Конспект развивающего занятия по экологии.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Конспект развивающего занятия по экологии для старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologiya__konspekt.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: "Шумят сосновые леса".
Возраст дошкольников: 5-6 лет (старшая группа)
Цель: Сформировать у детей устойчивое положительное отношение к сосне, как живому существу.
Задачи: Формировать эмоционально положительное отношение к природе. Развивать представление о взаимосвязи сосны с окружающей средой и другими живыми организмами, о значении сосны в жизни обитателей леса.
Воспитывать понимание того, что в природе всё взаимосвязано и целесообразно.
Формировать первичные представления о пищевых цепях. Развивать у детей познавательный интерес, желание исследовать, получать новые знания; развивать связную речь и логическое мышление.
Познакомить с лечебными свойствами этого дерева и её смолы - живицы.
Оборудование и материалы: письмо Лесовичка, демонстрационная картина "Сосна", предметные картинки с изображением животных и растений, связанных с сосной ( С. А. Васильева В. И. Мирясова: "Тематический словарь в картинках" "Мир растений и грибов", " Мир животных", предметные картинки символы: капля воды, изображение ветра, воздуха (пустой лист), солнца, почвы, снежинка, дождь.
Музыкальное произведение Э. Григ "Утро".
Предварительная работа:
Целевые экскурсии и прогулки в лес, по территории детского сада, наблюдение за деревьями (осень - зима), сбор шишек, желудей, опавших листьев, коры. Сравнение коры сосны и ели.
Чтение произведений:
И.Соколов - Микитов "Глухари", "Сосновый бор"
В. Рожденственский "Вот сосны..."
И.Бунин "Чем жарче день , тем сладостней в бору..."
Сказка старичка - лесовичка (кн. Т.И. Подрезова "Материал к занятию по развитию речи)
С.А. Есенин "Поёт зима - аукает"
"Заколдован невидимкой..."
М.Ю. Лермонтов "На севере диком"
Рисование: "Сосны до неба хотят дорасти"
"Сосна в зимнем уборе"
Ручной труд: поделки из сосновых и еловых шишек
Рассматривание репродукций: И. Шишкин "Утро в сосновом бору"
"На севере диком".
Исследовательская работа: сравнение хвои и шишек сосны и ели, коры изъеденной желудями.
Д.игра: "Дерево - это...", "Кто с кем дружит".
Виды деятельности, использованные на занятии: экспериментирование, беседа.
Место проведения: групповое помещение.
Ход занятия.
Воспитатель I. часть. Организационный момент.
-Стук в дверь. В группу входит ребёнок в костюме лосовичка.
Воспитатель: ребята, кто это к нам пришёл в гости
Ребёнок: Я внук старичка - Лесовичка, хозяина леса, принёс вам посылку от деда.(воспитатель берёт посылку, читает: г.Дзержинский, Московская область"Детский сад №5"группа "Солнышко". Открывает посылку)
Воспитатель: - А здесь письмо.
"Здравствуйте, дети. Я часто видел вас в своём лесу. Знаю, вы любите природу и лесных жителей и внимательно относитесь к ним. В моём лесу много разных деревьев. Отгадайте, о каком дереве из них эта загадка:
У меня длинней иголка, чем у ёлки
Очень прямо я расту в высоту
Если я не на опушке,
Ветви только на макушке.
Дети: Это сосна.
Воспитатель: Как вы догадались?
Дети: Сосна тоже хвойное дерево и ствол у неё прямой и высокий. Ветви у сосны в лесу на верху, потому, что внизу света меньше.
: (читает дальше письмо) "Ребята, а знаете ли вы, что нужно сосне для роста, где растёт сосна и с кем дружит? А помогут вам в этом мои подсказки, которые я прислал. Готовы? Тогда получите первую подсказку (раздаются предметные картинки символы: солнце, капля воды, снежинка, земля с корнями, ветер, воздух , семечко сосны)
-Что нужно сосне для роста? (ребёнок берёт картинку, объясняет и прикрепляет у сосны).
