«ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)
Консультация "Подготовка детей к обучению грамоте"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_obuchenie_gramote.odt | 11.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация
«ПОДГОТОВКА ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ»
Цель: повышение компетентности родителей в вопросах подготовки детей к обучению грамоте.
Задачи:
- Способствовать взаимодействию в работе учителя-логопеда и семьи.
- Совершенствовать работу с родителями по подготовке детей к обучению элементам грамоты.
- Воспитывать инициативность и навыки сотрудничества в подготовке старших дошкольников к обучению грамоте.
Подготовка детей к обучению грамоте - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома. Однако, многие родители сталкиваются с тем, что не имеют достаточных знаний и умений при овладении грамотой.
Обучение грамоте - ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности. Успешность обучения в школе зависит от знаний, которые получил ребёнок в саду, а так же от той практической помощи, которую сможет оказать родитель ему дома.
А практические знания умения формируются только на теории. Некоторые родители сталкиваются с трудностями при выполнении домашних заданий по обучению грамоте, особенно это касается работы со звуками, слогами, словами, предложениями. Поэтому я предлагаю вспомнить основные понятия, чаще используемые в работе с детьми.
Все, что мы говорим, читаем, пишем - Речь.
Речь бывает: устная и письменная.
Состоит наша речь из предложений.
Что такое предложения? (слова связанные между собой по смыслу)
Предложения состоят из слов.
Слова состоят из слогов.
Слоги состоят из звуков.
Какие бывают звуки? (гласные, согласные)
В каждом слове слышим звуки.
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь, голосят. Обозначаются красными фишками.
Согласные звуки - это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду (губы, зубы, язык). Некоторые из них могут тянуть (ШШШ, МММ, ВВВ) но пропеть их нельзя, поэтому они СОГЛАСНЫ дружить с гласными, вместе с которыми они тоже могут пропеть любую мелодию (ма-ма-ма-...). Обозначаются синими (согласные твёрдые – [м], [д], [л]) и зелеными (согласные мягкие -[мь], [дь], [ль]) фишками.
Звуки [Ш, Ж, Ц] - всегда твердые, у них нет «мягкой» пары.
Звуки [Ч, Щ, Й] - всегда мягкие, у них нет «твердой» пары.
Согласные звуки необходимо произносить отрывисто: [р]! и букву р необходимо называть так же: [р]! Ни в коем случае ЭР или РЭ.
Также согласные звуки являются мягкими, если сразу за ними следуют гласные буквы (е, ё, и, ю, я) или (ь).
Мягкий знак и твёрдый знак - буква, а не звук!!!
И твёрдыми, если за ними следуют другие гласные (а, о, у, ы, э).
ЙОТИРОВАННЫЕ ЗВУКИ [Й’Э], [Й’О], [Й’У], [Й’А]
Гласные буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, если они стоят:
1. В начале слова (юг, яма, Емеля);
2. После гласных (заявка, приют, Пелагея); а могут обозначать один звук, после согласного.
3. После букв Ь Ъ (вьюга, въезд)
Всегда мягкие звуки: [й’], [ч’], [щ’].
Всегда твёрдые звуки: [ж], [ш], [ц].
Звуки на письме обозначаем буквами.
Чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем).
Показывая буквы, надо произносить не ее официальное алфавитное название, а тот звук, который эта буква обозначает.
Например, звук [м] мы произносим отрывисто: м! и букву м необходимо называть так же: м! Ни в коем случае ЭМ или МЭ. Вводя буквы, давайте только печатные образцы.
