Семинар-практикум « Играем вместе»
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

Адарченко Наталья Анатольевна

 Цель семинара – просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников; расширять знания родителей об особенностях детей дошкольного возраста

 

Воспитатель: Добрый вечер ,уважаемые родители!Я рада видетьвас в нашем музыкальном зале на семинаре  - практикуме на тему “Играем вместе”.

 Прежде чем начать наш семинар, я хотела бы познакомиться с вами. А поможет нам  в этом  мяч . Передавая друг другу , вы должны сказать как вас зовут и  охарактеризовать себя.

Упражнение “Знакомство”.

Ну что ж наше знакомство состоялось. Скажите, пожалуйста,  что такое игра?

Ответы родителей

А для чего нужна игра?

Родители по очереди высказывают свое мнение по поводу значения игры в жизни их ребенка. Ведущий на доске записывает эти высказывания.После обсуждения ведущий подводит итог, говоря об игре как ведущей деятельности, с помощью которой развиваются все психические функции ребенка.

Игра «Какой ваш ребенок»

Родителям предлагают нарисовать своего  ребенка схематически  ,а вокруг него написать черты характера ,которые ему присущи.

Ведущий: А теперь я хотела бы что  вы около характеристик вашего  ребенка  написали игры, которые, по вашему мнению, ему нравятся или могут  подойти ребенку

Родители выполняют задание. А потом делятся  опытом.  Подводя итог отмечают какие дети ,таковы и игры.

Ведущий: Ни в какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием.Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку? 

(Высказывания родителей).

Игра  для ребенка – это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: учителем, водителем, врачом. Игра – дело серьезное. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» (А.Макаренко).
Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки, тренирует силы и ловкость, развивает способности и ум, в игре дети учатся понимать друг друга, помогать сверстникам.

Предлагаю вам поиграть.

Игра «Разброс мнений»
Воспитатель раздает с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить:
-Мой ребенок любит играть…
-Дома мы с детьми играем в игры…
-Эти игры могут научить ребенка

Ведущий: Чему же могут научить игры?

Работа по подгруппам .

Я предлагаю Вас разделиться на три команды. Каждой команде будет предложена игра Вы должны познакомиться с ее содержанием  и ответить на вопрос : « Какие качества будет развивать данная игра?»

·        Игра «На что похоже»

·        «Подбери словечко»

·        Игра с конструктором с заданием «Построй башню»

·        «Чего не стало» и другие.

 

Родители отвечают на вопрос. Им предлагается назвать другие игры на развитие того или иного качества.

Ведущий: Игры при умелой организации взрослых учат терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке.
Таким образом, игра – ведущая деятельность в детском возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка

Ответьте, пожалуйста, нужно ли руководить играми детей?

Ответы родителей

Опыт показывает, что если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.

А сейчас  я  предлагаю Вам выбрать с моей лукошке какой-либо предмет и рассказать как вы   поиграли бы с ним с вашим ребенком  на что будет направлены такая игра.(Например: машинка-   игра «Поездка в гости», «Строим дорогу»….; посуда –«Магазин», «Готовим ужин», «День рождения» и другие).

Ведущий: Как разнообразен мир игрушек сегодня. Какие же игрушки нужны дошкольникам?

Приобретение игрушек для малыша – одна из приятных и вместе с тем чрезвычайно сложных задач, стоящих перед родителями. С одной стороны, изобилие кукол, машинок, паровозиков, меховых зверюшек на прилавках магазинов радует наш глаз. Но с другой стороны, делая покупку, бывает трудно сориентироваться, разобраться и выбрать ту единственную и нужную игрушку, которая будет в полной мере способствовать физическому и умственному развитию малыша, учитывать его возрастные особенности и, возможно, станет самой любимой. Ведь очень часто понравившиеся нам игрушки, к сожалению, не привлекают внимание ребенка, а какой-нибудь сломанный паровозик, который мы давно собираемся выбросить, является любимой игрушкой нашего сынишки. А бывает и так: весь дом заполнен игрушками, но малыш с ними не играет... Вернее, он с радостью встречает каждую новую игрушку, но проходит совсем немного времени, и он ее забывает. Мама и папа, думая, что имеющиеся игрушки чем-то не подходят их ребенку, покупают все новые и новые. Многие родители понимают, что совсем не обязательно и даже не желательно иметь в доме большое количество игрушек. Главное, чтобы все они были в какой-то степени полезными, а не пылились на полках или в ящике.

