Дополнительная общеразвивающая образовательная программа шашечного кружка «Чудо-шашки»
рабочая программа (подготовительная группа)

Узеирова Надие Зениевна

Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл novaya_chudo-shashki.docx43.34 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОВЕТСКИЙ ДЕТСКИЙ САД №2 «БЕРЕЗКА»

СОВЕТСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

СОГЛАСОВАНО:

Старший воспитатель

_______________ Т.М. Пронина

«____» _______________ 2021 г.

УТВЕРЖДЕНО:

Заведующий МБДОУ №2 «Березка»

_______________ А.П. Комиссарова

Приказ №___ «__» ________ 2021 г.

Принято:

На заседании педагогического совета

Протокол №___  «___»________2021г.

Дополнительная общеразвивающая

образовательная  программа

шашечного кружка «Чудо-шашки»

на 2021– 2022 учебный год

                                                                                         

Возраст: 6-7 лет.

Срок реализации : 1 год

Автор: Узеирова Надие Зениевна,  

 педагог дополнительного образования

пгт. Советский

2021г.

Пояснительная записка

 

Направленность дополнительной образовательной программы.

По содержанию программа является физкультурно-спортивной, по функциональному назначению – учебно-познавательной, по форме организации – кружковой.

Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы.

         Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с дошкольниками взрослым не хватает времени. На первое место выходят компьютерные игры, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого  общения.

         Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, сложно переоценить. Мирная шашечная борьба – это состязание в выдержке, логичности мышления, а также умении предвидеть развитие событий.  Ребёнку нужно думать над ходами, оценивать ситуацию на доске. В игре развивается психомоторика (дошкольники трогают, переставляют, бьют шашки противника), внимание, сосредоточенность, что так важно для последующего обучения в школе.

         Педагогическая целесообразность программы обусловлена применением методики обучения игре на основе игровой мотивации детей. Занятия строятся на основе сюрпризных моментов, сказок, загадок, обучающих детей игре. Игра позволяет осознать, что и в реальной жизни есть определенные правила, которые нужно соблюдать.

         В игре происходит сплочение детского коллектива и эмоциональное сближение членов семьи. Игра закладывает характер ребенка: учит не злорадствовать при выигрыше, а проигрывая, не отчаиваться. Учит быть хладнокровным, спокойным при любой напряженной обстановке за шашечной партией, с юмором относиться к проигрышу.

        Работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что положительно влияет на развитие общения, так как возникает необходимость самостоятельно распределять между собой работу, обсуждать композицию, находить лучшие ходы в игровых моментах, проявлять взаимопомощь для достижения положительного результата.

Отличительные особенности программы.

Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».                                                                        Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.                                В процессе занятий шашками дошкольники получают комплекс полезных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и жизни. Занятия шашками развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. Шашисты овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.                                Программа предусматривает также знакомство с многовековой историей шашек, которая содержит интересные факты, и с организацией шашечного движения в нашей стране. Эти сведения нужны дошкольникам не только для того, чтобы повысить их общую культуру, но и для понимания мировых достижений отечественной шашечной школы.

Цель программы.

          Раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников, развитие  интеллектуальных  способностей  детей  дошкольного возраста  при  обучении  игре  в  шашки.  

Задачи программы:

Обучающие:

-обучение основам шашечной игры;

-обучение простым комбинациям, теории и практике шашечной игры.

Воспитательные:

-воспитание отношение к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

-воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;

-выработка у детей умения применять полученные знания на практике.

Развивающие:

-развитие стремления детей к самостоятельности, расширение кругозора;

-развитие умственных способностей детей: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и ассоциативное мышление, аналитическое мышление;

-развитие способности к самооценке и самоконтролю.

Отличительные особенности программы.

