Программа социального развития старших дошкольников
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предлагается перспективно - тематический план по социальному развитию детей старшего дошкольного возраста через разные виды детской деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 72.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект по социализации детей
старшего дошкольного возраста “Ребенок-Общество”
Автор проекта Сатдарова Р.К., воспитатель МДОУ п. Возрождение
№/№ п.п. | Раздел. Содержание | Цель | Средства: методы, формы, приемы. | Источники | ||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
I | “Я в деятельности”
Мир первобытных людей:
“Солнечный зайчик”. “Свеча”: восприятие сверстника, культура совместной деятельности (игры). “Самолет построим сами” | Включение детей в совместную деятельность; приобщение к истокам человечества; формирование сплоченности детей и педагогов, чувства сопричастности за общее дело; расширение тематики детских игр, введение детей в необычную социальную ситуацию; преодоление эгоцентризма; овладение разными стратегиями поведения. Воспитание дружелюбного отношения детей друг к другу. | Чтение рассказов, рассматривание иллюстраций, изготовление поделок из –природного материала, физические упражнения, инсценировки, подвижные игры, танцы, сюжетно-ролевая игра. Игра – тренинг; упражнение; словесная игра. Сюжетно-ролевая игра с элементами конструирования | Растем играя: средний и старший дошкольный возраст: Пособие для воспитателей и родителей / В.А.Недоспасова. – М.: Просвещение, 2002. – 94 с.
М.Семенова. Мы-славяне. Популярная энциклопедия. – СПб.: Азбука, 1998. – 560 с. Зеленова Н.Г. и др. Программа “Защити меня.” – Самара: СИПКРО, 2002. – 66 с. | ||
2. “Чтоб расти и не лениться – Будем мы всегда трудиться”:
| Развитие чувства ответственности за общее дело, за полученный результат; формирование умения действовать согласованно, сообща принимать решения, договариваться, подчиняться решению большинства, получать радость и удовольствие от совместной деятельности; формирование ответственности за порученное дело, добросовестного отношения к нему; чувства удовлетворения от приносимой пользы другим людям своим трудом. | Коллективный труд; трудовые поручения; групповая деятельность; дежурства; совместная продуктивная деятельность (коллективная аппликация); ручной труд. | Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2003. – 144 с. | |||
3. “Коль умеем мы трудиться – Значит, можем веселиться”:
Проведение праздника: Действующие лица: Осень, месяцы: Сентябрь, Октябрь, Ноябрь, Пугало огородное (взрослые); подсолнухи, овощи, фрукты (дети). | Развитие чувства эмоциональной близости, удовлетворение от совместной деятельности. Формирование ответственности за общее дело. | Хороводные игры; спортивные игры и развлечения; литературные викторины, музыкальные развлечения; игры-инсценировки; театрализованные представления. | Праздники в детском саду: Книга для воспитателя детского сада (Л.Н.Вино-градова. – М.: Просвещение, 1990. – 207 с. Воспитателю о детской игре: Пособие для воспитателя детского сада (Под ред. Т.А.Марковой. – М.: Просвещение, 1982. – 328 с. Музыка и дети. //Дошколь-ное воспитание, 2001, № 9, с.116-120. | |||
Ведущий (педагог): Друзья! Сегодня у нас праздник царицы Осени. У нас в гостях три осенних месяца. Назовите их. (Сентябрь, Октябрь, Ноябрь). Сентябрь: Внимание! Сегодня государыня наша Осень приглашает всех своих подданных на праздник. Октябрь: Внимание, внимание! Строгий приказ: веселиться, петь, плясать всем участникам праздника! Ноябрь: Внимание! Внимание! Вот и сама государыня Осень! Под торжественную музыку входит Осень, садиться на трон. Ведущий: В платье пестро-золотистом Осень к нам явилась в зал, Как прекрасная царица, Открывающая бал. Звучит музыка. Слышится шум за дверью, вбегает Пугало со словами: Матушка-голубушка! Царица наша! Не вели казнить, вели слово молвить. Осень: Кто ты и откуда? Почему в таком виде на праздник явился? Пугало: Я одеваюсь не по моде, Весь век стою, как на часах, В саду и в поле, в огороде. На стаи нагоняю страх. И пуще огня, камня и палки Страшатся меня вороны и