Итак, какие существуют правила выбора детских игрушек?

Выбирая игрушку ребенку, следует учитывать его возрастные особенности.

·        Для развития крупной и мелкой моторики будут полезны строительные кубики, мячи средних размеров, пирамидки, матрешки, баночки и мисочки.

·        Развитию речи способствуют сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушечные животные (мягкие или резиновые), кукольная мебель, машинки, а также игрушки-заместители, то есть те игровые материалы, которые могут заменить ребенку знакомые предметы. К ним относятся бруски различных размеров, большие и маленькие коробки, разнообразные по форме дощечки, полоски бумаги, разноцветные лоскутки и пр.

·        Выбирая игрушку малышу, следует учитывать его возрастные особенности. Размер игрушки не должен быть ни слишком большим, ни слишком маленьким. Ребенку будет неудобно, а иногда и невозможно, держать в руках, например, огромного мехового медведя, и он может почувствовать себя неуспешным.

·        Прежде всего, игрушка должна быть прочной и безопасной (без остры углов, без вредных химических покрытий). Хорошо, если она будет обращена сразу к нескольким органам чувств ребенка: например, меховой мячик, приятный на ощупь, внутри которого находится твердый пластмассовый шарик, наполненный множеством мелких предметов, гремящих при манипуляциях с мячиком.

·        Желательно, чтобы ребенку было приятно не только смотреть на игрушку, но и захотелось бы использовать ее в играх.

·        Игрушка может быть многофункциональной: например, тот же меховой мячик может быть сшит из кусочков меха разно цвета, и тогда его можно использовать для развития восприятия цвета, моторики, сенсорного восприятия.

Наши исследования, проведенные на основе опроса родителей, показали, что наибольшей популярностью у детей младшего возраста пользуются машинки, на втором месте стоят кубы мячи, затем – куклы, меховые и резиновые игрушки, игрушки на веревочке. Многие родители отмечают, что дети очень любят в своих играх использовать воду, крупу, безопасные предметы, мамину косметику и папины инструменты.

Во все времена огромной популярностью у детей пользовались самодельные игрушки. О том, что это за игрушки и как их можно изготовить самим, мы поговорим подробнее..

Сделать игрушку можно из любого “бросового” материала: из пробок, пластиковых бутылок, картонных коробок и др.

Покажите малышу, как можно играть с новой игрушкой, и вскоре он не только повторит предложенную вами игру, но и придумает много новых развлечений.

И самое главное при покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Как вы считаете, сколько должно быть у вашего ребенка игрушек?

Детский психолог А. С. Спиваковская на этот вопрос отвечает так: “Чем меньше возраст ребенка, тем меньшее число игрушек должно одновременно находиться в поле зрения”. Объем внимания ребенка еще невелик, поэтому большое количество игрушек отвлекает его. Взяв в руки мяч, ребенок тут же перед собой видит интересную машинку, и желание играть с мячом у него пропадает. А если рядом с машинкой лежит старая погремушка, то и машинка оказывается в стороне. Вот и создается впечатление, что ни одна из имеющихся игрушек не подходит малышу.

Уважаемые родители! Наша встреча подошла к концу В следующий раз мы продолжим эту тему. А сейчас я вам хочу представить памятки, которые помогут вам!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_igraem_vmeste.docx26.15 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум для родителей "Играем вместе". Детский сад 50. Конспект занятия

Семинар-практикум « Играем вместе»

 Цель семинара – просвещение родителей по вопросам воспитания, развития и обучения дошкольников; расширять знания родителей об особенностях детей дошкольного возраста

Воспитатель: Добрый вечер ,уважаемые родители!Я рада видетьвас в нашем музыкальном зале на семинаре  - практикуме на тему “Играем вместе”.

 Прежде чем начать наш семинар, я хотела бы познакомиться с вами. А поможет нам  в этом  мяч . Передавая друг другу , вы должны сказать как вас зовут и  охарактеризовать себя.