           Отличительной особенностью данной программы является большой акцент на начальную подготовку детей, в основном старшего дошкольного возраста, начинающих с «нуля».                                                                        Программа занятий по шашкам предусматривает в кратном, описательном и сказочном виде усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.                                Для успешной работы кружка требуется достаточное обеспечение оборудованием: шашки с досками, шахматные часы, демонстрационная доска,  шашечная литература для педагога, ИКТ, дидактические игры.        

Возраст детей.

        Программа  рассчитана на детей старшего дошкольного возраста 6–7 лет.

Срок реализации программы.

          Срок реализации составляет 1 год. Занятия проводятся один раз в неделю. Учебная нагрузка согласована с гигиеническими требованиями к максимальной нагрузке на детей подготовительной группы - длительность занятий до 30 минут.

           Этапы реализации программы на год обучения: подготовительный, основной, заключительный.

- На  подготовительном этапе - воспитанники знакомятся с историей  развития шашек, правилами игры, основными понятиями теории, начинают тренировочные игры.

- На втором основном этапе -  воспитанники изучают основы теории шашечной игры, тактические приемы, основы игры в окончаниях, знакомятся с композицией. Вместе с этим проводят тренировочные игры и  принимают участие в турнирах.

- На заключительном этапе – воспитанники   закрепляют полученные знания, проводятся опросы, проверяются знания и умения, подводятся итоги спортивных выступлений за год.

Формы и режим занятий.

         Программа рассчитана на познавательный материал в объеме 36 часов в год -   1 занятие в неделю  длительностью 30 минут. Занятия проводятся в группах  во второй половине дня.

       Форма занятий – коллективная, подгрупповая и индивидуальная в зависимости от темы занятия.  

Ожидаемые результаты.

 По окончании обучения дети должны знать:

- шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.

- правила игры – выявляется путем опроса и игры с учителем.

- стадии игры - выявляется путем опроса и игры с учителем.

- Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.

К концу учебного года ребенок должен уметь:

- ориентироваться на шашечной доске,

- правильно помещать доску между партнерами,

- правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,

- применять на практике правила игры,

- следить за ходами противника, поправлять,

- решать простейшие комбинации,

- расставлять позиции с заданными условиями,

- рассчитывать соотношение сил.

Формы подведения итогов.

        С помощью собеседований, опроса на первых занятиях выявляется уровень подготовленности воспитанников для определения готовности к восприятию материала, новой темы, на первых занятиях восполняются выявленные пробелы.

        Для проверки усвоения материала по теме проводятся диагностические задания: опросы, решения шашечных комбинаций, игра с педагогом, беседы.

        Итоговый контроль выявляет, насколько воспитанники усвоили учебную программу, при их участии в шашечном турнире, игре с педагогом, и решении комбинаций, сочетающих в себе элементы тактических приемов, изученных в течение года.

Учебно-тематический план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

Всего

Теория

Практика

1.

Введение. История развития шашек.

2

2

2.

Шашечная терминология. Начало партий.

5

2

3

Мониторинг уровня умений воспитанников.

3.

Основы шашечной игры.

5

1

4

4.

Основные приёмы борьбы на шашечной доске.

11

4

7

Диагностика сформированности умений детей.

5.

Шашечная комбинация.

4

1

3

Решение шашечных задач.

6.

Окончание. Особенности хода дамки.

3

1

2

Итоговая диагностика сформированности умения старших дошкольников играть в шашки

7.

Тренировочные и соревновательные турниры. Игровая практика.

6

6

Соревновательные турниры.

ИТОГО:

36

11

25

Содержание учебно-тематического плана.

1. Введение. История развития шашек.

   Правила игры. Нотация. Турнирная дисциплина. Правила: «тронул - ходи», «бить - обязательно». Основные положения шашечного кодекса. Разрядные нормы.

   Возникновение шашечных игр. Появление шашек на Руси. Упоминание их в былинах и других литературных памятниках. Шашки в культурной жизни России.

2. Шашечная терминология. Начало партий.

