Проектная деятельность как условие духовно-нравственного развития дошкольников.
статья (средняя группа)

Ушакова Алла Ивановна

В статье предложена и охарактеризована проектная деятельность как условие духовно-нравственного воспитания дошкольников, рассмотрены такие понятия как «проектирование», «духовно-нравственное воспитание», а также представлен образовательный проект «Если добрый ты – это хорошо».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ushakova_statya.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК УСЛОВИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

В период дошкольного детства, когда ребёнок постигает собственные возможности, удовлетворяет потребность в самостоятельной деятельности, закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа. Одним из эффективных условий духовно-нравственного воспитания является проектирование, так как с помощью проектов можно способствовать духовно-нравственному развитию личности на основе интеграции различных видов детской деятельности: познавательно-речевой, художественно-эстетической, социально-культурной и игровой во взаимодействии с семьёй, социально-культурными учреждениями.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников формирует личность маленького человека, прививая ценные моральные качества ребёнку, а также способствует накоплению опыта, основанного на традициях культуры. Другими словами  духовно-нравственное воспитание - это раскрытие душевных сил ребёнка; сохранение душевной чистоты; формирование его внутренней свободы; побуждение личности ребёнка к проявлению основных добродетелей, таких как милосердие, сострадание, сопереживание, любовь, доброта, дружба, честность, справедливость в отношениях с окружающим миром; воспитание мироощущения и мировосприятия ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей.

Решение проблем нравственного воспитания требует поиска наиболее эффективных путей. Для дошкольников очень ценными являются впечатления, эмоции, чувства, которые помогают им открывать мир и развивать свои способности, именно это можно получить, когда педагог организует условия для развития, становления, творческого самовыражения дошкольников, их личностных потребностей через технологию проектной деятельности.

Проектирование – это инновационная форма сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса, использование которой позволяет вести эффективную работу в решении задач духовно-нравственного воспитания.

Метод проекта - это  способ достижения дидактической цели через детальную разработку значимой проблемы, которая должна завершиться вполне реальным практическим результатом, оформленным тем или иным способом.

В чём же особенность проектной деятельности в ДОУ? Ребёнок дошкольного возраста ещё не может самостоятельно сформулировать проблему, установить цель и задачи, и поэтому проектная деятельность в образовательном пространстве детского сада носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети, педагоги, вовлекаются члены семей воспитанников. Родители могут быть не только источником информации и помощниками в реализации проекта, но и полноправными участниками образовательного процесса, что в свою очередь, позволяет им обогатить свой педагогический опыт, реализовать свой творческий потенциал, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от своих успехов и успехов ребёнка.

Образовательные проекты сводятся к основным четырём этапам:

  1. Подготовительный (целеполагание). Этап постановки проблемы (цели).
  2. Разработка плана деятельности по достижению цели. На этом этапе, определяется: какими источниками информации воспользоваться, к кому обратиться за помощью.
  3. Выполнение проекта – практическая часть.
  4. Итоговый. Презентация продукта проекта и определение задач для новых проектов.

Для того чтобы приступить к работе над проектом, педагогу необходимо выполнить следующие условия:

- составить тематическое планирование, в котором будут учитываться все виды детской деятельности: игровая, познавательно-исследовательская, трудовая, изобразительная, двигательная и т.д.;

- разработать содержание занятий, игр, прогулок, различных мероприятий, связанных с темой проекта;

- организовать предметно-пространственную среду с учётом тематики проекта.

Метод проектов основывается на интересах детей. Он предполагает творческий поиск, развивает исследовательские навыки детей, умение их ориентироваться в информационном пространстве.  Проектный метод позволяет осуществить взаимопроникновение различных разделов программы, иначе говоря, их интеграцию.  А также через проектный метод создаются условия для проявления детьми  нравственных качеств.

Так, в процессе образовательного проекта «Если добрый ты – это хорошо» у детей формировались представления о доброте.

Значимость проекта заключается в том, что он направлен на формирование важных в обществе нравственных качеств у детей: сочувствия, доброты, взаимовыручки, дружелюбия, взаимопомощи.

Цель проекта: воспитание у детей положительных качеств характера, мотивировать детей на совершение добрых поступков.

Задачи проекта:

  • Сформировать у детей представление о доброте, создавать мотив быть добрым.
  • Развивать у воспитанников социально – коммуникативные способности: понимать чувства и мотивы поступков других людей, уметь взаимодействовать с другими людьми, действовать сообща, сочувствовать и сопереживать, развивать взаимопомощь и взаимовыручку, считаться с желанием и мнением товарищей.
  • Воспитывать у дошкольников положительное отношения к доброте, желание совершать добрые поступки во имя блага окружающих.
  • Привлечь внимание семьи к проблеме воспитания доброты в детях.

Ожидаемый результат:

  • Дети имеют чёткое представление о доброте, добрых поступках.
  • Дети знают стихи, пословицы о доброте, считалки, мирилки. Они стали охотнее их применять в совместной деятельности. Обогатился словарный запас по данной теме.
  • Пополнение центра литературы в группе книгами о добре и добрых поступках.
  • У детей повысилась способность договариваться между собой, оказывать друг другу поддержку.
  • Дети стали бережнее относится к живому миру природы.

