя эмпатию учить детей отождествлять себя с Петушком.
Воспитатель просит отгадать про кого она говорит. -У меня золотой гребешок, масляная головушка, шелковая бородушка. Я рано встаю, деткам спать не даю. Если дети затрудняются с ответом, продолжает: голосисто пою «ку-ка-ре-ку». /Петушок/. Воспитатель показывает картинку, дети имитируют петушка: машут крыльями, кричат «ку-ка-ре-ку». Воспитатель обращает внимание детей на то, что сам петушок такой нарядный, разноцветный, а хвост у него белый. Как чувствует себя такой Петушок? Дети говорят, изображают движениями, мимикой. А что надо сделать, чтобы Петушок стал опять веселым?
Занятие № 15 «Снег», «Снежинка»
На ВД выставляются опорные картинки для составления рассказа. Дети путешествуют по ВД и вместе с воспитателем составляют рассказ.
Игра «Хорошо – плохо» - подвести детей к понятию, что снег – это и хорошо и плохо.
Когда на улице лежит снег, можно кататься на санках. Это хорошо или плохо?
А когда снега очень много, кругом огромные сугробы, нельзя пройти по дорожке, автобус не может проехать. Это хорошо или плохо? И т.д.
Занятие № 16 «Лесные чудеса»
Смотри конспект.
Занятие № 17 «Помогите найти маму»
Цель: познакомить с Волшебными кольцами /кольца Луллия/. Показать детям, что на них могут появляться Герои.
На секторе большого круга прикрепляются карточки, с изображением взрослых животных: корова, утка, курица. На маленьком круге их детеныши: теленок, утенок, цыпленок. Задача ребенка, вращая круг, сектор с теленком совместить с сектором коровы и т.д.
Занятие № 18 «Устроим кукле комнату»
Структурный подход.
Задание: по опорным картинкам разложить в две колонки транспорт и мебель.
На ВД дети помещают карточки с изображением мебель, которая понадобится, для комнаты куклы. Далее сопоставляя картинки, дети устраивают комнату кукле в игровом уголке.
Занятие № 19 «Высоко – низко»
На ВД дети выставляют карточки, с изображением тех предметов, с которыми играли.
Те предметы, которые находились высоко, дети выставляют на верхнюю дорожку. А те предметы, которые находились низко, на нижнюю.
Занятие № 20 «У бабушки в деревне»
Смотри конспект занятия.
Занятие № 21 «В зимнем лесу»
Смотри конспект занятия.
Занятие № 22 Наблюдение за птичкой.
Эмпатия. Дети превращаются в птичек: клюют зернышки, чистят перышки, пьют водичку. Что чувствует птичка, когда к ней близко подходят люди? Кошка?
Занятие № 23 «Как мы птичек кормили»
Воспитатель сочиняет рассказ и выставляет опорные карточки на ВД. Далее вместе с детьми, используя эти карточки, повторяют рассказ.
Занятие № 24 «Купание куклы»
Смотри конспект занятия.
Занятие № 25 картина «Игра с куклой»
Дети рассматривают картину с помощью волшебных трубочек. Ребенок называет, что он видит. На ВД появляются карточки с изображением отдельных фрагментов картины.
По опорным карточкам воспитатель вместе с детьми составляет рассказ. Воспитатель спрашивает детей, что бы ты сделал, если бы попал в картину?
Занятие № 26 «Куда что положить?»
Структурный подход.
Цель: учить детей классифицировать предметы по общему признаку.
Предложить детям карточки, с изображением одежды, посуды, овощей. Задание: необходимо все разложить на свои места. В шкаф – одежду, на поднос – посуду, в корзину – овощи.
Занятие № 27 Качества предметов
Исследовав предметы /камушек, деревянный кубик, вата, мех и др./, дети выкладывают картинки, с их изображением, на ВД. На верхней дорожки – твердые предметы, на нижней – мягкие.
Занятие № 28 «Транспорт»
Структурный подход. Задание: по опорным картинкам разложить в две колонки овощи и транспорт.
Рассмотреть автобус, грузовик и такси на СО. Взять только два показателя. Система: объект - /автобус, грузовик, такси/ и подсистему - из чего состоит /кабина, руль, окна, колеса и т.д. Каждый объект рассматриваем отдельно.
Занятие № 29 «Кто что делает?»
Игра Бабушка и внучата»
Младший воспитатель – «бабушка». Она выходит из комнаты. Дети – «внучата». Воспитатель договаривается с «внучатами, что они будут делать /стирать белье, гладить его, рвать траву, поливать и т.д./
Входит бабушка и спрашивает «Где, вы были?» Воспитатель с детьми отвечают то, что задумали. Бабушка должна догадаться, что они делают.
Занятие № 30 Рассматривание растений.
На СО /Волшебном экране/ рассмотреть комнатное растение – фикус и елочку.
Система – фикус /в центре/
Подсистема – ствол, листья
Надсистема – групповой уголок природы.
Далее рассматриваем елку. На другом СО.
Система – елка
Подсистема – ствол, ветки, иголки
Надсистема – лес /ельник/
Сравнивает и делает вывод воспитатель.
Занятие № 31 картина «Дети играют в кубики»
Рассмотреть с детьми башню на Волшебном экране/СО/.
Система – башня.
Подсистема – строительные формы, из которых построена башня.
Надсистема – замок, состоящий из нескольких башен.
Занятие № 32 Насекомые
По ВД путешествует бабочка. Дети выбирают из множества картинок те, которые подходят под общее понятие «среда обитания бабочки». И выставляют их на ВД. Далее вместе с воспитателем придумывают рассказ «Путешествие бабочки».
Занятие № 33 «Кто где живет»
На ВД домики: конура, хлев, жилой дом, конюшня.
Герои – лошадь, свинья, кошка и собака, путешествуют по ВД и ищут каждый свой домик.
Ребенку необходимо «поселить» животное в нужной карточке.
Занятие № 34 «Одуванчик»
Рассматривание одуванчика на Волшебном экране.
Система – одуванчик
Подсистема – стебель, листья, цветок
Надсистема –луг, где растут много одуванчиков.
Эмпатия: «Ты – одуванчик на лугу. Солнце сильно пригревает, тебе хочется пить, а дождя давно не было. Что ты чувствуешь?»
Занятие № 35 картины «Летние забавы», «Лето»
Рассматривая картину, познакомить детей с понятием «живая» и «неживая» природа.
Воспитатель обращает внимание на реку. Сама вода в реке – не живая природа, а рыбки в ней, живая природа. Берега у реки не живые, а червяки в них – живые. Раки в воде живые, а камушки на дне не живые.
Занятие № 36 Насекомые
По ВД путешествует муравей. Дети отыскивают и выставляют на ВД картинки, которые подходят под общее понятие «среда обитания»./Где мы можем встретить муравья, чем питается, какую пользу приносит и т.д./
Младшая группа
Задачи:
Подведение детей к знаково – символической деятельности на разнообразных уровнях замещения. Демонстрация воспитателем некоторых операций моделирования. Знакомство детей с вариантами моделей, воспринимаемыми и передаваемыми через все органы чувств:
- модель - образ (лисичка – сестричка, зайчик – побегайчик и т.д.),
- модель – действие (мытье посуды, шитье вручную, разговор по телефону и т.д),
- модель – объема (игрушки, муляжи, конструкции и т.д.),
- модель – слова (угадай про кого я говорю).