     Использование шашечной терминологии в игре. Основные стадии партии: начало (дебют), середина (миттельшпиль), окончание (эндшпиль).

    Значение начала (дебют) в русских шашках.

 3. Основы шашечной игры.

     Преимущество центральных шашек перед бортовыми. Изолированные шашки. Фланги. Недопустимость заметного ослабления одного из них.

Как выиграть шашку, пройти в дамки. Короткие партии.

4. Основные приёмы борьбы на шашечной доске.

    Значение ударных колонн. Шашки первого ряда, их связь с укреплением и ослаблением позиций. Порядок введение шашек в игру. «Золотая» шашка.

    Оппозиция, связка. Зажим. Жертва, угроза, запирание, окружение. Центр.

5. Шашечная комбинация.

    Определение комбинации. Простейшие элементы комбинации: устранение «мешающих» шашек и «доставка» недостающих, подрыв слабых полей. Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма.  

 6.Окончание Особенности хода дамки.

     Нормальные окончания. Особенности хода дамки. Три дамки против одной. Треугольник Петрова. Борьба простых. Понятия: цепочка, столбняк, переплёт, западня, застава, 4 дамки против 2-х дамок. Упражнения на выполнение ходов дамкой.

7. Тренировочные и соревновательные турниры. Игровая практика.   

      Соревнования различного уровня. Анализ и самоанализ шашечных партий.

Разбор типовых позиций.

 

Формы аттестации и оценочные материалы.

Мониторинг уровня умений дошкольников играть в шашки.

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки.

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умения детей играть в шашки предусматривает  наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками, а также беседы с родителями о том, как дошкольник играет в шашки дома.

Диагностическая карта сформированности умения старших дошкольников играть в шашки.

Фамилия,

имя ребенка

Расставляет шашки на поле

Начало игры

Ход шашек

Бой шашек соперника

Решение диаграмм

Дамка

Доводит игру до конца

        Пояснения к пунктам таблицы:

1. Ребенку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.

2. Кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?

3. Педагог предлагает ребенку начать игру, наблюдая за тем, как он делает ходы.

4. В игре педагог создает ситуацию, при которой ребенок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и несколько.

5. Педагог предлагает разыграть диаграммы в соответствии с определенным условием.

6. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.

7. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.

8. Если ребенок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счете битых у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

Высокий уровень – ребенок самостоятельно и правильно справился с заданием;

Средний уровень – для правильного выполнения задания ребенку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказка педагога;

Низкий уровень – ребенок не выполнил задание даже после подсказки педагога.    

Организационно-педагогические условия реализации программы

Материально-техническая база

  • Наборы шашек и шашечных досок.
  • Демонстрационная магнитная доска
  • Шашки-магниты.
  • Шашечная литература.
  • Карточки с шашечными задачами.
  • Дидактические игры.     

Литература.

  1. Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
  2. Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
  3. Тимофеев А.А.Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет», - 2006г.
  4. Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
  5. Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
  6. Internet  ресурсы, сайты.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Календарно-тематическое планирование

шашечного кружка «Чудо-шашки»

Тема

Дата

 План

Факт

1-2.

Введение. История развития шашек. Шашечная доска. Русская шашечная школа

3-4.

Правила шашечной игры. Начало партий: «Городская партия», «Обратная городская партия»

5.

Шашечная терминология. Использование в игре шашечной терминологии.

6-8.

Ловушки в начале партии.

9.

Основы шашечной игры: как выиграть шашку

10.

Основы шашечной игры: как пройти в дамки

11.

Основы шашечной игры: короткие партии

12-13.

Практическое закрепление материала

Игровая практика.

14.

Основные приёмы борьбы на шашечной доске

15.

Основные приёмы борьбы на шашечной доске: оппозиция

16.

Основные приёмы борьбы на шашечной доске: связка

17.

Основные приёмы борьбы на шашечной доске: зажим

18.

