Картотека игр по обучению грамоте в средней группе
картотека по обучению грамоте (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Д/ИГРА «ЗВУКОВОЕ ЛОТО» Цель: Учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов. Ход: Детям раздаются карты лото с картинками и маленькие пустые карточки. Ведущий называет звук и спрашивает у игроков: «У кого есть слово со звуком ...? Не обязательно, чтобы этот звук был в начале слова, он может стоять и в конце, и в середине». Дети отвечают и закрывают картинку с правильно найденным звуком карточкой. | Д/ИГРА «ЗАКОНЧИ СЛОВО» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за). |
Д/ИГРА «УГАДАЙ СЛОВО» Цель: Развивать умение детей делить слова на слоги. Ход: Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получаетфишку. | Д/ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКОВ» 1 вариант Цель: Развивать фонематический слух. Ход: Ведущий отбирает 3 таблички с буквами, которыевставляет в прорези вагонов, и 9 картинок с изображениямиживотных, объясняя детям: «Прибыл поезд для зверей иптиц. В нем 3 вагонаКаждое животное может ехать тольков определенном вагоне. В первом вагоне поедут животные, в названии которых есть звук [т] и т. д. Задания можно менять. |
Д/ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКОВ» 3 вариант Цель: Продолжать учить детей делить слова на слоги. Ход:В прорези вагонов вставляются таблички с одним,двумя, тремя прямоугольниками. В первом вагоне должныехать животные, названия которых состоят из одного слога,во втором вагоне животные, названия которых состоят издвух слогов и т. д. | Д/ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКОВ» 2 вариант Цель: Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова, развивать фонематический слух. Ход: Ведущий вставляет в прорези в вагонах таблички скружками (3, 4, 5). Раздает детям картинки и предлагаетотобрать пассажиров, ориентируясь на количество звуков вслове. Дети по очереди отчетливо называют животное,выделяя каждый звук, считают звуки и кладут картинку наокно соответствующего вагона. |
/ИГРА «ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ ЗВУКОВ» 4 вариант Цель: Развивать фонематический слух детей, учить определять позицию заданного звука в словах. Ход: Ведущий вставляет в прорези вагонов таблички сбуквами «К» в начале, середине и в конце слова и самраскладывает по одной картинке в каждый вагон,проговаривая слово с одновременным движением пальчикапо табличке вагона, выделяя нужный звук в начале, серединеили конце слова. Дети рассаживают в вагоны зверей и птиц по образцу ведущего. | Д/ИГРА «КТО? ЧТО?» Цель:систематизировать знания о живых и неживых объектах природы, упражнять в постановке вопросов к словам, обозначающим предметы. Ход:Воспитатель показывает детям картинки с изображением объектов природы (бабочка, берёза, камень и т. п.). Дети ставят к ним вопросы: если объект живой, спрашивают «Кто это?», а если объект неживой – «Что это?» за правильный ответ – фишка. |
Д/ИГРА «СЛОВО ИЛИ ЗВУК» Цель:систематизировать знания о понятиях «слово, звук». Ход:Воспитатель произносит – «дерево, м, небо…» Дети должны подумать, что произнесено: если звук – промолчать, если слово – хлопнуть в ладоши. Выигрывает тот, кто не допустил ошибок. | Д/ИГРА «СКОЛЬКО СЛОВ УСЛЫШАЛ?» Цель:развивать слуховое восприятие, память. Ход:Воспитатель или ведущий произносит по порядку слова. Дети должны определить количество слов и по возможности повторить, сколько запомнили. |
Д/ИГРА «ОТГАДАЙ СЛОВО» Цель: формировать умение обозначать словом предмет по описанию. Ход:Воспитатель загадывает слово. Например: человек, который что-то сторожит. Дети отгадывают – сторож. За правильный ответ – фишка. | Д/ИГРА «МАГНИТОФОН» Цель:закрепить представления о звучащем слове. Ход:Дети под руководством воспитателя рассматривают магнитофон, рассуждают о его назначении. Воспитатель говорит каждому на ухо слово, а дети по очереди произносят слова громко, слово записывается на магнитофон. Дети прослушивают запись. |
Д/ИГРА «НАЗОВИ ДЕЙСТВИЕ» Цель: формировать представления о словах – действиях. Ход:Ребёнок выполняет действия по заданию воспитателя (рисуй, хлопай) и называет их. Воспитатель говорит, что это слова, обозначающие действия и спрашивает «Что ещё можно делать?». Дети называют слова – действия. За правильный ответ – фишка. | Д/ИГРА «ПОДБЕРИ ПАРУ» Цель: упражнять в умении подбирать к слову, обозначающему действие, пару, слово, обозначающее что действие закончено (читает – читал). Ход: Играть можно с мячом. |
Д/ИГРА «КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?» Цель: формировать представления о словах, обозначающих признаки предмета. Ход:Воспитатель показывает картинку (например помидор, шапка, стол ведро и т. д., а дети отвечают на вопрос «Какой помидор?». | Д/ИГРА «ОДНО СЛОВО – МНОГО ПРЕДМЕТОВ» Цель: формировать представления о многозначности слов. Ход:Воспитатель показывает предмет (авторучка) и спрашивает «Что это?», берёт куколку за ручку – Что это? (ручка). У двери что? (ручка). У каких предметов ещё есть ручка? (чемодан, сумка). Итог: предметов много, а слово одно. Аналогичная работа проводится со словами: лисички, коса, плитка. |