Упражнение “Знакомство”.

Ну что ж наше знакомство состоялось. Скажите, пожалуйста,  что такое игра?

Ответы родителей

А для чего нужна игра?

Родители по очереди высказывают свое мнение по поводу значения игры в жизни их ребенка. Ведущий на доске записывает эти высказывания.После обсуждения ведущий подводит итог, говоря об игре как ведущей деятельности, с помощью которой развиваются все психические функции ребенка.

Игра «Какой ваш ребенок»

Родителям предлагают нарисовать своего  ребенка схематически  ,а вокруг него написать черты характера ,которые ему присущи.

Ведущий: А теперь я хотела бы что  вы около характеристик вашего  ребенка  написали игры, которые, по вашему мнению, ему нравятся или могут  подойти ребенку

Родители выполняют задание. А потом делятся  опытом.  Подводя итог отмечают какие дети ,таковы и игры.

Ведущий: Ни в какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно, а значит, познание и развитие происходит легко, с удовольствием.Как вы думаете, для чего нужна игра ребенку? 

(Высказывания родителей).

Игра  для ребенка – это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: учителем, водителем, врачом. Игра – дело серьезное. «Каков ребенок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…» (А.Макаренко).
Игра закрепляет у детей полезные умения и привычки, тренирует силы и ловкость, развивает способности и ум, в игре дети учатся понимать друг друга, помогать сверстникам.

Предлагаю вам поиграть.

Игра «Разброс мнений»
Воспитатель раздает с первыми словами предложения, а родители должны его продолжить:
-Мой ребенок любит играть…
-Дома мы с детьми играем в игры…
-Эти игры могут научить ребенка

Ведущий: Чему же могут научить игры?

Работа по подгруппам .

Я предлагаю Вас разделиться на три команды. Каждой команде будет предложена игра Вы должны познакомиться с ее содержанием  и ответить на вопрос : « Какие качества будет развивать данная игра?»

  • Игра «На что похоже»
  • «Подбери словечко»
  • Игра с конструктором с заданием «Построй башню»
  • «Чего не стало» и другие.

Родители отвечают на вопрос. Им предлагается назвать другие игры на развитие того или иного качества.

Ведущий: Игры при умелой организации взрослых учат терпимости к другим, доброте, отзывчивости, взаимовыручке.
Таким образом, игра – ведущая деятельность в детском возрасте, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребенка

Ответьте, пожалуйста, нужно ли руководить играми детей?

Ответы родителей

Опыт показывает, что если не играть, не руководить игрой малыша в раннем возрасте, то у него не сформируется умение играть как самостоятельно, так и с другими детьми.

А сейчас  я  предлагаю Вам выбрать с моей лукошке какой-либо предмет и рассказать как вы   поиграли бы с ним с вашим ребенком  на что будет направлены такая игра.(Например: машинка-   игра «Поездка в гости», «Строим дорогу»….; посуда –«Магазин», «Готовим ужин», «День рождения» и другие).

Ведущий: Как разнообразен мир игрушек сегодня. Какие же игрушки нужны дошкольникам?

Приобретение игрушек для малыша – одна из приятных и вместе с тем чрезвычайно сложных задач, стоящих перед родителями. С одной стороны, изобилие кукол, машинок, паровозиков, меховых зверюшек на прилавках магазинов радует наш глаз. Но с другой стороны, делая покупку, бывает трудно сориентироваться, разобраться и выбрать ту единственную и нужную игрушку, которая будет в полной мере способствовать физическому и умственному развитию малыша, учитывать его возрастные особенности и, возможно, станет самой любимой. Ведь очень часто понравившиеся нам игрушки, к сожалению, не привлекают внимание ребенка, а какой-нибудь сломанный паровозик, который мы давно собираемся выбросить, является любимой игрушкой нашего сынишки. А бывает и так: весь дом заполнен игрушками, но малыш с ними не играет... Вернее, он с радостью встречает каждую новую игрушку, но проходит совсем немного времени, и он ее забывает. Мама и папа, думая, что имеющиеся игрушки чем-то не подходят их ребенку, покупают все новые и новые. Многие родители понимают, что совсем не обязательно и даже не желательно иметь в доме большое количество игрушек. Главное, чтобы все они были в какой-то степени полезными, а не пылились на полках или в ящике.

