Проект «Царство речных рыб».
презентация занятия для интерактивной доски по окружающему миру (старшая группа) по теме

Гафурова Алия Раильевна

Рассматривая проблемные вопросы входящие в тему учебной программы мы выяснили, что одно из замечательных богатств нашей Родины- это рыбы.

Для проведения проекта необходимо запланировать экскурсии к водоему для наблюдения за ее обитателями.

Исследование проблемных вопросов помогут воспитанникам узнать:

1.      Правила поведения в природе (возле водоема).

2.      Какие рыбы встречаются в нашей местности.

3.      Как рыбы размножаются.

Установить причинно – следственные связи между человеком и обитателями водоема.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bizitka_fkbz.doc70 КБ
Office presentation icon pez_fkbz.ppt1.83 МБ
Файл Zadachi.docx30.26 КБ

Предварительный просмотр:

Автор проекта

Фамилия, имя отчество

Гафурова Алия Раильевна.

Регион

Саратовский

Населенный пункт, в котором находится МДОУ

Г. Ершов

Номер и/или название МДОУ

МДОУ № 3»Звездочка»

Описание проекта

Название темы вашего учебного проекта

« Царство речных рыб».

Краткое содержание проекта

Рассматривая проблемные вопросы входящие в тему учебной программы мы выяснили, что одно из замечательных богатств нашей Родины- это рыбы.

Для проведения проекта необходимо запланировать экскурсии к водоему для наблюдения за ее обитателями.

Исследование проблемных вопросов помогут воспитанникам узнать:

  1. Правила поведения в природе (возле водоема).
  2. Какие рыбы встречаются в нашей местности.
  3. Как рыбы размножаются.
  4. Установить причинно – следственные связи между человеком и обитателями водоема.

Предмет(ы)

Окружающий мир, экология, изо ,художественная литература.

Группа

Для детей старшей группы предназначен этот проект

Приблизительная продолжительность проекта

Например: 6месяцев(весна-лето)

Основа проекта

Образовательные стандарты

Программа воспитания и обучения в детском саду под редакцией Васильевой

Дидактические цели / Ожидаемые результаты обучения 

Цели:

  1. Развивать понимание материального мира и единства процессов происходящие в живой и неживой природе.
  2. Развивать навыки практического использования в приобретенных знаний и   умений в практической деятельности и повседневной жизни.
  3. Формировать навыки работы в команде.

 После завершения проекта дошкольники смогут: Формировать компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельность.

Вопросы, направляющие проект

Основополагающий вопрос

Как живут различные организмы в реке?

Проблемные вопросы учебной темы

Как речные рыбы адоптируются к среде обитания?

Как люди и рыбы успешно существуют вместе?

Учебные вопросы

1.«Кто такие рыбы».

2 «.Как размножаются рыбы».

3. « Как маскируются   рыбу».

План оценивания

График оценивания

До работы над проектом

Ученики работают над проектом и выполняют задания

После завершения работы над проектом

Вводная презентация воспитателя-актуализация   основополагающего и проблемного вопроса. Анализ результатов и корректировка учебных вопросов. Диагностика «Назови обитателей водоема»

Беседа «Что я знаю о рыбах»

Дидактические игры «Найди рыбке свой домик».опытническая работа «Какая вода лучше для рыб»Обсуждение собранной информации в группе Консультации (беседа)воспитателя по данной теме.

Подведение итогов. Оценивание знаний воспитанников путем диагностирования. Анализ результатов воспитателем с целью корректировки будущих результатов.

 Итоговое занятие «Морские знатоки»

Игра –викторина «В гостях у черепах

Описание методов оценивания

В начале проектной деятельности проводится оценка начальных знаний воспитанников(формирующее оценивание). Во время презентации воспитателя воспитанникам высказывают свои предположения относительно существующей проблемы, ее глубины и серьезности. Это мотивирует их на участие в проекте. Заполнение первых двух граф таблицы «Знаю. Интересуюсь. Научился.» позволит воспитателю оценить уровень владения воспитанниками темой, выявить их интересы и скорректировать в случае необходимости учебные вопросы. Учитывая требования стандарта, цели воспитанников в проекте, составляются критерии оценивания будущих работ (презентация, буклет, ), по которым происходит контроль и самоконтроль в группах. . Это позволит осуществить мониторинг прогресса воспитанников. Учащиеся создают презентации, буклеты по темам исследований. После завершения работы над проектом проводится итоговое занятие .         Здесь оценивается глубина проведенного исследования, логичность представления материала, творческий подход, защищать свою точку зрения, участвовать в обсуждении, задавать вопросы.

