Программа ПДО "Мир гениев"
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа)
Подготовка детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте, развитие интеллектуальных способностей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_geniev_lv.docx | 49.47 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированной направленности №7 «Антошка»
Программа дополнительного образования
«Мир гениев»
Автор: Попович Л.В.
Г. Урай
Модифицированная программа «Мир гениев» детей старшего дошкольного возраста составлена и разработана на основе программ и пособий: Е. В. Колесниковой «От звука к букве», Е. Н. Журовой, Н. С. Варенцовой, Н. В. Дуровой, Л. Н. Невской «Обучение дошкольников грамоте», И. А. Барташникова, Л.А .Барташников. «Учись играя. Тренировка интеллекта».
Успеваемость учащегося начальной школы, качество усвоения им знаний в школьный период во многом зависит от дошкольной подготовки. Почему один ребёнок хорошо успевает в начальных классах, а другой сталкивается серьёзными проблемами? Дело не только в наличии или отсутствии способностей, но и в том, какое развитие получали способности в первые шесть-семь лет жизни ребёнка. К сожалению, большинство современных детей предпочитают планшет и телевизор, родители сводят подготовку к обучению детей чтению и письму. Забывая о том, что для успешной учебы детям необходимо иметь развитые интеллектуальные способности. Под интеллектуальными способностями мы понимаем - способности, которые необходимы для выполнения не какой-то одной, а многих видов деятельности (память, восприятие, воображение, мышление, речь, внимание). Основы этих сложных психических функций можно начинать формировать в старшем дошкольном возрасте. Развитие дошкольника можно осуществить только в естественном, самом привлекательном для него виде деятельности – игре.
В данной программе работа с дошкольниками ведется параллельно в двух направлениях. Подготовка к обучению грамоте, развитие интеллектуальных способностей. Выработка у детей умений ориентироваться в звукобуквенной системе родного языка и на этой основе – развитие интереса и способностей к чтению.
Цель: Развитие интеллектуальных способностей дошкольника и подготовка к умению читать и писать.
Задачи:
1.Формировать умений звуко - буквенного анализа, выразительности речи, развитие фонематического слуха, развитие графических навыков с целью подготовки руки к письму
2.Развивать интеллектуальные способности, логическое мышление.
3.Формировать навыки самоконтроля и самооценки выполненной работы, потребность в умственной активности.
Учебный план
Продолжительность | В месяц | В год |
Мир гениев | 8 раз | 72 |
Обучение чтению 30 мин | 5 раз | 45 |
Развитие интеллектуальный способностей 30 мин | 3 раза | 27 |
Предполагаемые результаты:
К концу учебного курса ребенок приобретёт следующие знания и умения:
- знать буквы русского алфавита;
- писать буквы русского алфавита в клетке;
- понимать и использовать в речи термины «звук», «буква»;
- определять место звука в слове в начале, в середине и в конце;
- различать гласные, согласные, твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие согласные звуки;
- пользоваться графическим обозначением звуков (гласные – красный круг, твердые согласные – синий круг, мягкие согласные – зеленый круг);
- соотносить звук и букву;
- определять ударный слог, ударную гласную и обозначать соответствующим значком;
- проводить звуковой анализ слов;
- читать слова, слоги, предложения;
- правильно пользоваться терминами «звук», «слог», «слово», «буква». «предложение».
- появится динамика развития психических познавательных процессов: память, мышление, воображение, логическое мышление.
- Разовьются творческие и коммуникативные способности детей.
- Сформируется потребность в умственной работе.
