Занятие "Пасхальный сюрприз"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Занятие по патриотическому воспитанию и приобщению детей к народным традициям для старшего дошкольного возраста"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie_pashalnyy_syurpriz.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ №2 ДОУ «Детский сад №2»

КОНСПЕКТ

 Занятия по познавательному развитию

 в старшей группе

«Пасхальный сюрприз»

Воспитатель

первой квалификационной категории

Аманжуловой Г.К.

Локомотивный городской округ, 2011г

ЦЕЛЬ: Зажечь искорку любви и интереса к жизни, истории и культуре России, воспитывать патриотов.

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

  1. учить рисовать на объемной форме;
  2. активизировать словарь детей новыми словами: «Пасха», «писанки», «кулич»  и др.;
  3. обогатить знания детей о весенних праздниках Руси.

Развивающие:

  1. формировать интерес к народному искусству;
  2. развивать изобразительные навыки, воображение и творческую активность;
  3. развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

  1. воспитывать интерес к истории своего народа;
  2. воспитывать способность сопереживать, сочувствовать героям;
  3. воспитывать аккуратность.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  1. карты - помощницы;
  2. выставка яиц писанок;
  3. формы для  декоративной росписи (яйца), держатели (трубочки для коктейля);
  4. палитра с различными красками, по количеству детей, кисти банки с водой, салфетки по количеству детей.
  5. орнаментные карты-схемы;
  6. птица за окном с весточкой;
  7. корзина для яиц;
  8. костюмы хозяина и хозяйки;
  9. разрезанная пасхальная открытка;
  10. печь, лавки, стол, на столе различная утварь.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

  1. рассматривание писанок;
  2. знакомство с краткой историей праздника Пасхи;
  3. рассматривание иллюстраций по теме;
  4. чтение отрывков из книги «Закон Божий для самых маленьких», «Библия для детей»;
  5. разучивание стихов о Пасхе, весенних хороводов;
  6. разучивание русских народных игр;
  7. разучивание русских народных  пословиц и поговорок, сказок и т.д.;
  8. художественно – творческая деятельность детей;

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА:

  1. В. Гербова «Занятия по развитию речи в старшей группе»
  2. Т. Комарова «Занятия по изобразительной деятельности в детском саду»
  3. Н. Алешина «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью»
  4. «Мой родной дом» Программа нравственно-патриотического воспитания дошкольников под общей редакцией Т. Оверчук.
  5. О. Ушакова «Развитие речи и творчества дошкольников»
  6. Дошкольная педагогика/  неделя народной игры и игрушки в детском саду. О.Полищук
  7. Внедрение музейной педагогики в ДОУ
  8. Закон божий для самых маленьких.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

(дети входят в зал, садятся на стульчики )

Воспитатель:  

Если снег повсюду тает,

День становиться длинней,

Если всё зазеленело

И в полях звенит ручей,

Если солнце ярче светит,

Если птицам не до сна,

Если стал теплее ветер,

Значит, к нам пришла….. (ответы детей)

Воспитатель:  Ребята, давайте вспомним,  по каким приметам мы определяем, что пришла весна?

Выставляю первую карту с изображением проталин и капели.

Воспитатель:  Назовите мне  примету весны, воспользовавшись картой – подсказкой. (ответы детей)

Воспитатель: Правильно. Ребята, а кто вспомнит, как раньше называли март?  (протальник, капельник)

Воспитатель:  Ребята, а что еще в народе говорили про март. (Март – утро года. Март и снегом сеет, и солнцем греет. Март – ветронос, водотек, грачевник. Март не весна, а предвесенье. Придет март-капельник – зима заплачет.)

Выставляю вторую карту с изображением проталин с появившейся травкой и ярким солнцем.

Воспитатель:  Воспользовавшись картой – подсказкой, назовите мне следующую примету весны. (высказывания детей)

Воспитатель: Правильно,  а какой месяц должен землю разбудить и обогреть. (апрель)

Выставляю третью карту с изображением ветки с набухшими почками и рекой с льдинами.

