Дополнительная общеразвивающая образовательная программа шашечного кружка «Чудо-шашки»
рабочая программа (подготовительная группа)
Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
novaya_chudo-shashki.docx | 43.34 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «БЕРЕЗКА»
СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
СОГЛАСОВАНО: Старший воспитатель _______________ Т.М. Пронина «____» _______________ 2021 г. | УТВЕРЖДЕНО: Заведующий МБДОУ №2 «Березка» _______________ А.П. Комиссарова Приказ №___ «__» ________ 2021 г. |
Принято:
На заседании педагогического совета
Протокол №___ «___»________2021г.
Дополнительная общеразвивающая
образовательная программа
шашечного кружка «Чудо-шашки»
на 2021– 2022 учебный год
Возраст: 6-7 лет. Срок реализации : 1 год Автор: Узеирова Надие Зениевна, педагог дополнительного образования |
пгт. Советский
2021г.
Пояснительная записка
Направленность дополнительной образовательной программы.
По содержанию программа является физкультурно-спортивной, по функциональному назначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.
Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с дошкольниками взрослым не хватает времени. На первое место выходят компьютерные игры, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения.
Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, сложно переоценить. Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий. Ребёнку нужно думать над ходами, оценивать ситуацию на доске. В игре развивается психомоторика (дошкольники трогают, переставляют, бьют шашки противника), внимание, сосредоточенность, что так важно для последующего обучения в школе.
Педагогическая целесообразность программы обусловлена применением методики обучения игре на основе игровой мотивации детей. Занятия строятся на основе сюрпризных моментов, сказок, загадок, обучающих детей игре. Игра позволяет осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые нужно соблюдать.
В игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Игра закладывает характер ребенка: учит не злорадствовать при выигрыше, а проигрывая, не отчаиваться. Учит быть хладнокровным, спокойным при любой напряженной обстановке за шашечной партией, с юмором относиться к проигрышу.
Работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, находить лучшие ходы в игровых моментах, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля». Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. В процессе занятий шашками дошкольники получают комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. Шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов. Программа предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны дошкольникам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.
Цель программы.
Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников, развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста при обучении игре в шашки.
Задачи программы:
Обучающие:
-обучение основам шашечной игры;
-обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.
Воспитательные:
-воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
-воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
-выработка у детей умения применять полученные знания на практике.
Развивающие:
-развитие стремления детей к самостоятельности, расширение кругозора;
-развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и ассоциативное мышление, аналитическое мышление;
-развитие способности к самооценке и самоконтролю.
Отличительные особенности программы.
Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля». Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход. Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска, шашечная литература для педагога, ИКТ, дидактические игры.
Возраст детей.
Программа рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет.
Срок реализации программы.
Срок реализации составляет 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю. Учебная нагрузка согласована с гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке на детей подготовительной группы - длительность занятий до 30 минут.
Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный.
- На подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.
- На втором основном этапе - воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и принимают участие в турнирах.
- На заключительном этапе – воспитанники закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.
Формы и режим занятий.
Программа рассчитана на познавательный материал в объеме 36 часов в год - 1 занятие в неделю длительностью 30 минут. Занятия проводятся в группах во второй половине дня.
Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.
Ожидаемые результаты.
По окончании обучения дети должны знать:
- шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.
- правила игры – выявляется путем опроса и игры с учителем.
- стадии игры - выявляется путем опроса и игры с учителем.
- Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.
К концу учебного года ребенок должен уметь:
- ориентироваться на шашечной доске,
- правильно помещать доску между партнерами,
- правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
- применять на практике правила игры,
- следить за ходами противника, поправлять,
- решать простейшие комбинации,
- расставлять позиции с заданными условиями,
- рассчитывать соотношение сил.
Формы подведения итогов.
С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности воспитанников для определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы.
Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические задания: опросы, решения шашечных комбинаций, игра с педагогом, беседы.
Итоговый контроль выявляет, насколько воспитанники усвоили учебную программу, при их участии в шашечном турнире, игре с педагогом, и решении комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приемов, изученных в течение года.