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
«ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
Месяц | № | Тема |
Сентябрь | 1 | Мониторинг |
2 | Многообразие слов, слова звучат по-разному и похоже, моделирование | |
3 | Знакомство с терминами «звук», «буква» | |
4 | Звук и буква А. обозначение гласного звука. | |
5 | Звук и буква О Звук и буква У. | |
Октябрь | 6 | Звук и буква Ы. Звук и буква Э. |
7 | Чтение слов АУ, УА, закрепление пройденного материала. | |
8 | Звук и буква Л. Обозначение согласного звука. | |
9 | Звук и буква М. Понятие «слог». | |
10 | Звук и буква Н. Чтение слогов. | |
Ноябрь | 11 | Звук и буква Р. Чтение слогов. Ударение. |
12 | Буква Я и чтение слогов. | |
13 | Звук и буква Ю. | |
14 | Звук и буква Е, чтение слов. | |
15 | Звук и буква Ё. | |
Декабрь | 16 | Звук и буква И, чтение слогов, слов. |
17 | Звуки Г – Гь, буква Г. Графические навыки. | |
18 | Звуки К – Кь, буква К. | |
19 | Звонкие и глухие двойняшки (звуки Г-К, Гь-Кь). Моделирование | |
20 | Звуки Д-Дь, буква Д. Понятие «предложение». | |
Январь | 21 | Звуки Т – Ть, буква Т. |
22 | Звуки В – Вь, буква В. Графические навыки. | |
23 | Звуки Ф – Фь, буква Ф. | |
24 | Звонкие и глухие двойняшки (звуки В-Ф, Вь-Фь). Моделирование | |
25 | Звуки З – Зь, буква З. | |
Февраль | 26 | Звонкие и глухие двойняшки (звуки С-З, Сь-Зь). Моделирование |
27 | Звуки Б – Бь, буква Б. | |
28 | Звуки П – Пь, буква П. | |
29 | Звонкие и глухие двойняшки (звуки Б-П, Бь-Пь). Моделирование | |
30 | Звук и буква Ж. | |
Март | 31 | Звук и буква Ш |
32 | Звук и буква Х. Звук и буква Ч. | |
33 | Звук и буква Ц. | |
34 | Буква Ь. Буква Ъ. | |
35 | Звуки и буквы. Закрепление. | |
Апрель | 36 | Предложение. Закрепление. |
37 | Чтение слогов, слов, предложений. Графические навыки. Закрепление. | |
38 | Пересказ. Диктант отдельных слов. | |
39 | Составление рассказа. Диктант отдельных слов. | |
40 | Страна Азбука | |
Май | 41 | Составление рассказа. Диктант отдельных слов. |
42 | Страна Азбука | |
43 | Пересказ. Диктант отдельных слов. | |
44 | Чтение слогов, слов, предложений. | |
45 | Мониторинг |
Содержание.
В рамках реализации этой программы используются основные методы обучения: наглядный, словесный, метод практических заданий, проблемно-поисковый.
Данная программа предусматривает использование звукового аналитико-синтетического метода обучения грамоте, разработанного Д. Б. Элькониным и доработанного Л. Е. Журовой применительно к обучению детей дошкольного возраста.
Согласно одному из принципов обучения грамоте, ребенка необходимо познакомить с моделированием слова, потому что анализировать неосязаемую звуковую форму слова очень трудно. Под моделированием понимается воссоздание объекта в другом, не натуральном материале, в результате чего выделяются такие стороны, которые становятся предметом специального рассмотрения, изучения. С этой целью дети знакомятся с простейшим моделированием – слово можно обозначить в виде прямоугольника.
Предметом изучения являются звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ъ и Ь).
Каждая образовательная деятельность начинается с изучения звука: дети учатся выделять звук из слова, уточняют его произношение, определяют место звука в слове. Звук представляется ребенку во всем его многообразии (одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный круг – гласный, синий – твердый согласный, зеленый – мягкий согласный). Затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук. Детям демонстрируется образное изображение буквы и веселое стихотворение о ней, затем ее печатное изображение, что помогает ребенку лучше запомнить букву. Буква представлена разными изображениями предметов, в названиях которых изучаемый звук (буква) находится не только в начале слова, но и в середине, и в конце. Это необходимо для того, чтобы у детей не сформировалось представление, что звук (буква) могут встречаться только в одном слове и в одном месте. Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия «звук» (его мы слышим и произносим) и «буква» (ее мы видим и пишем).
Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных А, О, У, Ы, Э, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и в конце, что уже на следующем этапе – ознакомления с сонорными согласными – позволяет детям читать слоги, слова и предложения из пройденных букв.
Одновременно дети знакомятся с условным обозначением гласных звуков – красный кружок.
На первых занятиях по ознакомлению детей со звуками и буквами предусмотрено множество заданий на различение звуков и букв, количество таких заданий от занятия к занятию будет уменьшаться.
