Звук и буква Ц
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Титова Анастасия Николаевна

конспект занятия по обучению грамоте, подготовительная группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zvuk_i_bukva_ts.docx21.09 КБ

Предварительный просмотр:

Звук и буква Ц

Цель: создать условия для знакомства  детей со звуком и буквой Ц.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

-научить давать акустико-артикуляционную характеристику звук Ц;

-Упражнять в определении звуко-слогового состава слов со стечением согласных, подбирать слово к схеме.

- Познакомить с буквой Ц, упражнять в дифференциации понятий «звук» и «буква»..

коррекционно-развивающие:

-развивать фонематические процессы;

-развивать дыхание и голос;

-развивать внимание, память; логическое мышление;

- Развивать зрительно-пространственный праксис и гнозис.

коррекционно-воспитательная:

- Воспитывать умение самостоятельно выполнять учебную задачу;.

- Воспитывать умение выслушивать мнение других детей, не перебивая.

- развивать внимание, усидчивость

Оборудование:  картинки  со звуком Ц в разных позициях, «Звуковики», Схемы звукового состава слов; рабочии тетради, карандаши, зеркала.

Ход занятия.

1. Вступительная часть.

Улыбнемся друг другу

И нашим гостям

Чудесных открытий

Желаем всем вам.

Ребята, мы сегодня снова будем обучаться грамоте, поговорим о звуках и буквах.

2. Артикуляционная гимнастика. Сегодня я вам хочу рассказать сказку. Но для начала, отгадайте загадку.

Был белый дом, чудесный дом,

И что-то застучало в нём.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо.

Явился в жёлтой шубке,

Прощайте, две скорлупки.

- Правильно, это цыплёнок.

В одной скорлупке жил цыпленок, в ней ему стало тесно, скучно и он захотел появиться на свет. Давайте изобразим цыпленка, сидящего в яйце и покажем, как он вылезает из скорлупки: сначала высунул головку, потом — правое крылышко, затем — левое. И вот он вылез из скорлупки.

И что сказал цыпленок, как вы думаете?

(Цып-цып-цып)

- Посмотрел цыплёнок вокруг себя и удивился«Ац - оц - уц!»

Дети повторяют с той же интонацией и мимикой.

-Но тут подул лёгкий ветерок, а потом сильный ветер. (Дети показывают).

- Цыплёнок испугался«Ца - цо - цу!»

- Ветерок стал стихать и совсем прекратился. Чтобы цыплёнок не замёрз,

Погреем его: глубокий вдох через нос, медленный выдох ртом.

- Цыплёнок успокоился и улыбнулся«Ци-ци-ци.» «Какой прекрасный мир!» - сказал цыпленок. Ребята, а давайте пригласим цыпленка вместе с нами в страну звуков. Кто скажет, что это за страна? (страна в которой живут звуки и буквы) Правильно ребята, а вот какие звуки живут в этой стране, вы сейчас сами попробуйте догадаться.

3. Отгадывание загадок. - Вы любите загадки? Я хочу вам

загадать загадки, а вы попытайтесь их отгадать и попробуйте догадаться, какой новый звук мы встретим в нашей стране.

По ходу отгадывания загадок появляется картинка – отгадка.

Итак, первая загадка:

На одной ноге стоит,

В воду пристально глядит.

Тычет клювом наугад —

Ищет в речке лягушат. (Цапля)

Проживают в трудной книжке

Хитроумные братишки.

Десять их, но братья эти

Сосчитают всё на свете. (Цифры)

Нарядные сестренки

Весь день гостей встречают,

Медом угощают. (Цветы)

У детей к нему огромный интерес

Сюда всегда открыты двери,

Здесь выступают даже звери.

(цирк)

4.. Выделение звука.

Ребята, а теперь давайте, произнесём слова отгадки, выделяя первый звук.

- Вы догадались, о каком звуке сегодня на занятии будет идти речь?

-Правильно, сегодня мы с вами будем знакомиться со звуками «Ц».

.- Сначала давайте познакомимся со звуком «Ц».

5. Учимся произносить звук.

«Ц» - это имя звука, а каждое имя надо произносить четко и правильно. Скажите, а что участвует в произношении звука (губы, язык и зубы)

- Возьмите в руки зеркала и произнесите звук ц

- Что делают губы? (улыбаются)

-Произносим ц зубы видны? (зубы видны)

-Произносим Ц…Что делает кончик языка (упирается в верхние зубы)

6. Характеристика звука

Отложит зеркала. Звук ц гласный или согласный? Почему (Ц – согласный! Он не поется, и во рту появляется преграда)

Ребята, я вам открою секретзвук ц - он всегда твёрдый.

