Конспект развивающего занятия по экологии.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

Конспект развивающего занятия по экологии для старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ekologiya__konspekt.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: "Шумят сосновые леса".

Возраст дошкольников: 5-6 лет (старшая группа)

Цель: Сформировать у детей устойчивое положительное отношение к сосне,    как живому существу.

Задачи: Формировать эмоционально положительное отношение к природе. Развивать представление о взаимосвязи сосны с окружающей средой и другими живыми организмами, о значении сосны в жизни обитателей леса.

          Воспитывать понимание того, что в природе всё взаимосвязано и целесообразно.

         Формировать первичные представления о пищевых цепях. Развивать у детей познавательный интерес, желание исследовать, получать новые знания; развивать связную речь и логическое мышление.

          Познакомить с лечебными свойствами этого дерева и её смолы - живицы.

Оборудование и материалы:  письмо Лесовичка, демонстрационная картина "Сосна", предметные картинки с изображением животных и растений, связанных с сосной ( С. А. Васильева В. И. Мирясова: "Тематический словарь в картинках" "Мир растений и грибов", " Мир животных", предметные картинки символы: капля воды, изображение ветра, воздуха (пустой лист), солнца, почвы, снежинка, дождь.

          Музыкальное произведение Э. Григ "Утро".

Предварительная работа:

Целевые экскурсии и прогулки в лес, по территории детского сада, наблюдение за деревьями (осень - зима), сбор шишек, желудей, опавших листьев, коры. Сравнение коры сосны и ели.

Чтение произведений:

И.Соколов - Микитов "Глухари", "Сосновый бор"

В. Рожденственский "Вот сосны..."

И.Бунин  "Чем жарче день , тем сладостней в бору..."

Сказка старичка - лесовичка (кн. Т.И. Подрезова "Материал к занятию по развитию речи)

С.А. Есенин "Поёт зима - аукает"

                    "Заколдован невидимкой..."

М.Ю. Лермонтов "На севере диком"

Рисование: "Сосны до неба хотят дорасти"

                    "Сосна в зимнем уборе"

Ручной труд: поделки из сосновых и еловых шишек

Рассматривание репродукций: И. Шишкин "Утро в сосновом бору"

                                                                          "На севере диком".

Исследовательская работа: сравнение хвои и шишек сосны и ели, коры изъеденной желудями.

Д.игра: "Дерево - это...", "Кто с кем дружит".

Виды деятельности, использованные на занятии: экспериментирование, беседа.

Место проведения: групповое помещение.

Ход занятия.

Воспитатель I. часть. Организационный момент.

-Стук в дверь. В группу входит ребёнок в костюме лосовичка.

Воспитатель: ребята, кто это к нам пришёл в гости

Ребёнок: Я внук старичка - Лесовичка, хозяина леса, принёс вам посылку от деда.(воспитатель берёт посылку, читает: г.Дзержинский, Московская область"Детский сад №5"группа "Солнышко". Открывает посылку)

Воспитатель: - А здесь письмо.

"Здравствуйте, дети. Я часто видел вас в своём лесу. Знаю, вы любите природу и лесных жителей и внимательно относитесь к ним. В моём лесу много разных деревьев. Отгадайте, о каком дереве из них эта загадка:

У меня длинней иголка, чем у ёлки

Очень прямо я расту в высоту

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке.

Дети: Это сосна.

Воспитатель: Как вы догадались?

Дети: Сосна тоже хвойное дерево и ствол у неё прямой и высокий. Ветви у сосны в лесу на верху, потому, что внизу света меньше.

: (читает дальше письмо) "Ребята, а знаете ли вы, что нужно сосне для роста, где растёт сосна и с кем дружит? А помогут вам в этом мои подсказки, которые я прислал. Готовы? Тогда получите первую подсказку (раздаются предметные картинки символы: солнце, капля воды, снежинка, земля с корнями, ветер, воздух , семечко сосны)

-Что нужно сосне для роста? (ребёнок берёт картинку, объясняет и прикрепляет у сосны).