Затем дети знакомятся с сонорными согласными (Л, М, Н, Р), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар), в отличие от парных звонких и глухих согласных (дуб, нож). При изолированном произношении надо учить детей произносить не алфавитное название букв, а звук, который они обозначают в слове (лампа – не Ль, а Л, лев – Ль), что будет способствовать хорошему различению твердых и мягких согласных, а в последующем поможет писать без ошибок.
По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий кружок.
На последующей образовательной деятельности дети уже начинают читать слова из знакомых букв (мама, мыло), что делает процесс обучения чтению более осмысленным.
Одновременно начинается работа над ударением, которое объединяет слово в единое целое. Правильно выделенное ударение при чтении позволит детям преодолеть послоговое произнесение слов и перейти к чтению целыми словами.
Считаю необходимым в данной программе использование методики ознакомления детей с ударением Журовой Е. Н., Варенцовой Н. С., Дуровой Н. В., Невской Л. Н., которая предлагает начинать обучение вычленению ударного слога с двухсложных слов с ударением на первом слоге (мама, мыло), потом переходить к словам с ударением на втором слоге. Причем при выделении ударного слога необходимо произносить слово целиком, т.к., произнося слово по слогам, получится столько ударений, сколько слогов в слове. Педагог дает образец правильного произнесения слова с подчеркнутым ударением, помогает детям выделить ударный слог. Затем дети учатся самостоятельно выделять ударный гласный звук в слове.
Также дети знакомятся со значком, обозначающим ударение. В дальнейшем определение ударного слога, ударного гласного будет включаться в фонетический разбор слов.
Знакомство со следующей группой гласных (Я, Е, Ё, Ю – йотированные гласные). вызывает у детей определенные трудности, если вводить существующее правило, которое говорит о том, что эти буквы обозначают два звука – ЙА, ЙУ, ЙЭ, ЙО. Поэтому детям (Колесникова Е.В.) представляют йотированные буквы как буквы, придающие мягкость согласным, после которых они пишутся. При этом в словах звучат гласные звуки А, Э, О, У, но если согласный перед ним звучит мягко, то пишутся Я, Е, Ё, Ю.
На последующем занятии дети уже читают предложение из трех слов и тут же знакомятся с графическим изображением предложения. Слова обозначаются прямоугольниками, у первого прямоугольника левая сторона чуть выше, что символизирует начало предложения.
Затем дети знакомятся со звонкими и глухими согласными, что позволяет им хорошо усвоить понятие парности по звонкости/глухости.
После этого дети познакомятся с одиночными Х и Ц, с мягким согласным Й, с разделительной смягчающей функцией Ь, с разделительной функцией Ъ.
На заключительных занятиях закрепляются полученные знания.
Для лучшего запоминания зрительного образа буквы используются следующие упражнения: вырезать букву, обвести ее пальчиком по контуру, написать букву по точкам, закрасить контур буквы, дорисовать элементы так, чтобы получилась буква, написать букву в клетке, выучить стихотворение про букву.
В программе используются игры и упражнения для совершенствования фонематического слуха: «Подскажи словечко», «Звук потерялся», «Звуки поменялись местами»; игровые упражнения на закрепление связи звука с буквой «Ну-ка, буква, отзовись», «Назови правильно», «Назови букву, которая спряталась»; заучивание стихотворений с опорой на сюжетный рисунок. Деформированные тексты и путаницы в картинках, поговорки, загадки представляют собой слияние заданий на развитие внимания, памяти, мышления.
Мониторинг проводится в соответствии с рекомендациями Журова Е. Н., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа-Пресс, 1998
Методы и приемы
Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности, в связи с чем в программе предложено большое количество игровых упражнений.
Для того, чтобы переключить активность детей (умственную, двигательную, речевую), не выходя их учебной ситуации проводятся физминутки.
Использование тетрадей на печатной основе помогает организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий. Также формированию навыков самооценки способствует подведение итогов. В течение 2-3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях. Здесь же дети могут высказать свое отношение, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь поможет педагогу впоследствии скорректировать свою работу.
Разнообразный по формам материал физминуток продолжает словарную и звуковую тематику, не только развивает общую моторику и снимает напряжение, но и учит правильно дышать и интонировать, помогает выработке чувства ритма. Для этой цели используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту.
ПЕРСПЕКТИНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
«РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ»
Месяц. № занятия | Содержание | Цель: Развитие |
Сентябрь 1.Занятие. | 1.Игра: «Муха» 2. Головоломка со спичками 3.«Исследователь» 4. «Купи в магазине» | 1.Развитие внимания, концентрированности. 2.Наглядно – образного мышления, мысленное преобразование. 3. Логическое мышление, сравнение. 4.Память, повторение. |
2.Занятие | 1.Игра: «Живые фигуры» 2.И хороший и плохой» 3. «Круги» 4. «Шахматная доска» | 1.Воображения, использование предметов заместителей. 2. Творческие способности, противоположные свойства. 3.Внимание, устойчивость и концентрировка. 4. Наглядно – образное мышление, преобразование образа. |
3.Занятие. | 1.Игра: «Найди вырезанные кусочки» 2. «Запомни предмет» 3. «Водитель такси» 4. «Противоположности» | 1.Логическое мышление, сравнение. 2.Память, повтор. 3.Воображение, использование предметов заместителей 4.Творческие способности, противоположные свойства. |
Октябрь 1.Занятие. | 1.Игра «Вывески» 2. «Почемучки» 3. «Селектор» 4. «Найди по плану» | 1. Воображение, использование предметов заменителей. 2. Творческие способности. 3.Внимание, устойчивость и концентрированность. 4.Наглядно образное мышление. Ориентация в пространстве по схеме. |
2.Занятие | 1.Игровое упражнение «Зачем и почему?» 2.Какая группа исчезла? 3. Шкатулка со сказками. 4.Что в кулаке? | 1.Логическое мышление. Сравнение. 2.Память. Прием группировка. 3.Воображение. Использование предметов заменителей. 4.Творческие способности. Постановка вопроса.
|
3.Занятие. | 1. Веселое троеборье. 2.Прогноз погоды. 3. Я знаю… 4.Убавилось или прибавилось. | 1. Внимание. Переключаемость. 2. Наглядно – образное мышление. 3.Логическое мышление. Обобщение. 4. Развитие памяти. Группировка. |
Ноябрь. 1.Занятие. | 1.Волшебные круги. 2.Без слов. 3.Утренняя гимнастика. 4.Собери по схеме. | 1.Воображение. Опредмечивание. 2.Творческие способности. 3.Внимание. Переключаемость. 4.Наглядно образное мышление. Чтение и создание схемы объекта. |
2.Занятие. | 1. Один лишний. 2.Пары картинок. 3. Дорисуй фигурку. 4.Изобретатель. | 1.Логическое мышление. Обобщение. 2. Память. Смысловое соотнесение. 3.Воображение. Опредмечивание. 4.Творческие способности. Пере формулировка. |
3.Занятие | 1.Паралельный счет предметов. 2. Нарисуй схему. 3.Назови, одним словом. 4.Слово и картинка. | 1. Внимание переключаемость. 2. Наглядно образное мышление. Чтение и создание схемы объекта. 3. Логическое мышление. Обобщение. 4. Память. Смысловое соотнесение. |
Декабрь. 1.Занятие. | 1.Мешочки с подарками. 2. Золотые руки. 3. Буква – цифра. 4.Зашифруй сказку. | 1. Воображение. Создание образа. 2.Творческие способности. Переформулированные. 3.Внимание. Переключаемость. 4. Наглядно образное мышление. Чтение и создание схемы объекта. |
2.Занятие. | 1.Железная дорога. 2.Картинка помогает картинке. 3.Бывает ли такое? 4.Настроение в цвете. | 1. Логическое мышление. Обобщение. 2. Память. Смысловое соотнесение. 3.Воображение. Создание образа. 4.Творческие способности. Генерирование идей. |
3 занятие. | Составляется из игр, которые вызвали наибольшее затруднение. |
Январь. 1.Занятие. | 1.Шерлок Холмс. 2.Найди тропинки. 3.Универсам. 4.Картинка помогает слову | 1.Внимание. Наблюдательность. 2.Наглядно – образное мышление. Планирование действий в уме. 3. Логическое мышление. Обобщение. 4. Память. Смысловое соотнесение. |
2.Занятие. | 1.Отгадай загадку. 2.Пантомима. 3. Пантомима для наблюдательных. 4.Игра в перестановки. | 1. Воображение. Создание образа по словесному описанию. 2.Творческие способности. Генерирование идей. 3. Внимание. Наблюдательность. 4. Наглядно – образное мышление. Планирование действий в уме. |
3.Занятие. | 1.Обручи. 2.Запомни картинки. 3.Собери картинку. 4.Представь себе. | 1.Логическое мышление. Обобщение. 2.Память. Образная. 3. Воображение. Воссоздание целого из части. 4.Развитие творческих способностей. Генерирование идей.
