Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшего возраста «Лесная мозаика»
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

РЯБОВА ИРИНА АНАТОЛЬЕВНА

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшего возраста «Лесная мозаика»  с применением УМК "Говорим по-татарски" в образовательной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt.docx38.24 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида №22 «Золотая рыбка» Бугульминского муниципального района Республики Татарстан

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшего возраста

«Лесная мозаика»

        

                            Разработала:

                                         воспитатель высшей

                                                        квалификационной категории

                           Рябова И.А.

Цель: развитие у детей познавательных интересов, интеллектуальной активности, связной речи.

Социально-коммуникативное развитие:  воспитание любви к животным,   стимулировать к проявлению эмоциональной отзывчивости, развитие общения и взаимодействия ребенка со сверстниками.

Познавательное развитие: закрепить знания детей о диких животных, их классификации, строении, месте обитания. Показать их приспособленность к жизни в лесу.  Воспитывать у детей чувство любви и бережного отношения к природе.

Речевое развитие: отвечать на простые вопросы, обращение друг другу на татарском языке, учить отвечать на вопросы полными ответами, согласовывать в роде, числе, падеже.

Художественно-эстетическое развитие: учить сопереживать персонажам художественных произведений, Упражняться в рисовании на незнакомом материале - резина. Развивать воображение, чувство цвета.

Физическое развитие: развитие мелкой моторики рук, координации движений.

Основная образовательная область: познание.

Интегрированные образовательные области: познавательное, социально-коммуникативное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие.

Методы: игровые, наглядные, словесные, поисково-исследовательские, практические.

Приемы: вопросы, указания, дополнения, художественное слово, поощряющая оценка.

Наглядные средства обучения: презентация с картинками диких животных, кукольный театр, картинки для игр «Кто где живет?»,  «Собери животное», «Найди маму».

Словарная работа: активизировать в речи слова по теме «Дикие животные» на русском и татарском языках. Упражнять детей в образовании прилагательных от существительных.

Предварительная работа: повторение игры «Син кем?», подбор картинок для презентации, надувание воздушных шаров.

Структура:

  1. Вводная часть.

Игра «Син кем?»

Сюрпризный момент.

  1. Основная часть:

Презентация диких животных.

Игра «Кто где живет?».

Игра «Собери животное».

          Физкультминутка «Наши звери».

     Чтение сказки “Как зайчонку маму искали”.

     Игра: “ Найди маму”.

      Пальчиковая гимнастика.

     Рисование фломастерами  на воздушных шарах.

  1. Заключительная часть:

      Итог, самооценка.

Дидактическое обеспечение занятия:

Для воспитателя: ноутбук, интерактивная доска, демонстрационый материал,  Колобок (кукольный театр), игрушки животных: ёж, волк, лиса, заяц, медведь.

Для детей: надутые светлые воздушные шары, фломастеры.

Ход занятия:

Вводная часть:                                                        

Дети входят в группу

В: Ребята, посмотрите у нас гость… Кто это?

Дети: Колобок.

Давайте с ним поздороваемся.

Дети: Здравствуй, Колобок!

Колобок: Исәнмесез балалар!

Воспитатель: Вот это новость! Колобок, ты, что умеешь разговаривать на татарском языке, ведь ты же из русской народной сказки?

Колобок: Ребята, я очень хочу научиться разговаривать на татарском языке и уже знаю несколько слов. Скоро я отправлюсь в путешествие в лес и хочу удивить лесных животных, я буду разговаривать с ними на татарском языке, помогите мне в этом.

Воспитатель: Поможем, ребята?

Дети: Да!

Воспитатель: Колобок, сейчас мы научим тебя знакомиться на татарском языке, будем играть в игру «Син кем?» («Ты кто?»). Задавая друг другу вопрос «Синең исемең ничек?», «Сина ничә яшь?» будем рассказывать о себе на татарском языке.

Дети рассказывают про себя на татарском языке.

(Ответы детей: Мин Лиза. Миңа 5 яшь.)

Воспитатель: Запомнил, Колобок, как нужно знакомиться? (да)

Основная часть:

Воспитатель: Колобок, ты не боишься один ходить  в лес, а ведь лесных животных еще называют «дикими». Ребята, давайте расскажем Колобку, почему они получили такое название (живут в лесу, добывают пищу самостоятельно, человек о них не заботится).

Воспитатель: Колобок, а с какими зверями ты будешь встречаться в лесу?