В ходе выступлений группы демонстрируют результаты своей деятельности – презентации и буклеты. В конце проекта проводится индивидуальная диагностика и анализ общих результатов воспитателем.

Сведения о проекте

Необходимые начальные знания, умения, навыки

Владение детьми представления о водоемах нашего края ,строения тела рыб. Умение работать в группах с различным материалом.

Учебные мероприятия

Первый этап (вводное занятие , )– Презентация проекта воспитателя, формулировка основополагающего и проблемного вопросов. Разделение на группы.

Для воспитанников и  родителей воспитатель предлагает буклет , объясняющий использование проектной методики при изучении данной темы.

Воспитатель проводит тестирование для выявленияуровня знаний

Второй этап (1 часа) – Обсуждение плана проекта, формулировка проблемных вопросов, гипотез и целей исследования. Воспитанники делятся на подгруппы и обдумывают план проведения исследований, выбирают исследовательские методы, формы представления результатов. Воспитатель  проводит индивидуальные консультации с группами.

Третий – Сбор материала и его анализ. Воспитанники проводят исследования, обсуждают полученную информацию в группах воспитанники . Учитель консультирует группы, оказывает помощь в поиске ресурсов.

Четвертый - Выполнение творческих заданий по теме проекта.

Пятый – оформление результатов исследования в виде презентаций, буклетов.

Шестой – защита ученических работ, формулирование ответов на проблемные и основополагающие вопросы. Воспитанники делаю выводы и анализируют ответы товарищей .

Заключительный этап - подведение итогов работы над проектом. Рефлексия.

Материалы для дифференцированного обучения

Ученик с проблемами усвоения учебного материала (Проблемный ученик) 

Опишите дидактические материалы для учеников, такие как планирование дополнительного времени для занятий, скорректированные цели обучения и задания, работа в группах, календари заданий, адаптированные технологии и поддержка специалистов. Для устранения проблемного усвоения материала необходимо установить истинную причину проблемы плохого усвоения материала, т.е. определить особенности его восприятия: визуальное, аудит(на слух), тактильное(действие).Дидактическая игра  для развития знаний орыбах.

Ученик, для которого язык преподавания не родной

Одаренный ученик

Показ видеофильма о жизни рыб в различных водных сфер, с помощью которых воспитанник более углубленно расширит знания о рыбах ,и выскажет свое мнение  товарищам.(и поделится своими знаниями с товарищами.

Материалы и ресурсы, необходимые для проекта

Технологии – оборудование (отметьте нужные пункты)

Фотоаппарат, лазерный диск, видеомагнитофон, компьютер(-ы), принтер, видеокамера, цифровая камера, проекционная система, видео-, конференц8оборудование, DVD-проигрыватель, сканер, другие типы интернет- соединений, телевизор

Технологии – программное обеспечение (отметьте нужные пункты)

СУБД/электронные таблицы, программы обработки изображений, программы разработки веб-сайтов, настольная издательская система, веб-браузер, текстовые редакторы, программы электронной почты, мультимедийные системы, другие справочники на CD-ROM

Материалы на печатной основе

 методические пособия, хрестоматии, справочный материал и т.д. справочник «Старший воспитатель» в дошкольного учреждения.
Дошкольное воспитание №7-2001г.
Ребенок в детском саду №2-2003г.
Кочергина А.В. «Сценарии занятий по экологии в старшей группе.

Другие принадлежности

Папка с иллюстрациями рыб: морских, речных.

Интернет-ресурсы

Список веб-адресов, необходимых для проведения проекта

Другие ресурсы

Кого нужно пригласить и что нужно организовать для успешного проведения проекта в процессе (экскурсии -водоему, эксперименты по данной теме, педагоги,  эксперты, родители и т.д.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Сценарий игры викторины

"Морские знатоки"

 (старшая группа)

Задачи:

  1. способствовать развитию познавательного интереса к животному миру;
  2. довести до понимания детей знания:
  1. о внешнем виде рыбы;
  1. некоторых способах защиты от врагов; способах передвижения рыб.

■ развивать умения детей:

- давать развернутое объяснение;

- делать самостоятельные выводы на основе наблюдений;

- делать обобщения.