|
Февраль. 1.Занятие. | 1.Отметь фигурки. 2.Игра в перестановки. Усложненный вариант. 3.Продолжи ряд цифр. 4.Запомни предметы. | 1.Внимание. Наблюдательность. 2. Наглядно – образное мышление. Планирование действий в уме. 3. Логическое мышление. Систематизация. 4. Память. Образная. |
2.Занятие. | 1.Откуда кусочек. 2.Составь предложение. 3.Запретное слово. 4.Шахматная доска. | 1. Воображение. Воссоздание целого из части. 2. Развитие творческих способностей. Генерирование идей. 2.Внимание. Произвольность. 4.Наглядно – образное мышление. Планирование действий в уме. |
3.Занятие. | 1.Последовательные картинки. 2.Что изменилось? 3.Салфетки с узором. 4.Волшебные круги. | 1. Логическое мышление. Систематизация. 2.Образная память. 3.Воображенеи. 4. Творческие способности. Генерирование идей. |
Март. 1.Занятие. | 1.Запретное движение. 2.Головоломка с палочками. 3.Кто самый самый. 4.Стихи и перевертыши. | 1. Внимание. Произвольность. 2.Наглядно- образное мышление Планирование действий в уме. 3. Логическое мышление. Систематизация. 4.Словесно – логическая память. |
2. Занятие. | 1.Кубики – невидимки. 2. Прямоугольное королевство. 3.Заполни матрицу. 4.Запомни слова. | 1.Воображение. Оперирование объектом в пространстве. 2.Творческие способности. Генерирование идей. 3. Развитие логического мышление. Систематизация. 4.Словесно логическая память. |
3. Занятие. | 1.Развертки. 2.Дорисуй фигуру. 3.Что подходит. 4.Каких картинок больше. | 1.Воображение. Оперирование образом объекта в пространстве. 2. Развитие творческих способностей. Включение объекта в новые связи. 3.Логическое мышление. Смысловое соотнесение. 4.Оперативная память.
|
Апрель. 1.Занятие. | 1. Собери по схеме. 2. Незавершенный рисунок. 3.Подбери картинку, к слову. 4.Складывай и запоминай. | 1.Воображение. Создание и реализация плана замысла. 2. Развитие творческих способностей. Включение объекта в новые связи. 3. Логическое мышление. Смысловое соотнесение. 4. Оперативная память. |
2. Занятие. | 1.Зашифруй сказку. 2.На что похожа фигура. 3.Придумай сам. 4.Самолетики. | 1. Воображение. Создание и реализация плана замысла. 2. Творческие способности. Выбор самого оригинального образа. 3. Логическое мышление. Смысловое соотнесение. 4. Оперативная память. |
3.Занятие. | 1. Сочинитель сказок. 2.Кляксы. 3.Все наоборот. 4.Запомни цифры. | 1. Воображение. Создание и реализация плана замысла. 2. Творческие способности. Выбор самого оригинального образа. 3. Логическое мышление. Смысловое соотнесение. 4. Кратковременная память. |
Май. 1.Занятие. | 1. Архитектор. 2.Путешествие по облакам. 3.Стихи и перевертыши. 4.Запомни рассказ. | 1. Воображение. Создание и реализация плана замысла. 2. Творческие способности. Выбор самого оригинального образа. 3 – 4. Долговременная память. |
2.Занятие. | Составляется из игр, которые вызвали наибольшее затруднение. | |
3. Занятие. | Составляется из игр, которые вызвали наибольшее затруднение. Подведение итогов. |
Игра — это волшебная палочка, с помощью которой можно научить ребенка, читать, писать, считать, а главное думать, рассуждать, изобретать и доказывать. Все игры в этом направлении представляют собой элементы единой системы тренировки интеллектуальных и творческих способностей детей. КИТ. (Креативно- интеллектуальный тренинг). КИТ разработан на базе психологических и педагогических исследований Г.Айзенка, Л.А.Венгера, Дж.Гилфорда, О.М. Дьяченко и представлен в книге И. А. Барташникова, Л.А. Барташников. «Учись играя. Тренировка интеллекта».
