Конспект "Быт и традиции Кубанского казачества"
методическая разработка по окружающему миру (средняя группа) на тему

Новикова Наталья Викторовна

 

Цель занятия: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью,  бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Словарная работа: глечик, макитра, рубель, скрыня.

Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение краеведческого музея в станице Ленинградской, беседы с детьми

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon byt_i_tradicii_kubanskogo_kazachestva.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель занятия: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью,  бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Словарная работа: глечик, макитра, рубель, скрыня.

Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение краеведческого музея в станице Ленинградской, беседы с детьми.

         

              Ход занятия:

Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших мам и пап, дедушек и бабушек. Они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?

Дети: Родственники, родычи, предки.

Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки – это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами попадём в хату наших дальних – дальних родственников – предков, хату, в которой живёт старинная казачья семья. Но  для этого нам надо надеть на голову казачью папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: « Время, время – остановись! К нашим предкам повернись!»

( дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в «казачью хату» ).

В это время в «казачьей хате», убранной предметами старинного казачьего быта, сидит за прялкой пожилая казачка.

Воспитатель: Смотрите, дети! Вот мы и попали в старинную казачью хату. О да в этой хате есть хозяйка! Здравствуйте!

Казачка: (встаёт) – Здравствуйте, хлопчики и девчата! ( низко кланяется). Зовут меня – Александровна. Я всегда очень рада гостям! Проходите в нашу хату, детки дорогие, чувствуйте себя как дома.

Воспитатель: Александровна! Мы с ребятами очень хотели побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть её убранство, узнать как вы живёте, чем занимаетесь.

Казачка: С удовольствием расскажу вам обо всём, хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм (показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывают тёплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.

Его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).

А бельё я глажу вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматываю мятое полотенце,  с силой провожу по нему рубелем несколько раз (показывает). Бельё получается гладким, и пахучим. ( Предоставляет детям возможность попробовать погладить, таким образом, мятое полотенце, просит повторить название «утюга» - рубель).

Казачка: Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышевкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моём доме украшены вышивкой?

Дети: Полотенца, занавески на окне, простынка малыша, подушечка.

Казачка: Правильно. А какие предметы украшены кружевом?

Дети: Скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.

Казачка: Молодцы и умницы! (подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжёлый, чугунный. Но зато каша в нём вкусная, пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нём долго не прокисает. Тесто я замешиваю в макитре – большом глиняном горшке. Ну а чаем угощаю, конечно, из самовара. Запомнили, название моей посуды? ( Воспитатель проводит словарную работу с незнакомыми словами).

Воспитатель: Александровна, наши дети знают о казаках поговорки.

Казачка: Какие же расскажите.

Дети: Конь казаку лучший друг.

          Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.

          Казак без коня, что солдат без ружья.

          Казак сам не ест, а коня накормит.

          Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.

          Сам погибай, а коня выручай.

          Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

Воспитатель: А ещё, мы знаем много кубанских традиций.

Казачка: Правда? А какие же?

Дети: Казаки гостей встречают хлебом – солью.

          На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием.

          Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы».

          На казачьих праздниках всегда проходят скачки.

Казачка: Ну и молодцы, просто здорово! Всё, о чём вы говорили можно увидеть на моих фотографиях. (Подводит детей к стене и показывает старинные фотографии). Здесь мы провожаем одного казака в армию; это свадьба; вот лихие скачки.

(Дети рассматривают фотографии)

Казачка: А теперь, хлопчики и девчата, подходите к моей скрыне, так на Кубани называют сундук. А как вы думаете, что я храню в нём? ( чуть-чуть приоткрывает крышку).

Дети: Наверное, одежду?

Казачка: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартушки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Примерьте – ка, может и вам понравится одеваться по-казачьи.

( Дети наряжаются, кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку, любуются собой в казачьей одежде).

Казачка: Теперь – вы настоящие казачата. Я дарю вам эту одежду.

 ( Бьют часы с кукушкой))

Воспитатель: Дети часы не зря бьют. Мы с вами засиделись у гостеприимной хозяйки, пора и честь знать.

Казачка: А запомнили ли хлопчики и девчата то, о чём я вам рассказывала. Как называется глиняный горшок для молока?

Дети: Глэчик.

Казачка: А для теста?

Дети: Макитра.

Казачка: А чем гладят казачки бельё, как называется этот «утюг»?

Дети: Рубель.

Казачка: Ну молодцы настоящие казачата. На прощанье я хочу вам подарить вкусные булочки, которые я испекла из муки нового урожая. В добрый путь! И никогда не забывайте своих предков, помните о них.

   

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

   УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА№1

  СТАНИЦЫ ЛЕНИНГРАДСКОЙ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

                              ЛЕНИНГРАДСКИЙ РАЙОН

                                                           Согласованно:

                  Конспект занятия

               в старшей группе

    « Ты, Кубань, ты наша Родина!»

                                                   Воспитатель: Новикова Н.В.

                                               2011год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развиват...

"Традиции и быт кубанского казачества"

 Цель: 1. Воспитывать любовь к малой Родине;2. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества;3. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.Словарная работа: глэчик, м...

«Традиции и быт кубанского казачества»

ННОД по региональной культуре...

Традиции Кубанского казачества в процессе реализации дополнительной образовательной программы «Мы – казаки»

Традиции Кубанского казачества в процессе реализации дополнительной образовательной программы «Мы – казаки»(Духовно – нравственное воспитание детей дошкольного возраста) «Человеку никак нель...

«Приобщение к национально -культурным традициям кубанского казачества по средствам изучения декоративно прикладного искусства»

—Народное искусство на Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин-казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчик...

Тема «Одежда и традиции Кубанского казачества».

Тема «Одежда и традиции Кубанского  казачества».Цель:Знакомить детей с жизнью, традициями и обычаями Кубанских казаков; углублять знания детей о казачьей одежде, её назначении, назван...

«Формирование начального представления о кубанском казачестве в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества»

laquo;Формирование начального представления о кубанском казачестве в многообразии исторических и культурных традиций кубанского казачества»...