Основные приёмы борьбы на шашечной доске: жертва

19.

Основные приёмы борьбы на шашечной доске: угроза

20.

Основные приёмы борьбы на шашечной доске: окружение

21.

Основные приёмы борьбы на шашечной доске: запирание

22.

Основные приёмы борьбы на шашечной доске: центр

22-23.

Игровая практика

Прикосновение к шашке, выигрыш, ничья. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов.

24-25.

Шашечная комбинация

Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации.

26-27.

Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма.

Как изучать технику проведения комбинаций.

28.

Окончание. Нормальные окончания.

29.

Окончание. Три дамки против дамки с простой

30.

Особенности хода дамки

Упражнения на выполнение ходов «дамкой». Тренировочные упражнения.

31-34.

Практическое закрепление материала

Игровая практика

35-36.

Тренировочные и соревновательные турниры

Дидактические игры, адаптированные к кружку

  • Игра «Собери пазлы». Дети должны собрать произвольно разрезанную шахматную доску.
  • Игра «Пятый лишний». На карточках шахматные фигуры, пешки, фишки и т.д. Найти лишнюю фигуру.
  • Игра «Учимся считать». На шашечной таблице, (на белых клетках нарисованы числа по шашечным фишкам, а на черных клетках надо положить цифры, которые соответствуют числу фишек. Вариант: дать команду на пространственную ориентировку.
  •  Игра «Смотрите внимательно». На произвольном отрывке шашечной доски расположить фишки произвольно. Дать посмотреть внимательно, а затем на своих карточках дети должны расставить фишки по памяти.
  •  Игра «Зеркало». Дети должны выложить фишки в зеркальном отображении.
  •  Игра «Правильно-неправильно». На доске распложены фигуры в исходной позиции. Какие занимают свой «домик», а какие «заблудились»?

Анкета для родителей.

«Шашки в вашей семье»

В детском саду ведет работу кружок «Чудо – шашки», где дети имеют возможность научиться игре в русские шашки.

Данная анкета проводится с целью сбора информации о заинтересованности к игре в семье и выявления потенциальных участников кружка.

Фамилия и имя ребенка ………………………………………………………………

ФИО родителя или законного представителя ребенка………………………………………………………………………….

Умеете ли Вы играть в русские шашки? Если нет, хотели бы Вы научиться? ..........................................................................................................................................

Кто в Вашей семье из взрослых играет в шашки? ....................................................................................................................................

Умеет ли играть Ваш ребенок? ……………………………………………………….

Если нет, то хотели бы Вы научить его? ……………………………………………..

Есть ли у Вас дома шашечный набор? ………………………………………………..

По – Вашему мнению, какую роль имеют шашки в жизни? ……………………………………………………………………………………….

                                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА КРУЖКА «ЧУДО ШАШКИ»

Настоящая программа предназначена для шашечного кружка в детском  саду  «Улыбка» и предусматривает продолжение изучение детьми материала по теории и истории шашек, участие в соревнованиях.В ...

Рабочая программа кружка "Чудо-шашки" для детей старшего дошкольного возраста.

Программа по изучению основ игры в шашки для детей 5-6 лет на учебный год....

рабочая программа кружка "Чудо шашки"

рабочая программа кружка для детей подготовительной группы...

Сценарий шашечного турнира для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-шашки!»

Хотите узнать что-то интересное из мира шашек? Загляните в наш сценарий! Здесь Вы найдёте, и правила игры, и историю, и даже, почему игра так называется......

Сценарий шашечного турнира для детей старшего дошкольного возраста «Чудо-шашки!»

Цель: создание условий для интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста.Задачи:Активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, н...

Дополнительная общеразвивающая образовательная программа шашечного кружка «Чудо-шашки»

Направленность дополнительной образовательной программы.По содержанию программа является физкультурно-спортивной, по функциональному назначению – учебно-познавательной, по форме организации &nda...