Мониторинг проводится по книге: И. А. Барташникова, Л.А .Барташников. «Учись играя. Тренировка интеллекта» Издательство «Фалио».1997г. Харьков. Часть 1. Как определить уровень умственного развития ребенка? В книге подробна, описана вся методика. Даны подробные инструкции и рекомендации
Методы и приемы
Возрастные особенности детей требуют использования игровой формы деятельности, в связи с чем в программе предложено большое количество игровых упражнений.
Для того, чтобы переключить активность детей (умственную, речевую двигательную), не выходя их учебной ситуации проводятся физминутки.
Использование тетрадей на печатной основе помогает организовать самопроверку детьми выполненных ими заданий. Навыки самопроверки станут в дальнейшем основой для формирования у них правильной самооценки результатов своих действий. Также формированию навыков самооценки способствует подведение итогов. В течение 2-3 минут внимание детей акцентируется на основных идеях. Здесь же дети могут высказать свое отношение, к тому, что им понравилось, а что было трудным. Эта обратная связь поможет педагогу впоследствии скорректировать свою работу.
Разнообразный по формам материал физминуток продолжает словарную и звуковую тематику, не только развивает общую моторику и снимает напряжение, но и учит правильно дышать и интонировать, помогает выработке чувства ритма. Для этой цели используются веселые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту.
Физминутки
Замок На двери виселзамок. Да никто открыть не мог. Потянули, покрутили, Постучали и открыли | Считалка. Раз, два, три, четыре. Сколько мебели в квартире: Гардероб, журнальный столик, Горка, стенка с антресолью, Кресла, шкаф, диван, буфет… А тебе там места нет! |
Просыпались зайки. Утром на лужайке Просыпались зайки. – Здравствуй, солнце красное! – Здравствуй, небо ясное! – Здравствуй, ёлка! – Здравствуй, пень! – Здравствуй, здравствуй, Новый день! Матрешка. Улыбается матрешка. Интересно ей немножко, Отгадают или нет Малыши ее секрет | Котенок. Очень любит мама-кошка Своего котенка-крошку. У него хвост как у папы, Как у мамы нос и лапы. Мышку он вчера нашел, Значит, в дедушку пошел. |
Полотенце. Света в речке искупалась, Полотенцем вытиралась. Воду всю оно впитало Вместо Светы мокрым стало. Тигренок Я умею кувыркаться Прыгать сквозь кольцо огня И на тумбу забираться. Все в восторге от меня! Вырасту большим, как мать, Буду в цирке выступать. Любит зрителей с пеленок Дрессированный тигренок! | Солнышко. Нарисуем желтый круг, После лучики вокруг – Пусть на белом свете Ярче солнце светит! На детей и на цветы, Смотрит солнце с высоты, Чтоб росли скорее Их теплом согреет. |
Капуста. Мы капусту рубим-рубим, (размашистые движения руками, как топором) Мы капусту мнём-мнём, («мнут капусту») Мы капусту солим-солим, («берут» щепотку соли и «солят») Мы капусту жмём-жмём. (сгибание и разгибание кистей рук) | Теремок Стоит в поле теремок. (Ладони обеих рук соединены под углом) На двери висит замок. (пальцы сжаты в замок) Открывает его волк- Дёрг-дёрг, дёрг-дёрг. Руки, сжатые в замок, движутся вперёд - назад, влево - вправо) Пришёл Петя-петушок И ключом открыл замок. |
Видят глазки всё вокруг Глазки видят всё вокруг, | Это. Это глазки. Вот, вот. Это ручки. Хлоп, хлоп. |
Сова В лесу темно, Все спят давно. (Дети изображают спящих.) Все птицы спят... Одна сова не спит, Летит, кричит. (Дети делают взмахи руками.) Совушка - сова, Большая голова. На суку сидит, Головой вертит. | Зарядка Наклонилась сперва Книзу наша голова (наклон вперёд) Вправо-влево мы с тобой Покачаем головой. (наклоны в стороны) Ручки за голову, вместе Начинаем бег на месте. (имитация бега) Уберём и я, и вы Руки из-за головы. |
Список используемой литературы:
- Курочкина И. О портретной живописи детей.-СПб.: ООО Издательство «Изотова Е. И., Никифорова Е .В. Эмоциональная сфера ребенка: Теория и практика. Учеб. Пос. для студентов высш. Учеб. Заведений. М.: Изд. Центр «Академия», 2004.
