Проект "Тайны птичьего мира" в рамках городского творческого конкурса "Внедрение ИКТ в практику работы учителей-логопедов ДОУ"
проект по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proek_tayny_ptichego_mira.docx | 300.34 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «ТАЙНЫ ПТИЧЬЕГО МИРА»
«Так и живут бок о бок птицы и люди, часто не обращая внимания друг на друга, иногда ссорясь, иногда радуясь друг другу как члены одной большой семьи. Кто из них кому больше нужен – человек птицам или птицы человеку?.. Но выживет ли человек, если на Земле не останется птиц?» |
АКТУАЛЬНОСТЬ
Идея приобщения человека к природе, к её познаванию имеет глубокие корни в педагогической науке. Выдающиеся мыслители и педагоги прошлого, такие как Ж.Ж. Руссо, Я.А. Каменский видели в природе могучий источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
Взаимоотношение человека с природой и её обитателями – актуальный вопрос современности. Оно осуществимо при наличии в каждом ребенке достаточного уровня экологической культуры, экологического сознания, формирование которых начинается с раннего детства и продолжается всю жизнь.
Современная концепция дошкольного воспитания (1989г.) показывает важность приобщения детей к природе с раннего возраста, считая её миром человеческих ценностей. Среди них познавательные ценности: ребёнок начинает чувствовать себя первооткрывателем, испытывает радость экспериментирования с объектом природы, открывает новое в знакомом и знакомое в новом, вычленяет простейшие закономерности, осознает их непреложный характер.
Стратегия реализации проектной идеи.
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста начал экологической культуры личности через развитие интереса к птицам.
Задачи:
- Познакомить детей с жизнью перелетных и оседлых птиц.
- Систематизировать знания о жизненных проявлениях птиц (питание, рост, развитие, размножение).
- Формировать представления о влиянии состояния окружающей среды на птиц.
- Учить правильному поведению в природной среде.
- Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности и желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.
- Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия.
- Повысить уровень экологической культуры личности родителей.
Ожидаемые результаты.
У детей сформируются:
- Знания о жизни перелетных и оседлых птиц.
- Представления о влиянии состоянии окружающей среды на птиц.
- Знания
- Сознание важности природоохранных мероприятий.
- Навыки правильного поведения в природной среде.
- Эстетическое отношение к окружающей действительности.
- Чувство милосердия и гуманного отношения к живой природе.
- Желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в изобразительной деятельности.
У родителей:
- Повысится интерес к совместной деятельности по охране и защите птиц нашей местности.
- Гармонизируются детско-педагогические отношения.
- Повысится уровень экологической культуры личности.
- Расширятся знания о птицах.
ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Этапы | Задачи | Мероприятия | Сроки | Ответствен-ные |
Подготовительный этап | Повышение собственной профессиональной компетентности. | 1.Изучение методической литературы: – Программа «От рождения до школы» Н.Е. Вераксы и др., «Наш дом-природа» Н.А.Рыжова. | сентябрь | Воспитатели, логопед |
2.Анализ программных задач раздела «Ознакомление детей с животным миром». | сентябрь | Воспитатели, логопед | ||
4.Подбор диагностического инструментария (методика Емельяновой) | сентябрь | Воспитатели, логопед | ||
5.Диагностирование детей по вопросам экологического воспитания. | сентябрь | Воспитатели, логопед | ||
Педагогическое просвещение родителей. | 1.Разработка анкет для родителей. | сентябрь | Воспитатели | |
2.Анкетирование родителей, анализ полученных результатов. | октябрь | Воспитатели | ||
3.Оформление экологической рубрики «Это интересно» в информационном уголке приемной комнаты. | сентябрь-октябрь | Воспитатели | ||
Деятельный этап | Осуществление мероприятий по выполнению проекта. | 1.Проведение занятий познавательного цикла. | в течение года | Воспитатели, логопед |
2.Экскурсии и прогулки в лесопарковую зону . | в течение года | Воспитатели | ||
3.Художественно-творческая деятельность. | в течение года | Воспитатели | ||
4.Чтение художественной литературы, энциклопедий. | в течение года | Воспитатели, логопед | ||
5.Ведение календаря наблюдений за птицами. | в течение года | Воспитатели | ||
6..Рассматривание иллюстраций в книгах, открытках, фотоальбомах. | в течение года | Воспитатели, логопед | ||
7.Подвижные игры. | в течение года | Воспитатели, инструктор по физ.культуре, логопед | ||
8.Дидактические игры экологического характера. | в течение года | Воспитатели, логопед | ||
9.Слушание птичьих голосов в записи. | в течение года | Воспитатели, логопед | ||
10.Просмотр видеороликов, мультфильмов о птицах. | в течение года | Воспитатели, логопед, | ||
11.Вечера развлечений. | в течение года | Воспитатели, | ||
Деятельный этап | Организация и привлечение родителей к совместной деятельности и обучению. | 1. Родительское собрание «Земля – наш общий дом». | сентябрь | Воспитатели |
2. Творческие работы на выставки детских рисунков, поделок. | сентябрь | Воспитатели | ||
3.Деловая игра «Знатоки природы». | в течение года | Воспитатели, родители, логопед | ||
4.Викторина «что мы знаем о птицах?». | апрель | Воспитатели, логопед | ||
5.Создание книжек-самоделок «Сказки о птицах» | январь | Воспитатели, родители | ||
Организация предметно-развивающей среды в игровой комнате. | 6.Экскурсия в краеведческий музей. | март | Родители | |
7.Природоохранные акции «Кормушки», «Елочка – зеленая иголочка», «Спасем наш мир земной!». | в течение года | Родители | ||
Изготовление и приобретение дидактических игр, атрибутов, пособий. | в течение года | Родители | ||
Заключительный этап | Оценка эффективности реализации проекта. | 1.Повторная диагностика детей и опрос родителей. | апрель-май | Воспитатели, логопед |
2. Проведение открытого занятия «Земля – наш общий дом». | апрель | Воспитатели, логопед | ||
Обобщение результатов работы по проектной деятельности и их анализ. | 3.Обобщение опыта работы по проблеме «Берегите птиц». | май | Воспитатели | |
4.Оформление альбома детских работ «Вот какие птицы». | в течение года | Воспитатели, родители | ||
5.Выставка детских работ из природного материала и пластилина. | май | Воспитатели, родители | ||
6.Встреча с родителями «Круглый стол» по итогам работы в рамках данного проекта | апрель | Воспитатели, логопед, родители |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
- Программа « От рождения до школы» Н.Е. Вераксы; «Наш дом-природа» Рыжова Н.А., Москва 2005
- «Развитие элементарных естественно-научных представлений и экологи-ческой культуры детей» Зебзеева В.А., Москва-2009.
- «Я познаю мир» под ред. Хинн О.Г. Москва-1999.
- «Ознакомление с окружающим миром», Йошкар-Ола-1996.
- «Мир природы и ребенка» Саморукова, Манецева, Санкт-Петербург-2003.
- «Экологическое образование в детском саду» Рыжова Н.А.,Москва-2001.
- «Прогулка в природу» Шишкина, Дедулевич, Москва-2003.
- «Тропинка в природу» Смирнова, Баранова, Валуева, Москва-2001.
- «Экологические занятия с детьми 6-7 лет» Бондаренко Т.М., Воронеж-2009.
- «Конспекты интегрированных занятий в подготовительной группе детского сада» Аджи А.В., Воронеж»-2008.
- «Игровые экологические занятия с детьми» Молодова Л.П., Минск-1996.
- «Животный мир Чувашии» И.М.Олигер, Л.Г.Сысолетина, Н.А.Воронов, Чебоксары 1996.
- «Свиристель» детский экологический журнал № 4,8,9 2007.
- «За здоровьем на лесную поляну» Широкова С.,Клевцова //ж/л «Д/в» №7-2006.
- «Развитие экологических представлений дошкольников» Казарчук Г.Н.//ж/л «Д/педагогика» №1-2009.
- «Посвящение в юные экологи» Тимербаева С.А.//ж/л «Воспитатель ДОУ» №6-2009.
- « Слет юных экологов» Ромакова О.Г.// ж/л «Воспитатель ДОУ» №5-2009.
- «Новые подходы к обновлению содержания дошкольного образования в Чувашской республике» Кузьмина Р.Б., Капустина М.А., Чебоксары 1998.
- Интернет ресурсы: http://ru.wikipedia.org/
Приложение № 1
Консультация для родителей
«Зимующие птицы»
Родителям рекомендуется:
- пойти вместе с ребёнком на прогулку в парк или на улицу, чтобы понаблюдать за птицами, показать ребёнку зимующих птиц: снегиря, синицу, голубя, воробья, ворону, галку, сороку, дятла, клеста. При этом следует обратить внимание ребёнка на окраску птиц, объяснить, что эти птицы не улетают на зиму, а остаются зимовать
- рассмотреть с ребенком иллюстрации зимующих птиц, назвать их;
- обратить внимание на характерные внешние признаки (окраска перьев, величина, клюв, хвост);
- рассказать где они живут, чем питаются, почему называются зимующими;
- во время совместной прогулки в парке или на улице рассмотреть увиденных зимующих птиц;
- провести беседу с ребенком о бережном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой;
- изготовить совместно с ребенком кормушку и повесить на улице, понаблюдать, какие птицы прилетают к кормушке. Желательно покормить птиц вместе с ребёнком.
