Внимание-опасно!
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе детского сада.Ребята узнают много нового и интересного о лекарственных и ядовитых растениях.Материал можно использовать в начальных классах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vnimanie_-_opasno.zip | 22.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Южное окружное управление образования
Государственное образовательное учреждение
Детский сад №935
Тема: «Внимание-опасно!»
(конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе)
Подготовила:
воспитатель подготовительной группы
вторая квалификационная категория
Левченко В.А.
г.Москва
2011г.
Задачи:
1.Уточнить и расширить представление детей о лекарственных растениях.
2.Обобщить и систематизировать знания детей о ядовитых растениях.
3.Содействовать формированию навыков логического мышления, умению анализировать.
4.Закрепить у детей понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.
5.Воспитывать бережное отношение к растениям, желание охранять их.
Материал к занятию: «лужайки» зелёного и чёрного цвета, иллюстрации с изображениями лекарственных и ядовитых растений, «Вальс цветов» П.И.Чайковского, магнитофон, музыкальные инструменты, косынки, костюм волка, медведя, вороны, паука, корзинка.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, замечательный русский писатель К. Паустовский сказал: «Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе».
А что такое природа?
(ответы детей)
Воспитатель: Да, природа-это то, что не сделано руками человека. Это окружающие нас растения, животные, вода, воздух, горы, почва, солнце и многое другое. Сегодня мы с вами поговорим о растениях, которые, оказывается, могут быть не только полезны для человека, но и опасны.
Они бывают разные:
Полезные, опасные,
Красивые, пахучие,
С листьями, колючие.
Лекарства заменяют
И лакомством бывают,
И чаем нас напоят,
И даже дом построят.
Земли они творенья,
Зовём мы их…(растения).
А вы знаете, как появились растения на Земле?(ответы).Сегодня я расскажу вам очень интересную сказку.
Возвращался Иван-Царевич от Бабы-Яги, доехал до большой реки, а моста нет. Махнул он три раза платком в правую сторону-повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул три раза в левую сторону-радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-Царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми да и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколочки цветочками. Одни цветы были добрые-от следов Ивана-Царевича, а другие ядовитые- это там, где Баба-Яга ступала.
Какие растения вы считаете добрыми? А какие могут быть ядовитыми? (ответы).
Перед вами находится панно с растениями, которые мы разделим. Добрые посадим на зелёной лужайке, а ядовитые на лужайке чёрного цвета.
(Воспитатель зачитывает описание растения, дети выходят к панно и «сажают» на определённой лужайке).
1)Растёт в лесах на стебле один цветок, после его отцветания образуется чёрная плод-ягода, напоминающий вороний глаз. За сходство с ним растение и получило своё название. Всё растение и особенно плод-ядовито.
Очень зло глядит на вас
Из травы « вороний глаз».
Посмотрите, даже вид
Этих ягод ядовит.
2)Всё растение покрыто шелковистыми волосками. Цветки белые, иногда розоватые. Цветёт в летние месяцы. Используется для приготовления лечебных чае, отваров.
Тысячелистник-пахнет сладко и смолисто,
В зонт бело-розовый собрал свои цветочки.
На стебле-тысяча мельчайших листьев.
Возьмите сосчитайте-это –точно!
3)В еловом лесу мелкими розоватыми цветами зацвёл кустарник. Листья растения продолговатые, к концу слегка заострённые. Растут эти листья пучками на концах ветвей. А ниже их на ветках появляются к осени ярко-красные ягоды величиной с горошину.
Ягоды овально-красные
Хоть и красивы, но опасны!
Растенье очень ядовито,
Не зря зовётся- волчье лыко!
4)Лекарственное растение с жёлто-оранжевыми цветками, собранными в соцветия. Листья этого растения чрезвычайно схожи с рябиновыми. Можно встретить везде: возле дорог, на полях, в лесах.
Пусть пижма скромна, да лечебная всё же,
Не зря же цветки на таблетки похожи,
Ещё на цыплят, ярко-жёлтых пока,
На ощупь-на замшевый носик щенка.
