Консультация для воспитателей «Знакомство детей с народным искусством в разных возрастных группах»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)
Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.
Народное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Народное искусство развивается по своим законам и взаимодействует с искусством профессиональных художников.
Скачать:
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПОДОЛЬСК
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №13 «Золотая рыбка»
Консультация для воспитателей
«Знакомство детей с народным искусством в разных возрастных группах»
Подготовила:
Воспитатель
Коньшина М.С.
Г.о. Подольск, 2019
Знакомство детей с народным искусством в разных возрастных группах.
Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками его страны.
Народное искусство является неотъемлемой частью художественной культуры. Народное искусство развивается по своим законам и взаимодействует с искусством профессиональных художников.
2 младшая группа
Активизация интереса к красивым игрушкам, нарядным предметам быта, одежде, интересным природным явлениям и объектам; побуждение обращать внимание на разнообразие сенсорных признаков объектов, явлений. Знакомство на конкретных примерах с народным искусством: глиняными игрушками, игрушками из соломы и дерева, предметами быта и одежды; скульптурой малых форм; с детскими книгами (иллюстрации художников Ю. Васнецова, В. Сутеева, Е. Чарушина); с близкими детскому опыту живописными образами. Формирование образа человека-мастера как создателя народных игрушек, иллюстраций в книгах, картин.
Список произведений изобразительного искусства:
-Л.К. Старший «Мадонна с младенцем под яблоней»;
-А. Дюрер «Мадонна с цветком ириса»;
-Б. Кустодиев «Утро»;
-А. Дейнека «Мать»;
-И. Репин «Надя Репина»;
-Х.Б. Матинес Дель Масо «Портрет инфанта дона Балтасара Карлоса»;
-Б. Кустодиев «Портрет И. Кустодиевой с собакой Шумкой»;
-А. Венецианов «Вот - те и батькин обед»;
-О. Ренуар «Мадам Шарпанье со своими детьми»;
-З. Серебрякова «За обедом»;
-Ю. Васнецов иллюстрации к книге «Ладушки»; «Кисонька»,
«На улице»; «Радуга- дуга»;
к сказке Л.Н. Толстого «Три медведя»;
-Ю. Васнецов «Липовая нога»;
-В. Чижиков иллюстрации к р.н.с. «Мужик и медведь»;
-Е. Рачев иллюстрации к р.н.с. «Колобок», «Лиса и волк».
Средняя группа
Представления и опыт восприятия произведений искусства.
Декоративно-прикладное искусство: знакомство с близкими опыту детей видами русских народных промыслов; их назначение, образность, материалы для изготовления. Особенности декоративных образов: выразительность, яркость, нарядность. Своеобразие некоторых узоров и орнаментов: кольца, дуги, точки; бутоны, листья; цветовые сочетания, традиционные образы. Декоративно-оформительское искусство как искусство красивого оформления пространства (комнаты, группы, выставок, поздравительных открыток, атрибутов для игр).
Графика: особенности книжной графики: сопровождение иллюстрации текста; украшение книги. Ценность книг и необходимость бережного отношения к ним. Средства выразительности. Художники-иллюстраторы на конкретных примерах, близких детскому опыту: Е. и Н. Чарушины, Н. Кочергин, Т. Юфа, Т. Маврина, М. Митурич и др.
Живопись: жанры живописи: натюрморт, пейзаж, портрет; разные по художественному образу и настроению произведения. Средства выразительности живописи (цвет, линия, композиция); многообразие цветов и оттенков, форм, фактуры в предметах и явлениях окружающего мира. Скульптура: способы создания скульптуры: пластика, высекание. Особенности ее содержания — отображение животных (анималистика), портреты человека и бытовые сценки; средства выразительности: объемность, статика и движение, материал. Восприятие скульптуры разного вида: малая пластика, декоративная.
Архитектура: представления о том, что окружающие детей сооружения — дома — архитектурные сооружения. Сходство и различие домов по используемым материалам, внешним конструктивным решениям.
Развитие умений различать между собой скульптурные, живописные и графические изображения, предметы разных народных промыслов. Понимание образа (что изображено) и доступных средств выразительности, с помощью которых художник создает выразительный образ. Развитие умений обращать внимание и откликаться на интересные декоративно- оформительские решения: украшение группы, одежду, атрибуты игр, замечать новые красивые предметы в группе.
Проявление детских предпочтений: выбор детьми любимых книг и иллюстраций, предметов народных промыслов, инициировать пояснение детьми выбора; проявление детьми бережного отношения к книгам, игрушкам, предметам народных промыслов, начальный опыт коллекционирования.
Первое посещение музея. Представления о музее, произведениях искусства в музее, правилах поведения (на примере музея игрушек). Интерес детей к посещению музея.
Список произведений изобразительного искусства:
-Ю. Васнецов иллюстрации к сказке В. Бианки «Лис и мышонок», «Ладушки», иллюстрации к сборнику стихов А.А. Прокофьева «Шутки- прибаутки», иллюстр. к русской народной игровой песне «Сорока- белобока», форзац к р.н.песне «Собака, кот, кошка и курочка», Ю. Васнецов Фотография.
