Полюби природу
план-конспект по окружающему миру по теме
Литературно – музыкальный сценарий на экологическую тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya2.docx | 26 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ты природу полюби!»
Литературно – музыкальный сценарий на экологическую тему
Составила учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 24
Города Набережные Челны
Республики Татарстан
Аввакумова Альфия Умаровна
ЯНВАРЬ 2012 ГОДА
Цели : 1. Учить бережному отношению к живой и неживой природе,
Видеть красоту окружающего мира.
2.Воспитывать экологическую культуру школьников.
3.Ознакомить с ценностями природы, с её значимостью.
4.Ознакомить учащихся с поэзией об экологии.
Экология – это наука о нашем природном доме. Вот и получается, что экологическая этика учит, как нужно относиться к природе, как вести себя в ней.
Наша планета Земля очень велика в сравнении с каждым человеком, а он там мал в сравнении с ней.Но тот же человек , идущий по лесной поляне, опушке, лугу превращается в огромного великана.
Во-первых, потому, что на полянах и опушках живут существа, которые гораздо меньше человека: жуки и улитки, гусеницы и бабочки, пчёлы и шмели, пауки и муравьи и многие, многие другие.
Во-вторых, потому, что даже большие обитатели Земли, например, вековые деревья, не говоря уже о маленьких существах, чаще всего перед человеком беззащитны. Как хорошо, если этот великан добрый. Он не наступит нарочно на скрытый в траве муравейник, не обидит неповоротливую гусеницу, сидящую на листке, не сорвёт напрасно цветок, не оставит после себя мусора.
И как печально, если великан окажется недобрым, равнодушным, а то и жестоким к тому, что его окружает.
Ученик: И ложится под косами
Травушка рядами…..
Сколько гнёзд шмелиных срежут
Косари косами!
Вот, сверкнув, коса взмахнула,
И одна – минута
Уж шмели вверху кружатся:
Нет у них приюта.
Сколько птичьих гнёзд заденут
Косари косою!
Сколько малых птичьих деток
Покосят травою!
Им не враг косарь - косою
Рад бы их не встретить;
Да трава везде густая –
Где ж их там заметить!
Песня «В траве сидел кузнечик...»
из мультфильма «Приключения Незнайки»
Слова Н. Носова
Муз. В. Шаинского
Учитель: Человек всегда в лесу гость, а в гостях ведут себя достойно. Не надо ни на кого нарочно наступать, никогда и нигде , ни в лесу, ни на лугу, ни на берегу речки. Пожалуйста, не губите тех живых существ, кто вас напугал или просто вам не понравился.
Ученик: Природа всё учла и взвесила,
Вы, легкодумные стрелки,
Не нарушайте равновесия
И зря не жмите на курки
Вот кружит ястреб.
Вредный вроде бы,
Но пусть летает, невредим,
Кому – то вреден, а природе он
Полезен и необходим.
Ты рай себе уютный выстроил,
Но без тревог не проживёшь,
Убьёшь печаль, но тем же выстрелом
И радость, может быть убьёшь.
Песня "Летите, голуби"
Слова: М. Матусовский,
Музыка: И. Дунаевский
Учитель: Обнаружив маленькую норку или большую нору, ничего в неё не запихивайте и тем более не нужно её разрушать.
Ведь зверёк или зверь, вырывший нору, затратил много труда, а труд этот и само животное заслуживает к себе уважения.
«Не поется птицам без небес»
.
Ученик: Слышу я природы голос
Порывающийся крикнуть,
Как и с кем она боролась,
Чтоб из хаоса возникнуть,
Может быть, и не во имя
Обязательно нас с вами,
Но чтоб стали мы живыми
Мыслящими существами,
И твердит природы голос:
«В вашей власти, в вашей власти,
Чтобы всё не раскололось
На бессмысленные части»
Учитель: О птичьих гнёздах можно сказать то же самое. Где бы гнездо не находилось - на дереве, под кустом или в траве на лугу, каким бы ни было - большим или маленьким, оно для птиц величайшая ценность. Случайно обнаружив птичье гнездо, осторожно отойдите от него. Ни в коем случае не трогайте птичьи яйца. Ничего и никогда не бросайте в птиц
Песня «Аист на крыше»
Слова А.Поперечного
Музыка Д. Тухманова
Ученик: Раненая птица в руки не давалась,
Раненая птица - птицей оставалась.
Этот сон давнишний до сих пор мне снится
На траве кровавой вздрагивала птица.
Птицы, звери и рыбы
В души людям смотрят.
Вы их, жалейте, люди!
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц – не небо!
А море без рыб – не море!
А земля без зверей - не земля!
Люди - исполины, люди – великаны,
Есть у вас винтовки, сети и капканы.
Есть у вас бесстрашье, сила есть навечно,
И должно быть сердце. Сердце человечье!
Люди – человеки, страны и народы,
Мы навечно должники природы.
