Конспект занятия "Зимние забавы"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

Конспект занятия по речевому развитию в старшей группе "Зимние забавы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_zimnie_zabavy.docx32.11 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 34 Петродворцового района Санкт - Петербурга

Конспект

занятия по речевому развитию

Тема: «Зимние забавы»

для детей старшей группы

Выполнила:

воспитатель Крыгина Мария Александровна

г. Санкт - Петербург, 2025

Дата проведения: 15/01/2025

Цель: Уточнить представления детей о зиме, зимних играх и зимних забавах.

Задачи:

Образовательные:

  • Расширять и активизировать словарный запас по теме «Зима. Зимние забавы».
  • Совершенствовать навыки связной речи.
  • Учить согласовывать речь с движениями.

Развивающие:

  • Развивать логическое мышление, внимание, память, воображение.
  • Развивать познавательный интерес к зимней природе.
  • Развивать речевое дыхание, мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к окружающему миру.
  • Воспитывать чувство ответственности за своё здоровье и жизнь.
  • Формировать умение работать и  играть в коллективе.

Оборудование: иллюстрации по теме «Зима», иллюстрации с изображением зимы.

Образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие».

Ход занятия:

Организационный момент:

Ребята, давайте возьмёмся с вами за руки и улыбнёмся друг другу.

Мы ладошку к ладошке сложили,

И друг другу дружить предложили.

Будем мы заниматься, играть

Чтобы добрыми, умными стать

А сейчас пройдите все на стульчики, сядьте красиво, покажите мне, что вы готовы. Глазки смотрят на меня, ушки слушают меня.

Игровая мотивация.

В группу пришло письмо, на конверте которого нарисована снежинка.

Воспитатель: Ребят, посмотрите, что это?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Действительно, это письмо. А как вы думаете, кто его принёс?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А в конверте есть подсказка - загадка (педагог читает загадку).

Жил я посреди двора,

Где играет детвора,

Но от солнечных лучей

Превратился я в ручей. (Снеговик).

(Приход Снеговика).

Воспитатель: Ребята, а давайте узнаем, зачем Снеговик написал нам письмо. В конверте есть ещё одна загадка. Итак, послушайте.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила.

И на санках прокатила. (Зима).

Воспитатель: Теперь все понятно, Снеговик захотел, чтобы мы ему рассказали все, что знаем о Зиме!

Короткая беседа по вопросам

Воспитатель: Ребята о чем эта загадка?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Какая у нас зима?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно, суровая, белая, серебристая, пушистая, снежная, морозная, холодная.

Воспитатель: Что бывает зимой?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно падает снег, воет ветер, замерзают реки.

Воспитатель: По каким признакам вы догадались?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Как мы определяем, что наступила зима?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А вам нравится зима?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Что вы можете рассказать о зиме, после какого времени года она наступает?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А чем именно она вам нравится?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Ребята, смотрите, Снеговик отправил нам письма на электронную почту! Что же он пишет? Снеговик приглашает нас с вами в путешествие, в зиму, чтобы мы с вами узнали, что такое зимние забавы.

Прежде чем отправиться в путешествие, мы должны правильно одеться. Как вы думаете, какую одежду надо одеть, чтобы чувствовать себя хорошо? (Какую одежду обычно носят зимой).

Дети: ответы детей.

Игровое упражнение дыхательной гимнастики «Снежинка»

Вот они вокруг нас, глубоко вдохнули, сделали губы трубочкой, сильно, сильно подуйте, летят снежинки! А вот снежинка села вам на нос, нижнюю губу оттопырьте, подуйте на кончик носа, чувствуете ветерок, снежинка полетела дальше. Протяните ладошки, снежинка села на них, сделайте губы трубочкой, подуйте.

Игра «Назови ласково» со снежком из бумаги

Гуляя по зимним дорожкам, давайте поиграем в игру. Я бросаю вам снежок с обычным словом, а вы мне возвращаете ласковое.

Снег – снежок

Метель – метелица

Елка – елочка

Ветер - ветерок

Горка - горочка

Санки – саночки

Зима – зимушка

Снежинка – снежиночка

Мороз – морозец

Сосулька – сосулечка

Лед – ледок

Холод – холодок

Словесная игра «Подбери слова»

Воспитатель: Зимой на улице бывает разная погода. То метель разыграется, то мороз сильный, то снегопад. Я буду называть природное явление, а вы отвечайте.

Мороз (что делает) - трещит, щиплет, кусает…

Метель (что делает) - вьётся, бушует, воет, метёт….

Снег (что делает) - идёт, летит, падает, кружится….

Дети (что делают) - веселятся, гуляют, играют, радуются, катаются.

Игра «Третий лишний»

Воспитатель: Сейчас мы с вами сделаем остановку и поиграем в следующую игру. Послушайте мои зимние слова, одно из трёх слов будет лишнее, вам надо назвать его, объяснив своё решение:

1. Январь, февраль, зима.

2. Снежки, санки, коньки.

3. Метель, лыжи, мороз.

4. Снежок, снеговик, снегирь.

