Групповые занятия по ознакомлению с Звукоградом.
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Гаевская Светлана Ивановна

Подготовка к обучению грамоте должна носить игровой характер, с интересными героями, понятными символами.  Вот и передо мной встала задача, как познакомить "подготовишек"  с жителями Звукограда. Герои- звуковички Анна, Том и Тим детям понятны. Они с увлечением с ними играют, помогают им. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatiya_zvukograd.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Цикл групповых занятий по ознакомлению детей с Звукоградом.

1. Знакомство с героями

Образовательная задача: Совершенствование звукового анализа.  Актуализация словаря по темам «Дома людей и животных», «Профессии в строительстве».

Развивающие задачи: Развитие фонематических представлений.

Воспитательные задачи:  Формирование навыков сотрудничества, воспитание чувства сопереживания и желания помочь.

Оборудование: картинки героев из Звукограда – принцесса Анна, её друзья Том и Тим. Фишки красного, синего и зеленого цветов, предметные картинки, телефон, цветные карандаши и листы А4, конструкторы.

Ход занятия:

Педагог: Ребята, мне сегодня так захотелось  с вами поиграть. И пришла я к вам со своими друзьями. Им очень нравится играть с картинками, раскладывать их, угадывать какие звуки есть в названиях этих картинок. (Показываю героев и называю их имена)

Анна - любит петь песенки и поэтому живет вместе с гласными звуками в красном домике, одежда у нее тоже всегда красная. Давайте вместе с Анной споем её любимые песенки.

Дети: А-А-А, О-О-О, У-У-У, И-И-И.  

Педагог:  Том - больше всего любит во всем порядок и твердость. Он живет в синем домике вместе с твердыми звуками, одежда у него синяя. Давайте вместе с Томом произнесем согласные твердые  звуки из его имени.

Дети: первый звук – Т, последний звук –М.

Педагог:   Тим - любит все мягкое и нежное, поэтому у  него  в домике  живут только мягкие звуки. Дом у него зеленого цвета. Назовите первый звук в его имени. Какой он?

Дети: Ть - согласный, мягкий звук.

Педагог: Мои друзья обратились ко мне за помощью. На их город Звукоград обрушился ураган. Все картинки перепутались.  Они просят вашей помощи, потому что вы самые старшие в детском садике, в подготовительной группе. (Показываю набор предметных картинок).  Поможем?

Дети: Поможем.

Педагог: Для того, чтобы правильно разложить  картинки нам нужно разделиться на три команды, выберите себе одну фишку. (Показываю фишки синего, красного и зеленых цветов).

Дети выбирают по одной фишке и расходятся к столам, где их уже ждут герои (красные к Анне, синие к Тому, зеленые к Тиму). По центру группы стоит стол, на котором лежат картинки.

Педагог: Сейчас вы по команде, по очереди будете подходить к столу, и выбирать себе одну нужную картинку. Красные выберут картинки на гласный звук, синие на согласный твердый звук, зеленые на согласный мягкий звук.

(Включается динамичная музыка, дети выполняют задание).

Педагог: Картинки необходимо проверить. (Назвать каждую выбранную детьми картинку и вместе проверить, дать оценку – показать класс или не показывать, если выбрана неправильная). Вы молодцы, ребята. Мои друзья очень вам благодарны. Они мне по секрету рассказали, что хотели бы остаться у вас в группе навсегда. Но вот беда, в вашей группе нет подходящих домиков. Что же делать?

Дети: нарисовать, построить, слепить и т.д.

Педагог: Как вы думаете, какие домики подошли бы нашим героям? Показываю дома животных (улей, берлога, скворечник, муравейник и др).

(Дети называют каждый дом и объясняют для кого он.  Показываю одноэтажный и многоэтажный дом)

Дети: Для наших друзей нужны многоэтажные дома, потому что там будет жить много разных звуков.

Педагог: Правильно. А кто занимается строительством домов? Какие профессии вы знаете?

Дети предлагают варианты.

Педагог:  Самый главный человек на стройке – это директор строительной компании. Давайте позвоним ему и попросим, чтобы они сделали для наших друзей дома. Какие домики нам нужны?

Дети: Синий, красный, зеленый, многоэтажные. (Строят макеты, рисуют чертежи и т.д.)

Звоним «понарошку» в строительную компанию, объясняем, отправляем фото макетов, чертежей.  Можно записать диалог на диктофон. Нам отвечают, что завтра отправят домики посылкой.

2. Звуки  М, Мь и буква М. Звукоград.