Домашнее задание

        Найти ответы на вопросы:

  1. Чем примечательна рыба камбала?
  2. Как узнать возраст рыбы?
  3. Какие рыбы местных водоемов являются долгожителями?
  4. Что входит в рацион акулы, каковы ее вкусовые предпочтения?
  5. Умеют ли рыбы разговаривать?
  6. Правда ли, что существуют "летающие" рыбы?

Предварительная работа по теме "Рыбы":

 занятия по экологии, проводимые педагогом-экологом; и деятельность воспитателей в повседневной жизни;

■ выполнение детьми домашних заданий с помощью родителей.

        

Оборудование: письмо от Водяного, емкость с водой, геометрические формы, две шишки, иллюстра ции рыб, надувные шары, предмет листообразной формы, модели с изображением дна водоемов и си луэты рыб, корм для рыб, изображение спиленного дерева, два самолетика, клей.

Ход игры:

        Воспитатель:    Ребята, к нам пришло письмо от сказочного героя. А от кого именно, вы догадаетесь сами, послушав его песенку.

 Звучит песня Водяного из мультфильма "Летучий корабль", ел. Ю. Энтина, муз. М. Дунаевского.

        Воспитатель:    От кого же это письмо?

Воспитатель показывает конверт, на котором нарисованы рыбы, крабы, водные растения. Дети высказывают свои мнения.

        Воспитатель: Конечно, это письмо от Водяного. Хотите узнать, что он нам пишет? (Вскрывает письмо и читает его.) «Здравствуйте, ребята. Совсем заскучал я на дне  реки. Так хочется повеселиться. Давайте с вами поиграем в интересную игру, которая называется "Мор ские знатоки". Если вы справитесь со всеми заданиями, вас ждет сюрприз». Ребята, хотите поиграть с Водяным?

Тогда слушайте первый вопрос: Где легче двигаться: в воде или на суше ? И почему?(Воспитатель выслушивает предположения детей. Затем предлагает проверить правильность этих предположений. Для этого дети вместе с воспитателем выполняют одинаковые движения руками

по воздуху и в воде (в емкости больших размеров).

Дети делают вывод: воздух прозрачный, незаметный, легко рассекается. Вода плотная, задерживает движения.

Воспитатель: Следующий вопрос. Почему большинство рыб имеют обтекаемое тело? Ребята, как вы понимаете слова "обтекаемая форма"?

Воспитатель уточняет, что обтекаемая форма — это когда голова заострена и плавно переходит в туловище.(Педагог показывает рисунки разных рыб.)

Воспитатель: Так почему же у большинства рыб тело обтекаемой формы? Чтобы ответить на этот вопрос, мы с вами проведем опыт.

Воспитатель предлагает детям тянуть в воде с помощью веревочки предметы разной формы :кубы, конусы, цилиндры.

Дети приходят к выводу, что конус острым концом рассекает воду, поэтому его легче тянуть, а кубу мешают углы, цилиндр также тяжело тянуть в воде.

Дети:        Легко протягивать в воде гладкие предметы, имеющие вытянутую форму, рассекающие узкой, заостренной частью плотную воду. Значит, обтекаемая форма позволяет рыбам легко передвигаться.

Воспитатель:    Рыба камбала имеет уплощенное тело. Уплощенное — значит плоское.

(Воспитатель проводит хоровое и индивидуальное проговаривание слова "уплощенное".)

Воспитатель: Плавать камбала умеет по-разному. Может плавать плашмя, а еще она умеет плавать ребром.

(Воспитатель показывает силуэты рыбы в различных положениях и проводит хоровое и индивидуаль ное проговаривание слова "плашмя".)

Воспитатель:    Третий вопрос. В каком положении рыба плавает быстрее?

        (Дети высказывают свои предположения.)

 Затем воспитатель предлагает проверить их на опыте :тянуть в воде предмет листообразной формы плашмя и ребром. Дети приходят к выводу о том, что расположенный ребром предмет тянется легче.

Воспитатель: Правильно, ребята, значит, камбала плашмя быстро не плавает. В случае опасности эта рыба поворачивается на ребро — и плывет быстрее. Но все равно, плыть очень быстро, как рыба с обтекаемой формой, она не может. Но разве на земле все животные одина ково ходят? Нельзя же сравнивать медлительную черепаху и быстро бегающую антило пу. Так и рыбы — одни плавают быстро, другие — не очень.

А теперь четвертый вопрос. Если бегством камбале спасаться трудно, то, что же ей по могает обхитрить своих врагов?