* Солнце - сосна не может жить без света и тепла.

* Вода - сосна пьёт воду, как и люди.

* Снег - укроет корни сосны и ветви, чтобы не замёрзли зимой, а весной, когда начнёт таять, напоит дерево.

* Дождь - освежает хвою, напоит дерево.

* Ветер - переносит пыльцу сосны с одних шишек на другие, а ещё и сосна сосны при помощи ветра перелетят в другое место.

* Воздух - сосна дышит чистым воздухом и очищает воздух, делая его пригодным для дыхания человека и других живых существ.

* Земля - сосна при помощи корней получает питательные вещества

Воспитатель: - Ребята, какие вы молодцы: не только рассказали, что необходимо для жизни сосны, но и объяснили почему.

Сосна стройна и красива. Словно стрелы ходят ввысь сосновые стволы. Сквозь ажурные кроны сосен льются на землю потоки солнечного света. Внизу сосновая кора грубая, серо - коричневая, а наверху тонкая, золотисто - оранжевая. Воздух в сосновых лесах особенно сухой. А как называются сосновые леса? (Бор, сосняки)

- Дети, давайте вспомним и расскажем Лесовичку стихи об этих стройных и красивых деревьях.

1. Сосны до неба хотят дорасти

    Небо ветвями хотят подмести,

    Чтобы в течении года

    Ясной стояла погода.

2. Поёт зима, аукает, Мохнатый лес баюкает.

     Сто звоном сосняка.

     Кругом с таской глубокою

     Плывут в страну далёкую

     Седые облака.

3. Чем жарче день, тем сладостнеё в бору

Дышать сухим смолистым ароматом.

И весело мне было поутру

Бродить по этим солнечным палатам.

4. Шумят сосновые леса

     И сосны стройные литые

     Как будто стрелы золотые

     Уходят смело в небеса.

5. Заколдован невидимкой

     Дремлет лес под сказкой сна,

     Словно белою косынкой

     Подвязалася сосна.

     Покачнулась, как старушка,

     Оперлася на клюку,

     А над самою макушкой

       Дремлет дятел на суку.

- Молодцы, какие интересные стихи вы прочитали, а теперь представили, сто вы сосны

Психогимнастика: "Я стройное дерево" (звучит музыка Э.Г. Грига "Утро").

  Представьте себя деревом вросшим корнями в землю, тянущемся к солнцу, покачивающим ветками при дуновении лёгкого ветра. Ветер усилился, дерево крепко держится корнями в земле. Падает снег, ветви чуть сгибаются под снегом, дерево засыпает. Наступает весна, дерево медленно просыпается ото сна, снег тает, ветви выпрямляются, тянутся к солнцу.

Воспитатель: Как выразительно вы передавали настроение дерева! Какие стройные высокие деревья у вас получились!

- Много лесных обитателей можно встретить в сосновом бору. Чем же их привлекает это дерево?

Дети: Одни животные там живут, другие животные используют сосну как  "столовую", а третьи - и живут и питаются на этих деревьях.

Воспитатель: правильно. Много в сосновом лесу любителей полакомиться сосновыми шишками и хвоей и даже корой древесной. Каждый старается сорвать шишку и добраться до семян, в холодную зимнюю стужу подкормиться хвоей. Гадайте, кто же эти лакомки?

1. Лишь пурга окрест завоет

     Морозы станут злей,

     Я столовую открою

      Для ...(клестов и глухарей). (выставляется предметная картинка)

Воспитатель: Правильно, клесты очень любят семена, которые достают своим удивительным крестообразным клювом. А глухари питаются хвоей, которая в зимний период становится основной пищей.

2. Вот красавица сосна.

     Почему сосна грустна?

