Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте по теме: «Звуки [п], [п‘]. Буква «П»
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)
НОД по обучению грамоте детей подготовительной к школе группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zvuki_p_p._bukva_p.docx | 22.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по обучению грамоте по теме: «Звуки [п], [п‘]. Буква «П»
(для детей подготовительной к школе группе)
Подготовила:
учитель-логопед
Курачева А.В.
Конспект непосредственно-образовательной деятельности
по обучению грамоте по теме: «Звуки [п], [п‘]. Буква «П»
(для детей подготовительной к школе группе)
Цель - познакомить детей со звуками [п], [п‘] и буквой «П».
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
- уточнить произношение звуков [п], [пь];
- уточнить понятие «глухой звук»;
- учить различать звуки по твердости-мягкости;
- учить звуко -буквенному анализу;
- активизировать и обогащать словарь: звук, слог, гласный, согласный (звук), глухой, твёрдый, мягкий.
Коррекционно – развивающие:
- развивать фонематические процессы:
фонематический слух - выделять звуки из состава слова,
фонематическое восприятие - определение положения звука в слове, фонематические представления – подбирать слова с заданным звуком.
- развивать артикуляционную моторику, мелкую моторику рук;
- развивать логическое мышление, зрительное восприятие, внимание.
Коррекционно – воспитательные:
- воспитывать умение контролировать собственную речь;
- умение слушать собеседника;
- уважительное отношение друг к другу.
Оборудование и материалы: мяч, предметные картинки, изображения мальчика и девочки (Петя и Поля), синий и зелёный домики, наборы для звукового анализа; тетради с заданиями, карандаши (по количеству детей), карточка с изображением буквы П.
Методические приёмы: наглядные, словесные, практические, игровые, использование художественного слова, вопросы, оценка.
Ход НОД
I. Организационный момент
Дети встают в круг. Логопед звенит в колокольчик, приветствие:
Здравствуй, правая рука.
Здравствуй, левая рука.
Здравствуй, друг, здравствуй, друг,
Здравствуй, весь наш дружный круг.
- Ребята, скажите, с какими звуками мы познакомились на прошлой неделе? (ответы детей)
- Что вы знаете о этих звуках, какие они? Какой буквой обозначаются эти звуки? Чем звуки отличаются от букв? Какие слова с этими звуками вы знаете, назовите? (мяч передают по кругу).
Логопед обращает внимание на изображения мальчика и девочки (Поли и Пети).
- Сегодня мы отправимся в волшебную страну звуков и букв, узнаем много нового и интересного. И вместе с нами отправятся Поля и Петя.
II. Основная часть.
Логопед: Отвечать мы будем внятно, чтобы было всем понятно. А чтобы отвечать внятно мы с вами разомнем наш язык.
1. Артикуляционная гимнастика
Дети выполняют комплекс артикуляционной гимнастики, включающий в себя упражнения: «Улыбка» - «Трубочка», «Часики», «Чистим зубки», «Конфетка», «Лошадка».
2. Знакомство с новой темой
Логопед: У нас сегодня в гостях дети Петя и Поля. С какого звука начинается имя Поля? А Петя?
- Правильно ребята, это звуки [п], [п‘]. Сегодня мы с вами будем знакомиться с этими звуками.
3. Характеристика звука по акустическим и артикуляционным параметрам
Логопед: При произнесении звука [п] – губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. [П] – не поётся, значит согласный, твердый, глухой звук.
При произнесении звука [пۥ] - губы сомкнуты и размыкаются под напором выдыхаемого воздуха; голосовые связки отдыхают, горло не дрожит. [пۥ] -согласный, мягкий, глухой звук.
- В каком домике будет жить звук [п]? Почему? А звук [пۥ] в каком? Почему? (ответы детей).
4. Игра «Будь внимателен»
Логопед: я буду говорить слова со звуками [п], [п‘]. Когда вы услышите слово со звуком [п], постучите кулаком по столу, а услышав звук [п‘], погладьте по столу ладонью.
Выделение звуков на слух: парк, путь, пингвин, пень, портфель, пижама, петли, паром, пони, пудель, пистолет, песок, платье.
5. Игра «Подарки для Пети и Поли»
Логопед: вы прекрасно справились с заданием, и я приготовила для вас еще задание: посмотрите вокруг себя и найдите картинки, на которых изображены картинки со звуками [п], [п‘].
Дети, выбрав картинки, присаживаются на свои места, затем по очереди выходят к доске и определяют какой звук находится в названии картинки ([п], [п‘]), его местоположение в слове (начало, середина или конец), затем «дарят» картинку Пете - если звук мягкий (помещая картинку в зелёный домик) или Поле – если звук твёрдый (помещая картинку в синий домик).
6. Физминутка «Переменка»
Логопед: Спасибо, ребята. Поля и Петя довольны подарками и приглашают вас немного отдохнуть, на веселую перемену.