Итак, какие существуют правила выбора детских игрушек?

Выбирая игрушку ребенку, следует учитывать его возрастные особенности.

  • Для развития крупной и мелкой моторики будут полезны строительные кубики, мячи средних размеров, пирамидки, матрешки, баночки и мисочки.
  • Развитию речи способствуют сюжетно-образные игрушки: куклы, игрушечные животные (мягкие или резиновые), кукольная мебель, машинки, а также игрушки-заместители, то есть те игровые материалы, которые могут заменить ребенку знакомые предметы. К ним относятся бруски различных размеров, большие и маленькие коробки, разнообразные по форме дощечки, полоски бумаги, разноцветные лоскутки и пр.
  • Выбирая игрушку малышу, следует учитывать его возрастные особенности. Размер игрушки не должен быть ни слишком большим, ни слишком маленьким. Ребенку будет неудобно, а иногда и невозможно, держать в руках, например, огромного мехового медведя, и он может почувствовать себя неуспешным.
  • Прежде всего, игрушка должна быть прочной и безопасной (без остры углов, без вредных химических покрытий). Хорошо, если она будет обращена сразу к нескольким органам чувств ребенка: например, меховой мячик, приятный на ощупь, внутри которого находится твердый пластмассовый шарик, наполненный множеством мелких предметов, гремящих при манипуляциях с мячиком.
  • Желательно, чтобы ребенку было приятно не только смотреть на игрушку, но и захотелось бы использовать ее в играх.
  • Игрушка может быть многофункциональной: например, тот же меховой мячик может быть сшит из кусочков меха разно цвета, и тогда его можно использовать для развития восприятия цвета, моторики, сенсорного восприятия.

Наши исследования, проведенные на основе опроса родителей, показали, что наибольшей популярностью у детей младшего возраста пользуются машинки, на втором месте стоят кубы мячи, затем – куклы, меховые и резиновые игрушки, игрушки на веревочке. Многие родители отмечают, что дети очень любят в своих играх использовать воду, крупу, безопасные предметы, мамину косметику и папины инструменты.

Во все времена огромной популярностью у детей пользовались самодельные игрушки. О том, что это за игрушки и как их можно изготовить самим, мы поговорим подробнее..

Сделать игрушку можно из любого “бросового” материала: из пробок, пластиковых бутылок, картонных коробок и др.

Покажите малышу, как можно играть с новой игрушкой, и вскоре он не только повторит предложенную вами игру, но и придумает много новых развлечений.

И самое главное при покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Как вы считаете, сколько должно быть у вашего ребенка игрушек?

Детский психолог А. С. Спиваковская на этот вопрос отвечает так: “Чем меньше возраст ребенка, тем меньшее число игрушек должно одновременно находиться в поле зрения”. Объем внимания ребенка еще невелик, поэтому большое количество игрушек отвлекает его. Взяв в руки мяч, ребенок тут же перед собой видит интересную машинку, и желание играть с мячом у него пропадает. А если рядом с машинкой лежит старая погремушка, то и машинка оказывается в стороне. Вот и создается впечатление, что ни одна из имеющихся игрушек не подходит малышу.

Уважаемые родители! Наша встреча подошла к концу В следующий раз мы продолжим эту тему. А сейчас я вам хочу представить памятки, которые помогут вам!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Памятка для родителей с советами по проведению игр

Уважаемые родители!