2. Расширять представления детей о предметах окружающего мира. Показать
взаимосвязи и взаимодействия разных представителей живой и неживой природы.
Развивать умение устанавливать связи между объектами «повстречавшимися» на
Морфологической таблице. Учить детей работать с 2 – 3 вертикальными и с 4 – 6 горизонтальными показателями, отмечать изменения происходящие с объектами.
Учить детей представлять себя в качестве кого-нибудь, показывать несложные
действия в виде взятого на себя образа. Побуждать делать попытки описания пережитых чувств, при попадании объекта в проблемную ситуацию.
Учить детей, используя системный оператор (волшебный экран), получать об
объекте подробную информацию: видеть его прошлое, настоящее и будущее,
определять надсистемные и подсистемные признаки (яйцо – цыпленок - курица;
младенец – ребенок – взрослый).
Используя схему структурного подхода, упражнять детей в классификации
объектов, составляющих систему, определять видовые признаки предметов.
(по темам «Мебель», «Транспорт», «Посуда», «Одежда», «Обувь»).
Проведение любых занятий с детьми в форме обсуждения: воспитатель ставит
вопрос, выслушивает варианты ответов, подводит итог как уточнение и систематизация обсуждаемой информации. (Мозговой штурм).
Занятие №1. «Экскурсия по детскому саду»
Структурный подход.
Цель: расширять представления детей об окружающем мире, профессиях работников д/с: воспитатель, повар, мед.сестра. дать представления об особенностях профессий и предназначение орудий труда.
Подобрать к картинкам с изображением повара, мед.сестры, воспитателя – их орудия труда.
Занятие №2 «Цветы».
Эмпатия.
Предложить ребенку представить себя природным объектом в проблемной ситуации. «Ты – цветок на поляне. Солнце сильно пригревает, тебе хочется пить, дождя давно не было. Что ты чувствуешь? Расскажи».
Занятие №3 «Мебель»
Структурный подход.
Цель: учить детей классифицировать предметы мебели.
Подобрать к картинкам с изображением кухни, спальни, гостиной картинки с изображением соответствующей мебели.
Занятие №4 «Овощи»
Игра «цепочка»
Дети и взрослый ( в одной руке у него мяч, в другой карточки с изображением различных предметов) встают в круг. Воспитатель показывает изображение первого объекта, называет его, затем передает мяч рядом стоящему ребенку. Тот называет один из признаков объекта и передает мяч следующему игроку. Нужно назвать как можно больше признаков объекта. ( морковь- сладкая, сочная, оранжевая, хрустящая, твердая, удлиненной формы, растет на грядке).
Занятие №5 «Наши маленькие помощники».
См.конспект.
Занятие №6 «Рассматривание картины «Играем с матрешками».
На Волшебной дорожке модель размера – кружок маленького, среднего и большого размера. Детям необходимо разложить матрешки и чашки в соответствии с размером.
Занятие №7 «Осенние листочки».
Игра «Хорошо – плохо»
Воспитатель называет объект – осенний листочек или природное явление – листопад, дети перечисляют его свойства, сначала те, которые они считают полезными, а затем те, которые считают вредными.
Занятие №8 «Фрукты»
На Волшебной дорожке поселились цвета: красный, желтый, фиолетовый, оранжевый, зеленый. Фрукты ( яблоко, груша, слива, виноград, апельсин) путешествуют по ВД и ищут свой цвет.
Игра «Какой фрукт ты съел?». Ребенок закрывает глаза, взрослый берет тарелку, с предварительно нарезанными фруктами, и кладет ему в рот кусочек. Ребенок должен определить по вкусу, чем его угостили.
Занятие №9 «Свойства и качества бумаги».
Пофантазировать с детьми о том, что мы будем делать, если все вокруг будет бумажным: одежда, посуда, дома.
Игра «Узнай по звуку». Воспитатель, сидя за ширмой, постукивая деревянной палочкой по одному из предметов ( из металла, стекла, бумаги и т.д.), дети должны определить, какой материл издает подобный звук.
Занятие №10 «Наблюдение за рыбкой»
См. конспект
Занятие №11 «Веселые человечки играют»
Игра «Веселые человечки»
Цель: развивать внимание, память, умение сопоставлять, собирать из частей целое.
Из вырезанных из картона частей тела человека ( туловище, руки, ноги, стопы, пальцы, шея, голова, уши; лицо – нос, глаза, брови, рот; волосы), собрать веселого человечка.
Занятие № 12 «Наблюдение за кошкой»
Цель: формировать у детей умение по одному подсистемному признаку воссоздать весь предмет, расширять словарный запас.
Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки, на которых изображены части объекта (кошки). Дети отгадывают и называют целое.
Сначала детям показывают один подсистемный признак, т.е. одну картинку. Дети могут назвать несколько систем, имеющих такие части.
Занятие № 13 «Домашние животные»
Рассмотреть корову на Системном операторе. В середину девятиэкранки помещается объект (корова). Перемещаемся вверх (надсистема) и определяем, что корова относится к домашним животным. Вспомнить и других домашних животных. Перемещаемся в нижний квадрат (подсистема), называем части тела коровы (голова, рога, туловище, хвост). Далее рассматриваем корову в прошлом (теленок) и будущем (старая корова).
С помощью СО составляем рассказ о корове.
Занятие № 14 «Одежда»
Структурный подход.
Игра «Помоги продавцу»
Цель: упражнять детей в классификации одежды.
Воспитатель говорит, что она устроилась на работу в магазин одежды. Ей поручили рассортировать одежду по отделам:
Все для зимы.
Одежда для лета.
Межсезонная одежда.
Дети помогают разложить одежду по отделам.
Занятие № 15 «Как помочь растению»
Прием эмпатия- личностное уподобление. Что ты чувствуешь? От чего тебе плохо? Уговори меня не делать тебе плохо. Как тебе помочь?
Занятие 16 «Праздник елки»
Игра «собери картинки»
На столе лежат предметные картинки и большая сюжетная, на которой изображен праздник елки в детском саду. По сигналу воспитателя, дети должны выбрать те картинки, которые характерны для места, изображенного на большой картине: что и кого обычно можно встретить на празднике елки, и положить около картины.
Ребенок придумывает ситуацию, оправдывающую его выбор. Например, если рядом с картиной он положил машину, объяснение может быть таким: «Это подарок Деда Мороза или я в детский сад на праздник приехал на машине».
Занятие 17 «Обувь, головные уборы»
Структурный подход.
Разложить предметные картинки с изображением обуви по сезонам. То же и головные уборы. Аналогично с занятием № 14.
Занятие № 18 «Зимние забавы»
Игра «Хорошо – плохо»
Воспитатель называет объект или природное явление, дети перечисляют его свойства, сначала те, которые они считают полезными, а затем те, которые считают вредными.
Например: мороз – это хорошо, потому что снег не тает, можно кататься на санках, коньках и т.д. Мороз – это плохо, потому что руки мерзнут, нельзя долго гулять и т.д.
Занятие № 19 «Дикие животные»
Смотри конспект.