Колобок: У меня есть фотографии этих животных (показывает фотографии)

Дети: Заяц, медведь, еж,  волк, лиса.

Воспитатель:  Ребята, а теперь назовите этих животных  на татарском языке.

Ответы детей:  Куян, аю,  керпе, бүре, төлке.

Воспитатель:  Бик яхшы. Молодцы, ребята. Давайте теперь с этими фотографиями играть (включается интерактивная доска).

Воспитатель: Кто это?  Бу нәрсә? (показ картинки  зайца).           Слайд № 1

Дети: Это заяц. Бу куян.

Воспитатель: А чем питается заяц?

Дети: Морковкой, капустой.              Слайд №2

Воспитатель: Кто это? Бу нәрсә?  (показ картинки  волка).          Слайд №3

Дети: Это волк. Бу бүре.

Воспитатель: Кто это? Бу нәрсә?  (показ картинки медведя).       Слайд №4

Дети:  Это медведь. Бу аю.

Воспитатель: А чем любит полакомиться медведь?

Дети: Медом, ягодами, рыбой.                Слайд №5

Воспитатель: Кто это? Бу нәрсә? (показ картинки  лисы).         Слайд №6

Дети: Это лиса. Бу төлке.

Воспитатель: Чем в лесу питается лиса?

Дети: Мелкими грызунами.     Слайд №7

Воспитатель: Кто это? Бу нәрсә? (показ картинки ежика).     Слайд №8

Дети: Это еж. Бу керпе.

Воспитатель: А чем питаются ежи?

Дети: Грибами, ягодами, фруктами.      Слайд №9

Воспитатель: Молодцы. А теперь я предлагаю вам поиграть в игру

                                    “Кто, где живет?”

Воспитатель:  Соединим линией дикого животного с его жилищем.

Дети (комментируют выполнение заданий): Медведь спит в берлоге. Волк живет в логове. Лиса живет в норе. Белка живет в дупле. Заяц живет под кустиком.

Воспитатель: Молодцы, и с этим заданием вы справились. У меня еще есть задание для вас:    

                                   Игра “Собери животное”

            (картинка разрезана на части, детям нужно собрать целое).

Дети (комментируют выполнение заданий):  Это медвежья голова. Это медвежье ухо. Это медвежье туловище. Это медвежьи передние лапы. Это медвежьи задние лапы. Это медвежий хвост.

В: Какое животное у нас получилось?

Д: Медведь. (Аю)

Воспитатель: Но чтобы продолжать наше занятие и не уставать, сделаем паузу.

Физкультминутка «Наши звери»

Звери хлопают в ладошки. (Хлопки в ладоши).

Звери потопают ножками:

Топ-топ-топ, топ-топ-топ. (Топанье ногами).

А когда устанут ножки

Снова хлопают в ладошки:

Хлоп-хлоп-хлоп, хлоп-хлоп-хлоп. (Хлопки в ладоши).

А как пустятся бежать, (Бег на месте).

Никому их не догнать.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам прочитать одну сказку. Послушайте внимательно.

                Сказка: “Как зайчонку маму искали”

 Воспитатель: Однажды дятел в лесу услышал, что кто-то жалобно плачет. Он сел на веточку дерева и стал наблюдать. Он знал, что вести себя в лесу нужно очень осторожно, чтобы не напугать животных, чтобы не навредить им. Дятел увидел, что плакал малыш, маленький белый комочек с маленьким пушистым хвостиком и большими ушами. Он жалобно звал – “Мама! Мама!”

Неожиданно на ветку дуба прыгнула белка и спросила:

– Что случилось? Ты потерялся?

– Да я потерял маму.

– А какая твоя мама? У неё есть пушистые кисточки на ушках?

– Нет,– горько заплакал малыш.

Из-за дуба вразвалку вышла медведица и сказала:

– Наверно твоя мама носит лохматую коричневую шубу?

– Нет,– продолжал плакать малыш.

Послышалось шуршание, и из-под пня выкатилась ежиха. Она озабоченно нахмурилась и сказала.

– Я знаю, у твоей мамы колючки на спине.

– Нет,– продолжал плакать малыш.

Зашевелились кусты, и оттуда вышла лиса.

– Кто здесь плачет? У твоей мамы есть такой рыжий пушистый хвост?

– Нет же, неожиданно рассмеялся малыш. – Где вы видели такую маму: с пушистым хвостом, в коричневой шубе, с иголками на спине, с кисточками на ушках?

