Звук и буква Ц
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
конспект занятия по обучению грамоте, подготовительная группа
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuk_i_bukva_ts.docx | 21.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Звук и буква Ц
Цель: создать условия для знакомства детей со звуком и буквой Ц.
Задачи:
коррекционно-образовательные:
-научить давать акустико-артикуляционную характеристику звук Ц;
-Упражнять в определении звуко-слогового состава слов со стечением согласных, подбирать слово к схеме.
- Познакомить с буквой Ц, упражнять в дифференциации понятий «звук» и «буква»..
коррекционно-развивающие:
-развивать фонематические процессы;
-развивать дыхание и голос;
-развивать внимание, память; логическое мышление;
- Развивать зрительно-пространственный праксис и гнозис.
коррекционно-воспитательная:
- Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу;.
- Воспитывать умение выслушивать мнение других детей, не перебивая.
- развивать внимание, усидчивость
Оборудование: картинки со звуком Ц в разных позициях, «Звуковики», Схемы звукового состава слов; рабочии тетради, карандаши, зеркала.
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
Улыбнемся друг другу
И нашим гостям
Чудесных открытий
Желаем всем вам.
Ребята, мы сегодня снова будем обучаться грамоте, поговорим о звуках и буквах.
2. Артикуляционная гимнастика. Сегодня я вам хочу рассказать сказку. Но для начала, отгадайте загадку.
Был белый дом, чудесный дом,
И что-то застучало в нём.
И он разбился, и оттуда
Живое выбежало чудо.
Явился в жёлтой шубке,
Прощайте, две скорлупки.
- Правильно, это цыплёнок.
В одной скорлупке жил цыпленок, в ней ему стало тесно, скучно и он захотел появиться на свет. Давайте изобразим цыпленка, сидящего в яйце и покажем, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом — правое крылышко, затем — левое. И вот он вылез из скорлупки.
И что сказал цыпленок, как вы думаете?
(Цып-цып-цып)
- Посмотрел цыплёнок вокруг себя и удивился: «Ац - оц - уц!»
Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.
-Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают).
- Цыплёнок испугался: «Ца - цо - цу!»
- Ветерок стал стихать и совсем прекратился. Чтобы цыплёнок не замёрз,
Погреем его: глубокий вдох через нос, медленный выдох ртом.
- Цыплёнок успокоился и улыбнулся: «Ци-ци-ци.» «Какой прекрасный мир!» - сказал цыпленок. Ребята, а давайте пригласим цыпленка вместе с нами в страну звуков. Кто скажет, что это за страна? (страна в которой живут звуки и буквы) Правильно ребята, а вот какие звуки живут в этой стране, вы сейчас сами попробуйте догадаться.
3. Отгадывание загадок. - Вы любите загадки? Я хочу вам
загадать загадки, а вы попытайтесь их отгадать и попробуйте догадаться, какой новый звук мы встретим в нашей стране.
По ходу отгадывания загадок появляется картинка – отгадка.
Итак, первая загадка:
На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад —
Ищет в речке лягушат. (Цапля)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры)
Нарядные сестренки
Весь день гостей встречают,
Медом угощают. (Цветы)
У детей к нему огромный интерес
Сюда всегда открыты двери,
Здесь выступают даже звери.
(цирк)
4.. Выделение звука.
Ребята, а теперь давайте, произнесём слова отгадки, выделяя первый звук.
- Вы догадались, о каком звуке сегодня на занятии будет идти речь?
-Правильно, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуками «Ц».
.- Сначала давайте познакомимся со звуком «Ц».
5. Учимся произносить звук.
«Ц» - это имя звука, а каждое имя надо произносить четко и правильно. Скажите, а что участвует в произношении звука (губы, язык и зубы)
- Возьмите в руки зеркала и произнесите звук ц
- Что делают губы? (улыбаются)
-Произносим ц зубы видны? (зубы видны)
-Произносим Ц…Что делает кончик языка (упирается в верхние зубы)
6. Характеристика звука
Отложит зеркала. Звук ц гласный или согласный? Почему (Ц – согласный! Он не поется, и во рту появляется преграда)
Ребята, я вам открою секрет, звук ц - он всегда твёрдый.
А сейчас, определите, пожалуйста, звук ц - звонкий или глухой? (глухой)
Итак, звук ц -согласный, твёрдый, глухой.
7. Упражнения в выделении звука ц из потока речи
Игра «Внимательные ушки»
- давайте поиграем в игру: «Кто внимательнее» и попробуем поймать звук «Ц». Будьте внимательны, мы ловим твердый звук ц в словах. Я буду говорить слова, а вы хлопайте, если этот звук есть в слове:
Слова: Цапля-аист; царь-король; яйцо-цыпленок; театр-цирк; роза-цветок; браслет-цепочка; буквы-цифры.
4.6. Фонетическая зарядка со звуком ц: Подбор слов со звуком [ Ц ] .
А теперь придумайте вы слова, где звук «Ц» стоит в начале слова.
- Молодцы!
8. Физкультминутка. Цапля.
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
(Стихотворение декламируется детьми 2 раза; первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой)
9.1 Работа с азбукой.
звуко-слоговой анализ слов: Овца, цокать цех зацепка отцы и тд.
9. Формирование представления о букве Ц
Знакомство с буквой Ц. Посмотрите, мы даже с вами не заметили, как подошли к домику звука. Каждый звук в этой стране живёт в своём доме. Как вы думаете в каком домике живет звук Ц?
Правильно, в букве ц.
Ребята, а на что похожа буква ц?
Посмотрите (показываю букву):
Вот какая буква Ц-
С коготочком на конце.
Коготок – царапка,
Как кошачья лапка.
10. Написание буквы в воздухе Ц.
- Давайте, посмотрим, из каких элементов построен домик звука (из 4 линий).
- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Ц в воздухе. Поднимаю вверх левую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву. Дети за мной повторяют.
- Проводим одну линию сверху вниз. Отступаем. Параллельно ей проводим ещё одну линию. Затем, от первой линии, ведем линию ко второй, останавливаемся и пишем косую линию вниз.
. Написание буквы Ц на столе. А теперь также, давайте напишем букву ц на столе.
11. Зрительная гимнастика. Ребята, пока вы писали, ваши глаза устали.
Посмотрите на экран и проследите за зонтиками, шариком…. Теперь закройте глаза, откройте и продолжим работать.
12. Работа в тетрадях. Задания на закрепление буквы ц.
13. Итог занятия. Молодцы, ребята. Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились (С буквой Ц)
-«Цыпленок, а тебе понравилось наше путешествие в страну звуков?»
-«Конечно, понравилось, и я хочу остаться жить в этом домике? Можно?»
-«Конечно, можно. Ведь твоё имя тоже начинается с этой буквы, а значит это тоже твой домик.»
А нам ребята пора прощаться с жителями страны звуков и букв и возвращаться в родной наш детский сад.
Молодцы, ребята!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")
Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...
Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).
Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...
Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.
методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.
Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....
презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"
Презентация адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....
Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»
Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....