Семинар – практикум «Играйте вместе с детьми!»
методическая разработка по обучению грамоте

Короленко Елена Вячеславовна

Задачи:

  • дать родителям представления о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры  на развитие коммуникативных способностей у детей; 
  • привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым и сверстниками;
  • познакомить с дидактическими играми по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum.docx23.19 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум «Играйте вместе с детьми!»

Задачи: 

  • дать родителям представления о значении игры в развитии ребенка, о влиянии игры  на развитие коммуникативных способностей у детей; 
  • привлечь внимание родителей к детской игре как деятельности, которая в условиях семьи наиболее полно удовлетворяет потребности ребенка в деловом, познавательном и эмоциональном общении со взрослым и сверстниками;
  • познакомить с дидактическими играми по развитию речи.

Игра - это ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста и самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.

Игры очень разнообразны и условно их можно разделить на две большие группы: сюжетно-ролевые игры и игры с правилами.

Сюжетно-ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребенка и возможности развития коммуникативных умений. Это такие игры как «Магазин», «Гости» и т.д.

Жизнь взрослых интересует детей не только своей внешней стороной. Их привлекает внутренний мир людей, взаимоотношения между ними, отношение родителей друг с другом, к друзьям, к другим людям. Их отношение к труду, к окружающим предметам. Дети подражают взрослым: манере общаться с окружающими, их поступки. И все это они переносят в игры, закрепляя, таким образом, накопленный опыт поведения, формы отношений.

В игре эффективно воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия.

Однако без руководства взрослого даже старшие дошкольники не всегда умеют играть. В детском саду мы воспитатели играем с детьми. А дома может кто-то из старших членов семьи включиться в игру, и стать связывающим звеном между детьми, учить их играть вместе. Совместные игры родителей с детьми духовно и эмоционально обогащают детей, удовлетворяют потребность в общении с близкими людьми, укрепляют веру в свои силы.

К этой группе относятся театрализованные игры, которые очень нравятся детям, и они с большим удовольствием принимают активное участие в них. Театрализованная игра является эффективным средством коммуникативного развития и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимоотношения.

Уважаемые родители, изготовьте всей семьей плоскостные фигуры сказочных героев из картона, других материалов. Это даст возможность детям самостоятельно разыграть знакомые произведения художественной литературы, придумывать сказки.

Вторая группа игр - игры с правилами. К ним относятся дидактические, настольные, подвижные игры. Игры: лото, домино, парные картинки и др. открывают перед детьми возможность получить удовольствие от игры, развивают память, внимание, наблюдательность, глазомер. Несмотря на то, что игры познавательные, коллективная игра учит еще и общаться.

Такие игры имеют организующее действие, поскольку предлагают строго выполнять правила. Интересно играть в такие игры со всей семьей, чтобы все партнеры были равны в правилах игры.

Участие взрослых в играх детей может быть разным. Каким, как вы считаете?

Верно, например, если ребёнку только что купили игрушку, и он знает, как ей играть, лучше предоставить ему возможность действовать самостоятельно. Но скоро опыт ребёнка истощается. Игрушка становится не интересной. Здесь нужна помощь старших, подсказать новое игровое действие, показать их, предложить дополнительный игровой материал к сложившейся игре (постоянно необходимо иметь под рукой кусочек меха, ткани, картона, проволоки, коробочки и др.).

Играя вместе с ребёнком, следите, пожалуйста, за своим тоном. Ровный, спокойный, доброжелательный тон равного по игре партнёра вселяет ребёнку уверенность в том, что его понимают, с ним хотят играть.

Ребёнок очень рад минутам, подаренным ему родителями в игре. Общение в игре не бывает бесплодно для малыша. Чем больше выпадает дорогих минут в обществе близких ему людей, тем больше взаимопонимания, общих интересов, любви между ними в дальнейшем.

Уважаемые родители, от теоретической части переходим к практической части нашего семинара-практикума.

В начале, я предлагаю вам необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда - синего. Постарайтесь быть честны в своих ответах.

  • Каждый вечер уделяю время на игры с детьми
  • Рассказываю о своих играх в детстве
  • Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком
  • Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры
  • Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду
  • Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки
  • Часто дарю ребёнку игру, игрушку.

Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных.

Если на вашем столе больше синих, постарайтесь уделить важной для развития ребенка – совместной игровой деятельности время. Ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.

Уважаемые родители, предлагаю вам «окунуться» в ваше детство и вспомнить, в какие игры вы играли, будучи детьми.

