Занятия с детьми.
методическая разработка по окружающему миру по теме

"СРАВНЕНИЕ ДОМАШНИХ И ДИКИХ ЖИВОТНЫХ".

Программное содержание. Уточнить с детьми признаки домашних животных: живут вместе с человеком, не боятся его, используется им в хозяйстве; человек заботится о домашних животных - создает им все необходимые условия жизни. Показать, что домашние животные отличаются от диких - они не приспособлены самостоятельно жить в лесу: не могут строить себе гнездо, добывать корм, не могут хорошо защитить себя от врагов.

Упражнять умственные умения детей: объяснять, сравнивать, доказывать, делать выводы, применять знания в новых ситуациях.

Материал к занятию. Картины с изображением домашних и диких животных, дидактическая игра" Домашние и дикие животные".

ХОД ЗАНЯТИЯ

Часть I Воспитатель просит назвать домашних животных. Выставляет картины с изображением свиньи, уточняет особенности ее жизни. Затем также беседует о корове. Делает обобщение: перечисляет признаки по которым корова и свинья относятся к домашним животным.

Часть II Воспитатель предлагает выяснить, чем дикие животные отличаются от домашних. Показывает картину с изображением кабана и рассказывает как он живет в лесу круглый год. Затем предлагает детям сказать, что будет со свиньей, если она окажется в лесу: Сможет ли она выжить? Обобщает ответы детей: Свинья в лесу жить не сможет, потому что она толстая ( не может быстро бегать ), потому что она светлой окраски ( ее хорошо видно в лесу и летом, и зимой на нее легко могут напасть волки ), она погибнет от холода и голода так как не сможет сама круглый год добывать корм и построить убежище, она привыкла к заботе человека о ней. Свинья - домашнее животное, а не дикое.

Аналогично проводится сравнение лося и коровы

Часть III Воспитатель делит детей на две команды, проводит игру- соревнование " Кто больше даст правильных ответов ". Надо определить, какое загадано животное: домашнее или дикое, и доказать ответ. Воспитатель спрашивает детей строго по очереди из обеих команд; за правильные ответы даются фишки; выигрывает команда, набравшая их большее количество.

Воспитатель одной команде загадывает загадку:

Где живет он? В самой чаще,

Самой - самой настоящей

Там гуляет, там и спит.

Там детей своих растит.

Любит груши, любит мед,

Сладкоежкою слывет.

Но всего сильнее он

Любит долгий крепкий сон:

Ляжет осенью, а встанет,

Лишь когда весна настанет. Кто это? (Медведь)

После ответа достает мишку, сажает его, просит слушать. Затем предлагает детям объяснить, почему медведь относится к диким животным.

Второй команде загадывает загадку:

В подполье, в коморке,

Живет она в норке,

Серая малышка.

Кто же это?

(Мышка)

Воспитатель вносит игрушку, говорит, что это трудная задача - определить: мышь какое животное - домашнее или дикое? Направляет рассуждения детей задавая вопросы: где она живет? Боится ли человека? Приносит ли ему пользу? Заботится ли человек о ней? Делают вывод: домовая мышь ( это ее название) совсем не домашнее животное, а дикое, которое хорошо приспособилось жить возле человека, в его доме.

Считают очки, приветствуют победителей.
"С чем нельзя в лес ходить."

Цель: уточнить и закрепить правила поведения в лесу.

Материал: карточки с изображением ружья, топора, сачка, магнитофон, спичек, велосипед......

Ход игры: Взрослый показывает карточку, а дети объясняют, почему нельзя брать эти предметы в лесу.
"Путешествие по зимнему лесу".

Цель: формировать реалистические представления о жизни лесных растений и животных в зимнее время, развивать понимание, что на их образ жизни и состояние оказывают влияние условие, в которых они находятся (холод, отсутствие воды, короткий день....)

Материал: 4 карты с изображением деревьев и кустов без листьев,

елки, покрытыми снегом.

Карточка с изображением зайцев - беляка, волка, лисы, медведя, сороки,

белки.

Ход игры: играют 4 человека. Ведущий показывает карточку и спрашивает:" Куда поместим это животное". Дети называют животное и помещают на карте в нужное место (медведя - в берлогу, зайца - под елку или под кустик, сороку на ветку дерева и т.д.).

Выигрывает тот, кто первым закроет всю свою карту.
"Защитники природы".

Цель: учить детей отличать хорошие добрые поступки от иных; воспитывать желание по - доброму относится к людям, к природе, умение сочувствовать, сопереживать.

Материал: карты с изображением леса и водоема, где разбросан мусор, поломаны веточки у деревьев, разорены гнезда... Маленькие карточки, изображающие добрые поступки в природе.

Ход игры: играют 4 человека, каждому из них раздают по 1 карте. Ведущий показывает карточку с тем или иным добрым поступком ( например, дети убирают мусор, перевязывают веточки..), спрашивает:" Кому эта карточка?" Ребенок берет карточку и кладет на то место, где необходима эта помощь.
"Исправь ошибку художника".