Занятие № 20 «Играем в поезд»
Смотри конспект «Путешествие кружка по волшебной дорожке».
Занятие № 21 «Починим игрушку» (тело человека).
На внутреннем кольце Луллия поселились сюжетные картинки, с изображением различных эпизодов из жизни детей (девочка качает куклу, мальчик сломал игрушку и плачет, девочка танцует т.д.). На внешнем кольце круга поселились модели настроений (веселье, грусть , радость, удивление и др.) Вращая круг дети подбирают к каждой картинке соответствующее настроение.
Занятие № 22 «Наблюдение за птичкой»
На Системном операторе дети выкладывают прошлое и будущее птенца (яйцо – птенец – птица).
Игра «Рыбы – птицы – звери»
Воспитатель произносит слово «птица» и бросает ребенку мяч. Поймав мяч, он должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросает мяч обратно.
Занятие № 23 «Варвара – краса, длинная коса»
На ВД появляются сюжетные картинки, с изображением профессий мам (парикмахер, врач, портниха). Дети раскладывают предметные картинки, с изображением орудий труда по дорожкам, в соответствии с профессией.
Занятие № 24 «Посуда»
Системный подход.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что кто- то плачет. Находит Золушку. Та на ушко воспитателю объясняет, что мачеха дала ей задание разобрать посуду и расставить по разным шкафам: кухонную в один, столовую – в другой. Дети, вместе с воспитателем, принимают решение показать Золушке, где какая посуда хранится, с помощью системного подхода.
Занятие №25 «Весенний лес».
Воспитатель предлагает послушать аудиозапись шума леса. Дети слушают, затем определяют, что это за звуки (вой ветра, шум листьев, пение птиц, жужжание пчел и т.д.). Все, что они услышали, появляется на волшебной дорожке.
Занятие №26 «Как мы содержим зубы в чистоте»
См.конспект
Занятие №27 «Свойства дерева и резины»
Структурный подход
Разложить в две колонки предметные картинки с изображением предметов, сделанных из дерева и из резины.
Игра «Узнай по звуку»
Занятие №28 «Это все автомобили»
Рассмотреть машину на системной операторе.
Система – машина, надсистема – дорога с множеством машин, подсистема – части машин.
Занятие №29 «Дом для машин»
Цель: учить детей работать со схемами.
По предложенной схеме построить из строительного материала гараж для грузовой машины и для легковой машины.
Занятие №30 «Не топчи травку»
Игра «Хорошо-плохо».
Решение проблемной ситуации: что было бы , если исчезла вся трава…..
Занятие №31 «Рассматривание картины играем с песком»
Цель: формировать умение соотносить предметы сюжетной картины с изображением отдельных предметов ( на карточках).
Выложить карточки отдельных предметов на ВД, составить рассказ.
Занятие №32 «Посади дерево»
Рассмотреть дерево на системном операторе. Используем 6 квадратов ( настоящее, прошлое). Система – дерево; прошлое – саженец; надсистема – лес; прошлое – молодые посадки; подсистема – части дерева; прошлое – части саженца.
Занятие №33 «Сравнение дерева с кустарником»
На ВД поселились Герои - дерево и куст. Проследить с детьми изменения Героев в разные времена года. ( осень, зима, весна, лето)
Занятие №34 «Насекомые»
Цель: учить детей воспринимать ситуацию с разных точек зрения, анализировать ее плюсы и минусы.
Дети разыгрывают сценки на основе заданных ситуаций. Например, муха попала в сети к пауку, что чувствует муха? а паук? Затем муха и паук меняются ролями.
Средняя группа
Задачи:
Формировать умения замещать объекты различными знаково-символическими вариантами. Закреплять понятие «модель» и виды моделирования: модель – слова (загадки, описание); модель – действие (угадай, что я делаю); модель – объем (моделирование конструкций из бумаги, природного и бросового материала).
Развивать умение делить мир на природный и рукотворный. Модель мира. Игры «Где это находится?», «Все в мире перепуталось» и др.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между объектами, «повстречавшимися» на Морфологической таблице. Учить детей работать с 2 – 4 вертикальными и с 4 – 8 горизонтальными показателями, отмечать изменения, происходящие с объектами.
Упражнять детей в прочувствовании проблемной ситуации при условии принятия на себя образа какой-либо природной или рукотворной системы.(Ты кофемолка и в тебя положили кофе, но попал мелкий камушек).
Учить отождествлять себя с частью какого-либо объекта. (Ты крылышки у стрекозы. Что чувствуешь, когда стрекоза спит, или летает при сильном ветре?).
Формировать у детей умение системно мыслить по отношению к любому объекту. Дать знания о том, что каждый объект имеет свою функцию (основную и дополнительную), что есть составляющие объекта, есть место, где он функционирует, что объект имеет прошлое и будущее.
Учить объяснять наличие противоположных значений одного признака объекта С точки зрения двух разных требований. Обучать формированию противоречий(Что может быть горячим и холодным одновременно?)
Ввести в активный словарь понятие «противоречие». Закрепить умение
«держать» провокационные вопросы, ошибочные умозаключения воспитателя, доказывать обратное. Игры «Хорошо – плохо», «Пинг – понг» и др.
Занятие №1 «Лето»
Игра «Хорошо-плохо»
Цель: учить детей в одном времени года видеть и положительные и отрицательные стороны.
-Лето это хорошо! Почему? ( можно загорать, купаться, не надо тепло одеваться и т.д.)
-Лето это плохо! Почему? ( очень жарко, всегда хочется пить, нельзя кататься на санках и т.д.)
Занятие №2 «Путешествие в зеленую страну»
Цель: учить видеть и называть оттенки зеленого цвета. Учить сопоставлять оттенки зеленого цвета с соответствующими предметами.
На ВД поселился зеленый цвет ( выставить картинки с изображением оттенков зеленого цвета). По ВД путешествуют Герои ( карточки с изображением различных предметов – овощи, игрушки, мебель, одежда и др., окрашенные в различные оттенки зеленого цвета). Каждый Герой ищет свой домик.
Усложнение: светло-зеленый предмет встретился с темно-зеленым цветом, какой он станет?
Занятие №3 «Дикие животные»
Цель: учить видеть изменения, происходящие с дикими животными в разные времена года.
На ВД- лето, осень, зима, весна. Герои – заяц, волк, медведь, лиса, ежик путешествуют по ВД. Что происходит с животными в разные времена года. Составить рассказ, сравнить, сделать вывод.
Занятие №4 «Путешествие в красную страну»
Цель: учить видеть и называть оттенки красного цвета. Учить сопоставлять оттенки красного цвета с соответствующими предметами.
На ВД поселился красный цвет ( выставить картинки с изображением оттенков красного цвета). По ВД путешествуют Герои ( фрукты: клубника, малина, яблоко, вишня, одежда, игрушки). Каждый Герой ищет свой домик.
Усложнение: светло-красный предмет встретился с темно-красным цветом, какой он станет?
Занятие №5 «Путешествие в желтую страну»
Игра «Найди похожее»
Цель: нахождение аналогов по методов прямой аналогии (цвет).
На ВД по вертикали поселились цвета (оттенки) – зеленый, красный, желтый. Детям предлагают картинки с изображением различных предметов. Они должны разложить их в соответствии с цветом или оттенком цвета.
