Дополнительная общеразвивающая образовательная программа кружка АБВГДейка
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Модифицированная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «АБВГДейка» разработана в соответствии с: Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ; Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (Приказ Минпрос РФ от 9 ноября 2018 г. № 196); СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 4 июля 2014 г. № 41); Концепцией развития дополнительного образования детей (Распоряжение правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (Письмо Минобрнауки РФ «О направлении информации» от 18 ноября 2015 г. N 09- 3242); Уставом МБ ДОУ детский сад №14 «Красная шапочка».
Направленность дополнительной образовательной программы «АБВГДейка» социально-гуманитарная.
Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни - является задачей подготовительного периода в детском саду.
Ребенок начинает пользоваться родным языком с раннего детства, но не осознает тех способов, с помощью которых осуществляется его речь. С начала обучения грамоте он приступает к анализу своей речи и узнает, что она состоит из отдельных слов, слова — из слогов, слоги — из звуков, звуки обозначаются буквами. С психологической точки зрения начальный период обучения грамоте — формирование у ребенка нового отношения к речи. Предметом познания становится сама речь, ее внешняя звуковая сторона. Поэтому в период обучения грамоте большое место отводится развитию фонематического слуха, умению различать в речевом потоке отдельные слова, звуки в слове.
Уровень речевого развития, на который выходит ребёнок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьёзному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому старший дошкольный возраст – это период серьёзной подготовки детей к обучению в школе.
Актуальность программы
Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на детей с ОВЗ. Детей с речевыми нарушениями рассматривают как группу педагогического риска, потому что их физиологические и психологические особенности затрудняют успешное овладение ими учебным материалом в школе.
Готовность к школьному обучению во многом зависит от своевременного преодоления нарушений речи. Дети с ОВЗ нуждаются в особой организации коррекционно-логопедической помощи, содержание, формы и методы которой должны быть адекватны возможностям и индивидуальным особенностям детей.
С помощью программы кружка «АБВГДЕйка» можно предупредить трудности в овладении речью у данной категории детей. Все наши усилия будут направлены на предупреждение на раннем этапе тех трудностей, которые могут возникнуть впоследствии, на этапе школьного обучения.
При разработке данной программы мы опирались на содержание «Типовой программы воспитания и обучения в детском саду», предусматривающий аналитико – синтетический метод обучения грамоте, разработанный Д.Б. Элькониным и доработанный Л.Е. Журовой, а так же на программу «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты», разработанной Е.В. Колесниковой.
Педагогическая целесообразность
Занятия по программе «АБВГДейка» педагогически целесообразны, так как содержание программы реализуется через специально организованную деятельность, соответствующую возрастным особенностям детей пяти-шести лет. С одной стороны, программа «АБВГДейка» способствует развитию речевых умений и навыков, обогащению словарного запаса, развивает логическое мышление, формирует математические представления, развивает художественно – творческие способности, знакомит учащихся с окружающим миром и расширяет их кругозор. С другой стороны, учит жить в коллективе, развивает коммуникативные и личностные компетенции дошкольника.
Адресат программы: Программа рассчитана для детей старшего дошкольного возраста (5-6, 6-7 лет). Социальный заказ родителей (законных представителей) одаренных детей, детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации и детей с ОВЗ.
Срок освоения программы:
Продолжительность обучения 1 год. Форма обучения – очная
Объем программы:
Годовая нагрузка 1 год обучения 32 часа (32 занятия),
Режим занятий:
Учебная программа предусматривает проведение занятий 1 раз в неделю, продолжительность занятия 25- 30 минут: для 1 года обучения 25 минут (1 учебный час),
Учебная группа 1 года обучения 11 учащихся;
Форма организации ученого процесса:
-фронтальная;
-групповая, коллективная;
-комбинированное.
Формы проведения занятий:
-практическое занятие;
-самостоятельная работа;
-индивидуальные занятия.
Структура занятия:
- Анализ звука (артикуляция, характеристика)
- Выделение звука на слух из ряда звуков, слов, предложений, придумывание слов с заданным звуком.
- Составление схемы слова с изучаемым звуком.
- Анализ буквы.
- Чтение слогов и слов
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика – упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.
Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.
Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».
Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем - и детям и взрослым - научиться говорить правильно, чётко и красиво.
Анализ звука (артикуляция, характеристика)
Анализ звука, артикуляция и их характеристика нужны ребёнку для подготовки к усвоению грамоты, письменной речи.
