Познавтельное занятие в разделе "Рубёнок и окружающий мир" для детей старшей группы "Горячие пироги из русской печи"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме

На занятие дети работают с дрожжевым тестом, сами готовят пироги с повидлом, после чего мл. воспитатель уносит пироги на кухню и ставит их в духовку. Вечером дети угощают своих родителей пирогами собственного приготовления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл goryachie_pirogi_iz_russkoy_pechi.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДЛШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 8 «СВЕТЛЯЧОК»

Конспект занятия в старшей группе

по разделу «Ребёнок и окружающий мир»

                                                                                                                     

                                                                                                                         Воспитатель:

                                                                                                                  Манцурова

                                                                                                               Галина  Геннадьевна

Рошаль

2009 -  2010 у. год

Программные задачи  Учить правилам русского гостеприимства и культуре общения. Обогащать знания детей о русских народных обычаях и традициях.  Воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, уважительное бережное отношение к хлебу. Обогащать словарь детей выражением  «хлебосольство», «свекровь». Развивать диалогическую и монологическую речь детей, совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей. Воспитывать желание познавать культуру своего народа через сказки, поговорки, пословицы, русские народные песни.

Подготовительная работа 

Беседы: “Профессия русской печи”, “Главное кушанье на все времена”, “Родословная обеденной ложки”, “Традиции русского чаепития”. “У каждой птицы – своя песня” (русские народные пословицы, поговорки, загадки), “Кухонная утварь из русской печи” (рассматривание предметов обихода кухонной утвари).

Материалы. Ингредиенты и посуда для приготовления дрожжевого теста, готовое дрожжевое тесто, начинка для пирогов, хлеб (каравай), салфетки на стол, фартуки и косынки на каждого ребёнка, диск с записью русских народных песен, предметы русского быта, атрибуты для инсценировки сказки, посуда для чаепития, русские народные костюмы.

Методические приёмы

словесный - рассказ – беседа с детьми, чтение поговорок, пословиц, загадок, стихов;

наглядный – рассматривание атрибутов русского быта, русских народных костюмов;

практический – изготовление пирогов;

игровой – инсценировка сказки, подвижная игра «Бояре а мы к вам пришли»

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поприветствуем их старинным русским обычаем,  «хлебом – солью». (Звучит музыка, входит Хозяйка с Хозяином -  дети – мальчик и девочка с хлебом – солью)

Хозяйка:

                                         Здравствуйте, люди добрые!

                                          Милости просим.

                                          Если величать,

                                          Так на пороге встречать.

Воспитатель: Ребята, занятие наше сегодня посвящено русскому традиционному гостеприимству, русской старине. Русская старина вся пронизана добром. Хлеб да соль зовут к миру, к теплу домашнего очага.

- А, что означает слово «гостеприимство»? (ответы детей - желание и умение принимать гостей).

- А  какие русские поговорки вы знаете о гостеприимстве?

Дети рассказывают поговорки:

  1. «Без обеда не красна беседа»
  2. «Что есть в печи, все на стол мечи»
  3. «Умел в гости звать, умей и угощать»
  4. «В чужом доме не будь приметлив, а будь приветлив»
  5. «Добрый гость всегда впору»
  6. «Гостю щей не жалей, а погуще лей»
  7. «Где слова привета, там улыбка для ответа»
  8. «Не дорог обед, - дорог привет»
  9. «От учтивых слов язык не отсохнет»
  10. «Хороший гость дому радость»
  11. «Чем богаты, тем и рады»

Воспитатель: Молодцы! Вы знаете много поговорок о русском гостеприимстве. Есть  ещё в русском языке слово – «хлебосольство».  Хлебосольство всегда было присуще русскому народу. Русские люди встречают гостя на пороге своего дома. Обычай преподносить гостям хлеб-соль пришел из глубины веков и сохраняется в России до сих пор. Хлебом - солью встречают особенных гостей в  особенных случаях, например, свекровь на пороге своего дома преподносит молодым хлеб - соль на свадьбе.  Хлеб-соль – это одновременно и приветствие, и выражение радушия, и пожелание гостю добра, и благополучия. “Хлеб-соль кушай, а добрых людей слушай”.

         Славится он первым на селе

            Ставится он первым на столе,

       Сытный, белый и ржаной,

Выбирай, тебе какой!

Воспитатель: Как вы думаете, о чем эти слова? Правильно, о хлебе. Его выпекают в русской печи. Еще говорили такие слова:

“Хлеб всей жизни голова”.

Без хлеба нет жизни, нет истинного русского стола. Об этом говорят русские пословицы: Ребята, вспомните их пожалуйста.

  1. «Хлеб всему голова»
  2. «Хлеб на стол, так и стол – престол»
  3. «Плох обед, коли, хлеба нет»
  4. «Хлеб – дар божий, отец, кормилец»
  5. «Хлеба ни куска, так и в тереме тоска, а хлеба край, так и под елью рай»
  6. «Худ обед, коли, хлеба нет»
  7. «Ешь щи с мясом, а нет – так хлеб с квасом».

 

Воспитатель: И соль, как известно, играет важную роль в жизни человека:

“Без соли, без хлеба худая беседа”,

“Без хлеба – смерть, без соли смех”.

Русское гостеприимство общеизвестно:

“Хоть не богат, а гостям рад”. Для гостя всегда готово лучшее угощение.

В старину о хлебосольном хозяине говорили:

“Дом как чаша полная – хлеб – соль со стола не сходят”.

