Русские традиции и обычаи. Свободная деятельность.
материал по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Религиозная мифология древних славян (Леший, Баба Яга и т.д.). Гадания, игры. Черновик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkie_tradicii_i_obychai.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
Тематическая неделя «Русские традиции и обычаи». Деятельность детей в свободное от занятий время.
Мифология древних славян (пантеон).
Формируем интерес к теме приёмом внесения (до прихода детей) детских национальных костюмов. Воспитатель в русском национальном костюме.
Вопросы от детей: «почему всё это здесь, что мы будем делать»?
Воспитатель: Я хотела предложить вам погадать, как это делали в старину. Сейчас особенное время в году, когда можно гадать. Вы хотите погадать? Хорошо было бы и вам одеться, как в старину. (Дети одеваются).
Выбираются гадалки, организуются «станции» гадания:
- В большую чашу насыпана пшеница, в пшеницу закопаны символические предметы: кольцо – выход замуж, сахар - сладкая жизнь, луковица – к слезам, бусы – богатая жизнь. Развитие тактильных ощущений.
- Девочки поочередно бросают сапог через спину в раздевалке и по направлению носка упавшего сапожка узнают ту сторону, в какую выйдут замуж. Ориентировка в пространстве – называние сторон.
- Берут несколько луковиц и помечают каждую из них. Эти луковицы сажают в землю: чья раньше даст росток, та девушка и выйдет замуж вперед других. Посадка лука.
- Налить в таз воды. По краям таза прикрепить полоски бумаги, на которых написаны события, например, поездка, получение подарка, новая встреча и т.д. Ребёнок изготавливает из бумаги кораблик/пароход и запускает его. К какому «порту» причалит кораблик, того события и ждать. Можно таз вращать для непредсказуемости. Оригами.
- Вниз «лицом» лежат «карты» - условные обозначения событий. Разрешено перевернуть три и узнать события, которые произойдут. Учить понимать условные обозначения.
- Можно продолжить на участке. Окликать пап, идущих в д/с за своим ребёнком, и спрашивать его имя. Именно так будут звать суженого той девочки, чья очередь. Учить обращаться к взрослым с просьбой.
- Пересчитать частокол – если чёт, то замуж идти. Понятие о четных и нечётных числах.
- Девочка считает планки а заборе: «Богатый, бедный, вдовец, холостец». Последняя планка и определяет социальное положение будущего жениха.
Вам понравилось гадать? … Да, это любимая зимняя забава, особенно у девушек. Я нашла несколько картин на эту тему (показывает): http:// www.ma-zaika.ru/post147327108. (Знакомство с живописью). Гадая, мы узнаём о событиях, которые с нами произойдут. Узнать об этих событиях нам помогают разные духи. У наших предков было множество божеств или духов, в которых они верили. Каких духов вы знаете? … Хотите подсказку?
У воспитателя в руках стопка карточек (согнутые, наподобие открыток, чтоб стояли на боку), на которых написаны имена духов. Воспитатель по очереди показывает карточки, дети читают и вместе составляют описание духов.
Банник. Это слово непонятное, но где-то я его уже слышала. Воспитатель что-то вспоминает, что-то ищет и находит план под названием «Здесь живёт Банник» (план детского сада), либо записку «Как найти Банника» (словесная инструкция по ориентировке в пространстве). Дети идут, как показано/сказано в документе и попадают в сауну в бассейне. (Ориентировка в пространстве). Дети догадываются, что банник – это хозяин бани, бывает добрым и злым. Надо задабривать. Воспитатель достаёт подарок для божества или духа – требу (что-то съедобное, он любит ржаной хлеб с солью). Придумывают обращение к баннику (Банник, Банник, ты не проказник, ешь, сколько хошь, нас не тревожь. / Банник, банник, прими наш подарок. Сохраняй тепло, но чтоб не обожгло.) Возвращаются в группу.
Продолжают обсуждение божеств. Домовой. Чёрт. Кикимора (шишимора). Русалка. Водяной. Леший. Баба Яга. Анчутка (помесь чёрта и утки). Чудо-юдо. Лихо одноглазое. Морозко. Семаргл (священная крылатая собака, охраняющая семена и посевы). Жар-птица. Девушки-лебеди. Птицы с женским лицом: Гамаюн (вещая), Феникс (возрождается из пепла), Сирин (песнь радости), Алконост (песнь печали). Конёк-горбунок. Сивка-бурка. Чур (божество границы, «чур, моё!», «чур, пополам!», «чур, вместе!»). Род (весь мир, вспомнить, что в м/ф «Князь Владимир» Род изображён могучим дубом).
К концу обсуждения воспитатель как будто всё меньше понимает, о чём говорят дети, и просит их нарисовать этих божеств, подписать (используя карточки, их отбирают сами, ещё раз читая; можно и карточки приклеить, подписать только повторяющиеся). Рисунки развешиваются по всей группе. Воспитатель объясняет, что наши предки так себе и представляли, будто они живут вместе с духами (божествами) и постоянно окружены их заботой/проказами.
Перед сном можно провести игру «Дрёма»: дети раздеты ко сну, становятся в хоровод, в центр хоровода выходит ведущий и «дремлет». Дети поют:
Сидит Дрёма, сидит Дрёма,
Сидит Дрёма, сама дремлет -
Полно, Дрёма, полно, Дрёма,
Полно, Дрёмушка, дремати –
Ведущий «просыпается».