(За выполненные задания в конвертах, дети получают один из домиков.) По аналогии можно взять другие звук и букву.

Образовательная задача: Продолжать учить соотносить звук и букву.

Развивающие задачи: Развитие фонематических представлений, зрительного и слухового внимания.

Воспитательные задачи:  Формирование навыков сотрудничества, воспитание чувства сопереживания и желания помочь.

Оборудование: коробка-посылка, конверты с заданиями, предметные картинки с звуками М, Мь, материал для конструирования буквы, квадраты синего и зеленого цвета, печатные тексты, простые  карандаши.

Предварительная работа: просмотр м/ф «Наш друг Пишичитай», подбор слов, начинающихся на согласный твердый и согласный мягкий звуки.

Ход занятия:

Педагог: Пришел почтальон и принес посылку. (Открываем коробку. Дети видят несколько конвертов. А домов нет. В конверте  письмо от Опечатки). «Домики и их жителей я перепутала и заколдовала. Расколдовать их смогут только самые внимательные и дружные дети». Открываем конверт с цифрой один.

Педагог: конверт №1 «Угадайте, какой звук в начале слов?»

(картинки – МАК, МЫЛО, МАНДАРИН)

Дети: М – согласный, твердый.

Педагог: показываю картинки, называю - МЯЧ, МЁД, МЕДВЕДЬ

Дети: Мь- согласный, мягкий.

Педагог: конверт №2 «На что похожа буква М?»

-Звуки мы слышим и произносим. А на письме звуки М, Мь обозначаются буквой М. Как вы думаете, на что похожа буква М? (Дети предлагают варианты.) Посмотрите, буква М похожа на майку. Про букву М есть двустишие, послушайте его:

Буква М совсем как майка,

Майку, майку надевай-ка.

                                                  В.А. Ковшиков

- Давайте повторим вместе (повторяют 3 раза).

- Посмотрите, из каких элементов состоит буква М? (из палочек) Сколько в ней элементов?(4)

Предлагаю сделать букву из разных материалов (вылепить, выложить из палочек,  крышек, ниточек на наждачной бумаге). Встать рядом с соседом, изобразив букву М.

Дети выполняют задание.

Педагог: конверт №3 «Найдите все буквы М»

- В конверте лежат листочки с текстом. Вам нужно найти все буквы и обвести их простым карандашом. Посчитайте сколько нашли М.

Дети выполняют задание

Педагог: конверт №4 «Твёрдый-мягкий»

Педагог называет слова, а дети показывают один из двух квадратов (синего или зеленого цвета)

Мышка, милый, мел, мало, мост, кормил, комар.

Педагог: Молодцы, ребята. Справились со всеми заданиями. Вы получили части домиков для наших друзей. Теперь подойдите к коврографу и соберите домики. Поселите в домики Анну, Тома и  Тима.

Используемая литература:

Ковригина  Т.Е. «Занимательное обучение чтению детей 6-7 лет»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ПЕДСОВЕТЕ. ТЕМА: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ И ГРУППОВОМ ЗАНЯТИЯХ»

СООБЩЕНИЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА НА ПЕДСОВЕТЕ.ТЕМА: «РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ НА ИНДИВИДУАЛЬНОМ И ГРУППОВОМ ЗАНЯТИЯХ»...

Видио. Часть группового занятия "Птицы наши друзья"

Физическая мощь человека, жизненные его проявления зависят не столько от пищи, сколько от правильного дыхания.Укрепляя дыхание, мы управляем всем телом. Координируя движения мелкой моторики, реб...

Сценарий группового занятия психолога с родителями по теме:«Кризис 3-х лет»

На примере данного занятия вы  познакомитесь с тем, как при помощи специальных заданий можно создавать условия для актуализации возможностей родителей в понимании некоторых вопросов воспитания де...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»

Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...

Групповое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи по теме «Хлебушек ржаной – отец наш родной».

Коррекционно-развивающая деятельность, образовательная область – познание,    подготовительная группа, групповое занятие по развитию лексико-грамматических категорий и связной реч...

Конспект логопедического занятия "Путешествие в город Звукоград"

Подгрупповое логопедическое занятие для обучения старших дошкольников грамоте с использованием компьютерной технологии "Игры для Тигры"....

Методическая разработка «Использование технологии группового сбора в ознакомлении детей дошкольного возраста с культурой народов севера»

Групповой сбор можно назвать недостающим звеном в современной практике дошкольного образования, так как именно он обеспечивает связь между академическими знаниями, и практическими умениями и навыками,...