Обобщающее занятие на тему «Огонь- мастер на все руки».
видеоурок по окружающему миру (старшая группа) по теме
рассказать о пользе огня для человека, познакомить детей с разнообразным применением огня в жизнедеятельности, продолжать учить правилам пожарной безопасности и т.п
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_ogon_master_na_vse_ruki.docx | 24.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщающее занятие на тему «огонь».
Программные задачи:
- рассказать о пользе огня для человека;
-познакомить детей с разнообразным применением огня в жизнедеятельности человека;
- показать значимость этого открытия древнего человека в современной жизни;
-акцентировать внимание на том, что именно человек, «приручив» огонь, сделал его необходимым людям;
- продолжать учить правилам пожарной безопасности и осторожному обращению с огнём;
- обогащать словарный запас существительными, прилагательными, обращениями;
- воспитывать бережное отношение к окружающей нас среде;
- развивать исторический интерес к прошлому.
Словарная работа: лучина, кремень, свеча.
Оборудование: слайды на тему «Огонь», гранитный камешек; предметы для игры: фен, спички, зажигалка, свеча, ведерко, песок, игрушка, чайник.
Предварительная работа: Чтение произведения С.Михалкова “Дядя Стёпа”, А.Толстой “Пожарные собаки”, К.Чуковский “Путаница”, рисование на тему: “Огонь наш друг, огонь наш враг”.
Ход занятия.
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об огне(сл.1). Расскажите, как выглядит огонь? Верно,(сл.2) огонь ярко-красный или оранжевый, он очень горячий. Языки пламени во время движения трепещут, дрожат. Вокруг огненного пламени въется дым. Недаром говориться: «Огонь без дыма не живет». Попробуйте угадать загадку:
Красный бык на земле лежит,
Голубой бык к небу тянется.
Верно, красный бык-это огонь, а голубой бык-это дым.
Ребята, вы уже знаете, что наша жизнь не всегда была такой, как сейчас. Давным – давно люди пользовались только тем, что давала сама природа(сл.3). Жилищем им служили пещеры(сл.4), где было холодно, сыро и темно, питались тем, что росло вокруг и что удавалось добыть во время охоты. Что такое огонь люди тогда еще не знали.
Ребята, скажите, а как же огонь попал к человеку?
Однажды от молнии загорелось дерево(сл.5). Один смелый человек, догадался взять горящую ветку и отнести ее в свою пещеру(сл.3).
-Ребята, как вы думаете, для чего нужен был огонь в пещере? (В пещере стало тепло, светло и уютно(сл.6)). Но для того чтобы огонь не погас, нужно было постоянно подкладывать ветки, защищать от ветра и дождя(сл.7). Огонь стал для человека настоящим другом. В каждой пещере обязательно было место для огня. Но случалось, что огонь угасал из-за того, что не хватало дров. Из-за дождя были сырыми поленья или просто человек засыпал.
Пришлось человеку задуматься над тем, как огонь добыть. Кто-то заметил, что при ударе одного камня о другой, появляются искры. Вот так человек научился самостоятельно добывать огонь(сл.4). Как только огонь подружился с человеком, он стал ему верным помощником.
Со временем люди научились на огне готовить пищу, греть воду для купания и т.д. Огонь действительно готовит нам пищу, и занимается он этим уже много лет! Раньше, когда не было посуды, люди выбивали в большом камне углубление, наливали туда воду, клали мясо, коренья и бросали в воду небольшие камешки, раскаленные на костре, — так сварили первый суп. А потом зарыли в золу завернутое в листья мясо — получилось первое жаркое. Нанизали на прутик кусочки мяса, подержали их над костром — так и сейчас делают шашлыки. Но на смену каменной посуде и первобытным приспособлениям пришли сначало печи (*сл.8,9), а спустя время, газовые и электрические плиты(сл.10) и чайники(сл.11), нагревая которые, мы можем насладиться ароматным чаем.
По вечерам в домах зажигали свечи, а на улицах - уличные фонари (сл.12,13), прошло много времени, прежде чем человек изобрел электричество, благодаря которому в наших домах появилось современное освещение(сл.14).
Человек кормил огонь — и огонь кормил человека!