* Солнце - сосна не может жить без света и тепла.
* Вода - сосна пьёт воду, как и люди.
* Снег - укроет корни сосны и ветви, чтобы не замёрзли зимой, а весной, когда начнёт таять, напоит дерево.
* Дождь - освежает хвою, напоит дерево.
* Ветер - переносит пыльцу сосны с одних шишек на другие, а ещё и сосна сосны при помощи ветра перелетят в другое место.
* Воздух - сосна дышит чистым воздухом и очищает воздух, делая его пригодным для дыхания человека и других живых существ.
* Земля - сосна при помощи корней получает питательные вещества
Воспитатель: - Ребята, какие вы молодцы: не только рассказали, что необходимо для жизни сосны, но и объяснили почему.
Сосна стройна и красива. Словно стрелы ходят ввысь сосновые стволы. Сквозь ажурные кроны сосен льются на землю потоки солнечного света. Внизу сосновая кора грубая, серо - коричневая, а наверху тонкая, золотисто - оранжевая. Воздух в сосновых лесах особенно сухой. А как называются сосновые леса? (Бор, сосняки)
- Дети, давайте вспомним и расскажем Лесовичку стихи об этих стройных и красивых деревьях.
1. Сосны до неба хотят дорасти
Небо ветвями хотят подмести,
Чтобы в течении года
Ясной стояла погода.
2. Поёт зима, аукает, Мохнатый лес баюкает.
Сто звоном сосняка.
Кругом с таской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака.
3. Чем жарче день, тем сладостнеё в бору
Дышать сухим смолистым ароматом.
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам.
4. Шумят сосновые леса
И сосны стройные литые
Как будто стрелы золотые
Уходят смело в небеса.
5. Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказкой сна,
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна.
Покачнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А над самою макушкой
Дремлет дятел на суку.
- Молодцы, какие интересные стихи вы прочитали, а теперь представили, сто вы сосны
Психогимнастика: "Я стройное дерево" (звучит музыка Э.Г. Грига "Утро").
Представьте себя деревом вросшим корнями в землю, тянущемся к солнцу, покачивающим ветками при дуновении лёгкого ветра. Ветер усилился, дерево крепко держится корнями в земле. Падает снег, ветви чуть сгибаются под снегом, дерево засыпает. Наступает весна, дерево медленно просыпается ото сна, снег тает, ветви выпрямляются, тянутся к солнцу.
Воспитатель: Как выразительно вы передавали настроение дерева! Какие стройные высокие деревья у вас получились!
- Много лесных обитателей можно встретить в сосновом бору. Чем же их привлекает это дерево?
Дети: Одни животные там живут, другие животные используют сосну как "столовую", а третьи - и живут и питаются на этих деревьях.
Воспитатель: правильно. Много в сосновом лесу любителей полакомиться сосновыми шишками и хвоей и даже корой древесной. Каждый старается сорвать шишку и добраться до семян, в холодную зимнюю стужу подкормиться хвоей. Гадайте, кто же эти лакомки?
1. Лишь пурга окрест завоет
Морозы станут злей,
Я столовую открою
Для ...(клестов и глухарей). (выставляется предметная картинка)
Воспитатель: Правильно, клесты очень любят семена, которые достают своим удивительным крестообразным клювом. А глухари питаются хвоей, которая в зимний период становится основной пищей.
2. Вот красавица сосна.
Почему сосна грустна?
Причинил ей много бед
Вот такой жук ...(короед) (выставляется предметная картинка)
Воспитатель: Кто же поможет пасти дерево?
Дети: Дятел. Он ест жука - короеда и его личинки. Этих птиц называют "санитарами леса".
Дети: Дятел обитает в дуплах сосен. Зимой, когда нет насекомых, он кормится семенами сосны.
