Конспекст ООД по развитию речи в подготовительной к школе группе, Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог."
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему
ООД «Развитие речи» (обучение грамоте)
Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог."
Цель: Дети знают о роли ударения в образовании слов, определяют ударный слог и ударный гласный звук, выполняют звукового анализ слов и составляют схему слова.
Образовательная среда: игрушечный микрофон, картонный герой Карандаш, предметные картинки, сюжетная картинка, карточки с цифрами, тетради, карандаши.
Форма организации: ООД «Развитие речи» (обучение грамоте).
Характер взаимодействия: форма общения со взрослым: внеситуативно-познавательная; форма общения со сверстником: ситуативно-деловая.
Ход:
1. Потребностно-мотивационо-целевой этап
Карандаш показывает детям игрушечный микрофон: Что это? (ответы детей: Микрофон)
2. Практический
Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Испорченный микрофон».
- Для чего нужен микрофон? (Ответы детей: Чтобы усиливать звуки, чтобы тихие звуки становились громкими и были всем слышны).
- Этот микрофон наверно, неисправный, у него почему-то исчезает звук. Помогите мне, пожалуйста, его исправить. Вы должны произнести громко слова, договорить те слоги, которые микрофон не усилил. Чтобы вам помочь, я буду показывать картинки с изображением предметов.
(При назывании слова, педагог один из слогов произносит шепотом – «выключился звук»)
Слова: СО(ба)КА, КО(ро)ВА, (те)ЛЕНОК, ЖЕРЕ(бе)НОК, ОВ(ца), КОТЕ(нок) и т.д.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе | 567.87 КБ |
Предварительный просмотр:
ООД «Развитие речи» (обучение грамоте)
Тема: "Звуковой анализ слов. Ударение, словообразовательная роль ударения. Ударный слог."
Цель: Дети знают о роли ударения в образовании слов, определяют ударный слог и ударный гласный звук, выполняют звукового анализ слов и составляют схему слова.
Образовательная среда: игрушечный микрофон, картонный герой Карандаш, предметные картинки, сюжетная картинка, карточки с цифрами, тетради, карандаши.
Форма организации: ООД «Развитие речи» (обучение грамоте).
Характер взаимодействия: форма общения со взрослым: внеситуативно-познавательная; форма общения со сверстником: ситуативно-деловая.
Ход:
1. Потребностно-мотивационо-целевой этап
Карандаш показывает детям игрушечный микрофон: Что это? (ответы детей: Микрофон)
2. Практический
Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Испорченный микрофон».
- Для чего нужен микрофон? (Ответы детей: Чтобы усиливать звуки, чтобы тихие звуки становились громкими и были всем слышны).
- Этот микрофон наверно, неисправный, у него почему-то исчезает звук. Помогите мне, пожалуйста, его исправить. Вы должны произнести громко слова, договорить те слоги, которые микрофон не усилил. Чтобы вам помочь, я буду показывать картинки с изображением предметов.
(При назывании слова, педагог один из слогов произносит шепотом – «выключился звук»)
Слова: СО(ба)КА, КО(ро)ВА, (те)ЛЕНОК, ЖЕРЕ(бе)НОК, ОВ(ца), КОТЕ(нок) и т.д.
Звуковой анализ слова МУКА, выкладывание схемы слова цветными фишками.
Один ребенок работает у доски, остальные – самостоятельно.
- Какие звуки составляют слово МУКА? (Звуки М, У, К, А)
- Какой слог в этом слове ударный? (Слог КА)
- Произнесите слово, выделяя голосом ударный слог и ударный гласный звук А.
- На схеме ударение обозначают черточкой над ударным звуком. Обозначьте ударный гласный звук А.
- Что получится если в каком-нибудь слове изменить ударение? (Получается неправильное слово, которого нет в русском языке)
- Давайте попробуем изменить ударный слог в слове МУКА. Я передвигаю черточку ударения на схеме. Что получилось? (Получилось МУКА).
- Как вы думаете, есть такое слово – МУКА? (Есть) Да, так говорят, если что-нибудь не получается, когда кто-нибудь страдает, мучается. Вот послушайте стихотворение о том, как девочка Нина лепила из глины пирог, у нее ничего не получалось, она мучалась.
ПЕРЕСОХЛА ГЛИНА,
РАССЕРДИЛАСЬ НИНА:
- НЕ МУКА, А МУКА,
ПОВАРАМ НАУКА!
- Запомните, ЕСЛИ В СЛОВЕ ИЗМЕНИТЬ УДАРЕНИЕ, МОЖЕТ ПОЛУЧИТСЯ НОВОЕ СЛОВО. ИЗМЕНЯЯ МЕСТО УДАРЕНИЯ, МЫ МОЖЕМ ИЗМЕНИТЬ СМЫСЛ СЛОВА
Дать представление о словообразовательной роли ударения
- Послушайте сказку:
СОБРАЛИСЬ ОДНАЖДЫ СЛОВА НА СОВЕТ, СТАЛИ ГОВОРИТЬ, КАКИЕ ОНИ ВСЕ ПОЛЕЗНЫЕ И ЗНАЧИМЫЕ. НО ЗАБЫЛИ СЛОВА ПРИГЛАСИТЬ НА СОВЕТ УДАРЕНИЕ. И ОНО ОБИДЕЛОСЬ. КОГДА СЛОВА СТАЛИ ВЫСТУПАТЬ, УДАРЕНИЕ ВДРУГ ВЫСКОЧИЛО ОТКУДА-ТО И ЗАКРИЧАЛО:
- ЧТО ВЫ БЕЗ МЕНЯ ЗНАЧИТЕ? ЕСЛИ Я ЗАХОЧУ, ВОЗЬМУ И ИЗМЕНЮ ЗНАЧЕНИЯ У КАЖДОГО ИЗ ВАС!