Звуковой анализ помогает ребёнку:
-понять принцип звуковой формы слова;
-устанавливать последовательность звуков в слове;
-давать им качественную характеристику (гласный, согласный; твёрдый, мягкий; звонкий, глухой).
Развитый фонематический слух, позволяющий чётко слышать каждый звук речи, отделять его от других, различать и узнавать среди других звуков, лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Недостаточное развитие фонематического восприятия может отрицательно сказаться на процессе подготовки ребёнка к усвоению грамоты и привести к развитию таких нарушений, как дислексия и дисграфия.
Выделение звука на слух из ряда звуков, слогов
Выделение звука на слух из ряда звуков, слогов, слов помогает детям научиться воспринимать слово как структурное образование, состоящее из отдельных звуков.
Для этого используются следующие методические приёмы:
— произношение слов с интонационным выделением звуков;
— вслушивание в звучание разных слов (длинные, короткие);
— выделение часто повторяющихся слов и звуков в потешках, песенках, стихах;
— сравнение слов-синонимов;
— сравнение многозначных слов, омонимов.
Ознакомление со звуковой и смысловой стороной слова помогает формированию представлений о слове как единице языка и является основой для последующего обучения анализу его звуковой структуры.
Составление схемы слова с изучаемым звуком
Составление схемы слова с изучаемым звуком необходимо для подготовки к обучению грамоте.
Осознание звуковой структуры слова — необходимая предпосылка обучения письму и чтению. Это помогает ребёнку:
-не пропускать буквы, когда будет писать диктанты;
-использовать свой слух, зрение, произношение для выделения опознавательных признаков гласных и согласных звуков, звонких и глухих согласных звуков;
-развивать познавательное отношение к речи, уточнять и расширять словарный запас.
Анализ буквы
Задача звукового разбора состоит в том, чтобы помочь ребенку научиться слушать и слышать русскую речь, ее оттенки и элементы. Фонетика в этом отношении играет основную роль. И применять ее можно по-разному. Можно учить ребенка на слух, а затем закреплять пройденный материал с помощью фонетического разбора, определения звукового состава конкретного слова. Или же действовать от обратного, сначала писать, потом проговаривать и слушать.
Чтение слогов и слов
Такая система развивает:
- фонематический слух;
- навыки звукобуквенного анализа;
- автоматическое восприятие ударения в слове.
Читая по слогам, ребенок проговаривает и запоминает правильный вариант написания. Что в дальнейшем поможет ему допускать меньше ошибок: правильно переносить слова с одной строки на другую и уметь делить слова на слоги и грамотно писать.
Основные методы обучения:
методы обучения: монологический, показательный;
методы преподавания: объяснительный, информационно – сообщающий, иллюстрированный;
методы воспитания: убеждения и личный пример.
Цель программы – формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.
Обучающие задачи программы:
-сформировать основные навыки чтения: умения различать гласные и согласные
-звуки, образовывать и читать слоги, слова и простые предложения;
- сформировать базовые графические навыки, развить координацию и мышечную память руки;
- сформировать элементарные математические представления;
Развивающие задачи:
-Развитие познавательных, конструктивных, творческих и художественных способностей дошкольников в процессе создания образов, используя различные материалы и техники изобразительной деятельности.
-развитие мелкой и крупной моторики рук, памяти, восприятия, логического мышления, внимания, наблюдательности, творческого воображения;
Воспитательные задачи:
-Формирование коммуникативных навыков, навыков сотрудничества в общении со сверстниками, необходимые для успешного протекания процесса обучения.
Планируемые результаты 1 года обучения
Метапредметные:
Регулятивные:
-учащийся умеет планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-умеет адекватно воспринимать предложения и оценку педагога, товарищей, родителей;
-учитывает установленные правила в планировании и контроле способа решения;
-умеет находить варианты решения различных творческих задач;
Познавательные:
-будет уметь делить слова на слоги;
- будет уметь составлять предложения из двух-четырёх слов;
- будет знать как членить простые предложения на слова;
- будет уметь определять место звука в слове;
- будет уметь давать характеристику звуку;
- будет уметь самостоятельно составлять рассказ с заданным количеством предложений;
- будет уметь свободно пользоваться и составлять звуковые схемы слов.
Коммуникативные:
-умеет вести диалог;
-способен формулировать собственное мнение и позицию;
-умеет задавать вопросы;
-умеет слушать и понимать высказывания собеседников.