Задайте ребенку вопросы:
- Каких зимующих птиц ты знаешь?
- Почему они называются зимующими?
- Чем птицы питаются зимой?
- Что для птицы страшнее зимой: холод или голод?
- Как можно помочь птицам?
Загадайте загадки о зимующих птицах
Плотник с острым долотом
строит дом с одним окном… (дятел).
Кто красуется на ветке
В желтой праздничной жилетке?
Это маленькая птичка,
А зовут её …(синичка)
Зимой на ветках яблоки! Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки –
Ведь это... (снегири)
Эта птица так болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья, белобока,
а зовут её …(сорока).
Озорной мальчишка в сером армячишке. (Воробей)
Эта хищница болтлива, воровата, суетлива
Стрекотунья, белобока, а зовут ее … (сорока)
Сыграйте с ребенком в следующие игры:
- «Один – много» (образование множественного числа)
Взрослый говорит: «Синица», ребенок отвечает: «Синицы» (ворона – вороны, галка – галки и т.д.)
- «Кто как голос подает» (образование новых слов от звукоподражания)
Взрослый говорит: «Воробей подает голос: «Чик-чирик», значит он чирикает». А ворона: «Кар», значит она..., ребенок отвечает: «Каркает» (сорока – трещит, синица – цвикает, голубь – воркует и т.д.)
- «Назови ласково» (образование новых слов при помощи суффиксов)
Взрослый говорит: «Голубь», ребенок отвечает: «Голубок» (воробей – воробушек, галка – галочка, голова – головушка, крыло – крылышко, нога – ноженька и т.д.)
- «Сосчитай-ка» (согласование числительных и существительных)
Взрослый начинает счет: «Один голубь», ребенок продолжает:
«Два голубя, три голубя, четыре голубя, пять голубей и т.д.)
- «Четвертый лишний» (на классификацию)
Взрослый называет три зимующих птицы и одну перелетную, ребенок должен определить какая птица лишняя.
«Ворона, ласточка, сорока, голубь»;
«Снегирь, кукушка, галка, сорока»;
«Жаворонок, ворона, синица, воробей» и т.д.
- «Подбери признак» (согласование имен существительных с прилагательными)
Взрослый спрашивает: Синица (какая?) – Ребёнок отвечает:
быстрая, пугливая, ловкая, желтогрудая...
Голубь (какой?) - сизый, неуклюжий, важный ...
Снегирь (какой?) - нарядный, красногрудый, медлительный…
- «Кто как голос подает»
Ворона – каркает, воробей -…
8. «Угадай птицу по описанию».
Я сегодня видел на улице птицу: маленькая, грудка розовая, сидит на ветке как яблочко. Кто это? (Снегирь)
- “Вороны и воробьи”.
Дети имитируют движения той птицы, которую назовёт воспитатель. “Вороны” - важно расхаживают по дороге, гордо выступают то правым, то левым плечом вперёд, “воробьи” - резво прыгают по дорожке
- "Чей, чья, чьё, чьи?" на образование притяжательных прилагательных.
Девочка Танюшка подвесила кормушку на дерево. Когда птицы от
кормушки улетели, девочка Таня нашла на кормушке разные перышки.
Помоги Тане разобраться, чьи перышки были на кормушке.
Закончи предложения.
Перья вороны (чьи?)..., перья воробья (чьи?)..., перья снегиря (чьи?)...,перья голубя (чьи?)...
Выполните с ребенком следующие упражнения:
- Составьте описательные загадки о зимующих птицах
Взрослый описывает любую зимующую птицу, чтобы ребенок мог догадаться. Следующую птицу описывает ребенок. Чтобы ребенку легче было справиться с заданием, покажите ему картинку с изображением птицы.
Эта птица маленькая. У неё короткие крылышки, короткие ножки, спинка коричневая, на крыльях есть белые и черные полоски. Целый день прыгает и чирикает… (воробей)
- Учить подбирать однокоренные слова.
Корм, кормить, кормушка, накормленный, кормление (птиц).
- Связная речь. Пересказ с опорой на вопросы. Послушай рассказ и ответь на вопросы полным предложением.
Была зима. Стояли сильные морозы. Дети в парке на снегу нашли замершего воробышка. Он лежал и не двигался. Дети отогрели воробышка в руках, а потом положили его в теплую варежку и понесли домой. Дома воробышек согрелся и стал летать по комнате. Дети кормили воробышка хлебными крошками, семечками. Когда кончились сильные морозы, дети выпустили воробышка на волю и подвесили в парке кормушку с кормом, чтобы помочь птицам пережить холодную зиму
Вопросы:
Какое было время года?
Кого нашли дети на снегу в парке?
Какой был воробышек?
Что сделали дети, чтобы замерзший воробышек не погиб?
Когда дети выпустили воробья на волю?
Что подвесили дети зимой в парке? Зачем?
- Пересказ без опоры на вопросы.
Кормушка.
Увидели дети зимой у школы птиц. Кинули им крошки хлеба. Птицы сначала боялись, а потом склевали весь хлеб. На следующий день птицы опять прилетели. Дети взяли ящик, повесили на сук и насыпали зерен. Вышла кормушка. Дети кормили птичек до весны.
- Составьте сравнительный рассказ о снегире и синице.
Взрослый говорит: «Как называются эти птицы?»
Ребенок отвечает: «Эта птица называется снегирь, а эта – синица»
Какие они по размеру? (Синица маленькая, а снегирь чуть больше)
Какой у них клюв? (У синицы маленький острый клюв, а у снегиря - короткий толстый)
Какого цвета оперение?
Какие лапки?
Чем они питаются?
Выучите стихотворения
Снегирь
Побелело за окошком:
Все в снегу. Какая ширь!
Как румяная матрешка –
На крыльце живой снегирь.
Снегиря в окно увидишь:
Здравствуй милый зимний гость!
На крыльцо скорее выйди,
Брось им спелых зерен горсть. А.Барто
***
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна -
И не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их - не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. А.Барто
***
Воробей
Чуть живой,
Не чирикает даже.
Замерзает совсем воробей.
Как заметит подводу с поклажей,
Из-под крыши бросается к ней,
И дрожит он над зернышком, бедный,
И летит к чердаку своему.
А гляди, не становится вредным
Оттого, что так трудно ему…
Н. Рубцов
Ворона
Вот ворона сидит на заборе.
Все амбары давно на запоре.
Все обозы прошли, все подводы,
Наступила пора непогоды.
Суетится она на заборе.
Горе ей. Настоящее горе!
Ведь не зернышка нет у вороны.
И от холода нет обороны.
Н. Рубцов
Синица
Скачет шустрая синица,
Ей на месте не сидится.
Прыг-скок, прыг-скок,
Завертелась как волчок.
Вот присела на минутку,
Почесала клювом грудку
И с дорожки на плетень,
Тири-тири, тень-тень-тень. А.Барто
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ПОКОРМИТЕ ПТИЦ ЗИМОЙ»
Наши дети уже знают, что многие птицы с приходом осени улетают в теплые края. Но не лишним будет еще раз об этом вспомнить.
Почему одни птицы улетают,
а другие остаются зимовать с нами?
Не спешите отвечать за ребенка, дайте ему возможность немного порассуждать, помогите наводящими вопросами.
Где живут утки и гуси? Правильно, у речек и прудов. Река для них - и дом, и столовая. А что происходит с реками зимой? Верно, они замерзают. Значит, нужно водоплавающим птицам искать себе другой дом.
А что летом кушают ласточки, чем кормят своих птенцов? Летающими насекомыми. А зимой насекомые летают? Нет, они прячутся от холода до весны. Выходит, что зимой многим птицам нечего есть, вот и ищут они себе дом в других местах, теплых и сытных.
Почему же тогда не улетают воробьи и синички, вороны и галки, сойки и дятлы? Просто все они могут зимой отыскать для себя пропитание: семена и плоды растений и даже насекомых с их личинками под корой деревьев. А если перебраться поближе к людям, можно поживиться остатками пищи, которые обязательно найдутся поблизости от жилья.
Поговорите с ребенком о тех птицах, которые остались зимовать. А еще лучше постарайтесь их увидеть и за ними понаблюдать. Прежде всего, это вездесущие воробьи.
Воробьиные стайки можно увидеть на облетевших кустах и деревьях практически всегда. Разучите стишок:
За что люблю я воробья?
