Конспект логопедического занятия по обучению грамоте. Звуки [ф] [ф'] и буква Ф
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа)

Иринцеева Зухра Ильсуровна

 Формирование представлений о звуках [ф], [ф’] и букве Ф.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tematemazvukbukvaf.docx21.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Звуки ф, ф’. Буква Ф».

Цель: формирование представлений о звуках [ф], [ф’] и букве Ф.

Задачи:

Образовательные: закрепить навыки различения и произношения звуков [ф], [ф'] изолированно, в слогах, словах, предложениях; уточнить артикуляцию и характеристику звуков [ф], [ф’]; формировать умение определять позицию звуков [ф], [ф’]; познакомить с графическим обозначением звуков; формировать умение выполнять звуко-буквенный анализ и синтез слов, читать слоги, слова;

Развивающие: развивать фонематические процессы, внимание, память, мышление; развивать графические навыки, координацию речи с движением.

Воспитательные: воспитывать умение слушать педагога, товарища.

Оборудование: магнитно-маркерная доска, карандаши простые цветные, символы звуков, рабочие тетради, кассы букв, зеркала, картинки Фомы и Фили. 

Ход занятия:

IОрганизационный момент

Логопед. Ребята, к нам в гости пришли два друга: Фома и Филя. Они принесли с собой фотоаппарат. Как называют человека, который фотографирует? Чем фотографирует фотограф? Что получается у фотографа, когда он фотографирует? Куда можно вставить фотографии? Как называется альбом с фотографиями? Где работает фотограф? (Ответы детей.)

2. Работа над родственными словами

Логопед. Ребята, какая часть одинаковая, общая в словах фотограф, фотоаппарат, фотоальбом, фотография? (Ответы детей.) Да, эта часть – «фото». Если к этому слову присоединить другие слова, то получатся новые слова.

Эти слова называются – «родственные». У них есть одна общая часть (фото), как у дерева корень. Эти слова образуют одну семью, поэтому называются родственными.

II. Основная часть

1. Артикуляция и характеристика звуков

Логопед. Я сейчас еще раз назову эти слова, а вы скажите, какой первый звук в этих словах (фотограф, фотография, фотоальбом, фотоателье).

Дети. Звук [ф]

- Сегодня мы будем слушать и произносить звуки [ф, ф'].

Логопед. Что делают губы, зубы и язык, когда мы произносим звук [ф]?

(Нижняя губа поднимается к верхней, между зубами узкая щель, язык спокойно лежит во рту) Нижняя губа немного втянута и прижата к верхним зубам, верхняя губа слегка приподнята. Верхние зубы видны. Выдыхаемый воздух прорывается в щель между верхними зубами и нижней губой.

- Воздушная струя встречает преграду или нет? (Да)

- Горлышко дрожит или нет? (Нет)

- Какой он, звук [ф]? (Твердый, согласный, глухой)

- В слове Филя – первый звук …(фь). Разница заключается в том, что при произнесении звука ФЬ нижняя губа менее напряжена.

- Расскажите о звуке [ф']. (Мягкий, согласный, глухой)

Звуки [ф, ф'] звонкие или глухие? (Глухие.) Объясните, почему эти звуки глухие?

2. Игра «Светофор». Дифференциация звуков [ф, ф'] на слух

- Я буду называть звуки в, в, слоги и слова с ними. Если услышите звук [ф], то поднимаете синий квадрат, а если звук [ф’], то зеленый квадрат.

 -Сейчас я буду произносить звуки. А вы, если услышите твердый звук [ф] – поднимите синий кружок, а если мягкий звук [ф'] – поднимите зеленый кружок.

Логопед произносит звуки, слоги, слова (ф, ф, фь, ф, фь, фь, ф, фа, фы, фи, фо, фё, фя, фе, фэ, футбол, филин, Африка, туфли, шарф, кофе…).

3. Игровое упражнение «Найди нужную фотографию»

Логопед. Фома и Филя сделали фотографии. Но перепутали их. Спорят, где чья фотография. Давайте им поможем, найдем авторов фотографий.

- На фотографиях, которые делал Фома, изображены предметы, в названии которых есть твердый звук [ф], а на фотографиях, сделанных Филей, изображены предметы, в названии которых есть звук [ф'].

Логопед раскладывает «фотографии», а дети по очереди берут картинки, определяют наличие в них звуков [ф, ф'] и отдают Филе или Фоме.

4. Физминутка

Филя и Фома, когда отдыхают, любят делать такую зарядку:

А сейчас все по порядку

Встанем дружно на зарядку.

Руки в стороны, согнули,

Вверх подняли, помахали.

Спрятали за спину их и оглянулись

Через правое плечо, через левое еще.

Дружно присели, пяточки задели.

На носочки поднялись,

Опустили руки вниз.

5. Игра «Найди звук». Определение места звуков [ф, ф'] в слове

Логопед. А теперь друзья просят вас помочь узнать, где же в словах, которые им очень нравятся, находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова. Например, в слове «флажок». Звук [ф] в этом слове находится в начале. Сейчас Филя и Фома будут называть вам слова, а вы определите, где находятся звуки [ф, ф'] – в начале, в середине или в конце слова.

Лексический материал: флаг, туфли, жираф, фартук, магнитофон

(Дети выполняют задание при помощи специальных звуковых линеек.)

6. Знакомство с буквой Ф

Логопед. Мы сегодня слушали и произносили звуки [ф, фь]. Эти звуки обозначают буквой Ф.

Логопед. На что похожа буква Ф?

(Дети отвечают.)

– Филин, два огромных глаза,

Букву Ф напомнит сразу.

– Всем известно без подсказки:

Буква Ф – как ключ от сказки.

Никогда его у нас

Не отнимет Карабас.

– Филя ходит – руки в боки,

Значит, выучил уроки.

Логопед. Встаньте и вы, поставьте руки на пояс. Посмотрите, вы стали похожи на букву Ф.

7. Печатание буквы Ф

-Найдите букву среди других букв.

- Посчитайте, из скольких элементов состоит буква В. Назовите эти элементы. (Одна прямая и два полукруга)

- Нарисуем букву в воздухе.

Штриховка и печатание буквы в тетради.

Логопед. Посмотрите, как надо правильно печатать букву Ф.

(Логопед показывает письмо буквы на доске. Затем дети пишут ее в тетради в клетку).

8. Печатание слогов в тетради

- Вы научились писать букву Ф.

Филя и Фома предлагают вам записать слоги. Филя просит написать слог АФ.

Какой первый звук в слоге АФ? Какой буквой мы обозначим звук А? Запишите ее. Какой второй звук в слоге АФ? Какой буквой он обозначается? Напишите букву Ф рядом с буквой А. Прочитайте, какой слог у вас получился?

Фома просит записать слог ФО. Какой первый звук в слоге ФО? А второй? Пропустите одну клетку и запишите слог ФО.

Ребята, вы помните, мы сегодня искали общую часть в словах: фотография, фотоаппарат, фотограф. Какая это часть? (Фото). Посчитайте, сколько слогов в слове фото. Назовите первый слог. Мы его уже записали. Какой слог надо дописать, чтобы получилось слово «фото»? (Слог «то».) Допишите его. Прочитайте, что у вас получилось. (Слово «фото».)

Филя и Фома благодарят вас за помощь!

III. Итог

Логопед. Ребята, кто приходил к нам сегодня? Чему мы сегодня научились? Что узнали? С какой буквой познакомились?

Молодцы! Филя и Фома прощаются с вами и желают вам успехов!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква С"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной группе "Звук и буква С"...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л." Лексическая тема "День Защитников Отечества" для детей подготовительной группы

Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. Активизировать  словарь по лексической теме "День защитников Отечества"....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Р и РЬ. Буква Р» (подготовительная к школе группа)

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЕ ПОДГОТОВИЛА УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД БОНДАРЧУК АЛЕНА НИКОЛАЕНАГосударственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы "Школа № 2098 "Многопрофильный образовательный це...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте: «Звуки [С],[Сь]. Буква С.»

Конспект  логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи .Тема: «Звуки [С],[Сь]. Буква С.»...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Л"

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Л" для детей подготовительной к школе группы....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте "Звук и буква Щ" для детей подготовительной к школе группы....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки [М]- [М\'] , буква М».

Вид занятия: подгрупповоеПриоритетная образовательная область: «Речевое развитие» — логопедическая коррекция.Общая продолжительность:  25 минут....