-Л. Токманов иллюстр. К книге «Русские сказки про зверей», «Козлята и волк»;
-Л. Токманов иллюстр. К книге «Русские сказки про зверей», «Лисичка сестричка и серый волк»;
-В. Чижиков иллюстр. К сказке К. Чуковского «Доктор Айболит»;
-В. Лебедев иллюстр. «К тихой сказке» С.Маршака;
«К разноцветной книге»;
-Е. Чарушин «Зайчиха с зайчатами»,
иллюстр. к книге «Тюпа, Томка и сорока»,
«Почему Тюпу прозвали Тюпой»,
«Почему Тюпа не ловит птиц»,
«Рысенок»,
иллюстр. К рассказу «Томка»,
«Волчишко»;
-Е. Рачев иллюстр. к р.н.с. «Петушок- золотой гребешок».
Старшая группа
Представления и опыт восприятия произведений искусства
Декоративно-прикладное искусство разных видов (игрушки, утварь, одежда, предметы быта) и разных областей России; технологии изготовления, назначение, особенности: яркость, нарядность, обобщенность, декоративность, единство эстетического и утилитарного, символичность образов животных, явлений природы. Ценность народного искусства; воспитание желания его сохранять и познавать. Своеобразие декоративно-оформительского искусства: назначение, виды: одежда, мебель, предметы быта. Способы оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок.
Графика как вид изобразительного искусства. Книжная, прикладная графика. Назначение иллюстрации — сопровождение текста. Специфика труда художника- иллюстратора, технологии создания иллюстрации. Художники-анималисты, сказочники-иллюстраторы.
Живопись: представления о жанрах живописи: натюрморт, пейзаж, автопортрет, жанровая живопись; восприятие разных образов по содержанию, настроению, средствам выразительности. Авторская манера некоторых художников-живописцев.
Специфика скульптуры как искусства создавать объемные образы (отличие от живописи). Назначение и виды скульптуры, средства выразительности: материал, техника его обработки, фактура, композиция, силуэт, постамент. Специфика труда скульптора, используемые инструменты. Скульптурные образы по близкой детям тематике из разных материалов.
Архитектура как сооружения, их комплексы, необходимые для жизнедеятельности людей. Особенности архитектуры (соотношение пользы — красоты — прочности). Материалы, используемые в строительстве. Виды архитектуры по назначению. Понимание типичного, обобщенного образа сооружения, характерного и индивидуального. Гармония объекта с окружающим пространством. Известные архитектурные сооружения региона.
Умения эмоционально откликаться, понимать художественный образ, идею произведения, устанавливать связь между образом, сюжетом, средствами выразительности; выделять настроение произведения, отношение автора к изображенному. Умения выделять средства выразительности разных видов искусства. Оценивать художественные образы графики, живописи, скульптуры и архитектуры; формулировать собственное суждение. Уважительное отношение к промыслам родного края, к художественному наследию России. Проявление интереса к творческому труду. Проявление предпочтений.
Посещение музея. Представления о музее как о сокровищнице ценностей и произведений искусства. Экспонаты и коллекция. Интерес к посещению музеев, галерей; знание и стремление соблюдать правила поведения в музее.
Подготовительная к школе группа
Представления и опыт восприятия произведений искусства
Народное декоративно-прикладное искусство разных видов на примере промыслов России и зарубежья; разнообразие и сходство, назначение и особенности, связь декора с назначением предмета; традиционность образов, узоров, отражение в них природы, народного быта, культуры. Стилевые особенности. Ценность народного искусства; воспитание гордости и желания его сохранять и познавать. Своеобразие декоративно-оформительского искусства; виды. Способы оформления поздравительных открыток, составления букетов, оформления выставок. Профессиональное прикладное искусство.
Графика: виды и особенности средств выразительности. Специфики труда художника-иллюстратора, способы создания иллюстрации. Макет книги. Художники- анималисты, сказочники-иллюстраторы, иллюстраторы «веселой» книги.
Живопись: жанровое разнообразие, особенности средств выразительности. Авторская манера известных художников-живописцев (на ознакомительном уровне).
Скульптура: виды скульптуры, особенности средств выразительности. Специфика труда скульптора. Памятники и монументы, известные памятники и скульптура региона, России и мира.
Архитектура: особенности и виды архитектуры, материалы, используемые в строительстве. Понимание типичного, обобщенного характерного и индивидуального образа сооружения. Особенности архитектурных сооружений, зданий. Декоративные элементы. Гармония объекта с окружающим пространством. Эстетический образ города. Известные архитектурные сооружения России и мира. Труд архитектора.
Эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа, предмета народного промысла, архитектурного объекта. Совершенствование умений художественного восприятия: внимательно рассматривать произведение, выделять сходство и различие при сравнении разных по тематике используемых средств выразительности. Понимание идеи произведения, установлению связи между образом, сюжетом, средствами выразительности; выделение настроения произведения, отношения автора к изображенному; эстетическая оценка, высказывание собственного суждения. Подведение к пониманию того, что автор-творец целенаправленно отбирает средства выразительности для создания более выразительного образа. Выделение творческой манеры некоторых художников и скульпторов.