 По умению печь хлеб определяли домовитость хозяйки. Наши предки верили в святость хлеба. Они, например, считали, что человек, уронивший кусок хлеба, должен подняв его, обязательно поцеловать.

Хозяйка:

Есть в природе нашего народа

                                               Вечные, особые черты –

 Не берут ни годы, ни невзгоды,

                                               Ни капризы ветреные моды

                                                От души они, от доброты.

           Гость, войди! Традиций не нарушим

                                                С ним чайку всегда попьем.

       Всем известно русское радушье:

       Хлебосольство и открытый дом!

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим, как в русской народной сказке потчевали друг друга лиса и журавль. И как нельзя принимать гостей.

Инсценировка сказки «Лиса и журавль» (участвуют в инсценировке трое детей). Воспитатель беседует с детьми по сказке, задаёт вопросы:

- Доволен ли, остался журавль  после угощения лисы?

- А лиса наелась в гостях у журавля?

- Сохранилась ли их дружба.

Хозяин обращается к гостям:

Рады видеть вас у печки,

                                                    Без нее и дом пустой.

           В ней и жарить, в ней и парить,

                                                     И зимой с ней как весной.

                                                     В старину так говорили:

       «Печь нам мать родная всем.

На печи все красно лето,

                                                     У печи и сплю и ем».

Воспитатель: Ребята,  раньше главной в доме была печь. Русская печь отапливала жилье, в ней готовили  пищу, выпекали хлеб, сушили продукты и одежду, в ней даже мылись! Русская печь – это и посуда особой формы: горшки да чугуны. Посуду такой формы удобнее доставать ухватом или рогачом. Приготовленные в русской печи кушанья отличались особым вкусом и ароматом.

А какие угощения дарит нам печь?  Каша, щи, пироги самые румяные!

“Щи да каша – пища наша”

Воспитатель загадывает загадки:

“Не бык, а бодает, не ест, а хватает” (ухват),

“Конь черен – в огне проверен” (кочерга)

Воспитатель: Предлагаю вам испечь для дорогих гостей пироги румяные, да сладкие. А как готовить тесто для пирогов вы знаете? Замешивает тесто. Чтобы пироги удались на славу тесто долго ходит, бродит, это занимает много времени. Я пораньше сегодня пришла и замесила тесто.

На столе у каждого ребёнка поднос с заранее приготовленным  тестом и всё необходимое для приготовления пирогов. Каждый ребёнок делает один пирожок и укладывает его на протвинь. Младший воспитатель уносит протвинь на кухню и ставит в духовку.

Воспитатель: Ребята,  но гостей надо уметь не только угощать, но и развлекать. Подвижная игра с гостями «Бояре, а мы к вам пришли»

Дети рассаживаются по своим местам.

Воспитатель: Давным-давно на Руси пили квас... О чае ничего не знали, пока один заморский торговец не привёз вместе с другими товарами пучок травы.  Этот напиток так полюбился русскому люду, что появилась целая традиция русского чаепития. О чае говорят: смягчает сердце, удаляет усталость, будет мысль, облегчает и освежает тело. По русской традиции чай – лучшее завершение праздничного обеда. К нему подают лимон, варенье, мед, бублики.

- А вы с чем любите пить чай? (ответы детей)

Воспитатель загадывает загадку:

В небо дыра, в землю дыра, посередь огонь да вода (самовар)

Хозяин и хозяйка приглашают гостей к столу на чаепитие, где продолжается беседа:

                                   Самовар шумит, подходить велит.

                                    Бублики, баранки, как на самобранке.

                                   А вот конфетки –

                                   Налетай, не ленись, взрослые и детки.

Воспитатель:  Представьте, праздник кончился, хозяева устали, им спать охота, а гости шумят, не уходят. Как тут быть? Как намекнуть, что-де пора и честь знать?

Культурно распахнуть двери настежь, спеть отходную песню, выдать на прощание пряник – разгоняй.

А, правда, хорош обычай? Когда с пряником – то провожают? Вежливее как то. Оно и понятно, в старину гость был свят и неприкосновенен. Обидеть гостя считали за верх неприличия. Тут свой чин, своя культура. 

Заключительная беседа

Воспитатель: Как вы думаете, гости довольны тем, как мы их приняли?

- Давайте вспомним, как мы встретили наших гостей.

- Какое угощение для них приготовили?

- Как мы их развлекали?

- Мы с вами встретили и проводили гостей по всем   правилам русского гостеприимства.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА «ЭКСКУРСИЯ В ШКОЛУ»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА «ЭКСКУРСИЯ В ШКОЛУ»  Программное содержание: Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети с 6,5 лет...

« Разведчики весны » занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста

Цель: Продолжать учить детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, за растениями, птицами, насекомыми. Прививать трудовые навыки (посадка цветов). Воспитывать бережное отношение к природе. Обо...

Методика проведения занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшего дошкольного возраста "Правила дорожного движения изучаем - всем помогаем".

Методическая разработка по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста в правилами дорожного движения....

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшего возраста «Лесная мозаика»

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшего возраста «Лесная мозаика»  с применением УМК "Говорим по-татарски" в образовательной деятельности...

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия:«Путешествие в страну музыкальных инструментов»

Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром детей старшей группы детского сада, тема занятия: «Путешествие в страну музыкальных инструментов» Автор открытого занятия...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста "Прогулка по лесу"

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста«Прогулка по лесу» Задачи:        1.Образовательные:- формировать ...