Правило первое: игра не должна включать ни малейшую возможность риска, угрожающего здоровью детей. Однако нельзя выбрасывать из нее трудные правила, выполнить которые нелегко.
Правило второе: игра требует чувства меры и осторожности. Игра не должна быть излишне азартной, унижать достоинства  играющих. Иногда дети придумывают обидные клички за поражение в игре.
Правило третье:  Не устраивайте специальных занятий, не дергайте ребят, даже когда у вас появилось свободное время: «Давай-ка займемся шахматами!» Не прерывайте, не критикуйте. Или учитесь играть вместе с детьми, незаметно и постепенно предлагая свои варианты какого-то дела, или оставьте их в покое. Добровольность – основа игры.
Правило четвертое: не ждите от ребенка быстрых и замечательных результатов. Не торопите ребенка, не проявляйте свое нетерпение. Самое главное – это те счастливые минуты и часы, что вы проводите со своим ребенком. Играйте, радуйтесь открытиям и победам – разве не ради этого придумываем мы игры, затеи.
Правило пятое: поддерживайте активный, творческий подход к игре. Дети большие фантазеры и выдумщики. Они смело привносят в игру свои правила, усложняют или упрощают содержание игры. Но игра – дело серьезное и нельзя превращать ее в уступку ребенку, в милость по принципу «чем бы дитя ни тешилось».

-Начинать играть с ребёнком следует с самых простых игр, постепенно усложняя игровые задания.
-Не стоит сразу разучивать очень много игр.
-Учите ребёнка соблюдать правила игры, а не стараться выиграть и добиться первенства нечестным путём.
-Внушите ребёнку, что не тактично радоваться, когда другие проигрывают.
-Поощряйте ребёнка за успехи в игре- словами, баллами и т.д.
-Приучите ребёнка не обижаться, когда проигрывает; не падать духом и не злиться ни на победителя, ни на того, по чьей вине произошло поражение. -Важно, чтобы ребёнок хранил игровые предметы аккуратно, в специально отведённом для них месте

Для годовалого малыша интересны и полезны будут пластмассовые пирамидки из 3 – 4-х составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляции с этими игрушками не только развивают интеллект ребенка, но и доставляют удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки каталки и неваляшки. Для 2-летних очень хорош большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7 – 8-составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будут приучать ребенка к аккуратности, самостоятельности, так как в них должны складываться после игры кубики, мячики, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если уже в этом возрасте у малыша будет свое игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трем годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы, которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребенку фигура-игрушка. На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», «в папу и маму», в «магазин», «доктора», «детский сад» и т.п. Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т.д.). Правильной будет покупка «парикмахерских наборов», чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребенка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – «бытовые игрушки» должны выглядеть как можно ближе к «оригиналу» и быть достаточно прочными.

К четырем годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребенка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся «ненужными», так как детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зеленые листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге – коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребенку принесут не покупные дорогие игрушки, а сделанные своими руками вместе со взрослыми. Крупные игрушки к пяти годам постепенно перестают занимать ребенка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоевывают интерес и эмоции ребенка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками, развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребенку полезнее и интереснее уже не статичные и конкретные игрушки. Он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолетов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребенке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребенка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить, должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребенке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребенок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум: Деловая игра «Вариант». («Моя педагогическая инициатива»). Подготовили и провели: Методист: Куликова Д.А. и Воспитатель группы № 5 Дудорова Т.Е.

Семинар – практикум:Деловая игра «Вариант».(«Моя педагогическая инициатива»).    Подготовили и провели:Методист: Куликова Д.А.Воспитатель группы № 5Дудорова Т.Е....

Семинар – практикум: Деловая игра «Тест «Ответственность»». (Из цикла: «Педагогическая инициатива пед.коллектива»). Подготовила и провела: Воспитатель группы № 5 Дудорова Т.Е. Совместно с психологом Лукъяненко И.Л.

Семинар – практикум:Деловая игра «Тест «Ответственность»».(Из цикла: «Педагогическая инициатива пед.коллектива»).    Подготовила и провела:Воспитатель группы № 5Дуд...

Семинар - практикум для родителей "Вместе играем, детей развиваем"

Семинар - практикум для родителей "Вместе играем, детей развиваем"...

Семинар-практикум с родителями " Вместе на пути к здоровью"

            СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ               С   РОДИТЕЛЯМИ                &quo...

Семинар - практикум "Мы играем в театрализованные игры"

Цель Расширение знаний педагогов о театрализованной деятельности  дошкольников и совершенствование практических навыков, необходимых в работе с детьми по данному направлению....

Семинар-практикум «Режиссёрские игры и игры- драматизации и их классификация».

Семинар-практикум «Режиссёрские игры и игры- драматизации и их классификация»....