5)Сильно ветвистый ядовитый кустарник с серовато-бурой корой. Плоды красные с желтоватыми морщинистыми косточками.
У неё кусты высоки, густы,
Ствол и ветки трубкой, очень хрупкой
Ягоды красны, да не вкусны.(Бузина)
6)Трудно пройти мимо этой травы густо покрытой жёлтыми звёздочками цветов. Стебель у неё прямой, голый, листья продолговатые. Цветёт растение в июне-августе.
А вот растенье-зверобой,
Лист -продырявленный такой;
Должно быть, шить училась пчёлка,
Колола жалом, как иголкой.
Но знайте- нет его полезней,
Он прогоняет сто болезней!
Динамическая пауза: дети слушают «Вальс цветов» П. И. Чайковского, танцуют под музыку.
Инсценировка сказки «На лесной тропинке».
Автор: На выходные Таня поехала в деревню к бабушке и дедушке. Мама дала ей корзинку и сказала…
Мама: Танюша! Если ты вернёшься из леса с полной корзинкой съедобных ягод, то получишь эту корзинку в подарок. Но если в корзинку попадёт хоть одна ядовитая лесная ягода, то подарка тебе не видать.
Таня: Но я не знаю, какие ягоды съедобны, а какие ядовиты.
Мама: Разобраться в этом тебе помогут лесные животные: насекомые, звери и птицы.
Автор: Таня пошла по узенькой тропинке среди трав и цветов. Скоро она заметила пышный зелёный куст, усыпанный мелкими ярко-красными ягодами, собранными в гроздья.
Таня: Хорошенькие ягодки. Может быть, набрать их?
Автор: Только она протянула руку, чтобы сорвать ягоду, как откуда ни возьмись, появился большущий паук.
Таня: Ой! (отдёргивает руку)
Автор: А паук тут же оплёл весь куст серебристой паутиной. Так что собрать ягодки при всём желании Таня теперь не могла.
Таня: Почему ты не дал мне собрать ягоды, противный паук?
Паук: Потому, что эти ягоды, хоть и красивые, но есть их нельзя. Кустарник, на котором они растут, называется бузиной.
Автор: Делать нечего, Таня пошла дальше. Возле самой тропинки она заметила чёрную сочную ягодку, лежащую на зелёном листе. Ягода была похожа на глаз, обрамлённый длинными ресницами.
Таня: Удивительная ягодка. На глаз похожа, сорву –ка я её.
Автор: Вдруг с самой верхушки дерева с шумом сорвалась ворона и громко закаркала.
(Вылетает ворона, хлопает крыльями).
Таня от испуга отпрянула в сторону. Ворона махнула крылом, сбила чёрную ягодку, и та упала на землю и затерялась в траве.
Таня: Эх! Разве теперь найдёшь её. Вредная ворона, зачем ты ягодку у меня отняла?
Ворона: Во-первых, я не вредная, а во-вторых, не отняла, а наоборот, помогла тебе. Ягодка эта очень ядовитая. Вороньим глазом называется. Она и вправду на мой глаз похожа. Хорошо, что ты её в корзинку не положила.
(Улетает)
Автор: Таня дальше пошла. Тут она увидела невысокий куст с алыми сочными ягодами, похожими на вишенки.
Таня: Вот ещё ягоды! Эти-то ягоды, наверно, хорошие. Вон какие аппетитные да сочные. Но вдруг и они ядовитые? Как бы это узнать?
Автор: Она остановилась возле куста в нерешительности. Вдруг на тропинке появился серый волк.
Волк: Не рви, Таня, эти ягоды. Они ядовитые, называют их волчьими ягодами, а иногда волчьим лыком.
Таня: Хорошо! Не буду их рвать. Только вот беда! Корзиночка-то у меня совсем пустая, а мама сказала, что нужно принести полную корзинку ягод. Где же я их найду, если одни ядовитые ягоды попадаются?