Предметные:
-умеет правильно произносить все звуки родного языка изолированно, в словах, во фразовой речи;
-умеет определять место звука в слове: в начале, середине, в конце;
-умеет различать гласные и согласные, твёрдые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
-умеет делить слова на слоги; определять ударный слог, ударную гласную;
-умеет пользоваться графическим обозначением звуков;
-умеет произвольно регулировать темп, силу голоса, речевое дыхание;
Личностные:
-формируется умение сотрудничать с товарищем в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общем замыслом;
-способен к самооценке на основе критериев успешности деятельности;
-формируется умение обсуждать и анализировать собственную практическую и работу товарищей с позиций поставленных задач данной темы;
-знает основные моральные нормы и ориентацию на их выполнении.
Форма контроля:
Игры, беседа, наблюдение, опрос, упражнение, практические задания, творческие задания.
Виды контроля и формы аттестации:
1. Входной контроль (анкетирование, диагностика)
2. Промежуточная аттестация (практическое задание)
3. Итоговая аттестация (практическое задание)
Используемые педагогические технологии:
Использование данных технологий позволяет равномерно во время занятия распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность с физкультминутками, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение самостоятельных работ. Мы широко используем современные образовательные технологии, которые развивают продуктивное мышление учащихся, креативность, эмоциональную сферу, что сегодня особенно актуально.
Коллективно – творческая деятельность - комплексная педагогическая технология, объединяющая в себе формы образования, воспитания и эстетического общения. Ее результат – общий успех, оказывающий положительное влияние как на коллектив в целом, так и на каждого учащегося в отдельности.
Личностно – ориентированное обучение – это такое обучение, которое ставит главным - самобытность ребенка, его самоценность, субъективность процессов обучения. Цель личностно –ориентированного обучения состоит в том, чтобы заложить в ребенке механизмы самореализации, саморазвития, саморегуляции самовоспитания и другие, необходимые для становления самобытного образа и диалогического взаимодействия с людьми, природой, культурой, цивилизацией.
Игровые технологии в организации учебного процесса позволяют наиболее раскрыться учащемуся, снять напряжение и проявить свои творческие способности, ведь он действует в привычной для него обстановке. Для успешного развития творческих способностей ребенок должен испытать радость умственного напряжения, которое доставляет решение учебных задач. Целью игровых технологий является снижение утомляемости учащихся на занятии. С помощью игры дети учатся наблюдать, анализировать, выражать свои мысли, получать необходимые навыки в рисовании, но лишь в непринужденной, комфортной обстановке. В игре дети получают массу положительных эмоций; радость творчества, сотрудничества, общения, сопереживания, азарта, чувство победы, возможность проявить свои таланты.
Здоровьесберегающие технологии - образовательные технологии» по определению Н.К. Смирнова, - это все те психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые направлены на воспитание у
учащихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни.
Уровни освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы первого года обучения.
Первый год обучения по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «АБВГДейка» может иметь следующие уровни в зависимости от степени самостоятельности выполнения заданий:
Низкий уровень (0%–50%). Ребёнок пассивен в работе со звуками, не владеет основными качественными характеристиками звуков в слове, не читает либо читает по слогам при активной помощи взрослого, не понимает смысл прочитанного.
Средний уровень (50%–75%). Ребёнку нравится выполнять задания со звуками, он допускает ошибки в работе со звуками, но исправляет их с небольшой помощью взрослого.
Высокий уровень (75%–100%). Ребёнок активен при выполнении заданий со звуками, самостоятелен при выполнении заданий, владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный, твёрдый — мягкий, ударный — безударный гласный, место звука в слове). Читает слитно и понимает смысл прочитанного маленького рассказа.
Условия реализации программы
Для проведения занятий имеется отдельное просторное помещение, которое оборудовано мебелью для занятий с воспитанниками, шкафами для книг, методических разработок, дидактического материала.
Имеется доска для демонстрации материала.
