Конспект проведения занятия в старшей логопедической группе Тема: «Волга - великая русская река»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

конспект "Волга- великая русская река"

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад № 3  «Капелька» г. Вольска Саратовской области»

Конспект

проведения занятия  в старшей логопедической группе «Ручеек»

Тема: «Волга - великая русская река»

 

Воспитатель: Медведкина Зоя Васильевна

Вольск

Тема: Волга – великая русская река.

Программное содержание:

  1. Совершенствовать знания детей о великой русской реке Волге.
  2. Дать представления о населении на территории Саратовской области. Закрепить знания детей о деятельности людей, проживающих на берегу Волги.
  3. Активизация словаря: «русло», «волжане»; названия птиц, рыб, городов, водного транспорта.
  4. Развивать любознательность, стремление изучать и сохранять животный и растительный мир.
  5. Индивидуальная работа – воспитывать привычку детей, сидя на стуле, сохранять правильную осанку.

Подготовка к занятию:

Рассматривание с детьми иллюстраций о Волге, беседы о городах, построенных на берегу Волги, чтение и рассматривание альбомов и иллюстраций о обитателях реки, разучивание пословиц и поговорок.

Оборудование и материал:

Карта России,  картина Волги, детский бассейн, макет «родничка», бумага для оригами.

Организация детей: дети сидят полукругом.

Ход занятия:

Звучит запись песни «Из далека долго»

Ребята, сегодня мы с вами поговорим о великой русской реке Волге. Подойдите, пожалуйста, к карте нашей Родины. Посмотрите, какая она большая. Здесь много городов, рек, озер, морей. Скажите, каким цветом на  карте изображены реки, озера, моря.

Давайте попробуем найти Волгу на карте. Вот она, наша река Волга. Начинается она с маленького родничка и обозначена тонкой синей линией, т.к. река ещё мала и не так глубока. Течёт тихо, спокойно. Потом в неё вливаются ручейки и мелкие речки, она становится глубоководной и широкой и обозначена широкой линией.

Послушайте стихотворение:

Из недр земли забил родник

Ручьем хрустальным стал он в миг.

Спешат ручьи, вперед бегут

И вот рекой уже текут.

Раздается голос:

- Помогите, поспешите мне на помощь.

- Ребята, слышите, кто-то просит помощи.

- Это я – родничок. Я так спешу. Но мне трудно пробраться через преграды на моем пути.

- Дети, давайте поможем родничку – очистим для него пути.

Дети убирают мусор.

- Спасибо, ребята я теперь продолжу путь.

- Куда ты спешишь, родничок?

- Я и мои братья и сестры, такие же роднички, как и я, образуют мелкие реки. А мелкие реки торопятся соединиться с водами больших рек.

- Вот как раз о такой большой реке мы с ребятами хотим поговорить.

- А как эта река называется? Я очень хочу попасть в эту реку.

- Мы сейчас о ней  расскажем. Вот она наша красавица – Волга. Мы с ребятами живем на правом берегу. Люди,  живущие на берегу Волги  называются волжане.

Как нас называют?

Волга течет по России много километров. У нее, как и у любой другой реки, есть берега. И каждая река течет много – много лет по одному и тому же месту. Называется это место – русло.

Родничок: «Я спешу, тороплюсь. Хочу все сам скорее увидеть».

- Родничок, ты много всего узнаешь и увидишь. На твоем пути встретятся разные города. Ребята, назовите города, расположенные на Волге. (Саратов, Балаково, Вольск, Энгельс, Самара, Н.Новгород, Волгоград, Астрахань, Ульяновск).

Разные народы живут на берегах этой великой реки. Все народы живут дружно, трудятся на заводах и фабриках, делают автомобили и речные суда.

Например, в Н.Новгороде выпускают автомобили  «Волга». В Самаре конструируют речные суда. В Балаково построена ГЕСС и АЭС, которая обеспечивает электричеством нашу страну.

А чем славится наш город?

По берегам Волги лежат большие трубы, по которым проходят нефть и газ.

Родничок: «Спасибо, ребята, я так много узнал. И мне совсем не страшно, я буду рад с вами встретиться уже в больших водах Волги».

- Да, родничок. Скоро лето. И ребята вместе с родителями будут отдыхать на Волге.

Ребята, что вы будите делать летом на Волге?

Да, возле воды приятно отдыхать: свежий воздух, глазам приятно смотреть на воду и природу. Все это полезно для здоровья человека.