Занятие №6 «Путешествие в оранжевую страну»
Игра « Раз, два, три …. ко мне беги»
Цель: учить детей сравнивать по цвету.
У детей карточки с изображением различных объектов. Воспитатель встает в другом конце группы и зовет детей: «Раз, два, три у кого есть фрукты оранжевого цвета ко мне беги». ( овощи, животные (рыжие), одежда, оранжевый цвет)
Занятие №7 «Осень»
Игра «Разведчики»
На столе лежат предметные картинки и большая сюжетная картина «Осень». По команде «Разведчики, вперед», дети должны выбрать те картинки, которые характерны для данного времени года, и положить около картины.
Занятие №8 «Деревья, кусты, цветы»
Игра «Чудесная лестница» (схема-алгоритм)
Цель: дать детям представление о системе – предмете, явлении и т.п. Учить самостоятельно создавать развернутые рассказы о ней. Учить воспринимать окружающий мир как живой, постоянно меняющийся и во многом зависящий от нас.
На каждой лестницы в виде символов отражены методы и приемы ТРИЗ и РТВ. Можно менять количество ступенек в зависимости от того, какие приемы и методы ТРИЗ и РТВ используются на занятии. ( см.книгу игр №2)
Занятие №9-10 «Овощи, фрукты»
Цель: усвоение принципа вариативности.
-разложи карточки на две группы. По какому признаку ты это сделал?
-раздели карточки по цвету (величине, форме)
-найди все карточки с овощами и фруктами, которые ты когда -либо пробовал. Расскажи, какие они на вкус.
-разложи карточки на две группы: что едят только сырым; сырым и вареным; только вареным?
-разложи овощи и фрукты от самого сладкого к самому кислому. ( от самого светлого к самому темному; от самого мягкого к самому твердому; от самого тобой любимого к нелюбимому).
Занятие №11-12 «Кто мы? Какие мы?»
Цель: развитие творческого воображения.
Сочинение сказки. Герои: Буратино, Колобок, Чебурашка. Чем они похожи, чем отличаются? Что с ними произошло? Кто из них совершил плохой поступок? Как они все вместе вышли из сложившейся ситуации? Придумать название сказки.
Занятие №13 «Домашние животные»
Цель: усвоение принципа вариативности.
Животным, изображенным на карточках, дается характеристика по плану: кто это? Место его обитания? Что ты еще о нем знаешь? Игры:
«Кто больше…» подобрать слова, относящиеся к характеристике , например козы.
«Наоборот». Ведущий показывает животного и называет какой-либо его признак. Дети находят карточку с изображением животного с противоположным по значению признакам. Например: собака лохматая, лошадь гладкая; корова большая, коза маленькая и др.
«Построй ряд». Дети выкладывают карточки в ряд, по заданному воспитателем признаку. Например, от самого крупного до самого мелкого животного, от самого пушистого до самого гладкого, от самого смелого до самого пушистого и др.
Занятие №14 «Путешествие в синюю страну»
На столе воспитатель выкладывает ватман синего цвета - это вода. Дети из множества картинок выбирают те, на которых изображены объекты, так или иначе связанные с водой (рыба, чашка, кран, льдина и др.).
2-ой вариант: ватман синего цвета – это небо.
Занятие№15 «Путешествие в фиолетовую страну»
Цель: подвести детей к пониманию, что цветок появляется, если ему достаточно влаги, света и солнца.
Дети выкладывают на ВД стадии развития колокольчика. ( капают землю – сажают маленькое семечко – поливают землю – солнце пригревает – вырастает росток – появляются два маленьких листочка – растение подрастает).
Занятиие№16 «Красный, синий, фиолетовый».
Цель: учить детей классифицировать предметы по цвету.
На ВД – 3 девочки в платьях красного, синего и фиолетового цвета. Мы купили для них курточки и шапочки. Они НЕ хотят, чтобы у них было все одинаковое. Дети раскладывают одежду так, чтобы у девочки в красном платье курточка и шапочка были синего и фиолетового цвета и т.д.
Занятие №17 «Живут ли растения зимой?»
См.коспект
Занятие №18 «Цветной мир»
Игра «Мир вокруг нас».
Цель: учить классифицировать информацию.
Воспитатель предлагает определить мир, в котором мы живем по цвету( многоцветный), размеру (огромный), по составляющим (много всего), по форме (круглый). Изобразить на доске круг: «модель мира» и разделить на природную и рукотворную части. Воспитатель показывает картинки объектов, а дети определяют в какую часть круга их надо сложить. (ромашка – в природную часть, так как цветок сам растет, пьет воду, дышит. Утюг – в рукотворную часть, так как его делает человек… камень – природный мир, так как и земля, и воздух, и вода часть природной системы.)
Занятие №19 «Части суток»
На ВД – утро, день, вечер, ночь. Петя- Петушок отправился в путешествие по ВД, что он стал делать , когда встретился с Утром и т.д. дети могут не только составлять рассказ, но и произвести театрализацию.
Занятие №20 «Зима»
Игра «Хорошо – плохо» ( см.занятие №1)
Игра «Мир звуков».
Воспитатель предлагает послушать аудиозапись с шумом моря, леса, ветра и др. дети слушают, затем определяют, что это за звуки ( шум листьев, пение птиц, визг тормозов, метель). Определить место, где можно услышать эти звуки. Определить, какие звуки производятся объектами живой природы, какие – неживой. Есть ли там звуки, издаваемые объектами рукотворного происхождения. Назвать звуки, которые можно услышать только зимой.
Занятие №21 «Птицы»
Цель: учить детей решать противоречия.
Воспитатель утверждает, что бабочка – это птица, так как она летает. Дети должны доказать. Что бабочка не птица, хоть она и летает.
Метод личностной аналогии (эмпатия). «Ты птичка». Ребенок летает. На улице зима, холодно, дует холодный ветер. Где ты прячешься от холода, как ты добываешь пищу, что бы тебе хотелось , чтобы для тебя сделал человек.
Занятие №22 «Братья наши меньшие»
Задание «Подбери карточки».
На кольце Луллия поселились : 1- ый круг - дикие и домашние животные; 2-ой круг – жилища диких и домашних животных; 3-ий круг – чем питаются.
Все перепуталось. Что будет, если лиса попадет в курятник, будет питаться грибами и т.д.
Занятие №23 - 24 « Посуда»
Игра «Золушка». Структурный подход.
Обратить внимание на , что кто-то плачет. Находят Золушку. Та на ухо воспитателю объясняет, что мачеха дала ей задание разобрать посуду и расставить по разным шкафам: кухонную – в один, столовую – в другой, чайную – в третий.
Занятие №25 «Мебель»
Обсуждение объектов по универсальным и специализированным признакам.
Цель: преобразование объектов ( система или подсистема) по признакам универсализации или специализации. Решение творческих задач ( проблемных ситуаций с использованием универсальных предметов).
Игра «Да – нетка» на загаданный объект ( стул).
Я загадала объект, находящийся в группе. Отгадайте. ( стул).
Решение творческой задачи: жил – был стул, служил он людям для того, чтобы они на нем сидели, и вдруг стулу надоело стоять, и он стал прыгать. Как человек, сидя на таком стуле, может рисовать, делать уроки?