Материалы:
-Учебный кабинет
-Доска школьная
-Наглядные учебные пособия
-Демонстрационный материал (картинки, схемы)
-Рабочие тетради
-Раздаточный материал
Пособия для индивидуальной работы (для каждого ребёнка):
- Счетные палочки
-Раздаточный печатный материал
-Рабочие тетради
Учебный план I год обучения
№ п/п | Раздел | Количество часов | Формы контроля, аттестация | ||
теорет | практич | Всего | |||
1 | Входной мониторинг | 1 | 1 | Беседа, анкетирование | |
2 | Вводное занятие «Мой алфавит» | 1 | 1 | Беседа, практическое задание. |
3 | Блок 1 «Жили-были гласные» . | 1 | 3 | 4 | Беседа, практические задания, творческие задания. |
4 | Блок 2 «Буквы и звуки - не одно и то же» | 1 | 3 | 4 | Беседа, практические задания, творческие задания. |
5 | Промежуточный мониторинг | - | 1 | 1 | Практические задания, выставка |
6 | Блок 3 «Такие разные-разные согласные» | 11 | 9 | 20 | Беседа, практические задания, творческие задания. |
8 | Итоговый мониторинг | - | 1 | 1 | Практическое задание. |
Итого | 4 | 28 | 32 |
Содержание учебного плана
1 года обучения
Вводное занятие
Сентябрь
Мониторинг
Вводное занятие. «Мой алфавит»
Темы: Сказка о звуках и буквах. 33 родных сестрицы. В Страну Говорящих Скал. Можно ли писать без букв? В глубь веков на Машине времени.
Теория: Знакомство с алфавитом. История появления письменности, способы передачи информации в древности. Знакомство с многообразием учебной литературы.
Практика: Творческая работа «Напиши письмо с помощью рисунков». Практическое применение алфавита. Творческая работа «Моя любимая буква алфавита из разных материалов»
Форма контроля: Беседа, анкетирование, практическое задание.
- Блок «Жили-были гласные»
Октябрь
Темы: Такие разные гласные! В слове столько гласных, сколько и слогов. А- первая буква букваря. Восхитительная буква О. Все про букву У. Буква И. Буква Ы. Буква Э. Всем известно - буква Я в азбуке последняя. Буква Е. Буква Ё. Буква Ю.
Теория: Характеристика и классификация гласных звуков ( ударные - безударные),их слогообразующая роль. Роль ударения в понимании значения слов. Старинные названия гласных букв.
Практика: Нахождение и характеристика гласных звуков в потоке речи, определение места в слове. Постановка ударения в словах. Обозначение звуков буквами. Творческая работа: рисование гласных букв, собирание загадок про буквы, сказочных героев.
Форма контроля: беседа, опрос, практические задания.
- Блок «Буквы и звуки - не одно и то же»
Ноябрь
Темы: Ъ и Ь – помощники в словах. Секреты букв Я, Е, Ё, Ю.
Теория: Роль Ь и Ъ знаков в словах и отличия. Ь знак-показатель мягкости Разделительные Ь и Ъ знаки. Случаи обозначения двух звуков йотированными гласными.
Практика: Определение количества звуков и букв в словах и объяснять причины их несовпадения. Подбор слов на определенную букву, собирание загадок про буквы, сказочных героев. Работа с алфавитом и лентой букв.
Промежуточная аттестация
Текущая диагностика должна определить степень усвоения учащимися учебного материала, повысить ответственность и заинтересованность учащихся в усвоении материала, своевременно выявить отстающих, Позволяет корректировать и наиболее эффективно подбирать методы и средства обучения.
Форма контроля; практическое задание.
- Блок « Такие разные-разные согласные»
Декабрь-Май
Темы: Легко ли быть согласным звуком? Самые звучные согласные( н,л,м,р). Всё про Й. Соседи».З-С. «Соседи».Г-К. «Соседи».Д-Т. «Соседи».Б-П. «Соседи».В-Ф. «Соседи».Ж-Ш. Парные согласные.
Теория: Характеристика и классификация согласных звуков. Парные согласные по звонкости-глухости, твердости-мягкости. Непарные – всегда звонкие (сонорные и Й) и всегда глухие (х,ц,ч.щ)согласные .Всегда мягкие (й,ч,щ) и всегда твердые(ж,ш,ц).Шипящие согласные. Старинные названия согласных букв.
Практика: Нахождение и характеристика согласных звуков в потоке речи, определение их места в слове. Подбор слов на определенную букву, собирание загадок про буквы, сказочных героев. Работа с алфавитом и лентой букв.
Май
3 неделя Итоговый мониторинг
Итоговая диагностика проводится для определения степени достижения предполагаемых результатов обучения, закрепления знаний, умений, а также получения сведений для совершенствования педагогом программы и методик обучения.