галки. Я ведь урожай охраняю, поэтому в таком наряде явился. Я не бездельник и лентяй, я трудовое Пугало. У меня и свидетели есть. Вот послушайте загадки про тех, кого я охраняю: загадывает загадку про подсолнухи. Дети - подсолнухи исполняют “Танец подсолнухов”. Загадывает загадку “Наши поросятки выросли на грядке. К солнышку бочком, хвостики крючком. Эти поросятки играют с нами в прятки” (огурцы). Дети играют в п/и “Жмурки”. Следующая загадка про картошку “И зелен, и густ на грядке вырос куст. Покопай немножко, под кустом …” Дети - картошки поют песню “Антошка”. Далее Пугало загадывает загадки про лук, капусту и т.д. Дети исполняют песню “Урожайная”, “Таней овощей”. Далее дети читают стихотворения про осень, проводятся игры “Съедобное-несъедобное”, “Собираем урожай”, “Солнышко и дождик”. Осень: Да, разная я бываю –веселая и грустная, солнечная и пасмурная, с дождичком и сухая, с ветром и тихая. Я очень рада, что вы любите меня! И я всегда буду дарить вам красоту и щедрость. Исполняется песня “Осенние листья”. Осень раздает детям фрукты. | ||||||
II. | “Я в общении”
“Музей восковых фигур”, “Немое кино”, “Маски”: - мимика, жесты, характерные движения, поза. | Создание эмоционально положительного настроения, развитие умения и желания делать приятное другим людям, привитие навыков культурного общения. Закрепление знаний детей об элементах общения: приветствие, обхождение, прощание, формирование навыков культуры общения, активизация речи, обогащение словарного –запаса. Развитие коммуникативных способностей: воспитание уважительного, заботливого отношения к людям. Формирование навыкам культурного поведения в общественных местах, навыков культурного общения. Развитие невербальных форм общения, умения понять состояния другого человека. | Упражнение – тренинг; пример сверстника (позитивный); художественное слово. Игра- занятие, словесная игра, беседа. Игра-тренинг. Экскурсии в общественные места (магазин, библиотека и др.); беседа. Беседа, игра без слов, упражнения. | Разговор как психотерапевтическое средство // Дошкольное воспитание, 2000, № 3, с.80. Сценарии активизирующего общения. // Дошкольное воспитание, 2000, № 12, с.62. Зеленова Н.Г. и др. Программа “Защити меня”. – Самара: СИПКРО, 2002. – с.66 . Развитие социальной уверенности у дошкольников: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2003. Растем играя: Сред. и стар.дошкол.возраст: Пособие для воспитателей и родителей/ В.А Недоспасова.- |
III. | “ Я в познании”.
Составление альбома “Мир профессий”. Это своеобразное наглядное пособие для закрепления и расширения представлений детей о профессиях взрослых. Начали оформлять альбом с профессией родителей, затем сотрудников детского сада. Оформление альбома включает следующее содержательные моменты: изображение представителя конкретной профессии (картинка или фотография знакомого человека); атрибутика ( изображение спец.одежды, инструментов, средств и т.д.); результаты труда; дополнительная информация (правила поведения и т.д.). Далее оформляются страницы редких, героических, спортивных профессий. | Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на имя, познакомить со значением некоторых имен, с понятием “отчество", полными ласковыми именами. Обогащение знаний о структуре и традициях семьи, взаимоотношениях близких родственников; развитие чувства уважения, эмоциональной близости, любви, гордости за свою семью. Расширение знаний о профессиях взрослых людей, воспитание уважения к человеку труда. | Беседа: дидактическая игра “Улица красивых имен; упражнение-тренинг “Волшебный цветок”, чтение произведения. Беседа; сюжетно-ролевая игра “Семья”; творческое рассказывание детей и близких, домашних праздниках, выходных днях; составление альбома “Мир профессий”; экскурсии на почту, пекарню; развлечения детей совместно с родителями; рисование “Моя семья”. | Зеленова Н.Г. и др. Программа “Защити меня”. – Самара: СИПКРО, 2002. – 66 с. А.Л.Барто “Имя и фамилия”. Г.Остера “Будем знакомы”. Моя семья. Генеалогическое древо.// Дошкольное воспитание, 2003, № 4, с.27. Методические разработки к Программе обучения “Любознайка”. Самара: Изд-во СамГПИ, 1992, 52 с. Рылеева Е.В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития сотрудничества у детей 4-6 лет. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 160 с.: ил. |
