Картотека игр по обучению грамоте в подготовительной группе.
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Картотека игр по обучению грамоте в подготовительной группе.
1. Дидактическая игра «Назови игрушку» Развитие представлений о многообразии слов. Знакомство с термином «слово». Воспитатель предлагает детям назвать предметы и игрушки, выставленные на столе. Дети поочередно подходят к столу, называют игрушку, берут ее и садятся на место. Воспитатель предлагает поменяться игрушками и назвать их.
Оборудование: предметы и игрушки.
2. Дидактическая игра «Назови вкусные слова» Развитие представлений о слове. Дети называют продукты питания. За каждое правильно названное слово ребенок получает призовую фишку.
Оборудование: фишки-призы.
3. Дидактическая игра «Похлопаем» Развитие умения измерять протяженность слов хлопками. Дети называют слово. Определяют протяженность хлопками.
4. Дидактическая игра «Звуковые часы» Развитие умения определять количество слогов в словах. Дети называют слово. Слоги обозначают фишками.
Оборудование: пособие «Звуковые часы», фишки серого цвета.
5. Дидактическая игра «Назови слова» Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. 1 вариант. Дети называют слова, начинающиеся с заданного звука. За правильный ответ-фишка. В конце игры определяется победитель.
2 вариант. Детям предлагается отобрать картинки в названии которых имеется заданный звук.
6. Дидактическая игра «Живые звуки» Освоение звукового анализа слов Выбираются три ребенка, каждый из которых будет обозначать один из звуков (например слово «дом»).Воспитатель предлагает им выполнить различные задания, например: «Звук д, назови свою пару (дь).Звук о спой свою песенку. Звук м хлопни в ладоши.
7. Дидактическая игра «Строим новые дома» Учить проводить звуковой анализ слов. Детям последовательно выделяют первый, второй, третий звуки в слове и выкладывают фишки серого цвета на схемы домика. Оборудование: домик с предметной картинкой, фишки серого цвета
8. Дидактическая игра «Телеграф» Развитие умения определять количество слогов в словах и составлять запись слогов с помощью квадратов. Воспитатель произносит одно-, двух-, трех-, четырехсложные слова, а дети «передают по телеграфу», отхлопывая количество слогов. Затем дети выкладывают схему с помощью квадратов.
Оборудование: квадраты белого цвета 2х2
9. Дидактическая игра "Улови звук" Учить детей выделять заданный звук в разных словах, развивать фонематический слух.
Игра способствует развитию внимания, мышления, памяти и речи. К детям в гости приходит собачка по кличке "Снайда". Воспитатель: Снайде очень нравится слова в которых есть звук "С". Двайте поможем Снайде разобраться, в каких словах есть этот звук. Нужно быть очень внимательными. Снайда будет произносить разные слова, если вы услышите слово со звуком "С", то хлопайте в ладоши. Собачка произносит слова: слива, мандарин, стол, конфета, карусель, помидор, стул, теремок, снег, панама, сумка, гном, сено, окно, нос, мама, весна, матрешка, стадо, папа, песок, шапка, ослик, петух, снеговик, тарелка, горка, клбаса, кепка, подушка, слон. Когда дети улавливают звук правильно, собачка начинает гавкать в знак положительного ответа. Молодцы ребята, а сколько слов со звуком "С" вы запомнили? Давайте все вместе вспомним эти слова и повторим их, чтобы запомнить. Собачка говорит спасибо за помощь и прощает с детьми, обещая прийти к ним еще поиграть. Оборудование: игрушка собачка.
10 Дидактическая игра «Назови пару» Различение твердых и мягких согласных звуков. Дети встают в круг. Воспитатель называет твердый звук и бросает ребенку мяч, ребенок произносит мягкий звук и возвращает мяч. Затем педагог называет мягкий звук, а ребенок – твердый.
Оборудование: мяч.
11 Дидактическая игра «Волшебные звуки» Различение гласных звуков. Обозначение их на схеме красным квадратом. Воспитатель предлагает картины-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит и предлагает детям найти в каждом слове «волшебные» звуки, которые можно громко крикнуть, потянуть и пропеть. Дети обозначают гласные звуки красным квадратом.