Иногда реки выходят из своих берегов. Когда это случается? Правильно, после зимы, когда тает снег, лед, ручейков прибавляется, река разливается и выходит из берегов. Это называется половодье. Половодье проходит. Вода уходит в свои берега. Почва становиться плодородной и на ней родится хороший урожай.

Много ласковых слов сказано о великой русской реке, сложено много песни, легенд о Волге. Народ называет её кормилицей, красавицей, матушкой.

Родничок: Ребята, а почему её называют красавицей, кормилицей, матушкой.

Цапля в  камышах стоит.

Рыбак в лодочке сидит.

Солнце светит очень ярко.

Всем нам нравится рыбалка

Ребята, вы были на Волге?( были)

Что вы делали? (удили)

Кто попался на крючок? (судачок)

Как не верить вам ребята

Волга рыбою богата.

В Волге водится много рыбы.

Родничок: А с какими рыбами я могу встретиться? Какие рыбы водятся в Волге? Назовите.

На Волге раздолье и водоплавающим птицам, которые гнездятся в зарослях камышей. Назовите их. (Утки, гуси, цапли, кулик..)

А кой транспорт ходит по Волге?

Вода необходима для жизни людей, животных, растений. Ребята знают много пословиц и поговорок о реке, о воде. Назовите их.

Вода и лес – краса природы.

В реке много водорослей, много рыбы.

Без воды нет рыбы. Без леса нет зверя.

Вода на лугу –сено в стогу.

Давайте вместе с родничком отправимся в путешествие.

Физминутка.

Мы на мостике стоим

Влево, вправо мы глядим

Волны плещутся слегка

Качка тихая пока.

А вы знаете, как надо вести себя на берегу реки? (Не оставлять мусор, не ломать ветки, не губить маленьких рыбок, не мыть машины).

Поэтому мы с вами должны знать закон об охране природы, т.к. природа – это источник жизни на земле. Чтобы в реке было много рыб, водоплавающих птиц, водорослей, растений, вода была чистой и прозрачной.

Волга впадает в Каспийское море и образует бассейн, в котором очень много рыб.

Я предлагаю вам ребята поиграть в игру «Бассейн рыб».

Игра «Бассейн рыб»

Речные и моркие рыбы перепутались. Речные рыбы не могут жить в соленой воде. Надо их спасать, иначе они погибнут. Давайте выберем двух главных   рыбаков, которые должны рассортировать всю рыбу морскую – в море, речную – в реку. Молодцы ребята! Вы настоящие рыбаки.

Сегодня на занятии мы много говорили о великой русской реке. Кто хочет показать на карте Волгу? Какие водоемы ещё вы знаете? Какие города расположены на Волге? Что такое русло? Какое значение Волга имеет для россиян? Волга – красивое место отдыха?

Ребята, а давайте  с вами сделаем из бумаги лодочки – это бедет наш с вами привет Волге. А родничок своим течением понесет наши лодочки в другие города, к ребятам таким же, как вы. Пусть наши лодочки расскажут им, что мы любим Волгу, гордимся ей, отдыхаем на её берегу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в старшей логопедической группе Тема «Добрые дела живут на белом свете»

Конспект НОД в старшей логопедической  группе Тема «Добрые дела живут на белом свете»Цель:1Воспитывать у детей духовно- нравственные качества: доброту, вежливость, уважение.2 Воспитывать дружески...

ООД в подготовительной группе "Волга- великая русская река"

Материал приурочек к патриотическому воспитанию детей. Данный конспект разработан для знакомства с великами русскими реками, их жителями и образом деятельности....

Конспект НОД. В старшей – логопедической группе . Тема: «Наша армия родная».

Дать детям знания об армии, сформировать у них первые представления о родах войск, о защитниках Отечества....

КОНСПЕКТ НОД в старшей логопедической группе Тема: «Весна» Учитель-логопед Сыскова С.А.

Замечательное путешествие по приметам весны поможет пополнить словарь детей новыми словами, закрепить употребление некоторых грамматических  форм речи, поможет вместе с героями отработать ритмику...

Конспект НОД в старшей Логопедической группе.Тема: «Весенние цветы»

Конспект образовательной деятельности (речевое развитие) в старшей Логопедической группе. Цель — закрепление знаний детей о весне....

Конспект индивидуального логопедического занятия, проведенного в подготовительной логопедической группе. Тема: «Автоматизация звука [Р] в словах, предложениях».

Цель занятия - закрепить правильное произношение звука "Р" в словах и предложениях, развивать фонематический слух. Формировать умение определять местонахождение звука "Р" в слове, ...