СЛОВА, КОНЕЧНО, НЕ ПОВЕРИЛИ. ВЫШЕЛ ВПЕРЕД ЗАМОК И СКАЗАЛ:
- Я ТЕБЯ НЕ БОЮСЬ, Я ТАКОЙ СИЛЬНЫЙ И ТЯЖЕЛЫЙ, ЧТО СПРАВЛЮСЬ С КАКИМ-ТО УДАРЕНИЕМ. ВЕДЬ УДАРЕНИЕ – ЭТО ЖЕ ПРОСТО ЧЕРТОЧКА!
УДАРЕНИЕ РАССЕРДИЛОСЬ И ВДРУГ ПРЫГНУЛО С ПОСЛЕДНЕГО СЛОГА НА ПЕРВЫЙ, И ИСЧЕЗ ЗАМОК И ПЕРЕД ВСЕМИ ПРЕДСТАЛ ЗАМОК.
ВИДЯТ СЛОВА, ЧТО ДЕЛО ПЛОХО – НЕ ОБОЙТИСЬ ИМ БЕЗ УДАРЕНИЯ! ОТВЕЛИ ЕМУ ПОЧЕТНОЕ МЕСТО НА СВОЕМ СОБРАНИИ И С ТЕХ ПОР ОТНОСЯТСЯ К УДАРЕНИЮ С БОЛЬШИМ УВАЖЕНИЕМ.
(По И. Подгаецкой)
- Рассмотрите пары картинок. Произнесите слова сначала с ударением на первом слоге, а потом на втором. Что обозначает каждое слово?
Слова: СТРЕЛКИ – СТРЕЛКИ ХЛОПОК – ХЛОПОК
КРУЖКИ – КРУЖКИ
Определение количества слогов в слове. Дидактическая игра «Выставка цветов»
- Сегодня мы открываем выставку цветов. Экспонаты выставки разместим в трех вазах. Если название цветка состоит из одного слога, мы поставим его в первую вазу, если название цветка состоит из двух слогов, поставим его во вторую вазу, а если название из трех слогов - в третью вазу. Подходите к доске, берите картинку с изображением цветка, называйте выбранный вами цветок и ставьте его в одну из ваз.
Слова: ПОДСНЕЖНИК, МАК, РОМАШКА, ИРИС, ФЛОКС, ЛИЛИЯ, РОЗА, ВАСИЛЕК, ПИОН, ЖАСМИН и т.д.
Подсчет количества звуков в словах. Дидактическая игра «Молчанка».
- Мы с вами организовали красивую выставку цветов. Давайте рассмотрим получше, какие цветы попали во вторую вазу. Определите, сколько звуков в каждом слове-названии. Не говорите ответ вслух, а покажите цифровую карточку. Это будет игра «Молчанка». Кто заговорит, тот проиграл.
Составление предложений по сюжетной картинке.
Педагог объединяет детей на две команды.
- Посмотрите на картинку. Составьте предложения о девочке и кошке. Выиграет та команда, которая составит больше разных предложений.
(Каждая команда составляет схему одного из предложений)
Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев. Упражнение «Пальчики»
ДРУЖАТ В НАШЕЙ ГРУППЕ,
ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ.
МЫ С ВАМИ, ПОДРУЖИМСЯ,
МАЛЕНЬКИЕ ПАЛЬЧИКИ.
РАЗ-ДВА-ТРИ-ЧЕТЫРЕ-ПЯТЬ,
БУДЕМ СНОВА МЫ СЧИТАТЬ.
(Демонстрируются ладони с разомкнутыми пальцами сначала левой, потом правой руки. пальцы обеих рук касаются подушечками и постукивают друг о друга: большой палец касается большого, указательный - указательного и т.д.)
Формирование графических навыков. Прописывание петель с крючками
«ПЕТЛИ» в тетрадях
3. Результативный:
- Назовите слова, в которых можно изменить ударение и значение изменится?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию речи в подготовительной к школе группе "Цветок добрых слов"
Программное содержание:Дать общее понятие о языке как об основном средстве общения людей, рассказать о многообразии русского языка, языка межнационального общения людей в России, воспитывать любовь к ...
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной к школе группе. Тема: « Волшебное слово»
Программное содержание: Закрепить умения составлять и читать слова, слоги. Продолжать формировать умения проводить анализ слов различной звуковой структуры. Качественно характеризовать выделяемы...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию речи в подготовительной к школе группе «Предложение и слово.»
Обучение грамоте в подготовительной к школе группе....
Обучение грамоте в подготовительной к школе группе "Звуко-буквенный анализ слова"
Презентация по формированию умения и навыка звукового анализа слова...
Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова «слон»
Цель:Создать условия по овладению первоначальными основами грамотыЗадачи:Освоение звукового анализа словРазвитие представлений о гласных звукахРазвитие умения отличать гласные звуки от согласныхОбучен...
Конспект занятия в подготовительной к школе группе Тема: «Звуковая культура речи. Обучение грамоте»
Конспект НОД по речевому развитию в подготовительной к школе группе «Путешествие в школу волшебников на воздушном шаре»...
Конспект по развитию речи в подготовительной к школе группе на тему: «Живые слова»
Цели:· продолжать учить составлять предложения из трех и более слов;· продолжать развивать фонематическое восприятие;· согласовывать воображение с умением подбир...