Стул нужен, для того, чтобы человек, сидя на нем, мог рисовать, делать уроки. И стул не нужен, так как он прыгает. Как можно решить эту задачу?
Занятие №26 «Одежда»
Кольцо Луллия используем для создания новых видов моделей одежды. 1- ый круг – разные виды рукавов, 2- ой – вырезы, 3-ий – украшения.
Игра «Обиженные вещи»
Цель: создать условия для развития эмпатии по отношению к объектам рукотворного мира. Воспитатель предлагает вспомнить какая одежда находится в домах людей, и обсудить правила пользования ей. Затем приглашает «посетить» квартиру нерадивых хозяев, которые нарушают правила пользования одеждой. Дети от имени обиженной одежды рассказывают о своих бедах, обсуждают, чтобы они сделали, если бы умели разговаривать и двигаться ( по типу сказки К.Чуковского «Федорино горе».
Занятие №27 «Обувь»
Игра «Объяснялка».
Цель: учить объяснять наличие противоположных значений одного признака объекта с точки зрения двух разных требований.
Воспитатель задает вопросы и помогает отвечать на них. Детям предлагается карточка с изображением объекта, например ботинок: «ботинки могут быть одновременно и мокрыми и сухими, объясните, когда так бывает. (если идет дождь ботинки внутри сухие, снаружи – мокрые.
Занятие №28 «За покупками»
Игра «Помоги продавцу». Структурный подход.
Цель: упражнять детей в классификации объектов, составляющих систему, определять видовые признаки предметов.
Воспитатель говорит, что Незнайка устроился на работу в магазин, его попросили разложить все товары по разделам: посуду, мебель, одежда, игрушки, хлебобулочные изделия, овощи-фрукты.
Занятие №29 «Путешествие в голубую страну»
Игра «Природный мир бывает разным».
Предлагаем детям сравнить между собой несколько картинок с изображением природных объектов ( бабочка, птичка, дерево, гора). Попросить детей отделить картинки с изображением живой и неживой природы и поселить их на модель мира. Воспитатель просит определить некоторые природные системы по признаку «живое - неживое». Река – это живая или неживая система. ( сама вода в реке неживая природа, рыбки в ней – живая. Берега у реки – неживые, а червяки в ней – живые. Раки в воде – живые, а камни – неживые).
Занятие №30 «Весна»
Игра «Хорошо – плохо» (см.занятие №1)
Игра «Что было – что будет».
Воспитатель с детьми обсуждает признаки весны (сегодня). Например, сейчас – серый, тающий снег; было много белого, пушистого снега; будет сухо и появится травка.
Эмпатия. Ребенку предлагается представить себя ромашкой в проблемной ситуации.«Я – злой мальчишка, а ты – красивая ромашка. Я хочу тебя сорвать. Уговори меня этого не делать»
Занятие №31 «Времена года»
Игра «Разведчики».См.занятие №7
На СО рассмотреть время года – весна. Ее прошлое, будущее и подсистему.
Занятие №32 «Волшебный лес»
См.конспект
Занятие №33 «Беседа о насекомых»
Цель: развивать умения сравнивать и выделять общие и отличительные признаки насекомых.
Дети объясняют с помощью моделей, что бабочки и жуки отличаются по величине. По форме тела, по цвету, по количеству точек.
Игра «Поезд».
Дети заполняют пустые вагоны ( размещают картинки). ( личинка – кокон – гусеница - бабочка)
Занятие №34 «Огонь – друг или враг»
См.конспект
Старшая группа
Задачи:
Подведение к самостоятельному использованию некоторых операций моделирования. Учить активно использовать разнообразные виды моделей. Моделирование условий задачи схемами.
Учить детей самостоятельно выбирать объекты с определенными признаками и устанавливать их на морфологической таблице. Производить морфологический анализ.
Упражнять детей в отождествлении себя в проблемной ситуации выбранного образа. (Представить себя раскаленным утюгом. Тебя забыли выключить. Как ты выйдешь из этой ситуации?). Формировать умение представлять себя в виде части объекта в типичной и нетипичной ситуации.
Учить детей классифицировать объекты природного и рукотворного мира, используя игры «Да – Нет», по загаданному слову.
Продолжать работу по системному оператору (волшебный экран) с целью формирования системного мышления. Производить системный анализ знакомых предметов природного и рукотворного мира. Игры по системному оператору: «Раньше – позже», «Лифт», «Что было, что стало» и др.
Учить детей доказывать несостоятельность умозаключений воспитателя, основываясь на анализе фактического материала. Развивать умение наблюдать, анализировать, выделять характерные существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по признакам и выделять противоречивые свойства. Знакомить со способами решения противоречий. Игры «Хорошо – плохо», «Маятник» и др.
Формировать умение выслушивать других детей при групповых
обсуждениях какой-либо проблемной ситуации. Формировать чувствительность к противоречию, давать варианты предполагаемых
решений, производить анализ и выбирать лучшие решения.
Занятие №1 «Мы живем в городе»
Игра «Ты – часть, я – целое»
Дети сидят в кругу. Один из них называет объект, остальные – его части : «я – озеро». – «я – твой берег (дно, вода и т.д.)». «Я – город». «Я – твоя улица, дом, парк, сквер и т.д.»
Занятие №2 «Прогулка по городу»
Решение творческой задачи.
Этапы:
1.один мальчик любил играть в мяч. Как можно играть в мяч? (можно кидать, катать и т.п.) Однажды мальчик взял мяч на улицу. Что может случиться с мячом?
2.мальчик играл в мяч и уронил его в большую глубокую лужу. Как мальчику достать мяч?
3. мальчику надо достать мяч? ( да, ему хочется играть. Да, а то его мама будет ругать). А может ли он это сделать? Если нет, то почему. ( не может достать, потому что сапог нет резиновых, а лужа глубокая.)
4. мальчик стал думать, как бы мяч сам к краю лужи приплыл. Может ли так быть? (Мяч сам плыть не может.)
5. что может заставить мяч плыть? ( взять палку и в воде побулькать, чтобы волны были). Решил мальчик, что наверное, волны помогут ему, но палки рядом не было. Что поможет ему сделать волны в луже? ( ветер. Но ветра не было. Как же быть?)
6. а лужа может сама куда - нибудь «уйти»? как это сделать? (надо яму длинную сделать, вода из лужи вытечет, мяч на земле останется).
Занятие №3 «Улица полна неожиданностей»
См.конспект « Светофор»
Занятие №4 «Едем в гости»
Игра «Что было, если бы…»
Дети выбирают Героя – Дом. Далее размещают на ВД картинки, это могут быть как одушевленные объекты, так и неодушевленные…На ВД – шляпа, телевизор и т.д .
Объединяем слова дом и шляпа. Вместе с детьми обсуждаем проблему, что это за дом, что он может делать. Получился чудесный дом, который может приветствовать вас, снимая шляпу. Это дом вежливости. Попадаешь в этот дом и многому можешь научиться. У него в запасе много вежливых слов. Вместе с детьми находим их: заходите пожалуйста, не желаете ли отдохнуть, не хотите - ли чашечку чая? Далее выясняем чем этот дом хорош, какие у него недостатки. Для чего нам в последствии может пригодиться этот дом?
