Сценарий группового занятия психолога с родителями по теме:«Кризис 3-х лет»
план-конспект по теме

На примере данного занятия вы  познакомитесь с тем, как при помощи специальных заданий можно создавать условия для актуализации возможностей родителей в понимании некоторых вопросов воспитания детей 3-х лет.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий группового занятия  психолога с родителями по теме:

«Кризис 3-х лет»

                Цель: Помочь взрослым развести понятия (симптомы кризиса), увидеть их специфику и правильно употреблять их при наблюдении той или иной формы поведения ребенка;

        Способствовать развитию ситуативной адекватности (умения ориентироваться в ситуации, прогнозировать возможные варианты выхода из сложившейся ситуации и выбирать оптимальные модели реагирования  и поведения в каждом конкретном случае).

        Необходимые материалы к проведению занятия: ватман, небольшие листочки бумаги, фломастеры.

        Ход занятия:

  1. Психолог предлагает родителям перечислить те ассоциативные слова, которые они имеют  

ввиду, услышав слова «Кризис 3-х лет» (психолог фиксирует эти слова на ватмане). Предлагает проговорить значение каждого из названных слов, наполнив их «значением для себя»: «Что мы понимаем под упрямством ребенка?»

  1. Психолог стимулирует взрослых к активным размышлениям:

«Давайте представим:  перед нами ребенок 3-х лет.

- Какие желания у него возникают?

- Какими способами он будет их реализовывать?

- Что ему будет необходимо для реализации своих желаний?

- В чем это будет проявляться?

- Как события будут развиваться далее?»

 Информация для психолога:

Противоречия кризиса развития между новообразованиями: желанием действовать    самостоятельно; стремлением к познанию мира,  осуществлению   общественно значимой  деятельности, - и ограниченностью возможностей в силу устаревшей социальной ситуацией развития ("ребенок – предмет – взрослый» сотрудничество). Ребенок приходит к пониманию того, что можно действовать так же, как и взрослый, но уже без непосредственного их участия. И он начинает активно добиваться, требовать этого. Происходит осознание своего места в системе отношений со взрослым.

  1. На доске вывешиваются листы (в неопределенном порядке), на каждом из которых предлагается   слово, встречающееся в нашей практике и литературе для обозначения симптомов кризиса. А также листы с определением данных понятий. Родителям предлагается найти каждому понятию его определение (симптомы кризиса и его характеристики предложены в таблице 1).                                                                                                                                                                                  

 

Таблица 1 (2, с.132-133).

Симптомы

Основные характеристики

Негативизм

Проявляется чаще:

- в отношении не к предметной ситуации, а к человеку;

- не просто в желании выполнять какое-то указание взрослого, а делать наоборот;

-ребенок поступает наперекор и собственным ощущениям, впечатлениям и желаниям.

Упрямство как немотивированная настойчивость

Ребенок добивается своего только потому, что он так захотел.

Строптивость

Постоянное недовольство тем, что предлагает взрослый, капризы по любому поводу. Ребенку ничего не нравится из того, что он делал раньше.

Своеволие

Ребенок все хочет делать сам, борется за свою самостоятельность.

Бунт против окружающих

Проявляется реже в следующих формах:

- постоянные ссоры с людьми;

- очень агрессивное поведение.

Обесценивание ребенком личности близких

Ребенок называет близких бранными словами, которых раньше никогда не употреблял. Кроме того, он резко меняет свое отношение к игрушкам: замахивается на них, отказывается играть с ними.

Деспотичное подавление окружающих

Ребенок убежден, что все должны удовлетворять его желания. Ведет себя как маленький тиран. В противном случае устраивает истерики, пытается задействовать слезы. При этом:

- проявляется ревность, даже агрессия к младшим детям;

- ребенок требует постоянного внимания к себе.

 После этого вывешиваются листы с описанием конкретных ситуаций поведения ребенка.

  Знакомим родителей с этими формами поведения ребенка, наполняя каждую из них конкретной смысловой «нагрузкой»:

- Ребенок отказывается идти домой с прогулки только потому, что не желает изменить свое решение (негативизм).

        - Проявляет нежелание идти с мамой за руку (упрямство).

- Во время разговора с внучкой Анечкой бабушка похвалила ее. Вдруг девочка в ответ заявила: «Хочу бегать и кричать, как плохие мальчики», - и выжидательно посмотрела на бабушку (2, с.133) (строптивость).

- Малыш рвет газету, которую папа еще не прочитал (обесценивание ребенком личности).

- Ребенок грубо обращается с бабушкой. В ответ на ее замечания замахивается на нее, говорит: «Ты плохая, плохая» (деспотичное подавление окружающих).

- Малыш требует, чтобы мама сидела там, где он укажет (своеволие).

          Информация для психолога:

Такие проявления в поведении в данном возрасте рассматриваются как психологическая норма, своеобразная защитная реакция против влияния взрослых.

Как важно человеку самоутвердиться в жизни! Это одна из наиболее напряженных социальных потребностей.

Малыш только начинает приобретать знания о мире и его опасностях, обществе и его ограничениях, сталкиваясь с реакцией взрослого на собственные действия. Поэтому ребенок пробует все возможные варианты поведения, ведь определить, что можно, что нельзя, он может, только прочувствовав это, как говорится на собственной шкуре.