Воспитатель: Правильно! Какие умники да умницы! Всё знаете о зиме, зимних явлениях. Ребята, как вы думаете, зимой хорошо или плохо?

Дети: ответы детей.

Зимой хорошо, потому, что много снега и можно лепить снеговика, играть снежки.

Зимой хорошо, можно кататься с горы на санках.

Зимой приходит самый лучший праздник – Новый Год, и это очень хорошо.

Зимой плохо, когда дует сильный мороз, мы не ходим гулять.

Зимой бывает плохо птицам – им холодно и нечего есть.

Зимой хорошо и весело, мы катаемся на лыжах и играем в хоккей.

Воспитатель на каждый ответ даёт снежный комок «хорошо», «плохо».

Воспитатель: Посмотрите, ребята, на снежные комки и сделайте вывод: какой снежный ком больше?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Зимой хорошего больше: ребята любят играть, веселиться, заниматься спортом.

Вот и пришли мы с вами на детскую площадку. А зима подготовила для нас много забавных игр. Давайте посмотрим (рассматривание картинок).

Составление предложений по сюжетным картинкам

Воспитатель: Какое время года изображено?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Какая зима на картинке? (Снежная, морозная, холодная, серебристая, веселая, красивая, радостна….).

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Что делают дети? (Дети катаются на санках с горы, лепят снежную бабу, катаются на лыжах, играют в снежки ….).

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Как ребята играют зимой? (Дружно, весело, радостно, задорно, интересно….).

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Представьте, что вы оказались рядом с детьми, что вы слышите? (Веселый смех, голоса ребят, скрип снега, лай собак….).

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Если бы вы оказались рядом с детьми, изображёнными на картине, какое занятие бы выбрали, какую игру?

Дети: ответы детей.

Дидактическое упражнение «Зимние забавы».

Воспитатель: Так какие же бывают зимние забавы? (Показывает картинку с изображением коньков).

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Что это за забава?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Правильно. Придумайте слова действия. Что дети делают на коньках? (Кружатся, играют в хоккей, бегают).

Дети: ответы детей.

Аналогичная работа проводится и с другими картинками

Воспитатель: А вот в какие игры они любят играть - я вам загадаю загадки:

  • Мои новые дружки и блестящи, и легки,

И на льду со мной резвятся, и мороза не боятся. (Коньки).

  • Бегут вперед, задрав носы

За ними вслед – две полосы. (Лыжи).

  • Ой, насыпало снежка! Вывожу коня-дружка.

С горки вниз на нем лечу, а назад его тащу. (Санки).

Физкультминутка

Наконец пришла зима, (дети разводят руки в стороны)

Стали белыми дома (складывают руки домиком над головой)

Снег не улице идёт, (двигают руками сверху вниз)

Дворник улицу метёт, (имитируют)

Мы катаемся на санках, (приседают, руки вытягивают вперёд)

Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину. Медленно кружатся)

Ловко бегам на лыжах, (имитируют)

И играем все снежки. (Лепят и бросают снежки)

Рефлексия

Итог. Словесная игра «Да – нет».

Воспитатель: Что делали сегодня,

Дай мне, дружок, ответ.

Слушай внимательно,

Отвечай «ДА» или «Нет».

Воспитатель: В снежки играли вы с друзьями?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Грибы по лесу собирали?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: С горки на санках катались?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: В деревне в речке купались?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: По лесу на лыжах бродили?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А много цветов находили?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: В саду своём грядки копали?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А с Дедом Морозом плясали?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: Вы ещё не устали отвечать?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: В зимние забавы будете играть?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: А через год зиму ждёте опять?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: На прощание я хочу вам подарить картинки – раскраски «Зимние забавы». У зимы лишь белая краска, а вы сможете их раскрасить своими цветными карандашами.

Ребята, давайте узнаем, понравилось ли Снеговику путешествовать вместе с нами? Что он пишет нам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игра-забава "Зайчата"

С помощью этого занятия вы сможете развить у детей 4-5 лет диалогическую речь, умение рассказывать по картинке....

Конспект "Зимние забавы"

Закрепление представление о зиме и её приметах...

Конспект развлечения "Забавы матушки Зимы"

Цель: повышать эффективность взаимодействия воспитателей с родителями в процессе физического и нравственного воспитания детей. Задачи: развивать ловкость и выносливость, закреплять двигательные у...

Конспект «Зимние забавы»

Конспект Непосредственной образовательной деятельностиПо художественно – эстетическому развитиюво второй младшей группе«Зимние забавы»...

Конспект игры-забавы в средней группе на тему: «Мы играем-не скучаем».

Укреплять здоровье детей, совершенствовать физические качества, создать у детей бодрое, радостное настроение. Закрепить представления детей о признаках зимы. Совершенствовать двигательные умения и нав...

Конспект "Зимние забавы"

Конспект коррекционно-развивающего подгруппового занятия для детей с нарушением зрения старшего дошкольного возраста (6-7 лет) по развитию осязания и мелкой моторики. Тема: «Зимние забавы&r...

Конспект развлечения "Забава- праздник мыльных пузырей"

Методическая разработка по культурно-досуговой деятельности для детей 3-4 лет...