- А какие возможности дома – телевизора? Обсуждая эту идею, приходим к выводу, что это дом – сторож. Он все видит, предупреждает хозяев об опасности, желанном госте, подсказывает какие действия предпринять и т.д.
Занятие №5 - 6 «Какие мы?»
Игра «Стоп»
Воспитатель показывает детям схематично изображенные позы человека. Дети двигаются под музыку. По сигналу стоп, принимают дети принимают позу, изображенную на схеме. Воспитатель показывает детям две схемы рисунка ( девочка и мальчик). Кого изобразил художник, почему вы так думаете? Игра продолжается. Воспитатель говорит «стоп» и показывает две картинки схемы: на одной изображена поза, а на другой – девочка. Только девочки принимают эту позу и т.д.
Занятие №7 «Домашние животные города»
Цель: учить воспринимать ситуацию с разных точек зрения, анализировать ее плюсы и минусы.
Игра «Точка зрения».
Дети разыгрывают сценку на основе заданной ситуации (эмпатия).
Дети изображают двух собак. Одна – большая, сидит около своей конуры и гложет кость. Другая – маленькая, бездомная, голодная.
Занятие №8 «Осень золото роняет»
Игра «Разведчики»
На столе лежат предметные картинки и большая сюжетная картина «Осень». По команде «Разведчики, вперед», дети должны выбрать те картинки, которые характерны для данного времени года, и положить около картины.
Игра «Объяснялка».
Цель: учить объяснять наличие противоположных значений одного признака объекта, с точки зрения двух разных требований.
Воспитатель называет объект – зонтик, и задает вопрос : « где прячется противоположность?» ( зонтик короткий, когда лежит в сумке, и длинный, если его раскрыть). Воспитатель просит детей объяснить, в каких случаях нужны противоположные свойства этого объекта. ( зонтик короткий нужен, когда дождя нет. Так его удобно в сумке носить. Длинный зонтик нужен, чтобы от дождя укрыться. Так его удобно над головой держать).
Занятие №9 «В лес за грибами и за ягодами»
Путешествие ягоды и гриба по ВД. По горизонтали – времена года, по вертикали – земляника, лисичка. Что будет с ягодой ( грибом), когда они встретятся с весной, летом, осенью, зимой. ( зимой ягода - в варенье, гриб – в банке, соленый).
Занятие №10 «Как животные к зиме готовятся»
Игра «Кто, где живет?»
Дети сидят за столами. У воспитателя - карточки с изображением животного, перед каждым ребенком лежат карточки с изображением мест их обитания (дерево, река, нора и т.д.). Воспитатель дает карточку ребенку. Он должен определить, где обитает это животное, и «поселить» у себя на нужной карточке.
Занятие №11 «И снова в городе» (мы идем в магазин)
Игра «Помоги Незнайке». Структурный подход.
Цель: упражнять детей в классификации объектов, составляющих систему, определять видовые признаки предметов.
Воспитатель говорит, что Незнайку попросили развести товар по магазинам: универмаг, аптека, овощной, молочный, книжный и т.д.
Занятие №12 «Откуда овощи в магазине»
Занятие №13 Фрукты на прилавках магазинов»
Игра «Овощи – фрукты».
Работа с признаками, которые упорядочены.
- это яблоко? (выбор центрального объекта, деление ряда на две части)
-это фрукт ( овощ) , слаще ( кислее), чем яблоко.
Аналогично строится работа на основе другого признака:
-этот фрукт (овощ) тверже, чем…?
Работа с признаками , которые не упорядочиваются:
-Это фрукт ? Этот фрукт едят сырым? Его кладут в компот? Он растет в наших садах? Мы когда – нибудь ели его на полдник?
Занятие №14 « Что для чего» ( мы помогаем маме готовить)
См.конспект «Овощи»
Занятие №15 «Откуда хлеб пришел»
Схема – алгоритм.
Цель: учить детей самостоятельно создавать развернутые рассказы о любой системе. Учить воспринимать окружающий мир как живой, постоянно меняющийся и во многом зависящий от нас.
На чудесной лестнице рассмотреть колосок пшеницы по следующим признакам: что это; где можно увидеть много колосков; из каких частей состоит; форма каждой части; какими карандашами мы будем рисовать; каким может быть колосок; из каких маленьких человечков состоит колосок; с кем или с чем его можно сравнить; какая польза ( вред) от колоска; чем был, чем станет; что нужно делать, чтобы колосок вовремя вызрел; что произойдет, если все колоски исчезнут; что чувствует колосок весной, летом, ночью и др.; о чем он думает и мечтает.
Занятие №16 «Все работы хороши…»
Игра «Про кого я говорю», «Что я делаю»
Использовать загадки, словесные описания. Подвести к тому, что каждый предмет, явление, действие, можно обозначить моделью.
Создание образа предметов, явлений с помощью моделей – действия: мытье посуды, разговор по телефону, шитье в ручную на машинке и т.д.
Занятие №17 «Зима в городе»
См. конспект «Свойства, воды, льда, пара»
Занятие №18 «Поет зима аукает, мохнатый лес баюкает..»
Игра «Хорошо-плохо»
Цель: учить детей в одном времени года видеть и положительные и отрицательные стороны.
-Зима это хорошо! Почему?
-Зима это плохо! Почему?
Игра «Мир звуков».
Воспитатель предлагает послушать аудиозапись с шумом моря, леса, ветра и др. дети слушают, затем определяют, что это за звуки ( шум листьев, пение птиц, визг тормозов, метель). Определить место, где можно услышать эти звуки. Определить, какие звуки производятся объектами живой природы, какие – неживой. Есть ли там звуки, издаваемые объектами рукотворного происхождения. Назвать звуки, которые можно услышать только зимой.
Занятие №19 «Лесные обитатели – звери»
Работа с МТ. Поочередное анализирование горизонтальных и вертикальных показателей, фиксация изменения объекта. По вертикали: ежик, белка, медведь, заяц. По горизонтали: внешний вид, корм, образ жизни (спячка), способ добывания пищи.
Занятие №20 «Обитатели скотного двора»
Задание «Подбери карточки».
На кольце Луллия поселились : 1- ый круг - домашние животные; 2-ой круг – жилища домашних животных; 3-ий круг – какую ползу приносят.
Все перепуталось. Что будет, если корова попадет в курятник, как она там будет жить и т.д.
Занятие №21 «О тех, кто умеет летать»
См.конспект «Наши гости – птицы»
Занятие №22 «Обитатели птичника»
Игра «Летает, плавает, бегает»
Водящий по очереди бросает детям мяч, называя объект живой природы. Ребенок ловит мяч и бросает его водящему, называя способ передвижения этого объекта ( собака бегает, ворона летает, карась плавает).
Занятие №23 «Обитатели воды – рыбы»
Схема генетического развития рыбы: икринка, малек, взрослая рыба, старая рыба.
Игра «Репка». Воспитатель называет объект ( икринка) и предлагает «потянуть» репку. Дети становятся паровозиком и по очереди называют стадии развития этого объекта. ( икринка за репку, малек за икринку и т.д.)
Занятие №24 «Мы едем в зоопарк»
Игра «Хорошо – плохо»
-Зоопарк это хорошо! Почему?
-Зоопарк это плохо! Почему?