Острота кризиса прямо зависит от отношения к ребенку со стороны взрослых. Попытки общаться с ним по-старому ведут лишь к закреплению отрицательных  черт в поведении, сохранению их в течение всего детства, а то и позже!. Тактичное же поведение взрослых, предоставление ребенку больше самостоятельности обычно смягчает кризис.                                                                                                                                                              

4. Психолог зачитывает ситуацию, демонстрирующую взаимодействие взрослого с ребенком. Родителям предлагается обсудить данную проблему и попробовать предложить другие возможные варианты взаимодействия с ребенком, по возможности мотивируя свое решение. После обсуждения каждой ситуации предлагается тезис, позволяющий акцентировать внимание родителей на одном из возможных вариантов решения данной ситуации и дающий возможность для его дальнейшего обсуждения.

«Разговаривают две мамы.

«Ты знаешь, мой Владик (3 г. 4 мес.) стал очень сильно ругаться. Что я только не делаю: хлопаю по губам, объясняю, что это некрасивые слова, ставлю в угол, отбираю игрушки…ничего не помогает».

Чем больше шума поднимают взрослые из-за «дурных» наклонностей малыша, тем сильнее они укореняются. Если ребенок видит, что его поведение не производит на родителей впечатления, то вскоре теряет интерес к этим действиям. Когда ребенок еще маленький, иногда более мудро сделать вид, что вы не заметили этого проступка» (3, с.133).

*

«Два малыша играют в песочнице. Саша отнял у Миши совочек и стукнул им Мишу. Реакция взрослого на действие Саши: «Ой, какой плохой мальчик!»

Оценивайте поступок ребенка, а не его личность. Сущность человека и отдельные его поступки не всегда одно и то же. Нужно научиться конкретно объяснять, в чем ошибка, почему ребенок в том или ином случае поступил неправильно. Такой подход укрепит веру ребенка во взрослого и в свои силы» (3, с.133).

*

«Взрослый говорит ребенку: «Вот когда ты научишься говорить, тогда ты будешь умницей».

Это так называемое психологическое насилие, так как в переводе на детский язык это означает: сейчас я тебя не люблю. Вот когда ты научишься делать то-то и то-то, тогда я, может быть, буду любить тебя. Этим самым мы загоняем ребенка в угол, где он со всех сторон окружен жуткой смесью любви и страха. Если его хрупкая душа не сможет с этим справиться, то он станет защищаться. Обычно существуют два пути такой защиты:

- торможение (когда ребенок спасается от нас болезнями, аллергиями, приемом большого количества пищи или он замыкается в себе, «замирает»);

- беспорядочная сверхактивная деятельность (когда ребенок все время на взводе, от его неконтролируемых движений все куда-то летит» и вечно ломается, рвется; такой ребенок очень шумен, много кричит)» (3, с.133-134).

*

«Мама несет к столу стакан молока. Ее малыш, которому уже хочется во всем подражать маме, пытается сделать то же самое. А мама говорит: «Нельзя» - и бросается к нему, испугавшись, что тот прольет молоко.

Мама же потом и упрекнет своего ребенка, когда он подрастет, что тот ей не помогает. Даже если ребенок хочет сделать то, что ему еще трудно дается, лучше похвалить его: «Какой ты у мамы большой стал», затем отлить молока и дать стакан сыну. Такой деятельностный подход укрепляет в ребенке уверенность в своих силах, способствует проявлению активности и развитию навыков помощника» (1,с. 74).

*

«Я тоже хочу варить кашу», - говорит трехлетняя Надя, наблюдая, как мама варит кашу. «Ты еще маленькая,- отвечает мама. «Я хочу», - настаивает девочка. Наконец мама не выдерживает: «Не мешай мне, иди играй» (1, с.70).

Маме следовало включиться в игру и вместе с дочкой сварить кашу. Мама должна понимать, что удовлетворение потребностей ребенка в ранний период может быть только в игре».

5. В конце беседы каждая семья получает памятку для родителей.

        При подготовке занятия с родителями были использованы материалы книг:

 1. Волков Б.С., Волкова Н.В. Детская психология: от рождения до школы. 4-е изд., перераб.- СПб.: Питер, 2009, с. 62-87.

2. Волков Б.С., Волкова Н.В. Психология общения в детском возрасте.3-е изд. – СПб.: Питер, 2008. С. 134-138

3. Чиркова Т.И., Харитонова Т.Г., Зинина С.М. Практическая психология в системе дошкольного образования: Учебно- методическое пособие/ Под ред. Т.И. Чирковой.- Н.Новгород, 2003, с. 129-134.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультвция для родителей по теме:"Кризис семи лет и как с ним справиться"

                                    Старший дошкольный возраст - это переходная ступень в ра...

Сценарий группового развлечения с родителями «Путешествие в Снеголяндию»

Взаимодействие воспитателя и узких специалистов: музыкальный руководитель, логопед, физ.инструктор в работе с родителями...

Консультация для родителей на тему: "Кризис трёх лет"

К трём годам у ребёнка появляются и свои собственные желания,непосредственно не совподающие с желаниями взрослых....

Консультация для родителей на тему кризис 3 лет. Советы для родителей

Возрастные кризисы- переходные этапы от одного возраста к другому. Данная консультация поможет родителям разобраться что же такое "кризис 3-х лет" , а главное что делать и как реагировать....

Статья для родителей на тему: «Кризис трёх лет. Как помочь ребёнку справиться с кризисом трёх лет?»

Практически у всех маленьких детей в возрасте 2,5-3 лет бывает кризис. Личность маленького ребёнка быстро развивается. Именно в 3 года происходит переломный момент в его развитии. Ребёнок начинает про...