3. Кто с высоких стройных сосен
В ребятишек шишку бросил (белка) (выставляется предметная картинка)
Дети: Белка зимой питается семенами сосны. Краска белки похожа на цвет сосновой коры. Когда мы ходили в лес, то видели, как белка сбрасывает пустые шишки. Мы их собирали. Некоторых ещё семена оставались.
4. Я лесной исполин, брожу средь сосен и осин.(лось)
Воспитатель: Что ест лось в холодную , голодную зиму?(Ест хвою , веточки, обгладывает кору молодых сосен. А летом питается порослью лиственных деревьев, травами, мхами.
5. Я мохнатый червячок, полосатый бочок
Скоро бабочкою стану, закружусь я над поляной. (гусеница)
Воспитатель: Гусеница бражника соснового кормится на сосне. Появляющиеся бабочки имеют окраску, схожую с окраской сосны. То питается гусеницами?
Дети: Разные птицы.
Воспитатель: Нужны гусеницы в лесу?
(да)
- Но ведь они вредят дереву?
Дети: Если пропадут гусеницы, то исчезнут из леса птицы, уидут некоторые животные, которые питаются птицами.
Воспитатель: Молодцы.
6. На полянке у сосенок
Ом построен из иголок.
За травой не виден он. А жильцов в нём миллион (муравейник)
Дети: Муравьи часто строят свои жилища в сосняках, используя для строительства хвоинки. Ежедневно в своё гнездо они доставляют много тысяч насекомых.
Воспитатель: Значит, муравьи не только используют сосну (хвоинки). Но и помогают дереву избавиться от нежелательных насекомых: личинки соснового пильщика, куколок различных бабочек, гусениц.
А какие ещё животные дружат с сосной?
Медведь объедается семенами сосны, пред тем, как залечь в берлогу.
Зайцы любят кору молодых сосенок, бурундуки.
Физкультминутка.
По тропинке в лес пойдём
Наши ножки не устали. А быстрее пошагали.
До поляны добежали
У пенёчков сразу встали.
Мы посмотрим вправо, влево
Вниз под ноги поглядим
И присядем посидим.
Теперь на мох ступаем,
Мягко, мягко наступаем,
Как по мягкому ковру
Ходим тихо мы в бору.
А во мхе боровички
Чудо дивное грибки.
А средь молодых сосенок
Блестящей тёмной шапочке
Растёт грибок маслёнок.
Дружно рядышком стоят
И в корзинку не хотят.
Воспитатель: какие грибы растут в бору?
Дети: Гриб - боровик, маслята.
Воспитатель: Гриб боровик не только вкусный. Но и играет большую роль в лесах, усваивая мёртвые остатки растений. Он является своеобразным санитаром леса.
Воспитатель: В сосновых лесах растёт много растений, которые любят свет. Это кустарники: черника. Брусника. Очень полезные ягоды. Сон - трава, заячья капуста. Кошачья лапка - всё это растёт на песчаных почвах. А на болотистых, покрытых кочками местах, где растёт болотистая низкорослая сосна, осень созревает клюква.
- Почему же все эти растения живут рядом с сосной?
Дети: Потому. Что они любят свет, а в сосняках всегда светло, т.к. солнечные лучи легко проникают сквозь хвоинки.
- Запомните эти растения. Чтобы потом нарисовать их в нашем альбоме.
Вы сегодня назвали много животных и других живых организмов. Которые живут рядом с сосной. Представьте себе, что сосны срубили. (выставляется картинка пня) что же произойдёт с животными, ведь исчезли и хвоя и кора, и ветки, которыми питались многие животные и для которых ветви и ствол были и домом и столовой.
*Исчезнет Столовая для дятла и если он не найдёт корм, он улетит из леса или погибнет.
*Другие птицы: клесты, глухари тоже улетят из леса.
*Лоси тоже уйдут или могут зимой погибнуть.
*Муравьи тоже покинут свой дом, не будет личинок для еды.
*Растения могут исчезнуть, которые живут в сосняках.