За то, что он такой, как я:
Когда приходят холода,
Не улетает никуда. (В. Левин)
Бойкие синички - тоже нередкие гости. Питаются они, в основном, насекомыми, которых вытаскивают из щелей в древесной коре. Посмотрите, как снуют синички вверх и вниз по стволам в поисках насекомых.
Понаблюдайте с ребенком за воронами и сороками. Эти птицы всеядны: и насекомых едят, и зерно, и всевозможные пищевые отходы.
Птичкам-невеличкам, которые остались зимовать вместе с нами, приходится не сладко. Все-таки добраться до корма непросто - он часто бывает, скрыт подо льдом и снегом. А зимой очень холодно, и птичке нужно больше еды, чем летом.
Наши дети уже знают о том, знает о той большой пользе, которую приносят птицы. Если они «подзабыли», расскажите им, как синички и другие маленькие пичужки спасают деревья от вредных насекомых. Чем больше птиц в лесу или в саду, тем целее деревья.
Объясните ребенку, что зимой птицы погибают не от холода, а от голода. Ведь сытая птичка не замерзнет даже в самый сильный мороз. И если вы вместе с ребенком смастерите и повесите в парке, на опушке леса или возле дома кормушку, то вы не только сможете понаблюдать за птицами, но и сделаете доброе и нужное дело.
Если папа согласится помочь, можно соорудить кормушку по всем правилам. Для этого понадобится небольшая дощечка или фанерка, к которой нужно приделать низенькие бортики. Ее за четыре угла можно подвесить на ветке, а еще лучше - укрепить на деревянной "ножке", вбитой в землю. Тогда кормушка не будет раскачиваться от ветра. Не помешает и деревянная крыша.
Если кормушка висит в парке, и вы с ребенком не можете наведываться туда часто, удобно сделать "автоматическую" кормушку. Для этого наполните кормом бутылку, переверните ее горлышком вниз и закрепите над столиком на расстоянии нескольких миллиметров. По мере того, как птицы будут съедать корм, из бутылки будет высыпаться новый. Чтобы бутылка не пугала птиц, предварительно обмажьте ее клеем ПВА, обваляйте в песке и высушите. Вот теперь она выглядит более "природно" и естественно.
Если же сделать деревянную кормушку не получается, конструкцию можно значительно упростить. Например, прорезав большое окошко в пластиковой бутылке или картонном пакете из-под молока.
Чем же угостить птиц?
Лучшее лакомство - подсолнечные и тыквенные семечки.
Можно насыпать крошки белого хлеба. Такое угощение понравится любым птичкам.
Всевозможные крупы (пшено, овес, просо и др.) привлекут, скорее всего, только воробьев.
Снегири любят ягоды рябины и бузины.
Синичек можно побаловать кусочками несоленого сала или мяса. Только не кладите сало прямо на столик - утащат вороны. Подвесьте его на ниточках или проволочках к веткам деревьев. Так вороне схватить сало трудно, а синичка поклюет, уцепившись за кусочек лапками.
Кого можно встретить у кормушки? Если она висит во дворе возле дома, то основными вашими гостями будут воробьи и синички. В лесную столовую могут пожаловать не только всевозможные синицы, но и дятел, и поползень.
Птицы очень быстро привыкают к кормушке и наведываются туда постоянно. Если вы каждый день гуляете с ребенком примерно в одно и то же время, попробуйте провести такой эксперимент. Каждый день в определенные часы насыпайте в кормушку корм. И очень скоро вы заметите, что птицы знают время обеда и собираются у кормушки "вовремя", ожидая лакомства. Иногда прилетает сразу вся стайка, а бывает, несколько воробьев-разведчиков. Ребенку наверняка понравится возможность понаблюдать за пернатыми и их повадками во время обеда. Привыкнув к людям, птички будут подпускать вас достаточно близко. Только вести себя нужно очень-очень тихо.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Как сделать кормушки для птиц»
При создании кормушек любых конструкций важно помнить главные правила:
1. У кормушки обязательно должна быть крыша, иначе корм может быть засыпан снегом или залит дождем и стать непригодным для птиц.
2. Отверстие в кормушке должно быть настолько широким, чтобы птица могла спокойно проникнуть внутрь кормушки и покинуть ее.
Построить простейшую кормушку можно из любого подручного материала. Она может быть деревянной, пластиковой, металлической и т.д. В дело можно пустить и пустые пластиковые бутылки или коробки, пакеты из под сока или молока, прорезав в них отверстия. Здесь предлагаются несколько схем самых простых кормушек, которые можно быстро и легко изготовить в домашних условиях.
Кормушка из двух пластиковых коробок от лапши быстрого приготовления, соединенных кусочками фанеры.
Кормушка-сетка для дроздов, свиристелей и снегирей.
В нее помещают заготовленные на зиму плоды рябины.
Кормушка из пустого пакета из-под сока или молока.
В нижней части пакета прорезаются два-три отверстия. Они могут быть как круглой, так и прямоугольной формы.
Кормушка из двух пустых пластиковых бутылок разного объема.
Такая кормушка может работать автоматически. По мере того, как птицы съедают корм, он снова высыпается из бутылки. В такую кормушку можно насыпать просо, овес, пшеницу и другие сыпучие корма .
На схеме цифрами обозначены:
1 - крышка, сделанная из бутылки большего объема
2 - емкость для корма изготовляется из бутылки меньшего объема. У нее отрезается дно, чтобы легче было засыпать корм, а у горлышка делаются отверстия, из которых корм поступает в чашечку.
3 - палочка-присада для птиц
4 - корм в чашечке
5 - ремень для крепления кормушки на ветке.
Кормушка из пустой пластиковой бутылки.
У бутылки частично отрезают горловую часть, чтобы осталась небольшая крыша. В получившееся отверстие вставляют кусочек дощечки с жердочкой для птиц, а внутрь бутылки насыпают корм.
Если вы хотите построить кормушку, которая будет служить птичьей столовой не один сезон, то ее лучше всего сделать из дерева.
Чтобы продлить жизнь кормушки, ее можно покрасить краской или покрыть лаком. В России всегда было принято украшать кормушки для птиц росписью или резьбой. Используйте свою фантазию, и вы сможете превратить кормушку для птиц в настоящее произведение искусства, которое станет украшением вашего двора, сквера или приусадебного участка .
Кормушки можно развешивать на опушках лесопарков, в скверах, во дворах. Маленькую кормушку можно повесить за окном или на балконе. Если вы живете в высотном доме, не смущайтесь: известны случаи, когда синицы посещали кормушки, расположенные даже на 16-м этаже. Если вы будете постоянно заботиться о птицах, то они к вам привыкнут, и вы сможете кормить их прямо с руки.
В малолюдном месте можно устроить целый «ресторан» для птиц. Под общим большим навесом размещают основную кормушку посредине, и по краям развешивают кусочки сала, пучки ягод и бурьянов и т.д. В этом случае одновременно сможет кормиться намного больше птиц. Вообще же лучше подкармливать различные виды птиц отдельно. Если же свалить всё в одну кучу, то более осторожные и требовательные просто не будут появляться.
КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»
Родителям рекомендуется:
- познакомить ребёнка с перелетными птицами: журавлем, гусем, лебедем, уткой, ласточкой, грачом, скворцом;
- рассмотреть на иллюстрациях их внешний вид, указав отличительные черты;
- объяснить, почему они называются перелетными, рассказать, куда и когда они улетают;
- по возможности во время прогулки показать детям перелетных птиц – стаю улетающих уток, гусей и т. д.;
- рассказать, какую пользу приносят птицы: уничтожают червяков, гусениц;
- обратить внимание на то, как появляются птенцы: строятся гнезда, откладываются яйца, появляются птенцы, птенцы учатся летать.
Задание 1. Прочитать ребёнку стихотворение и обсудить его.
Осень.
Опустел скворечник, улетели птицы,
Листьям на деревьях тоже не сидится.
Целый день сегодня все летят, летят…
Видно, тоже в Африку улететь хотят.
(И. Токмакова)
Задание 2. Выучить считалку:
Начинается считалка: на дубу – скворец и галка.
Улетел домой скворец, и считалочке конец.
Задание 3. Дидактическая игра «Узнай птицу по описанию». (Взрослый описывает внешние признаки перелетной птицы, а ребёнок называет её.)
Задание 4. Дидактическая игра «Улетает – не улетает». (Взрослый называет какую-нибудь птицу, а ребёнок отвечает – улетает она на зиму или нет.)
Задание 5. Дидактическая игра «Четвертый лишний».
Лебедь, дикая утка, журавль, голубь.
Задание 6. Упражнения для пальчиков (при назывании птицы – загибать пальчики на руке).
Птичек стайка.
Пой – ка, подпевай – ка, десять птичек – стайка.
Эта птичка – соловей, эта птичка – воробей.
Эта птичка – совушка, сонная головушка.
Эта птичка – свиристель, эта птичка – коростель.
Эта птичка – скворушка, серенькое перышко.
Это – зяблик, это – стриж, это – развеселый чиж.