Переменка, переменка, переменка! | (дети стоят в кругу, хлопают в ладоши) |
Отдохните хорошенько Можно бегать и шуметь, | (бег на месте) |
Танцевать и песни петь, | (выполняют танцевальные движения) |
Можно сесть и помолчать, | (приседают на корточки, затихают) |
Толь – чур! Нельзя – скучать! | (вскакивают и прыгают на одной ноге) |
7. Звуковой анализ слов
Логопед: Отлично отдохнули, присаживайтесь. Петя и Поля приготовили для вас еще одно задание (достает картинки из конверта). Они просят, чтобы вы помогли им выложить слова с помощью цветных кружков.
Первое слово ПУМА. Что означает это слово? (Ответы детей). Пума – это дикое животное из семейства кошачьих. Обитает в Северной и Южной Америке. (Совместный разбор слова)
- П-пума. Какой первый звук? (звук [п]). Он какой? (согласный, твёрдый)
Каким цветом обозначим? (синим). П-у-у-ума. Какой следующий звук? (звук [у])
Он гласный или согласный? (гласный). Каким цветом обозначим? (красным). Пу-м-м-ма. Какой следующий звук? (звук [м]). Он какой? (согласный, твердый). Каким цветом обозначим? (синим). Пума-а-а. Какой следующий звук? (звук [a]). Сколько всего звуков в слове ПУМА? (4 звука). Сколько гласных звуков? (2). Назовите их ([у], [a]). Сколько согласных? (2). Назовите их ([п, м]).
- Отлично! Ребята, надо выложили цветными кружочками еще одно слово ПИМЫ. Что означает это слово? (Ответы детей). Пимы — национальная обувь финно-угорских народов и коренных народов Крайнего Севера (коми, ненцы, ханты, манси и др.). Представляют собой сапоги из шкуры с ног северного оленя (реже — из шкуры со лба оленя).
Дети выполняют задание самостоятельно, затем совместная проверка.
Логопед: П-пимы. Какой первый звук? (звук [п‘]). Какой это звук? (согласный, мягкий). Каким цветом обозначим? (зелёным). П-и-и-имы. Какой следующий звук? (звук [и]). Он гласный или согласный? (гласный). Каким цветом обозначили? (красным). Пи-м-м-мы. Какой следующий звук? (звук [м]). Он какой? (Согласный, твердый). Каким цветом обозначим? (синим). Пимы-ы-ы. Какой следующий звук? (звук [ы]). Сколько всего звуков в слове ПИМЫ? (4 звука). Сколько гласных звуков? (2). Назовите их ([и], [ы]). Сколько согласных? (2). Назовите их ([п‘, м]).
- Задание выполнили верно. Скажите, кому отдадим ПИМЫ, Поле или Пете? Почему? А кому ПУМУ? Почему?
8. Знакомство с буквой П. Соотнесение звука [п] с буквой
Логопед: Ребята, а вы знаете, что звуки [п] и [п‘] обозначаются одной буквой? Кто скажет, что это за буква? А вы знаете, как выглядит буква «П». (помещает на доску букву П).
- На что похожа буква П? (Ответы детей).
На хоккее, на футболе, буква П – ворота в поле.
Букву П в спортивном зале перекладиной назвали.
Ну-ка, милый, не ленись, подойди и подтянись.
- Ребята, из скольких элементов состоит буква П? (ответы детей: из 3 палочек).
- Какие палочки по размеру? (ответы детей: две длинные и одна короткая.
- Посмотрите, как пишется буква П. (дает образец написания). Давайте напишем букву П в воздухе. И ещё раз. Чем буквы отличаются от звуков? (ответы детей).
- Верно, звуки мы слышим и произносим, а буквы видим и пишем.
9. Работа в тетрадях
Логопед: Обведите все буквы П. Сколько букв вы обвели? Допишите букву П в тетрадях.
V. Итог НОД
Логопед: С какими новыми звуками и буквой мы познакомились?
- Скажите, чему вы сегодня научились?
- Какие задания вы выполняли?
- Что вам понравилось на занятии?
- Было ли что-то трудным для вас?
- На сегодняшнем занятии, вы все были очень внимательны, отлично выполнили все задания. Ребята, вы дружные, умеете слушать и уже готовы отправиться в школу!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте на тему:Звуки [Б]- [Бь]. Буква Бб.
Конспект занятия по звукопроизношению и обучению грамоте в подготовительной логопедической группе....
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по обучению грамоте на тему "Звук У"
Это занятие можно проводить как по развитию речи, так и по закрепления цветов на сенсорном развитии. Наглядный материал необходим яркий и красочный для более эмоционального отклика и сосредоточенности...
Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»
Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...
План-конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению грамоте на тему "Звук и буква Э" с использованием мультимедийной презентации
Представлен краткий план-конспект НОД по обучению грамоте на тему "Звук и буква Э" детей старшего дошкольного возраста с использованием мультимедийной презентации....
Конспект организации непосредственно образовательной деятельности по обучению грамоте на тему «Звук [Ф]»
Расширение представлений о звуке [Ф]; закрепление представлений о твердых согласных...
Конспект образовательной деятельности по обучению грамоте "Знакомство со звуком М и буквой М"
Материал для проведения образовательной деятельности "Формирование основ грамотности"...
Непосредственно образовательная деятельность по обучению грамоте на тему"Звуки и буквы"
НОД по обучению грамоте на тему "Звуки и буквы"...