Запоминание образа буквы можно организовать по-разному:
- написать букву в воздухе, на столе;
- выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек;
- написать букву пальчиком на манке или другой мелкой крупе;
- выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и т.д.;
- вырывать, вырезать из бумаги образ буквы;
- вылепить из пластилина, теста;
Примеры игр и упражнений на развитие фонематического слуха:
«Поймай звук»
Взрослый произносит слоги, а ребѐнок хлопает в ладоши, когда услышит слог с заданным звуком. ¬ «Хлопни, если услышишь в слове звук [А]» Выделяем звук голосом, «нажимаем» на него. Начинать надо с гласных звуков, затем переходить к согласным. ¬
«Повтори»
Ребёнок должен запомнить и повторить названный звуковой ряд в том же порядке (АОУ, ИОО, УМЭ…)
«Назови первый (последний) звук»
Предложите ребёнку назвать первый или последний звук в слове (данный звук необходимо выделять голосом, немного «тянуть» его – «сссобака, доммм»)
«Придумай слово»
Ребёнку предлагается придумать слово на заданный звук.
«Где спрятался звук?»
Предложите ребёнку угадать, где спрятался заданный звук (в начале, середине или конце слова. Обязательно выделяйте заданный звук голосом (рррадуга, заборрр, муррравей)
«Подели слово на части»
Ребёнку предлагается поделить слово на слоги и определить количество слогов.
«Собери слово»
Ребёнку предлагается составить из перечисленных звуков слово Ж, У, К (ЖУК).
«Волшебная цепочка»
Назовите любое слово и предложите ребёнку придумать слово на последний звук вашего слова, вы придумываете слово – на последний звук придуманного ребёнком слова и так далее (рама – аист – танк – капуста…)
«Путешествие по комнате»
1вариант игры - Побеждает тот, кто найдѐт больше предметов, обозначаемых словами с определѐнным звуком.
2 вариант игры - У каждого играющего по 4 фишки определенного цвета. Найдя предмет, обозначаемый словом с оговоренным звуком, играющий кладет фишку. Побеждает тот, кто первым разложит все свои фишки. В конце игры – проверка. Взрослому можно иногда специально допустить ошибку, чтобы ребѐнок в дальнейшем проверял каждое слово с интересом, вслушиваясь в него. ¬
«Узнай звук»
Послушать текст и назвать, какой звук чаще всего встречается в нем. Тут мышка. У мышки мышата. Мышка шумит. ¬ «Определи позицию звука в слове» Взрослый называет слова, ребѐнок определяет, где находится звук в слове (в начале, середине, в конце). ¬ «Найди место картинке» Различаем твѐрдый и мягкий согласные звуки. Взрослый называет слово, ребѐнок определяет «твѐрдость» или «мягкость» звука. После того, как ребѐнок научился слышать, определять место звуков в слове, мы переходим к проведению звукового анализа слов. Этот вид анализа тоже выполняется на слух. Суть - определить последовательность звуков в слове: какой звук первый, какой идѐт за ним и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект совместной образовательной деятельности по развитию процессов языкового анализа и синтеза и подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи
Конспект открытого мероприятия для детей о общим недоразвитием речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжёлым нарушением речи...
Календарно – тематический план непосредственно образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте для детей среднего дошкольного возраста
Данный материал прндусматривает календарно-тематическое планирование НОД на учебный год для детей среднего дошкольного возраста по подготовке к обучению грамоте с использованием игровых технолог...
Итоговое занятие по подготовке детей к обучению грамоте (для детей подготовительной группы и их родителей) «Волшебный букет»
Занятие предполагет участие родителей, построено в игровой форме и содержит упражнения и игры, направленные на подведение итогов за год подготовки детей к обучению грамоте....
Конспект непосредственно образовательной деятельности «Речевое развитие: подготовка детей к обучению грамоте». Подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР №7 «Солнышко» Тема: «Остров потерянных Слов».
Цель: совершенствовать фонематический слуха и восприятие, навыки звукового анализа и синтеза слов....
Конспект НОД по подготовке детей к обучению грамоте «Волшебная шкатулка бабушки Азбуки» (для детей 5-6 лет)
Систематизация знаний детей о звуках и буквах, звуковом анализе слова....
Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"
Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...
Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»
Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...