Ну, а это – злой орлан. Птички, птички, по домам!
(Сжать пальчики в кулачки).
(И. Токмакова)
Задание 7. Описать птиц по внешнему виду, знать строение: крылья, хвост, клюв, перья…
Задание 8. Отгадать загадку.
Всех перелетных птиц черней, чистит пашню от червей.
Черный, проворный, кричит «крак», червякам враг.
Приложение №2
Перспективный план наблюдений
по теме: «Птицы»
Наблюдение 1. «Знакомство с новой птицей».
Цель: Выявить отличительные особенности новой птицы во внешнем строении с птицей предыдущего года, найти черты сходства.
Наблюдение 2. «Условия жизни птиц».
Цель: Уточнить, что жизненно важно для птицы, какие предметы составляют условия ее обитания (клетка, жердочки, песок, корм, вода). Показать значение каждого из атрибутов: в клетке птица живет (это ее дом), на жердочках она клюет (при помощи его птица переваривает пищу). Чтобы птица была здоровой, веселой, условия, в которой она живет, должны быть хорошие: большая клетка, несколько жердочек, чистый песок и чистая вода, разнообразные корма: зерносмесь, мягкие корма (творог, яйцо, морковь), зелень (букетики трав), минеральная подкормка (уголь, мел, скорлупа).
Наблюдение 3. «Труд дежурных – забота о птице».
Цель: Показать дошкольникам, что трудом дежурных по уголку создаются все необходимые условия для птицы. Продемонстрировать последовательность трудовых действий, качественное их выполнение, осторожное поведение возле клетки.
Наблюдение 4. «Какая зелень лучше» (задание детям).
Цель: Продолжать учить детей самостоятельно наблюдать за поведением птицы: предложить выяснить, как она будет реагировать на поставленные в клетку коробки с зеленым овсом и черенками традесканции, что из зелени будет клевать, что склюет раньше.
Наблюдение 5. «Какие ноги у птицы».
Цель: Уточнить особенности строения ног птицы, их приспособительное значение: ноги тонкие, вверху покрыты перьями, внизу без перьев, покрыты чешуйками. На ногах 4 пальца, они широко расставлены – 3 вперед, один назад (у попугая 2 вперед и 2 назад), поэтому птица стоит устойчиво. На пальцах тонкие загнутые острые когти. Пальцы могут сгибаться, ими она обхватывает толстые и тонкие ветки. При помощи когтей птица легко удерживается на ветках и жердочках.
Наблюдение 6. «Есть ли у птицы шея».
Цель: Показать детям, что короткая, почти незаметная шея птицы может вытягиваться, и тогда ее хорошо видно. С помощью шеи птица легко поворачивает голову в разные стороны и все замечает.
Наблюдение 7. «Слышит ли птица».
Цель: Выяснить с детьми, как птица реагирует на звуки; сообщить, что она хорошо слышит, что уши у нее расположены по бокам головы под перьями, их не видно. Птица на звук поворачивает голову, замолкает, перестает есть, прислушивается. Неожиданных громких звуков она боится.
Наблюдение 8. «Когда птица поет» (задание детям).
Цель: Предложить самостоятельно выяснить, когда птица поет: до еды (купания) или после, в пасмурную или солнечную погоду, какие издает звуки, приятно ли ее слушать, отличаются ли ее трели от пения других птиц.
Наблюдение 9. «Как птица отдыхает и спит».
Цель: Показать детям, что птица отдыхает, сидя на жердочке, крепко обхватив ее пальцами. Засыпая, птица прячет голову под крыло, во сне крепко держится за жердочку. Засыпает она с наступлением темноты, просыпается с рассветом.
Аналогичным образом цикл наблюдений за птицами (парой волнистых попугайчиков) в подготовительной группе включает: рассматривание и уточнение особенностей внешности птиц, детальное знакомство и уточнение особенностей внешности птиц, детальное знакомство со способами передвижения по твердой основе и по воздуху, знакомство со свойствами перьев (маховых, пуховых), их расположением на теле, различным назначением (маховые – для «маха», опоры на воздухе, пуховые – для обогрева). Дошкольникам этого возраста интересно наблюдать и за механизмом взлета и посадки.
Наблюдение 10. «Наблюдение на кормушке».
Цель: Предложить рассмотреть птиц на кормушке, учить различать их по размеру, окраске оперения, издаваемым звукам. Отметить каких птиц не стало, выяснить, почему изменился состав прилетающих на кормушку птиц. Подвести к выводу, что некоторые птицы готовятся к отлету, собираются в стаи, а прилетают только те, которые остаются зимовать.
Наблюдение 11. «Как птицы летают».
Цель: Обратить внимание детей НАТО, что птицы в полете выглядят иначе, чем на земле: у них широко раскрыты крылья, хвост, шея и ноги вытянуты, птицы летают, потому машут крыльями, отталкиваясь ими от воздуха, птицы могут летать и не размахивая крыльями – планировать, в этом случае они теряют высоту и постепенно снижаются, садясь на землю, деревья, крышу дома, птица складывает крылья и хвост, чтобы они не мешали.
Наблюдение 12. «Птицы в стаи собираются».
Цель: Уточнить какие птицы улетают в теплые края и почему. Вести наблюдение за поведением птиц перед отлетом.
Наблюдение 13. «Как птицы летят на юг».
Цель: Обратить внимание на стаи птиц, как они тренируются, готовясь к перелету на дальние расстояния, Рассказать, что разные птицы летят на юг по-разному (клином, дугой).
Первыми улетают и прилетают последними ласточки и стрижи. А последними улетают и первыми прилетают грачи.
Наблюдение 14. «Забота о птицах».
Цель: Наблюдение за зимующими птицами, отметить, что прилетают они в одно и тог же время; важно не забывать оставлять корм на кормушке. Предложить быть ответственными за подготовку корма дежурным по уголку природы. Закрепить название прилетающих птиц, умение различать их по внешнему виду.
Наблюдение 15. «Какой корм едят птицы».
Цель: Предложить насыпать на кормушку разный корм: зерна, крошки хлеба, сало, семечки, арбузные семечки. После наблюдений заметить, что арбузные семечки птицы не тронули. Почему? Воспитатель после высказываний детей делает вывод, что птицам трудно расклеивать толстую шкуру семян арбуза. Как поступить в такой ситуации? Дети предлагают варианты (разбить молотком семена и др.) Обратить внимание, что птицы охотно склевали хлебные крошки, зерна, семена, а сало клевали только синицы. Дети замечают, что галки осторожнее, чем вороны, насытившись, крупные птицы делают запасы впрок, закапывают корма в снег.
Наблюдение 16. «Ищем птичьи следы».
Цель: При наблюдении установить, что на свежевыпавшем снегу остаются разные следы: от людей, животных, машин, санок, лыж, птичьи следы похожи на крестики, по ним можно узнавать, какие птицы были на участке и что они делали.
Наблюдение 17. «Как птицы передвигаются по земле» (задание детям для самостоятельного наблюдения).
Цель: Учить замечать особенности передвижения птиц по земле: ворона ходит большими шагами – у нее ноги длиннее, чем у воробья и голубя, воробей скачет на двух ножках, голубь делает частые шаги, оставляя на снегу красивую цепочку «крестиков», следы могут внезапно оборваться, это означает, что птица взлетела, оставив следы от раскрытых крыльев и хвоста.
Наблюдение 18. «Птицы весной».
Цель: Обратить внимание на оживленное поведение птиц. Наблюдать за тем, как они суетятся, щебечут, копошатся, клюют, перелетают с места на место. Предложить назвать знакомых птиц, сказать по каким признакам их узнали, отметить места, где постоянно встречаются птицы.
Наблюдение 19. «Кто как поет».
Цель: Предложить послушать звуки окружения (шелест листвы, пение птиц). Слушание пения птиц. Учить различать голоса разных птиц, наблюдать поведение птиц и объяснить в каких случаях они издают звуки, а в каких молчат. Учить вести себя спокойно во время наблюдений, различать пение синички, овсянки, соловья.
Наблюдение 20 . «Почему тихо в лесу».
Цель Продолжать наблюдать за прилетающими на кормушку птицами, отметить, что их стало меньше. Объяснить, что сейчас птицы вьют гнезда, выводят потомство. На кормушке нужно оставлять материал для устройства гнезд (кусочки ваты, меха). В лесу необходимо вести себя тихо, чтобы не пугать самочек высиживающих в гнездах яички.
Наблюдение 21. «Когда птицы бывают заметны?».
Цель: Познакомить с явлением затаивания птиц, с их маскировочной окраской: птицы хорошо видны на фоне неба, снега, когда они летят или ходят; их трудно заметить, когда они затаиваются, сидя на ветках деревьев, кустарников, особенно незаметными становятся воробьи.
Наблюдение 22. «Водопой».