№/№ п.п. | Раздел. Содержание | Цель | Средства: методы, формы, приемы. | Источники |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Праздники в нашей жизни: Педагог уточняет какие праздники дети знают, за что любят праздники, атрибутику разных праздников, особенности, как готовятся люди к праздникам, как проводят праздники. Далее педагог объясняет, что праздники бывают разные: семейные, которые отмечают близкие люди (дни рождения, памятные даты) и массовые, которые отмечают всем народом. К таким праздникам относится и 9 Мая – День Победы. Уточняет знание детей о Великой Отечественной войне. Читает рассказы о войне, рассматривают иллюстрации, альбомы. Педагог рассказывает о том, как вся страна готовится к этому празднику. Затем проводится целевая прогулка к обелиску (памятнику павшим на войне односельчанам). | Расширение и обогащение знаний детей о своей стране, селе, народных праздниках; формирование устойчивого интереса к истории села; воспитание патриотических чувств. | Беседа; рассматривание иллюстраций; составление альбома “ Хвалынск – город на Волге”; целевая прогулка; экскурсии; чтение произведений. | Страна, в которой мы живем.// Дошкольное воспитание, 2001, № 6, с.97. История Отечества для маленьких читателей. Самарский краевед: Историко-краеведческий сборник. Самарские Епархиальные Ведомости, 1870 г. | |
IV. | Работа с родителями.
5. Наглядная агитация “Посеешь привычку – пожнешь характер”; “Игра как средство социализации дошкольника”. | Дать знания о сущности социального ребенка в семье; познакомить с методами, формами, средствами социализации. Привлечь родителей к обсуждению проблемы взаимоотношений взрослых и детей; стилей семейного общения; обменяться мнениями, опытом. Обсуждение с родителями вопросов семейного воспитания; поведения взрослых как примера для подражания. Расширение педагогических знаний. | Родительское собрание. Встреча “ за круглым столом”. Диспут. Участие в подготовке и проведении праздника. Оформление стенда. | Социальное развитие дошкольника // Дошкольное воспитание, 2001, № 17, с.32-37. Мудрость воспитания: Книга для родителей./ Сост.Б.М.Бим-Бад, Э.Д.Днепров, Г.Б.Корнетов. – 2-изд., доп. – М.: Педагогика, 1989. – 304 с.: ил. Макаренко А.С. Книга дял родителей. – Соч.. В 7-ми томах. М. 1957, т.IV. Афанасьева Т.М. Семейные портреты. М., 1980. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателя дет.сада. – М.: Просвещение, 1997. – 128 с. Нам вместе весело.//Дошкольное воспитание, 2003 , № 7, с 106. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка на тему: Программа нравственного развития старших дошкольников «Несу добро в мир»
Программа нравственного развития детей старшего дошкольного возраста «Несу добро в мир» направлена на то, чтобы через беседы о морально-нравственной стороне взаимоотношений людей, через развитие...
программа самообразования "Театрализованные игры, как средство социально-коммуникативного развития старших дошкольников"
Программа написана с целью повышение уровня профессиональной компетентности в области формирования и совершенствования коммуникативных навыков и умений у детей средствами театрализованной д...
ПРОГРАММА ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ «ЭРУДИТ»
Направленность программы. Данная развивающая программа развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста по содержанию является культурологической; по функциональному предназн...
Планирование по программе интеллентуального развития старших дошкольников "Волшебные блоки Дьенеша"
Программа рассчитана на развитие внимания произвольног и непроизвольного, памяти, логического мышления, умения анализировать, группировать, формулировать выводы и гипотезы....
ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДНИЯ С СОЦИАЛЬНЫМИ ПАРТНЁРАМИ ПРИ РЕШЕНИИ ЗАДАЧ СОЦИАЛЬНО - НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
Перед специалистами детских садов возникает необходимость «создания благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, разви...