Рассказы родителей из опыта семейного воспитания «Игры в семье».  

Из ваших рассказов следует, что некоторые из тех игр, в какие вы играли в детстве, в настоящее время играют ваши дети. Т.е. можно сказать, что это уже традиция вашей семьи.

Уважаемые родители, я предлагаю ввести новую традицию семьи и нашей группы словесную дидактическую игру «Я дарю тебе словечко», ее цель – не просто расширить словарь ребенка, но и развивать навыки общения со взрослыми и сверстниками.

Один раз в неделю, в выходной день, родители, «подарите» ребенку новое для него слово: не просто назовите его, но и обязательно объясните его лексическое  значение. Слова  можно «дарить» самые разные: «весенние» (капель, проталина и т.д.), «сладкие» (мармелад, шербет, джем, грильяж...), «тяжелые» (гиря, штанга...), «легкие» (пух, снежинка, облака, перышко...) и т.п. 

Традиция «Я дарю тебе словечко» продолжается в детском саду. Каждый понедельник дети «приносят» в группу подаренные дома слова и знакомят с ними в течение всего дня своих друзей. Мы на маленьких листочках бумаги будем записывать каждое слово, а на обратной стороне - имя и фамилию того, кто его принес. Все бумажки будем складывать вот в эту копилку. Периодически будем доставать копилку, и проводить  разнообразные игры. Варианты игры разные.

Вариант 1. Бумажки со словами высыпаются в шляпу. Дети по очереди достают бумажки, воспитатель зачитывает слово, достающий должен объяснить его значение. Если ребенок справился с заданием, он награждается  фишкой. Выигрывает тот, кто собрал больше фишек.

Вариант 2. Можно организовать игру и по - другому: воспитатель по очереди достает бумажки со словами и разъясняет их лексическое значение, не называя их. Ребенок (дети), который правильно называет слово, получает фишку. На следующей нашей встрече мы вместе будем играть в игру «Я дарю тебе словечко».

Существует огромное разнообразие дидактических игр, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста. Несомненным достоинством таких игр является то, что в них можно играть с детьми во время движения в транспорте, в ожидании в очереди или по пути домой из детского сада.

  Например, представляю вашему вниманию игру «Измени слово» или «Скажи ласково», ее цель: упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения, отрабатывать дикцию. Поиграем? Вы должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж]: друг — дружок, пирог — пирожок, сапог — сапожок и т.д.

Для развития умения согласовывать прилагательное с существительным можно использовать игру «Подбери словечко». В эту игру можно играть с мячом, перекидывая, его друг другу.  Итак, про что можно сказать:

«Свежий»… (воздух, огурец, хлеб, ветер);  

«старый»… (дом, пень, человек, ботинок);  

«свежая»… (булочка, новость, газета, скатерть);  

«старая»…(мебель, сказка, книга, бабушка);  

«свежее»… (молоко, мясо, варенье);  

«старое»…(кресло, сиденье, окно).

В завершении встречи, для нас очень важно узнать, что вам понравилось или не понравилось? Ваши пожелания, предложения.

Детство - это не только самая счастливая и беззаботная пора жизни человека. Бедность и примитивность игры пагубно отражаются на становлении личности, а также на коммуникативном развитии детей - ведь общение происходит в основном в совместной игре. Именно совместная игра - главное содержание общения. Играя и выполняя различные игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывать действия и интересы других, соблюдать нормы и правила.   Так давайте же играть вместе с нашими детьми! До свидания! До новых встреч!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Играем вместе"

Основными целями данного семинара стали:- подвести родителей к осознанию важности игры в жизни ребёнка, познакомить с особенностями игры детей этой возрастной группы;- дать родителям образцы семейных ...

Семинар-практикум « Играем вместе»

Цель семинара – просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников; расширять знания родителей об особенностях детей дошкольного возраста Воспитатель: Добрый веч...

План семинара - практикума "Играйте вместе с детьми"

План городского  семинара – практикума с элементами игрового тренинга по сотрудничеству с родителями в рамках реализации плана лучших муниципальных практик....

Семинар-практикум "Играйте вместе с детьми"

Семинар-практикум "Играйте вместе с детьми"...

семинар-практикум «Играйте вместе с детьми»

семинар-практикум «Играйте вместе с детьми»...

Тренинг: Семинар-практикум «Играем вместе»

Для родителей старшей и логопедической группы, о совместной игре с детьми....