Надо с этим долгом как-то расплатиться,
Пусть расправит крылья раненая птица.
Ученик: Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть - одна нужна.
Горсть одна
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их –
Не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Песня «Весёлый воробей»
!
Слова М. Садовского,
музыка З. Компанейца
Учитель: С каждым годом всё больше мусора в природе: в лесах, на лугах, по берегам рек, прудов, озёр. Сильно мусорят люди повсюду. Учёные – экологи установили, чтобы совсем не стало полиэтиленового пакета, понадобится больше двух веков! Оставленные вами две стеклянные бутылки могут сохраняться больше тысячи лет.
Первый вред может принести разбитая бутылка в жаркую погоду – может вызвать лесной пожар. Он, как увеличительное стекло, может поджечь лес от солнечного луча.
Вредность вторая – мусор отнимает у растений и животных место для жизни. Представьте, здесь бы цветку вырасти или молодому деревцу, лесной мышке норку построить, но куча мусора мешает. Скоро лесным растениям, зверям, птицам податься будет некуда.
Вредность третья – мусор нарушает красоту природы.
Ученик: Чтоб могли леса цвести,
И сады, и реки,
Всё живое береги
Ты на этом свете.
Ты природу полюби,
Каждую травинку.
С птицами давай дружи,
Береги былинку.
Мусор, друг, не оставляй
В лесу и на полянке.
Реки ты не засоряй,
Бой объявим склянке.
Не неси домой ежа,
Бабочку не трогай.
Школьник, помни ты всегда:
Их не так уж много.
Учитель: Очень вредно дышать выхлопными газами. А как просто выключить двигатель у стоящего автомобиля. И шума не будет, и воздух будет чистым. В городах воздух сильно загрязнён, а если отъехать из города подальше, то как хорошо там дышится! Воздух чист, прозрачен.
Чистый воздух – богатство, настоящее сокровище, которое люди не ценят. Как много у нас горит сухой травы, стога соломы, мусор. Особенно вредно поджигать пластмассу, шины, полиэтиленовые пакеты. При их горении в воздух поступают вещества, очень опасные для здоровья. Ох, как сильно загрязняют воздух курильщики! Они отравляют не только себя, но и других. Чистый воздух необходим всем живым существам
Чистый воздух – это невидимое сокровище. И его не заменишь ничем.
Ученик: Без тебя горизонт быть
Не может лучистым,
Если ты загрязнён,
Не могу себя чувствовать чистым.
Ученик: Ношу
Напоминание лесов,
Моих лесов,
Где мудрость обитает:
Костёр горит
Лишь несколько часов –
Кострище
Десять лет не зарастает!
А запах гари
Горек и остёр,
Страшится зверь,
И птица облетает,
…Ты, уходя,
Зажги во мне костёр:
Кострище
Десять лет не зарастает …
Учитель: Какой ещё фактор загрязнения воздуха мы знаем?
Автомобиль не только удобное , но и вредное изобретение человека.
Знаете ли вы, каким другим топливом можно заменить бензин, чтобы оздоровить городской воздух?
Например, в Бразилии автомобили иногда заправляют спиртом, который добывают из сахарного тростника. В этом случае выхлопные газы практически безвредны для здоровья. В Австралии используют энергию Солнца.
Огромную роль в очистке воздуха играют растения – « лёгкие» планеты. Они задерживают пыль, копоть, поглощают углекислый газ.
Ученик: Мы деревьями город украсим,
Мы прибавим Земле красоты,
Чтоб птицы везде распевали
И кругом расцветали цветы.
Чтобы всем нам привольно
Дышалось,
Чтоб без дыма был купол небес,
Чтобы с нами всегда оставался
Этот добрый, приветливый лес.
Учитель: Полезное ископаемое редко добывают на поверхности. Обычно их приходится искать глубоко в земле.
Камень обычно добывают в каменоломнях. Иногда приходится прибегать к взрывам, чтобы проложить путь к нужному слою.
Для добычи руды и каменного угля приходится рыть глубокие шахты, где горняки дробят породу и специальными механизмами поднимают её на поверхность. Уголь и руду добывают и открытым способом – в карьерах, снимая метр за метром с поверхности земли.
А вот для добычи нефти и газа бурят скважины порой глубиной в километр и больше, причём как на земле, так и в море.
Запасов горючих полезных ископаемых становится всё меньше. Что должен уже сейчас делать человек?
Ученик: Как яблоко на блюде,
У нас земля одна.
Не торопитесь, люди,
Всё выскрести до дна.
Немудрено добраться
До скрытых тайников,
Разграбить все богатства
У будущих веков.
Мы общей жизни зёрна,
Одной судьбы родня.
Нам пировать позорно
В счёт будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ,
Не то – земли не будет
И каждого из нас.
Учитель: Всё большее значение сегодня приобретают зоопарки, в которых содержатся редкие и исчезающие животные.