Воспитатель:  Посмотрите внимательно на третью карту – подсказку и назовите следующие приметы. (высказывания детей)

Воспитатель: Молодцы, а кто знает, как апрель называли в старину? (водогон, березняк)

Воспитатель:  Ребята, а что еще в народе говорили про апрель. (Апрельские ручьи землю будят. В апреле лес звенит от птичьих хоров. Апрель – первоцвет, месяц говорливой воды, хранитель вешнего шума)

Выставляю четвертую карту  с изображением подснежников.

Воспитатель: Ребята, а какие цветы расцветают весной первыми? (подснежники)

 

Воспитатель:  Молодцы, много знаете, а знаете ли вы, какие птицы первыми приносят нам весточку о весне? (грачи, жаворонки, скворцы)

В окно с улицы стучится птица, она принесла весточку, воспитатель открывает окно, забирает весточку и читает ее.

Воспитатель: Ребята, нас с вами приглашают хозяин с хозяйкой в русскую избу на один из праздников весны, какой не сказано. Давайте вспомним, какие же праздники отмечают на Руси весной.

Ребенок 1-й:   Прилет жаворонков.

Ребенок 2-й:   Благовещенье.

Ребенок 3-й:   Вербное воскресение.

Воспитатель:  Верно, весной на Руси отмечалось множество праздников, но давайте мы не будем гадать, а отправимся в гости и узнаем, на какой же праздник нас пригласили.

Дети идут к хозяйке русской избы под русскую народную песню «Пойду ль, выйду ль я».

Хозяйка: 

В эту светлую седмицу

Вас сюда, в свою светлицу,

Рада пригласить, друзья!

Будем мы – одна семья –

Пасху светлую встречать.

Воспитатель:  Ребята, познакомьтесь, это хозяйка избы. Что нужно сделать, когда входишь в дом? (ответы детей)

Дети здороваются, хозяйка кланяется и приглашает всех за стол.

Хозяйка: Проходите гости дорогие, рассаживайтесь. А знаете ли вы, дети, что это за праздник такой – Пасха? (высказывания детей)

 

Воспитатель:  Когда-то очень давно злые люди предали Христа, убили его. Но он победил смерть, воскрес. Поэтому Пасху ещё называют Воскресением Христовым. Хозяюшка, наши дети знают стихи об этом празднике.

Ребенок 1-й:

Воскресение Христа!

Все полны любви и ласки.

Мы пришли сейчас сюда,

Чтоб отметить праздник Пасхи.

   

Ребенок 2-й:   

Бог нас учит совершать

Добрые дела для близких.

Никого не обижать,

Даже маленькую киску.

Ребенок 3-й:   

Солнышко сильнее греет,

Птичьи песенки слышны,

И листочки зеленеют:

Праздник Пасхи – день весны!

Хозяйка: Очень хорошие стихи, спасибо, детушки. Много знаете, много умеете, а мне помочь сможете? Была у меня очень красивая картинка про весну. Да вот беда, упала она и рассыпалась на части.

Воспитатель:   Ребята, поможем хозяйке собрать картинку, сделаем доброе дело! Картинка не простая, хитрая. Она состоит из нескольких изображений, и каждое поделено еще на несколько частей. Сначала вам нужно сложить свое изображение, а потом поместить их на общую картину.

Дети выполняют работу.

Воспитатель: Вот хозяюшка, готово!

 

Хозяйка: Спасибо, получилась замечательная пасхальная открытка. Теперь можно и праздник встречать, в игру поиграть.

Дети играют в подвижную игру «Горелки»

 

Хозяйка: А скажите-ка мне, детушки, какое самое главное угощение на Пасху? (высказывания детей)

Хозяйка: Верно, пойду у курочки Пеструшки яйца  погляжу.

Уходит.

Воспитатель: А вы знаете, почему символом Пасхи является крашеное яйцо? Искусство оформления яйца красивыми орнаментами очень древнее. Восходит оно к тому времени, когда древние люди – славяне – прославляли солнце, весеннее пробуждение. Яйцо – символ возрождения природы, бесконечности жизни, воспевания солнца как источника жизни на земле.

 Выходит хозяйка с золотым яйцом.

На печи спит хозяин.

Хозяйка:  Эй, старик проснись скорей!

Хозяин:    Волки, что ли у дверей?

                  Ты чего шумишь старуха?

Хозяйка: Да смотри, что я нашла

                  Наша курочка Пеструха

                  Под кустом яйцо снесла.

