Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в живой природе
учебно-методический материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Доронина Елена Анатольевна

Обеспечение развития детей в образовательных областях ФГОС ДО:

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познаватель­ное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи

1.    Создать художественно-поэтический образ наблюдаемого явления приро­ды, формировать у детей литературный вкус, используя художественное слово.

2.    Формировать наблюдательность, интерес к причинно-следственным связям, умение делать несложные выводы, умозаключения; учить пытаться са­мостоятельно придумывать объяснения явлениям природы.

3.     Повторить с детьми наиболее характерные признаки осени, используя содержания стихотворений.


Скачать:


Предварительный просмотр:

Прогулка

 Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в живой природе

Обеспечение развития детей в образовательных областях ФГОС ДО:

«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Задачи

  1. Создать художественно-поэтический образ наблюдаемого явления природы, формировать у детей литературный вкус, используя художественное слово.
  2. Формировать наблюдательность, интерес к причинно-следственным связям, умение делать несложные выводы, умозаключения; учить пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы.
  3. Повторить с детьми наиболее характерные признаки осени, используя содержания стихотворений.

Ход наблюдения

Воспитатель. Дети, вы обратили внимание, что деревья стали все чаще ронять свои листья?

Листопад, листопад, листья желтые летят.

Желтый клен, желтый бук, желтый в небе солнца круг.

Желтый двор, желтый дом. Вся земля желта кругом.

Желтизна, желтизна... Значит, осень — не весна?

В. Нирович

О каком важном признаке осени рассказано в этом стихотворении?

Д е т и. О листопаде.

Воспитатель. Сегодня я предлагаю вам не только наблюдать окружающую природу, но и послушать стихи об осени. (Прием включения поэтического слова, отражающего характерные признаки осени.) Послушайте внимательно и скажите, какие признаки осени отметили поэты в своих стихотворениях.

Осень, осень, в гости просим!

Осень, осень, погости недель восемь:

С обильными хлебами, с высокими снопами,

С листопадом и дождем, с перелетным журавлем.

И. Суриков

Дети. Признак осени — созревшие в полях хлеба.

Еще важный признак осени — перелет журавлей.

Здесь тоже назван листопад — признак осени.

И еще поэт назвал осенние дожди. Их и правда осенью становится больше. Воспитатель. Послушайте еще одно стихотворение.

Серый день короче ночи, холодна в реке вода,

Частый дождик землю мочит, свищет ветер в проводах. Опадают листья в лужи, хлеб убрали в закрома,

До прихода зимней стужи утепляются дома.

Г. Ладонщиков

Дети. Серые дни, потому что они уже не ясные, не солнечные, как были летом.

Ночи длиннее, чем эти серые дни. Рано темнеет на улице.

В реке уже не искупаешься, как летом. Вода становится все холоднее и холоднее.

Даже смельчаки осенью не купаются. Холодно.

Признак осени — частые дожди. Этот поэт в своем стихотворении тоже сказал о частых дождиках.

       Мокрая от дождей земля чаще осенью бывает, чем летом.

После летних дождей в жару и земля быстрее становится сухой.

Хлеб убирают в закрома.

Люди утепляют свои дома — готовятся к зимним холодам.


Воспитатель. Дети, вы были очень внимательны и перечислили все признаки осени. Поэты называли разные признаки, но о листопаде и частых дождях написали оба автора. Вот еще одно стихотворение об осени: о каком признаке осени в нем говорится? {Прием активизации детского внимания.)

  • Почему к зиме деревья раздеваются кругом?
  • А деревьям тоже нужно раздеваться перед сном!

В. Орлов

Дети. Здесь поэт задал вопрос и сам дал ответ. Деревья как бы засыпают на зиму. Это признак осени.

На деревьях нет листочков, и почки не набухнут до весны. Деревья и вправду будут спать под снеговым одеялом.

Воспитатель. Движение соков от корней к ветвям замедлится, деревья отдыхают, набираются сил для новой весны. А что вы скажете об этом стихотворении?

Опустел скворечник — улетели птицы,

Листьям на деревьях тоже не сидится.

Целый день сегодня все летят, летят...

Видно, тоже в Африку улететь хотят.

И. Токмакова

Д е т и. В этом стихотворении, как и в предыдущих, говорится о двух важных признаках осени — о листопаде и об отлете птиц в теплые страны.

Воспитатель. Обратите внимание, как автор — Ирина Токмакова — образно и с чувством юмора сказала о летящих листьях: «Целый день сегодня все летят, летят... Видно, тоже в Африку улететь хотят».

Дети. Да, красивое сравнение летящих листьев и стаи летящих в Африку птиц.

Воспитатель. Послушайте внимательно и скажите, какую главную мысль хотел донести до нас автор этого стихотворения? {Прямой вопрос, акцентирующий внимание детей на смысловом содержании стихотворения.)

Осень скверы украшает Разноцветною листвой.

Осень кормит урожаем Птиц, зверей и нас с тобой.

И в садах, и в огороде,

И в лесу, и у воды Приготовила природа Всевозможные плоды.

На полях идет уборка Собирают люди хлеб.

Тащит мышка зерна в норку,

Чтобы был зимой обед.

Сушат белочки коренья,

Запасают пчелы мед.

Варит бабушка варенье,

В погреб яблоки кладет.

Уродился урожай —

Собирай дары природы!

В холод, в стужу, в непогоду Пригодится урожай!

Т. Бокова

Дети. Главная мысль — осень много приносит плодов и людям, и зверям. Осенью всем сытно от даров осени.

Воспитатель. Вы правильно отметили, молодцы! А сейчас просто полюбуйтесь деревьями, которые нас окружают, и получите удовольствие от нового стихотворения. {Прием, формирующий умения эстетического восприятия природы.)

Ходит осень В нашем парке,

Дарит осень всем подарки:

Бусы красные —

Рябине,

Фартук розовый —

Осине,


Зонтик желтый —

Тополям,

Фрукты осень Дарит нам.

И. Винокуров

Д е т и. И правда, у рябины плоды похожи на красные красивые бусинки.

А желтая крона тополя, как желтый зонтик над ним.

Воспитатель. А вот какие осень дарит нам подарки.

Падают с ветки желтые монетки...

Под ногами целый клад!

Это осень золотая Дарит листья не считая,

Золотые дарит листья Вам, и нам,

И всем подряд.

И. Пивоварова

Давайте сейчас соберем красивые осенние букеты, а дома вы поставите их в вазочки, — пусть осень украсит своей прощальной красой и ваши дома.

Дети и воспитатель собирают в букеты опавшие листья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

Наблюдение на прогулке за весенними изменениями в природе.

Наблюдение— это специально организованное воспитателем, целенаправленное , более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Метод наблюдения в озн...

Наблюдение на прогулке за весенними изменениями в природе.

Наблюдение— это специально организованное воспитателем, целенаправленное , более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Метод наблюдения в озн...

Картотека наблюдений на прогулке за предметами и объектами живой и не живой природы

Картотека наблюдений на прогулке за предметами и обеъктами живой и не живой природы...

«Наблюдение - приметы ранней весны» Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе весной. Задачи: развивать наблюдательность, воспитывать любовь к природе, вызывать радостные чувства от встречи с природой.

Прогулка во 2 группе раннего возраста «Наблюдение - приметы ранней весны»Цели: продолжать формировать обобщенные представления о сезонных изменениях в неживой природе  весной.За...

НОД по развитию речи во второй младшей группе Тема: «Весна пришла» Цель: Обобщить знания детей о сезонных изменениях весной в природе, о жизни диких животных и птиц.

НОД по развитию речи во второй младшей группеТема: «Весна пришла»Цель: Обобщить знания детей о сезонных изменениях весной в природе, о жизни диких животных и птиц. Задачи:Образователь...