Проект «Царство речных рыб».
презентация занятия для интерактивной доски по окружающему миру (старшая группа) по теме
Рассматривая проблемные вопросы входящие в тему учебной программы мы выяснили, что одно из замечательных богатств нашей Родины- это рыбы.
Для проведения проекта необходимо запланировать экскурсии к водоему для наблюдения за ее обитателями.
Исследование проблемных вопросов помогут воспитанникам узнать:
1. Правила поведения в природе (возле водоема).
2. Какие рыбы встречаются в нашей местности.
3. Как рыбы размножаются.
Установить причинно – следственные связи между человеком и обитателями водоема.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bizitka_fkbz.doc | 70 КБ |
pez_fkbz.ppt | 1.83 МБ |
Zadachi.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Сценарий игры викторины
"Морские знатоки"
(старшая группа)
Задачи:
- способствовать развитию познавательного интереса к животному миру;
- довести до понимания детей знания:
- о внешнем виде рыбы;
- некоторых способах защиты от врагов; способах передвижения рыб.
■ развивать умения детей:
- давать развернутое объяснение;
- делать самостоятельные выводы на основе наблюдений;
- делать обобщения.
Домашнее задание
Найти ответы на вопросы:
- Чем примечательна рыба камбала?
- Как узнать возраст рыбы?
- Какие рыбы местных водоемов являются долгожителями?
- Что входит в рацион акулы, каковы ее вкусовые предпочтения?
- Умеют ли рыбы разговаривать?
- Правда ли, что существуют "летающие" рыбы?
Предварительная работа по теме "Рыбы":
■ занятия по экологии, проводимые педагогом-экологом; и деятельность воспитателей в повседневной жизни;
■ выполнение детьми домашних заданий с помощью родителей.
Оборудование: письмо от Водяного, емкость с водой, геометрические формы, две шишки, иллюстра ции рыб, надувные шары, предмет листообразной формы, модели с изображением дна водоемов и си луэты рыб, корм для рыб, изображение спиленного дерева, два самолетика, клей.
Ход игры:
Воспитатель: Ребята, к нам пришло письмо от сказочного героя. А от кого именно, вы догадаетесь сами, послушав его песенку.
Звучит песня Водяного из мультфильма "Летучий корабль", ел. Ю. Энтина, муз. М. Дунаевского.
Воспитатель: От кого же это письмо?
Воспитатель показывает конверт, на котором нарисованы рыбы, крабы, водные растения. Дети высказывают свои мнения.
Воспитатель: Конечно, это письмо от Водяного. Хотите узнать, что он нам пишет? (Вскрывает письмо и читает его.) «Здравствуйте, ребята. Совсем заскучал я на дне реки. Так хочется повеселиться. Давайте с вами поиграем в интересную игру, которая называется "Мор ские знатоки". Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет сюрприз». Ребята, хотите поиграть с Водяным?
Тогда слушайте первый вопрос: Где легче двигаться: в воде или на суше ? И почему?(Воспитатель выслушивает предположения детей. Затем предлагает проверить правильность этих предположений. Для этого дети вместе с воспитателем выполняют одинаковые движения руками
по воздуху и в воде (в емкости больших размеров).
Дети делают вывод: воздух прозрачный, незаметный, легко рассекается. Вода плотная, задерживает движения.
Воспитатель: Следующий вопрос. Почему большинство рыб имеют обтекаемое тело? Ребята, как вы понимаете слова "обтекаемая форма"?
Воспитатель уточняет, что обтекаемая форма — это когда голова заострена и плавно переходит в туловище.(Педагог показывает рисунки разных рыб.)
Воспитатель: Так почему же у большинства рыб тело обтекаемой формы? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами проведем опыт.
Воспитатель предлагает детям тянуть в воде с помощью веревочки предметы разной формы :кубы, конусы, цилиндры.
Дети приходят к выводу, что конус острым концом рассекает воду, поэтому его легче тянуть, а кубу мешают углы, цилиндр также тяжело тянуть в воде.
Дети: Легко протягивать в воде гладкие предметы, имеющие вытянутую форму, рассекающие узкой, заостренной частью плотную воду. Значит, обтекаемая форма позволяет рыбам легко передвигаться.
Воспитатель: Рыба камбала имеет уплощенное тело. Уплощенное — значит плоское.
(Воспитатель проводит хоровое и индивидуальное проговаривание слова "уплощенное".)
Воспитатель: Плавать камбала умеет по-разному. Может плавать плашмя, а еще она умеет плавать ребром.
(Воспитатель показывает силуэты рыбы в различных положениях и проводит хоровое и индивидуаль ное проговаривание слова "плашмя".)
Воспитатель: Третий вопрос. В каком положении рыба плавает быстрее?
(Дети высказывают свои предположения.)
Затем воспитатель предлагает проверить их на опыте :тянуть в воде предмет листообразной формы плашмя и ребром. Дети приходят к выводу о том, что расположенный ребром предмет тянется легче.