Цель: Наблюдать какие птицы, в какую погоду прилетают на водопой, отметить посетителей – воробьи, галки, вороны. Они прилетают к птичьему столбу круглый год. Наблюдать как воробьи, выкармливая птенцов, берут корм с кормушки и в теплое время года.
Наблюдение 23. «Живые барометры».
Цель: Объяснить, что такое барометр. (Прибор для измерения давления. А при измерении давления меняется погода, т.е. барометр – прибор для наблюдения за изменением погоды). Птицы тоже могут предсказывать погоду. Народные приметы отражают разное поведение птиц, по которому можно судить об изменении погоды.
Ласточки: - летают низко – к дождю;
- летают высоко – к ветру (хорошей погоде);
- летают то вверх, то вниз – перед бурей).
Воробьи: - купаются в пыли – к дождю;
- сидят, напыжившись – к дождю;
- летают кучами – к ясной погоде.
Птицы поют весело – к хорошей погоде.
Приложение № 3
ВИКТОРИНА №1
■ Кого называют царем птиц? (Орла.)
■ Какая птица самая большая в мире? (Страус.)
■ Какая самая маленькая птица? (Колибри.)
■ Какая птица быстрее всех летает? (Стриж.)
■ Какая птица летает выше всех? (Орел.)
■ Какая самая маленькая птица обитает в нашей стране? (Королек.)
■ Какая птица имеет длинный хвост? (Павлин, сорока.)
■ Какая птица может летать хвостом вперед? (Колибри.)
■ Какая птица наших лесов лучше всех подражает птичьим голосам?
(Скворец.)
■ Какая птица является символом красоты, чистоты и нежности? (Лебедь.)
■ Какая птица считается хозяйкой ночного леса? (Сова.)
■ Какая птица живет в гнезде-корзинке? (Иволга.)
■ Какая желтая птичка с черным галстуком строит гнездо на песке и
гальке? (Зуек.)
■ Какие птицы ловят насекомых на лету? (Ласточка, стриж.)
■ Какие птицы хранят верность друг другу всю жизнь? (Гуси, лебеди.)
■ Какие птицы получили названия благодаря своим клювам? (Дубонос,
широконос и др.)
■ Какие птицы выводят птенцов дважды в лето? (Синицы, голуби.)
■ Гнездо какой птицы похоже на плавучий остров? (Чомги.)
■ Где строит свое гнездо пеночка? (В траве, ее гнездо похоже на шалаш.)
■ У какой птицы самый длинный язык? (У дятла.)
■ Клюв какой птицы похож на крючок? (Ястреб.)
■ Клюв какой птицы настоящий мешок? (Пеликан.)
■ Клюв какой птицы похож на сетку? (Козодоя.)
■ На какие инструменты похожи «носы» куликов? (На шило и серп
(шилонос и кроншнеп-серпонос).)
■ Почему-то эту птичку так зовут, хотя никакую репу она не ловит?
(Реполов.)
ВИКТОРИНА № 2
■ Птичий домик. (Гнездо.)
■ Массовое поселение птиц. (Рынок.)
■ Свисток для подманивания птиц и зверей. (Манок.)
■ Отверстие в скворечнике и домике волнистых попугайчиков. (Лоток.)
■ Руки птицы. (Крылья.)
■ Ноги утки. (Лапы.)
■ Лесной доктор. (Дятел.)
■ Пернатые вестники весны. (Грачи.)
■ Дитя любых пернатых. (Птенец.)
■ Рот и нос птицы. (Клюв.)
■ Кудахчущая наседка. (Курица, или клуша.)
■ Птица, парящая над океаном. (Альбатрос.)
■ Американский крупный разноцветный длиннохвостый говорящий
попугай. (Ара.)
■ Крупная ушастая ночная птица отряда сов. (Филин.)
■ Северная водоплавающая птица. (Гагара.)
■ Птичка, похожая на ласточку. (Стриж.)
■ Лесная курица из поговорки: «Глухой, как ...». (Тетерев.)
■ Пингвин — это птица? (Да.)
■ За любовь к блестящим предметам ее называют воровкой. (Сорока.)
ВИКТОРИНА № 3
■ Почему дятла называют «помощником» других птиц? (Дятел
раздалбливает кору деревьев и таким образом облегчает другим птицам
добычу пищи).
■ Какая лесная птица делает гнездо на земле? Пеночка.
■ Кто днем спит, ночью летает, прохожих пугает? Филин, сова.
■ Какие птицы годами живут в открытом море, даже спят на волнах,
качаясь, как поплавок? (Альбатросы, фрегаты, фаэтоны).
■ Почему ученые оправдали кукушку, несмотря на то, что подкидыши-
кукушата выбрасывают других птенцов из гнезда? (Кукушка —
единственная птица, которая поедает мохнатых (ядовитых и самых
птица не прикасается к этим гусеницам.)
■ Каких птиц еще Древней Греции использовали для отправки сообщений
на дальние расстояния? (Голубей. Голубиная почта существует и в наше
время).
■ Какая основная причина перелета птиц в теплые края с приходом осени?
(Только из-за отсутствия пищи. Холод не является причиной перелета.
Голодная птица замерзает, сытая — никогда.)
■ Какие птицы прилетают к нам первыми весной? (Грачи.)
■ Почему весну «открывают» грачи, а ласточки прилетают позже других
птиц? (Из-за способа питания. Грачи ищут корм в почве, а ласточки ловят
насекомых на лету. Насекомые в воздухе появляются позже,
соответственно, и ласточки прилетают позже других птиц.)
■ Почему перелетные птицы так спешат весной, а осенью не спешат?
(Птицы осенью не улетают до тех пор, пока есть пища.)
■ Какие птицы совсем не летают? (Страусы, пингвины.)
■ У каких птиц яйца высиживает самец? (У страусов.)
■ Птенец какой птицы не знает своей матери? (Птенец кукушки.)
■ Как называют большеголовую птицу чомгу, на голове которой перья
стоят торчком? (Рогатой птицей.)
■ У каких птиц есть специальные ясли? (У пингвинов.)
■ Где зимой и осенью спят вороны? (На деревьях в садах и парках,
собираясь небольшими стаями.)
■ Как называется самец вороны? (Ворона, а ворон — это совсем другая
птица, хотя они и родственники.)
■ Кто отдыхает сидя на проводах? Если она летает низко к земле — быть
дождю. (Ласточка.)
■ Как называется встреча двух петухов? (Петушиный бой.)
■ В каком часу просыпается воробей? (Позже всех птиц, но всегда в одно и
то же время в 5-6 часов утра.)
■ Как называют крупную яркую птицу отряда куриных с длинным
хвостом, которая частично одомашнена? (Фазан, павлин.)
ПТИЧЬИ КРОССВОРДЫ
Кроссворд «Птицы №1»
1.Одно из названий длиннохвостой синицы.
2.Самая распространённая у нас утка.
3.Большая белая цапля, или …
4.Одно из названий обыкновенного коршуна.
5.Птица, живущая вблизи водоёмов на не заболоченных участках. Строит гнёзда из рыбьих костей.
6.Птица, способная ходить по дну водоёма в поисках пищи.
7.Крупная птица, делающая гнёзда на старых деревьях, крышах домов.
8.Сокол. Гнездится на деревьях или земле. Основная пища – мелкие птицы.
9.Иное название городской ласточки.
10.Морская птица южного полушария.
11.Малая выпь.
12.Птица, которая «хвалит» своё болото.
13.Лесная куриная птица.
14.Домашняя птица клеточного любительского содержания.
15.Мелкая птица семейства совиных.
16.Птица, туманных горных лесов Центральной Америки. Её изображение имеется на национальной эмблеме Гватемалы.
17.Птица с названием ядовитого гриба.
18.Птица с твёрдым, прямым или изогнутым клювом. Селится на болотах и по берегам водоёмов.
19.Крупная степная птица.
20.Один из видов клестов.
Кроссворд «Птицы №2»
1.Красная утка.
2.Ночная цапля, кваква, или… Имеет на затылке три нитевидных пера.
3.Птица с белой голой бляшкой на лбу. Имеются плавательные лопасти на пальцах.
4.Самая крупная насекомоядная птица.
5.Сокол. Придерживается морских побережий лесотундры. Питается мелкими птицами, грызунами, реже зайцами.
6.Птица семейства аистообразных с длинным изогнутым клювом.
7.Птица семейства певчих воробьиных.
8.Чёрный рябчик, или …
9.Птица, делающая на зиму запасы желудей.
10.Крупная хищная птица.
11.Водоплавающая птица.
12.Самая крупная птица из ныне существующих на Земле.
13.Птица, гнездящаяся на отмелях, обычно колониями. Высматривая добычу, зависает в воздухе, трепеща крыльями.
14.Перелётная птица величиной с воробья. Прилетает рано весной.
Кроссворд «Птицы» № 3
1. Автор строк «Вороне где-то бог послал кусочек сыру»
2. По горизонтали. Передняя роговая часть головы птицы, служащая для захвата или добычи пищи. По вертикали. Единственная железа в покровах тела птицы, выделяющая жир для смазки перьев.