Оборудование: картины-схемы слов мак, дом, дым, лук, лес, кит; квадраты красного цвета.
12 Дидактическая игра «Собери мамину сумку» Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Воспитатель предлагает детям собрать в мамину сумку продукты, сначала те, в названии которых есть звук к, затем те, в названии которых есть звук кь.
Оборудование: предметные картинки, картинка сумки.
13 Дидактическая игра «Поможем кукле Кате» Развитие фонематических представлений (дифференциация согласных звуков в словах по твердости и мягкости). Обозначение твердых согласных синим цветом, а мягких-зеленым. Детям предлагается собрать в синюю корзинку слова в которых первый звук согласный твердый, а в зеленую –согласный мягкий.
Оборудование: предметные картинки, кукла Катя с корзинами синего и зеленого цвета.
14 Дидактическая игра «Подбери картинку» Развитие способностей соотносить слова, состоящие из 3-4 звуков, с заданной схемой. Детям предлагается стрелками соединить картинки и схемы. Оборудование: перфокарты : с левой стороны предметные картинки, с правой – схемы слов, состоящих из 3-4 звуков, карандаши.
15 Дидактическая игра «Кто внимательный?» Различение гласных и согласных звуков (твердые и мягкие) Воспитатель называет гласные и согласные звуки (твердые и мягкие, а дети поднимают соответствующую фишку.
Оборудование: квадраты красного,синего и зеленого цвета.
16 Дидактическая игра «Цепочка слов»
Совершенствование умения подбирать слова с заданным звуком. Воспитатель называет слово рак, а дети придумывают слово, которое начинается с последнего звука слова рак, например, кот и т. д. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку.
Оборудование: фишки-призы.
17 Дидактическая игра «Поищи слова» Закрепление представлений о протяженности слов. Воспитатель предлагает детям в «длинных» словах найти «короткие», например: пе-сок, ры-бак, ку-лак, Бо-рис, пи-рог,клее-щи и т. д.
18 Дидактическая игра «Погрузим продукты в поезд» Развитие способности соотносить слова, состоящие из трех, четырех,, пяти звуков, c заданными схемами. Воспитатель предлагает детям «погрузить» продукты в поезд (соль, мука, сахар; лук, репа, дыня, слива, груша). При этом количество звуков в словах-названиях продуктов должно соответствовать количеству окошек в вагоне.
Оборудование: картинка с изображением поезда с тремя вагонами.
19 Дидактическая игра «Звуковой вагончик» Развитие умений определять, где спрятался звук. Воспитатель показывает картинки, а дети должны определить, в каких словах звук находится в данной позиции. (как на звуковом вагончике)
Оборудование: Карточки- картинки, звуковой вагончик.
20 Дидактическая игра «Рассели жильцов» Определение количества слогов в слове. Ребёнку предлагается четыре домика с разным количеством окон. В домик с одним окном нужно поселить жильца в названии, которого один слог, в домик с двумя окнами – с двумя слогами, в домик с тремя окнами – с тремя слогами, в домик с четырьмя окнами – с четырьмя слогами.
Оборудование: предметные картинки, 4 домика с разным количеством окон.
21 Дидактическая игра "Придумай слово" Закреплять умение подбирать слово по последнему звуку заданного слова, умение выделять последний звук в слове. Дети, перебрасывая мяч, должны называть слова, начинающие на последний звук прозвучавшего предыдущего слова (трава, апельсин, нитки, игрушки и др.).
Оборудование: мяч.
22 Игра-презентация «Где мой дружок?» Продолжать учить детей интонировать и выделять в словах первый звук и находить слова с одинаковыми первыми звуками. Педагог объясняет, что слова, как и дети могут подружиться. Слово ищет себе дружочка по одинаковому первому звуку.