Форма контроля: практическое задание.
Календарный учебный график первого года обучения
№ п/п | число | Время проведения занятия | Форма занятия | Кол- во часов | Тема занятия | Место проведения | Форма контроля |
СЕНТЯБРЬ | |||||||
1 | 25 минут | комбинирован ное | 1 | Диагностика. | группа | Беседа, анкетирование | |
2 | 25 минут | комбинирован ное | 1 | Вводное заняте «Мой алфавит» Занятие: Сказка о звуках и буквах. 33 родных сестрицы. В Страну Говорящих Скал. Рассказ с презентацией, беседа, игры | группа | Беседа, практическое задание | |
ОКТЯБРЬ | |||||||
3 | 25 минут | Комбинирован ное | 1 | Блок 1 «Жили-были гласные» Занятие: Характеристика и классификация гласных звуков ( ударные - безударные),их слогообразующая роль. | группа | Беседа, практические задания. | |
4 | 25 минут | Практическое | 1 | Блок 1 «Жили-были гласные» Задание: Нахождение и характеристика гласных звуков в потоке речи, определение места в слове. | группа | Беседа, практические задания. | |
5 | 25 минут | Практическое | 1 | Блок 1 «Жили-были гласные» Задание: Творческая работа: рисование гласных букв, собирание загадок про буквы, сказочных героев. | группа | Беседа, практические задания. | |
6 | 25 минут | Практическое | 1 | Блок 1 «Жили-были гласные» Задание: Постановка ударения в словах. Обозначение звуков буквами. | группа | Беседа, практические задания, творческие задания. | |
ноябрь | |||||||
7 | 25 минут | Комбинирован н ое | 1 | Блок 2 «Буквы и звуки - не одно и то же» Занятие: Ъ и Ь – помощники в словах. Секреты букв Я, Е, Ё, Ю. | группа | Беседа, практические задания, творческие задания, упражнения. | |
8 | 25 минут | Практическое | 1 | Блок 2 Задание: Определение количества звуков и букв в словах и объяснять причины их несовпадения. | группа | Беседа, практические задания, творческие задания, упражнения. |
« | практические задания. | ||||||
9 | 25 минут | Практическое | 1 | Блок 2 Задание: Подбор слов на определенную букву, собирание загадок про буквы, сказочных героев. | группа | Практическое задание | |
10 | 25 минут | Практическое | 1 | Блок 2 Задание Работа с алфавитом и лентой букв. | группа | Беседа, практические задания, творческие задания, упражнения. | |
декабрь | |||||||
11 | 25 минут | Комбинирован ное | 1 | Блок 3 «Такие разные-разные согласные» Занятие: Легко ли быть согласным звуком? Рассказ с презентацией, беседа, игры | группа | Беседа, практические задания, творческие задания. | |
12 | 25 минут | Комбинирован ное | 1 | Блок 3 «Такие разные-разные согласные» Занятие: Самые звучные согласные( н,л,м,р). Рассказ с презентацией, беседа, игры | группа | Беседа, практические задания. | |
13 | 25 минут | Комбинирован ное | 1 | Блок 3 «Такие разные-разные согласные» Занятие: Всё про Й. Рассказ с презентацией, беседа, игры | группа | Беседа, практические задания, творческие задания | |
14 | 25 минут | Комбинирован ное | 1 | Блок 3 «Такие разные-разные согласные» Занятие: Соседи З-С». Рассказ с презентацией, беседа, игры | группа | Беседа, практические задания, упражнения | |
ЯНВАРЬ | |||||||
15 | 25 минут | Комбинирован ное | 1 | Блок 3 «Такие разные-разные согласные» Занятие: Соседи Г-К» Рассказ с презентацией, беседа, игры | группа | Беседа, практические задания, упражнения | |
16 | 25 минут | Комбинирован ное | 1 | Блок 3 «Такие разные-разные согласные» Занятие: «Соседи Д-Т». Рассказ с презентацией, беседа, игры | группа | Беседа, практические задания, упражнения | |
17 | 25 минут | Комбинирован ное | 1 | Блок 3 «Такие разные-разные согласные» Занятие: «Соседи Б-П» Рассказ с презентацией, беседа, игры | группа | Беседа, практические задания, упражнения | |
ФЕВРАЛЬ | |||||||
18 | 25 минут | Комбинирован ное | 1 | Блок 3 «Такие разные-разные согласные» Занятие: «Соседи.В-Ф» Рассказ с презентацией, беседа, игры | группа | Практические |
задания, творческие задания, | |||||||