Воспитатель: Правильно, ребята, значит, камбала плашмя быстро не плавает. В случае опасности эта рыба поворачивается на ребро — и плывет быстрее. Но все равно, плыть очень быстро, как рыба с обтекаемой формой, она не может. Но разве на земле все животные одина ково ходят? Нельзя же сравнивать медлительную черепаху и быстро бегающую антило пу. Так и рыбы — одни плавают быстро, другие — не очень.
А теперь четвертый вопрос. Если бегством камбале спасаться трудно, то, что же ей по могает обхитрить своих врагов?
(Если дети затрудняются ответить, педагог предлагает им рассмотреть модели: картинки с изображением дна различной окраски и силуэтов рыб соответствующих цветов.)
Воспитатель: Ребята, давайте найдем каждой рыбке свой домик.
(После нахождения домика для каждой рыбки дети делают вывод, что камбала принимает такую окраску, какого цвета дно.)
Воспитатель: Эта окраска называется "маскировочной".
(Воспитатель проводит хоровое и индивидуальное проговаривание слова "маскировочная".)
Воспитатель: Ребята, а кто еще приспосабливает свою окраску к цвету того места, где находится?
Дети: Менять окраску умеют хамелеоны, раки, некоторые насекомые.
Воспитатель: Правильно. А теперь вопрос № 5. На какой картинке допущена ошибка и какая?
(Воспитатель показывает рисунки.)
Дети: На второй картинке чешуя нарисована в обратном направлении.
Воспитатель: Тогда вопрос № 6. Зачем тело рыбы покрыто чешуей? Почему чешуя не может быть рас положена так, как на второй картинке?
Воспитатель предлагает детям потянуть в воде за нитку две шишки (у одной чешуйки расположены назад, а у другой — вперед) и ответить, какую шишку тянуть легче.
Дети: Легче тянуть шишку, у которой чешуйки распущены назад. Точно также расположены чешуйки на теле рыбы. Они помогают ей скользить в воде.
Воспитатель: Вопрос № 7. Как узнать, сколько рыбе лет? Ребята, вспомните, как мы узнаем возраст дерева? Посмотрите на эту картинку, и тогда вам не трудно будет догадаться. (Показы вает изображение спиленного дерева или настоящий спил.)
Дети: Возраст деревьев мы определяем по кольцам, мы их видели на пнях.
Воспитатель: Точно также определяется возраст рыбы, на чешуйках есть кольца. За один год появля ется одно кольцо. Эти кольца называются годичными или годовыми.
(Воспитатель проводит хоровое и индивидуальное проговаривание слов "годичные" и "годовые".)
Воспитатель: Некоторые рыбы доживают до ста лет, т. е. это гораздо больше, чем живет человек. Щу ки живут 60—80 лет, это примерно столько, сколько живет человек, а есть рыбы, которые живут всего два года. В како сказке встречается эта рыба и что она выполняла. (Ответы детей.)
Воспитатель: Ребята, а каких еще хищных рыб вы знаете?
Дети: Щука, окунь ,судак, налим, сом.
(Проводится подвижная игра "Караси и щука".)
Воспитатель: Вопрос № 9. Люди часто говорят: "Молчит как рыба". Правильно ли это?
(Ответы детей.)
Воспитатель: Подводный мир богат звуками. Одни рыбы хрюкают, как настоящие свиньи, есть рыба, которая каркает не хуже вороны, а есть такие, которые своими звуками напоминают шум проходящего мимо поезда. Так что, наверное, поговорка "Молчит как рыба" не совсем правильна.
А теперь ответьте на десятый вопрос. Видят ли рыбы?
Педагог выслушивает ответы детей, затем предлагает подойти к аквариуму, прикоснуться к стеклу, покормить рыбок. Поведение рыб позволяет сделать вывод о том, что рыбы видят.
Воспитатель предлагает рассмотреть изображения различных рыб.
Воспитатель оценивает работу детей. Читает письмо Водяного, в котором он приглашает ребят на экскурсию в музей-аквариум.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Царство звуков»
Педагогический проект, направленный на развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения....
Краткосрочный проект "Царство гигиены"
Краткосрочный проект "Царство гигиены"...
Проект "Царство воды"
Проект "Царство воды"...
Проект "Царство растений"
Цель проекта: Создание благоприятных условий для экологического воспитания детей через знакомство с жизнью растений, а также создание условий для всестороннего развития младших дошкольников...
НОД "Презентация проекта "Царство грибов" в подготовительной к школе группе
В форме партнерской сюжетно-ролевой игры "Заседание научного совета" закрепляются и обощаются знания детей по лексической теме "Грибы". Материал для познавательного развития может быть реализован как ...
Проект "Царство воды"
Экспериментально-исследовательский проект "Царство воды" предназначен для детей средней группы с целью развития любознательности и интереса к экспериментальной деятельности....
Информационно-познавательный проект "Обитатели речного мира-рыбы"
Цель: Развитие устойчивого интереса к живой природе. Способствовать развитию элементов детского творчества в продуктивной деятельности.Задачи:· Дать представление о...