Воспитатель: Дети, вы правильно отметили, что случится в лесу, если человек уничтожит дерево или лес. А что произойдёт. Если мы посадим дерево?
*Появятся новые дома для белки и дятла.
*Появятся новые столовые для клестов, дятлов лосей, муравьев.
*В лесу станет больше животных.
*Воздух станет чище.
Воспитатель: Ребята. А вот что Лесовичок вам хочет сообщить.
Сосна издревле считалась целебным деревом. Соком сосновой хвои и настоем сосновых почек лечат простуды. Хвойные ванны успокаивают человека укрепляют его организм. Молодые побеги сосны заготавливают, сушат, а отвары настаивают и используют как витаминные средства. Воздух в сосновых лесах особенный. Сухой, целебный. Пахнет разогретой смолой. Сосновую смолу называют живицей. Потому, что она обладает способностью заживлять древесные раны. Из смолы получают много полезных нужных веществ. Выучите, пожалуйста, скороговорку:
Словно капелька стекла
По сосне смола текла.
Капли соком были,
На стволе застыли.
На прощание я вам посылаю вот такой сувенир для пополнения ваших знаний о сосне. (Дети прощаются с Лесовичком. Из мешочка раздаются кусочки янтаря разного цвета, формы и поделки из него)
Исследовательская деятельность:
Воспитатель: Ребята. Что же прислал нам Лесовичок? (камни) Вы знаете, что эти камни образовались из смолы. Смола древних сосен окаменела и превратилась вот в такой камень, который называется - янтарь. Давайте с вами внимательно рассмотрим янтарь.
1. Рассматривание образцов янтаря разного цвета и формы (дети называют цвет, форму, свойства)
2. Сравнение обработанного и необработанного камня:
а) обработать кусочек янтаря стальным надфилем и шлифовальной шкуркой (янтарь - мягкий камень)
б) натереть кусочек обработанного янтаря шерстяной тканью и положить рядом с ним мелко нарезанную бумагу - бумага прилипнет к янтарю (янтарь - электрический камень)
в) поджечь опилки - горят (янтарь - горючий камень)
3. Эти камни хранят тепло древних сосен. Но самое удивительное это то, что эти камин рождены деревом. Янтарь называют солнечным камнем. Мастера изготавливают их янтаря украшения и целые предметы для комнат. Вот в этой книге, которую мы рассмотрим позже, вы увидите много удивительных вещей. В дальнейшем мы будем пополнять нашу коллекцию янтаря. Вот такое удивительное дерево - сосна!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект развивающего занятия по программе "Развивающие игры".
Тема занятия: Игры, направленные на развитие устойчивости внимания. Разработка представляет собой комплексное занятие, направленноена развитие памяти, внимания, мышления, моторики детей старшего дошко...
Конспект интегрированного коррекционно – развивающего занятия по экологии с элементами математики с детьми с ТНР в возрасте 5-6 лет на тему: «Поможем Лесовичку»
коррекционно - развивающее занятие с элементами математики...
Конспект итогового занятия по экологии для детей 6-7 лет на тему: «Экстренное совещание юных экологов»
Целью данного занятия является экологическое прсвещение детей дошкольного возраста, путем "решения" экологических проблем родной страны и области....
Конспект интегрированного занятия по экологии «Мы - юные экологи».
Для детей подготовительной группы...
Развивающее занятие по экологии с элементами арт-терапии: «Прогулка по лесу»
Занятие на развитие экологического мышления и воспитания ответственного, бережного отношения к природе для старшего дошкольного возраста....
Конспекты развивающих занятий в ясельной группе Развивающие занятия В ясельной группе. (Конспекты занятий) Подготовила: Савченко Алина Рустамовна
Какой детский возраст требует наибольшего внимания к себе в плане предоставляемых возможностей для ускорения психического развития ребенка, использование или неиспользование которых может иметь с...
Конспект открытого занятия по экологии в средней группе на тему: «Юный эколог» (экологический квест)
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие...