Наблюдения на прогулке за осенними изменениями
план-конспект по окружающему миру
Предварительный просмотр:
Наблюдение за птицами №1 (внешние особенности) Цель: дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей), учить узнавать пернатых по внешнему виду. Основное содержание: Внешний вид птиц: есть голова, две лапы, хвост и два крыла; зубов нет; пищу клюют клювом, тело покрыто перьями. Летит над полем птичка Чирик-чик-чик А что несет синичка? Чирик-чик-чик Несет она травинку. Чирик-чик-чик Несет травинку птичка Чирик-чик-чик. | Наблюдение за птицами №2 (передвижение птиц) Цель: - Дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей), учить узнавать пернатых по внешнему виду. - Учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы). Основное содержание: Птицы питаются, дышат, двигаются – они живые. Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Птицы купаются в лужицах, садятся на ветки деревьев. |
Наблюдение за птицами №3 (наблюдение за вороной) Цель: Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Закрепить представление о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных птиц. Основное содержание: У вороны голова, клюв, крылья, хвост, лапы – черные. Все остальное – серое. Вороны каркают: кар-кар-кар. Только глянул Я в ладошки Ворона съела, Семечки и крошки! | Наблюдение за птицами №4 (наблюдение за голубем) Цель: Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Закрепить представление о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных птиц. Основное содержание: Голубь – птица величиной с ворону. Может близко подлететь к человеку. Ворона и голубь прыгают и ходят по земле. Вот семечки! Вот хлеба крошки! Не бойтесь! Клюйте из ладошки! |
Наблюдение за птицами №5 (наблюдение за воробьями) Цель: Учить узнавать пернатых по внешнему виду. Познакомить с внешними особенностями воробья; учить находить сходные и отличительные признаки между вороной, голубем, воробьем. Основное содержание: Воробей – бойкая маленькая птичка. Воробей чирикает: чик-чирик. Воробьи прыгают. Все птицы летают, во время полета машут крыльями. Птички-невелички В ручейке купаются, А на дне травинки Пляшут, извиваются. | Наблюдение за насекомыми №6 (внешние особенности насекомых) Цель: Формировать желание наблюдать за насекомыми. Дать представления о насекомых. Познакомить с внешними особенностями насекомых. Основное содержание: Все насекомые живые, их не следует без надобности брать в руки, их можно осторожно рассматривать. Внешний вид насекомых: есть голова, туловище, ноги, крылья. Когда становиться холодно насекомые прячутся. |
Наблюдение за насекомыми №8 (наблюдение за гусеницей) Цель: Формировать у детей интерес к насекомым (гусенице). Познакомить с внешними особенностями гусеницы. Основное содержание: Внешний вид: голова, много ножек, длинное туловище. При повороте туловища, все тело выполняет это действие. Гусеница питается листочками. По тропинке бежит паровоз Нет руля у него и колес, Рельсы в траве еще не проложены Вместо колесиков множество ножек. | Наблюдение за насекомыми №7 (наблюдение за бабочкой) Цель: Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Показать отличительные особенности бабочки от других насекомых. Основное содержание: Внешний вид, яркий окрас бабочек, полет бабочки: летает, как будто танцует. Любят сидеть на цветах, едят пыльцу. Бабочка красавица Кружится, летает Бабочка красавица Нас не замечает. |
Наблюдение за насекомыми №9 (наблюдение за божьей коровкой) Цель: Познакомить детей с божьей коровкой. Показать отличительные особенности божьей коровки от других насекомых. Подвести детей к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются. Основное содержание: Обратить внимание детей на окрас божьей коровки: ярко красный с черными точками (защита от врагов). Обратить внимание на полет (у божьей коровки есть крылья). Когда становится холодно, насекомые прячутся. Здравствуй, божья коровка! Подари ты мне обновку. Сядь на пальчик, на мизинчик, Принеси ты мне гостинчик! | Наблюдение за деревьями №10 (наблюдение за внешними особенностями) Цель: Дать представление о деревьях. Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья). Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев. Основное содержание: Деревья высокие. Чтобы увидеть их верхушки, нужно поднять голову вверх. Деревья высокие, а трава низкая. У дерева есть ствол, он твердый. Дерево растет из земли, в земле его корни. Корни держат дерево, поэтому оно не падает. На стволе много веток и листьев. Ветки деревьев тонкие, они могут ломаться. Листья падают, летят И шуршат, и шелестят, В капюшонах застревают И в кармашках у ребят. |
Наблюдение за деревьями №11 (наблюдение за листопадом) Цель: Дать представление о деревьях. Закрепить особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья). Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев. Показать, что осенью листья деревьев меняют свой окрас и падают. Основное содержание: Осенью с деревьев падают листья – это явление называется листопадом. Листья медленно падают, шуршат под ногами. С каждым днем на деревьях становится все меньше листьев. Много листьев лежит на земле. Осень. Обсыпается Весь наш бедный сад, Листья пожелтелые По ветру летят. | Наблюдение за деревьями №12 (наблюдение за елью) Цель: Дать представление о деревьях. Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья). Знакомить с характерными особенностями ели. Учить бережно относится к растениям. Основное содержание: В конце осени деревья остаются без листьев, а ель остается зеленой. На ее веточках вместо листьев – маленькие иголочки, шишки. Две больших сосны стояли рядом, А меж ними елочка росла, Две сосны подружку укрывали, Чтоб вершинку ветры не сломали, Чтоб красивой елочка была. |
Наблюдение за деревьями №13 (наблюдение за листопадом) Цель: Дать представление о деревьях. Закрепить особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья). Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев. Показать, что осенью листья деревьев меняют свой окрас и падают. Основное содержание: Осенью листья меняют свой окрас. На некоторых деревьях могут быть листья разного цвета: желтые, зеленые, красные. В конце осени почти все деревья стоят без листьев. Ветрено! Ветрено! Ветрено! Вся земля проветрена! Ветер листья с веток, Разогнал по свету: Липовый, березовый, Желтый лист и розовый, Красный, разноцветный, Старый лист газетный. | Наблюдение за травой №14 (наблюдение за травой) Цель: Дать представление о травянистых растениях. Воспитывать бережное отношение к травянистым растениям. Показать, что травянистые растения ниже по сравнению с деревьями. Основное содержание: Трава низкая по сравнению с деревьями; она растет в земле, ее можно потрогать. Трава бывает низкая и высокая. Корешок держит траву в земле. Если вырвать траву с корнем, она погибнет, поэтому нужно бережно относиться к травянистым растениям. Божья коровка на длинной травинке – Как светофор на зеленой тропинке. |
Наблюдение за травой №15 (наблюдение за травой) Цель: Дать представление о травянистых растениях. Воспитывать бережное отношение к травянистым растениям. Показать, что осенью трава меняет свой цвет, она желтеет, сохнет. Основное содержание: Когда становится холодно, зеленая трава начинает желтеть, сохнуть. Трава иногда продолжает расти под снегом. Листья у травы бывают широкие, и маленькие, узкие. Сухую траву нужно убирать, чтобы вокруг детского сада было красиво. | Наблюдение за цветами №16 (наблюдение за астрами) Цель: Учить различать цветущие растения от не цветущих растений. Учить восхищаться красотой цветущих растений: астрами. Познакомить с разнообразием видов астр (по цвету). Основное содержание: Выделять общие и различные признаки между травой и цветами: есть соцветия, трава и цветы ниже, чем деревья. На клумбе цветут астры: синие, красные, белые. Они красивые, восхитительные, прекрасные, делают красивым участок детского сада. |
Наблюдение за фруктами №17 (наблюдение за яблоками) Цель: закрепить знания детей о фруктах. Расширять представления о том, что фрукты собирают осенью. Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме и называть яблоки. Основное содержание: Яблоки растут на деревьях. Яблоки созревают в конце лета, осенью. Яблоки бывают красные, желтые, зеленые. Фрукты бывают твердые и мягкие. Яблоки бывают сладкими и кислыми. Яблоко румяное, Наливной бочок. Притаился в яблоке Толстый червячок | Наблюдение за овощами №18 (наблюдение за внешним видом овощей) Цель: дать представление об овощах: моркови, огурцах, помидорах и репе. Формировать умение находить в огороде овощи: огурец, помидор, морковь, репу. Основное содержание: Взрослые осенью убирают урожай на огороде. Овощи растут в земле. Овощи различаются листьями: у огурца – колючие, большие, у помидоров – резные, у репы – большие, гладкие. В огороде дедка Раз посеял репку. Очень он переживал – И полол, и поливал. |
Наблюдение за овощами №19 (наблюдение за морковью) Цель: Дать представление об овощах: моркови. Формировать умение находить в огороде овощи: морковь. Познакомить с внешними особенностями моркови. Учить различать овощи по виду, форме. Основное содержание: Взрослые убирают урожай осенью с огорода. Морковь растет в земле. Морковь – твердая, оранжевого цвета, длинненькая. Обратить внимание на листья: резные, пушистые. А на щи? А на щи? Есть какие овощи? Есть капуста, есть морковка! Лишь клади в корзинку ловко. | Наблюдение за овощами №20 (наблюдение за помидорами) Цель: Дать представление об овощах: помидорах. Формировать умение находить в огороде овощи: помидоры. Познакомить с внешними особенностями помидоров. Учить различать овощи по виду, форме. Основное содержание: Взрослые убирают урожай осенью с огорода. Помидоры растут на кисточках, тоненьких веточках. Помидор мягкий, красного цвета, круглый. Обратить внимание на листья: резные, при прикосновении издают запах. |
Наблюдение за овощами №21 (наблюдение за репой) Цель: Дать представление об овощах: репе. Формировать умение находить в огороде овощи: репу. Познакомить с внешними особенностями репы. Учить различать овощи по виду, форме репу от других овощей (помидоров, огурцов, моркови). Основное содержание: Репа твердая, желтого цвета, круглая. Взрослые убирают урожай осенью с огорода. Репа растет в земле. Листья у нее крупные, гладкие. Вытянули репку: Сахарную, вкусную, Но немножко грустную. Дед немножко виноват – Не подумал дедка: Он легко лопатой Выкопать мог репку! | Наблюдение за насекомыми №22 (наблюдение за червяком) Цель: Дать представление об приспособительных особенностях червяка. Формировать положительное отношение к червяку. Формировать у детей представления о строении и внешних особенностях червяка. Основное содержание: Червяк живет в земле, роет ходы для своего продвижения. Тело у червяка длинное, вытянутое, круглое, чтобы было удобнее продвигаться по своим ходам. Червяк гладкий, скользкий. В дожди он выползает на поверхность земли. |
Наблюдение за солнцем №23 (роль солнца) Цель: Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце. Рассказать о различиях летнего солнца и осеннего солнца (греет меньше, становится холодно). Основное содержание: Солнце греет - на улице тепло. Солнце реже появляется на небе; с каждым днем становится все холоднее. - Солнышко – ведрышко! Взойди поскорей, Освети, обогрей Телят, да ягнят, Еще маленьких ребят! | Наблюдение за солнцем №24 ( значение солнца в жизни растений) Цель: Формировать понятия о том, что для жизни на Земле нужно солнце. Установить связь между летним световым днем и осенним световым днем. Раскрыть влияние светового дня на жизнь, рост растений. Основное содержание: Солнце греет - на улице тепло. Солнце реже появляется на небе; с каждым днем становится все холоднее. Траве не хватает тепла, она начинает сохнуть. Капельки воды блестят на солнце. Солнце улыбается – Золотые лучики. Солнышко качается на кудрявой тучке. Солнышко бросает золотые мячики. В лужицах ныряют солнечные зайчики. |
Наблюдение за ветром №25 ( влияние ветра на одежду людей) Цель: Показать природное явление – ветер. Учить определять ветряную погоду по внешним проявлениям (люди одеваются тепло – холодный ветер, люди одеваются легко – теплый ветер) Основное содержание: Дует легкий ветерок: ласкает наши щечки. Дует порывистый, холодный ветер – щечкам морозно. В зависимости от ветра люди одеваются в теплую одежду или в легкую одежду. Ветрено, ветрено, ветрено! Вся земля проветрена! Ветер листья с веток Разогнал по свету. | Наблюдение за ветром №26 ( внешние проявления ветра) Цель: Показать природное явление – ветер. Учить определять ветряную погоду по внешним проявлениям (качаются деревья, вертушки крутятся). Основное содержание: Погода ветряная – деревья качаются, ветки и листья нагибаются по направлению ветра. Дует ветер, вертушки крутятся по ветру. Можно определить направление ветра. Шарики воздушные, Ветерку послушные! Ветер дунул и летят. Пусть летят, куда хотят! |
Наблюдение за дождем №27 ( внешние признаки дождя) Цель: Познакомить детей с внешними признаками наличия дождя. Показать простейшие связи между явлениями в природе. Основное содержание: Дождь может быть теплый и холодный. После дождя все кругом мокрое. Идет дождь - появляются лужи. Капли дождя стучат по крышам. Словно шарики живые, Пляшут капли дождевые, Пляшут, хороводятся: Капля с каплей водятся, В одной луже сходятся! | Наблюдение за дождем №28 ( влияние дождя на жизнь и одежду людей) Цель: Показать, что осенний дождь может быть разным. Показать простейшие связи между явлениями природы и жизнедеятельностью людей. Основное содержание: По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Человек бежит по луже, и брызги разлетаются в разные стороны. Во время дождя люди идут под зонтами. Мы дождинки! Мы – слезинки! В туче-матушке прижились. Наши кругленькие спинки В мокрых каплях схоронились! Над землею мы летаем, Вместе с громом распеваем. |