Игра «Путаница». Цель: закрепить умение детей находить типичные свойства объекта.
Воспитатель называет три – четыре объекта с необычными свойствами: тигр – заостренный, карандаш - полосатый, палка – замерзшая, стекло – книжное. Просит детей восстановить порядок, т.е. подобрать каждому объекту типичные свойства.
Занятие №25 - 26 « Весенние праздники»
Подарок для мамы (папы). На Луллия поселились 1-ый круг – материл (пластилин, цветная бумага, ткань и др.), 2- ой - форма (круг, квадрат, треугольник, ромб и др.), 3- ий круг – вид подарка (открытка, цветок, коврик, фигурка, картина и др.)
Занятие №27 - 28 «В окно повеяло весною»
Игра «Что было – что будет».
Воспитатель с детьми обсуждает признаки весны (сегодня). Например, сейчас – серый, тающий снег; было много белого, пушистого снега; будет сухо и появится травка.
Эмпатия. Игра «Точка зрения». Дети разыгрывают сценки на основе заданной ситуации. «Мальчик увидел гнездо. Его действия?» ( поочередно мальчик может быть добрым, жестоким, любопытным, глупым, рассеянным).
Занятие №29 «Шестиногие малыши»
См.конспект «Насекомые»
Занятие №30 «Времена года»
См.конспект «Многоэтажный дом»
Занятие №31 «Весной в деревне»
Игра «Поезд».
Дети заполняют вагончики картинками: семечко – земля – росток – стебелек – листья – бутон – цветок. Определить функции каждого периода. Моделирование действий.
Занятие №32 «КВН для детей и взрослых»
См.конспект «КВН»
Занятие №33 «Новые приключения Царевны – Лягушки»
См.конспект
Подготовительная к школе группа
Задачи:
Самостоятельное использование разного вида моделей для записи условий задачи и возможных вариантов решений. Работа со схемами, на полоске, на морфологической таблице. На системном операторе.
Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, выделять главное,
Производить аналитические действия при работе с морфологической таблицей. При этом использовать разнообразную группу объектов как реального, так и фантастического мира.
упражнять детей в принятии на себя образа природных, рукотворных объектов, а
также частей разнообразных предметов. Прочувствование их в типичных и нетипичных ситуациях. Учить детей рассказывать с использованием художественного слова о ситуациях, навеянных чувствами.
4. Учить самостоятельно строить с детьми классификационные структуры
объектов материального мира (игра «Да – Нет» на загаданное и неизвестное слово.
Побуждать детей к самостоятельным рассуждениям по отношению к объекту, как к
единому целому, имеющему определенное назначение. Состоящему из
взаимосвязанных частей, функционирующему в какой-либо среде и имеющим
прошлое и будущее.
6. Учить детей доказывать несостоятельность умозаключений воспитателя,
Основываясь на анализе фактического материала. Развивать умение
наблюдать, анализировать, выделять характерные существенные признаки
предметов и явлений, обобщать их по признакам и выделять
противоречивые свойства. Знакомить со способами решения противоречий.
Игры «Хорошо – плохо», «Маятник» и др.
7. Продолжать формировать умение выслушивать других при групповом обсуждении
Какой-нибудь ситуации. Учить находить варианты разрешения проблемной ситуации. Формировать противоречия на полуактивном этапе. Давать варианты ответов. С помощью воспитателя определять и моделировать прием решения противоречия.
Занятие №1 «Приглашение к путешествию»
Игра «Угадай, что я делаю». (модель – действия)
Ребенок берет на себя определенную функцию, и не называя ее, показывает как он моет посуду, подметает, стирает и т.д.
Игра «Готовим угощение».
На кольце Луллия поселились продукты: мясные, овощи, фрукты. Дети вращают круги и выбирают из каких продуктов какое блюдо приготовят. ( составить меню из трех блюд)
Занятие №2 «Береги себя»
Структурный подход.
На ВД поселились номера телефонов: 01,02,03. Детям необходимо разложить карточки с конкретной ситуацией в соответствии с номерами телефонов.
Метод личностной аналогии. Цель: формировать умение по отождествлению себя в проблемной ситуации.
Покажи и расскажи о том, что ты почувствуешь, если будешь пожарным и вдруг услышишь, как в горящем доме плачет ребенок.
Занятие №3 - 4 «Если хочешь быть здоров»
Структурный подход.
Игра «Помоги Незнайке».
Цель: учить детей классифицировать мед.инструменты.
Дети раскладывают мед.инструменты по кабинетам врачей: отоларинголога, стоматолога, педиатра, глазного врача, дерматолога.
Занятие №5 «Книги в дорогу»
Игра «О чем не написано в книге».
Цель: продолжать учить детей представлять себя каким – либо объектом и вести рассказ от его имени.
Воспитатель предлагает вспомнить эпизод из знакомой сказки и перечислить объекты, которые там упоминаются ( Царевна – Лягушка сидит на кочке в болоте и ждет, когда к ней придет Иван – Царевич. Объекты – кочка, стрела, кувшинка, болото, лес вокруг болота).
Каждый ребенок представляет себя одним из объектов и рассказывает о своем характере: кочка – ворчливая, стрела – равнодушная, кувшинка – самовлюбленная, лес – мудрый). Далее каждый объект рассказывает о своем отношении к ситуации.
Занятие №6 «Осень»
Игра «Чудесная лестница» (схема-алгоритм)
Цель: дать детям представление о системе – предмете, явлении и т.п. Учить самостоятельно создавать развернутые рассказы о ней. Учить воспринимать окружающий мир как живой, постоянно меняющийся и во многом зависящий от нас.
На каждой лестницы в виде символов отражены методы и приемы ТРИЗ и РТВ. Можно менять количество ступенек в зависимости от того, какие приемы и методы ТРИЗ и РТВ используются на занятии. ( см.книгу игр №2)
Игра «Месяца года».
У детей карточки с изображением осени ( ранняя , средняя, поздняя) или схемы, выбранные вместе с детьми для изображения каждого месяца.
-построй «паровозик времени», назови каждый «вагон», назови первый, средний и последний месяц осени.
-что раньше: октябрь или ноябрь?
Занятие №7 «Район , в котором ты живешь»
Игра «Ты – часть, я – целое»
Дети сидят в кругу. Один из них называет объект, остальные – его части : «я – озеро». – «я – твой берег (дно, вода и т.д.)». «Я – район». «Я – твоя улица, дом, парк, сквер и т.д.»
Занятие №8 «Глобус и карта»
Рассмотреть планету Земля на СО. Система – планета Земля, подсистема – моря, горы, равнины, суша, человек и т.д., надсистема – Галактика; прошлое системы – космическая пыль, будущее – прямое сообщение с другими планетами.
Занятие №9 «Выбираем транспорт»
Цель: учить классифицировать транспорт по видам. Структурный подход: наземный, воздушный, водный.
Выложить карточки с изображением видов транспорта: от самого медленного к самому быстрому.
Занятие №10 «Путешествие на Северный полюс»
Игра «Я еду на Север».
Цель: учить выделять признак объекта и обобщать группы объектов по этому признаку.