Иди, Дрёма, хороводом,
Бери, Дрёма, кого надо -
Выбирает одну из участниц хоровода и выводит ее в круг, сам уходит в спальню.
На прогулке можно провести игру «Два мороза»:
На противоположных сторонах площадки отмечаются два города. Играющие, разделившись на две группы, располагаются в них. В середине площадки помещаются братья Морозы – Красный нос и Синий нос. Они обращаются к играющим со словами:
Мы – два брата молодые,
Два мороза удалые:
Я - Мороз – Красный нос,
Я - Мороз – Синий нос,
Кто из вас решится
В путь-дороженьку пуститься?
Ребята хором отвечают:
Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз! –
и начинают перебегать из одного города в другой. Морозы их ловят. Тот, кого им удастся запятнать, считается замороженным. Он остаётся на том месте, где был пойман, и должен с распростёртыми руками преграждать путь играющим при следующих перебежках. Когда «замороженных» окажется так много, что пробегать станет трудно, игра прекращается.
Игра-гадание «Богомолье».
На листе ватмана нарисовать ствол дерева и по 6 сучьев с каждой стороны (в старину использовали настоящую ветку). Играющие пользуются фишками (в старину использовали крючки, которые вешали на сучья). Для определения количества ходов используем 2 спичечных коробка, одна сторона которых белая, другая чёрная (в старину использовали полполена). Если выпадают 2 белых стороны – 2 хода, чёрная и белая (кора полена и сердцевина) – 1 ход, 2 чёрных стороны – пропусти ход.
Суть игры в том, чтобы первым по сучкам дойти до верха и спуститься обратно. Поднимаясь вверх, нескольким участникам можно останавливаться на одном сучке. Опускаясь вниз, действует правило: один участник на одном сучке. Если выпадает поставить фишку на занятый сучок, то необходимо передвинуть фишку предыдущего участника на один ход вниз.
Каждый сучок называется особо:
1. Словенск – стольный град. Излишнюю тягу к обыденности показует.
2. Болота топучие – топтание на месте и рутину дел показует, кою и сам избежать не желаешь.
3. Грязи черные – сквернословие о других и тебя самого оболгание показует.
4. Леса дремучие - пустопорожние домыслы и ложные речения показует.
5. Горы толкучие - сонливое житие или ж пития хмельного пристрастие показует.
6. Пещеры каленые - неудержную страсть ко игре показует, во всем и порой нечестную к тому же.
7. Моря глубокие - погружение в чужие заботы, своим в ущерб, показует, а також нежелание дело вершить, авось само сбудется.
8. Нивы Велесовы - урожай собрать надобно за срок мал. Чреву работание показует, а також заумствия, заместо мудрости.
9. Поля Перуновы - битву выдержать с воинами знатнымию Гневливость и бранчливость показует, и бахвальство пустое силою.
10. Печи Даждьбоговы – огонь вытерпеть, немилосердно палящий. Распаление страстей любовных чрезмерное и тем излишнее показует.
11. Река огненна - гордыню собственным боголюбием и чванство святостию показует, а оно все от того ложно.
12. Ирий-град - цели достижение неминучее показует.
2 – 7 – нелюдские владения, 8 – 10 – пределы богов.
Подножие же деревца, где лежат фишки перед игрой, называется «Мать Сыра Земля». Отсюда начинают, сюда и воротиться спешат. Из мира людей, игроки, ровно бы на богомолье, выбираются в Божий мир. Незатейливая игра, а образное значенье её – путь ко святыне, чрез преграды многие.
Верите ли, нет ли, но сия игра на деле показует каково душевное положенье игроков, кто днесь чист духом и божественного стремится, а кто отягощён чем и дух его смятен, что таковому препятствует до божьего стремиться. Где кто застревает надолго на каких препятствиях, в болотах ли топучих или в лесах дремучих, в том и смятение духа своего зри.
Всё то, когда вверх идёшь, показывает препятствия, что есть ныне, а когда вниз идёшь – те препятствия, что могут стать.
Рекомендую ссылку: www.nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/konspekt-vechera-razvlecheniya-v-podgotovitelnoy-k-shkole-gruppe
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по развитию речи дошкольников посредством фольклора и русских традиций в разных видах деятельности
В работе используются все виды фольклора: потешки, скороговорки, заклички, пестушки, песенки, хороводные игры, сказки и т.д....
Консультация на тему: "Пестушки. Русские традиции и обычаи"
Слово «пестушки» произошло от слова «пестовать», то есть нянчить, растить....
Педагогический проект «Приобщение детей к национальной культуре посредством фольклора и русских традиций в разных видах деятельности»
Знакомство детей первой младшей группы с национальной культурой....
Русские традиции и обычаи
Знакомство детей со старинной русской жизнью....
Консультация для родителей: "Роль родителей в возрождении русских традиций и обычаев".
Консультация для родителей«Роль родителей в возрождении русских традиций и обычаев» «Во все времена у всех народов основной целью воспитания является забота о сохранении, укрепл...
Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим "Русские традиции и обычаи" в младшей группе детского сада.
Хочу поделиться с конспектом ООД по ознакомлению с окружающим "Русские традиции и обычаи"...
Консультация для родителей Русские традиции и обычаи - роль в жизни детей.
Сегодня, мы на многое начинаем смотреть по – иному, многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относится и к прошлому нашего народа. С уверенностью можно сказать, что большинство люде...