Учебно-тематический план
№ п/п | Название раздела, темы | Количество часов | Формы аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1. | Введение. История развития шашек. | 2 | 2 | ||
2. | Шашечная терминология. Начало партий. | 5 | 2 | 3 | Мониторинг уровня умений воспитанников. |
3. | Основы шашечной игры. | 5 | 1 | 4 | |
4. | Основные приёмы борьбы на шашечной доске. | 11 | 4 | 7 | Диагностика сформированности умений детей. |
5. | Шашечная комбинация. | 4 | 1 | 3 | Решение шашечных задач. |
6. | Окончание. Особенности хода дамки. | 3 | 1 | 2 | Итоговая диагностика сформированности умения старших дошкольников играть в шашки |
7. | Тренировочные и соревновательные турниры. Игровая практика. | 6 | 6 | Соревновательные турниры. | |
ИТОГО: | 36 | 11 | 25 |
Содержание учебно-тематического плана.
1. Введение. История развития шашек.
Правила игры. Нотация. Турнирная дисциплина. Правила: «тронул - ходи», «бить - обязательно». Основные положения шашечного кодекса. Разрядные нормы.
Возникновение шашечных игр. Появление шашек на Руси. Упоминание их в былинах и других литературных памятниках. Шашки в культурной жизни России.
2. Шашечная терминология. Начало партий.
Использование шашечной терминологии в игре. Основные стадии партии: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль).
Значение начала (дебют) в русских шашках.
3. Основы шашечной игры.
Преимущество центральных шашек перед бортовыми. Изолированные шашки. Фланги. Недопустимость заметного ослабления одного из них.
Как выиграть шашку, пройти в дамки. Короткие партии.
4. Основные приёмы борьбы на шашечной доске.
Значение ударных колонн. Шашки первого ряда, их связь с укреплением и ослаблением позиций. Порядок введение шашек в игру. «Золотая» шашка.
Оппозиция, связка. Зажим. Жертва, угроза, запирание, окружение. Центр.
5. Шашечная комбинация.
Определение комбинации. Простейшие элементы комбинации: устранение «мешающих» шашек и «доставка» недостающих, подрыв слабых полей. Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма.
6.Окончание Особенности хода дамки.
Нормальные окончания. Особенности хода дамки. Три дамки против одной. Треугольник Петрова. Борьба простых. Понятия: цепочка, столбняк, переплёт, западня, застава, 4 дамки против 2-х дамок. Упражнения на выполнение ходов дамкой.
7. Тренировочные и соревновательные турниры. Игровая практика.
Соревнования различного уровня. Анализ и самоанализ шашечных партий.
Разбор типовых позиций.
Формы аттестации и оценочные материалы.
Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки.
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки.
Методика проведения диагностики:
Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.
Диагностическая карта сформированности умения старших дошкольников играть в шашки.
Фамилия, имя ребенка | Расставляет шашки на поле | Начало игры | Ход шашек | Бой шашек соперника | Решение диаграмм | Дамка | Доводит игру до конца |
Пояснения к пунктам таблицы:
1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.
4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.
5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.
6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.
Критерии оценки результатов:
Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;
Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;
Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.
Организационно-педагогические условия реализации программы
Материально-техническая база
- Наборы шашек и шашечных досок.
- Демонстрационная магнитная доска
- Шашки-магниты.
- Шашечная литература.
- Карточки с шашечными задачами.
- Дидактические игры.
Литература.
- Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
- Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
- Тимофеев А.А.Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет», - 2006г.
- Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
- Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
- Internet ресурсы, сайты.
