Огород в городе
статья по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Васехо Татьяна Антоновна

Передан опыт создания огорода в городских условиях и его влияние на трудовое воспитанию, нравственное, эстетическое, умственное и физическое развитие, экологическое восприятие и бережное отношение к окружающей действительности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_ogorod.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Огород в городе.

Природа является важным средством воспитания дошкольника. Она способна вызывать у детей гуманные чувства, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на личность ребёнка многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения ребенка.

Труд в природе помогает воспитывать желание участвовать в совместном труде наравне со всеми, радоваться результатам труда; воспитывать трудолюбие, наблюдательность, бережное отношение к окружающей природе.

Труд в природе имеет свои особенности:

  • результатом этого труда может быть материальный продукт (выращенные овощи, ягоды);
  • труд чаще всего имеет отсроченный результат;
  • труд в природе дает возможность одновременно развивать познавательные интересы (наблюдая за растениями, видят причинно-следственные связи);
  • этот вид труда дает возможность доставлять радость другим людям.

Таким образом, труд в природе способствует трудовому воспитанию, нравственному, эстетическому, умственному и физическому развитию, экологическому восприятию и бережному отношению к окружающей действительности.

Работая в логопедической группе и изучая тему «Овощи, фрукты», педагоги часто сталкиваются с тем, что городские дети зачастую плохо представляют, где и как растут овощи, фрукты, как выглядят; не понимают причинно-следственных связей роста растений. А если дети и запоминают что-то на занятиях, то довольно быстро забывают. Конечно, вместе с детьми на занятиях высаживаются семена, выращивается рассада, но дети не видят и не представляют конечного результата - «плодов» своего труда.

Поэтому после того, как территорию детского сада огородили новым забором и привезли немного земли для газонов, на участке было решено разбить свой огород. Сделали несколько грядок, посадили куст смородины, клубнику. И приступили к труду…

Дети с большим энтузиазмом сажают на грядке семена, поливают посадки, рыхлят землю, выдёргивают сорняки, наблюдают за постепенным изменением растений, ищут созревшие ягоды клубники, плоды помидоров, огурцов. Таким образом, у них появляется возможность ухаживать и наблюдать за растениями, а потом с удовольствием наслаждаться результатами своих трудов: попробовать свой лук («очень вкусный!!!»), свой щавель, свой редис, свою ароматную клубнику.

В связи с тем, что в группе дети обучаются только один год и не смогут увидеть результатов своих трудов осенью, мы сажаем не только культуры, плодоносящие в летне-осенний период (капусту, морковь, помидоры), но и овощи, которые собираются в начале лета (редис, лук-перо). Это дает возможность успеть их попробовать до начала «летних каникул» и момента ухода из детского сада. В начале лета даже в городе дети видят, как цветут яблоня, клубника, как у них завязываются и появляются плоды; получают яркие впечатления от общения с природой.

В конце лета в группу приходят новые дети и с удовольствием «узнают» овощи, которые выросли на грядках за лето. Уже они наблюдают за развитием овощей, поливают грядки, обследуют овощи (могут потрогать кочан капусты, огурец на грядке), собирают созревшие помидоры, огурцы, морковь.

Дети могут наглядно рассмотреть «вершки и корешки» овощей, понять логику загадок про них; увидеть растения с ботвой, «вытянуть репку»; попробовать овощи, которые сами собрали. Это очень помогает при изучении темы «Овощи» и обогащает запас сенсорных (тактильных, вкусовых, зрительных) представлений, что особенно ценно для детей с нарушениями речи.

Дети понимают, что посадки требуют труда, внимания, заботы; видят почти каждодневный труд воспитателя и свой собственный. Осенью, при изучении темы «Овощи», дети в игре  «Хорошо огороднику!» уже не говорят, что огородник ничего не делает, отдыхает.

Наш огород стал местом экскурсий для других групп, своеобразной «экологической тропой» для всего детского сада с весны до осени.

К сожалению, существование огорода в городских условиях сталкивается с определенными трудностями и преградами. Например, в сентябре нас ждал неприятный сюрприз в виде экскаватора и бригады ремонтников, которые перекопали весь наш огород. Пришлось экстренно убирать всё, что выросло и пересаживать клубнику. Дети, понимая, как важен наш огород и считая его уже своим, с большим энтузиазмом помогали в уборке овощей. Хорошо, что все наши овощи, кроме лука и щавеля - однолетники.

Несмотря на это, после ремонтных работ мы как на настоящем огороде начнём всё с начала… В этом году на нашем огороде выросли и были собраны: репа, свекла, морковь, капуста, огурцы, помидоры, лук, малюсенький кабачок и другие культуры.

На следующий год мы планируем увеличить количество грядок с целью расширения диапазона представлений о многообразии аграрных культур, например, вырастить несколько сортов капусты, чтобы показать ее многообразие в пределах одного вида (брокколи, цветная, белокочанная, краснокочанная и т.д.), выделить место для выращивания хлебных культур.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

экологический проект "Чудо город - ОГОРОД!"

Этот проект был написан в соавторстве с коллегами....

Открытое мероприятие в младше-средней группе детского сада "Город-огород"

Материал для познавательного развития детей младше-средней группы детского сада....

«Огород у нас богатый» Конспект занятия в подготовительной к школе группе для детей с ОНР Рябцевой Татьяны Евгеньевны, воспитателя Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №73 города Тюмени

Развивать логическое мышление, внимание, память, умение анализировать, обобщать. «Речевое развитие»: способствовать развитию связной, совершенствовать грамматический строй, обогащать...

Проект город-огород

Проект «Чудо город-огород» направлен на расширение представлений детей об окружающем мире и привитие трудовых навыков, посредством совместного создания огорода на участке детского сада....

Проект огород на подоконнике "Солнечный город Незнайки".

Проект в подготовительной группе "Огород на подоконнике "Солнечный город Незнайки"....

Экскурсия на огород "Летом огород - что город" с детьми второй младшей группе раннего возраста № 7.

Летом огород - что город!В нем - сто тысяч горожан!Помидор, горох, капустаКабачок, баклажан.Дети 2 младшей группы раннего возраста 7 вместе с воспитателем Курдюковой ЕА. посетили огород, где познакоми...

Проектная работа на тему:"Чудо город-огород"

С детьми подготовительной группы посадили "огород" на подоконнике...