3. Вырост грудной кости птицы, предназначенный для прикрепления грудных летательных мышц.
4. Группа птиц, птенцы которых вылупляются голые, беспомощные, слепые.
5. Самые мелкие перья птиц, обеспечивающие сохранение тепла их организма.
6. Наружный покров птиц.
7. Нижняя, наиболее плотная часть пера птиц.
8. Хищная птица – символ герба России.
9. Крупные контурные крылья в крыле птицы.
Приложение № 4
ЗАГАДКИ О ПТИЦАХ
Он живет на крыше дома – (Аист) |
Разносчик добрых он вестей – (Аист) |
Буян-мальчишка |
(Воробей) |
В серой шубке перовой |
(Воробей) |
Птичка-невеличка |
(Воробей) |
Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! – |
(Ворона) |
Кар-кар-кар! - кричит плутовка. |
(Ворона) |
Весной прилетает птица. |
(Грач) |
Всех перелётных птиц черней, |
(Грач) |
Летом за пахарем ходит, |
(Грач) |
Красные лапки, |
(Гусь) |
Бел как снег, |
(Гусь) |
В воде купался, |
(Гусь) |
По лужку он важно бродит, |
(Гусь) |
Спит или купается, |
(Гусь) |
Щиплет, а не рак. Шипит, а не гадюка. |
(Гусь) |
Кто в беретке ярко-красной, |
(Дятел) |
Всё время стучит, |
(Дятел) |
На когтях на ствол сосновый |
(Дятел) |
По дереву стучу, |
(Дятел) |
Черный жилет, красный берет. |
(Дятел)
|
В синем небе голосок - |
(Жаворонок) |
Гнездо своё он в поле вьёт, |
(Жаворонок) |
Хочет – прямо полетит, |
(Жаворонок) |
Встали братья на ходули, |
(Журавль) |
Листья падают с осин, |
(Журавль) |
Распускает хвост павлином, |
(Индюк) |
Говорливей не найду |
(Какаду) |
Слышишь, "ку-ку" раздалось на опушке? |
(Кукушка) |
В лесу на ветке она сидит, |
(Кукушка ) |
Кто на ёлке, на суку |
(Кукушка) |
Не ворона, не синица, - |
(Кукушка) |
Квохчет, квохчет, |
(Курица) |
Съем червя, попью водицы, |
(Курица) |
Кто такой весенним днем |
(Ласточка) |
Прилетает к нам с теплом, |
(Ласточка) |
Угадайте, что за птичка |
(Ласточка) |
На скале он строит дом. |
(Орел) |
Проживает в странах жарких, |
(Павлин ) |
Пышный хвостик этой птицы |
(Павлин ) |
Хвост раскрылся сам собой, |
Весь день рыбак в воде стоял, |
(Пеликан) |
Не ездок, а со шпорами, |
(Петух) |
В деревне есть часы такие, |
(Петух) |
Встает на заре, |
(Петух) |
Кричит он громче всех с утра: |
(Петух) |
Кто так заливисто поёт |
(Петух) |
Скажи ты мне, какой чудак |
(Пингвин) |
Спинкою зеленовата, |
(Синичка) |
На шесте - дворец, |
(Скворец) |
Он прилетает каждый год |
(Скворец) |
Красногрудый, чернокрылый, |
(Снегирь) |
Пусть я птичка-невеличка, |
(Снегирь) |
Угадайте, что за птица |
(Сова) |
Всю ночь летает - |
(Сова) |
Два огромных страшных глаза |
(Сова) |
Кто без нот и без свирели |
(Соловей) |
Настолько здорово поёт, |
(Соловей) |
Серая птаха в лесу живет, |
(Соловей) |
Все стрекочет и вертится, |
(Сорока) |
Всех за день я навещу, |
(Сорока) |
Непоседа пёстрая, |
(Сорока) |
Длинная шея и длинные ноги. |
(Страус) |
Эта птица хоть куда! |
(Страус) |
Воздух режут без усилья, |
(Стриж ) |
Удивительный ребенок! |
Утенок) |
Пушистый матросик, |
(Утенок) |
Днём сидит он, как слепой, |
(Филин) |
Ночью в рощах и лесах |
(Филин) |
На одной ноге стоит, в воду пристально глядит. |
(Цапля) |
Клюв у этой птицы - |
(Цапля) |
Так важно она по болоту шагает! |
(Цапля) |
У меня ходули - |
(Цапля) |
Весь я золотистый, |
(Цыпленок) |
Домик круглый, домик белый, |
(Цыпленок ) |
Белокрылая птица |
(Чайка) |
Над волной она летает, |
(Чайка) |
Ест, висит на тонких ветках, |
(Чиж) |
На репье он очень ловко |
(Щегол) |
Птица сверху налетает |
(Ястреб) |
СТИХИ О ПТИЦАХ
ВОРОБЕЙ
Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
- Киньте крошек воробью -
Я вам песенку спою,
Чик-чирик!
Киньте просо и ячмень -
Буду петь вам целый день,
Чик-чирик!
Синица
Пусть снег вокруг искрится
И зимний ветер злится –
Поет не уставая
Синица расписная.
Орел
Орел – не маленькая птаха,
Орел –герой не знает страха.
Гнездо его на круче
Под крышей темной тучи.
Скворцы
Торопятся на юг –
Им холодно зимой.
А воробей –
Надежный друг:
Он и зимой со мной.
Клюёт пшено,
Глядит в окно
И вертит головой:
- Ты жив, живой?
- Живой, живой!
- И я жив, жив, живой!
- Тебе не холодно,
Малыш?
- Да, вроде, ничего.
- Чего ты к югу
Не летишь?
- А ты чив, чив, чего?
(Автор Владимир Орлов)
Куропатки
- Подождите, куропатки,
Поиграем с вами в прятки! -
Убегают куропатки
От лисицы без оглядки:
Унесёт за кустик
И назад не пустит.
Сова
Спят деревья, спит трава,
Но не спит всю ночь сова.
Учит мама малышей
По ночам ловить мышей.
Жаворонок
Тихо раннею порой
После тёплой ночи...
Вдруг —
Над самой головой,
Над колхозного землёй
Зазвенел
Звоночек!
Весь в потоках света,
В дымке синеватой,
Солнцем обогретый,
Маленький,
Крылатый!
Поднимается в зенит
И — звенит,
звенит,
звенит Стал не больше
точки Полевой звоночек!
(Автор Иван Демьянов)
Важный пёстрый петушок
Гордо носит гребешок.
На заре всегда встаёт,
На работу всех зовёт:
– Лежебоки, хватит спать,
Надо солнышко встречать!
Песню звонкую пропел
И в курятник улетел.
(Автор Т. Лаврова)
Еще не знойны дни, и вечера свежи,
Но птичьи голоса восторженны и страстны,
И в холоде небес безумствуют стрижи,
Пронзительно чертя невидимые трассы.
Куда ни погляди – свобода быть собой:
Расчерчивать простор то прямо, то по кругу,
Сквозить и трепетать, чирикать вразнобой
И песней призывать безвестную подругу;
В зеленых дебрях крон, во глубине садов
Звучать на все лады, ликующе и слёзно…
Покуда ни забот, ни праведных трудов,
Покуда не пора смолкать и строить гнёзда.
Порядок птичьих дней расписан от и до,
Означен срок и край смятения и экстаза.
А нам, счастливым, нет предела и указа.
Не дай мне замолчать, родимое гнездо.
(Автор Любовь Сирота)
Говорящий Ворон
На окошко сел
И мое жилище с грустью оглядел.
Он меня не очень оторвал от дел.
Не сказал ни слова, дальше полетел.
(Автор Олег Григориев)
Ворона
Особа всем известная,
Она - крикунья местная.
Увидит тучку тёмную,
Взлетит на ель зелёную
И смотрит, словно с трона,
Ворона...
Грачи
Прозрачен март, и солнце раньше срока
Грозит последним снежным островам.
Грачиный табор прибыл издалёка,
Чтоб возводить шатры по деревьям.
Не отдохнув еще от перелета,
Они шумят на кленах в вышине.
У них сегодня главная забота -
Как можно громче крикнуть о весне.
Ты не ищи сакрального значения
В протяжных криках птиц над головой:
Они живут по Божьему речению -
Плодят и множат род пернатый свой.
Слетев с гнезда поспешно спозаранку,
Повсюду рыщут, бродят и галдят
И целый день хлопочут, как цыганки,
Чтоб накормить пискливых цыганят.
На деревенской пашне и подворье
Они привычны, как домашний скот.
Они умчатся в зиму за три моря -
Мы не заметим дружный их исход.
И лишь весной познаем откровение:
В прозрачном марте, в солнечных лучах
От счастья сердце вспыхнет на мгновенье,
Заслышав голос первого грача.
(Автор Валентина Белоусова)
Птичий пир
Листья с веток опадают.