19 | 25 минут | Комбинирован ное | 1 | Блок 3 «Такие разные-разные согласные» Занятие: Соседи».Ж-Ш. Рассказ с презентацией, беседа, игры | группа | Беседа, практические задания, упражнения | |
20 | 25 минут | Комбинирован ное | 1 | Блок 3 «Такие разные-разные согласные» Занятие: Парные согласные. Рассказ с презентацией, беседа, игры | группа | Беседа, практические задания, упражнения | |
21 | 25 минут | Комбинирован ное | 1 | Блок 3 «Такие разные-разные согласные» Занятие: Понятие о шипящих согласных и Ц. | группа | Беседа, практические задания, упражнения | |
МАРТ | |||||||
22 | 25 минут | практическое | 1 | Блок 3 «Такие разные-разные согласные» Задание: Нахождение и характеристика согласных звуков в потоке речи, определение их места в слове. | группа | Опрос, практические задания, творческие задания | |
23 | 25 минут | практическое | 1 | Блок 3 «Такие разные-разные согласные» Задание : Нахождение и характеристика согласных звуков в потоке речи, определение их места в слове. | группа | Беседа, практические задания. | |
24 | 25 минут | практическое | 1 | Блок 3 «Такие разные-разные согласные» Задание :Нахождение и характеристика согласных звуков в потоке речи, определение их места в слове. | группа | Беседа, практические задания, творческие задания | |
25 | 25 минут | практическое | 1 | Блок 3 «Такие разные-разные согласные» Задание: Подбор слов на определенную букву, собирание загадок про буквы, сказочных героев | группа | практические задания. | |
АПРЕЛЬ | |||||||
26 | 25 минут | практическое | Блок 3 «Такие разные-разные согласные» Задание: Подбор слов на определенную букву, собирание загадок про буквы, сказочных героев | группа | Беседа, практические задания, упражнения | ||
27 | 25 минут | практическое | Блок 3 «Такие разные-разные согласные» | группа | Беседа, практические задания. |
Задание: Подбор слов на определенную букву, собирание загадок про буквы, сказочных героев | |||||||
28 | 25 минут | практическое | Блок 3 «Такие разные-разные согласные» Задание: Работа с алфавитом и лентой букв. | группа | Практические задания. | ||
29 | 25 минут | практическое | Блок 3 «Такие разные-разные согласные» Задание: Работа с алфавитом и лентой букв. | группа | Беседа, практические задания. | ||
МАЙ | |||||||
30 | 25 минут | практическое | Блок 3 «Такие разные-разные согласные» Задание: Работа с алфавитом и лентой букв. | группа | Практические задания, творческие задания | ||
31 | 25 минут | практическое | Блок 3 «Такие разные-разные согласные» Задание: Работа с алфавитом и лентой букв. | группа | Беседа, практические задания, творческие задания | ||
32 | 25 минут | практическое | Итоговый мониторинг | группа | Практическое задание |
Методическое обеспечение дополнительной общеобразовательной
общеразвивающей программы
I года обучения
Вводное занятие «Мой алфавит»
Познакомить детей с алфавитом. Рассказать историю появления письменности, способы передачи информации в древности.
Формы занятий: комбинированное занятие.
Методы: объяснительный, иллюстрированный, диалогический.
Форма подведения итогов: Беседа.
- Блок «Жили-были гласные»
Формировать у детей умение давать характеристику гласным звукам. Научить знать классификацию гласных звуков ( ударные - безударные), их слогообразующая роль. Научить понимать роль ударения в понимании значения слов.
Форма занятий: комбинированное занятие.
Методы: объяснительный, диалогический, личный пример, показательный. Форма подведения итогов: Беседа, практическое задание
- Блок «Буквы и звуки - не одно и то же»
Формировать у детей умение отличать звуки и буквы. Научить выделять отдельные звуки в словах, находить их место в слове. Формировать умение сопоставлять звуковое и буквенное обозначения слов
Форма занятий: комбинированное
Методы: объяснительный, диалогический, личный пример, показательный.
Форма подведения итогов: Беседа, практическое задание.