Наблюдение за небом №29 ( внешние особенности неба) Цель: Познакомить детей с внешними особенностями осеннего неба. Вызвать у детей интерес к внешним особенностям неба. Основное содержание: Небо в начале осени – голубое. Солнца на небе не видно, его закрыли облака. Солнце выглянуло из-за туч. Темные тучи на небе – будет дождь или снег. Потемнело все кругом! Дождик крупный, как горох! Тучи по небу бегом И гремит: - Грох, грох, грох! | Наблюдение за водой №30 ( изменение состояния воды) Цель: Дать элементарные представления о свойствах воды. Обозначить зависимость состояния воды от температуры окружающей среды. Основное содержание: Воду можно переливать из одного ведра в другое. Чистая вода – прозрачная, грязная вода – непрозрачная. Стало холодно – вода замерзла, на лужах образовался лед. |
Наблюдение за песком №31 ( свойства песка) Цель: Дать элементарные представления о свойствах песка. Развивать у детей творческие способности. Формировать культурно-гигиенические навыки. Основное содержание: сухой песок рассыпается. Если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка можно лепить куличи и пирожки. На влажном песке можно рисовать палочкой. После игры с песком нужно мыть руки. | Наблюдение за осенними цветами №32 Цель: Познакомить детей с названиями осенних цветов – ноготки (календула), космея, настурция. Закрепить понятия «высокий - низкий» (цветок), «короткий – длинный» (стебель). Основное содержание: Обратить внимание на осенние цветы на клумбе, узнать, какие цветы знакомы детям, познакомить с новыми цветами. Как нужно относится к растениям ( не рвать, не топтать). Закрепить понятия «цвет», «высота», «длина». Мой сад с каждым днем увядает, Помят он, поломан и пуст. Хоть пышно еще доцветает Настурций в нем огненный куст… А.Майков |
Многообразие осенних листьев №33 Цель: Показать детям многообразие красок золотой осени. Раскрывать понятие листопад. Основное содержание: Напомнить детям, что наступила осень. Всю землю покрыли листья – все вокруг желтое. Поэтому осень называют желтой, золотой. Обратить внимание, как один листик летит к земле, другой кружится и медленно ложится на землю. Листья легкие, поэтому они медленно летят. Падают, падают листья – В нашем саду листопад. Желтые, красные листья По ветру вьются, летят… М.Ивенсен | Что нам подарила осень №34 Цель: Закрепить знания детей о растительном мире, уточнить, что где растет. Основное содержание: предложить посмотреть детям вокруг и сказать, что нам подарила осень. (Солнышко, небо, облака, листья, цветы, овощи, фрукты, ягоды и т.д.) Назвать 3-4 плода, их величину и цвет. На что похожи облака? Здравствуй, осень! Здравствуй, осень! Хорошо, что ты пришла. У тебя мы осень спросим: Что в подарок принесла? Е.Благинина |
Наблюдение за небом и облаками №35 Цель: продолжать закреплять знания детей о явлениях неживой природы. Уточнить понятие «туча». Основное содержание: Предложить детям посмотреть на небо, отметить, какое оно (чистое, голубое, теплое или серое, низкое, хмурое). Отметить, что небо покрыто серыми, низкими, тяжелыми облаками. Найти самые темные облака на небе. Пояснить, что такие облака называются тучами. Что сделали тучи? Закрыли солнце. Туча небо кроет, Солнце не блестит, Ветер в поле воет, Дождик моросит… А.Плещеев | Знакомимся с работой дворника №36 Цель: Познакомить детей с рабочими профессиями, подчеркивая значимость труда для всех. Показать орудия труда, разнообразные операции и их целесообразную последовательность для достижения цели. Основное содержание: Обратить внимание детей на дворника. Спросить, для чего нужна профессия дворник, какие орудия труда используются в работе. Наметить с детьми, что нужно сделать, чтобы растениям было хорошо, чтобы помочь им подготовиться к зиме: прополоть, обрезать сухие ветки. Встает дворник на заре, Крыльцо чистит на дворе. Дворник мусор уберет И дорожки разметет. В.Степанов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и наблюдений на прогулке в осенний период
«Наблюдение за состоянием погоды» Цель: учить определять время года по характерным признакам. Ход наблюдения Предложить детям посмотреть, есть л...
Наблюдения на прогулке за сезонными изменениями в живой природе
Обеспечение развития детей в образовательных областях ФГОС ДО:«Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».Задачи1....
Наблюдение на прогулке за весенними изменениями в природе.
Наблюдение— это специально организованное воспитателем, целенаправленное , более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Метод наблюдения в озн...
Наблюдение на прогулке за весенними изменениями в природе.
Наблюдение— это специально организованное воспитателем, целенаправленное , более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы. Метод наблюдения в озн...
Наблюдение на прогулке Тема: «Осенняя березка»
Наблюдение на прогулкеТема: «Осенняя березка»...
Наблюдение на прогулке за осенними листьями
знакомство детей с осенними изменениями в природе в лесу...
Комментарии
Марина Васильевна, скачала