Лить дожди не устают.
Улетают птичьи стаи,
направляются на юг.
Но остался сизый голубь
зимовать на ветках голых.
По деревьям вверх и вниз
скачет стайка птиц-синиц.
Птица клёст в гнезде ютится,
а ворона — у окна.
Помогите встретить птицам день,
когда придёт весна.
Прогуляйтесь по опушкам,
подарите им кормушки.
Даже с севера снегирь
прилетит на этот пир.
(Автор Татьяна Бокова)
Дятел
Что за птица,
Что за птица
К нам на первую страницу
Прилетела и сидит;
Острым клювом
Спозаранку,
Будто делает зарядку,
Наше дерево долбит?
Что ты, птица,
Очумела —
Всё стучишь и не поёшь?
На рассвете
То и дело
Спать ребятам не даёшь?
— И совсем не очумела:
Песни петь — не наше дело,
Вот сижу себе, стучу:
Вам же станет
Очень скучно,
Если вдруг я замолчу.
И умолкла…
Но с утра
Снова сыплется кора,
Снова тот же слышен стук:
«Тук, тук-тук!..
Тук-тук!..
Тук-тук!..»
— Это ты опять, приятель?
— Кто ж ещё? — ответил Дятел.
Песня «Воробей»
Воробей, воробей
Маленькая птичка
У тебя полно друзей
Птичка – невеличка!
Воробей, воробей
Тоненькие ножки
Ты ко мне подлети
Хлебные дам крошки!
Воробей, воробей
Серая головка
Скачешь с ветки ты на ветку
Шустро, быстро, ловко!
Воробей, воробей
Ты везде летаешь
У тебя полно друзей
Ждем тебя, ты знаешь!
(Автор Кочетов Влад)
Снегирь
Алой кисточкой заря
Красит грудку снегиря,
Чтоб в морозы и в пургу
Не замерз он на снегу.
Орел
Орел – не маленькая птаха,
Орел –герой не знает страха.
Гнездо его на круче
Под крышей темной тучи.
Волнистые попугаи
Попугаи говорят,
Что красив у них наряд.
Разноцветною волной
Блещет их наряд цветной.
Птицы
Я видел грузных пеликанов
У побережья Перу.
Как эскадрильи гидропланов
Они взлетают поутру,
Когда, прозрачным одеялом
Окутав спящие суда,
На рейде около Кальяо
Цветёт гниющая вода.
Я помню розовых фламинго
На африканском берегу,
У озерца стоящих мирно –
На крупной соли, как в снегу.
В далёком побывав проливе,
Я память долгую унес
О волосатой птице киви,
Что дремлет, опершись на нос.
Я антарктических пингвинов
Встречал на их материке,
Бредущих с любопытным видом
От наших баз невдалеке.
Тяжёлых помню альбатросов,
Что неподвижны над волной.
Когда рассвет, от ветра розовый,
Сулит циклон очередной,
И медный колокол на судне
Взрывает утреннюю тишь,
И к нам спешит, по карте судя,
Тайфун по имени «Катишь».
Я слышу разговоры птичьи
В осенней гулкой вышине,
И ощущение их величия
Укореняется во мне.
Каким стремлением объятый,
За рубежи далеких стран
Летит сейчас мой брат пернатый,
Одолевая океан?
Зачем он рассекает воздух
В чередование дня и тьмы,
Ориентируясь по звездам,
Или по солнцу, как и мы?
Зачем живет он, неприкаянный,
Свивая гнёзда здесь и там,
Где человек за ним, как Каин,
Идет упорно по пятам?
(Автор Александр Городницкий)
Журавли
В непросохшем лесу, где березы в соку, и где почки
по-спиртному запахли, и прелью разит от земли,
вразнобой где-то глухо бренчат бубенцы на цепочке.
Ты лицо запрокинь – это просто летят журавли.
Что ты вздрогнешь, душа? Что ты, грустная,
вслушавшись в клекот,
что за радость расслышишь, какую отрадную весть?
Словно это к тебе, словно это они не пролетом,
и на ближней поляне сейчас собираются сесть.
А они пролетят – тонкой нитью, сквозной паутиной, –
пролетят, как приснятся, высоким небесным путем,
и рванется рука на стихающий крик журавлиный...
...Ожидаем, и любим, и в вечной разлуке живем.
(Автор Виктор Гаврилин)
Последний соловей
Последний соловей клокочет над округой:
Подругу ли зовет, прощается с подругой,
Дробя речитативом полумрак.
Уж май от гомонил, и в гнездах прибавление,
А он поёт, поёт в нелепом исступлении,
Не может успокоиться, чудак!
Да ведает ли он, солист лесных подмостков,
Что минула пора любовных отголосков –
Взаимностью уже не наградят,
Что будет одинок до будущего мая…
И соловей замолк, как будто понимая
Ненужность запоздалых серенад.
Но, может, все не так и песня оборвалась
Как верный знак того, что счастье отыскалось
И можно строить долгожданный дом?
Запуталась в листве восторженная лира,
И будничный фальцет весеннего кумира
Порхает спозаранку над гнездом.
Ах, если бы не знать, что в мире все похоже
И поздняя любовь в гнездо стремится тоже -
Налаживать отсроченный уют.
Что позднею весной сладко пахнет тленом
Опавших лепестков ржавеющая пена…
Но люди соловьями не поют.
(Автор Инна Заславская)
Сорока и блестяшки
К маме на дачу летает сорока,
С этой сорокой сплошная морока:
Стащила у мамы столько вещей
- Любит блестящее, словно Кащей!
Мамино зеркальце сразу пропало,
В тарелке конфет подозрительно мало,
Куда-то исчезли мамины бусы,
Две чайные ложки никак не найдутся.
Ворует сорока и у соседей —
У тёти Маши, у дяди Пети,
И прячет добычу в разных местах -
Одно из хранилищ нашёл я в кустах.
У глупой сороки всё в беспорядке:
Фольга и обёртка от шоколадки,
Две ложки и пробки от лимонада,
Бусы, солонка и даже помада!
Воробей по лужице
Прыгает и кружится.
Перышки взъерошил он,
Хвостик распушил.
Погода хорошая!
Чил-чив-чил!
(Автор Агния Барто)
Галчата
На заборе снег мохнатый толстой грядочкой лежит.
Налетели вмиг галчата… Ух, какой серьезный вид!
Ходят боком вдоль забора, головенки изогнув,
И друг дружку скоро-скоро клювом цапают за клюв.
Что вы ссоритесь, пичужки? Мало ль места вам кругом—
На березовой макушке, на крыльце и под крыльцом.
Эх, когда б я сам был галкой — через форточку б махнул
И веселою нырялкой в синем небе потонул…
Приложение № 5
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ
Перелетные птицы Птицы в небе тают, тают Птицы к югу улетают. Все растаяли вдали Аист, цапли, журавли | Машем руками Ладонь «козырьком» ко лбу Загибать по очереди мизинец, безымянный и средний пальцы |
Скворечник Мы построили скворечню Для веселого скворца. Мы повесили скворечник Возле самого крыльца. Все семейство вчетвером Проживает в доме том: Мать, отец и скворушки – Черненькие перышки. | Попеременно постукивать кулачками друг о друга и по столу. Свести руки над головой. Попеременно постукивать кулак о кулак и ладонь о ладонь. Соединять каждый палец с большим пальцем на обеих руках одновременно, по 2 раза. |
Птенчики в гнезде Птичка над моим окошком Гнездышко для деток вьет, То соломку тащит в ножках, То пушок в носу несет. | Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и шевелить ими. |
Птенчики Птенчики скворцов зовут: - Мама, папа! Тут мы, тут! Принесите нам еды И немножечко воды. Червячков мы поедим, С вами в небо полетим! | Собрать пальцы обеих рук в щепоть и поочередно раскрывать «клювики». Соединить кисти рук крест-накрест, соприкасаясь ими в области запястья; помахать кистями, как крыльями. |
Вдоль по реченьке Вдоль по реченьке Лебедушка плывет, Выше бережка Головушку несет, Белым крылышком Помахивает, На цветы водичку Стряхивает. | Изобразить руками ровную поверхность. Поднять согнутую руку, локоть выставить вперед, кисть руки с сомкнутыми пальцами сильно наклонить к локтю. Помахать руками. Потрясти кистями рук. |
Шла кукушка Шла кукушка мимо рынка, У нее была корзинка, А корзинка на пол – бух! Полетело десять (девять, восемь) мух. | «Идти» по столу на выпрямленных указательном и среднем пальцах, при этом остальные пальцы поджаты. Ладони соединить «ковшом» - «корзинка». Ударить сомкнутыми ладонями по столу (коленям), разъединить руки. Развести руки в стороны, шевеля пальцами, - «летящие мухи». Количество разогнутых пальцев должно соответствовать тексту. |
Филин Звездочки яркие С неба упали, Филину старому Путь освещали. Быстро нашел он Дорогу к избушке, Там, где его поджидала Кукушка. Филину ужин накрыла она, В миску насыпав Овса и пшена. Филин все зернышки Быстро склевал, За ужин кукушке «Спасибо» сказал. | Раскрыть ладони и растопырить пальцы – «лучи звездочек», покачать кистями рук вправо-влево. Соединять кисти рук крест-накрест, соприкасаясь запястьями; помахать руками, как крыльями. Собрать пальца обеих рук в щепоть и «клевать» ими «зерно». |
Перелетные птицы Тили-тели, тили-тели – С юга птицы прилетели! Прилетел к нам скворушка – Серенькое перышко. Жаворонок, соловей Торопились: кто скорей? Цапля, лебедь, утка, стриж, Аист, ласточка и чиж – Все вернулись, прилетели, Песни звонкие запели! | Скрестить большие пальцы, помахать ладошками. Поочередно сгибать пальцы на обеих руках, начиная с мизинца левой руки. Снова, скрестив большие пальцы, помахать ладошками. Указательным и большим пальцами изобразить, как поет птица. |
Птичка Птичка – птичка, Вот тебе водичка, Вот тебе крошки На моей ладошке. | Прикоснуться большим пальцем к остальным четырем по очереди. Каждым пальцем постучать по раскрытой ладошке другой руки – «клюем крошки». |
Птичка в лесу Этот пальчик – птичка, По лесу летает. Этот пальчик – цапля, Важно он шагает. Этот пальчик – мальчик, Прыгает как зайчик. Этот пальчик – мишка, Для пчел он злой воришка. Этот пальчик – мотылек, Сел последним на пенек. | Дети загибают или разгибают поочередно пальцы на руке. |
Птицы весной К нам весной грачи вернулись, Жаворонки и скворцы. Следом ласточки примчались, Прилетели журавли. | Дети загибают пальцы на руке, перечисляя названия перелетных птиц. |
ФИЗМИНУТКИ ПО ТЕМЕ: «ПТИЦЫ»
Индюк
Ходит по двору индюк (шаги на месте)
Среди уток и подруг.