Промежуточная аттестация
Текущая диагностика должна определить степень усвоения детьми учебного материала, повысить ответственность и заинтересованность учащихся в
усвоении материала, своевременно выявить отстающих, позволяет
корректировать и наиболее эффективно подбирать методы и средства обучения.
Форма занятия: практическая работа.
Методы занятия: объяснительный, практическое задание
Форма подведения итогов: практическая работа.
- Блок «Такие разные-разные согласные»
Формировать у детей умение классифицировать согласные звуки: глухие и звонкие (парные и непарные), твёрдые и мягкие (парные и непарные). А так же формировать умение характеризовать и сравнивать твёрдые и мягкие согласные звуки, использовать условные знаки для их обозначения.
Форма занятий: комбинированное
Методы: объяснительный, диалогический, личный пример, показательный.
Форма подведения итогов: Беседа, практическое задание.
Итоговая аттестация
Мониторинг предполагает отслеживание параметров деятельности, а также наблюдение за изменением состояния объекта мониторинга в специально созданных образовательных условиях.
- Анализ практических работ
- Награждение и поощрение учащихся Форма занятий: практическая работа
Методы занятий: диалогический, информационно – сообщающий.
Форма подведения итогов: практическое задание.
Список Литературы:
- Бадулина О.И. Готовимся к школе, Подготовка к чтению и письму. Тетрадь №2,., 2015.
- Варенцова Н.С., Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. – М.: Акалис, 1995.
- Выгодская И. Г., Берковская Н.В. Звукоград, Буквоград, Златоустия. Материалы для подготовки к обучению грамоте детей 5—7 лет. – ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 69 с.
- Кравченко И.А. Игры и упражнения со звуками и буквами. Пособие для воспитателей и родителей. – М.: Гном-Пресс, Новая школа, 1999. – 64 с.
- Ткаченко Т.А. Речь и моторика. М., 2007.
- Ткаченко Т.А. Логопедическая тетрадь. Совершенствование навыков звукового анализа и обучение грамоте. – М.: Эгси, Чебоксары: Чувашия, 1999.
Приложение
Обследование детей по данной программе осуществляется 3 раза за срок обучения (в начале, в середине и в конце).
Результаты работы можно увидеть с помощью диагностических методик Е. В. Колесниковой «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» и «Педагогической диагностики развития детей перед поступлением в школу» под редакцией Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой.
Задания, предложенные в методиках, предназначены детям 6-7 лет для диагностики их готовности к чтению и письму перед поступлением в школу. Диагностические задания позволят оценить подготовку ребенка к школе, своевременно определить области, в которых он испытывает затруднения, и оказать ему необходимую помощь.
Обследуется речь по следующим признакам:
- развитие звуковой культуры речи;
- развитие фонематического слуха;
- развитие графических навыков и моторики;
- развитие звуко-буквенного анализа.
Выполнение ребенком диагностических заданий, предложенных в книге, позволяет проверить не только знания и навыки, но и его учебные умения:
- понимание учебной задачи,
- умение выполнить ее самостоятельно,
- умение адекватно воспринять вашу оценку выполненной им работы.
Слева каждого задания нарисован шарик, с условным обозначением, его нужно раскрасить после каждого задания в следующие цвета:
если задание выполнено правильно;
если есть одна-две ошибки;
если задание не выполнено.
Оценка результатов (баллы-шарики):
раздел уровень | развитие звуковой культуры речи | развитие фонематического слуха | развитие графических навыков и моторики | развитие звуко-буквенного анализа |
Высокий уровень | 9-12 | 15-18 | 10-13 | 9-12 |
Средний уровень | 6-9 | 12-15 | 7-10 | 6-9 |
Низкий уровень | 4-6 | 10-12 | 5-7 | 3-6 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа разработана для детей средней группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...

Образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА» ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Образовательная программа кружка «АБВГДЕЙКА» ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа шашечного кружка «Чудо-шашки»
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной п...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа кружка физкультурно-спортивной направленности «Юный шахматист»
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа кружка физкультурно-спортивной направленности «Юный шахматист»...

Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе «Раз-ступенька» для детей от 4 до 6 лет
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждениеАпрелевская СОШ № 3 с углубленным изучением отдельных предметов ДОШ № 2 «Ромашка»...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа шашечного кружка «Чудо-шашки»
Направленность дополнительной образовательной программы.По содержанию программа является физкультурно-спортивной, по функциональному назначению – учебно-познавательной, по форме организации &nda...