Цель: учить различать, где живут разные животные.

Материал: карты с изображением: хлева, курятника, конюшни, свинарника, дома, птичника, конуры. Карточки с изображением , прикрепленные к жилищу. Например, к курятнику - лошадь, к свинарнику собаку и т.д.

Ход: Дети должны найти ошибку и исправить ее, т.е. поместить животное туда, где оно живет и назвать жилище.
"Помоги лесным обитателям".

Цель: уточнять у детей представления о лосях, об их жизни в лесу в зимнее время. Формировать представления о лесниках и их деятельности - зимней подкормке животных. Воспитывать желание совершать хорошие поступки.

Материал: карточки с изображением лосей; птиц: синичек, воробьев, поползней, голубей; белки...

Ход игры: Воспитатель поднимает карточку с изображением какого -либо животного и спрашивает: "Как помочь этому животному?", (лосям - сено, птицам - хлебные крошки, семечки, зерно..)
"Помоги растениям".

Цель: способствовать появлению у детей стремление пожалеть растение, действенно ему помочь.

Материал: картинки с изображением растений с листьями, которые повяли и растений со здоровыми, красивыми листьями.

Ход: Ведущий спрашивает: "Как помочь растению". Дети отвечают (подрыхлить землю, полить, протереть пыль с листочков, пожалеть...).
"Помоги животному".

По аналогии с играми:

"Помоги лесным обитателям" и "Помоги растению".
"Советы Айболита".

Цель: воспитывать у детей потребность бережно относится к своему здоровью.

Материал: карточки с изображением солнца, воздуха, овощей, фруктов, зелени...

Ход: ведущий поднимает карточку с картинкой и спрашивает: "Чем полезен этот овощ (например)?". Дети отвечают. Побеждает тот, кто дал больше всего правильных ответов.
"Кто что любит?".

Цель: формировать навыки действенной готовности помочь животному (домашнему). Закрепить знания об особенностях питания домашних животных.

Материал: карточки с изображением домашних животных, карточки с изображением "угощения".

Ход: Ведущий достает карточку с изображением: рыбы, кости... и спрашивает: "Кто это любит?".

(кошке - рыбу, собаке - кость, свинье - желуди..)
"Кому нужна вода?". Цель: закрепить знания детей о том, что вода нужна всему живому.

Материал: большие карты с изображением (в центре) воды. Маленькие карточки с изображением животных, человека, растений.

Ход: дети должны выложить по кругу маленькие карточки и назвать кому нужна вода.
"Циклограммы развития".

(рыбки, совы, дерева, бабочки, божьей коровки).

Цель: уточнить знания детей о стадиях роста и развития животных и растений.

Материал: для каждого животного и растения вырезанный круг из бумаги. Маленькие карточки, изображающие определенную стадию развития животного.

Ход: Дети должны правильно выложить круг жизни того животного и растения, которое у них изображено. Побеждает тот, кто сделает это первый.
"Кто где может существовать?"

Цель: научить детей распределять животных, птиц в среду их обитания.

Материал: карты с изображением лугов, степей, северных районов. Карточки с изображением животных и растений.

Ход: Дети распределяют животных и птиц в среду их обитания.
"Природное сообщество луга, леса, водоема, и степи".

Цель: научить детей правильно выкладывать цепь питания. Объяснить, что в природе все взаимосвязано.

Материал: карточки с изображением животных и растений.

Ход: дети должны правильно выложить цепь питания. Например: лист- гусеница - птица.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятия с детьми.Экспериментальная деятельность с детьми.

Занятия с детьми. Экспериментальная деятельность с детьми. Авторы:  Коржавина Марина Игоревна, воспитатель, Климушина Анна Сергеевна, воспитатель, ГДОУ детский сад N 93 компенсирующего вида Фру...

Занятие с детьми по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Цель: познакомить детей со свойствами камней.Програмные задачи:дать понятие о поверхности Земли и свойствах камней;развивать познавательные способности и произвольное внимание детей посредством поиско...

Занятие с детьми по познавательному развитию с детьми старшего дошкольного возраста

Тема :       Путешествие  по стране « Внимания »   Цель: Развитие познавательных процессов у детей старшего дошкольного возраста Задачи :   - ...

Конспект занятия с детьми Тема: «Совместная организованная деятельность по рисованию с детьми раннего возраста. « Воздушные шары».

учить детей правильно держать в руке карандаш; формировать интерес к рисованию, учить выполнять действия по инструкции воспитателя, Выполнять построение в круг, подпрыгивать, Вызывать интерес к физкул...

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"

Методическая разработка Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми, имеющими нарушения речи. " Логоритмика в работе с детьми с нарушениями речи"...

Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей и подготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период адаптации к школе» «Путешествие в волшебную страну»

Таблица Технологическая карта коррекционно-развивающих занятий с детьми старшей иподготовительной групп к проекту «Интерактивные игры с тревожными детьми подготовительной к школе группе в период...