Методические рекомендации по патриотическому воспитанию
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) по теме
Воспитание нравственной стороны дошкольника является одним из важнейших компанентов в развитии личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре. Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость. эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человекгом на всю жизнь. Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребенком социального опыта жизни и усвоение принятых в обществе норм поведения и взаимоотношений.
Организация обучения осуществляется как на занятиях, так и в нерегламентированной деятельности детей, так как не только воспитываются патриотические чувтсва, но и формируются взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
MUNICIPALNOE_DOShKOLNOE.doc | 39.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 32
«РОМАШКА»
У т в е р ж д е н ы На педсовете Протокол от_________№______ Председатель педсовета ________________Т.А. Хартанюк |
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
К ОРГАНИЗАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПО ПАТРИОТИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ
Составитель: Морозова Т.А,
воспитатель
Тамбов 2010
«Кто где родился, там и пригодился»
Народная мудрость.
Воспитание нравственной стороны дошкольника – будущего гражданина является одним из важнейших компонентов в развитии личности. Именно в дошкольном возрасте закладываются предпосылки гражданских качеств, развиваются представления о человеке, обществе, культуре.
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много и поскольку обращение к народному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо знать и изучать историю и культуру.
Период дошкольного детства по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как дошкольник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь.
Базовым этапом формирования у детей патриотизма следует считать накопление ребёнком социального опыта жизни и усвоение принятых в обществе норм поведения и взаимоотношений.
В понятие патриотизм входят когнитивный (знания, представления), эмоциональный (чувства) и поведенческий (умения, навыки) компоненты, которые реализуются в сфере социума и природы.
Когнитивный компонент обеспечивает содержание работы по патриотическому воспитанию.
Поведенческий - выполняет диагностическую функцию.
Эмоциональный - является ведущим в этом возрасте.
Представления у дошкольников расширяются постепенно. Система обобщённых знаний формируется лишь к концу старшего дошкольного возраста. Этому способствует овладение детьми нравственными суждениями, оценками, понятиями, а также познавательный интерес к окружающему миру.
Характерной чертой воспитания у детей является слитность нравственных чувств и знаний. Когда знания окрашены чувствами и переживаниями, только тогда знания окажут влияние на нравственное развитие дошкольника.
Для реализации цели необходимо решить следующий целый комплекс задач:
- воспитание у ребёнка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу.
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- развитие интереса к русским традициям;
- расширение знаний о своём и других городах;
-знакомство с символикой;
-развитие чувства ответственности за достижения страны.
Основой для решения поставленных задач в нашем ДОУ используются программы Н. Г.Комратовой «Патриотическое воспитание», Н.В.Алёшиной «Патриотическое воспитание», «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью», Л.А.Кондрыкинской «Дошкольникам о Защитниках Отечества».
Организация обучения дошкольников осуществляется как на занятиях, так и в нерегламентированной свободной деятельности детей, так как не только воспитываются патриотические чувства, но и формируются взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
Система и последовательность работы по патриотическому воспитанию дошкольников поставлена следующим образом:
Задача педагога:
- отбор объектов, впечатления от которых доступны детям. Эпизоды должны привлекать внимание детей, быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес, целесообразными, неповторимыми, характерными для данной местности (своя природа, свой быт, ремёсла, традиции).
- отбор сведений и понятий, которые способен усвоить дошкольник (близость расположения, частота посещения, назначение, удобство)
- расширение диапазона объектов для старших дошкольников – это район и город в целом, его достопримечательности, исторические места, памятники, символика города. Старшие дошкольники должны знать: название города, своей улицы и прилегающей к ней, в честь кого названы.
- огромное значение имеет пример взрослых, особенно близких людей (конкретные примеры).
- привитие детям важных понятий как « долг перед Родиной», «любовь к Отчизне», «ненависть к врагу», «фронтовой и трудовой подвиг».
- знакомство с другими городами, столицей, символикой государства.
- показ большого через малое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей.
Основной формой патриотического воспитания, являются тематические занятия, экскурсии, игры, наблюдения, нерегламентированная деятельность, по некоторым темам – праздники, досуги, развлечения.
Учет возрастных особенностей требует применения игровых приемов, неоднократное обращение к одной и той же теме, подкрепление различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование), посещение музеев, а также организация музеев в детском саду.
Не менее важным условием патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями, семьей. Большое значение имеет семейные экскурсии по микрорайону, городу, посещение с родителями отдельных помещений и предприятий, организация фотовыставок и рисунков детей, а также совместные проекты «Дети-родители».
Безусловно, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации «Особенности патриотического воспитания дошкольников на современном этапе».
Проблема нравственно – патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Идеи патриотизма возвышены; задачи, сформулированные в различных нормативных и методических источниках, звучат ...
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию детей в средней и старшей группах.
Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного вохраста - одна из задач, которая включает в себя воспитание любви к близким, родному городу, стране....
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо зн...
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми 6-7 лет
На современном этапе задача патриотического воспитания приобретает особую остроту и актуальность. Одна из важнейших характеристик патриотизма - его социальное содержание. Любовь к родине включает: заб...
Тема: Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом» (методическая разработка)
Идея патриотизма занимала особое место, но особенно актуально проблема патриотического воспитания стала сегодня....
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Быть патриотом»...
Методические рекомендации по патриотическому воспитанию в работе с детьми старшего дошкольного возраста "Маленький патриот"
О важности приобщения ребёнка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живёшь. Поэтому детям необходимо зн...