В древние времена огонь служил телеграфом. Люди зажигали на холмах костры, чтобы пламя было видно издалека. Так передавали важные новости и предупреждали об опасности. Путешественники по ночам освещали себе дорогу факелами.
Ребята, а как в наше время мы можем передавать сообщения?
Верно, для этого нам служат телефоны, почта и интернет(сл.15,16,17).
Когда человек научился использовать металл, и тут огонь пригодился. Жарко горел огонь в кузнице - разогревал до красна железо (сл.18), делал его мягким и податливым. А кузнец мастерил из железа различные инструменты: топоры, вилы, мечи. Полыхает огонь в доменной печи, плавит железо (сл.19). В других печах огонь плавит стекло, из которых мастер стеклодув выдувает красивые стеклянные изделия.
-Ребята, как вы думаете, какую роль играет огонь в настоящих паровозах, ракетах.
- Человек позвал с собой в дорогу огонь. Огонь нагревал воду в котле, превращал ее в пар, пар вертел колеса. Так появились паровые машины(сл.20) В наше время мчатся по железным дорогам тепловозы, катят по шоссе автомобили, плывут по морям теплоходы(сл.21). И всем им нужны бензин, нефть, мазут или еще какое-нибудь горючее. Горючее так и называется, потому что оно горит.
И в воздух человека тоже огонь поднял: первые воздушные шары наполняли горячим воздухом; огонь заставляет вертеться пропеллер самолета; огонь вырывается из сопла реактивного самолета, без огня не взлетают космические ракеты(сл.22).
И сегодня огонь наш верный друг и помощник. Как приятно посидеть в летний вечер у костра (сл.23), испечь картошку, пожарить шашлык, сварить в котелке ароматную уху. Но, к сожалению некоторые люди забывают костер после отдыха потушить. К чему это может привести? Верно к лесному пожару(сл.24).
Стих «Лесной пожар»
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра,
Он в лес ушел, а ветки догорали,
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костер,
И. сыпля искры, посреди поляны,
Багровые лохмотья распростер.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
кусты спалил, в зеленый лес вошел,
Как вспугнутая стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки искры с них летели,
Над серыми сугробами золы.
Да, ребята неосторожное обращение с огнем может привести к пожару. Забудешь погасить костер, подует ветер, и разнесет искры по всему лесу, лугу или даче. Огонь беспощадно сжигает на своем пути все, что ему попадается: деревья, кусты, цветы, животных, которые не успели спастись, дома, мебель, игрушки, одежду. Огонь оставляет после себя страшный след: пепел, золу, обожженные головешки.
Так что огонь может быть не только другом, но и врагом.
- А давайте и мы с вами превратимся в огоньки!
Физминутка:
“Пламя костра”
Музыка «звуки костра» Огонь только родился, он ещё слабый и не уверенный дети садятся на корточки, голову на колени, руки вдоль туловища.
Огонь набирает силу, растёт. Медленно поднимаемся, руки двигаются из стороны в сторону, поднимаются над головой.
Его языки колышутся из стороны в сторону, начиная свой огненный танец Произвольные движения руками.
Языки пламени поднимаются то выше, то опускаются ниже, то начинают стелиться по земле.
- Понравилось вам быть огоньками?
-Скажите, ребята, а кто же помогает бороться с огнем?
Верно, это пожарные (сл.25).
Доклад ребенка.
Профессия « пожарный».
С огнём бороться мы должны,
Мы смелые работники.
С водою мы напарники.
Мы очень людям всем нужны,
Так кто же мы?
Дети: Пожарные
А сейчас я загадаю вам еще одну загадку:
Рыжий зверь на всех сердит.
Он со злости ест дрова,
Может, час, а может, два.
Ты рукой его не тронь,
Искусает он ладонь.
Дети: Это огонь.
Бороться с огнем и пожаром помогают люди особой профессии – пожарные. Они вступают в бой с огнем, который вырвался из рук неосторожных людей. Пожарные гасят огонь водой или специальной пеной(сл.26). Пожарные спасают из огня людей и ценные вещи.
Пожарный одет в брезентовый костюм, он не промокает и не горит в огне.