Хозяин:   А тебе что за беда?

                  Ведь яйцо та хоть куда!

Хозяйка: Да яйцо то не простое,

                  А гляди-ка золотое.

Хозяин:   Золотое, в самом деле,

                 Мы с тобой разбогатели.

Хозяйка: Ой горит, слепит глаза!

                 Чудеса! Чудеса!

Хозяин:   Ты в сундук запри его.

Хозяйка: В город в среду я поеду,

                 Там базар бывает в среду.

                 Богатеев много там.

                 Там яичко и продам.

                 Вот обновок накуплю я

                 Разных юбок сорок штук,

                 Шаль в цветочек, голубую

                 До краев набью сундук.

Хозяин:  Что ты мелишь небылицы,

                 Ишь, сыскалась молодица

                 Наряжаться в разный хлам.

                 Нет уж, если мы богаты,

                 Я построю вместо хаты

                 Трехэтажные палаты

                 И беседки по углам.

Хозяйка: Наказанье с глупым мужем,

                  Что ты старый не блажи.

                  Мы живем других не хуже,

                  Не к чему нам этажи.

Хозяин :  Я хозяин или нет?!!

(яйцо падает и разбивается)

Хозяйка: (плачет) Ох, ох яичко

                   Покатилось и разбилось

Хозяин :   Успокойся, хватит баба!

                  Нанесет яиц нам Ряба.

                  Мы раскрасим яйца эти

                 А помогут в этом дети.

Дед уходит и тут же возвращается с корзинкой яиц.

Воспитатель:  Ребята, давайте поможем нашим хозяевам приготовить расписные яйца, согласны? (высказывания детей)

Воспитатель: Яйцо – хрупкое, маленькое и при этом объемное. Поэтому его нужно держать в руках очень осторожно, лучше на держателе, и при этом во время работы поворачивать, чтобы видеть со всех сторон узор во всей его красе. Давайте приступим к работе не забывайте обращать внимание на орнаментные карты-схемы они помогут вам правильно разместить рисунок на яйце.

Творческая деятельность детей.

Хозяйка:  Поглядите-ка, люди добрые, гости дорогие, какая красота получилась! Вместе любое дело спориться. Хорошо вы работаете дружно! А понравилось ли вам, детишки, у нас в избе? (высказывания детей)

Воспитатель: Ребята, что было самое интересное? С каким праздником мы сегодня познакомились? Какое главное угощение готовят на Пасху?   (высказывания детей)

Хозяйка: Ребята за помощь вашу, мы с дедом решили вас угостить, не простыми расписными – крашенками.

Подают воспитателю поднос с яйцами - крашенками

Воспитатель:  Спасибо вам, хозяева, Долго мы будем помнить этот праздник. Попрощайтесь, дети. Отправляемся в детский сад.

Дети возвращаются в группу по колокольный звон.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новый год – сюрпризов час. Новогодний праздник для детей старшей группы.

Сценарий новогоднего утренника для детей старшей группы подготовлен вместе с музыкальным работником детского сада Алдакимовой Натальей Георгиевной....

Конспект занятия по обучению грамоте с детьми подготовительной группы "Африканский сюрприз"

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе с использованием занимательного материала....

Конспект комплексного занятия (развитие речи с элементами оригами)"Сюрприз для гномов"

Конспект комплексного занятия (развитие речи с элементами оригами)"Сюрприз для гномов"...

Сундук с сюрпризом от Василисы Премудрой

выпускной праздник для детей подготовительной группы...

Консультация для родителей Игрушки из "киндер - сюрприза"

Одна из любимых детских забав - это игра.С игрушками из киндер - сюрприза,  можно придумать массу развлечений и полезных занятий. Игрушки из киндер - сюрприза развивают детское творчество, вниман...

Занятие по развитию речи в подготовительной группе "Составление рассказа по картине" «Сюрпризы Снежной королевы»

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:учить составлять отдельные предложения и общий рассказ по картинке;развивать способность самостоятельно придумывать сюжет, не повторяющий рассказ товарищей; использова...

"Вот так сюрприз" ( поделки из капсул киндер- сюрприза)+фото

Рекомендации родителям: совместное творчество детей и взрослых....