Охране видов служат заповедники. Также организуют национальные парки. Так, спасён зубр Беловежской пущи, большая белая цапля в Астраханском заповеднике, гага – в Кандалакшском. В настоящее время на земле живут приблизительно 5000 видов млекопитающих. За последние 400 лет в результате неразумной деятельности человека уничтожено более 100 видов и подвидов зверей.
Ученик: Красная книга. Листаю страницы.
Сколько за строчками драм…
Этого зверя и эту вот птицу
Нет, не спасти уже нам.
Яды, капканы, жаканы, ловушки!
Бойня сплошная – не жизнь,
Может быть, кости
Царевны – лягушки
Рядом лежат, оглянись.
Может быть, Змей –
Тот, который Горыныч,-
Сгинул недавно в лесу.
Может, волшебную рыбку
На рынок
В эту минуту несут.
Красная книга лесов, поднебесья,
Горных массивов и вод…
Тихо! Опять лебединую песню
Слышите, кто-то поёт
Ученик: Школьники! А теперь слушайте мой указ!
- В лесу громкая музыка распугает зверей и птиц.
- Вырывать грибы, а также сбивать даже несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы – деревья».
Для костра собирается сушняк, а не ломаются ветки. В жаркую погоду в лесу разводить костры вообще запрещается.
- Полиэтилен плохо разрушается микроорганизмами (полностью разрушается 220 лет ) , металлические банки разрушаются 100 лет.
- Костёр после прогорания следует забросать землёй или залить водой до полного прекращения горения.
- Трогать яйца птиц не следует – птица может не сесть на яйца.
- Брать зверят и птенцов из леса в город не надо: если они не погибнут в городе, то погибнут, когда вы захотите их снова отвезти в лес.
- Не следует что – либо проталкивать в муравейник – нарушаются взаимоотношения в этом сложном сообществе.
- Прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно - в него может попасть молния.
- Нельзя бить змей, даже гадюк.
- Луговые и лесные цветы рвать не следует – жизнь сорванных цветов не недолговечна. Кроме того, в букеты могут попасть редкие и охраняемые растения.
Учитель: Сегодня человечество подошло к рубежу, когда остро встал вопрос , быть или не быть человеку на Земле. Зависит это, прежде всего, от человека. Безумное, хищническое отношение человека к природе привело мир к экологической катастрофе.
Ученик: Ты, Человек, любя Природу,
Хоть иногда её жалей:
В увеселительных походах
Не растопчи её полей,
Не жги её напропалую,
И не исчерпывай до дна
И помни истину простую –
Нас много, а Она – одна
Песня«Крайродной»
Использованная литература:
О.Г. Муковникова Природоведение, Волгоград, 2002 год.
Е.А. Саутин, «Живое слово» на уроках экологии, Казань, 2004 год.
А.А. Плешаков, А.А.Румянцев «Великан на поляне, или первые уроки экологической этики», Москва, «Просвещение»
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Тема: «Полюбите природу и она полюбит вас!». (2-я младшая группа)
Занятие для детей второй младшей группы, составлено в соответствии с общеобразовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Вераксы Н.ЕЦель занятия: закрепить знан...
«Чтобы полюбить природу – ее надо узнать!»
Природа написала для нас, ее детей, интересную, познавательную, научную, приключенческую книгу, поместив на страницы мудрые мысли умных людей, которые помогают решать важные задачи экологического обра...
«Традиционные и инновационные методы реализации экологического воспитания в детском саду»чтобы полюбить, надо узнать, узнав – невозможно не полюбить.
Чтобы беречь Землю, природу, надо ее полюбить, чтобы полюбить, надо узнать, узнав - невозможно не любить....
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ Группа __подготовительная_________________________________ Тема ОС Ознакомление с природой «Полюбуйся: весна наступает» Культурная практика Познавательно-исследовательская
ЦельСоздание условий для расширения представления о весенних изменениях в природе, учить замечать их. Задачи:ОбучающиеРазвивающие Воспитательные Дать понятия о том, что температуру воздуха ...
Конспект занятия «Ознакомление с природой в детском саду» «Полюбуйся: весна наступает…» Подготовительная группа
Цель: Расширять представления детей о весенних изменениях в природе.Задачи: - Формировать эстетическое отношение к природе средствами художественных произведений.- Воспитывать интерес к художественно-...
«Полюбуйся: весна наступает» О.А. Соломенникова «Ознакомление с природой в детском саду»
Задачи: Систематизировать и закрепить знания детей о названиях весенних месяцев, об основных признаках весны; учить устанавливать причинно-следственные связи (почему снег тает, почему бегут ручьи, поч...
Проект по экологическому воспитанию «Как полюбить природу» (для детей средней группы)
Чтобы воспитать у детей гуманное отношение к природе, важны не лишь знания, но и воспитание гуманных эмоций, положительного опыта общения с природой. Общение малышей с природой, организованное педагог...