– Да уж, – засмеялись все лесные мамы. – А какая же твоя мама?

– Моя мама самая красивая!

– Знаем, знаем, – загалдели лесные мамы. Как хорошо знать приметы мамы. И тут на полянку выскочила его мама. Малыш бросился к ней. Она нежно потёрлась, успокаивая своего детеныша. Как были рады этой встрече все лесные мамы!

Воспитатель: Дети, а вы узнали этого малыша?

Дети: Это зайчонок.

Воспитатель: Расскажите, какая у него мама?

Дети: У зайчихи пушистая шубка, летом серая, а зимой белая. У зайчихи длинные уши, раскосые глаза, маленький пушистый хвостик. У зайчихи передние лапы короткие, а задние длинные.

Воспитатель: Какие животные предлагали стать его мамой?

Дети: Бельчиха, ежиха, лисица, медведица.

Воспитатель: А вы рады, что зайчонок нашел свою маму?

Дети: Да.

Воспитатель: Мы с вами нашли зайчонку маму, давайте и другим лесным малышам отыщем их мам.

Игра: “ Найди маму”.

Воспитатель: На карточке несколько контурных изображений лесных мам, а рядом изображение одного детёныша. Вы должны обвести изображение той мамы, чей детёныш на вашей карточке.

Воспитатель: Молодцы. Предлагаю вам игру, вам ненадолго нужно превратиться в лесных животных и рассказать про себя, кто я, какой я, что делаю? Рассказывать будем на русском и татарском языках.

Дети берут игрушки.

Ребенок: Я-волк. Волк –животное. Я –большой, серый,

 Дети: - Мин бүре. Бүре – хайван. Мин зур, серый, чиста. Мин утырам.

(рассказы обо всех игрушках)

Воспитатель: Ребята, звери устали, давайте уложим их спать.

Дети: Бүре йокла. Керпе йокла. Аю йокла. Төлке йокла. Куян йокла.

Воспитатель: Ну, что, Колобок, запомнил ты слова на татарском языке, сможешь в лесу разговаривать с лесными животными на двух языках?

Колобок: Да, друзья, спасибо вам. Рэхмэт!

Воспитатель: Ребята, давайте мы с вами сделаем подарки для лесных животных и попросим Колобка передать их. Я предлагаю вам выбрать шарик любого цвета и сделать рисунки на воздушных шарах.

А чтобы наши пальчики красиво рисовали, давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

Пальчиковая гимнастика.

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки (стучать кулачками по столу)

Лисичке – сестричке,

Волчице, ежихе,

Мишке косолапому,

Заиньке усатому.         (Загибать пальцы на каждого животного,

                                                                               начиная с большого)

 Кому в платок,

 Кому в зобок,

 Кому в лапочку. (Стучать кулачками по столу)                                                        

Дети садятся за столы и рисуют фломастерами  на воздушных шарах.

По окончании работы дарят шары Колобку.

Заключительная часть

Воспитатель: Молодцы. Ребята, поблагодарим Колобка, передадим ему наши подарки и прощаемся с ним.

Дети: Саубул, Колобок, до свидания. Рэхмэт!

Колобок: До свидания, ребята! Саубулыгыз, балалар! 

Использованная образовательная программа:

«Региональная программа дошкольного образования» Р.К. Шаехова, Казань 2012.

Использованная литература:

«Говорим по-татарски. Методическое пособие по обучению детей 5-6 лет татарскому языку» Казань, 2012г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему: «Домашние животные»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад №57»  Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию речи:«Домашние животные»...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: « Песня колокольчика».

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Тема: « Песня колокольчика»....

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: Азбука добра.

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеТема: Азбука добра....

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста "Прогулка по лесу"

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста«Прогулка по лесу» Задачи:        1.Образовательные:- формировать ...

Интегрированное занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему «Домашние животные»

Расширять знания о домашних животных, правильно называть детенышей животных (образовывать слова с помощью суффиксов –енок,  -онок ). Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве и...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим для детей старшего дошкольного возраста

Цель. Способствовать развитию познавательных интересов у  детей, а так же мыслительной, творческой, логической  деятельности , через опытническую работу и экспериментирование. Задачи оп...

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе на тему "Домашние и дикие животные зимой"

Интеграция образовательных областей:  познавательное развитие, речевое развитие,  физическое  развитие.Цель: Обобщить знания детей о домашних и диких животных, их особенностях.Зада...