Воспитание начальных ценностных установок, уважительного отношения к промыслам родного края; развитие и поддержка детского интереса к истории народных промыслов и искусства, необычным предметам, интересным художественным образам. Поддержка стремления отразить впечатления и представления в собственной деятельности. Проявление предпочтений и интересов в форме коллекционирования, увлечения ручным трудом, продуктивной деятельности.
Посещение музеев. Интерес к посещению музеев, галерей. Представления о произведениях искусства в музее; разнообразие музейных экспонатов и виды музея. Понимание ценности музейного предмета. Стремление соблюдать правила поведения в музее, отражать впечатления в деятельности, проявлять уважительное отношение к художественному наследию России.
Список произведений изобразительного искусства для детей старшего и подготовительного к школе возраста:
-К.Ф. Юон «Зимнее солнце»;
-И.И. Шишкин «На севере диком», «Перед грозой», «Корабельная роща», «Сосна»;
-И.Э. Грабарь «Февральская лазурь», «Мартовский снег», «Утренний чай», «Груши на зеленой драпировке», «Неприбранный стол», «Хризантемы»;
-И.И. Левитан «У омута», «Вечерний звон»;
-И.К. Айвазовский «Кронштадтский рейд», «Лунная ночь», «Бриг Меркурий»;
-В. Чижиков иллюстр. К сказке К. Чуковского «Доктор Айболит»;
-В.А. Тропинин «портрет генерала А.И. Гончакова»;
-О.А. Кипренский «Портрет А.С. Пушкина»;
-И.Е. Репин «портрет Павла Михайловича Третьякова», «Автопортрет», «На солнце. Портрет Н.И. Репиной», «портрет общественной деятельницы Поликаны Степановны Стасовой…»;
-Ф.С. Рокотов «Портрет поэта В.И. Майкова»;
-И.Н. Крамской «Н.А. Некрасов в период «Последних песен», «Неизвестная»
-О.А. Кипренский «Портрет О.А. Рюминой»;
Неизвестный художник «Портрет пожилой женщины с книгой»;
-Я. Давиде де Хем «Плоды»;
-Е.И. Ворошилов «Лук»;
-И.Т. Хруцкий «Натюрморт», «Фрукты и цветы»;
-Неизвестный художник «Фрукты и птицы»;
-К. Петров-Водкин «Розовый натюрморт», «Утренний натюрморт», «Ветка яблони», «Черемуха в стакане», «Бокал и лимон»;
-М. Кончаловский «Овощи», «Клубника»;
-К. Коровин «Розы»;
-О. Татевосян «Натюрморт»;
-М. Сарьяна «Осенние цветы»;
-И. Машков «Снедь московская. Хлебы», «Клубника и белый кувшин», «Ананасы и бананы»;
-И. Михайлов «Овощи и фрукты»;
Ф. Толстой «Букет цветов, бабочка и птичка»;
И. Серебрякова «За завтраком»;
А. Пентулов «Овощи»;
П. Крылов «Цветы на окне»;
В. Ван Гог «Подсолнухи»;
О. Богаевская «Натюрморт»;
А. Головин «Купавки».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для воспитателей на тему:« Компоненты экологических центров в разных возрастных группах»
Что заставляет ребенка останавливать взгляд на пролетающей мимо птице? Почему шумит лес, и качаются деревья? Почему рыбки, хомячок и котенок – долгожданный подарок для ребенка...
Консультация для воспитателей "Организация и методика проведения прогулки в разных возрастных группах"
Методика проведения прогулки....
Консультация для воспитателей «Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством»
Консультация для воспитателей "Знакомство детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством", воспитатель Елена Анатольевна Осипова, МБДОУ детский сад № 17...
Консультация для воспитателей "Развитие навыков связной речи у дошкольников разных возрастных групп путем обучения рассказыванию по сюжетной картине и картинкам"
Картина — один из главных атрибутов учебного процесса на этапе дошкольного детства. ее положительные преимущества над другими дидактическими средствами достаточно подробно раскрыто в методически...
Знакомство детей с декоративно-прикладным искусством в разных возрастных группах
Виды народного декоративно-прикладного искусства и знакомство детей с ним....
Консультация для воспитателей «Знакомство детей с народным искусством в разных возрастных группах»
Маленьким детям ещё недоступны понятия о Родине. Воспитание в этом возрасте и состоит в том, чтобы подготовить почву для них, вырастив ребёнка в атмосфере, насыщенной живыми образами, яркими красками ...
Консультация для воспитателей "Знакомство детей с народным искусством и разных возрастных группах"
Русская культура не мыслится без народных художественных промыслов. Декоративно-прикладное искусство, передаваемое из поколения в поколение, несет историческую информацию о быте, обычаях, традициях ру...
- Мне нравится (1)