     Причинил ей много бед

     Вот такой жук ...(короед) (выставляется предметная картинка)

Воспитатель: Кто же поможет пасти дерево?

Дети: Дятел. Он ест жука - короеда и его личинки. Этих птиц называют "санитарами леса".

Дети: Дятел обитает в дуплах сосен. Зимой, когда нет насекомых, он кормится семенами сосны.

3. Кто с высоких стройных сосен

      В ребятишек шишку бросил (белка) (выставляется предметная картинка)

Дети: Белка зимой питается семенами сосны. Краска белки похожа на цвет сосновой коры. Когда мы ходили в лес, то видели, как белка сбрасывает пустые шишки. Мы их собирали.  Некоторых ещё семена оставались.

4. Я лесной исполин, брожу средь сосен и осин.(лось)

Воспитатель: Что ест лось в холодную , голодную зиму?(Ест хвою , веточки, обгладывает кору молодых сосен. А летом питается порослью лиственных деревьев, травами, мхами.

5. Я мохнатый червячок, полосатый бочок

     Скоро бабочкою стану, закружусь я над поляной. (гусеница)

Воспитатель: Гусеница бражника соснового кормится на сосне. Появляющиеся бабочки имеют окраску, схожую с окраской сосны. То питается гусеницами?

 Дети: Разные птицы.

Воспитатель: Нужны гусеницы в лесу?

(да)

- Но ведь они вредят дереву?

Дети: Если пропадут гусеницы, то исчезнут из леса птицы, уидут некоторые животные, которые питаются птицами.

Воспитатель: Молодцы.

6. На полянке у сосенок

   Ом построен из иголок.

    За травой не виден он. А жильцов в нём миллион (муравейник)

Дети: Муравьи часто строят свои жилища в сосняках, используя для строительства хвоинки. Ежедневно в своё гнездо они доставляют много тысяч насекомых.

Воспитатель: Значит, муравьи не только используют сосну (хвоинки). Но и помогают дереву избавиться от нежелательных насекомых: личинки соснового пильщика, куколок различных бабочек, гусениц.

А какие ещё животные дружат с сосной?

Медведь объедается семенами сосны, пред тем, как залечь в берлогу.

Зайцы любят кору молодых сосенок, бурундуки.

Физкультминутка.

По тропинке в лес пойдём

Наши ножки не устали. А быстрее пошагали.

До поляны добежали

У пенёчков сразу встали.

Мы посмотрим вправо, влево

Вниз под ноги поглядим

И присядем посидим.

 Теперь на мох ступаем,

Мягко, мягко наступаем,

Как по мягкому ковру

Ходим тихо мы в бору.

А во мхе боровички

Чудо дивное грибки.

А средь молодых сосенок

 Блестящей тёмной шапочке

Растёт грибок маслёнок.

Дружно рядышком стоят

И в корзинку не хотят.

Воспитатель:  какие грибы растут в бору?

Дети: Гриб - боровик, маслята.

Воспитатель: Гриб боровик не только вкусный. Но и играет большую роль в лесах, усваивая мёртвые остатки растений. Он является своеобразным санитаром леса.

Воспитатель: В сосновых лесах растёт много растений, которые любят свет. Это кустарники: черника. Брусника. Очень полезные ягоды. Сон - трава, заячья капуста. Кошачья лапка - всё это растёт на песчаных почвах. А на болотистых, покрытых кочками местах, где растёт болотистая низкорослая сосна, осень созревает клюква.

- Почему же все эти растения живут рядом с сосной?

 Дети: Потому. Что они любят свет, а в сосняках всегда светло, т.к. солнечные лучи легко проникают сквозь хвоинки.

- Запомните эти растения. Чтобы потом нарисовать их в нашем альбоме.

Вы сегодня назвали много животных и других живых организмов. Которые живут рядом с сосной. Представьте себе, что сосны срубили. (выставляется картинка пня) что же произойдёт с животными, ведь исчезли и хвоя и кора, и ветки, которыми питались многие животные и для которых ветви и ствол были и домом и столовой.

