Наблюдения на прогулке за зимними изменениями
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) по теме
Предварительный просмотр:
Морозный солнечный денек №1 Цель: Формировать у детей представление о зиме; познакомить со свойствами зимнего солнца. Основное содержание: в солнечный день обратить внимание на красоту зимнего пейзажа (кругом бело, светло, снег сверкает на солнце, небо голубое). Отметить какое солнце (тусклое, яркое, закрытое тучами). Вспомнить какое оно было вчера. Солнце не греет, не поднимается высоко. Стали дни короче, Солнце светит мало, Вот пришли морозы, И зима настала. И.Суриков | Наблюдение за ветром №2 Цель: Познакомить детей с такими явлениями, как «метель» и «вьюга». Основное содержание: В ветреную погоду наблюдать за низко и быстро плывущими облаками, раскачивающимися ветвями деревьев. Обратить внимание на то, как ветер поднимает с земли и переносит снег в другое место, с силой бьет в окна. Предложить прислушаться, как завывает ветер. Объяснить, что это метель. Дуют ветры в феврале, Воют в трубах громко. Змейкой мчится по земле Легкая поземка. С.Маршак В поле снежную постель Стелет зайчикам …(метель). |
Наблюдение за снегом №3 Цель: Познакомить со свойствами снега, с сезонным явлением - снегопадом. Основное содержание: Полюбоваться спокойно падающим снегом, сугробами, блестящими на солнце. Рассмотреть снежинку на рукаве пальто. Спросить на что она похожа. Спросить, почему снежинки на руке тают. Познакомить со свойствами снега: легкий, холодный, белый. Светло-пушистая Снежинка белая, Какая чистая, Какая смелая! К.Бальмонт | Знакомство со свойствами льда №4 Цель: Познакомить с сезонным явлением – гололедом, со свойствами льда. Основное содержание: Познакомить со свойством воды превращаться в лед. В начале зимы рассмотреть через тонкий лед замерзших луж листья, лежащие на земле. Закрепить знания о свойствах льда (твердый, хрупкий, гладкий, скользкий, по нему можно кататься на коньках). Не идет и не едется, Потому, что гололедица. Но зато отлично падается! Почему ж никто не радуется?! В.Берестов |
За окном мороз №5 Цель: Закрепить знания детей о зимнем явлении – морозе. Основное содержание: Наблюдение проводится из окна. Отметить, что морозы стали крепче, не всегда можно гулять. Люди одеваются теплее, быстро идут по улице, чтобы не замерзнуть. Жгуч мороз трескучий, На дворе темно; Серебристый иней Запушил окно. И. Никитин Какой это мастер На стекла нанес И листья, и травы, И заросли роз? (Мороз) | Наблюдение за работой дворника №6 Цель: Воспитать уважение к труду взрослых, формировать желание приходить на помощь окружающим. Основное содержание: Обратить внимание детей на работу дворника. Лопата у него широкая, зачем? Предложить детям помочь очистить тротуар, участок площадки от снега. Снега прошли немалые, А все идут, идут… Дворники усталые Метут, метут, метут. Гремят они лопатами По тучами лохматыми, Метелками шуршат Е.Благинина |
Наблюдение за деревьями №7 Цель: Показать детям деревья: березу, ель, разобрать отличительные признаки. Основное содержание: Показать, что у елочки - зеленые иголки (хвоя). Еловая веточка – лапа. Сравнить ее с голой белой березой. Отметить, что она сбросила листву на зиму. Объяснить, что в мороз ветки деревьев хрупкие, легко ломаются, поэтому их надо беречь, не ломать, не стучать по стволу. Заколдован невидимкой, Дремлет лес под сказкой сна, Словно белою косынкой Подвязалась сосна. С.Есенин | Изучаем транспорт №8 Цель: закрепить знания детей о транспортных средствах. Основное содержание: Обратить внимание детей на стоящий рядом или проезжающий мимо транспорт. Вспомнить, какой еще транспорт дети видели на дорогах города. Закрепить названия частей машины. Вспомнить предназначение разных видов наземного транспорта. Вот под радугой ракета Взмыла к небесам. И такую же ракету Я построю сам. Г.Виеру |
Зимующие птицы №9 Цель: закрепить знания детей о зимующих птицах. Сформировать желание заботиться о живых существах. Основное содержание: Обратить внимание на поведение птиц. Назвать птиц, прилетающих на участок. Объяснить, как им голодно зимой, рассказать, что птицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней. | Зимние забавы №10 Цель: Закрепить знания детей о назначении зимних построек. Повторить правила поведения на прогулках. Основное содержание: Познакомить детей с названием каждой постройки и с их предназначением. Разобрать правила игры на площадке. Мы слепили снежный ком, Ушки сделали потом, И как раз вместо глаз Угольки нашлись у нас. Кролик вышел, как живой! Он с хвостом и с головой! О.Высотская |
Где, чей след? №11 Цель: Развивать внимательность, вызвать интерес к окружающему, научить различать следы птиц и зверей по форме. Основное содержание: На свежевыпавшем снегу показать детям следы птиц, собак, кошек. Спросить, кто еще может оставить следы. Ох, как заяц напетлял, От лисы он убегал. Волку не достался И живой остался! | Наблюдение за животными №12 Цель: Познакомить с особенностями поведения собак. Уточнить, как называются детеныши собаки. Воспитывать доброе отношение к животным. Основное содержание: Показать детям гуляющую рядом собаку. Спросить, холодно ли ей. Закрепить названия частей тела животного, вспомнить, как называются детеныши. Вот он крутится волчком, Тузик, Тузик, хвост крючком. Вот летит во весь опор То на речку, то во двор, То дежурит у ворот – Словом, дел невпроворот. А.Прокофьев |
Как стали одеваться люди №13 Цель: сформировать у детей представление о сезонной одежде. Основное содержание: Обратить внимание на одежду прохожих, детей. Уточнить, какая это одежда по сезону, теплая или нет. Почему? Холодно. Наша Маша маленькая, На ней шубка аленькая. Валенки, валенки. Невелички, маленькие. Я перчатку одеваю, Я в нее не попадаю. | Изучаем транспорт №14 Цель: научить называть и различать виды общественного транспорта. Соблюдать правила дорожного движения. Различать основные части легковых машин. Основное содержание: Рассмотреть стоящий поблизости автомобиль. Определить цвет, посчитать колеса. Объяснить для чего нужно запасное колесо. Для чего нужны фары? Посчитать сколько дверей и зачем такое количество. Вспомнить, какой общественный транспорт они знают. Отойдите! Я – машина! И внутри меня пружина! И с утра всегда она На весь день заведена. Э.Мошковская |
Зима холодная №15 Цель: Формировать у детей первые представления об этом времени года. Основное содержание: Во время прогулки обратить внимание на одежду прохожих. Предложить детям проверить снег. Снег разлетается легким облачком: «Сыпучий». Лепить нельзя. Птиц не видно – спрятались от холода. Все быстро передвигаются. Все злее, злее, злее На улице мороз, И каждый потеплее Закутывает нос. | Снегопад №16 Цель: познакомить детей с сезонным явлением – снегопадом. Основное содержание: Много снега насыпало кругом. Снег лежит и на скамейках, и на столиках, и на дорожках. Снежинки падают – это снегопад. Обратить внимание детей на строение снежинки. Белая, пушистая, на руку упала и пропала (снежинка). Сыплет с неба снег-снежок, Словно легкий пух-пушок… Отчего ж, вздыхая тяжко, Шепчет крыша: «Ох, как тяжко!» Ц.Ангелов |
Наблюдение за птицами №17 Цель: формировать у детей желание заботиться о зимующих птицах; учить узнавать птиц, называть их части тела. Основное содержание: Обратить внимание на зимующих птиц и рассказать, что зимой им холодно, голодно: нет мошек, червячков, только люди им могут помочь – покормить их. Дети рассматривают прилетающих птиц, называют их, какого цвета перышки и лапки у голубя, у кого клюв больше – у голубя или у воробья. Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится. Прыг-скок, прыг-скок, Завертелась, как волчок. А.Барто | Морозный солнечный денек №18 Цель: Рассказать детям о том, как живут звери зимой; стимулировать добрые чувства по отношению к ним. Основное содержание: Солнышко сияет, снег лежит пушистый, белый. Тихо спокойно, а вчера гуляла вьюга, завывал ветер, шел снег. Снег блестит на солнышке. Все вокруг красиво и переливается. Вспомнить о животных, живущих в лесу. Каково им сейчас? Мороз и солнце – День чудесный. А.Пущкин |
Помощники №19 Цель: воспитывать в детях уважение к труду взрослых, формировать желание помогать окружающим. Основное содержание: высокие сугробы намела зимушка-зима, не проехать, не пройти. Снег убирать нужно, а то людям трудно ходить, коляску с малышом не провезешь, машины буксуют. Обратить внимание на снегоочистительные машины. Щетки крутятся, счищают снег с тротуара. Верные слуги – снежные вьюги, Заметите все пути, Чтобы в чащу не пройти… С.Маршак | Экскурсия на улицу №20 Цель: закрепить знания детей о транспортных средствах. Основное содержание: Идя вдоль по улице, следует обратить внимание на разнообразие транспортных средств: автобус, грузовик, легковая машина. Выяснить назначение каждого вида транспорта. Пьет бензин, как молоко, Может бегать далеко, Возит грузы и людей. Ты знаком, конечно, с ней. (Машина) В.Степанов |
Зимние забавы №21 Цель: Закрепить знания детей о назначении снежных построек; уточнить знания о названиях птиц, частей их тел, голосовых реакциях. Основное содержание: Рассмотреть постройки на участке, выяснить их назначение (медведь с сачком, чтобы собирать снежки, которые бросают дети), рассмотреть прилетающих птиц, имитировать голосовые реакции птиц: кар-кар (ворона). Вот ворона стоит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы, Наступила пора непогоды. Н.Рубцов | Где спит медведь? №22 Цель: Учить детей выполнять необходимые действия, получая результат; заботиться об окружающих, не тревожить понапрасну. Основное содержание: «Что за сугроб такой огромный вырос?» Давайте осторожно подойдем и поглядим на него. Когда была осень , падали листья, мы бросали все листья в одну кучу. Мы помогли мишке построить берлогу. Холодно и голодно животным в лесу. Вспомнить сказку «Три медведя». Можно сделать спальню для медвежат. |
Наблюдение за трудом шофера №23 Цель: Познакомить детей с профессией шофера. Формировать уважение к трудовой деятельности и вызывать желание помочь этим людям. Основное содержание: Шофер управляет машиной (снегоуборочной, грузовой). Рассказать о его рабочем месте, и о том, как он управляет машиной. В ходе наблюдения обратить внимание на результат трудовых действий (снег убран, людям есть, где ходит и ездить). Задание: Помочь шоферу убрать снег со своего участка. | Экскурсия к магазину №24 Цель: Познакомить детей с функцией магазина; рассказать о функции машин, подъезжающих к магазину (привозят хлеб, продукты и др.) Основное содержание: к магазину подъезжают крытые фургоны. В магазин входят взрослые, дети. Обойти магазин, посмотреть, как выгружают товар из фургонов. Одни машины привозят хлеб, булки, другие – молоко, кефир. Фургоны так и называются: хлебный, овощной. |
Экскурсия к светофору №25 Цель: раскрыть детям назначение светофора, обозначение световых сигналов. Основное содержание: Объяснить детям, для чего необходим светофор, что означают его цветовые сигналы. Зеленый – можно идти, красный – стой, желтый – внимание. Дети внимательно следят, как двигается транспорт, отмечают, что все водители выполняют правила, иначе случится беда. Ты к дороге подойди Право, влево посмотри. Осторожно, если красный Значит, нам идти опасно. А зеленый – значит можно, Ну а желтый – осторожно. | Снегоуборочная машина №26 Цель: Познакомить детей со снегоуборочной машиной, с ее назначением. Основное содержание: По тротуарам движется снегоуборочная машина. Щетками счищает снег, отодвигает его в сторону. Пройдет такая машина и дворнику уже не так тяжело работать, наводить порядок на тротуаре. Снег убирают, чтобы взрослым и ребятам было удобно ходить по улицам, играть. Снег иногда вывозят за город, чтобы его не было так много. |
Пожарная машина №27 Цель: познакомить детей с внешним видом пожарной машины, рассказать о ее назначении. Воспитывать бережное отношение к спичкам: «Спички детям не игрушка». Основное содержание: Внимательно рассмотреть пожарную машину, обратить внимание на ее окраску (красная), рассказать, что пожарная машина предназначена для тушения пожаров. У нее много рукавов для тушения пожаров, чтобы по ним шла вода. Нужно быть осторожными с огнем: «Спички детям не игрушка». | Наблюдение за трудом строителя№28 Цель: Познакомить детей с трудом строителя, прививать уважение к труду взрослых. Основное содержание: рассказать, что строят строители, для кого они это строят. Рассказать о содержании работы строителя, значимости его результатов. Пояснить, для чего нужны каска строителю и рукавицы. Труд приносит человеку радость, чувство удовлетворения от хорошо выполненной работы; люди гордятся результатами своего труда. |
Наблюдение за снегом №29 Цель: Познакомить детей со свойствами снега; учить слушать звуки окружающего мира: хруст снега. Основное содержание: Познакомить детей со свойствами снега. Прислушиваться к звукам снега: когда холодно на улице под ногами прохожих можно услышать хруст снега. Дети могут сами ногами делать хруст снега. Снег на улице и стужа. Крепким льдом забита лужа. В.Ланцетти | Наблюдение за травой №30 Цель: Показать особенности травянистых растений в зимний период. Основное содержание: Травы нет. Лишь иногда из-под снега выглядывает немного травы, но она сухая. Под снегом травке тепло, она словно укутана одеялом. Зима уж наступила, высохли цветы, И глядят уныло голые кусты. Высохла совсем уж травка на лугах, Только зеленеет озимь на полях. |
Наблюдение за небом №31 Цель: Показать особенности зимнего неба, учить детей сравнивать особенности осеннего неба и зимнего неба. Основное содержание: Небо зимой бывает синее, голубое, серое. Утром на улице темно. Вечером рано начинает темнеть. Перед снегопадом небо становится темным, как будто хмурится. Нахмурилось небо (Наверно не в духе). Летают, летают Белые мухи! | Наблюдение за ветром№32 Цель: Показать особенности ветреной погоды зимой. Основное содержание: Дует холодный ветер, люди поднимают воротники. Ветер поднимает и кружит снег. Ветер воет, завывает на улице. Посмотреть, как крутятся вертушки во время ветра, как качаются верхушки деревьев. Как пушинки мы легки, Нас колышут ветерки. Белой стайкой мы летим, Лечь на землю не хотим. Т.Волгина |
Наблюдение за водой №33 Цель: Продолжать знакомить со свойствами воды. Познакомить с характеристиками льда. Основное содержание: Вода на морозе замерзает. Воду можно заморозить в формочке. Вода замерзла – получился лед. Если лед занести в комнату, он растает и снова получится вода. Лед прозрачный. Если в воду налить краску, получится цветной лед. Стали дни короче. Ночью дождик лил. И пришел стекольщик – Лужи застеклил. В.Данько | Наблюдение за рябиной №34 Цель: Расширять представления детей о деревьях: у деревьев есть ствол и ветки. Показать особенности лиственного дерева – рябины. Основное содержание: зимой деревья стоят голые, без листьев. Снег падает на деревья. Зимой деревья в снегу очень красивые. На рябине сохранились ягоды. На красных ягодах рябины лежит белый снег. Птицы прилетают и клюют ягоды с рябины. Красною кистью Рябина зажглась Падали листья И я родилась. |
Наблюдение за березой №35 Цель: Расширять представления детей о деревьях: у деревьев есть ствол и ветки. Показать особенности лиственных деревьев в зимний период (березы). Основное содержание: Зимой, когда нет листьев на деревьях, березу можно отличить от других деревьев по белому стволу. Зимой деревья стоят голые, без листьев. Снег падает на деревья. Зимой деревья в снегу очень красивые. Белая береза Под моим окном Принакрылась снегом, Словно серебром. | Наблюдение за воробьями №36 Цель: Формировать эмоциональную отзывчивость на общение с живыми существами. Формировать желание помогать птицам в зимний период. Основное содержание: Воробьи летают стайкой. Птицы боятся близко приближаться к человеку и животным. Нужно заботиться зимой о птицах, кормить их, делать кормушки. Трудно птицам зимовать, Надо птицам помогать! Распилить я попросил Досочку еловую, Вместе с папой смастерил Птичкину столовую. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Наблюдения на прогулке за осенними изменениями
НАБЛЮДЕНИЯ...
Игра - драматизация. Прогулка с наблюдением в первой младшей группе с 2 до 3 лет. Тема: «На прогулку в зимний лес»
Прогулка с наблюдением в первой младшей группе....
Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в живой природе
Обеспечение развития детей в образовательных областях ФГОС ДО:«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Задачи1....
Статья :«Проведение прогулки в зимний период. Наблюдение за следами на снегу»
В данной статье. Будут произведены наблюдения за следами на снегу. Будут показаны интересные игры,на закрепление материала. Будут рассказаны интересные факты, о зимующих и пер...
Наблюдение на прогулке за весенними изменениями в природе.
Наблюдение— это специально организованное воспитателем, целенаправленное , более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Метод наблюдения в озн...
Наблюдение на прогулке за весенними изменениями в природе.
Наблюдение— это специально организованное воспитателем, целенаправленное , более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Метод наблюдения в озн...
Конспект наблюдения за природой на прогулке со второй младшей группой «Наблюдение за березой в зимнее время»
В данном материале изложен порядок наблюдения за природой в процессе прогулки согласно режимным мероприятиям в ДОО. В результате данного наблюдения мы продолжаем знакомство детей с деревьями, произрас...