Волк: Не горюй, Танюша! В нашем лесу растёт много хороших вкусных ягод: и малина, и голубика, и ежевика, и брусника. Вот мишка-медведь идёт, он хорошо в ягодах разбирается, любит ими лакомиться. Он тебе и поможет.
Медведь: Кому нужно помочь?
Волк: Вот девочке помоги.
Медведь: Пойдём. Я знаю, где тут заросли душистой спелой малины, где голубика листочком укрывается, где сладкая черника прячется.
Автор: Таня пошла с медведем, и скоро её корзинка доверху наполнилась вкусными ягодами. Попрощалась с добрым медведем и побежала по тропинке на опушку, где ждала её мама.
Мама: Ну, показывай свои трофеи.
Таня: Вот полную корзинку набрала.
Мама: Вижу-вижу! Молодец! Ни одной ядовитой нет. Все хорошие, съедобные, полезные.
Таня: Мне звери и птицы помогли.
Мама: Что ж, получай приз!(отдаёт корзинку)
Воспитатель: Ребята, кроме ягод и трав нам нужно вспомнить и о грибах. Помогут нам в этом частушки, которые исполнят ваши товарищи.
(4 ребёнка исполняют частушки, а остальные подыгрывают на музыкальных инструментах)
Загадки о грибах.
Гриб красен да,
Для здоровья опасен.( Мухомор)
Возле пней и на лужайке
Мы всегда гуляем стайкой.
Очень дружные ребята,
Называют нас…(опята).
Очень бледная на вид.
Яд опаснейший таит. (Бледная поганка)
Этот грибок-
Берёзы сынок.
Кто его найдёт-
В кузовок кладёт. (Подберёзовик)
Грибы похожи на опят,
Но спрятан в них опасный яд. (Ложные опята)
Воспитатель: Припомните, пожалуйста, какие хорошие, съедобные грибы вы знаете.(ответы детей). Это белые, подберёзовики, подосиновики, сыроежки, лисички, рыжики, маслята, опята. Их смело можно класть в корзинку. Только не собирайте эти грибы, если они червивые, изъеденные слизнями, старые. В таких грибах образуются ядовитые вещества, ими можно отравиться.
Воспитатель подводит детей к высказыванию правил:
-После прогулки надо обязательно вымыть руки с мылом.
-Нельзя брать в рот первую попавшуюся травинку, она может быть ядовита.
-Нельзя рвать незнакомое красивое растение с яркими плодами, оно может быть ядовито.
Воспитатель: Никогда не ешьте
Незнакомых ягод…
И грибы - поганки
В рот тащить не надо:
Голова закружиться,
Заболит живот,
И от отравления
Доктор не спасёт…
Ничто в природе не существует просто так. И даже ядовитые растения кому-то нужны: ими лечатся животные, поэтому уничтожать их не следует. Все свои сокровища природа отдаёт человеку и за это просит только одного - беречь её. Так давайте будем беречь и охранять нашу природу!
Список использованной литературы:
1.Скляревский Л. Я. ,Губанов И. А. Лекарственные растения в быту. - М,2001г.
2.М.Лукашина. Грибы-грибочки. - Дрофа Плюс,2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Внимание опасно!"
Участники проекта - дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели групп....
Сценарий досуга "Внимание,опасность!"
Данный досуг помогает закрепить детям знания о правилах дорожного движения,о правилх обращения с эл.приборами и огнем,а так же о том, как себя вести с незнакомыми людьми....
Педагогический проект "Внимание опасно!"
Участники проекта - дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели групп. ...
Игра – путешествие "Внимание! Опасная компания!"
Профилактика самовольных уходов...
Родителям о правилах безопасности в природе. Внимание опасность! «Ядовитые грибы»
Родителям о правилах безопасности в природе Внимание опасность!«Ядовитые грибы»...
Внимание! Опасные предметы!
Найденные предметы могут оказаться угрозой для жизни....
Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения для дошкольников
Правила безопасного поведения для дошкольников...