*Исчезнет  Столовая для дятла и если он не найдёт корм, он улетит из леса или погибнет.

*Другие птицы: клесты, глухари тоже улетят из леса.

*Лоси тоже уйдут или могут зимой погибнуть.

*Муравьи тоже покинут свой дом, не будет личинок для еды.

*Растения могут исчезнуть, которые живут в сосняках.

Воспитатель: Дети, вы правильно отметили, что случится в лесу, если человек уничтожит дерево или лес. А что произойдёт. Если мы посадим дерево?

*Появятся новые дома для белки и дятла.

*Появятся новые столовые для клестов, дятлов лосей, муравьев.

*В лесу станет больше животных.

*Воздух станет чище.

Воспитатель: Ребята. А вот что Лесовичок вам хочет сообщить.

  Сосна издревле считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек лечат простуды. Хвойные ванны успокаивают человека укрепляют его организм. Молодые побеги сосны заготавливают, сушат, а отвары настаивают и используют как витаминные средства. Воздух в сосновых лесах особенный. Сухой, целебный. Пахнет разогретой смолой. Сосновую смолу называют живицей. Потому, что она обладает способностью заживлять древесные раны. Из смолы получают много полезных нужных веществ. Выучите, пожалуйста, скороговорку:

Словно капелька стекла

По сосне смола текла.

Капли соком были,

На стволе застыли.

На прощание я вам посылаю вот такой сувенир для пополнения ваших знаний о сосне. (Дети прощаются с Лесовичком. Из мешочка раздаются кусочки янтаря разного цвета, формы и поделки из него)

Исследовательская деятельность:

Воспитатель: Ребята. Что же прислал нам Лесовичок? (камни) Вы знаете, что эти камни образовались из смолы. Смола древних сосен окаменела и превратилась вот в такой камень, который называется - янтарь. Давайте с вами внимательно рассмотрим янтарь.

1. Рассматривание образцов янтаря разного цвета и формы (дети называют цвет, форму, свойства)

2. Сравнение обработанного и необработанного камня:

а) обработать кусочек янтаря стальным надфилем и шлифовальной шкуркой (янтарь - мягкий камень)

б) натереть кусочек обработанного янтаря шерстяной тканью и положить рядом с ним мелко нарезанную бумагу - бумага прилипнет к янтарю (янтарь - электрический камень)

в) поджечь опилки - горят (янтарь - горючий камень)

3. Эти камни хранят тепло древних сосен. Но самое удивительное это то, что эти камин рождены деревом. Янтарь называют солнечным камнем. Мастера изготавливают их янтаря украшения и целые предметы для комнат. Вот в этой книге, которую мы рассмотрим позже, вы увидите много удивительных вещей. В дальнейшем мы будем пополнять нашу коллекцию янтаря. Вот такое удивительное дерево - сосна!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект развивающего занятия по программе "Развивающие игры".

Тема занятия: Игры, направленные на развитие устойчивости внимания. Разработка представляет собой комплексное занятие, направленноена развитие памяти, внимания, мышления, моторики детей старшего дошко...

Конспект итогового занятия по экологии для детей 6-7 лет на тему: «Экстренное совещание юных экологов»

Целью данного занятия является экологическое прсвещение детей дошкольного возраста, путем "решения" экологических проблем родной страны и области....

Развивающее занятие по экологии с элементами арт-терапии: «Прогулка по лесу»

Занятие на развитие экологического мышления и воспитания ответственного, бережного отношения к природе для старшего дошкольного возраста....

Конспекты развивающих занятий в ясельной группе Развивающие занятия В ясельной группе. (Конспекты занятий) Подготовила: Савченко Алина Рустамовна

Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь с...

Конспект открытого занятия по экологии в средней группе на тему: «Юный эколог» (экологический квест)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие...