Внимание-опасно!
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Занятие по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе детского сада.Ребята узнают много нового и интересного о лекарственных и ядовитых растениях.Материал можно использовать в начальных классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon vnimanie_-_opasno.zip22.25 КБ

Предварительный просмотр:

Южное окружное управление образования

Государственное образовательное учреждение

Детский сад №935

Тема: «Внимание-опасно!»

(конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе)

Подготовила:

воспитатель подготовительной группы

вторая квалификационная категория

Левченко В.А.

г.Москва

2011г.                                                                           

Задачи:

1.Уточнить и расширить представление детей о лекарственных  растениях.

2.Обобщить и систематизировать знания детей о ядовитых растениях.

3.Содействовать формированию  навыков логического мышления, умению анализировать.

4.Закрепить у детей понятие о взаимосвязи растительного мира и человека.

5.Воспитывать бережное отношение к растениям, желание охранять их.

Материал к занятию: «лужайки» зелёного и чёрного цвета,  иллюстрации с изображениями лекарственных и ядовитых растений, «Вальс цветов» П.И.Чайковского, магнитофон, музыкальные инструменты, косынки, костюм волка, медведя,  вороны, паука, корзинка.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, замечательный русский писатель К. Паустовский сказал: «Природа учит нас понимать прекрасное. Любовь к родной стране невозможна без любви к её природе».

А что такое природа?

(ответы детей)

Воспитатель: Да, природа-это то, что не сделано руками человека. Это окружающие нас растения, животные, вода, воздух, горы, почва, солнце и многое другое. Сегодня мы с вами поговорим о растениях, которые, оказывается, могут быть не только полезны для человека, но и опасны.

Они бывают разные:

Полезные, опасные,

Красивые, пахучие,

С листьями, колючие.

Лекарства заменяют

И лакомством бывают,

И чаем нас напоят,

И даже дом построят.

Земли они творенья,

Зовём мы их…(растения).

А вы знаете, как появились растения на Земле?(ответы).Сегодня я расскажу вам очень интересную сказку.

Возвращался Иван-Царевич от Бабы-Яги, доехал  до большой реки, а моста нет. Махнул он три раза платком в правую сторону-повисла над рекой дивная радуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул три раза в левую сторону-радуга стала тоненьким-тоненьким мостиком. Бросилась Баба-Яга за Иваном-Царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми да и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколочки цветочками. Одни цветы были добрые-от следов Ивана-Царевича, а другие ядовитые- это там, где Баба-Яга ступала.

Какие растения вы считаете добрыми? А какие могут быть ядовитыми? (ответы).

Перед вами находится панно с растениями, которые мы разделим. Добрые посадим на зелёной лужайке, а ядовитые на лужайке чёрного цвета.  

(Воспитатель зачитывает описание растения, дети выходят к панно и «сажают» на определённой лужайке).

1)Растёт в лесах на стебле один цветок, после его отцветания образуется чёрная плод-ягода, напоминающий вороний глаз. За сходство с ним растение и получило своё  название. Всё растение и особенно плод-ядовито.

Очень зло глядит на вас

Из травы « вороний глаз».

Посмотрите, даже вид

Этих ягод ядовит.

2)Всё растение покрыто шелковистыми волосками. Цветки белые, иногда розоватые. Цветёт в летние месяцы. Используется для приготовления лечебных чае, отваров.

Тысячелистник-пахнет сладко и смолисто,

В зонт бело-розовый собрал свои цветочки.

На стебле-тысяча мельчайших листьев.

Возьмите сосчитайте-это –точно!

3)В еловом лесу мелкими розоватыми цветами зацвёл кустарник. Листья растения продолговатые, к концу слегка заострённые. Растут эти листья пучками на концах ветвей. А ниже их на ветках появляются к осени ярко-красные ягоды величиной с горошину.

Ягоды овально-красные

Хоть и красивы, но опасны!

Растенье очень ядовито,

Не зря зовётся- волчье лыко!

4)Лекарственное растение с жёлто-оранжевыми цветками, собранными в соцветия. Листья этого растения чрезвычайно схожи с рябиновыми. Можно встретить везде: возле дорог, на полях, в лесах.

Пусть пижма скромна, да лечебная всё же,

Не зря же цветки на таблетки похожи,

Ещё на цыплят, ярко-жёлтых пока,

На ощупь-на замшевый носик щенка.

5)Сильно ветвистый ядовитый кустарник с серовато-бурой корой. Плоды красные с желтоватыми морщинистыми косточками.

У неё кусты высоки, густы,

Ствол и ветки трубкой, очень хрупкой

Ягоды красны, да не вкусны.(Бузина)

6)Трудно пройти мимо этой травы густо покрытой жёлтыми звёздочками цветов. Стебель у неё прямой, голый, листья продолговатые. Цветёт растение в июне-августе.

А вот растенье-зверобой,

Лист -продырявленный такой;

Должно быть, шить училась пчёлка,

Колола жалом, как иголкой.

Но знайте- нет его полезней,

Он прогоняет сто болезней!

Динамическая пауза: дети слушают «Вальс цветов» П. И. Чайковского, танцуют под музыку.

Инсценировка сказки «На лесной тропинке».

Автор: На выходные Таня поехала в деревню к бабушке и дедушке. Мама дала ей корзинку и сказала…

Мама: Танюша! Если ты вернёшься из леса с полной корзинкой съедобных ягод, то получишь эту корзинку в подарок. Но если в корзинку попадёт хоть одна ядовитая лесная ягода, то подарка тебе не видать.

Таня: Но я не знаю, какие ягоды съедобны, а какие ядовиты.

Мама: Разобраться в этом тебе помогут лесные животные: насекомые, звери и птицы.

Автор: Таня пошла по узенькой тропинке среди трав и цветов. Скоро она заметила пышный зелёный куст, усыпанный мелкими ярко-красными ягодами, собранными в гроздья.

Таня: Хорошенькие ягодки. Может быть, набрать их?

Автор: Только она протянула руку, чтобы сорвать ягоду, как откуда ни возьмись, появился большущий паук.

Таня: Ой! (отдёргивает руку)

Автор: А паук тут же оплёл весь куст серебристой паутиной. Так что собрать ягодки при всём желании Таня теперь не могла.

Таня: Почему ты не дал мне собрать ягоды, противный паук?

Паук: Потому, что эти ягоды, хоть и красивые, но есть их нельзя. Кустарник, на котором они растут, называется бузиной.

Автор: Делать нечего, Таня пошла дальше. Возле самой тропинки она заметила чёрную сочную ягодку, лежащую на зелёном листе. Ягода была похожа на глаз, обрамлённый длинными ресницами.

Таня: Удивительная ягодка. На глаз похожа, сорву –ка я её.

Автор: Вдруг с самой верхушки дерева с шумом сорвалась ворона и громко закаркала.

(Вылетает ворона, хлопает крыльями).

            Таня от испуга отпрянула в сторону. Ворона махнула крылом, сбила чёрную ягодку, и та упала на землю и затерялась в траве.

Таня: Эх! Разве теперь найдёшь её. Вредная ворона, зачем ты ягодку у меня отняла?

Ворона: Во-первых, я не вредная, а во-вторых, не отняла, а наоборот, помогла тебе. Ягодка эта очень ядовитая. Вороньим глазом называется. Она и вправду на мой глаз похожа. Хорошо, что ты её в корзинку не положила.

(Улетает)

Автор: Таня дальше пошла. Тут она увидела невысокий куст с алыми сочными ягодами, похожими на вишенки.

Таня: Вот ещё ягоды! Эти-то ягоды, наверно, хорошие. Вон какие аппетитные да сочные. Но вдруг и они ядовитые? Как бы это узнать?

Автор: Она остановилась возле куста в нерешительности. Вдруг на тропинке появился серый волк.

Волк: Не рви, Таня, эти ягоды. Они ядовитые, называют их волчьими ягодами, а иногда волчьим лыком.

Таня: Хорошо! Не буду их рвать. Только вот беда! Корзиночка-то у меня совсем пустая, а мама сказала, что нужно принести полную корзинку ягод. Где же я их найду, если одни ядовитые ягоды попадаются?

Волк: Не горюй, Танюша! В нашем лесу растёт много хороших вкусных ягод: и малина, и голубика, и ежевика, и брусника. Вот мишка-медведь идёт, он хорошо в ягодах разбирается, любит ими лакомиться. Он тебе и поможет.

Медведь: Кому нужно помочь?

Волк: Вот девочке помоги.

Медведь: Пойдём. Я знаю, где тут заросли душистой спелой малины, где голубика листочком укрывается, где сладкая черника прячется.

Автор: Таня пошла с медведем, и скоро её корзинка доверху наполнилась вкусными ягодами. Попрощалась с добрым медведем и побежала по тропинке на опушку, где ждала её мама.

Мама: Ну, показывай свои трофеи.

Таня: Вот полную корзинку набрала.

Мама: Вижу-вижу! Молодец! Ни одной ядовитой нет. Все хорошие, съедобные, полезные.

Таня: Мне звери и птицы помогли.

Мама: Что ж, получай приз!(отдаёт корзинку)

Воспитатель: Ребята, кроме ягод и трав нам нужно вспомнить и о грибах. Помогут нам в этом частушки, которые исполнят ваши товарищи.

(4 ребёнка исполняют частушки, а остальные подыгрывают на музыкальных инструментах)

Загадки о грибах.

Гриб красен да,

Для здоровья опасен.( Мухомор)

Возле пней и на лужайке

Мы всегда гуляем стайкой.

Очень дружные ребята,

Называют нас…(опята).

Очень бледная на вид.

Яд опаснейший таит. (Бледная поганка)

Этот грибок-

Берёзы сынок.

Кто его найдёт-

В кузовок кладёт. (Подберёзовик)

Грибы похожи  на опят,

Но спрятан в них опасный яд. (Ложные опята)

Воспитатель: Припомните, пожалуйста, какие хорошие, съедобные грибы вы знаете.(ответы детей). Это белые, подберёзовики, подосиновики, сыроежки, лисички, рыжики, маслята, опята. Их смело можно класть в корзинку. Только не собирайте эти грибы, если они червивые, изъеденные слизнями, старые. В таких грибах образуются ядовитые вещества, ими можно отравиться.

Воспитатель подводит детей к высказыванию правил:

-После прогулки надо обязательно вымыть руки с мылом.

-Нельзя брать в рот первую попавшуюся травинку, она может быть ядовита.

-Нельзя рвать незнакомое красивое растение с яркими плодами, оно может быть ядовито.

Воспитатель: Никогда не ешьте

                          Незнакомых ягод…

                          И грибы - поганки

                          В рот тащить не надо:

                                 Голова закружиться,

                                 Заболит живот,

                                 И от отравления

                                 Доктор не спасёт…

 Ничто в природе не существует просто так. И даже ядовитые растения кому-то нужны: ими лечатся животные, поэтому уничтожать их не следует. Все свои сокровища природа отдаёт человеку и за это просит только одного - беречь её. Так давайте будем беречь и охранять нашу природу!

Список использованной литературы:

1.Скляревский Л. Я. ,Губанов И. А. Лекарственные растения в быту. - М,2001г.

2.М.Лукашина. Грибы-грибочки. - Дрофа Плюс,2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Внимание опасно!"

Участники проекта -  дети  старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели групп....

Сценарий досуга "Внимание,опасность!"

Данный досуг помогает закрепить детям знания о правилах дорожного движения,о правилх обращения с эл.приборами и огнем,а так же о том, как  себя вести с незнакомыми людьми....

Педагогический проект "Внимание опасно!"

Участники проекта -  дети  старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, воспитатели групп. ...

Игра – путешествие "Внимание! Опасная компания!"

Профилактика самовольных уходов...

Родителям о правилах безопасности в природе. Внимание опасность! «Ядовитые грибы»

Родителям о правилах безопасности в природе             Внимание опасность!«Ядовитые грибы»...

Внимание! Опасные предметы!

Найденные предметы могут оказаться угрозой для жизни....

Внимание! Опасно! Правила безопасного поведения для дошкольников

Правила безопасного поведения для дошкольников...