Этапы осуществления проекта:

Первый этап. Целеполагание.  Основа гуманного отношения к людям - способность к сопереживанию, к сочувствию - проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства.

Второй этап. Разработка проекта.

  • Довести до участников важность данной темы.
  • Подбор методической литературы.
  • Сбор литературы о добре: стихи, сказки, рассказы, загадки, пословицы, поговорки, мирилки, песни.
  • Разработка занятий, определение тематики бесед.
  • Подбор картин, фотографий, иллюстраций.
  • Подбор музыкального репертуара.
  • Изготовление пособий, дидактических игр, тематических альбомов.
  • Изготовление папки-передвижки «Как воспитать ребёнка вежливым».
  • Работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

Третий этап. Выполнение проекта.

1. «Работа с родителями по вопросам воспитания в детях чувства доброты» - памятки для родителей «Воспитание доброты - 10 заповедей для родителей», «Наказание и поощрение», рекомендации для родителей «Добрые правила в семье», «Заповеди родителям от ребёнка», участие в акции «Белый цветок».

2. «Педагогическая работа с детьми по расширению представлений о доброте»  -  ОД «Букеты дружбы»; беседа «Что такое доброта», «Доставим людям радость добрыми делами», «Вежливый разговор»; ТРИЗ «Хорошо или плохо»; рассказ воспитателя «Как отличить плохой поступок от хорошего»; знакомство с произведениями художественной литературы: «Вежливое слово» ( Э. Мошковская), «Вовка – добрая душа» (А. Барто) С. Я. Маршак «Друзья-товарищи», Г. Остер «Вредные советы», В. Осеева  «Добрые слова», В. Маяковский «Что такое хорошо, что такое плохо», ненецкие сказки «Айога», Е. Благинина «Подарок»; изучение пословиц и поговорок; рассматривание картин с изображением добрых и плохих поступков;  дидактические игры, упражнения «Комплимент», «Хорошо – плохо», «Ласковое слово», «Оцени поступок», «Скажи больше вежливых слов»; изготовление подарков для близких, друзей; просмотр мультфильмов «Приключения кота Леопольда», «Просто так», «Волшебное кольцо», «Кошкин дом», «По дороге с облаками»; прослушивание музыкальных произведений: «Доброта» Барбарики, «Дорогою добра», «Улыбка»,  «Доброта» (из мультфильма про Фунтика), «Дружба – это не работа», «Добрым быть на белом свете веселей», «Дружба крепкая не сломается», «Если добрый ты», слушание звуков природы, развлечение «Путешествие в страну доброты».

В результате проведения такой работы стали видны положительные изменения, произошедшие в развитии детей. Улучшилось отношение друг к другу, дети научились сочувствовать обиженному и выражать несогласие с действиями обидчика, одобряют действия того, кто поступил хорошо.

Таким образом,  рассмотрев выше представленные возможности технологии проектной деятельности в духовно-нравственном развитии можно сделать вывод, что проектирование является эффективным условием  нравственного воспитания.

Список литературы

1. Веракса, Н. Е., Веракса, А. Н. Проектная деятельность. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика – Синтез, 2008. – 112 с.

2. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие. – М.: Мозаика-синтез, 2012. – 80 с.

3. Комарова Т.С., Зацепина М.Б. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада. М.: Мозаика-синтез, 2010.

4.Эйсмонт-Швыдкая, Г. Н. Нравственное воспитание дошкольников. М.: Просвещение, 1993. – 243 с.

Ушакова Алла Ивановна; воспитатель; МБДОУ БГО ЦРР – детский сад №19; Борисоглебск.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников

Основные средства духовно-нравственного воспитания. Содержание и формы работы по духовно-нравственному воспитанию...

«Организация взаимодействия ДОУ и СОШ через проектную деятельность для формирования духовно – нравственных ценностей детей»

Доклад(из опыта работы) «Организация взаимодействияДОУ и СОШчерез проектную деятельностьдля формированиядуховно – нравственных ценностей детей»...

Применение событийного подхода к организации образовательной деятельности в формировании духовно-нравственного воспитания старших дошкольников

В современном обществе духовно-нравственное воспитание имеет особое значение: оно выступает и как общечеловеческая ценность, и как норма социального действия в стране многонациональной, с множеством р...

Проектная деятельность - как формирование духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Основной целью проекта было формирование у детей представления о русском народном празднике «Синичкин день»; приобщение детей и родителей к осознанно-правильному отношению к природным явле...

Применение проектной деятельности в реализации духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Целью духовно-нравственного воспитания в детском саду №89 «Журавлёнок», является развитие личности ребёнка дошкольного возраста, формирование его базовой культуры на основе отечественных т...

Опыт выстраивания взаимодействия ДОУ с одним из объектов социума в рамках проектной деятельности с целью духовно-нравственного воспитания дошкольников

Статья рассказывает об этапах взаимодействия  ДОУ с очень важным объектом социума за пределами города медицинской направленности. Цель взаимодействия: создать условия для духовно-нравственного во...