Воспитатель говорит: «Я еду на Север и беру с собой валенки», - передает предмет ребенку. Ребенок понимает, что должны называться предметы обуви и называет свой вариант. Через три – четыре ответа воспитатель повторяет ответы детей, чтобы е было повторений. В конце игры вывод: «Мы сегодня брали предметы обуви. Кто называет неправильно на «Север» не едет. После игры выясняется, почему они не «поехали». Далее можно брать все круглое, бьющееся, жесткое.
Занятие №11 – 12 «Тундра»
Опыт.
Цель: выяснить с детьми, почему в тундре образуется болото и почему растения там не бывают большими.
Занятие №13 «Путешествие в тайгу»
Цель: уточнить знания детей об условиях существования растений, подуждать к описанию фантастических ситуаций, возникших в результате взаимодействия объекта с окружением.
На вертикали – карточки с изображением растений ( береза, клюква, роза, кактус), на горизонтали – местность ( тайга, болото, парк, пустыня). Помести карточку с изображением растения в необычное место обитания. Расскажи, что или кто поможет ему выжить в этих условиях.
Занятие №14 «Путешествие в смешанный лес».
Игра «Листопад».
По горизонтали – символы цвета и размера ( зеленый – большой, зеленый – маленький, желтый – большой, желтый – маленький). По вертикали – символы формы листьев ( дубовый, кленовый, березовый и т.д.). выложи листья в соответствии с заданными параметрами.
Занятие №15 «Идет волшебница зима»
См.конспект «Вода и ее свойства»
Занятие №16, 18,23, 24 «Народно – прикладное искусство»
1.выложить на ВД этапы изготовления народного промысла.
2.составить рассказ.
3.рассмотреть на СО одну из поделок.
4.на кольце Луллия разместить карточки с изображением характерных элементов росписи. Вращая круг, выбрать три элемента ( которые попадут в сектор) и из них составить узор
Занятие №17
См.конспект «Путешествие за Снегурочкой»
Занятие №19, , 20, 21, 22 «Москва»
1.рассмотреть город Москва на СО. Система – Москва – современный город, подсистема – Кремль, театры, Москва – река, музеи и т.д., надсистема – Россия; прошлое – Юрий Долгорукий, Москва деревянная, подсистема – избы, частокол, торговая площадь, лавки, пристань, хоромы, церковь, надсистема – речка, леса, болота.
Занятие №25 «История русского костюма»
Рассмотреть русский костюм на СО. Его настоящее, прошлое, будущее, надсистему, подсистему.
Игра «Хорошо – плохо»
Занятие №26 «Ярмарка»
Из множества товаров, которые привезли на ярмарку, ребенок выбирает те, которые бы он хотел купить. Выставляет карточки на ВД и составляет рассказ, обосновывает свой выбор.
Занятие №27 «Весна в степи»
Игра «Путешествие животных»
Цель: уточнить знания детей об условиях существования животных, подуждать к описанию фантастических ситуаций, возникших в результате взаимодействия объекта с окружением.
На вертикали – карточки с изображением животных ( суслик, сурок, сайгак, тушканчик, хомяк), на горизонтали – местность ( тайга, тундра, северный полюс). Помести карточку с изображением животного в необычное место обитания. Расскажи, что или кто поможет ему выжить в этих условиях.
Занятие №28 «Откуда хлеб пришел»
См.конспект
Занятие №29 «Широка страна моя родная»
Игра «Береги природу»
На столе лежит бумажный круг разделенный на 5 секторов, карточки с изображением частей природного мира ( растения, звери, птицы, рыбы, человек). Воспитатель предлагает поместить картинки на сектора ( на каждый по одной), затем убирает одно из изображений и спрашивает у детей, что произойдет с оставшимися живыми объектами на Земле. Если не будет растений, что произойдет с птицами ( зверями и т.д.)? затем возвращает карточку на место и убирает следующую. Изображение человека снимает в последнюю очередь.
Подвести детей к выводу: если человек исчезнет с Земли, то природа не погибнет, но если одна из других частей живой природы исчезнет, может погибнуть остальной мир, в том числе и человек. Все взаимосвязано в природе, и человек должен бережно относится к окружающему миру.
Занятие №30 «Конкурс эрудитов»
Решение творческой задачи с детьми.
1. двое рыбаков вышли на небольшой яхте в море, чтобы наловить рыбы. Какие проблемы могут у них возникнуть? (могут не найти рыбы. Попасть в шторм. Может порваться сеть и т.д.). Они увидели огромную стаю рыб, что им нужно сделать, чтобы всю эту рыбу поймать ?( несколько раз закинуть сеть и т.д.).
2. рыбы поймать надо много, но яхта маленькая. Что делать? ( поймать только немного рыбы)
3.рыбаки хотели поймать много рыбы. Зачем, как вы думаете? ( чтобы ее продать и что-нибудь купить, или консервы сделать). Но рыбаки не могут поймать много. Почему?
( потому что на маленькой яхте вся рыба не поместится).
4. а как сделать так, чтобы всю рыбу поймать и на яхту не помещать? (пусть рыба сама к берегу приплывет).
5.как это можно сделать? (надо ее кормом за яхтой поманить, или лучше сеть забросить и тащить за яхтой вместе с рыбой).
6.но вот беда, сеть рыбаки забыли на берегу. (тогда надо сеть из паруса сделать, дырочки прорезать, а яхта на моторе поплывет)
7.какую задачу мы решили? Как мы ее решили? Какие проблемы появились после ее решения?
Занятие №31 «Путешествие в Африку»
Игра «Чудесные вещи»
Цель: учить детей составлять из двух знакомых слов новые слова.
Зебра и крокодил = зеброкодил
Тигр и верблюд=тигроверб
Лев и обезъяна=левобезьян
Слон и крокодил=слокрок
Зебра – верблюд – черепаха=зеброверепаха
Рисование понравившегося зверя.
Занятие №32, 33 «Австралии, Антарктида, Америка»
Структурный подход.
Классификация представителей флоры и фауны Австралии, Антарктиды, Америки.
Занятие №34 «Добрым быть совсем непросто»
См.конспект
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром для старшего дошкольного возраста, тема: «Путешествие по природным зонам Севера»
Формирование целостного представления о природных зонах Севера....
Методическая разработка "Использование ТРИЗ - РТВ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми дошкольного возраста"
Пояснительная записка.В настоящее время педагоги особенно остро ставят для себя вопрос: «Как сегодня воспитать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания, умения и навыки дать ему в д...
творческая работа "Театрализованная деятельность на занятиях по ознакомлению с окружающим миром для детей дошкольного возраста"
Исходя из опыта работы в дошкольном учреждении, нужно подчеркнуть, что обучение счет с помощью мультимедийных игр-презентаций должно осуществляться не только на занятиях, но также в кружковой и индиви...
«Календарно-тематическое планирование фронтальных занятий по ознакомлению с окружающим миром с детьми раннего возраста (от года до двух лет)»
Материал может быть полезен педагогам при организации коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения развития....
Консультация для воспитателей "Использование элементов ТРИЗ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста"
quot;Использование элементов ТРИЗ технологии на занятиях по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего дошкольного возраста" В настоящее время педагоги особенно остро ста...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего возраста «Героические профессии»
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего возраста«Героические профессии»...
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром с детьми старшего возраста
Задачами данного конспекта является расширение представления детей о героических профессиях....