А сейчас, определите, пожалуйста, звук ц - звонкий или глухой? (глухой)

Итак, звук ц -согласный, твёрдый, глухой.

7. Упражнения в выделении звука ц из потока речи

Игра «Внимательные ушки»

- давайте поиграем в игру«Кто внимательнее» и попробуем поймать звук «Ц». Будьте внимательны, мы ловим твердый звук ц в словах. Я буду говорить слова, а вы хлопайте, если этот звук есть в слове:

Слова: Цапля-аист; царь-король; яйцо-цыпленок; театр-цирк; роза-цветок; браслет-цепочка; буквы-цифры.

4.6. Фонетическая зарядка со звуком ц: Подбор слов со звуком [ Ц ] .

А теперь придумайте вы слова, где звук «Ц» стоит в начале слова.

- Молодцы!

8. Физкультминутка. Цапля.

Очень трудно так стоять,

Ножку на пол не спускать

И не падать, не качаться,

За соседа не держаться.

(Стихотворение декламируется детьми 2 раза; первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой)

9.1 Работа с азбукой.

звуко-слоговой анализ слов: Овца, цокать цех зацепка отцы и тд.

9. Формирование представления о букве Ц

Знакомство с буквой Ц. Посмотрите, мы даже с вами не заметили, как подошли к домику звука. Каждый звук в этой стране живёт в своём доме. Как вы думаете в каком домике живет звук Ц?

Правильно, в букве ц.

Ребята, а на что похожа буква ц?

Посмотрите (показываю букву):

Вот какая буква Ц-

С коготочком на конце.

Коготок – царапка,

Как кошачья лапка.

10. Написание буквы в воздухе Ц.

- Давайте, посмотрим, из каких элементов построен домик звука (из 4 линий).

- Сейчас приготовьте свои указательные пальцы. Мы напишем букву Ц в воздухе. Поднимаю вверх левую руку и указательным пальцем пишу в воздухе букву. Дети за мной повторяют.

- Проводим одну линию сверху вниз. Отступаем. Параллельно ей проводим ещё одну линию. Затем, от первой линии, ведем линию ко второй, останавливаемся и пишем косую линию вниз.

. Написание буквы Ц на столе. А теперь также, давайте напишем букву ц на столе.

11.  Зрительная гимнастика. Ребята, пока вы писали, ваши глаза устали.

Посмотрите на экран и проследите за зонтиками, шариком…. Теперь закройте глаза, откройте и продолжим работать.

12. Работа в тетрадях. Задания на закрепление буквы ц.

13. Итог занятия. Молодцы, ребята. Ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились (С буквой Ц)

-«Цыпленок, а тебе понравилось наше путешествие в страну звуков

-«Конечно, понравилось, и я хочу остаться жить в этом домике? Можно?»

-«Конечно, можно. Ведь твоё имя тоже начинается с этой буквы, а значит это тоже твой домик.»

А нам ребята пора прощаться с жителями страны звуков и букв и возвращаться в родной наш детский сад.

Молодцы, ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фронтальное логопедическое занятие. Тема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")

Закрепление звука и буквы "И".Для детей с общий недоразвитием речи (ОНР) III уровня.Конспект фронтального логопедического занятияТема"Живые буквы и звуки"(звук и буква "И")...

Звук [в], буква В. Звук [р], буква Р.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук и буква О (старшая группа).Звук и буква О (подготовитульная группа).

Данный материал поможет молодым специалистам - логопедам в работе по развитию фонематического слуха, анализа и синтеза, профилактике дисграфии.Может использоваться воспитателями на занятиях по ознаком...

Звук [е], буква Е, звук [ё], буква Ё.

методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

Звук [Н], буква “Н” , звук [И], буква “И”.

Методические разработки занятия по подготовке дошкольников к обучению грамоте....

презентация на тему "Звук и буква У", презентация на тему "Звук и буква О"

Презентация  адресована логопедам,дефектолагам,молодым специалистам,работающим с детьми дошкольного возраста....

Материал для закрепления по темам: «Звук и буква А», «Звук и буква У», «Звук и буква О»

Материал адресован родителям дошкольников и воспитателям детских садов....