Каска защищает голову от ударов, если на пожарного что-нибудь упадет. Когда случается пожар – это очень опасно. Поэтому, необходимо соблюдать все правила пожарной безопасности. Ведь тушить пожар нелегко.
Пожарный должен быть смелым, отважным, храбрым, умным. Ленивых, трусливых, слабых в пожарные не берут.
Для того чтобы быть пожарным необходимо много знать и уметь.
Ребята, давайте вместе подумаем, что же может стать причиной пожара?
-неисправные электроприборы и электрические провода;
-детские шалости со спичками, свечами;
-не выключенный из розетки утюг;
-неосторожное обращение с новогодними бенгальскими огнями.
-оставленная без присмотра электроплита.
Ребята, что нужно делать, если вдруг по неосторожности возник пожар?
-Если дома есть взрослые, надо скорее бежать к ним за помощью;
-Если взрослых дома не оказалось, то нужно звонить по номеру телефона 01 и вызвать бригаду пожарных, еще нужно сообщить по телефону город, адрес, фамилию, и что горит. Запомнить этот номер вам поможет четверостишие.
Если вьется пламя, дым валит столбом,
«Ноль-один» мы наберем, и пожарных позовем.
-самостоятельно тушить огонь не пытайтесь, это опасно.
Ребята, а какие правила поведения при пожаре нужно соблюдать?
-Никогда не распахивайте настежь окна и двери в квартиру, где возник пожар;
-Не тушите водой включенные в сеть электроприборы;
-Чтобы дым не попал вам в легкие, обмотайте лицо мокрым полотенцем и передвигайтесь, пригнувшись, т.к. внизу ядовитого дыма меньше.
-Главное -побыстрее покиньте горящую квартиру.
Обыгрывание ситуации :
«У нас пожар».
Ребята, я предлагаю вам обыграть ситуацию возникновения пожара. Мы с вами разделимся на две команды: одна команда у нас будет принимать звонки, это команда «пожарных», а другая команда будет из числа пострадавших (тех, у кого случился пожар). Дети обыгрывают ситуацию.
Я предлагаю вам поиграть еще в одну игру:
«Четвертый лишний»
Выберите пожалуйста предметы, которые могут стать причиной возникновения пожара (спички, игрушка, мячик, ножницы), (зажигалка, свеча, бенгальские огни, матрешка). Варианты выбора предметов могут быть разными.
Да, ребята, неосторожное обращение с огнем может привести к пожару и он может сильно навредить человеку. И все-таки пользы от огня в тысячи раз больше, чем вреда (сл.27). Люди сами открыли огонь, сами научились добывать его и использовать, сами научились им управлять! Сами сделали его мастером на все руки. И огонь стал для нас другом и помощником (сл.28).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия на тему: "Огонь-друг, Огонь-враг".
Конспект занятия на тему: «Огонь-друг, огонь-враг». Программное содержание:Показать детям значение...
Конспект открытого занятия на тему: «Огонь друг – огонь враг»
1. Учить детей рассказывать о том, какую пользу приносит огонь и как человек научился управлять огнём. 2. Закреплять знания детей о том, к чему может привести неосторожное обращение с...
Тема: ЗООПАРК (обобщающее занятие по темам: домашние и дикие животные, животные жарких стран).
Представлен конспект занятия в средней группе по развитию связной речи. Данное занятие знакомит с методами и формами работы с детьми с ОВЗ....
Интегрированное занятие на тему: «Огонь друг-огонь враг». (в средней группе)
Закрепить знания детей о пожарной безопасности в развлекательно- игровой форме....
Конспект занятия на тему: «Огонь-друг, огонь-враг».
Программное содержание:Показать детям значение огня в жизни человека: дать знания о необходимости безопасного обращения с огнем; развивать чувство ответственности за свои поступки; воспитывать у детей...
Конспект занятия по развитию связной речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности (обобщающее занятие по темам "Фрукты", "Овощи")
Обобщающее занятие по темам "Фрукты", "Овощи"...
Конспект занятия на тему "Огонь добрый, огонь злой".
Конспект занятия на тему "Огонь добрый, огонь злой"....