- Кряжева Н. Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль: Академия развития, 1990. (Серия «Вместе учимся, играем»).
- Мухина В. С. Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин аса. Спб.: Венгера. М.: Просвещение, 1985.Питер, 2007.
- Смирнова Е. О., Холмогорова В. М. Межличностные отношения дошкольников. - Издательский центр «ВЛАДОС», 2005.
- Трофимов М. В. «И учеба, и игра». Изобразительное искусство.- ООО Издательство «Академия развития». 2001 г.
- Шалаева Г. П. «Учимся рисовать человека». - Издательство АСТ, Слово. 2009 г.
- «Ребенок в детском саду.» 2007. № 5. С. 80-87. Нгуен Минь Ань
- Азбука-читалочка. Рабочая тетрадь. – М., 2009
- Бугрименко Е. А., Цукерман Г. А. Чтение без принуждений. – М., 1993
- Волина В. В. Занимательное азбуковедение. – М., 1991
- Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2003
- Журова Е. Н., Варенцова Н. С., Дурова Н. В., Невская Л. Н. Обучение дошкольников грамоте. – М.: Школа-Пресс, 1998
- Зак А. Путешествие в Сообразилию, или Как помочь ребенку стать смышленым. – М., 1997
- Запоминаю буквы. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2001
- Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у дошкольников. – М.:Акалис, 1996;
- Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет. Сценарии учебно-игровых занятий. М.: Ювента, 2001;
- Колесникова Е.В. Программа «От звука к букве». Обучение грамоте детей дошкольного возраста. – М.: Ювента, 2005;
- Морозова Т.Н. Обучение детей грамоте. – Тула, 1993;
- Нечаева Н.В. Обучение грамоте. – М., 1993
- Никитин Б.П. Развивающие игры. – М., 1981
- От А до Я. Рабочая тетрадь. М.: Ювента, 2002
- От звука к букве. Демонстрационный материал. М.: Гном и Д, 2001
- Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учись правильно говорить. – М., 1992
- Ушинский К.Д. Родное слово. – М., 1991
- Филиппова С.О. Подготовка дошкольников к обучению письму. – Спб.: Детство-Пресс, 2001
- Шибаев А.В. Буква заблудилась. – М., 1986
- Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. – М., 1992
- Барташникова, Л.А. Барташников В.Н. «Учись играя. Тренировка интеллекта». Харьков. 1992.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа интеллектуально-развивающего кружка "Юный Гений"
Исользование дидактического материала: палочек Кюизенера, блоков Дьенеша и развивающих игр Никитина. Для отображения всего материала, необходимо скачать файл....
программа "Маленький гений"с рецензией
программа "Маленький гений" по подготовке к школе...
Программа Юный Гений
программа...
Программа «Маленький гений» (авторская программа дополнительного образования)
Программа «Маленький гений» является продуктом инновационного проекта, реализуемого в муниципальном автономном дошкольном образовательном учреждений детский сад «Катюша» в тече...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Новые гении»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Новые гении» имеет естественно-научную направленность и является важным направлением в интеллектуальном развитии личности ребе...
Дополнительная общеобразовательная программа "Математический гений" с календарно-тематическим планированием для дошкольников
Дополнительная общеобразовательная программа "Математический гений" для дошкольников разработана для ведения кружка с одноимённым названием и нацелена на подготовку детей к школе по математи...
ПРОГРАММА «МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ»
ПРОГРАММА«МАЛЕНЬКИЙ ГЕНИЙ»...