        (Если дети затрудняются ответить, педагог предлагает им рассмотреть модели: картинки с изображением дна различной окраски и силуэтов рыб соответствующих цветов.)

Воспитатель:    Ребята, давайте найдем каждой рыбке свой домик.

        (После нахождения домика для каждой рыбки дети делают вывод, что камбала принимает такую окраску, какого цвета дно.)

Воспитатель:    Эта окраска называется "маскировочной".

(Воспитатель проводит хоровое и индивидуальное проговаривание слова "маскировочная".)

Воспитатель:    Ребята, а кто еще приспосабливает свою окраску к цвету того места, где находится?

Дети:        Менять окраску умеют хамелеоны, раки, некоторые насекомые.

Воспитатель:    Правильно. А теперь вопрос № 5. На какой картинке допущена ошибка и какая?

(Воспитатель показывает рисунки.)

Дети:        На второй картинке чешуя нарисована в обратном направлении.

Воспитатель: Тогда вопрос № 6. Зачем тело рыбы покрыто чешуей? Почему чешуя не может быть рас положена так, как на второй картинке?

Воспитатель предлагает детям потянуть в воде за нитку две шишки (у одной чешуйки расположены назад, а у другой — вперед) и ответить, какую шишку тянуть легче.

Дети:        Легче тянуть шишку, у которой чешуйки распущены назад. Точно также расположены чешуйки на теле рыбы. Они помогают ей скользить в воде.

Воспитатель: Вопрос № 7. Как узнать, сколько рыбе лет? Ребята, вспомните, как мы узнаем возраст дерева? Посмотрите на эту картинку, и тогда вам не трудно будет догадаться. (Показы вает изображение спиленного дерева или настоящий спил.)

Дети:        Возраст деревьев мы определяем по кольцам, мы их видели на пнях.

Воспитатель: Точно также определяется возраст рыбы, на чешуйках есть кольца. За один год появля ется одно кольцо. Эти кольца называются годичными или годовыми.

        (Воспитатель проводит хоровое и индивидуальное проговаривание слов "годичные" и "годовые".)

Воспитатель:    Некоторые рыбы доживают до ста лет, т. е. это гораздо больше, чем живет человек. Щу ки живут 60—80 лет, это примерно столько, сколько живет человек, а есть рыбы, которые живут всего два года. В како сказке встречается эта рыба и что она выполняла. (Ответы детей.)

        

Воспитатель: Ребята, а каких еще хищных рыб вы знаете?

Дети: Щука, окунь ,судак, налим, сом.

(Проводится подвижная игра "Караси и щука".)

Воспитатель:    Вопрос № 9. Люди часто говорят: "Молчит как рыба". Правильно ли это?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Подводный мир богат звуками. Одни рыбы хрюкают, как настоящие свиньи, есть рыба, которая каркает не хуже вороны, а есть такие, которые своими звуками напоминают шум проходящего мимо поезда. Так что, наверное, поговорка "Молчит как рыба" не совсем правильна.

А теперь ответьте на десятый вопрос. Видят ли рыбы?

Педагог выслушивает ответы детей, затем предлагает подойти к аквариуму, прикоснуться к стеклу, покормить рыбок. Поведение рыб позволяет сделать вывод о том, что рыбы видят.

        

Воспитатель предлагает рассмотреть изображения различных рыб.

Воспитатель оценивает работу детей. Читает письмо Водяного, в котором он приглашает ребят на экскурсию в музей-аквариум.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Царство звуков»

Педагогический проект, направленный на развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения....

Краткосрочный проект "Царство гигиены"

Краткосрочный проект "Царство гигиены"...

Проект "Царство воды"

Проект "Царство воды"...

Проект "Царство растений"

Цель проекта: Создание благоприятных условий для  экологического воспитания детей через знакомство с жизнью растений, а также создание условий для всестороннего развития младших дошкольников...

НОД "Презентация проекта "Царство грибов" в подготовительной к школе группе

В форме партнерской сюжетно-ролевой игры "Заседание научного совета" закрепляются и обощаются знания детей по лексической теме "Грибы". Материал для познавательного развития может быть реализован как ...

Проект "Царство воды"

Экспериментально-исследовательский проект "Царство воды" предназначен для детей средней группы с целью развития любознательности и интереса к экспериментальной деятельности....

Информационно-познавательный проект "Обитатели речного мира-рыбы"

Цель: Развитие устойчивого интереса к живой природе. Способствовать развитию элементов детского творчества в продуктивной деятельности.Задачи:·       Дать представление о...