Конспект "Быт и традиции Кубанского казачества"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему
Цель занятия: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Словарная работа: глечик, макитра, рубель, скрыня.
Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение краеведческого музея в станице Ленинградской, беседы с детьми
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
byt_i_tradicii_kubanskogo_kazachestva.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель занятия: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Словарная работа: глечик, макитра, рубель, скрыня.
Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение краеведческого музея в станице Ленинградской, беседы с детьми.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших мам и пап, дедушек и бабушек. Они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?
Дети: Родственники, родычи, предки.
Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки – это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами попадём в хату наших дальних – дальних родственников – предков, хату, в которой живёт старинная казачья семья. Но для этого нам надо надеть на голову казачью папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: « Время, время – остановись! К нашим предкам повернись!»
( дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в «казачью хату» ).
В это время в «казачьей хате», убранной предметами старинного казачьего быта, сидит за прялкой пожилая казачка.
Воспитатель: Смотрите, дети! Вот мы и попали в старинную казачью хату. О да в этой хате есть хозяйка! Здравствуйте!
Казачка: (встаёт) – Здравствуйте, хлопчики и девчата! ( низко кланяется). Зовут меня – Александровна. Я всегда очень рада гостям! Проходите в нашу хату, детки дорогие, чувствуйте себя как дома.
Воспитатель: Александровна! Мы с ребятами очень хотели побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть её убранство, узнать как вы живёте, чем занимаетесь.
Казачка: С удовольствием расскажу вам обо всём, хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм (показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывают тёплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.
Его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).
А бельё я глажу вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматываю мятое полотенце, с силой провожу по нему рубелем несколько раз (показывает). Бельё получается гладким, и пахучим. ( Предоставляет детям возможность попробовать погладить, таким образом, мятое полотенце, просит повторить название «утюга» - рубель).
Казачка: Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышевкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моём доме украшены вышивкой?
Дети: Полотенца, занавески на окне, простынка малыша, подушечка.
Казачка: Правильно. А какие предметы украшены кружевом?
Дети: Скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.
Казачка: Молодцы и умницы! (подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжёлый, чугунный. Но зато каша в нём вкусная, пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нём долго не прокисает. Тесто я замешиваю в макитре – большом глиняном горшке. Ну а чаем угощаю, конечно, из самовара. Запомнили, название моей посуды? ( Воспитатель проводит словарную работу с незнакомыми словами).
Воспитатель: Александровна, наши дети знают о казаках поговорки.
Казачка: Какие же расскажите.
Дети: Конь казаку лучший друг.
Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.
Воспитатель: А ещё, мы знаем много кубанских традиций.
Казачка: Правда? А какие же?
Дети: Казаки гостей встречают хлебом – солью.
На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием.
Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы».
На казачьих праздниках всегда проходят скачки.
Казачка: Ну и молодцы, просто здорово! Всё, о чём вы говорили можно увидеть на моих фотографиях. (Подводит детей к стене и показывает старинные фотографии). Здесь мы провожаем одного казака в армию; это свадьба; вот лихие скачки.
(Дети рассматривают фотографии)
Казачка: А теперь, хлопчики и девчата, подходите к моей скрыне, так на Кубани называют сундук. А как вы думаете, что я храню в нём? ( чуть-чуть приоткрывает крышку).
Дети: Наверное, одежду?
Казачка: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартушки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Примерьте – ка, может и вам понравится одеваться по-казачьи.
( Дети наряжаются, кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку, любуются собой в казачьей одежде).
Казачка: Теперь – вы настоящие казачата. Я дарю вам эту одежду.
( Бьют часы с кукушкой))
Воспитатель: Дети часы не зря бьют. Мы с вами засиделись у гостеприимной хозяйки, пора и честь знать.
Казачка: А запомнили ли хлопчики и девчата то, о чём я вам рассказывала. Как называется глиняный горшок для молока?
Дети: Глэчик.
Казачка: А для теста?
Дети: Макитра.
Казачка: А чем гладят казачки бельё, как называется этот «утюг»?
Дети: Рубель.
Казачка: Ну молодцы настоящие казачата. На прощанье я хочу вам подарить вкусные булочки, которые я испекла из муки нового урожая. В добрый путь! И никогда не забывайте своих предков, помните о них.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№1
СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН
Согласованно:
Конспект занятия
в старшей группе
« Ты, Кубань, ты наша Родина!»
Воспитатель: Новикова Н.В.
2011год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развиват...
"Традиции и быт кубанского казачества"
Цель: 1. Воспитывать любовь к малой Родине;2. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества;3. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.Словарная работа: глэчик, м...
«Традиции и быт кубанского казачества»
ННОД по региональной культуре...
Традиции Кубанского казачества в процессе реализации дополнительной образовательной программы «Мы – казаки»
Традиции Кубанского казачества в процессе реализации дополнительной образовательной программы «Мы – казаки»(Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста) «Человеку никак нель...
«Приобщение к национально -культурным традициям кубанского казачества по средствам изучения декоративно прикладного искусства»
Народное искусство на Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин-казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчик...
Тема «Одежда и традиции Кубанского казачества».
Тема «Одежда и традиции Кубанского казачества».Цель:Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями Кубанских казаков; углублять знания детей о казачьей одежде, её назначении, назван...
«Формирование начального представления о кубанском казачестве в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества»
laquo;Формирование начального представления о кубанском казачестве в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества»...