Сначала дети называют слова в первой колонке по порядку (сверху – вниз) : чашка, гусь, жираф, торт; затем слова во второй колонке: гвозди, жук, тапки, часы. Педагог предлагает найти слову «гусь» «дружочка» во второй колонке. Кто нашёл, тот ЛКМ щелкает по картинке. Слово – картинка «гусь» передвигается к слову – картинке «гвозди», слова подружились. Игра продолжается, пока дети не найдут всем словам – картинкам друзей.
25 Игра-презентация «Рассели друзей по домикам» Упражнять в делении слов на слоги.
Воспитатель предлагает расселить друзей по домикам в соответсвии с количеством слогов.
Подготовительнаяя группа
№ п. п название цель Ход игры
1. Дидактическая игра «Строим новые дома» Учить проводить звуковой анализ слов. (слово книга) Детям последовательно выделяют первый, второй, третий звуки в слове и выкладывают фишки серого цвета на схемы домика. Оборудование: домик с предметной картинкой, фишки красного, синего и зеленого цвета
2. Презентация «Играем со словами» Развитие умения определять количество звуков и слогов в словах. Воспитатель предлагает игру-презентацию со словами.
Оборудование: ноутбук
3. Игровая ситуация «Сортировка по звукам» Учить детей различать звуки в слове на слух ; соотносить звук и его символ. (буквы А О У И Ы Э) Ребенок выкладывает из коробки все предметы (картинки) и перемешивает их. Потом поочередно берет предметы произносит их название, выделяя голосом первый звук, и кладет в соответствующую ячейку.
Оборудование. Коробка с отделениями, на каждом из которых обозначена одна из букв. В каждом отделении — по несколько маленьких предметов (предметных картинок, названия которых начинаются на эту букву.
4. Дидактическая игра «Собери буквы»
Закреплять образы гласных букв, развитие мелкой моторики.
Воспитатель предлагает детям назвать и собрать гласные буквы в коробочку с прорезями.
5. Познакомить дошкольников с йотированными гласными буквами Я, Е, Ё, Ю и их графическим профилем; закрепить дифференциацию звуков по твердости-мягкости, звонкости-глухости, гласный-согласный; продолжать тренировать навык звуко-буквенного анализа слов;
6. Дидактическая игра «Назови слова» Развитие способности подбирать слова к трехзвуковой модели. Воспитатель предлагает детям придумать слова по модели: твердый согласный звук, звук у, твердый согласный звук. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. (лук,бук, сук, суд,тут,тук,шут, пух,луг, дул, гул, Нуф-Нуф.)
Оборудование : готовая модель, фишки-призы.
7. Дидактическая игра «Живые слова»
Графическая запись предложения.
Знакомство с предложением, правилами его написания, делением предложения на слова и составлением его из слов. Обучение умению составлять графическую запись предложения. Мишка рычит.
Воспитатель вызывает двоих детей и предлагает им стать «живыми» словами: 1ребенок изображает слово мишка 2-рычит. Дети составляют предложение (встают рядом) и читают его. (Мишка рычит.).Затем дети-«слова» меняются местами и читают новое предложение. (Рычит мишка).
Воспитатель объясняет детям правила написания предложения: начинается с заглавной буквы, слова пишутся на расстоянии друг от друга, в конце ставится точка. Воспитатель выкладывает схему на доске, а дети на столах.
Оборудование: схемы-модели предложения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материал по развитию речи "Картотека ребусов при обучении грамоте" (подготовительная группа)
Материал по развитию речи на тему "Картотека ребусов при обучении грамоте" (подготовительная группа)...
Картотека игр по обучению грамоте Подготовительная группа.
Здесь вы найдете различные игры по убучению грамоте детей подготовительной группы к школе: Определение первого звука в слове; Упражнение в определении звука в слове; Упражнение детей в подборе слов ...
Материал по развитию речи "Картотека ребусов при обучении грамоте" (подготовительная группа)
Материал по развитию речи на тему "Картотека ребусов при обучении грамоте" (подготовительная группа)...
Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы
Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы...
Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы
Картотека игр по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы...
Картотека игр по обучению грамоте в старшей группе
Задачи при обучении грамоте детей:Развивать слуховое восприятие, фонематический слух, отрабатывать четкость артикуляции, умение проводить анализ слова и предложения....