Вдруг увидел он грача (остановиться, удивленно посмотреть вниз)
Рассердился сгоряча.
Сгоряча затопал (потопать ногами)
Крыльями захлопал (руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам)
Весь раздулся, словно шар (руки на поясе)
Или медный самовар (сцепить округленные руки перед грудью)
Затряс бородою (помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала»,
как индюк)
Понесся стрелою. (Бег на месте)
Кто за кем идет
Цыпленок на цыпочках
(дети крадучись идут на носках)
Крался за кошкой.
А кошка на цыпочках
Шла за Антошкой.
Антошка на цыпочках
Двигался к дому.
Теперь повернемся,
Пойдем по-другому.
(развернуться в другую сторону)
На пятках за кошкой
Плетется Антошка.
(идти на пятках)
За бедным цыпленком —
Усатая кошка.
Цыпленок от страха
Забрался в корзину.
(присесть, руки — к полу)
Сердитая кошка
Выгнула спину.
(не отрывая рук от пола, выпрямить ноги, выгнуть спину)
Гусак-физкультурник
Наш гусак встает на зорьке,
(дети потягиваются, руки за голову)
Он к реке сбегает с горки.
Он гусиную зарядку (маршируют)
Любит делать по порядку.
Для начала – бег на месте, (бегут на месте)
Крылья врозь, а лапки вместе.
(разводят руки в стороны)
Упражнения для шеи,
(движения головой вниз, вперед, назад)
Чтоб росла еще длиннее,
Тренировка для хвоста, (приседают)
А потом – бултых с моста. (прыгают вперед)
Он плывет на середину,
(плавно раздвигает руки)
Чистит лапки, моет спину.
(отводят руки за спину)
Крикнул селезень: кряк – кряк!
Физкультурник наш гусак!
Доброе утро
- Доброе утро! – птицы запели.
(дети машут руками)
Добрые люди встают с постели;
(показывают, как просыпаются, потягиваются)
Прячется все темнота по углам,
(разбегаются, прячутся за мебелью)
Солнце вошло и идет по делам!
(возвращаются на прежнюю позицию, разводят в стороны руки, маршируют на месте)
Руки подняли и покачали.
Это деревья в лесу.
Руки нагнули, кисти встряхнули.
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем.
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Крылья сложили назад.
Перелетные птицы
Речевая подвижная игра «Птички». Речь логопеда дети сопровождают движениями.
Птички летели,
Крыльями махали,
На деревья сели,
Вместе отдыхали.
Приложение № 6
Народные поговорки и пословицы о птицах.
- Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.
- Синичка - воробью сестричка.
- Хвалилась синица хвостом море зажечь.
- Невелика синица, голосок востер.
- Увидел скворца - весна у крыльца.
- Прилетел кулик из-за моря, вывел весну из затворья.
- Одна ласточка весны не делает.
- Без первой ласточки весна не обходится.
- Курица пьет, а на небо смотрит.
- Всякая птица к своей стае летит.
- Всякая птица своим пером гордится.
- Всякая птица своим клювом сыта.
- Сорока весть на хвосте принесла.
- Кукушка кукует – по дому горюет.
- У каждой пташки - свои замашки.
- Вороне соколом не быть.
- Мала синичка, да коготок остер.
Народные приметы и
предсказания погоды по поведению птиц.
- Если синицы долго остаются у человеческого жилья — весна будет холодной.
- После прилета дроздов морозы случаются очень редко.
- Жаворонок летит к теплу, зяблик — к стуже.
- Перелетная птица «течет» стаями — к дружной весне.
- Гуси высоко летят — много воды будет, низко летят — мало.
- Если береговые ласточки свои гнезда устраивают высоко над водой, а пауки плетут свою паутину выше обычного, то весна будет влажной и нередки наводнения, появление молодых паучков — к теплой весне.
- Птицы вьют гнезда на солнечной стороне — к холодному лету.
- Воробьи купаются ранней весной — к теплу.
- Кукушка кукует на сухом дереве — к морозу.
- Вороны под тучи взвиваются — к ненастью. Вороны хохлятся — к непогоде.
- Ласточки летают то вверх, то вниз — перед бурей.
- Воробьи летают стайками — к сухой ясной погоде.
- Птицы поют весело — к хорошей погоде.
- Птица на крышу садится — к непогоде.
- Домашняя птица прячет голову под крыло — к холоду.
- Воробьи прячутся «в хвост» — на мороз или метель.
- Ворона купается — к ненастью.
- Воробьи кричат — к метели.
- Ворона клюв под крыло прячет — к холоду.
- Вороны и галки вьются в воздухе — перед снегом, садятся на вершины деревьев — к морозу.
Приложение № 7
Рекомендуемая литература для чтения детям по теме «Птицы»
- В. Бианки «Лесные домишки», «Кто чем поет», «Чей нос лучше?», «Сова».
- И. Толкмакова «10 птичек стайка».
- А. Блок «Ворона».
- М. Горький «Воробьишко».
- Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка».
- И. Тургенев «Синица».
- Е. Носов «Белый гусь».
- К. Ушинский «Ласточка».
- Е. Чарушин «Журавль», «Воробей».
- А. Куприн «Воробьиный царь», «Скворцы», «Песня скворца».
- Б. Житков «Храбрый утенок».
- М. Пляцковский «Урок дружбы».
- Г. Андерсен «Соловей».
- Г. Скребицкий «Рассказы о птицах».
- Ирис Ревю «Рассказ о граче».
- И. Заянчковский «Рассказы о кукушке», «Рассказ о баклане», «Стая птиц».
- И. Соколов-Микитов «Жаворонок».
- С. Аксаков «Лебедь», «Движения лебедя».
- Л. Толстой «Лебеди», «Воробей на часах».
- Г. Снегирев «Рассказы о природе, о птицах, зверях и разных краях», «Мифы и легенды о животных и птицах».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ
ИНТЕРАКТИВНЫЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ В ПРАКТИКЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ДОУ . Мультимедийные презентации, компьютерные игровые упражнения на логопедических занятиях становятся достаточно привычным явление...
Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда.
О проектной деятельности логопеда (кратко0...
Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда в ДОО
Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда в ДОУ...
Использование ИКТ в практике работы учителя-логопеда
Направления работы. Использование ИКТ в коррекционной работе с детьми, этапы реализации...
Тема «ИКТ в практике работы учителя-логопеда: аспекты реализации требований ФГОС»
Тема «ИКТ в практике работы учителя-логопеда: аспекты реализации требований ФГОС»...
Статья "Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда в ДОУ"
Проектная деятельность в логопедической практике является одной из самой перспективной формой работы, содержащей в себе большие потенциальные возможности....
Проектная деятельность в практике работы учителя-логопеда в ДОУ
В настоящее время возрастает процент детей с нарушением речи, что обусловлено ухудшением не только экологической обстановки во всем мире, но и плохих социально-экономических у...