Д/ИГРА «ПОДБЕРИ ПОХОЖЕЕ СЛОВО» Цель:упражнять в подборе созвучных слов, рифм. Ход:Воспитатель предлагает послушать слова «Кошка – ложка – ножка». Чем похожи слова? Говорит детям «Вы превратитесь сейчас в поэтов и подберёте созвучное слово – рифму к заданному слову (книжки, ушки, птички, ёжики и т. п.). | Д/ИГРА «СЛОВА – РОДСТВЕННИКИ» Цель: формировать представления о родственных словах. Ход:Воспитатель предлагает детям рассмотреть сюжетную картинку о зиме (весне, лете и т. д.). Вопросы к детям: Как можно назвать зиму? Как назвать день зимой? Как назвать птиц, которые остаются с нами зимой? Что такое «зимовье»? мы назвали зимние слова. Какие? Дети повторяют зимние слова. В них мы слышим общую часть «зим». Это всё слова – родственники, потому что все они похожи на слово «зима». Дети подбирают слова – «родственники» к словам – чай, гриб, море, лес, вода, лист и т. п. |
Д/ИГРА «УГАДАЙ ЗВУК» Цель:формировать понятие «звук». Ход:Дети с закрытыми глазами угадывают что звучит (стук карандаша по столу, журчание воды в стакане и т. п.). Воспитатель спрашивает «Что вы услышали? Как догадались?». | Д/ИГРА «НАЗОВИ ЗВУК ИЛИ СЛОВО» Цель: закрепить понятия «звук», «слово». Ход:Воспитатель даёт ребёнку задание: назови любой звук, назови слово, 2 слова, 3 любых звука и т. п. |
Д/ИГРА «ПРИДУМАЙ ПРЕДЛОЖЕНИЕ» Цель:закрепить понятия «слово» и «предложение», упражнять в умении расширять предложением. Ход: Дети составляют предложения по сюжетной картинке и схеме. Воспитатель задаёт вопросы: Сколько слов в предложении? Какое первое слово? Второе? и т. д. | Д/ИГРА «ГДЕ СПРЯТАЛИСЬ ЗВЕРУШКИ?» Цель: формировать навыки звукового анализа. Ход: Воспитатель рассказывает «Звери решили пошутить. Они спрятались за картинками (они стоят на доске). Отгадайте, за какими? Название животного и название картинки начинается с одного звука (заяц – зонт, кубики – кабан, бобр – барабан и т. п.). |
Д/ИГРА «ПОДБЕРИ СЛОВО ПО СМЫСЛУ» Цель:упражнять в подборе слов в предложении по смыслу, подсчёте количества слов в предложении. Ход:Воспитатель начинает предложение, дети подбирают слово по смыслу: «Мы строим новый… (дом)» и т. д. | Д/ИГРА «ЧЕМОДАН» Цель:упражнять в подборе слов с заданным звуком, классифицировать предметы. Ход:У воспитателя чемодан. Он говорит, что отправляется в путешествие и возьмёт с собой вещи, в названии которых есть звук … Дети помогают «собирать»чемодан. Темы слов могут быть разными (например: одежда, обувь, бытовая техника и т. д.). |
Д/ИГРА «ЦЕПОЧКА СЛОВ» Цель:упражнять в подборе слов, начинающихся на заданный звук. Ход: Воспитатель предлагает собрать бусы из слов (с опорой на картинки) – расположить картинки так, чтобы последний звук в слове был первым звуком в следующем слове. Получатся бусы (например: шар – рак –кот – танк – кукла – аист – тигр). | Д/ИГРА «ФОКУСНИКИ» Цель:упражнять детей в преобразовании слов. Ход: Воспитатель предлагает детям стать фокусниками. «Мы будем превращать одно слово в другое. Для этого надо из этого слова убрать один звук и назвать новое слово (уточка – точка, беда – еда и т. д.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарный тематический план коррекционной непосредственной образовательной (проектной) деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в средней группе для детей с ТНР на 2020- 2021 учебный год I период обучения (сентябр
Разработала календарный план по фыормированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте на первый период( сентябрь-ноябрь) с указанием програмного содержания занятия и указанием использования ...
Календарный тематический план коррекционной непосредственной образовательной (проектной) деятельности по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте в средней группе для детей с ТНР на 2020- 2021 учебный год 2 период обучения (декабрь
Для обеспечения речевого и личностного развития детей с ТНР составляется календарно-тематический план по формированию звукопроизношения и подготовке к обучению грамоте. Подбор тем определяется сезонно...
Картотека игр по обучению грамоте в старшей группе
Задачи при обучении грамоте детей:Развивать слуховое восприятие, фонематический слух, отрабатывать четкость артикуляции, умение проводить анализ слова и предложения....

Картотека игр по обучению грамоте в подготовительной группе
Картотека игр по обучению грамоте ,для детей подготовительной к школе группы...

Конспект занятия по обучению грамоте в средней группе «Урок грамоты в лесной школе»
Образовательные задачи: закрепить знание гласных и согласных звуков, умение их дифференцировать на твердые и мягкие согласные, упражнять в звуковом анализе слов; делении слов на слоги; закрепление пре...

Картотека игр по обучению грамоте в старшей группе.
закреплять знания детей о звуковой характеристике букв; учить внимательно слушать утверждения и самостоятельно делать вывод, аргументируя свой выбор; развивать мыслительные операции, речь....