ПРИЛОЖЕНИЯ
Календарно-тематическое планирование
шашечного кружка «Чудо-шашки»
№ | Тема | Дата | |
План | Факт | ||
1-2. | Введение. История развития шашек. Шашечная доска. Русская шашечная школа | ||
3-4. | Правила шашечной игры. Начало партий: «Городская партия», «Обратная городская партия» | ||
5. | Шашечная терминология. Использование в игре шашечной терминологии. | ||
6-8. | Ловушки в начале партии. | ||
9. | Основы шашечной игры: как выиграть шашку | ||
10. | Основы шашечной игры: как пройти в дамки | ||
11. | Основы шашечной игры: короткие партии | ||
12-13. | Практическое закрепление материала Игровая практика. | ||
14. | Основные приёмы борьбы на шашечной доске | ||
15. | Основные приёмы борьбы на шашечной доске: оппозиция | ||
16. | Основные приёмы борьбы на шашечной доске: связка | ||
17. | Основные приёмы борьбы на шашечной доске: зажим | ||
18. | Основные приёмы борьбы на шашечной доске: жертва | ||
19. | Основные приёмы борьбы на шашечной доске: угроза | ||
20. | Основные приёмы борьбы на шашечной доске: окружение | ||
21. | Основные приёмы борьбы на шашечной доске: запирание | ||
22. | Основные приёмы борьбы на шашечной доске: центр | ||
22-23. | Игровая практика Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов. | ||
24-25. | Шашечная комбинация Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. | ||
26-27. | Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма. Как изучать технику проведения комбинаций. | ||
28. | Окончание. Нормальные окончания. | ||
29. | Окончание. Три дамки против дамки с простой | ||
30. | Особенности хода дамки Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения. | ||
31-34. | Практическое закрепление материала Игровая практика | ||
35-36. | Тренировочные и соревновательные турниры |
Дидактические игры, адаптированные к кружку
- Игра «Собери пазлы». Дети должны собрать произвольно разрезанную шахматную доску.
- Игра «Пятый лишний». На карточках шахматные фигуры, пешки, фишки и т.д. Найти лишнюю фигуру.
- Игра «Учимся считать». На шашечной таблице, (на белых клетках нарисованы числа по шашечным фишкам, а на черных клетках надо положить цифры, которые соответствуют числу фишек. Вариант: дать команду на пространственную ориентировку.
- Игра «Смотрите внимательно». На произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно. Дать посмотреть внимательно, а затем на своих карточках дети должны расставить фишки по памяти.
- Игра «Зеркало». Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении.
- Игра «Правильно-неправильно». На доске распложены фигуры в исходной позиции. Какие занимают свой «домик», а какие «заблудились»?
Анкета для родителей.
«Шашки в вашей семье»
В детском саду ведет работу кружок «Чудо – шашки», где дети имеют возможность научиться игре в русские шашки.
Данная анкета проводится с целью сбора информации о заинтересованности к игре в семье и выявления потенциальных участников кружка.
Фамилия и имя ребенка ………………………………………………………………
ФИО родителя или законного представителя ребенка………………………………………………………………………….
Умеете ли Вы играть в русские шашки? Если нет, хотели бы Вы научиться? ..........................................................................................................................................
Кто в Вашей семье из взрослых играет в шашки? ....................................................................................................................................
Умеет ли играть Ваш ребенок? ……………………………………………………….
Если нет, то хотели бы Вы научить его? ……………………………………………..
Есть ли у Вас дома шашечный набор? ………………………………………………..
По – Вашему мнению, какую роль имеют шашки в жизни? ……………………………………………………………………………………….
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПРОГРАММА КРУЖКА «ЧУДО ШАШКИ»
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка в детском саду «Улыбка» и предусматривает продолжение изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях.В ...
Рабочая программа кружка "Чудо-шашки" для детей старшего дошкольного возраста.
Программа по изучению основ игры в шашки для детей 5-6 лет на учебный год....
рабочая программа кружка "Чудо шашки"
рабочая программа кружка для детей подготовительной группы...
Сценарий шашечного турнира для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-шашки!»
Хотите узнать что-то интересное из мира шашек? Загляните в наш сценарий! Здесь Вы найдёте, и правила игры, и историю, и даже, почему игра так называется......
Сценарий шашечного турнира для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-шашки!»
Цель: создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, н...
Дополнительная общеразвивающая образовательная программа шашечного кружка «Чудо-шашки»
Направленность дополнительной образовательной программы.По содержанию программа является физкультурно-спортивной, по функциональному назначению – учебно-познавательной, по форме организации &nda...